Научная статья на тему 'Особенности обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми'

Особенности обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение взрослых / помогающие профессии / созависимость / сопротивление изменениям / немотивированные клиенты психолога / трудности взаимодействия с созависимыми / adult learning / helping professions / co-dependency / resistance to change / unmotivated clients / interaction difficulties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Оксана Ивановна, Роговая Ольга Степановна

В статье изложены основные организационные и содержательные аспекты обучения специалистов помогающих профессий, работающих с созависимыми. Авторами проанализированы особенности обучающихся, категории созависимых клиентов, выступающих объектом деятельности специалистов, трудности, возникающие при работе с ними, специфика профессий помогающего типа и особенности организации процесса обучения. В результате проведенного теоретического анализа особенностей установлено, что программы обучения специалистов работе с созависимыми требуют усовершенствования. Обучение взрослых специалистов работе с созависимыми должно быть системным, проблемно ориентированным, алгоритмизированным, опираться на такие особенности, как опыт специалистов, их высокую мотивацию, специфику восприятия и профессионального мышления, содержать инструменты развития самосознания специалиста, навыков психогигиены и психопрофилактики. Дальнейшие исследования могут проходить в направлении разработки тренинговых программ и методических комплексов по формированию умений и навыков работы с немотивированными клиентами, преодоления трудностей взаимодействия у различных категорий специалистов, работающих с созависимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Оксана Ивановна, Роговая Ольга Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of training specialists of helping professions (caregivers) to work with co-dependents

The article outlines the main organizational and content aspects of the training of helping professions specialists (caregivers) working with co-dependents. The authors analyzed the peculiarities of trainees, categories of co-dependent clients who are the object of specialists’ activity, difficulties arising when working with them, specifics of helping professions and peculiarities of the organization of the training process. As a result of the analysis of specific features, it has been established that training programs for professionals to work with co-dependents require certain improvement. Training of adult specialists to work with co-dependents should be systematic, problem-oriented, algorithmized, based on such features as the experience of specialists, their high motivation, specificity of perception and professional thinking, contain tools for the development of specialist’s self-awareness, skills of psych hygiene and psychoprophylaxis. Further research can be carried out in the direction of developing training programs and methodological complexes to develop skills and abilities to work with unmotivated clients, to overcome difficulties of interaction in different categories of professionals working with co-dependents.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми»

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-121-135 УДК 378.046.4+159.972

О.И. Миронова1, 2, О.С. Роговая3

1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

101000 г. Москва, Российская Федерация

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125167 г. Москва, Российская Федерация

3 Государственный университет просвещения,

141014 г. Мытищи, Московская область, Российская Федерация

Особенности обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми

В статье изложены основные организационные и содержательные аспекты обучения специалистов помогающих профессий, работающих с созависимыми. Авторами проанализированы особенности обучающихся, категории созависимых клиентов, выступающих объектом деятельности специалистов, трудности, возникающие при работе с ними, специфика профессий помогающего типа и особенности организации процесса обучения. В результате проведенного теоретического анализа особенностей установлено, что программы обучения специалистов работе с созависимыми требуют усовершенствования. Обучение взрослых специалистов работе с созависимыми должно быть системным, проблемно ориентированным, алгоритмизированным, опираться на такие особенности, как опыт специалистов, их высокую мотивацию, специфику восприятия и профессионального мышления, содержать инструменты развития самосознания специалиста, навыков психогигиены и психопрофилактики. Дальнейшие исследования могут проходить в направлении разработки тренинговых программ и методических комплексов по формированию умений и навыков работы с немотивированными клиентами, преодоления трудностей с 0 взаимодействия у различных категорий специалистов, работающих с соза- Ё § висимыми. ш 5

ф ск

Т X

© Миронова О.И., Роговая О.С., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

с

Ключевые слова: обучение взрослых, помогающие профессии, созависи-мость, сопротивление изменениям, немотивированные клиенты психолога, трудности взаимодействия с созависимыми

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Миронова О.И., Роговая О.С. Особенности обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми // Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 121-135. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-3-121-135

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-121-135

O.I. Mironova1, 2, O.S. Rogovaya3

1 HSE University,

Moscow, 101000, Russian Federation

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, 125167, Russian Federation

3 State University of Education,

Mytischi, Moscow region, 141014, Russian Federation

Peculiarities of training specialists of helping professions (caregivers) to work with co-dependents

