Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клиповое мышление / понятийное мышление / обучение смысловому иноязычному чтению / технология сотрудничества / информационно-коммуникационные технологии / clip thinking / conceptual thinking / teaching conceptual foreign language reading / cooperative learning / information communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Г. Бабенко, Т Ю. Храмова

В статье рассматривается явление клипового мышления как основная характеристика современного поколения. Отмечается, что пока нет четкого однозначного научного определения феномена клипового мышления, и требуется разработка методик для его изучения. Внимание акцентируется как на положительных, так и негативных признаках данного типа мышления. Авторами предпринята попытка раскрыть методику организации учебного процесса, базируясь именно на особенностях клипового мышления, а не устраняя их. Подчеркивается тот факт, что появление клипового мышления вполне закономерно и что не следует навязывать современным молодым людям традиционные методы обучения. Предложены приемы технологии сотрудничества, которые помогают нивелировать признаки клиповости мышления и развивают умения смыслового иноязычного чтения. В статье демонстрируются возможности использования информационно-коммуникационных технологий для мотивации и активизации учащихся с данным типом мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE READING TO SCHOOLCHILDREN WITH CLIP THINKING

The article examines the phenomenon of clip thinking as one of the main characteristics of the modern generation. It is highlighted that there is still no clear unambiguous scientific definition of this phenomenon and the development of methods for its study is required. The attention is focused on both positive and negative sides of this type of thinking. The authors have made an attempt to reveal the methodology for organizing the educational process precisely based on the features of clip thinking not eliminating them. The fact is emphasized that the emergence of clip thinking is quite natural and traditional teaching methods should not be imposed on modern schoolchildren. Methods of cooperative learning are proposed that help level out the signs of clipped thinking and develop the skills of conceptual foreign language reading. The article demonstrates the ways of using information communication technologies to motivate students with this type of thinking.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ»

раннего возраста с ОВЗ и недостаточной разработанностью данного направления. Анализ результатов исследования уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ позволил выявить, что развитие мелкой моторики, познавательной активности и навыков самообслуживания находятся на низком уровне, так как все компоненты взаимообусловлены. Развитие мелкой моторики и познавательной активности направлено на усвоение и привитие навыков самообслуживания. Анализ результатов анкетирования

Библиографический список

показал, что родители имеют поверхностные представления о закономерностях формирования и развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ, о возрастных и индивидуальных особенностях своего ребенка. Вместе с тем отмечаем, что рассмотренная проблема коррекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ не может быть решена в рамках одного исследования. Требуют дальнейшей разработки методические, организационные аспекты данной работы.

1. Буре РС., Година Г.Н. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. 144 с.

2. Щелованов Н.М., Шпитц Рене А., Коблинер Годфри В. Первый год жизни. Москва, 2000.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.

4. Питерси М., Трилор Р Этапы формирования у детей навыков самообслуживания. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста: методическое пособие. Санкт-Петербург: Каро, 2005.

5. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. Москва: ЭКСМО, 2013.

6. Яковлева М.Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении, кандидат педагогических наук. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.

7. Диагностика задержки психоречевого развития детей раннего возраста: информационно-методические материалы. Составители Л.П. Кузма, Ю.В. Подун. Краснодар, 2023. 44 с.

8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори». Москва: Издательство «Национальное образование», 2014.

9. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста: практическое пособие. Москва: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: учебное пособие для воспитателей детского сада и родителей. Москва: Просвещение, 1997.

11. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2009.

12. Грюнцбург Х.С. Социальная компетентность и умственная неполноценность. Лондон, 1973.

13. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

References

1. Bure R.S., Godina G.N. Uchite detejtrudit'sya: posobie dlya vospitatelya detskogo sada. M.: Prosveschenie, 1983. 144 s.

2. Schelovanov N.M., Shpitc Rene A., Kobliner Godfri V. Pervyj god zhizni. Moskva, 2000.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.

4. Pitersi M., Trilor R. 'Etapy formirovaniya u detej navykov samoobsluzhivaniya. Diagnosticheskoe obsledovanie detejrannegoimladshegodoshkol'nogo vozrasta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Karo, 2005.

