УДК 378+159.9
Кавун Людмила Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИя МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИя ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
магистрантов-психологов
К НАУЧНОЙ РАБОТЕ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость использования специальных приемов обучения магистрантов-психологов методам научного исследования. Сложность обучения объясняется методологическими противоречиями, связанными с необходимостью использования при изучении сложных психологических феноменов естественно-научной и гуманитарной парадигм, различающихся по принципам и методам. Феноменологические, качественные исследования требуют от исследователя большого профессионализма, а небольшой объем выборок вызывает недоверие у представителей академической науки. Магистранты редко используют их в научной работе. Описывается форма обучения, позволяющая магистрантам приобрести навыки проведения комплексного психологического исследования. В качестве феномена, который можно исследовать подобным образом, рассматривается ценностно-смысловая сфера личности, т. к. ее эмпирическое исследование требует применения комплексной исследовательской стратегии и разных, дополняющих друг друга методов.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, количественные и качественные методы исследования в психологии, комплексное психологическое исследование.
Актуальность данной работы определяется необходимостью повышения качества подготовки магистрантов-психологов к научно-исследовательской работе, обусловленной, с одной стороны, требованиями к обучению магистрантов и спецификой подготовки людей, поступающих в магистратуру, а с другой - методологическими проблемами в области психологических исследований.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология» магистр психологии должен быть подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе [9]. При этом он должен владеть техникой эмпирических психологических исследований в единстве эмпирического и теоретического анализа, техникой качественных и количественных методов; хорошо понимать особенности методов сбора данных.
Сложность в подготовке квалифицированных психологов-исследователей, во-первых, связана с тем, что в магистратуру могут поступать люди, не имеющие базового психологического образования, и, к сожалению, часто магистранты практически не знакомы с методологией психологических исследований.
Во-вторых, при изучении высших уровней психических систем, характеризующихся, как пишет В. Н. Дружинин, уникальностью, спонтанной активностью и целостностью [2], невозможно ограничиваться естественно-научной методологией. И трудность в изучении сложных психологических феноменов связана с необходимостью использования как естественно-научной, так и гуманитарной парадигм, существенно различающихся по целям, основным принципам и методам.
Ограничения в использовании гуманитарного подхода и, следовательно, качественных данных в психологических исследованиях связаны, с одной стороны, с укоренившимся в классической науке, как отмечает А. М. Улановский, недоверием к тому, что говорит субъект, и главенством естественно-научной методологии [8], а с другой - со сложностью получения, обработки и интерпретации качественных данных. Кроме того, как подчеркивает В. Н. Дружинин, проблема совмещения в герменевтическом знании конкретного жизненного опыта исследователя с требованиями научной достоверности в пределах герменевтики не решена [2].
Опыт показывает, что магистранты очень редко выбирают комплексный подход для
решения научно-исследовательских задач. Их выбор обычно ограничивается естественно-научной методологией: сбором эмпирического материала с помощью опросников, что позволяет использовать процедуры математической статистики, т. е. методы количественной обработки данных с дальнейшей интерпретацией полученных результатов. При этом за анализом большого количества корреляций часто теряется смысл самого исследования, теряется человек с его переживаниями, мотивами, личностными смыслами и ценностями.
Качественная методология, придающая решающее значение феноменологическим описаниям, переживаниям и смыслам людей, может обогатить любое психологическое исследование. Полученные с помощью качественных методов данные можно обрабатывать с разных теоретических позиций (стандартизованные методы более жестко привязаны к исходной парадигме). Но феноменологические исследования требуют от исследователя целого ряда профессиональных умений, от способности устанавливать контакт и вести беседу до умения анализировать, интерпретировать и обобщать слабоструктурированные данные. Часто магистрантам не достает подобного опыта. Кроме того, объем выборок при качественном исследовании небольшой, что вызывает у представителей академической науки, привыкших к естественно-научной методологии, сомнение в достоверности результатов.
Разрешение этих противоречий возможно путем создания условий для появления у магистрантов интереса к комплексному исследованию, осознанию ими возможностей, которые дает использование и количественной, и качественной методологии с одновременным приобретением опыта в проведении обоих видов исследований.