The article outlines the main organizational and content aspects of the training of helping professions specialists (caregivers) working with co-dependents. The authors analyzed the peculiarities of trainees, categories of co-dependent clients who are the object of specialists' activity, difficulties arising when working with them, specifics of helping professions and peculiarities of the organization of the training process. As a result of the analysis of specific features, it has been established that training iu k programs for professionals to work with co-dependents require certain E o improvement. Training of adult specialists to work with co-dependents should be systematic, problem-oriented, algorithmized, based on such features as the experience of specialists, their high motivation, specificity of perception N and professional thinking, contain tools for the development of specialist's

self-awareness, skills of psych hygiene and psychoprophylaxis. Further research can be carried out in the direction of developing training programs and methodological complexes to develop skills and abilities to work with unmotivated clients, to overcome difficulties of interaction in different categories of professionals working with co-dependents. Key words: adult learning, helping professions, co-dependency, resistance to change, unmotivated clients, interaction difficulties

CITATION: Mironova O.I., Rogovaya O.S. Peculiarities of training specialists of helping professions (caregivers) to work with co-dependents. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3. Pp. 121-135. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-121-135

Введение

Современное общество уделяет большое внимание проблеме обучения и развития специалистов. Непрерывное образование и повышение квалификации диктуется требованиями не только нормативных документов, но и самой жизни - устареванием классических моделей образования, изменением структуры профессий и т.д. К началу XXI в. в мировой системе образования среди основных тенденций сформировались: непрерывное обучение; ориентация и развитие творческой самореализации; дифференциация и индивидуализация; переход в профессиональном образовании от понятия «квалификация» к понятиям «компетенция» и «компетентность» и др. [17]. Во многих зарубежных странах непрерывное обучение является одной из приоритетных задач и представляет собой отлаженную систему [6].

Необходимость обучения специалистов, помимо собственно реализации целей непрерывного образования, также отражает характерную для современного российского общества возрастающую значимость обучения взрослых. Наблюдаемые изменения включают рост программ, расширение сети образовательных учреждений для взрослых, в целом содержательное и организационное многообразие образовательной среды для уже состоявшихся профессионалов [1]. |

Обучение специалистов работе с семьями зависимых лиц призвано ш к выполнить две ключевые функции: повысить профессиональный уро- Е о вень специалистов помогающих профессий и, как следствие, улучшить ^ ^ качество и результативность их работы; реализовать задачи профилак- ^ 5 тики и коррекции зависимого поведения.

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

Проблема зависимого поведения и его последствий относится к разряду наиболее острых и актуальных проблем российского общества многие годы. Система работы с зависимыми лицами подразумевает в том числе привлечение членов семьи к программам выздоровления, мотивирование их на изменения, однако это представляет трудности в силу созависимости последних, что признается специалистами различного профиля [27]. Феномен созависимости является зеркальным отражением самой зависимости, и решение этой проблемы, по мнению ряда исследователей [2; 4; 16], имеет ключевое значение для прогресса избавления от зависимости.

Созависимость, способствующая отрицанию проблемы алкоголизма или наркомании в семье, создает почву для сопротивления дисфункциональной семьи лечению или любым изменениям в проблемной ситуации, в связи с чем возникает необходимость в формировании соответствующих компетенций у сотрудников медицинских, психологических, социальных служб, правовых организаций по работе с созависимыми.

Исследования в области обучения взрослых, а также специалистов помогающих профессий отражены в работах таких авторов, как В.П. Рыбалко, С.Г. Вершловский, Э.Ф. Зеер, С.И. Змеев, О.Л. Чулано-ва, Н.Ю. Андреева, Т.В. Бедяева, Т.В. Зайцева, Э. Гуссерль, А. Нокс, Д. Колб, П. Джарвис, Р. Маннингс, Р. Биард и др. Проблематика созависимости и ее преодоления раскрыта такими авторами, как В.Д. Москаленко, Н.Г. Артемцева, Т.В. Чернобровкина, Е.В. Емельянова, А.В. Меринов, Т.М. Рожнова, М. Битти, Б. Уайнхолд и Дж. Уайн-холд, Дж. Фишер, С. Уитфилд и др.

Анализ имеющихся программ подготовки специалистов [19]1 показал, что подходы и технологии организации работы с дисфункциональными семьями слабо ориентированы на работу с немотивированным контингентом. Авторы указывают, что семейное консультирование применяется реже, чем индивидуальное психологическое консультирование «в связи с сопротивлением членов семьи изменениям и отсутствием мотивации на работу с психологом у близких созависимой личности»2, не раскрывая особенности и необходимость такой работы и инструменты преодоления возникающих трудностей в работе специалистов.