5. Tkachenko T.A. Melkaya motorika. Gimnastika dlya pal'chikov. Moskva: 'EKSMO, 2013.

6. Yakovleva M.G. Psihologo-pedagogicheskie usloviya organizacii pomoschi detyam s zaderzhkoj psihomotornogo razvitiya v obrazovatel'nom uchrezhdenii, kandidat pedagogicheskih nauk. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

7. Diagnostika zaderzhki psihorechevogo razvitiya detej rannego vozrasta: informacionno-metodicheskie materialy. Sostaviteli L.P. Kuzma, Yu.V. Podun. Krasnodar, 2023. 44 s.

8. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Detskij sad po sisteme Montessori». Moskva: Izdatel'stvo «Nacional'noe obrazovanie», 2014.

9. Smirnova E.O., Galiguzova L.N., Mescheryakova S.Yu. Pervye shagi. Programma vospitaniya i razvitiya detej rannego vozrasta: prakticheskoe posobie. Moskva: Mozaika-Sintez, 2007.

10. Uruntaeva G.A., Afon'kina Yu.A. Kak priobschit' malysha k gigiene i samoobsluzhivaniyu: uchebnoe posobie dlya vospitatelej detskogo sada i roditelej. Moskva: Prosveschenie, 1997.

11. Selina V.V. Razvitie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej detej rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2009.

12. Gryuncburg H.S. Social'naya kompetentnost' i umstvennaya nepolnocennost'. London, 1973.

13. Minina A.V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej v vospitanii samostoyatel'nosti detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

Статья поступила в редакцию 26.06.24

УДК 373.5

Babenko M.G, Cand. of Sciences (Philology), ЛКа1 Stste Pedagogy University (Barnaul, Russia), E-mail: bmg74@mail.ru

Khramova T.Yu., Cand. of Sciences (Philology), Afai Stste Pedagogicаl University (Barnaul, Russia), E-mail: tatyana26@rambler.ru

FEATURES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE READING TO SCHOOLCHILDREN WITH CLIP THINKING. The article examines the phenomenon of clip thinking as one of the main characteristics of the modern generation. It is highlighted that there is still no clear unambiguous scientific definition of this phenomenon and the development of methods for its study is required. The attention is focused on both positive and negative sides of this type of thinking. The authors have made an attempt to reveal the methodology for organizing the educational process precisely based on the features of clip thinking not eliminating them. The fact is emphasized that the emergence of clip thinking is quite natural and traditional teaching methods should not be imposed on modern schoolchildren. Methods of cooperative learning are proposed that help level out the signs of clipped thinking and develop the skills of conceptual foreign language reading. The article demonstrates the ways of using information communication technologies to motivate students with this type of thinking.

Key words: clip thinking, conceptual thinking, teaching conceptual foreign language reading, cooperative learning, information communication technologies

М.Г. Бабенко, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: bmg74@mail.ru

Т.Ю. Храмова, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: tatyana261@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ

В статье рассматривается явление клипового мышления как основная характеристика современного поколения. Отмечается, что пока нет четкого однозначного научного определения феномена клипового мышления, и требуется разработка методик для его изучения. Внимание акцентируется как на положительных, так и негативных признаках данного типа мышления. Авторами предпринята попытка раскрыть методику организации учебного процесса, базируясь именно на особенностях клипового мышления, а не устраняя их. Подчеркивается тот факт, что появление клипового мышления вполне закономерно и что не следует навязывать современным молодым людям традиционные методы обучения. Предложены приемы технологии сотрудничества, кото-

рые помогают нивелировать признаки клиповости мышления и развивают умения смыслового иноязычного чтения. В статье демонстрируются возможности использования информационно-коммуникационных технологий для мотивации и активизации учащихся с данным типом мышления.

Ключевые слова: клиповое мышление, понятийное мышление, обучение смысловому иноязычному чтению, технология сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии

В настоящее время для современной молодежи присущ такой тип мышления, как клиповый, для которого характерна высокая скорость обработки постоянно поступающей информации и быстро меняющихся фактов и реалий действительности. В то же время восприятие информации поверхностное, без глубокого анализа и выводов, с нарушением причинно-следственных связей. Все это типично не для отдельных личностей, а характеризует состояние общества в целом. Этим обусловливается актуальность данной статьи.

Таким образом, обнаруживается противоречие между традиционной системой образования и типом восприятия, образом мышления сегодняшних обучающихся.

