Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ'

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
навыки самообслуживания / культурно-гигиенические навыки / дети с ограниченными возможностями здоровья / дети с задержкой психомоторного и речевого развития / коррекционно-развивающая работа / self-care skills / cultural and hygienic skills / children of early age with disabilities / children with delayed psychomotor and speech development / correction and developmental work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Н. Архипова, Д.И. Габышева

В статье рассматривается проблема формирования навыков самообслуживания, обусловленная биологическими и социальными факторами психического развития детей раннего возраста. Рассматриваются вопросы взаимосвязи развития мелкой моторики и познавательной активности с уровнем сформированности навыков самообслуживания. Указывается необходимость ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психомоторного и речевого развития по формированию навыков самообслуживания. Дается обоснование повышения педагогической компетентности родителей по вышеназванной проблеме. Описана модель коррекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ, которая показала свою эффективность. Представлены результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, демонстрирующие положительную динамику в развитии навыков самообслуживания у детей экспериментальной группы, а также повышение педагогической компетентности у их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Н. Архипова, Д.И. Габышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIVE-DEVELOPMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF SELF-CARE SKILLS IN CHILDREN OF EARLY AGE WITH DISABILITIES

The article discusses the problem of forming self-service skills due to biological and social factors of mental development of young children. The issues of the relationship between the development of fine motor skills and cognitive activity with the level of self-service skills are considered. The need for early corrective and developmental work with children with delayed psychomotor and speech development to form self-care skills is indicated. The justification for increasing the pedagogical competence of parents on the above problem is given. A model of correctional and developmental work on the formation of self-care skills in young children with disabilities is described, which has shown its effectiveness. The results of the ascertaining and control stages of experimental work are presented, demonstrating positive dynamics in the development of self-service skills in children of the experimental group, as well as an increase in pedagogical competence in their parents.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

Библиографический список

1. Анюшенкова О.Н. Стратегии адаптации высшего образования к цифровой экономике. Самоуправление. 2022; № 4 (132): 179-182.

2. Анюшенкова О.Н. Мотивационные стратегии в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов. Самоуправление. 2023; № 2 (135): 147-150.

3. Leka L., Kika A., Greca S. Adaptivity In E-learning Systems. CEUR Workshop Proceedings. 2016.

4. Hu P.C., Kuo P.C. Adaptive learning system for E-learning based on EEG brain signals. IEEE 6th Global Conference on Consumer Electronics (GCCE). 2017: 1-2.

5. Wang H., Waple C.J., Kawahara T. Computer Assisted Language Learning system based on dynamic question generation and error prediction for automatic speech recognition. Speech Communication. 2009; Vol. 51, № 10: 995-1005.

6. Web Speech API. The Web API. Available at: https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/API/Web_Speech_API

References

1. Anyushenkova O.N. Strategii adaptacii vysshego obrazovaniya k cifrovoj 'ekonomike. Samoupravlenie. 2022; № 4 (132): 179-182.

2. Anyushenkova O.N. Motivacionnye strategii v obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Samoupravlenie. 2023; № 2 (135): 147-150.

3. Leka L., Kika A., Greca S. Adaptivity In E-learning Systems. CEUR Workshop Proceedings. 2016.

4. Hu P.C., Kuo P.C. Adaptive learning system for E-learning based on EEG brain signals. IEEE 6th Global Conference on Consumer Electronics (GCCE). 2017: 1-2.

5. Wang H., Waple C.J., Kawahara T. Computer Assisted Language Learning system based on dynamic question generation and error prediction for automatic speech recognition. Speech Communication. 2009; Vol. 51, № 10: 995-1005.

6. Web Speech API. The Web API. Available at: https://developer.mozilla.org/en-US/docs/Web/API/Web_Speech_API

Статья поступила в редакцию 25.03.24

УДК 376.433

Arkhipova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sn.arkhipova@s-vfu.ru

Gabysheva D.I., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: dinara.gabysheva.999@gmail.com

CORRECTIVE-DEVELOPMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF SELF-CARE SKILLS IN CHILDREN OF EARLY AGE WITH DISABILITIES. The

article discusses the problem of forming self-service skills due to biological and social factors of mental development of young children. The issues of the relationship between the development of fine motor skills and cognitive activity with the level of self-service skills are considered. The need for early corrective and developmental work with children with delayed psychomotor and speech development to form self-care skills is indicated. The justification for increasing the pedagogical competence of parents on the above problem is given. A model of correctional and developmental work on the formation of self-care skills in young children with disabilities is described, which has shown its effectiveness. The results of the ascertaining and control stages of experimental work are presented, demonstrating positive dynamics in the development of self-service skills in children of the experimental group, as well as an increase in pedagogical competence in their parents.

