Научная статья на тему 'Особенности обучения студентов юридических специальностей основам публичной речи'

Особенности обучения студентов юридических специальностей основам публичной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичное выступление / ораторское искусство / тревожность / страх публичного выступления / иноязычное образование / английский для профессиональных целей / бакалавры юриспруденции / public speaking / oratory / anxiety / fear of public speaking / foreign language education / english for professional purposes / bachelors of jurisprudence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Михайловна Шерехова

В настоящее время способность выступать перед аудиторией и публично презентовать результаты своей деятельности является важной и востребованной как в академической, так и профессиональной среде. Однако, подавляющее большинство людей испытывают тревожность, связанную с необходимостью публичных выступлений. В статье обосновывается необходимость овладения будущими юристами основами ораторского мастерства, а также описывается опыт организации занятий по развитию умений публичного выступления на английском языке, в процессе которых происходит преодоление тревожности и страха. Автор проанализировал психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, провел анкетирование студентов с последующей обработкой и систематизацией данных, сравнил полученные данные по динамике снижения тревожности в процессе подготовки и презентации публичных выступлений студентов. Будучи надпредметной дисциплиной, иностранный язык является не объектом усвоения, а средством развития профессиональных умений и навыков. Именно в процессе иноязычного образования перед преподавателем открываются возможности моделирования ситуаций профессионального общения и создания необходимых условий для овладения всеми видами речевой деятельности, в том числе и умением выступать перед публикой. Автор предлагает разнообразные формы работы в рамках обучения английскому языку, направленные на развитие умений публичного выступления у бакалавров юриспруденции. В процессе организации занятий с включением элементов публичного выступления создаются благоприятные условия для развития умений вербального и невербального общения с аудиторией, студенты учатся анализировать свои ошибки, оценивать результаты собственной работы, справляться с тревожностью и страхом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning features law students the basics of public speech

Currently, the ability to speak to audience and publicly present the results of their activities is important and in demand in both academic and professional environment. However, the vast majority of people experience anxiety associated with the need for public speaking. The article justifies the need for future lawyers to master the basics of oratory, and also describes the experience of organizing classes to develop public speaking skills in English, in the process of which anxiety and fear are overcome. The author analyzed psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, conducted a survey of students with the subsequent processing and systematization of data, compared the data obtained on the dynamics of reducing anxiety in the process of preparing and presenting public speeches of students. Being a subject discipline, a foreign language is not an object of assimilation, but a means for developing professional skills. It is in the process of foreign language education that the teacher has the opportunity to model situations of professional communication and create the necessary conditions for mastering all types of speech activities, including the ability to speak to the public. The author offers a variety of forms of work in the framework of teaching the English language, aimed at developing the skills of public speaking among bachelors of jurisprudence. In the process of organizing classes with the inclusion of elements of public speaking, favorable conditions are created to develop verbal and non-verbal communication skills with the audience, students learn to analyze their mistakes, evaluate the results of their own work, and cope with anxiety and fear.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения студентов юридических специальностей основам публичной речи»

Научная статья УДК 378.09

DOI: 10.20323/1813-145X-2024-2-137-107 EDN: KTMPFF

Особенности обучения студентов юридических специальностей основам публичной речи Ольга Михайловна Шерехова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных направлений, Институт иностранных языков, Петрозаводский государственный университет. 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33 olmili@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2817-7700

Аннотация. В настоящее время способность выступать перед аудиторией и публично презентовать результаты своей деятельности является важной и востребованной как в академической, так и профессиональной среде. Однако, подавляющее большинство людей испытывают тревожность, связанную с необходимостью публичных выступлений. В статье обосновывается необходимость овладения будущими юристами основами ораторского мастерства, а также описывается опыт организации занятий по развитию умений публичного выступления на английском языке, в процессе которых происходит преодоление тревожности и страха. Автор проанализировал психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, провел анкетирование студентов с последующей обработкой и систематизацией данных, сравнил полученные данные по динамике снижения тревожности в процессе подготовки и презентации публичных выступлений студентов. Будучи надпредметной дисциплиной, иностранный язык является не объектом усвоения, а средством развития профессиональных умений и навыков. Именно в процессе иноязычного образования перед преподавателем открываются возможности моделирования ситуаций профессионального общения и создания необходимых условий для овладения всеми видами речевой деятельности, в том числе и умением выступать перед публикой. Автор предлагает разнообразные формы работы в рамках обучения английскому языку, направленные на развитие умений публичного выступления у бакалавров юриспруденции. В процессе организации занятий с включением элементов публичного выступления создаются благоприятные условия для развития умений вербального и невербального общения с аудиторией, студенты учатся анализировать свои ошибки, оценивать результаты собственной работы, справляться с тревожностью и страхом.

Ключевые слова: публичное выступление; ораторское искусство; тревожность; страх публичного выступления; иноязычное образование; английский для профессиональных целей; бакалавры юриспруденции

Для цитирования: Шерехова О. М. Особенности обучения студентов юридических специальностей основам публичной речи // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 107-117. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-107. https://elibrary.ru/KTMPFF

Original article

Learning features law students the basics of public speech

Olga M. Sherekhova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor at department of foreign languages of humanities, Institute of foreign languages, Petrozavodsk state university. 185035, Republic of Karelia, Petrozavodsk, Lenin ave., 33 olmili@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2817-7700

Abstract. Currently, the ability to speak to audience and publicly present the results of their activities is important and in demand in both academic and professional environment. However, the vast majority of people experience anxiety associated with the need for public speaking. The article justifies the need for future lawyers to master the basics of oratory, and also describes the experience of organizing classes to develop public speaking skills in English, in the process of which anxiety and fear are overcome. The author analyzed psychological, pedagogical and methodological literature on the problem of research, conducted a survey of students with the subsequent processing and systematization of data, compared the data obtained on the dynamics of reducing anxiety in the process of preparing and presenting public speeches of students. Being a subject discipline, a foreign language is not an object of

© Шерехова О. М, 2024

assimilation, but a means for developing professional skills. It is in the process of foreign language education that the teacher has the opportunity to model situations of professional communication and create the necessary conditions for mastering all types of speech activities, including the ability to speak to the public. The author offers a variety of forms of work in the framework of teaching the English language, aimed at developing the skills of public speaking among bachelors of jurisprudence. In the process of organizing classes with the inclusion of elements of public speaking, favorable conditions are created to develop verbal and non-verbal communication skills with the audience, students learn to analyze their mistakes, evaluate the results of their own work, and cope with anxiety and fear.