Возникает потребность меняться и приспосабливаться к новым реалиям. В то же время высказывается негативное отношение к клиповому мышлению, подчеркивается то, что люди теряют способность осмысленно анализировать информацию и делать выводы.

Авторам представляется необходимым освещение данного феномена, так как это обусловливается социально-экономическими процессами развития нашего общества, которому требуются специалисты новой формации, способные продуктивно действовать в глобальном информационном пространстве.

Известный психолингвист Т.В. Черниговская отмечает, что все когнитивные процессы, независимо от их характера, обеспечиваются мозговыми процедурами. Подчеркивается важная роль языка в ментальном мире человека. Язык выступает не только средством коммуникации, но и главным инструментом мышления [1, с. 676].

Можно констатировать, что на данный момент времени происходит столкновение разных типов мышления: понятийного (словесно-логического) и клипового (цифрового). Безусловно, невозможно пропускать через себя такой мощный поток информации, и, как следствие, наше восприятие адаптируется к решению данных задач. Клиповое мышление может быть отличным способом защиты от избыточной информации. Это ответ нашего мозга на постоянно увеличивающийся, разнообразный поток информации, своего рода защита от перегрузки.

Цель нашей статьи - рассмотреть феномен клипового мышления и представить методические аспекты обучения учащихся иноязычному чтению с учетом особенностей данного типа мышления. Объектом исследования выступают учащиеся старшей ступени обучения с признаками клипового мышления.

Сформулированная цель определяет постановку следующих задач: рассмотреть феномен клипового мышления и раскрыть его сущность; выделить положительные и негативные аспекты данного типа мышления; раскрыть методику обучения учащихся с клиповым мышлением смысловому иноязычному чтению; продемонстрировать приемы обучения иноязычному чтению на примере технологии сотрудничества.

Научная новизна исследования обусловлена не только отсутствием четкого научного определения понятия клипового мышления, но и потребностям и организации учебного процесса с учетом основных характеристик данного типа мышления.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизаци и современных точек зрения на исследуемую проблему и путей ее решения, выявлении положительных и негативных признаков клипового мышления учащихся.

Предполагаемая практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по организации обучения иноязычному чтению с учето м особенностей клипового мышления современных школьников. Представленны е приемы могут быть использованы на уроках иностранного языка, а также данный материал может быть использован при чтении лекций студентам.

Для решения поставленных исследовательских задач используется совокупность следующих научных методов: анализ и обобщение психологической, педагогической и методической литературы; прогнозирование и моделирование; изучение и анализ педагогического опыта, анкетирование.

Специфика мышления в эпоху информационных технологий подробно рассмотрена в работах Н.В. Азаренка, М. Прински, Н.А. Яскевич, Е.А. Рыбина. Ю.С. Бранский. А.Ю. Оршанский, Н.А. Сизинцева исследуют информационную культуру личности. К проблеме обучения иноязычному чтению обращаются такие авторы, как В.А. Бородина, Н.Н. Сметанникова, С.К. Фоломкина, А.А. Леонтьев, В.В. Сафонова. Вопросы клипового мышления затрагивают в своих работах Ф.И. Гиренок, Эл. Тоффлер, Т.В. Семеновских, К.Г. Фрумкин. Однако данный аспект требует дальнейшего рассмотрения в методическом ракурсе.

Одним из первых авторов, который ввел понятие клипового мышления, является американский социолог Эл. Тоффлер. Клиповая культура представлена как новый тип, который возник под воздействием массовой информации и характеризуется фрагментарностью и поверхностностью восприятия информации, алогичностью, что снижает интеллектуальные способности и приводит к упадку культуры [2].

К.Г Фрумкин определяет клиповое мышление как вектор в развитии отношений человека с информацией, способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию дли-

тельной линейной последовательности - однородной и одностильной информации [3].

Проанализировав различные определения клипового мышления, можно утверждать, что данный феномен - способ перцепции информации посредством выразительных, ассоциативных фрагментов, быстро сменяющих друг друга. Из-за постоянно изменяющихся событий, смены образов возникает трудность в обработке и запоминании информации. В памяти остаются только мозаичные отрывки, отсутствует полная картина понимания происходящего. Очевидно, что наблюдается тенденция развития школьников в сторону размывания реальной «Я-концеп-ции» и формирования «сетевой личности» в виртуальной среде [4, с. 134].

