Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 378.144/146
Исследование смысловой реальности современных студентов
М. В. Большедворская
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье систематизируются данные теоретических исследований феноменов «смысл» и «смысловая реальность», методики измерения смысловой реальности человека. Проанализированы данные эмпирического исследования смысловой реальности студентов вуза. Сделан вывод о смысловой реальности молодёжи (студентов) посредством определения степени осмысленности жизни, локус-контроля, смысловых жизненных ориентаций, ценностей личности.
смысл, смысловая реальность, молодёжь, студенты.
Дата поступления Российские общество, как и весь мир, переживает
статьи в редакцию: времена перемен. Перемены касаются всех сфер об-
30 ноября 2017 г.
щества: экономической, технологической, образовательной, политической. Соответственно, подготовка обучающихся к жизни в меняющемся обществе требует развития новой смысловой реальности. Смысловая реальность - сложная многокомпонентная система, включающая в себя различные элементы личности: личностные мотивы, смысловые установки, диспозиции личности, личностные конструкты, личностные смыслы и личностные ценности. Система образования является одним из социальных институтов, обеспечивающих развитие личности. Современные студенты - будущее страны, и сегодня важно подготовить их к участию в экономических, социальных, политических процессах страны в будущем. Начальным этапом процесса формирования личностных мотивов, смысловых установок, диспозиций личности, личностных конструктов, личностных смыслов и личностных ценностей является диагностика этих компонентов.
Цель исследования - систематизировать накопленный опыт исследований смысла, смысловой реальности и исследовать смысловую реальность современных студентов высшего учебного заведения.
Задачи исследования: проанализировать изучение феноменов «смысл», «смысловая реальность» в психологии; дать характеристику понятия «смысловая реальность»; провести анализ смысловой реальности современных студентов вуза.
Методологию исследования составили: принцип системной детерминации развития личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), положения экзистенциальной и гуманистической психологии о личностном смысле как центральном звене структуры личности (В. Франкл, Дж. Келли, Р. Мэй и др.), деятельност-ный подход (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов, Е. С. Мазур и др.), основу развития личности составляет деятельность, определённая смыслами, одновременно смысловая реальность формируется методом проб и ошибок в личностной деятельности.
Научная новизна исследования. На основе анализа и синтеза классических и современных исследований феномена «смысловая реальность» дано определение понятия; эмпирическим путём с использованием классических методов психометрического подхода (тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) выявлена смысловая реальность современных студентов вуза.
Теоретическая и практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями для подготовки теоретических и практических занятий, диагностики смысловой реальности студентов и организации учебного и воспитательного процесса.
Смысловая реальность является предметом изучения многих социальных наук, наблюдается комплексных подход. Смысловая реальность - сложная многокомпонентная система, включающая различные элементы личности: личностные мотивы, смысловые установки, диспозиции личности, личностные конструкты, личностные смыслы и личностные ценности. Каждый из элементов, в свою очередь, является многокомпонентным и сложным, что и вызывает определённую сложность изучения явления «смысловая реальность» как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Понятия «смысл», «смысловая реальность» исследовались в отечественной и зарубежной науке.