Key words, public speaking; oratory; anxiety; fear of public speaking; foreign language education; english for professional purposes; bachelors of jurisprudence

For citation: Sherekhova O. M. Learning features law students the basics of public speech. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 107-117. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-107. https://elibrary.ru/KTMPFF

Введение

В эпоху стремительного развития науки и технологий, в условиях геополитических и демографических изменений постоянно растут требования к выпускнику вуза. Современному специалисту уже недостаточно просто обладать хорошими предметными знаниями в области своей профессиональной деятельности, ему необходимо владеть целым рядом универсальных ключевых компетенций, уметь быстро адаптироваться к неопределенным условиям, ориентироваться в различных ситуациях, «выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества» [Доклад. Россия].

Согласно ФГОС для бакалавров направления подготовки «Юриспруденция», предполагается, что выпускник вуза будет в состоянии «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) язы-ке(ах)» [Приказ Министерства науки]. В связи с этим очевидной становится необходимость постоянного совершенствования коммуникативных умений будущего юриста как на родном, так и на иностранном языке. Поскольку профессия юриста предполагает постоянное общение с людьми, важной частью профессиональной подготовки будущих специалистов является речевая коммуникация, в процессе которой обучающиеся не только овладевают всеми видами речевой деятельности, учатся вести беседы, переговоры, консультации, интервьюировать, но и приобретают навыки публичных выступлений перед аудиторией. Однако, согласно данным опросов, проводимых в 2023 году, около 75 % людей страдают от речевой тревожности, 37 % населения испытывают страх выступлений перед аудиторией, который называется глоссофобией и причисляется к социальному тревожному рас-

стройству, мешает повседневной деятельности, включая работу и учебу [Essential Public]. Проведенные исследования доказывают, что представители поколения, родившегося после 2000 года, больше всего подвержены страху необходимости выступления перед большой группой людей. Около 74 % молодых людей этого возраста испытывают страх перед публичными выступлениями. Причина, по мнению Н. Давидсон и K. Двайер, кроется в стремительном развитии технологий в области коммуникации, включая социальные сети, которые позволяют студентам высказывать свое мнение, не выступая лично [Dwyer, Davidson, 2021]. Публичное выступление на иностранном языке является еще одним вызовом для современного специалиста. Причины возникновения тревожности обусловливаются несколькими факторами, а именно: страхом перед общением на иностранном языке (в случае низкого уровня владения им); боязнью негативной оценки со стороны коллег или одногруппни-ков в любой социальной оценочной ситуации и страхом перед тестовым контролем. В связи с этим многие университеты мира включают курс «Подготовка к публичному выступлению» в число обязательных предметов как для своих, так и для иностранных студентов, в процессе прохождения которого студенты имеют возможность не только ознакомиться с основами ораторского искусства и приобрести определенные умения и навыки, но и научиться преодолевать тревожность и страх перед выступлением.

Цель данной статьи - обосновать необходимость владения навыками публичной речи специалистами в области юриспруденции и представить опыт организации проведения занятий по развитию умений публичного выступления на английском языке, в процессе которых происходит преодоление тревожности и страха перед ним.

Теоретические основания исследования

В настоящее время умения публичных выступлений востребованы как в академической, так и профессиональной среде. Человек, обладающий этими умениями, имеет возможность развиваться и самореализовываться в условиях открытости, толерантности в коммуникации, ценность которых неоспорима [Educational Technology..., 2020, с. 155]. Люди, владеющие ими, способны грамотно и эффективно доносить свои идеи на различных мероприятиях, совещаниях, семинарах и конференциях, что в свою очередь обусловливает успешность как собственной карьеры, так и развитие всего предприятия. Эффективный обмен опытом и успешными практиками является основным условием для получения хороших перспектив в профессиональной среде [Уварина, 2021, с. 42]. Преимущества владения умениями публичного выступления специалистами различных профессий описываются как в российских, так и в зарубежных исследованиях. Большое внимание уделяется риторической практике, которая является «неотъемлемым элементом подготовки специалистов, чья деятельность тесно связана с искусством слова» [Абрашина, 2019, с. 51]. А. А. Шкунова, С. В. Булганина, М. Е. Казаков описывают актуальность владения умениями и навыками публичного выступления менеджерами различных уровней [Шкунова, 2019, с. 277], А. К. Сулейманова и С. Н. Нурлыгаянова подчеркивают необходимость развития умений «человека говорящего» в рамках профессиональной деятельности, успешность реализации которой «напрямую связана с уровнем сформированности навыков общения и владения публичной речью» [Сулейманова, 2017, с. 136]. О. Ф. Кучеренко описывает важность развития основ ораторского мастерства у медицинских работников, которые выступают часто в роли просветителей и пропагандистов здорового образа жизни или убеждают пациентов в необходимости жизненно важных медицинских процедур [Кучеренко, 2016, с. 118]. В ряду профессий, специалисты которых должны обладать умениями выступать на публике, аргументированно строить свои высказывания, убеждать, мотивировать и даже воздействовать на другого человека, стоит и профессия юриста [Зюкина, 2016; Карташова, 2015]. Однако, Е. Н. Абрашина в своем исследовании констатирует отсутствие риторической грамотности у выпускников вузов и подчеркивает актуальность развития умения «свободно общаться на литературном языке в любой коммуникативной сфере»

[Абрашина, 2019, с. 51]. Она акцентирует внимание на необходимости обучения аргументирующей речи, развития умений убеждать, агитировать и доказывать.