Key words: self-care skills, cultural and hygienic skills, children of early age with disabilities, children with delayed psychomotor and speech development, correction and developmental work

С.Н. Архипова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: sn.arkhipova@s-vfu.ru

Д.И. Габышева, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: dinara.gabysheva.999@gmail.com

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В статье рассматривается проблема формирования навыков самообслуживания, обусловленная биологическими и социальными факторами психического развития детей раннего возраста. Рассматриваются вопросы взаимосвязи развития мелкой моторики и познавательной активности с уровнем сформированности навыков самообслуживания. Указывается необходимость ранней коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психомоторного и речевого развития по формированию навыков самообслуживания. Дается обоснование повышения педагогической компетентности родителей по вышеназванной проблеме. Описана модель коррекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ, которая показала свою эффективность. Представлены результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы, демонстрирующие положительную динамику в развитии навыков самообслуживания у детей экспериментальной группы, а также повышение педагогической компетентности у их родителей.

Ключевые слова: навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с задержкой психомоторного и речевого развития, коррекционно-развивающая работа

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что самообслуживание является ядром произвольности поведения, социокультурных основ. Этот процесс выступает важным компонентом их реабилитации и социализации. Самообслуживание в раннем возрасте играет важную роль в развитии детей. Дети, которые развивают навыки самообслуживания с раннего возраста, становятся более самостоятельными, уверенными в себе и адаптированными к жизни. Работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у детей имеет ключевое значение, так как именно они являются первыми наставниками своих детей и образцами для подражания. Важно помочь родителям осознать важность развития навыков самообслуживания в раннем возрасте и оказать им поддержку и инструктаж по этому вопросу.

Целью исследования является разработка и апробация модели коррек-ционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ. Поставленной цели соответствуют следующие задачи: выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ; структурировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания по разделам: целевой, содержательно-деятельностный, результативный; разработать и экспериментально подтвердить эффективность предложенной модели по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ.

Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыта сущность понятия формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста, разработана и доказана модель коррекционно-развивающей работы по форми-

рованию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновывается и экспериментально подтверждается эффективность предложенной модели кор-рекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования предложенной модели по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ.

Развитие самообслуживания в раннем возрасте - это начальный этап воспитания самостоятельности у ребенка, зачатки трудового воспитания. По мнению многих авторов (РС. Буре, ПН Годиной, М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой), под самообслуживанием понимается труд ребенка, куда входят самостоятельные действия одевания, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры [1, с. 5].

Самообслуживание ребенка неразрывно связано с бытовыми процессами, включенными в режим дня. В своей работе Н.М. Щелованов указывал на несомненную важность режима дня в первые годы жизни ребенка, где закладывается основа произвольности поведения, правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, в кормлении, а также в деятельности [2, с. 3]. Воспитание самообслуживания происходит на основе привития культурно-гигиенических навыков, где физиологические потребности тесно переплетены с культурно-историческим развитием общества, что наглядно показывает положение, выдвинутое

Л.С. Выготским о взаимосвязи биологических и социальных факторов воспитания [3, с. 81].

Навыки одевания первоначально формируются на основе психофизиологических потребностей младенца, который находится в сухих и чистых пеленках, после года ребенок реагирует на мокрые и грязные штанишки, которые помогает снять, а в дальнейшем начинает принимать участие в одевании. К полутора-двум годам ребенок реагирует на потребность в туалете, и в это время более целесообразно приучать его к горшку, т. к. запускается механизм произвольного регулирования физиологических потребностей. К двум с половиной годам ребенок самостоятельно снимает и надевает нижнюю часть одежды, может ее расстегнуть. К трем годам ребенок может полностью самостоятельно одеться, надеть ботинки, а также самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, есть столовыми приборами, в том числе и вилкой, вытираться салфеткой.