Данная проблема может быть решена в рамках учебного курса «Качественные и количественные методы исследований в психологии», если у магистрантов будет возможность проведения комплексного исследования на небольшой выборке с формированием общего массива данных. Для этого необходимо решение следующих задач:
1) выбор проблемы общего исследования, удовлетворяющей условию целесообразности применения комплексного подхода к ис-
следованию;
2) проведение каждым магистрантом эмпирического исследования по сбору и обработке данных с использованием одинаковых количественных и качественных методик на небольшой выборке (5-10 человек);
3) формирование общего массива данных;
4) коллективная работа с общим массивом данных.
Реализация подобной методики обучения позволяет магистрантам приобрести навыки проведения как количественных, так и качественных исследований на небольшой выборке и одновременно потренироваться в разных способах интерпретации результатов на достаточно большом массиве данных.
Особенностями описанного подхода являются получение магистрантами навыков работы в команде, взятие на себя ответственности за общий результат с одновременной активизацией творческого и интеллектуального потенциала. Общий результат зависит от качества исследований, проведенных каждым магистрантом, а также от активности, проявления творческих способностей магистрантов при обсуждении и интерпретации результатов, формулировании выводов.
Для подобного исследования должны выбираться сложные психологические феномены, требующие рассмотрения их под разными углами зрения, как устойчивой структуры и как динамического процесса, в рамках субъект-объектного и субъект-субъектного подходов.
К числу подобных психологических феноменов относится ценностно-смысловая сфера личности как центральное образование личности, ее «ядро», задающее направленность жизнедеятельности человека и определяющее отношение «человек - мир».
По определению Д. А. Леонтьева, смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [3]. Личность представляет собой целостную систему смысловой регуляции жизнедеятельности, реализующую через отдельные смысловые структуры, процессы и их системы логику жизненной необходимости во всех проявлениях человека как субъекта жизнедеятельности.
В силу многомерности ценностно-смысловой сферы личности, она рассматривается в различных аспектах. Это и вопрос о природе ценностно-смысловых образований, и изучение структурных элементов ценностно-смысловой сферы человека и их взаимосвязей, и проблема динамики и механизмов функционирования ценностно-смысловой сферы. Динамические аспекты ценностно-смысловой сферы личности изучались, например, А. В. Таракановым [7].
Диагностика индивидуальных особенностей ценностных ориентаций и смысловой сферы личности, как пишут А. В. Серый, М. С. Яницкий, базируется на теоретических основаниях и методологических подходах различных направлений психологии [5]. Так, описывая методологию психологического изучения смысловой сферы личности, Д. А. Леонтьев выделяет пять основных
методических подходов к эмпирическому изучению смысловой реальности: экспериментальный, психометрический, проективный, психосемантический и качественно-феноменологический [3]. Первые два относятся к линии объективного, количественного измерения, остальные три - к линии субъективного, качественного описания. В таблице приведены примеры разных методик в рамках психометрического, проективного, психосемантического и феноменологического подходов (табл.).
Хотя Д. А. Леонтьев пишет, что психометрика смысловой сферы - словосочетание почти парадоксальное [3], существует ряд опросников, позволяющих получить количественную меру, например, наполненности жизни смыслом [11] или выраженности тех или иных ценностей.
Проективная методология основана на
Таблица
Возможные методы исследования ценностно-смысловой сферы личности
Объективное, количественное измерение
Субъективное, качественное описание
Подход
Методика
Назначение
Подход
Методика
Возможности
Тест смысложиз-ненных ориента-ций (СЖО) Д. А. Леонтьева
Определение степени осмысленности жизни, смысложизнен-ных ориентаций, локуса контроля
Тематический апперцептивный тест Г. Мюррея (ТАТ)
Прояснение жизненных смыслов на основе анализа индивидуального образа мира человека
Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой
Определение степени выраженности жизнестойкости и ее компонентов
о £
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И. Л. Соломина
Описание представлений человека о своей жизни и отношения к ней
рет
Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина
Исследование значимости жизненных сфер и степени реализации ценностей в этих сферах
Семантический дифференциал
Анализ коннотаций, эмоционального отношения к объектам реальности
«Ценностные ориентации» М. Рокича
Исследование иерархии ценностей личности
Репертуарные решетки
с заданными конструктами
Исследование ценностного спектра
Опросник Шварца
Изучение структуры ценностей личности
«Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой
Описание внутренней картины жизненного пути
о
лоено меноно
&
Методика предельных смыслов (Д. А. Леонтьев, М. А. Филатова)
Изучение смыслов через их отражение в индивидуальном мировоззрении
возможности испытуемого структурировать или интерпретировать предложенный проективный материал в соответствии с его картиной мира. Для исследования ценностно-смысловой сферы личности возможно применение таких проективных методик, как «Тематический апперцептивный тест», рисуночные тесты, «Незавершенные предложения». Использование рисуночных методик опирается на их теоретическое обоснование П. В. Яньшиным, проводящим параллель между образно-графическим и вербально-метафорическим рядами и характеризующим проективный рисунок как метафорическое выражение смысла Я [10], и на выделение И. Л. Соломиным содержательных показателей рисунка [6]. По мнению Д. А. Леонтьева, в результатах ТАТ отражается индивидуальный образ мира обследуемого [3]. Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности и приписывая причину этих особенностей сложившемуся у него устойчивому образу мира, можно «вычислить» жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств.