Специалисты в области подготовки ораторов обосновывают необходимость организации специального обучения ораторскому искусству для представителей различных профессий. В последнее время зарубежными работодателями практикуется опыт учета публичного выступления кандидата на вакансию при принятии решений о приеме на работу. В связи с этим многие зарубежные колледжи и университеты предлагают факультативные курсы по обучению публичному выступлению и основам ораторского искусства. К сожалению, поскольку подавляющее большинство людей испытывают тревожность, связанную с необходимостью публичных выступлений, данный курс выбирается добровольно редко [Docan-Morgan, Nelson, 2015, с. 4]. Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает неоспоримую важность развития умений и навыков публичной речи и позволяет выделить следующие преимущества владения ими:

1) Возможность повысить академическую успеваемость. Обучение публичным выступлениям обычно подразумевает не только подготовку к самому выступлению, но и тренирует навыки аудирования, академического письма, формирует умение эффективной организации информации.

2) Возможность получения хорошей должности и вероятность продвижения по карьерной лестнице. Сегодня работодатели отдают предпочтение кандидатам с хорошо развитыми навыками общения, одним из предъявляемых требований к ним является способность выступать перед аудиторией и представлять презентации компании.

3) Развитие навыков критического мышления. В процессе представления докладов аудитории у обучающихся развиваются умения формировать и защищать собственные суждения, анализировать и критически переосмысливать идеи других, обоснованно принимать или опровергать полученную информацию.

4) Повышение самооценки. Чем больше студенты практикуются в презентации докладов, тем меньше тревожности и беспокойства они испытывают. Приобретение навыков, необходимых для эффективного публичного выступления, повышает общую уверенность в себе.

5) Развитие навыков вербального и невербального общения с аудиторией. В процессе выступлений развиваются умения работать с голо-

109

сом, интонацией, правильно расставлять паузы, поддерживать зрительный контакт со слушателями, контролировать свои жесты и мимику.

6) Развитие умений предоставления коллегам эффективной обратной связи («фидбэка»). Выступая перед аудиторией, обучающиеся учатся правильно принимать и выстраивать конструктивную критику, высказывать одобрение, представлять свое мнение и суждение и т. д.

7) Развитие навыков работы с аудиторией. Студенты учатся анализировать состав аудитории, адаптировать свой доклад к ее потребностям и интересам. В процессе тренировок обучающиеся учатся удерживать внимание слушателей, вести с ними диалог, отвечать на вопросы и т. д.

8) Воздействие на аудиторию. В процессе представления докладов выступающие приобретают навыки воздействия на аудиторию, используя эмоционально яркий язык, вызывающий чувства и образы в сознании слушателей. Кроме того, ораторы учатся вдохновлять своими идеями зрителей, мотивировать их и даже призывать к действию.

9) Формирование лидерских качеств. Взаимодействие с аудиторией, умение управлять вниманием слушателей, мотивировать их к действиям и оказывать влияние на их поведение - являются проявлением лидерских качеств.

Несмотря на осознание всех преимуществ обладания умениями выступать перед публикой, анализ исследований показывает, что многие студенты испытывают страх и тревогу, которые обусловлены различными внутренними и внешними обстоятельствами. Причинами тревоги могут быть несформированность навыков публичных выступлений, неумение контролировать эмоциональное состояние и отсутствие психологической готовности к ним [Ахмадиева, 2022, с. 117]. Кроме того, студенты боятся осуждения и насмешек со стороны слушателей или испытывают страх совершения ошибки [Венгер, 2019, с. 14]. Эти страхи снижают уверенность в себе и препятствуют нормальному общению в профессиональной сфере.

Согласно зарубежным исследованиям, многие преподаватели права считают, что студенты, поступившие на направление обучения «Юриспруденция», изначально должны обладать сформированными умениями и навыками публичного выступления и спонтанной речи, а в случае их отсутствия обучающимся необходимо выбирать другую сферу деятельности [Brown, 2015, с. 183]. Поддерживают данное мнение и некоторые российские

исследователи, категорично заявляя, что для студентов юридического профиля владение приемами публичной речи является не дополнительным умением, а обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности [Карташова, 2015, с. 136]. Однако, благодаря проводимым на протяжении многих лет исследованиям сейчас мы имеем возможность использовать различные приемы и техники как для подготовки, так и в процессе выступления перед слушателями [Карташова, 2015, с.137]. Поскольку профессия юриста предполагает необходимость владения ораторским искусством, в учебные планы некоторых высших учебных заведений включены такие предметы, как «Культура судебной речи», «Стилистика деловой речи юристов», «Ораторское искусство», «Риторика для юристов» и др. [Борлакова, 2019, с. 12], в процессе изучения которых будущие юристы овладевают навыками эффективной профессиональной речи. Однако, включение в образовательные программы специальных курсов случается крайне редко, в лучшем случае студенты изучают дисциплину «Практикум по культуре русской устной и письменной речи». Навыки публичных выступлений или ораторского искусства формируются в процессе изучения основных предметов. Так, например, в НГПУ на практических занятиях дисциплины «Основы управленческого труда» студенты получают темы и готовят по ним публичные выступления, которые оцениваются по определенным критериям одногруппниками. При оценивании принимаются во внимание наличие/отсутствие визуального контакта с аудиторией; умение вести диалог; а также способность завершения выступления призывом к решению проблемы [Шкунова, 2019, с. 277]. В Петрозаводском государственном университете на протяжении многих лет студенты гуманитарных направлений подготовки овладевают основами публичных выступлений в рамках дисциплины «Иностранный язык». Для обучающихся некоторых направлений подготовки, таких как «Международные отношения», «Политология» и др., разработана рабочая программа по курсу «Техника устной речи и основы публичных выступлений», и выделяются отдельные часы на его изучение. В СГУПС аспиранты тренируют умение публичного выступления в рамках курса «Английский язык в сфере международной научной коммуникации», в процессе изучения которого готовят презентацию результатов научной деятельности в устной форме на иностранном языке [Комкова, 2020, с. 3723].