1 См. также: Преодоление созависимости. Обучающий курс для социальных работников г. Москвы по преодолению созависимого поведения членов семей алко-нарко-зависимых. М., 2020; Программа повышения квалификации «Терапия зависимостей и психокоррекция созависимого поведения» / Авт.-сост. Ю.Ф. Шахова. М., 2020; Чердаков П.А. Комплексная программа психологической помощи семьям с проблемами алкоголизма и наркомании. Ставрополь, 2019.

2 Чердаков П.А. Комплексная программа психологической помощи семьям с проблемами алкоголизма и наркомании. Ставрополь, 2019. С. 12.

1- о

Р ^

^ О

2- х

^ X

ш ¡5

С 1=

Целью настоящего исследования является обобщение и анализ особенностей обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми.

Исследование

Специфические характеристики обучения специалистов работе с созависимыми могут быть рассмотрены с точки зрения особенностей участников изучаемого профессионального взаимодействия (специалистов и созависимых) и особенностей самого процесса обучения. Выделим следующие особенности обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми.

1. В содержании обучающей программы для специалистов должна учитываться специфика контингента созависимых как особой категории клиентов.

Специалистов необходимо обучать работе с созависимыми как особой категорией клиентов, т.к. созависимость формирует особый паттерн отношений и способна оказать влияние на ход и результат работы специалиста. Учет особенностей созависимых, их потребностей и ожиданий является центральным блоком обучающей программы, во многом решающим задачу формирования у слушателей необходимых компетенций для выстраивания эффективного взаимодействия с созависимыми.

В соответствии с ключевыми определениями созависимости, кратко укажем некоторые ее сущностные характеристики.

Созависимость представляет собой дисфункциональный паттерн отношений, характеризующийся чрезмерной сфокусированностью вне своего «я» и нахождением личного смысла в отношениях с другими людьми (Фишер с соавт., 1991); созависимость сопровождается потерей идентичности, поглощенностью управлением поведением другого человека, возложением на других людей и обстоятельства ответственность за свое благополучие (Ларсон, 1987; Уитфилд, 1990; Брэдшоу, 1990; Москаленко, 2002; Савина, 2008).

Специалисты, работающие с созависимыми, отмечают их резистентность к психокоррекции, трудности в обращении за помощью, неготовность к изменениям. В частности, созависимые менее других расположены к принятию подлинной помощи для себя лично, подменяя ответственность за собственную жизнь сверхответственностью за судьбы других [7]. В исследованиях показаны неудовлетворенность созави- ш к симых социальной поддержкой, их стремление к социальной изоляции Е о и поддержанию «фасада внешнего благополучия» семьи [3]. Наличие ^ ^ экзистенциальных страхов, ригидность в отношениях, «валентность ^ 5 на слияние» формируют склонность созависимых избегать реальной

S *

помощи, заниматься поиском рецептов «лучшей жизни», оказываться в эмоциональной зависимости от консультанта [23].

Сталкиваясь с сопротивлением созависимых, их противодействием изменениям в семье, следует понимать мотивы их поступков и механизмы существования созависимости. Исследования показывают, что соза-висимые как проживающие с лицами, употребляющими психоактивные вещества, испытывают на себе такое же разрушительное воздействие, как и сами зависимые в результате употребления, и нуждаются в разработке целенаправленных мероприятий по снижению вреда и восстановлению собственного биопсихосоциального благополучия [26]. Созави-симые страдают от предрассудков и стигматизации и в своих действиях руководствуются благими намерениями, стремясь избежать беспомощности лица, употребляющего психоактивные вещества, и самостоятельно добиться позитивных изменений в построении жизни без употребления психоактивных веществ, проектируя для употребляющего их самодостаточное будущее [24]. Однако без понимания тяжести зависимости как заболевания подобные ожидания становятся иллюзорными и создают препятствия для вмешательства специалистов.

Ввиду включенности созависимых в дисфункциональные отношения работа с ними должна базироваться на системном семейном подходе с пониманием процессов и механизмов внутри- и внесемейного взаимодействия. «Созависимая семья создает крайне прочные и высоко значимые связи "мы"-системы, и формирование предпосылок к изменениям сопряжено со специфичными трудностями взаимодействия, обусловленными нарушениями в семейной системе. Трудности взаимодействия в данном случае... предполагают, в первую очередь, невозможность выработки и достижения общей цели специалиста и созави-симого, содержат конфликт между сопротивлением взаимодействию и осознанием его значимости, а также подразумевают трудности обнаружения психологических детерминант обращения семьи за помощью» [18, с. 168].