Дефиниция «смысл жизни» является предметом изучения философии и определяется как «высшая ценность человеческого существования, выраженная в форме конечной цели, которой подчинены все частные интересы и потребности человека» [15]. Философия выделяет три главных подхода: а) смысл жизни - в самой жизни; б) смысл жизни в изменении мира, опираясь на справедливость; в) смысл жизни создаётся человеком. Последний подход сочетается с психологическим подходом к изучению понятия. З. Фрейд впервые ввёл понятие «смысл» в категорийный аппарат психологии. «Согласно Фрейду, люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Рассматривая «внутренний мир» индивидуума как важную часть личности, он считал его также и причиной других явлений - объективных состояний типа психических травм, случаев подавления или вытеснения, а также универсальных человеческих побуждений» [19]. В. Франкл [18] утверждает, что смысл не наследуется, его нельзя дать, смысл можно только найти самостоятельно. Смысл нельзя передать, как и нельзя научить ценностям, их можно только пережить. Согласно
теории Р. Мэя [14], смысл - это определяющий компонент личности. Существует социальная смысловая матрица, из которой человек формирует индивидуальную смысловую матрицу. Сформированная матрица индивида позволяет воспринимать матрицы других, саморазвиваться. «Поиск смысла - врождённое качество личности», - утверждал С. Мадди [13]. Виды потребностей человека: биологические, социальные и психологические. Психологические - потребности в суждении, воображении и символизации. Личность с развитыми психологическими способностями может принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за свою собственную жизнь, ориентирована на смысл. Опыт человека (феноменальное поле) [16] всегда является индивидуальным, особенным, неповторимым и направлен на восприятие мира. Ситуация, когда субъективное восприятие окружающего мира человеком и сама объективная реальность совпадают, называется конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности помогает индивиду успешнее функционировать в обществе. Смысловые образования, согласно Е. С. Мазур, выполняют роль контролёров побуждений, поведения, активности, деятельности, т. е. служат регуляторами поведения. На смысловые образования опираются при управлении жизнью (целеполагании, планировании, принятии решения). Это глубинные образования личности, и не поддаются непосредственному произвольному контролю, в отличие от знаний, умений, навыков [12]. Б. С. Братусь считает, что смысловые образования являют собой сплав интеллектуальных и эмоциональных процессов» [2]. Л. С. Выготский [3; 4] первоначально рассматривал понятие «смысл» в психолингвистическом аспекте «значение - смысл». Смысл слова возникает в сознании благодаря слову. Смысл может быть отделён от слова. В более поздних исследованиях Л. С. Выготский рассматривал смысл в системе сознания. Учёный ввёл понятие «смысловое поле» - ситуация поведения, осмысление ситуации влечёт изменение смыслового поля и действий. Также он впервые усмотрел зависимость смысла от мотива: смысл слова зависит от мотива.
А. Н. Леонтьев [10] ввёл понятие «личностный смысл». Личностный смысл - субъективно воспринимаемая значимость предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счёт включения его в другой, мотивационный, контекст. По мнению А. Г. Асмолова [1], личностный смысл отражает отношения индивида к действительности, это совокупность чувственного и эмоционального интеллекта. В системе регуляции поведения человека личностный смысл - основа, фундамент, основополагающее явление. Д. А. Леонтьев «личностный смысл» интерпретирует следующим образом: «1) смысл связывает субъекта с действительностью и порождается реальными отношениями; 2) источником смысло-образования выступают потребности и мотивы; 3) смысл действен (имеется в виду регуляция деятельности); 4) смысловые образования формируются и существуют в системе; 5) смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта» [11, с. 104].
Итак, поиск смысла жизни является врождённым качеством, но создаётся самим человеком, не наследуется, этому нельзя научить, смысл жизни мож-
но найти только самостоятельно, смысл формируется на основе социального опыта (социальной смысловой матрицы) и, если субъективный опыт совпадает с объективной реальностью, то сформированное конгруэнтное поведение позволяет социализации в обществе, смысл может меняться и выражается в поведении.
Личностный смысл - основа поведения, источниками являются мотивы, потребности, ценности личности; меняется при включении в другой контекст; включает интеллектуальный и эмоциональный интеллект.
В рамках нашего исследования смысловой реальности современных студентов вуза философский и психологический подход «смысл жизни создаётся человеком» является фундаментальным и системообразующим.
Изучение понятия «смысловая реальность» не имеет такой истории, как изучение понятия «смысл». Предварительно систематизируем компоненты смысловой реальности и их взаимоотношения друг с другом. Психологические словари не дают определения термина «смысловая реальность», в своём исследовании будем опираться на дефиницию Р. Гарифуллина: «Смысловая реальность - это совокупность различных составляющих смысловой структуры личности, не имеющих иерархии, которые в зависимости от своей устойчивости и динамики, перетекая друг в друга, превращаются в мотивы, смысловые установки, диспозиции, конструкты и, наконец, личностные смыслы» [5]. Д. А. Леонтьев кроме личностного смысла, смысловых установок, мотива, смысловых диспозиций, смыслового конструкта включает ещё и личностные ценности. Личностные ценности - система ценностей (материальных, духовных, нравственных, эстетических и др.), которыми руководствуется человек в своей жизни [11]. Д. А. Леонтьев конкретизировал определение элементов смысловой реальности в рамках теории смысла. Личностный смысл проявляется в трансформации объективной реальности в образы. Смысловая установка -стабилизирует деятельность, помогает избежать отклоняющегося поведения. Мотив проявляется в направленной деятельности и имеет смысловую природу. Диспозиция - сохранение отношения к объекту после завершения деятельности. Смысловой конструкт - самостоятельный элемент смысловой реальности. Конструкты человека отличают его от других, у каждого человека своя система иерархии конструктов, конструкты дихотомичны, не являются универсальными и ограничены в своём применении, изменяемы во времени [9]. Личностная ценность - источник образования смысла, мотива, базирующаяся на социальном опыте, культуре.