Методы и материалы исследования

В работе над статьей был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование студентов-бакалавров 1 и 2 курсов юридического направления подготовки, обработка и систематизация данных, изучение продуктов деятельности, наблюдение, сравнительный анализ и обобщение результатов. Анализ литературы позволяет определить основные тенденции иноязычного образования в вузе. Так, преподавание иностранного языка студентам-нелингвистам осуществляется с учетом профиля их подготовки. Опыт обучения английскому для специальных целей или для профессиональных целей описывается как зарубежными, так и российскими педагогами (Исаева, КЬаШ, 8ешопо-Еке и др.). Поскольку иностранный язык является над-предметной дисциплиной, в процессе обучения ему становится возможным не только формировать иноязычную коммуникативную компетенцию, но и развивать профессиональные умения и навыки [Исаева, 2007; КЬаШ, 8ешопо-Еке, 2020]. При изучении иностранного языка для профессиональных целей студенты не только овладевают специализированной лексикой и определенным содержанием, посвященным той или иной профессиональной сфере, но и участвуют в разнообразных видах деятельности. Профессиональная ориентированность языкового образования задается требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Перед преподавателями в неязыковых вузах ставится задача - обеспечить обучающихся таким уровнем владения языком, который будет достаточным для его практического использования в будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, данный подход обусловлен потребностями самих обучающихся, поскольку, во-первых, владение иностранным языком в профессиональной сфере деятельности обеспечивает преимущества специалисту на рынке труда, во-вторых, открывает возможности для его участия в профессиональном общении с международными коллегами, в-третьих, дает возможность получать информацию о новинках науки и техники в своей предметной области из зарубежных первоисточников. Таким образом, универсальность данной дисциплины позволяет включать в ее содержание не только профессионально-ориентированные темы, но и моделировать ситуации, характерные для той или иной профессии, в процессе проигрыва-

ния которых создаются условия для овладения всеми видами речевой деятельности, в том числе основами ораторского искусства и умениями выступать перед публикой.

Преподавание иностранного языка в Петрозаводском государственном университете осуществляется с учетом профиля подготовки обучающихся, в том числе и у студентов направления «Юриспруденция». В рамках изучения дисциплин «Иностранный язык» и «Иностранный язык в сфере юриспруденции» студенты имеют возможность не только овладевать лексикой, связанной с их будущей профессиональной деятельностью, но и участвовать в смоделированных ситуациях профессионального общения. Так, студенты часто участвуют в ролевых играх, например, в Mock Trial - инсценировке судебного разбирательства. Участие в инсценированных слушаниях позволяет студентам ознакомиться с организацией судебного процесса, с функциями его участников, способствует развитию умений анализировать факты и информацию, выстраивать аргументацию, работать в сотрудничестве, а также дает студентам возможность развивать умение публичных выступлений. Студенты готовят информационные доклады по юридическим темам, связанным с историей права, громкими преступлениями, сравнениями системы наказаний в разных странах и другие. Также студенты участвуют в смоделированных ситуациях интервью при приеме на работу, юридических консультаций по разным вопросам и прочее.

Оценка возможностей формирования навыков и умений публичных выступлений у студентов-юристов в процессе иноязычного образования позволяет выявить следующие проблемы и сложности. Во-первых, необходимо отметить недостаточный уровень владения языком у части студентов (согласно проведенному входящему стандартному тестированию, он колеблется в пределах от А1 до В2), в результате чего обучающиеся испытывают страх совершить ошибку или быть подвергнутыми критике со стороны аудитории или преподавателя. Во-вторых, обучающиеся не всегда владеют достаточным объемом информации по теме как на английском, так и на родном языке, в результате чего рискуют быть непонятыми. Кроме того, студенты-нелингвисты не всегда мотивированы к выступлениям на иностранном языке, при этом надо заметить, что отсутствует как внутренняя, так и внешняя мотивация, несмотря на тот факт, что владение иностранным языком открывает новые

111

возможности современному юристу. Сформированная иноязычная профессиональная компетенция позволяет ему «пользоваться международными юридическими ресурсами, работать с международной законодательной базой данных, связываться с зарубежными коллегами с целью обсуждения актуальных вопросов, вести деловую переписку, размещать публикации в международных научных изданиях, грамотно используя современные компьютерные и коммуникационные технологии» [Максимова, 2018, с. 259]. Несмотря на эти сложности, в процессе публичного выступления на английском языке высока вероятность развития умений, которые будут востребованы в профессиональной деятельности, а именно: правильное использование вербальных и невербальных средств общения, выразительных средств общения, умение структурировать свое выступление, отвечать на вопросы, держать контакт с аудиторией и многое другое.

Проведенный опрос (использовалась авторская анкета) среди бакалавров - юристов первого курса (в опросе участвовали 32 человека) показал, что только половина респондентов (55,6 %) чувствуют себя уверено, выступая перед аудиторией на русском языке и только 11,1 % опрошенных чувствуют уверенность, выступая на английском языке. 14,8 % опрошенных боятся, что им зададут вопрос на русском языке, тогда как 44,4 % боятся вопроса на английском языке. 40,7 % респондентов боятся быть непонятыми в случае выступления на английском языке и 29,6 % респондентов переживают, что забудут материал. Интересно, что всего лишь 7,4 % опрошенных готовы общаться с аудиторией в рамках публичного выступления на английском языке, и только 29,6 % - на русском. Подавляющее большинство опрошенных (96,3 %) считают, что для успешного выступления перед аудиторией на любом языке необходимо хорошо разбираться в материале. При этом юристы-первокурсники считают, что в их профессиональной сфере наибольшее значение имеют навыки публичного выступления (74,1 %), и только 25,9 % опрошенных считают, что первостепенную роль в юридической профессии играет умение вступать в диалог.