Вышеперечисленные особенности работы с созависимыми обусловливают содержание обучения специалистов, например: обучение приемам и техникам мотивирования созависимых на изменения, работе с отрицанием и сопротивлением, вторичными выгодами от проблемной ситуации; смещение фокуса внимания с психокоррекции, зачастую к невозможной ввиду ее длительности и отсутствия мотивации созави-¡5 симого клиента, на результативность самого процесса взаимодейст-§ вия с созависимым, преодоление трудностей контакта и выработку

^ и общей цели; активное использование реорганизации ролевой структуры ^ во взаимодействии с созависимым; более глубокое изучение феномена

семейной системы, нарушений параметров семьи, поиск и выработка приемов и техник снижения влияния семейных процессов на взаимодействие с созависимыми по вопросу лечения зависимого члена семьи.

2. При выборе моделей обучения специалистов необходимо учитывать специфику взрослой категории слушателей.

Взрослых обучающихся специалистов отличают сформировавшиеся профессиональные подходы, мышление и стиль деятельности.

Проблематика обучения взрослых достаточно широко освещена в научно-педагогической и научно-популярной литературе, об особенностях обучения данной категории имеется множество исследований [1; 10; 15; 20; 22], наработки активно используются в бизнес-обучении.

Н.Ю. Андреева выделяет следующие основные андрагогические принципы, составляющие фундамент обучения взрослых и также необходимые при реализации обучающих программ для специалистов по работе с созависимыми: принцип совместной деятельности обучающегося с обучающим; индивидуализация обучения; системность обучения; принцип осознанности обучения; приоритет самостоятельного обучения; принцип опоры на опыт обучающегося; контекстность обучения (реализация конкретных жизненных целей обучающегося, приближенность и включенность обучения в его социальную, бытовую и другую деятельность); принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей [1].

Данные принципы олицетворяют понимание того, что обучающийся берет на себя ответственность за обозначение предметной области своего обучения, выбирает методы и средства обучения, способы оценки результатов и т.д., и становится «движущей силой» своего обучения, наделяя преподавателя функциями координации всего процесса и поиска его новых возможностей и форм [15].

Поскольку речь идет о взрослых обучающихся в системе непрерывного образования, методологической основой обучения должны стать анд-рагогический, личностно-ориентированный, компетентностный, субъ-ектно-деятельностный, системный, акмеологический подходы; также должны быть использованы концептуальные положения о саморазвитии, самореализации личности в процессе профессиональной подготовки и переподготовки специалиста [11]. |

В целом, различные авторы указывают, что обучение взрослых долж- ш к но быть проблемно ориентированным, опираться на опыт слушателей, Е о особенно принимая во внимание тот факт, что взрослые часто учатся ^ ^ без отрыва от работы, и оптимальной стратегией было бы обращение ^ 5 к ежедневной практике обучающихся, что также придает значимость

этого опыта для обучаемого. Цели обучения должны быть сформулированы при участии обучающихся с созданием работающего канала обратной связи о достигнутом прогрессе в достижении целей. Наиболее часто встречающимися приоритетными характеристиками образовательного процесса взрослых можно назвать его максимальную приближенность к практике и использование собственного опыта обучающихся.

При этом для эффективной организации обучения взрослых специалистов также следует учесть, что опыт слушателей, на который необходимо опираться преподавателям, может быть и негативным; взрослые предпочитают учиться у профессионалов и в комфортной атмосфере; взрослые, как правило, высоко мотивированы на обучение (а для специалистов помогающих профессий в силу активного вовлечения личности в рабочий процесс такое обучение становится личностно-значимым); у взрослых в восприятии информации личностное отношение преобладает над профессиональным (легче усваивается то, что принимается и видится целесообразным), функции мышления в усвоении информации имеют приоритет над памятью; взрослые самостоятельно создают зону своего ближайшего развития и профессиональную траекторию.

Адекватным ответом на выявленные особенности обучения взрослых и поставленные в связи с этим задачи является популярная четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации Д. Колба [20; 22], поскольку эта модель активно задействует опыт в качестве ключевого звена обучения. «Отправным моментом естественного обучения является приобретение конкретного опыта, который дает материал для рефлексивного наблюдения» [15, с. 20]. По мнению авторов модели, обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления», что демонстрирует невозможность эффективного научения только через изучение теории или только через бездумное выполнение действий. Это звенья одной цепи, взаимно обогащающие и дополняющие друг друга практикой и анализом выполненных действий.