По мнению М. Питерси, развитие навыков самообслуживания у детей начинается с познания своих физиологических потребностей и активной вовлеченности в процесс одевания и других аспектов самостоятельности. Изучение этих навыков прослеживается в первые годы жизни, совместимо с психофизиологическими аспектами развития и достигает высшей точки к трехлетнему возрасту, когда дети обретают дополнительные способности самостоятельно выполнять социально значимые действия [4, с. 62].

У детей с ОВЗ развитие навыков самообслуживания может развиваться с учетом специфических закономерностей психофизического развитие, к которым относятся нарушения общей и мелкой моторики, своеобразия развития познавательных процессов.

В работах Т.А. Ткаченко указывается, что без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, развития речи, полноценное развитие высших психических функций, но и азов самообслуживания. Самообслуживание требует использования точных, слаженных и освоенных координированных движений кистей и пальцев, которыми необходимо выполнять множество разнообразных бытовых действий. Наряду с развитием мелкой моторики также осуществляется познавательное развитие, оно включает в себя процесс получения знаний и понимания мира вокруг нас. Также помогает ребёнку развивать свои когнитивные способности, такие как память, внимание, решение проблем и принятие решений [5, с. 113].

Задержка может быть не только в речевом, но и в психомоторном развитии. Специалисты указывают на прямую взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, где стимуляция последней ведет к более быстрому речевому развитию. Среди категорий детей раннего возраста с нарушениями развития дети с задержкой психомоторного и речевого развития являются достаточно обширной группой. Эта категория детей разная по степени выраженности отставания в становлении двигательной, познавательной и эмоциональной сферы, а также видов деятельности, свойственных раннему возрасту. М.П Яковлева, подчеркивая значимость ранней помощи, указывала, что в условиях специально организованного коррекционно-развивающего процесса данная задержка может быть преодолена в раннем возрасте или в какой-то степени сглажена [6; 7 с. 44].

Для исследования уровня развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ЗПМРР и их взаимосвязи с моторным и познавательным развитием мы провели опытно-экспериментальную работу в ПБУ ДПО РС (Я) «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения» и МБДОУ - Детский сад № 1 «Звёздочка» ПО «город Якутск» РС (Я). В эксперименте участвовало двадцать детей раннего возраста с ЗПМР и ЗРР и их родители. Экспериментальная группа состояла из девяти детей с задержкой психомоторного и речевого развития и одного ребенка с задержкой речевого развития. В контрольной группе участвовало десять детей из МБДОУ - Детский сад № 1 «Звездочка» ПО «город Якутск» РС (Я), из них восемь детей с задержкой психомоторного речевого развития и двое детей с задержкой речевого развития и их родители из ПБУ ДПО РС (Я) «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения».

По результатам наблюдения по «Индивидуальной карте достижений ребенка» Е.А. Хилтунен [8], «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет» Смирновой Е.О., Палигузовой Л.Н., Ермоловой Т.В., Мещеряковой С.Ю. [9], адаптированная методическая диагностика «Изучение сформирован-ности навыков самообслуживания» Урунтаевой ПА., Афонькиной Ю.А. [10], мелкая моторика у детей обеих групп, а также уровень развития познавательной активности были на достаточно низком уровне. Эти данные коррелируют-ся с низкими результатами диагностики развития навыков самообслуживания, что свидетельствует о зависимости развития навыков самообслуживания от развития мелкой моторики и познавательного развития у детей. Результат анкетирования родителей показал, что в обеих группах имеются поверхностные представления о закономерностях формирования и развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ. Родители отметили, что нуждаются в повышении педагогических компетенций по развитию навыков самообслуживания у детей раннего возраста [11; 12].

Результаты анализа исследования помогли разработать и апробировать модель коррекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ, которая состоит из трех разделов: целевого, содержательно-деятельностного и результативного.

Целью модели коррекционно-развивающей работы является формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ и повышение уровня педагогической компетентности.

Для выполнения цели определены принципы:

- семейно-центрированность: коррекционно-развивающая и просветительская работа специалиста с семьей ребенка, различные тренинги, семинары по повышению педагогической компетентности родителей;

- деятельностная направленность: коррекционно-развивающая работа при ОВЗ должна вестись с учетом ведущей деятельности, характерной для раннего возраста, а именно - предметно-бытовой деятельности.