«Цифровые технологии поменяли все принципы распространения информации и сказались на традициях чтения» [5, с. 98]. Наличие клипового мышления влияет на механизмы чтения на иностранном языке. Как следствие, учащимся свойственно не смысловое, а клиповое чтение. Достаточно основательно клиповое чтение характеризует А.М. Яковлева, отмечая, что подрастающее поколение воспринимает текст как изобразительное полотно, а не как смысловое единство; чтение направлено не на усвоение содержания, а используется как «механический тренинг по складыванию букв в слоги, словосочетаний в предложения» [6, с. 198].

Несмотря на то, что исследователями отмечаются негативные стороны данного явления, стоит отметить и его положительные характеристики. Отметим, что школьники быстро и эффективно осуществляют самостоятельный поиск информации, способны отобрать достоверные, непротиворечивые факты из большого интенсивного информационного потока, легко вовлекаются в различные виды деятельности, что позволяет значительно расширить спектр методических приемов на занятиях.

К негативным признакам, характеризующим клиповое мышление, можно отнести перенос эмоций в виртуальную плоскость, склонность решать проблемную ситуацию с помощью Интернета. У современных школьников нет необходимости запоминать и осмысливать информацию, так как ее легко и быстро можно найти в Интернете, который является опорой для них и предоставляет готовые решения и шаблоны.

По свидетельству Т.В. Семеновских, «способность формулировать мысль, понятную для окружающих,и передать основныеее положениястала большой редкостью» [я, с. у]. Оощеххетпясдатниехуугозола, сняерес прюснонебеяьшшь в одпеП,режесяелкоссвих плтелятедх обоаслях,туудно плоучить »лдционоль-ный отклик, реальное общение сводится к минимуму, наблюдается массовое сцидестяие софтщлний ннесОщобадь, состдх.отбртствуед ьлрЯснг амвбения материала. Данной категории учащихся требуется частое переключение с одного кабадо снфдямaцси мн другой, для дьхрн^^1^опхз)^р^^он»сн<^я об достельный птниоо. CлeдтePИфДсraабмoнттбнеыxтанят»а,итдoлдзсаaхн дазьосброзныс формы закрепления материала.

Лсвяз и с этямсуeдcтдблнотсрцeлecoсДндон ы дне бороться и льдпдмо снью мышления и пытаться его устранить, а необходимо определить проблемные об-лтсуд, ло^ты цoбpoздвтпрльнoмпзoнтндо,кoеoцыe мтжыaлрстяобoпссн корн тсl<тпбтвкe изопдлнeнин, учитывтпспеньфвку ьoвpнмeиныдодpдoнеoн сeоопо-чи и восприятия информации.

Срдлететeт рбо яессондлдопределцнняуропня ЕPгсoвоroмщылeндо. В настоящем исследовании был взят за основу тест-опросник Джерома Брунера, клутрый позволтетуп^дешть бо^вый тоь мюшленит^^^^Е^е^ ела тЕтяетсн страстным дляьаштго пррЕeдoнрсьр. В гpyпцтoЛyчЕnщитдя Дыл провело-опрос с целью выявления у них степени проявления клипового мышления. Были пpтдлoжпнытщдзyююие ртнеьждения: «М уаДнюЕTPПтоньмттиснфopмaцию

Преобладает понятийное мышление

Средний уровень клипового мышления

Преобладает клиповое мышление

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рис.1.Степеньпроявпения кпиповогомышления

с телепрограмм, Интернета и видеоматериалов», «Я могу выполнять несколько задач одновременно», «Я достаточно быстро выполняю информацию и могу сразу дать ответ на поставленный мне вопрос», «Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат», «Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе», «Я могу одновременно воспринимать информацию с нескольких источников (слушать музыку и читать)», «Я быстро устаю в процессе долгого умственного труда», «Толстые книги, длинные тексты меня утомляют». Учащиеся должны были согласиться или не согласиться с данными утверждениями. Был проведен подсчет положительных ответов, результат показал наличие в некоторой степени «клиповости» в сознании обучающихся (рис. 1).

У 43% респондентов преобладает клиповое мышление. Они четко приспособились к нынешнему информационному обществу, перешли от линейной модели мышления к сетевой, способны быстро и продуктивно обрабатывать информацию, для них важно не запомнить данные, а знать, как их быстро найти. Однако их память кратковременна и поверхностна, наблюдается низкий уровень способности к анализу, решению сложных задач, построению логических цепочек.