Следовательно, смысловая реальность включает в себя компоненты: мотивы, смысловые установки, диспозиции, конструкты, личностные смыслы, личностные ценности. Компоненты смысловой реальности находятся во взаимосвязи, дополняют друг друга, проявляются в деятельности субъекта, принятии решений, не иерархичны и изменяются в течение жизни.
Изучая смысловую реальность в динамическом аспекте, Д. А. Леонтьев выделил «...три вида таких процессов: смыслообразование, представляющее собой переход или перенос смысла на новый носитель, смыслоосознание, представляющее собой изменение смысла и, более широко, изменение направления смыслообразования за счёт рефлексивного расширения смыслозадаю-щего контекста, и смыслостроительство, представляющее собой внутреннюю
критическую перестройку смысла при столкновении с реальностью или иным смысловым миром, ставящим под сомнение имевшийся смысл» [11, с. 366]. Н. А. Савченко, систематизируя данные об исследовании предельной смысловой реальности, пришла к выводам: а) развитие человека происходит в борьбе противоположных феноменов «жизнь» - «смерть», «бесконечность» - «конечность», «добро» - «зло» и т. п.; б) дихотомичность жизни определяет мировоззрение человека, определяет характер ценностей, потребностей; в) первая часть антагонистических пар считается желательной, приоритетной, а вторая часть - негативная, которую следует избегать и контролировать [17].
На наш взгляд, смысловая реальность человека на основе конструктов как оценочной системы индивида; установок как неосознанного психологического состояния, внутреннего личного качества; личностных ценностей проходит 5 уровней формирования: 1-й уровень - ситуативные, неустойчивые смыслы; 2-й уровень - устойчивые, личностно произвольные, но не всегда осознанные смысловые содержания; 3-й уровень - смысловые ориентации; мотивы, не всегда воплощённые в деятельность; 4-й уровень - смысловые установки -осознанные, реально действующие мотивы; 5-й уровень - сохранение отношения к объекту после завершения деятельности. Соответственно, компоненты смысловой реальности в динамике схематично могу быть выстроены следующим образом: конструкт - установка - ценность - смысл - мотив - диспозиция.
Итак, смысловая реальность - это совокупность мотивов, смысловых установок, диспозиций, конструктов, личностных смыслов, личностных ценностей; эти составляющие являются однопорядковыми, перетекающими друг в друга и характеризующимися динамичностью и устойчивостью.
Когда анализируется феномен «смысловая реальность», то нельзя забывать, что человек может и заблуждаться, и искать не только смысл жизни, смысл истины, но и попасть в систему заблуждений, иллюзий. В этом случае у человека формируется хаос, который становится смыслом [5; 6; 7]. Но иллюзии могут привести человека и к вынашиванию творческих идей, новых смыслов, способствующих личностному росту.
Исследование феномена «смысловая реальность» представляет определённую сложность в силу своей многокомпонентности и неоднозначности. Методология и методы исследования описаны А. Д. Леонтьевым [11], выделены основные направления изучения смысловой реальности: экспериментальное; психометрическое; проективное; психо-семантическое; качественно-феноменологическое.
Экспериментальное и психометрическое направления являются количественными измерениями. Проективное, психо-семантическое, качественно-феноменологическое - субъективные качественные направления изучения смысловой реальности. Возможные методы исследования ценностно-смысловой сферы личности [8] содержатся в таблице (табл. 1).