В рамках психосемантического подхода для исследования смысловой сферы используют психосемантический дифференциал и репертуарные решетки. В отличие от психометрического подхода, по мнению В. Ф. Петренко, «в экспериментальной психосемантике сам субъект выступает носителем смыслового, семантического пространства. В психосемантике каждому человеку ставится в соответствие пространство смыслов... и прочитывая эту «нотную» запись личностных смыслов другого человека, исследователь дешифрует, реконструирует сознание респондента» [4, с. 20]. Но, как пишет Д. А. Леонтьев, психосемантическое исследование позволяет раскрыть смыслы лишь в том случае, если мы обращаемся к онтологическому плану анализа и учитываем место изучаемых объектов в системе жизненных отношений испытуемых [3].
Применение феноменологических методов предполагает осознание респондентом тех или иных аспектов своего жизненного мира, опирается на это осознание и стимулирует его развитие и углубление. Примерами феноменологических методик могут служить «качественное феноменологиче-
ское исследовательское интервью» С. Квале; «Методика предельных смыслов» Д. А. Леонтьева, В. Н. Бузина, М. А. Филатовой [3], в которой используется прием изучения смысловых систем посредством их отражения в индивидуальном мировоззрении; «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой [1] и другие автобиографические методики.
Таким образом, нами рассмотрены группы методов, с помощью которых возможно изучение тех или иных сторон смысловой реальности. Такое разнообразие методов подчеркивает, что смысловая реальность проявляется в разных формах и ее эмпирическое исследование требует применения комплексной исследовательской стратегии и разных, дополняющих друг друга, методов и подходов.
Библиографический список
1. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
4. Петренко В. Ф. Личность человека - основа его картины мира // Модели мира. - М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1997. - С. 9-24.
5. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
6. Соломин И. Л. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь»: методическое руководство. - СПб.: ГМНПП «Иматон», 2002. - 64 с.
7. Тараканов А. В. Эволюция ценностно-смысловых ориентаций и компонентов креативности в процессе профессионального обучения студентов-психологов // Философия образования. - 2010. - № 3 (32). - С. 178-183.
8. Улановский А. М.Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. - М.: Смысл, 2012. - 255 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) магистр) [Электронный ресурс] // Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию. - URL: http://www.umo.msu.ru/ mdex.php?füe_mme=STÄTIC/fgos.html (дата обращения: 23.04.2015).
10. Яньшин П. В. Клиническая психодиагно- and structure of values: Theory and empirical tests стика личности. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с. in 20 countries // Advances in experimental social
11. Schwartz S. H. Universals in the content psychology. - 1992. - Vol. 25. - P. 3 -65.
Kavun Lyudmila Viktorovna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Department of psychology and pedagogy, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
PECULIARITIES OF LEARNING IN RESEARCH OF VALUE-MEANING SPHERE IN PREPARING UNDERGRADUATE OF PSYCHOLOGISTS TO SCIENTIFIC wORK
Abstract. We are showing the necessity of the use of special ways of learning of undergraduate to research methods. Difficulty learning consist of methodological contradictions that are important in the study of complex psychological phenomena of natural and the humanities paradigms. They differ in the principles and methods. Researchers must have a high level of professionalism in conducting qualitative, phenomenological research, and a small amount of sample causes mistrust among representatives of academic science. Undergraduates rarely use them in research. we describe the form of training, which allows undergraduates to acquire skills of complex psychological research. As a phenomenon that can be studied in this way is considered a values and meaning of life of the person, as its empirical study requires the use of an integrated research strategy and different, complementary methods.
Keywords: values and meaning of life of person, quantitative and qualitative research methods in psychology, complex psychological research.
Поступила в редакцию 23.04.2015