Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малмыгина Н.В.

В статье рассматриваются вопросы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, сочетающимися с отклонениями в развитии различных психических процессов. Описаны особенности обучения описательным рассказам детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ»

Н.В. Малмыгина

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫМ РАССКАЗАМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, сочетающимися с отклонениями в развитии различных психических процессов. Описаны особенности обучения описательным рассказам детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова: нарушение речи, монологическая речь, связная речь, описательный рассказ, задержка психического развития, младший школьный возраст, графическая наглядность.

Владение связной монологической речью - важнейшее достижение в речевом воспитании младших школьников. Развитие связной речи у детей происходит в тесной взаимосвязи с развитием других ее сторон: фонетической, лексической, грамматической (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин). В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с формированием связной речи у младших школьников.

При коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с задержкой психического развития важно уделить внимание формированию у них связной монологической речи.

Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [10, с.67]. Развитие монологической речи происходит через обучение детей составлять рассказы разных видов.

Описательный рассказ является одной из наиболее сложных форм монологической речи, требующей от ребенка значительных интеллектуальных усилий и достаточно высокого уровня речевого развития в целом [2].

Формирование описательного рассказа как одного из видов связной речи у детей даже при онтогенетически закономерном процессе речевого и психического развития ребенка является довольно сложным процессом, но общее недоразвитие речи многократно его усложняет.

У детей с задержкой психического развития наблюдается проблемы, связанные с развитием связной речи, а именно [3]:

•не владение навыками использования сложных синтаксических конструкций;

•использование в речи простых малораспространённых предложений;

•в маленьких по объему текстах учащиеся затрудняются выделить главное и второстепенное, в связи с этим составить точное продолжение, отразив логику развития мысли;

•трудность в выполнении заданий, связанных с пересказом, рассказом по серии картин, описании.

Коррекция речевой деятельности, особенно словаря, должна совершаться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности. Это один из важнейших моментов в планировании работы с указанной категорией ребят. Рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок [1].

Дети с задержкой психического развития затрудняются как в сочетании слов в предложении, так и в осознании значения, которое вносит во фразу каждое слово. Поэтому часто опускают прилагательные, смысл которых понимают с трудом; в наборах используют только те слова, которые многократно слышали в речи окружающих [4].

© Н.В. Малмыгина, 2022.

Научный руководитель: Добря Марина Яковлевна - доцент, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

Так как у детей преобладает непосредственное восприятие предметов или при помощи наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций [5].

В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).

Существует классификация по внешним признакам [7, с.65]. В нее включают:

•печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы);

•экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи);

•компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.

Принцип наглядности - это главное организующее положение всего целостного процесса педагогического воздействия и обучения.

Наглядность для педагогического процесса базируется на законах развития мышления и познания окружающего мира. Известно, что еще с ранних этапов развития ребенок мыслит преимущественно образами, а не понятиями. Если при объяснении материала информация подкреплена сравнениями, аналогиями конкретных фактов, то усвоение происходит намного быстрее.

В современном словаре методических терминов и понятий графическая наглядность определяется как «вид зрительной наглядности, отражающий явления языка и окружающей действительности в графической форме - в виде таблицы и схемы» [8, с. 54].

В научной литературе также предлагается следующая классификация графической наглядности: 1. образно-художественная (карта, картинка, рисунок, фотографика, видеофрагменты, макеты, компьютерная графика);

2. научно-исследовательская (график, диаграмма, схема, таблица, шкала, опорный конспект) [7,

с.46].

Следует отметить, что графическая наглядность неоднородна. В зависимости от целей урока, от уровня обученности детей, от работы над тем или иным видом речевой деятельности можно выбрать наиболее оптимальный вид графической наглядности [6].

Необходимо помнить, что графическая наглядность должна соответствовать содержанию учебных программ, методам и приемам обучения, а также при подготовке графической наглядности нами должны учитываться эстетические требования.

Графическая наглядность призвана воздействовать на большее число органов восприятия и вызывать определенное положительное эмоциональное воздействие на учащихся, что ведет к более глубокому пониманию изучаемого материала и более прочному его усвоению.

Особенно графическая наглядность оказывает помощь в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления [9].

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

Следовательно, мы приходим к выводу, что у детей с задержкой психического развития наблюдается проблемы, связанные с развитием связной речи. Так как у детей с ЗПР отмечается несформирован-ность концентрации внимания, необходимо его удержать во время занятий, используя, различные методы и приемы. Принцип наглядности ставится на первое место, а схемы позволяют нам акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, устанавливать причинно-следственные связи между фактами и событиями. Поэтому мы считаем, что графическая наглядность будет положительно влиять на развитие навыков по составлению описательных рассказов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Библиографический список:

1. Антонова О. А. Особенности состояния монологической речи у младших школьников с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 1-5.

2.Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР// Дефектология, 1990. - №6

3.Дудьев В.П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие : учеб. пособие / В.П. Дудьев. - Барнаул : АлтГПУ, 2017. - 188 с.

4.Ковригина Л. В. Механизмы нарушения описательного рассказа у детей дошкольного возраста с ЗПР//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470136.

5. Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте: [учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений] / Лебединский В. В. - [2-е изд., испр.]. - М.: Изд. центр "Академия", 2014. - 144 с.

6.Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под редакцией В.И. Селиверстова, М.: - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 - 288с.

7.Симонова А. С., Хлебникова Е. А. Картинно-графическая наглядность как средство формирования лингвистической компетенции у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 385-386. — URL https://moluch.ru/archive/158/44620/ (дата обращения: 21.04.2019).

8.Спыну В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 654-657. — URL https://moluch.ru/archive/58/8159/ (дата обращения: 26.03.2019).

9.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи: учеб. метод. пособие. - М.: Соц-полит. журнал, 1994. - 80 с.

10.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография. - М.: Альфа, 2001. - 347 с.

МАЛМЫГИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.