Проективный подход, который может быть представлен тематическим апперцептивным тестом Г. Мюррея и методикой И. Л. Соломина «Жизненный путь», другими проективными методиками (незавершённое предложение, рисуночный тест и др.), позволяет определить отношение человека к своей жизни, индивидуальный образ мира человека. Жизненные смыслы способствуют индивидуальному восприятию мира, поэтому, изучив мирровозрение челове-
ка, отношение к себе позволяет уяснить жизненные смыслы. Психосемантический подход (методы - психосемантический дифференциал, репертуарные решётки) позволяет понять смыслы человека в контексте его жизненных отношений. Феноменологические методы (методика предельных смыслов, «психологическая автобиография» и др.) позволяют осознать свою жизнь и далее простоить троекторию саморазвития.
Таблица 1
Методы исследования ценностно-смысловой сферы личности
Объективное, количественное изменение Субъективное, качественное описание
Подход Методика Назначение Подход Методика Возможности
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева Определение степени осмысленности жизни, смысложизненных ориентаций, локус- контроля зВ 3 X и 5 н и 0J Тематический апперцептивный тест Г. Мюррея (ТАТ) Прояснение жизненных смыслов на основе анализа индивидуального образа мира человека
Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой Определение степени выраженности жизнестойкости и её компонентов Он в Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И. Л. Соломина Описание представлений человека о своей жизни и отношения к ней
психометрический Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина Исследование значимости жизненных сфер и степени реализации ценностей в этих сферах ЭК 5 и CJ а) ¡Г в Й 2 с Семантический дифференциал Анализ коннотаций, эмоционального отношения к объектам реальности
«Ценностные ориентации» М. Рокича Исследование иерархии ценностей личности о X 5 CJ В Репертуарные решётки с заданными конструктами Исследование ценностного спектра
Опросник Шварца Изучение структуры ценностей личности эВ 5 и CJ и £ «Психологическая автобиография» Е. Ю. Коржовой Описание внутренней картины жизненного пути
о Ц о в 1) S о в 0J Методика предельных смыслов (Д. А. Леонтьев, М. А. Филатова) Изучение смыслов через их отражение в индивидуальном мировоззрении
В рамках исследования используются методики психометрического подхода, позволяющие количественно измерить смысловую реальность субъекта. Количественное измерение можно провести с помощью методик: тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леотьева, тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, тест М. Рокича, опросник терминальных ценностей и т. п. Исследование позволяет установить локус-контроля личности, ценностных ориентаций, значимость жизненных сфер, степень жизнестойкости, степень осмысленности жизни, которые, в свою очередь, являются элементами смысловой реальности индивида.
В соответствии с целью исследования (выяснить, какими ценностными ориентациями, смыслами руководствуются современные молодые люди) использовались методики: тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Применение методов можно обосновать следующим образом: определение степени осмысленности жизни, локус-контроля, смысловых жизненных ориентаций, ценностей личности позволит понять смысловую реальность личности в контексте «конструкт - установка - ценность - смысл», мотивы как планы поведения, определяющие направленность активности индивида и диспозиции как восприятие условий деятельности избранные методики установить не позволяют.
Выборку исследования представляют студенты Иркутского государственного университета в возрасте 18-20 лет (28 человек): 25 - девушек, 3 - юноши, средний возраст - 18,5 года. Согласно международной классификации такой возраст называется молодостью и является важным этапом развития умственных способностей, становления самосознания и смысловой реальности. В период молодости деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения всё новых и новых возможностей.
Результаты тестирования по методике СЖО Д. А. Леонтьева представлены в таблице и на рисунке (табл. 2; рис. 1). Тест позволяет понять, насколько гармонично развивается личность во временном восприятии, где находится смысл жизни человека: в прошлом, будущем, настоящем.