Стадии цикла Колба включают в себя:

1) личный опыт;

2) осмысление опыта;

3) теоретические концепции (обобщение и интерпретация информа-

¡1 ции, полученной опытным путем);

ш к 4) применение на практике созданной концепции.

Е о После получения нового опыта ее применения круг замыкается.

§ Таким образом, при разработке модели обучения специалистов рабо-^ 5 те с созависимыми, при конструировании упражнений может быть

использован цикл Колба.

3. В процесс обучения важно включение модулей, диагностирующих и развивающих личность специалиста помогающей профессии.

Немаловажной особенностью контингента обучаемых является их профессиональная принадлежность к группе помогающих профессий.

Под помогающими профессиями понимаются профессии социономи-ческого кластера, подразумевающие работу с людьми и базирующиеся на постоянном общении с ними. В контексте работы с созависимыми это, в первую очередь, специалисты сфер медицинского обслуживания (врач, медсестра и др.), психологической и социальной работы (психолог, социальный работник и др.), правовой защиты (участковый инспектор, юрист и др.).

Особенности обучения специалистов здесь определяются психологическими характеристиками профессий этой группы. Независимо от причин возникновения и мотивов помогающего поведения, все его варианты представляют собой максимальную ориентацию на другого человека [5], что близко к содержанию феномена созависимости. Исследователи (Е.Е. Насиновская, Я. Рейковский и др.) отмечают, что механизм сочувствия как одной из смысловых детерминант альтруистического поведения основан на идентификационно-эмпатическом взаимодействии, т.е. слиянии, временном стирании границы между собственным Я и Я другого [Там же]. На готовность оказать помощь влияет сокращение психологического расстояния между Я специалиста и другими людьми, которое увеличивает степень его включенности во все происходящее с другими людьми. И если добавить к этому то, что помогающее поведение содержит в себе мотив поддержания собственной ценности через оказание помощи окружающим (что в аномальном своем выражении реализуется в созависимости), можно заключить, что специалисты помогающих профессий уязвимы к развитию созависимости. В этом случае может происходить размывание границ между субъектом и объектом профессиональной деятельности, между специалистом и клиентом. В связи с этим обучение специалистов помогающих профессий работе с созависимыми должно быть предельно конкретизированным, содержать четкое определение профессиональных действий и целей, максимально объективные критерии оценки их эффективности. Работа с созависимыми предъявляет повышенные требования к самосознанию специалиста, а также к его профессиональному мышлению, которое | должно быть системным, теоретическим, рефлексивным, способным ш к к целостному видению, планированию, прогнозу и к коррекции поведе- Е о ния в зависимости от получаемых результатов [Там же]. го ^

Особенностью помогающих профессий является и то, что средством ^ 5 профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста,

в связи с чем развивающий компонент обучения становится ключевым, позволяя овладеть средством деятельности через овладение собой, развитие своих личностных качеств и эффективное их использование [9; 12; 25]. В ситуациях взаимодействия с созависимыми знание и понимание себя, своих «слепых зон» в проблеме зависимости и созависимо-сти необходимо. Кроме того, ввиду центрального положения личности специалиста большинство требований к работе с трудом поддаются объективизации, что требует внутреннего контроля, правильного представления специалиста о ее предмете, задачах и т.д. Обучение специалистов помогающих профессий должно опираться на их способность к самоопределению и самоконтролю.

Таким образом, обучение специалистов помогающих профессий работе с созависимыми должно выполнять диагностическую и развивающую функции, опираться на профессиональное самосознание и профессиональное мышление специалиста.

4. При подборе форм, методов и средств обучения следует основываться на их разнообразии, комплексности, формирующем потенциале, возможности обращения к индивидуальности обучающихся.

Предполагаемое обучение специалистов может быть организовано как через программы дополнительного профессионального образования, так и посредством механизмов внутрифирменного обучения.