Таким образом, данные опроса в конкретной группе подтверждают проблемы, выделенные исследователями в данной области, а именно: страх быть непонятым, отсутствие уверенности в своих возможностях в случае выступления на английском языке из-за страха совершить ошибку, забыть материал или отсутствия возможно-

стей ответить на вопрос. Универсальность дисциплины «Иностранный язык» позволяет преподавателю создавать все условия для развития умений и навыков будущих юристов, которые будут востребованы в их профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие умений и навыков публичного выступления осуществляется поэтапно. Первый этап «Let's Prepare For Public Speaking» - подготовительный. Задания для первых выступлений выбираются на простые, чаще на бытовые, а не на профессиональные темы. Уже на первом занятии студенты вызываются к доске по одному, с целью знакомства друг с другом, а также с проверкой наличия способности спонтанно отвечать на предложенный вопрос. Они вытягивают карточку с прописанной темой, например «Money», «Motivation», «Food», «Time», «Love» и другие. Студентам предлагается спонтанно в течение двух минут говорить по предложенной теме. Студенты, которые не могут осветить ту или иную тему без подготовки, могут воспользоваться вопросами на карточке с темой и ответить на них. Например, по теме «Цели» (Goals) студенты получают карточку следующего содержания: у каждого из нас есть цели, обсуждение которых, как правило, еще больше стимулирует человека к их достижению. Расскажите, что Вы думаете об этом. Вопросы помогут Вам в случае, если Вам сложно самостоятельно выстроить монолог: «Каковы ваши текущие цели в жизни»? «Как вы планируете их реализовать»? «Как часто Вы ставите перед собой цели»? «Какие цели Вы ставили и достигали в прошлом»? «Что Вы чувствуете, когда достигаете цели»? Вопросы помогают студентам с невысоким уровнем владения языком справиться с поставленной задачей. На первом курсе студенты часто участвуют в заданиях коммуникативной направленности в парах с последующим информированием класса об услышанной информации от партнера. Приведем примеры таких заданий: студентам предлагается обсудить вопросы на карточках, а затем пересказать полученную информацию у доски перед классом:

Карточка 1. Как Вы думаете, много ли преступлений совершается в Вашем родном городе? Всегда ли вы запираете двери и окна, когда выходите из дома? Закрываете ли Вы двери, когда находитесь дома? Были ли Вы когда-нибудь жертвой преступления?

Карточка 2. Приходилось ли Вам когда-нибудь обращаться за советом к юристу? Что может сделать человек в Вашей стране, если он не может позволить себе нанять адвоката? Существует ли в России смертная казнь?

Студенты отрабатывают в парах умение слушать друг друга. Каждая пара получает по две карточки с разными темами. Один из партнеров вслепую выбирает карточку и в течение 2-3-х минут говорит о том, что он думает по данной теме. Задача второго участника - слушать, не перебивая. Он не может спорить, соглашаться или не соглашаться - только резюмировать. По истечении времени у слушателя есть одна минута на то, чтобы пересказать услышанное перед классом. Предлагаемые темы: «Завтрак - самый важный прием пищи в течение дня», «Алкоголь должен быть запрещен», «Дети должны обеспечивать жильем и питанием своих стареющих родителей», «Изучение грамматики важнее, чем отработка разговорных навыков» и другие. Важное значение в процессе подготовки на начальном этапе имеет выход к доске. Никто из студентов не выступает с места, поскольку важно преодолеть страх, выйти и изложить свои мысли одногруппникам в смоделированной ситуации публичного выступления. Кроме того, уже на первом этапе студентам предлагается подготовить небольшую информационную презентацию на тему «Громкие преступления XXI века» и попробовать рассказать ее без опоры на текст. Как показывает практика, большинство студентов читают подготовленный текст полностью, не могут воспроизвести его, не читая.

Второй этап подготовки к публичному выступлению «Учитесь у великих ораторов (Learn From Great Speeches)» представляет собой просмотр, анализ и обсуждение видеоматериалов с выступлениями известных ораторов. Сначала студенты просматривают в аудитории видео с известными англоязычными речами публичных личностей, предложенные преподавателем, например, политиков, актеров, общественных деятелей и других, а затем проводят анализ в парах или группах по следующему плану:

1) Структурирование доклада и особенности его презентации (планирование доклада, выделение ключевых утверждений или пунктов плана, слова-связки и другое).

2) Экспрессивность и эмоциональность оратора (использование невербальных средств общения, демонстрация своих убеждений, выражение

уверенности, отражение настроения группы, использование харизмы).

3) Использование приемов и выразительных средств речи (правило трёх, контрасты, метафоры, сравнения, риторический вопрос, призыв к действиям и другие).

4) Особенности докладчика и дополнительные приемы (использование ярких примеров, историй, юмор, наглядность и другое).

В процессе обсуждения студенты учатся выделять основные составляющие доклада (вступление, основная часть, заключение), определять выразительные средства и их функции, обращать внимание на использование мимики и жестов, на умения держаться перед аудиторией, быть убедительным, ставить цели, оправдывать ожидания аудитории и другое). В качестве итогового задания студенты самостоятельно выбирают речь оратора и индивидуально готовят анализ этого выступления по плану. Выполняя задание, с одной стороны, студенты анализируют речь оратора, а с другой, - учатся самостоятельно выступать перед аудиторией, поскольку презентация анализа также представляет публичное выступление.

3 этап «Briefings» (Брифинги) подразумевает подготовку студентов для участия в брифингах на актуальные темы. Эта форма работы представляет собой организацию выступления экспертов по проблеме и ответы на вопросы аудитории. Студенты распределяются по группам, получают заранее темы от преподавателя, либо самостоятельно выбирают тему и готовят выступление по ней, распределяя роли экспертов между собой. Все остальные присутствующие студенты выступают в роли журналистов и после представления экспертами темы задают вопросы. Темы известны заранее, поэтому «журналисты» могут подготовить интересующие их вопросы. Темы могут быть разнообразными, но как правило, студенты выбирают профессионально ориентированные или социально значимые: «Эвтаназия», «Смертельное наказание», «Соблюдение прав человека», «Способы борьбы с коррупцией» и другие. Такая форма работы позволяет развивать как монологические умения на основе подготовленного текста, так и умения спонтанной речи, поскольку ситуация предполагает выступление экспертов перед публикой, а также спонтанные ответы на вопросы аудитории. Брифинги проводятся как внутри группы, так и между студентами разных групп, например, юристы и политологи, юристы и менеджеры.