19% учащихся продемонстрировали средний уровень клипового мышления. У данных учащихся удачным образом комбинируются понятийное и клиповое мышление, что дает им возможность успешно решать сложные задачи, требующие логического анализа и аналитического синтеза, скрупулезно обрабатывать информацию. И в то же время элементы клиповости способствуют гибкости мышления, высокой скорости обработки информации. Кроме того, данная категория учащихся успешно приспосабливается к условиям цифровой эпохи.

У 38% учащихся преобладает понятийное (словесно-логическое) мышление, хотя в некоторых моментах обнаруживается клиповое. Это, на наш взгляд, логично и обусловлено тем, что обучающиеся приспосабливаются к меняющемуся миру с огромными потоками информации, что требует быстроты ее обработки и многозадачности.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в группе преобладают учащиеся с элементами клипового мышления, что определяет необходимость учитывать его основные характеристики при планировании урока иностранного языка. Исследователи полагают, что к основным факторам, определяющим это различие, относится специфика социокультурной ситуации развития в наше время, наблюдается тенденция к смене носителей информации и способов ее обработки [8, с. 139].

Авторам работы представляется целесообразным обратиться к технологии обучения в сотрудничестве. Видится, что именно при применении данной технологии учитываются особенности клипового мышления учащихся, и в то же время эта технология способствует развитию понятийного мышления и плодотворному реальному общению учащихся на уроке.

Необходимо учитывать факторы успешности речевого взаимодействия: эффективные принципы организации речевого взаимодействия, благоприятный климат для установления контакта и доброжелательных взаимоотношений между участниками [9, с. 234]. В рамках данной технологии обратимся к приему Jigsaw.

Класс делится на несколько учебных групп. Каждая группа изучает определённую проблему, и каждый участник самостоятельно прорабатывает определенный фрагмент представленной информации. Как следствие, в составе каждой группы присутствует один «эксперт» по данному вопросу. Затем обучающиеся покидают свою первоначальную группу и формируют экспертные группы [10].

Библиографический список

На этом этапе экспертам предлагают различные задания, которые направлены на тщательную проработку и анализ информации, построение логических связей, детальное рассмотрение отдельных вопросов, поиск аргументов и формирование собственного мнения. Кроме того, можно предложить ряд заданий на активизацию лексического материала и расширение словарного запаса: определить значение слова в контексте, используя языковую догадку, найти синонимы и антонимы в тексте к предложенным лексическим единицам, установить смысловые связи между частями предложения, заполнить пропуски в предложении с использованием ряда слов, найти и заменить слова, которые не соответствуют смыслу предложения. Затем участники возвращаются в свои первоначальные группы и делятся полученными знаниями. В заключение каждый ученик ориентируется в материале обсуждаемой темы и представляется результат совместной работы в различных формах (презентация, постер, блог).

Прием Jigsaw был применен при изучении темы Types of Tourism и рассчитан на учащихся 10 класса. Задачей урока являлось организовать смысловое чтение учащимися текстов по заданной теме и контроль их понимания. В начале занятия обучающимся был представлен видеоблог, посвященный путешествиям, который вызвал интерес у обучающихся. В блоге была затронута тема различных актуальных видов путешествия, дополнительную информацию было предложено найти самим учащимся, предоставив ссылки на источники в Интернете. Класс был разделен на 4 группы, представители которых должны были изучить определенный аспект обсуждаемой темы: ethical tourism, a package holiday, a city break, a sightseeing tour. Когда участники собрались в экспертных группах, они получили разнообразные увлекательные задания, направленные на детальное рассмотрение и анализ прочитанной информации.

Привлекательным для учащихся было то, что задания были представлены на различных интерактивных платформах, таких как Miro, Genially, Google Workspace, Switchboard, Quizlet. В заключение учащимся было предложено создать рекламный ролик об определенном виде путешествия в своих первоначальных группах как конечный результат их работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный прием отвечает всем требованиям, предъявляемым к обучению учащихся с клиповым мышлением, с одной стороны, и в то же время содействует развитию навыков смыслового чтения и формированию понятийного мышления. Очевидно, что выбранный способ подачи и обработки информации облегчает школьникам с клиповым типом мышления запоминание и усвоение учебного материала, уменьшая влияние негативных аспектов данного типа мышления.