С учетом вышеуказанных содержательных аспектов программы и особенностей обучаемых, обучение должно быть краткосрочным, проблемно-ориентированным, алгоритмизированным, с преобладанием активных форм обучения (тренинги, семинары, дискуссии, деловые игры, клинические разборы, кейсы, моделирование проектов и др.), с использованием дистанционных форм и интерактивных технологий, отвечающих требованиям андрагогической модели. Основной формой обучения предполагается тренинг, позволяющий приобрести практические умения и навыки и интегрировать новые знания с имеющимся жизненным опытом. Кроме того, обучающая направленность тренинга менее выражена, чем получение эмоционального опыта, что выполняет функции развивающего воздействия [8; 13]. Для реализации задач обучения психогигиене и психопрофилактике в помогающих профессиях необходимо использование такой формы работы, как суперви-! зия. Структура обучения может состоять из самодостаточных модулей, индивидуальное комбинирование которых позволяет учесть персональ-¡5 ные возможности и потребности обучающихся. Планируемые результа-° ты обучения могут быть описаны в рамках компетентностного подхода

Т X

р ^

а и и содержать перечень следующих специальных компетенций работ-^ ников помогающих профессий (по Е.С. Чекалиной, А.А. Васильевой):

компетенция помощи себе, состоятельность; способность активировать и поддерживать самодостаточность других; личная и социальная зрелость, включающая искренность, терпимость, умение оказывать помощь, способность воспринимать и учитывать другую точку зрения и др.; профессиональная зрелость как умение активировать собственные необходимые ресурсы; эмпатия; способность к регуляции эмоционального дистресса; коммуникативные навыки [21].

Выводы

Рассмотрение проблемы обучения специалистов помогающих профессий работе с созависимыми, в частности, взаимодействию с немотивированными клиентами, имеет важное значение не только для реализации задач непрерывного образования, но и для поиска эффективных путей борьбы с зависимым поведением.

В результате проведенного исследования можно заключить, что программы обучения специалистов работе с созависимыми требуют усовершенствования и должны опираться на выявленные особенности: обучение взрослых специалистов в рассматриваемой области работы с созависимыми должно быть более глубоким, системным, проблемно ориентированным, алгоритмизированным, опираться на опыт специалистов, их высокую мотивацию, особенности восприятия и профессионального мышления, в силу специфики помогающих профессий содержать инструменты развития самосознания специалиста, навыков психогигиены и психопрофилактики. Для подобного обучения необходимы активные формы, в первую очередь, тренинги и супервизия. Таким образом, в настоящей статье очерчены методологические основания и раскрыты отдельные компоненты педагогической технологии, лежащей в основе обучения специалистов работе с созависимыми.

Дальнейшие исследования в этой области предполагают разработку типовых и индивидуальных программ подготовки специалистов к деятельности с созависимыми, тренинговых программ и методических комплексов по формированию умений и навыков работы с немотивированными клиентами, преодоления трудностей взаимодействия у различных категорий специалистов, работающих с созависимыми.

Библиографический список / References

1. Андреева Н.Ю. Психологические особенности обучения взрослых с уче-

сионального образования. 2015. № 1 (07). С. 36-41. [Andreeva N.Yu. Psychological features of adult education taking into account different learning

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т x

i_ о P ^

1_ Q

том различных учебных стилей // Инновационное развитие профес- 5. х

ш и _ ¡z

styles. Innovative Development of Vocational Education. 2015. No. 1 (07). Pp. 36-41. (In Rus.)]

2. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное. М., 2017. [Artemceva N.G. Fenomen sozavisimosti: obshchee, tipologicheskoe, individualnoe [The phenomenon of codependency: General, typological, individual]. Moscow, 2017.]

3. Берёза Ж.В. Исследование феномена созависимости в системе семейных взаимоотношений больныгх опийной наркоманией: Дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2019. [Beryoza Zh.V. Issledovanie fenomena sozavisimosti v sisteme semejnyh vzaimootnoshenij bolnyh opijnoj narkomaniej [Investigation of the phenomenon of codependency in the system of family relationships of patients with opium addiction]. PhD Dis. St. Petersburg, 2019.]

4. Битти М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе / Пер. с англ. Э. Мельник. М., 2019. [Beattie M. Spasat ili spasatsya? Kak izbavitsya ot zhelaniya postoyanno opekat drugih i nachat dumat o sebe [Codependent no more: How to Stop Controlling others and Start Caring for yourself]. E. Melnik (transl. from English). Moscow, 2019.]

5. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. Волгоград, 2010. [Boluchevskaya V.V. Professionalnoe samoopredelenie budushchih specialistov pomogayushchih professij [Professional self-determination of future specialists of helping professions]. Volgograd, 2010.]

6. Динер А.А., Стурова И.С. Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. № 1. C. 80-90. [Diner A.A., Sturova I.S. Review of foreign experience in the field of additional professional education for adults and the elderly. Economics. Profession. Business. 2016. No. 1. Pp. 80-90. (In Rus.)]