Таблица 1. Факторы, вызывающие тревожность у обучающихся

Факторы 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

тревожности

Подготовить речь 21 (31) 17 (28) 9 (29) 5 (29)

и выступить с ней

перед аудиторией

Спонтанно отве- 25 (31) 19 (28) 11 (29) 8 (29)

тить на вопросы

Вступить в обсуж- 26 (31) 21 (28) 16 (29) 11 (29)

дение с аудиторией

Спонтанно задать 19 (31) 16 (28) 8 (29) 6 (29)

вопрос

4 этап - подготовка к выступлению на кафедральном экзамене, который проводится в форме презентации профессионально ориентированного доклада с элементами исследования. По завершении курса по дисциплине «Иностранный язык» студенты принимают участие в общекафедральном экзамене, который проводят независимые эксперты. Задача студентов - провести исследование по профессиональной теме, подготовить доклад и представить его презентацию перед смешанной аудиторией, которую составляют студенты различных гуманитарных направлений подготовки. Доклад готовится по определенной структуре и состоит из вступления (Introduction), обозначения актуальности (Research Rationale), исследовательского вопроса (Research Question), методологии (Methodology), анализа источников информации (Data Collection), результатов (Findings), обобщения (Summary) и выводов (Conclusion). В течение семестра студенты готовят исследования под руководством преподавателя и оформляют его результаты в виде презентации, с которой выступают на экзамене. Выступление оценивается по заранее известным критериям, учитывается не только содержательная сторона доклада, но и визуализация, а также лексическое наполнение, фонетика, грамматика, интонационное оформление. Все критерии прописаны в рабочей программе дисциплины и в фонде оценочных средств к ней. Одним из критериев оценивания является способность экзаменуемого изложить результаты исследования без опоры на текст. Студенты-юристы выбирают самые разнообразные темы для исследования, например, «Сравнительный анализ антикоррупционных мер в странах Европы и Азии», «Зависимость уровня преступности от жесткости наказания», «Проблемы киберпреступности в современном обществе», «Влияние свободного оборота огнестрельного оружия на уровень преступности» и многие другие. Студенты представляют доклад, после которого отвечают на вопросы, предложенные аудиторией.

На различных этапах подготовки к публичным выступлениям студентам предлагается прокомментировать одно из выступлений, ответив на вопрос, какое задание во время публичного выступления является самым сложным для вас и вызывает наибольшую тревожность? Результаты опроса представлены в Таблице 1. В скобках указанно общее количество человек в группе.

Согласно данным опросов (использовалась авторская анкета), наибольшую тревожность студенты испытывают при необходимости спонтанных высказываний, а именно - неподготовленных ответов на вопросы (25 человек из 31) и спонтанного обсуждения проблемы с аудиторией (26 человек из 31) на первом этапе, тогда как подготовленная заранее речь вызывает сложность у 21 человека из 31, а необходимость задать вопрос у 19 участников из 31. При этом наблюдается динамика в снижении уровня тревожности перед публичным выступлением у обучающихся, поскольку на завершающем этапе сложности с неподготовленными ответами на вопросы испытывают 8 человек из 29, со спонтанным обсуждением по теме выступления 11 из 29, а с презентацией подготовленного монологического высказывания и необходимостью задавать спонтанные вопросы - 5 и 6 человек из 29 соответственно. Кроме того, необходимо отметить, что если на выступлении перед аудиторией на первом этапе подготовки всего лишь 4 человека рассказывали материал без опоры на текст, на втором этапе - 6 человек, на третьем, в процессе выступления на брифинге - 11 человек, то на заключительном этапе это смогли сделать 24 человека из группы. Студентам после экзамена предлагалось оценить свои выступления, поделиться впечатлениями и эмоциями. Большинство студентов были удовлетворены результатом, об этом свидетельствуют следующие высказывания: «Я справился с поставленной задачей», «Мне было страшно, но я справился», «Я подготовился достойно, потому что не хотел упасть в грязь лицом перед другими студентами», «Страшно отвечать перед студентами других групп, но я это сделал», «Успех зависел от моей подготовки», «Мне понравилось выступать на экзамене, я давно хотел выйти из зоны комфор-

та». Однако, присутствовали ответы, которые свидетельствуют о неудовлетворенности своим выступлением: «Это был провал», «Я могла выступить лучше, но я от страха все забыла, даже не могла вспомнить, как произносятся некоторые слова», «Я бы предпочла другую форму проведения экзамена, так как чувствовала себя не очень комфортно» и другие. Обратная связь свидетельствует о том, что данная форма работы приемлема и имеет положительные результаты, поскольку, несмотря на тревожность и страх, которые испытывали студенты, большинство из них справились с поставленной задачей и успешно выступили перед незнакомой аудиторией и экспертами. Результаты опросов на каждом этапе говорят о положительных изменениях, поскольку постоянные тренировки в процессе занятий сокращают уровень тревожности обучающихся.

Заключение

Проведенные исследования и опросы студентов говорят о необходимости формирования у будущих юристов умений и навыков публичных выступлений. Организация поэтапного развития основ ораторского мастерства позволила добиться следующих результатов:

1. Разработаны и апробированы формы поэтапной подготовки к публичному выступлению.

2. Созданы благоприятные условия для развития умений выступать перед публикой, анализировать свои ошибки, оценивать результаты собственной работы, справляться с тревожностью и страхом.