Обобщая изложенное выше, полагаем значимым отметить тот факт, что клиповое мышление, свойственное молодежи, является реалией современной жизни, и усилия педагогов должны быть направлены не на устранение данного явления, а на поиск эффективных приемов обучения, которые базировались бы на положительных характеристиках данного типа мышления. Релевантным фактором для повышения эффективности обучения учащихся с признаками клипового мышления представляется способ подачи материала, который нивелировал бы проблемы, возникающие с логическим построением суждения. Итак, кардинально меняется роль учителя, где он выступает управляющим информационными потоками и грамотно выбирает инновационные педагогические концепции. Выполнение этих условий может гарантировать положительную динамику и эффективность учебного процесса.

1. Черниговская Т.В., Аллахвердов В.М., Коротков А.Д., Гершкович В.А., Киреев М.В., Прокопеня В.К. Мозг человека и многозначность когнитивной информации: конвергентный подход. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020; Т. 36, Выпуск 4: 675-686.

2. Тоффлер Э. Третья волна. Перевод с английского К.Ю. Бурмистрова и др. Москва: АСТ, 2009.

3. Фрумкин К.Г Клиповое мышление и судьба линейного текста. Топос: литературно-философский журнал. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru

4. Мансуров В.А., Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Проблемы понимания текста школьниками: социологический взгляд. Вестник Института социологии. 2022; Т. 13, № 3: 122-141.

5. Ломбина Т.Н., Мансуров В.А., Юрченко О.В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности. Социологическая наука и социальная практика. 2019; № 4: 97-110.

6. Яковлева А.М. Клиповое чтение: текст как изображение - симулякр. Наука телевидения. 2014; № 11: 197-228.

7. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде. Науковедение. Интернет-журнал. 2014; Выпуск 5 (24): 1-10. Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/105PVN514

8. Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019; № 4: 126-143.

9. Бабенко М.Г, Храмова Т.Ю. Особенности организации речевого общения учащихся на уроках иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3: 233-236.

10. Tuan T.L. Infusing cooperative learning into an EFL classroom. EnglishLanguageTeaching. 2010; Vol. 3 (2): 64-77.

References

1. Chernigovskaya T.V., Allahverdov V.M., Korotkov A.D., Gershkovich V.A., Kireev M.V., Prokopenya V.K. Mozg cheloveka i mnogoznachnost' kognitivnoj informacii: konvergentnyj podhod. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya. 2020; T. 36, Vypusk 4: 675-686.

2. Toffler 'E. Tret'ya volna. Perevod s anglijskogo K.Yu. Burmistrova i dr. Moskva: AST, 2009.

3. Frumkin K.G. Klipovoe myshlenie i sud'ba linejnogo teksta. Topos: literaturno-filosofskijzhurnal. 2010; № 9. Available at: http://www.topos.ru

4. Mansurov V.A., Lombina T.N., Yurchenko O.V. Problemy ponimaniya teksta shkol'nikami: sociologicheskij vzglyad. Vestnik Instituta sociologii. 2022; T. 13, № 3: 122-141.

5. Lombina T.N., Mansurov V.A., Yurchenko O.V. Problemy chteniya v novoj cifrovoj real'nosti. Sociologicheskaya nauka isocial'naya praktika. 2019; № 4: 97-110.

6. Yakovleva A.M. Klipovoe chtenie: tekst kak izobrazhenie - simulyakr. Nauka televideniya. 2014; № 11: 197-228.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Semenovskih T.V. Fenomen «klipovogo myshleniya» v obrazovatel'noj vuzovskoj srede. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2014; Vypusk 5 (24): 1-10. Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/105PVN514

8. Polyakov C.D., Belozerova L.A., Vershinina V.V., Danilov S.V., Krivcova N.S. «Klipovoe myshlenie» u starsheklassnikov i studentov: opyt issledovaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2019; № 4: 126-143.

9. Babenko M.G., Hramova T.Yu. Osobennosti organizacii rechevogo obscheniya uchaschihsya na urokah inostrannogo yazyka. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3: 233-236.

10. Tuan T.L. Infusing cooperative learning into an EFL classroom. EnglishLanguageTeaching. 2010; Vol. 3 (2): 64-77.

Статья поступила в редакцию 17.06.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.