7. Емельянова Е.В. Кризис в созависимыгх отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб., 2014. [Emelyanova E.V. Krizis v sozavisimyh otnosheniyah. Principy i algoritmy konsultirovaniya [Crisis in a codependent relationship. Principles and algorithms of consulting]. St. Petersburg, 2014.]

8. Журавлёва М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 3. C. 73-82. [Zhuravlyova M.O. Development of emotional intelligence in future psychologists: Training program and results. Moscow University Psychology Bulletin. 2013. No. 3. Pp. 73-82. (In Rus.)]

9. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Зиннатова М.В. Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образова-

£ ние и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 83-115. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-

¡J к 3-83-115 [Zeer E.F., Tretyakova V.S., Zinnatova M.V. Innovative model

g E of socio-professional development of the student's personality. The Education

о I and Science Journal. 2020. Vol. 22. No. 3. Pp. 83-115. (In Rus.) DOI:

| § 10.17853/1994-5639-2020-3-83-115]

^ ¡^ 10. Змеев С.И. Основы технологии обучения взрослый: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2001. [Zmeev S.I. Osnovy tekhnologii

obucheniya vzroslyh [Fundamentals of adult learning technology]. Textbook for higher education institutions. Moscow, 2001.]

11. Ильгов В.И., Гребенникова В.М. Учет в системе дополнительного профобразования карьерных ориентаций будущих психотерапевтов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 58-66. [Ilgov V.I., Grebennikova V.M. Taking into account the career orientations of future psychotherapists in the system of additional vocational education. Kazan Pedagogical Journal. 2020. No. 4 (141). Pp. 58-66. (In Rus.)]

12. Ингуран О.В. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий: теоретические предпосылки исследования // Проблемы науки. 2019. № 4 (40). С. 96-104. [Inguran O.V. Psychological well-being of specialists in helping professions: Theoretical background of the study. Problemy nauki. 2019. No. 4 (40). Pp. 96-104. (In Rus.)]

13. Круглик С.В. Формирование аутопсихологической компетентности средствами социально-психологического тренинга // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 160-163. [Kruglik S.V. Formation of autopsychological competence by means of socio-psychological training. Journal Higher Education in Russia. 2011. No. 10. Pp. 160-163. (In Rus.)]

14. Малыхина Е.В. Модель развития профессиональной компетентности специалистов на основе выявления дидактических и организационных возможностей социозащитных учреждений // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 93-96. [Malyhina E.V. A model for the development of professional competence of specialists based on the identification of didactic and organizational capabilities of social protection institutions. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2014. No. 3 (46). Pp. 93-96. (In Rus.)]

15. Мальцев К.В. Ценный кадр: как построить эффективную систему обучения в компании. М., 2020. [Maltsev K.V. Cennyj kadr: kak postroit effektivnuyu sistemu obucheniya v kompanii [Valuable personnel: How to build an effective training system in the company]. Moscow, 2020.]

16. Манухина Н.М. Созависимость глазами системного терапевта. 2-е изд., испр. и доп. М., 2017. [Manuhina N.M. Sozavisimost glazami sistemnogo terapevta [Codependency through the eyes of a systemic therapist]. 2 ed. Moscow, 2017.]

17. Машкова А.С. Технологии разработки компетенций представителей социономических профессий (на моделях образовательных учреждений) // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. № 1. C. 123-126. [Mashkova A.S. Technologies for developing competencies of representatives of socionomic professions (based on models of educational institutions). Novaya psihologiya professionalnogo truda pedagoga: ot nestabilnoj realnosti k ustojchivomu razvitiyu. 2021. No. 1. Pp. 123-126. (In Rus.)]

18. Миронова О.И., Роговая О.С. Трудности взаимодействия с созависимы-ми: системно-семейный анализ // Психология и право. 2023. Т. 13. № 2.

ш ск т х

о

C. 166-182. DOI: 10.17759/psylaw.20231302 [Mironova O.I., Rogovaya O.S. 5 И

о

Difficulties of interaction with codependents: System-family analysis. g

Psychology and Law. 2023. Vol. 13. No. 2. Pp. 166-182. (In Rus.) DOI: £

10.17759/psylaw.20231302]

19. Основные подходы, технологии организации социально-психолого-педагогической работы с семьями, имеющими зависимость от ПАВ: Учебно-методическое пособие. Тула, 2017. [Osnovnye podhody, tekhnologii organizacii socialno-psihologo-pedagogicheskoj raboty s semyami, imeyushchimi zavisimost ot PAV [Basic approaches, technologies of the organization of socio-psychological and pedagogical work with families dependent on surfactants]. Educational and methodical manual. Tula, 2017.]