3. Повышена результативность развития умений вербального и невербального общения с аудиторией.

4. Повышен уровень заинтересованности и мотивированности к изучению иностранных языков студентами-юристами.

Таким образом, можно констатировать факт, что организация занятий с постоянным включением элементов публичного выступления имеет положительный результат. В процессе овладения основами ораторского мастерства студенты имеют возможность развивать умения и навыки монологических высказываний, спонтанной речи, способностей заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание, быть активным слушателем и собеседником и самое главное - преодолевать свой страх перед необходимостью выступить перед публикой. Эффективная обратная связь, в том числе и конструктивная критика,

является полезным инструментом, способствующим самосовершенствованию. Все это имеет решающее значение для академического и профессионального успеха студентов.

Библиографический список

1. Абрашина Е. Н. Аргументирующая речь как завершающий этап системы риторической подготовки студентов // Известия ВГПУ 2019. № 6 (139). С. 51-55.

2. Ахмадиева Л. Р. Эффективность психологической подготовки к публичным выступлениям с помощью техник нейролингвистического программирования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 2(843). С. 116-122. DOI 10.52070/2500-3488_2022_2_843_116

3. Борлакова А. X. О формировании профессионально ориентированной речи будущих юристов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 10-13.

4. Венгер А. Л. Тревога перед публичным выступлением у студентов в начале и в конце обучения в университете / А. Л. Венгер, М. В. Тяпкина // Вестник государственного университета «Дубна». Серия: Науки о человеке и обществе. 2019. № 1. С. 13-23.

5. Доклад. Россия 2025. От кадров к талантам // The Boston Consulting Group. 2017. Октябрь. URL: https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/doklad-rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/ (дата обращения: 25.01.2024).

6. Зюкина З. С. Некоторые проблемы формирования навыков публичного выступления юриста // Русистика. 2016. № 4. С. 166-171.

7. Исаева О. Н. Сущность профессионально-ориентированного обучения студентов-нефилологов иностранному языку // Вестник СамГУ 2007. № 1 (51) С. 127-135.

8. Карташова Л. Э. О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 2 (20). С. 135-138.

9. Комкова А. С. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке / А. С. Комкова, Е. П. Кобелева, Е. А. Стучинская, Е. А. Крутько // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. № 2. С. 3718-3725. DOI: 10.15372/PEMW20200209

10. Кучеренко О. Ф. Формирование навыков ораторского мастерства у менеджеров здравоохранения // Медицина и экология. 2017. № 2 (83). С. 118-123.

11. Максимова С. Ю. Необходимость совершенствования языковых навыков в сфере права / С. Ю. Максимова, К. В. Мацюпа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123). С. 255-262.

12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утвер-

TU

ждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция». URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://study. garant.ru/#/document/74607104/paragraph/10 8:0 (дата обращения: 26.01.2024).

13. Сулейманова А. К. Профессионально ориентированная риторика в контексте формирования языковой личности специалиста / А. К. Сулейманова, С. Н. Нурлыгаянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8-1 (74). С. 135-137.

14. Уварина Н. В. Soft Skills: Актуальность, история, перспективы развития / Н. В. Уварина, Н. Ю. Корнеева, Ю. В. Микрюков // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 4 (44). С. 40-46.

15. Шкунова А. А. Исследование готовности обучающихся к публичному выступлению / А. А. Шкунова, С. В. Булганина, М. Е. Казаков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 276-280.

16. Brown H. K. Empowering Law Students to Overcome Extreme Public Speaking Anxiety: Why «Just Be It» Works and «Just Do It» Doesn't. Duquesne Law Review. 2015. Vol. 53. P. 180-214.

17. Docan-Morgan T., Nelson L. The Benefits and Necessity of Public Speaking Education. Public Speaking for the Curious : Why study public speaking / T. Docan-Morgan, L. Nelson. The Benefits and Necessity of Public Speaking Education. University of Wisconsin - La Crosse. 2015. 17 p. URL:

https ://www. researchgate.net/publication/3 32974615_The _Benefits_and_Necessity_of_Public_Speaking_Education (дата обращения: 25.01.2024).

18. Dwyer K. K., Davidson M. Take a Public Speaking Course and Conquer the Fear // Journal of Education and Educational Development. 2021. № 2. Vol. 8. P. 255269. DOI: http://dx.doi.org/10.22555/joeed.v8i2.456

19. Educational Technology as One of the Terms for Enhancing Public Speaking Skills / T. Ivanova, N. Gubanova, I. Shakirova, F. Masitoh // Universidad y Sociedad. № 12(2). P. 154-159.

20. Essential Public Speaking Fear Statistics In 2024. URL: https://zipdo.co/statistics/public-speaking-fear/ (дата обращения: 26.01.2024).

21. Khalil L., Semono-Eke B. K. Appropriate Teaching Methods for General English and English for Specific Purposes from Teachers' Perspectives. Arab World English Journal. 2020. № 11 (1). P. 253-269. DOI: https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no 1.19

22. Sugiati K., Indriani, L. Exploring the Level and Primary Causes of Public Speaking Anxiety among English Department Students // Journal of Research on Language Education. 2021. № 2(1). P. 57-66.

23. Tejwani V, Ha D., Isada C. Observations: Public Speaking Anxiety in Graduate Medical Education-A Matter of Interpersonal and Communication Skills? // J Grad Med Educ. 2016. № 8(1): 111. URL:

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26913118/ (дата обращения: 25.01.2024).

Reference list

1. Abrashina E. N. Argumentirujushhaja rech' kak zavershajushhij jetap sistemy ritoricheskoj podgotovki studentov = Argumentative speech as the final stage of the system of rhetorical training of students // Izvestija VGPU. 2019. № 6 (139). S. 51-55.