таолица2
Результаты тестирования по методике СЖО Д. А. Леонтьева
Субшкала Максимальное значение Среднее значение Стандартные отклонения
Цели в жизни 42 30 3
Процесс жизни 42 30 4
Результативность жизни 35 25 3
Локус-контроля - Я 28 21 2
Локус-контроля - жизнь 42 27 4
Общий показатель ОЖ 189 99 10
Рис. 1. Результаты тестирования по методике СЖО Д. А. Леонтьева
По всем шкалам значения выше среднего и характеризуют респондентов как целеустремлённых, позитивно оценивающих как прошлое, настоящее, так и будущее, способных к планированию своих действий, осознающих, что завтра начинается сегодня. Себя студенты воспринимают как самодостаточную, сильную личность, способную контролировать свою жизнь, умеющую принимать решения. Средний уровень осмысленности жизни свидетельствует об обозначении своей жизни как имеющей определённый смысл, но находящийся в процессе становления.
Для выявления ценностных ориентаций использовалась методика М. Роки-ча. Результаты исследования терминальных ценностей представлены в таблице и на рисунке (табл. 3; рис. 2).
Таблица 3
Результаты исследования терминальных ценностей, в процентах
№ Ценности Итого
1 Активная деятельная жизнь 8,74
2 Жизненная мудрость 9,31
3 Здоровье 2,31
4 Интересная работа 6,87
5 Красота природы и искусства 15,50
6 Любовь 6,62
7 Материально обеспеченная жизнь 7,38
8 Наличие хороших и верных друзей 7,50
9 Общественное призвание 10,18
10 Познание 10,87
11 Продуктивная жизнь 11,31
12 Развитие 8,75
13 Развлечения 13,31
14 Свобода 8,82
15 Счастливая семейная жизнь 7,50
16 Счастье других 14,31
17 Творчество 13,56
18 Уверенность в себе 8,75
Рис. 2. Результаты исследования терминальных ценностей, в процентах
Испытуемые ранжировали терминальные ценности в следующем порядке: красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); творчество (возможность творческой деятельности); развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры; интеллектуальное развитие); общественное признание (уважение окружающих, коллектива).
Современное студенчество ценит красоту во всех её проявлениях, благосостояние, творческий подход, развлечения, гедонический образ жизни, в то же время возможность продуктивной жизни, расширения кругозора, интеллектуального развития; желает общественного признания. Следовательно, можем предположить, что студенты как представители молодого поколения желают учиться, жить продуктивно, но легко, творчески, развлекаясь, необременительно. А это уже новый запрос на изменение процесса обучения современных студентов. Традиционное обучение в режиме: лекция - семинар, практическая работа - зачёт - уходят в прошлое, студентов необходимо вовлекать в образовательный процесс как творческий процесс, способствующий становлению личности, специалиста.
Инструментальные ценности также представлены 18 ценностями, результаты представлены в таблице и на рисунке (табл. 4; рис. 3).
Таблица 4
Результаты исследования инструментальных ценностей, в процентах
№ Инструментальные ценности Итого
1 Аккуратность 4,68
2 Воспитанность 3,43
3 Высокие запросы 12,62
4 Жизнерадо стно сть 8,81
5 Исполнительность 7,87
6 Независимость 10,00
7 Непримиримость к недостаткам в себе и других 14,25
8 Образованность 5,25
9 Ответственность 7,93
10 Рационализм 12,06
11 Самоконтроль 8,00
12 Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 12,56
13 Твёрдая воля 10,56
14 Терпимость 9,56
15 Широта взглядов 12,93
16 Честность 8,43
17 Эффективность в делах 11,75
18 Чуткость 10,13
16 14 12 10 8 6 4 2 0
Рис. 3. Результаты исследования инструментальных ценностей, в процентах
По результатам исследования выбраны инструментальные ценности: непримиримость к недостаткам в себе и других; широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; рационализм (умение здраво и логично мыс-
лить, принимать обдуманные, рациональные решения); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость); твёрдая воля (умение преодолевать трудности), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); терпимость (способность к ненасильственному поведению).
Респонденты выступают требовательными участниками процесса взаимодействия с высокими притязаниями, непримиримы к недостаткам других (и своих тоже), что можно объяснить юношеским максимализмом, но уважают чужую точку зрения, терпимы к другому мнению, ценят рациональность, самостоятельность, независимость. Высокие оценки инструментальных ценностей: широта взглядов, высокие запросы, смелость, рационализм, эффективность, независимость и воля - позволяют предположить, что в процессе обучения студентов следует учитывать выявленные ценностные ориентации. Студенты процесс обучения видят с точки зрения рациональности и эффективности, а именно: получение максимума при минимуме затрат; они смелы и независимы в своих суждениях. Следовательно, это ещё раз подтверждает наше предположение о новом запросе на изменение процесса обучения.