20. Петерсон К., Колб Д. Век живи — век учись. Найдите стиль обучения, подходящий именно вам / Пер. с англ. Н. Брагина. М., 2018. [Peterson K., Kolb D. Vek zhivi - vek uchis. Najdite stil obucheniya, podhodyashchij imenno vam [How you learn is how you live. Using nine ways of learning to transform your life]. N. Bragina (transl. from English). Moscow, 2018.]

21. Чекалина Е.С., Васильева А.А. Компетенции помогающих специалистов, работающих с клиентами в тяжелой жизненной ситуации, в контексте компетентностного подхода // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 1А. С. 294-301. DOI: 10.34670/ AR.2022.52.55.034 [Chekalina E.S., Vasileva A.A. Competencies of helping specialists working with clients in a difficult life situation, in the context of a competence approach. Psychology. Historical-critical reviews and current researches. 2022. Vol. 11. No. 1А. Pp. 294-301. (In Rus.) DOI: 10.34670/ AR.2022.52.55.034]

22. Чуланова О.Л., Никитенко Е.А. Методика обучения по Циклу Колба как эффективный инструмент обучения персонала организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-3. С. 115-122. [Chulanova O.L., Nikitenko E. The Kolb Cycle training methodology as an effective tool for training the organization's personnel. Aktualnye pro-blemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2016. No. 2-3. Pp. 115-122. (In Rus.)]

23. Шаповал И.А. Детерминанты резистентности созависимости к психологической коррекции // Концепт. 2014. № 9 (сентябрь). С. 71-75. [Shapoval I.A. Determinants of co-dependence resistance to psychological correction. Concept. 2014. No. 9 (september). Pp. 71-75. (In Rus.)]

24. Morais da Silva F., Camatta M. W., Bisso Lachini A.J., Nasi C. Family motivations and expectations in the care for psychoactive substance users. Revista Gaucha de Enfermagem. 2023. No. 44. DOI: 10.1590/1983-1447.2023.20220141.en

25. Sahoo F.M., Mohapatra L. Psychological well-being in professional groups. Journal of the Indian Academy of Applied Psychology. 2019. Vol. 35. No. 2. Pp. 211-217.

26. Swanepoel I., Stephan Geyer S., Marcus T. The impact of substance use disorders on families and carers: A scoping review. African Journal of Drug and Alcohol Studies. 2022. Vol. 21. No. 1-2. DOI: 10.4314/ajdas.v21i1-2.3

к 27. Zvonarev V. Psychotherapeutic aspects of domestic violence and child

g abuse. The relationship of violence with co-dependent relationships: Specifics

g of motivational interviewing application. European Journal of Humanities and

E о Social Sciences. 2019. Vol. 1. Pp. 98-109.

P ^ ^ о 2- x

X

^ и Статья поступила в редакцию 17.04.2023, принята к публикации 18.05.2023

IThe article was received on 17.04.2023, accepted for publication 18.05.2023

Сведения об авторах / About the authors

Миронова Оксана Ивановна - доктор психологических наук; профессор департамента психологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва; профессор Департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Oksana I. Mironova - Dr. Psychology Hab.; Professor at the Department of Psychology of the Faculty of Social Sciences, HSE University, Moscow; Professor at the Department of Psychology and Human Capital Development of the Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow E-mail: mironova_oksana@mail.ru

Роговая Ольга Степановна - аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии, Государственный университет просвещения, г. Мытищи, Московская область

Olga S. Rogovaya - postgraduate student at the Department of Social Psychology of the Faculty Psychology, State University of Education (SUE), Mytischi, Moscow region

E-mail: rogovaya.olga.22782@yandex.ru

Заявленный вклад авторов

Миронова О.И. - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, организация и участие в исследовании, анализ полученных данных, участие в подготовке текста статьи

Роговая О.С. - планирование исследования, организация и проведение исследования, анализ полученных данных, участие в подготовке текста статьи

Contribution of the authors

O.I. Mironova - general management of the research direction, research planning, organization and participation in the research, analysis of the data obtained, participation in the preparation of the text of the article

O.S. Rogovaya - planning the research, organizing and conducting research, ^ analyzing the data obtained, participating in the preparation of the text of the article g

ш CK T x x L-

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи ¡5 ¡2

о

All authors have read and approved the final manuscript g x

ш 5

С ¡z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.