2. Ahmadieva L. R. Jeffektivnost' psihologicheskoj podgotovki k publichnym vystuplenijam s pomoshh'ju tehnik nejrolingvisticheskogo programmirovanija = Effectiveness of psychological preparation for public speaking through neurolinguistic programming techniques // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2022. Vyp. 2(843). S. 116-122. DOI 10.52070/2500-3488_2022_2_843_116

3. Borlakova A. H. O formirovanii professional'no orientirovannoj rechi budushhih juristov = On formation of a professionally oriented speech of future lawyers // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. № 63-3. S. 10-13.

4. Venger A. L. Trevoga pered publichnym vystupleniem u studentov v nachale i v konce obuchenija v universitete = Anxiety over public speaking in students at the start and end of university / A. L. Venger, M. V Tjapkina // Vestnik gosudarstvennogo universiteta «Dubna». Serija «Nauki o cheloveke i obshhestve» 2019. № 1. S. 13-23.

5. Doklad. Rossija 2025. Ot kadrov k talantam = Report. Russia 2025. From personnel to talent // The Boston Consulting Group. 2017. Oktjabr'. URL: https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/doklad-rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/ (data obrashhenija: 25.01.2024).

6. Zjukina Z. S. Nekotorye problemy formirovanija navykov publichnogo vystuplenija jurista = Some of the challenges of shaping a lawyer's public speaking skills // Rusistika. 2016. № 4. S. 166-171.

7. Isaeva O. N. Sushhnost' professional'no-orientirovannogo obuchenija studentov-nefilologov inostrannomu jazyku = The essence of vocational-oriented training of non-philological students in a foreign language // Vestnik SamGU. 2007. № 1 (51) S. 127-135.

8. Kartashova L. Je. O roli uchebnoj discipliny «Oratorskoe iskusstvo» v formirovanii jurista = On the role of the educational discipline «Oratory» in the formation of a lawyer // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. 2015. № 2 (20). S. 135-138.

9. Komkova A. S. Formirovanie metakompetencij studentov vuza v processe nauchno-issledovatel'skoj raboty na inostrannom jazyke = Formation of metacompetitions of university students in the process of research work in a foreign language / A. S. Komkova, E. P. Kobeleva, E. A. Stuchinskaja, E. A. Krut'ko // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2020. T. 10. № 2. S. 3718-3725. DOI: 10.15372/PEMW20200209

10. Kucherenko O. F. Formirovanie navykov oratorskogo masterstva u menedzherov zdravoohranenija = Formation of oratory skills in health managers // Medicina i jekologija. 2017. №2 (83). S. 118-123.

11. Maksimova S. Ju. Neobhodimost' sovershenstvovanija jazykovyh navykov v sfere prava = The need to improve language skills in the field of law / S. Ju. Maksimova, K. V Macjupa // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj juridicheskoj akademii. 2018. № 4 (123). S. 255-262.

12. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija RF ot 13 avgusta 2020 g. № 1011 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 40.03.01 Jurisprudencija» = Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated from August 13, 2020 № 1011 «On Approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education - Bachelor's Degree in the Field of Training 40.03.01 Jurisprudence». URL: http ://study. garant.ru/#/document/74607104/paragraph/108: 0 (data obrashhenija: 26.01.2024).

13. Sulejmanova A. K. Professional'no orientirovannaja ritorika v kontekste formirovanija jazykovoj lichnosti specialista = Professionally oriented rhetoric in the context of formation of the specialist's language personality / A. K. Sulejmanova, S. N. Nurlygajanova // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 8-1 (74). S. 135-137.

14. Uvarina N. V Soft Skills: Aktual'nost', istorija, perspektivy razvitija = Soft Skills: relevance, history, development prospects / N. V. Uvarina, N. Ju. Korneeva, Ju. V Mikrjukov // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021. № 4 (44). S. 40-46.

15. Shkunova A. A. Issledovanie gotovnosti obuchajushhihsja k publichnomu vystupleniju = Studying students' readiness for public speaking / A. A. Shkunova, S. V. Bulganina, M. E. Kazakov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. № 65-2. S. 276-280.

16. Brown H. K. Empowering Law Students to Overcome Extreme Public Speaking Anxiety: Why «Just Be It» Works and «Just Do It» Doesn't. Duquesne Law Review. 2015. Vol. 53. P. 180-214.

17. Docan-Morgan T., Nelson L. The Benefits and Necessity of Public Speaking Education. Public Speaking for the Curious : Why study public speaking / T. Docan-Morgan, L. Nelson. The Benefits and Necessity of Public Speaking Education. University of Wisconsin - La Crosse. 2015. 17 p. URL:

https://www.researchgate.net/publication/332974615_The_ Benefits_and_Necessity_of_Public_Speaking_Education (data obrashhenija: 25.01.2024).

18. Dwyer K. K., Davidson M. Take a Public Speaking Course and Conquer the Fear // Journal of Education and Educational Development. 2021. № 2. Vol. 8. P. 255-269. DOI:

http://dx.doi.org/10.22555/joeed.v8i2.456

19. Educational Technology as One of the Terms for Enhancing Public Speaking Skills / T. Ivanova, N. Gubanova, I. Shakirova, F. Masitoh // Universidad y Sociedad. № 12(2). P. 154-159.

20. Essential Public Speaking Fear Statistics In 2024. URL: https://zipdo.co/statistics/public-speaking-fear/ (data obrashhenija: 26.01.2024).

21. Khalil L., Semono-Eke B. K. Appropriate Teaching Methods for General English and English for Specific Purposes from Teachers' Perspectives. Arab World English Journal. 2020. № 11 (1). P. 253-269. DOI: https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol11no1.19

22. Sugiati K., Indriani, L. Exploring the Level and Primary Causes of Public Speaking Anxiety among English Department Students // Journal of Research on Language Education. 2021. № 2(1). P. 57-66.

23. Tejwani V, Ha D., Isada C. Observations: Public Speaking Anxiety in Graduate Medical Education-A Matter of Interpersonal and Communication Skills? // J Grad Med Educ. 2016. № 8(1): 111. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26913118/ (data obrashhenija: 25.01.2024).

Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.

The article was submitted 19.01.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.