Итак, смысловая реальность студентов высшего учебного заведения включает в себя ценности: красота природы и искусства; счастье других; творчество; развлечения; продуктивная жизнь; познания; общественное признание; непримиримость к недостаткам; широта взглядов; высокие запросы; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; рационализм; эффективность в делах; чуткость; независимость, толерантность. Современные студенты с оптимизмом смотрят в будущее, отличаются целеустремлённостью, удовлетворены жизнью, не жалеют о прошлом, убеждены во влиянии на жизненную ситуацию, готовы приять ответственность на себя за свою жизнь.
Следовательно, можно предположить, что студенты как представители молодого поколения желают учиться, жить продуктивно, но легко, творчески, развлекаясь, необременительно и эффективно. Соответственно, и процесс обучения современных студентов вуза должен меняться, следует применять эффективные методы (дистанционное обучение, онлайн-обучение и т. п.).
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.
2. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М. : Мысль, 1988. - 304 с.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 504 с.
4. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. -М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 518 с.
5. Гарифуллин, Р. Постмодернистская психология личности [Электронный ресурс] / Р. Гарифуллин // Пси-фактор : сайт. - URL: http://psyfactor.org/lib/postmodern2.htm (дата обращения: 12.12.2017).
6. Гарифуллин, Р. Р. Постмодернистская психология и понятие «смысл» / Р. Р. Гарифуллин // Основы постмодернистской психологии. - Казань : Бриг, 2015. - 196 с.
7. Гарифуллин, Р. Смысловой подход как теоретическая основа психокоррекции и
профилактики наркомании [Электронный ресурс] / Р. Гарифуллин. - URL: http://2dip. su (дата обращения: 24.12.2017).
8. Кавун, Л. В. Особенности обучения методам исследования ценностно-смысловой сферы при подготовке магистрантов-психологов к научной работе / Л. В. Кавун // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С. 141-145.
9. Келли, Дж. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели / Дж. Келли // Техники консультирования и психотерапии. - М. : Апрель-пресс; Эксмо-пресс, - 2000. - С. 402-403.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [2-е, испр. изд.] / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
12. Мазур, Е. С. Смысловая регуляция деятельности: на материале некоторых видов патологии: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. С. Мазур. - М., 1983. - 214 с.
13. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб. : Речь, 2002. - 539 с.
14. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Р. Мэй. - М. : ЭКСМО-Пресс, Апрель-Пресс, 2002. - 256 с. - (Серия «Искусство консультирования»).
15. Некрасова, Н. А. Тематический философский словарь / Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. - М. : МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
16. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.
17. Савченко, Н. А. Философско-психологическая проблема предельной смысловой реальности [Электронный ресурс] / Н. А. Савченко. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 12.01.2018).
18. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990.368 с. - (Серия «Библиотека зарубежной психологии»).
19. Утюганов, А. А. Теоретические и методологические основания изучения ценностно-смысловой сферы личности в современной психологии [Электронный ресурс] / А. А. Утюганов, П. Ю. Наумов. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.01.2018).
л Research of the Modern Student's the Conceptual
Reality
M. V. Bol'shedvorskaya
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The author organizes the data of theoretical research of the phenomena "sense" and "conceptual reality", methods of measuring the conceptual reality of a person. The data of empirical research on the high school students'conceptual reality is analyzed. A conclusion is made about the semantic reality of youth (students) by determining the degree of meaningfulness of life, the locus of control, the semantic life orientations, and the values of the individual.
Keywords: sense, conceptual reality, youth, students.
Большедворская Марина Владимировна
кандидат социологических наук, доцент
Иркутский государственный университет
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
тел.: 8(3952)521065 e-mail: zzz4013@mail.ru
Bol'shedvorskaya Marina Vladimirovna
Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor
Irkutsk State University
1 Karl Marx St, Irkutsk, 664003
tel.: 8(3952)521065 e-mail: zzz4013@mail.ru