- комплексный принцип: коррекционно-развивающая работа при ОВЗ должна быть непрерывной и поэтапной, с последовательно увеличивающейся сложностью и проходить во взаимодействии с родителями.

2. Содержательно-деятельностный раздел реализовывался по трем направлениям: диагностическому, коррекционно-развивающему и консультативному, каждое из которых включает в себя содержание, формы и методы работы. Формы работы с детьми включают индивидуальные и групповые занятия.

Формирование навыков самообслуживания осуществлялась в пяти этапов:

1 этап - подготовительный этап; 2 этап - тренировочный; 3 этап - формирующий; 4 этап - основной; 5 этап - заключительный.

1. Диагностическое направление в рамках углубленного психолого-педагогического обследования мелкой моторики, познавательного развития выявляет уровень сформированности навыков самообслуживания у детей с ОВЗ и уровня педагогической компетентности их родителей в вопросах сформированности навыков самообслуживания.

Подготовительный этап предназначен для выявления уровня сформиро-ванности навыков социально-бытовой адаптации у детей, реализовывался в диагностическом направлении, где проводилось анкетирование, наблюдение.

На основе результатов диагностики были определены основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ:

- развитие мелкой моторики: правильное удерживание столовых приборов, самостоятельно расстегивать пуговицы/застежки, самостоятельно раздевать и одевать куклу;

- развитие познавательной активности: эмоциональная вовлеченность в деятельность, настойчивость в предметной деятельности, стремление к самостоятельности.

2. Коррекционно-развивающее направление осуществляет проведение коррекционно-развивающих занятий, включающих задания на развитие мелкой моторики и познавательного интереса.

Тренировочный этап включает формирование у детей готовности к овладению социально-бытовых навыков в ходе специальных тренировочных занятий с обязательной корректировкой ошибок и неточностей, а также формирующий этап - непосредственное формирование навыка с использованием повторений осуществлялось в коррекционно-развивающем направлении, где проводились занятия по формированию навыков самообслуживания и развитию мелкой моторики, познавательной активности. Эти составляющие этапы для формирования навыков самообслуживания позволяют организовывать блоки коррекционно-раз-вивающих занятий, а именно: части тела; навыки одевания и разевания; навыки приёма пищи. Проведение коррекционно-развивающих занятий с ребенком и с семьей через организацию предметной деятельности для формирования навыков самообслуживания.

Нами были проведены занятия (индивидуальные, групповые) с детьми раннего возраста для формирования навыков самообслуживания. Периодичность проведения групповых и индивидуальных занятий 2 раза в неделю. Всего 24 занятий: количество групповых занятий - 12, индивидуальных - 12. Продолжительность: 40 минут. Занятия проводились с февраля месяца 2024 г.

3. Консультативное направление реализуется через организацию консультативных мероприятий для родителей с целью обучения эффективным приемам и способам формирования навыков самообслуживания их детей и повышения их мотивации к активному включению в коррекционно-развивающий процесс.

Развитие педагогической компетентности родителей осуществляется по следующим направлениям:

- эмоционально-ценностный: умение принимать ответственность за формирование навыков самообслуживания своего ребенка, готовность повышать педагогическую компетентность.

- когнитивный: знание основных закономерностей развития ребенка раннего возраста, индивидуальных проявлений личности своего ребенка, источников информации о воспитании.

- коммуникативно-деятельностный: применение адекватных способов поддержки и помощи ребёнку, умение правильно и доступно объяснять способы действия с предметами, создание предметно-развивающей среды [13].

С февраля проводилась работа по формированию мотивационной основы включения родителей в коррекционно-развивающий процесс. Для решения указанной задачи организовывали для родителей встречи и беседы с дефектологом, тренинг для родителей на тему «Я сам», просмотры видео- и фотоматериалов, отражающих направления работы. Родители рассказывали о себе, своих детях. На данном этапе родители и дети привыкали к расписанию занятий, осваивали

Нормативно-правовая база: ФАОП ДО; АООП ДО.

Ч <и ч

м Я

а

«

о

Ей

<и Ч <и

Цель: формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОБЗ и повышения уровня педагогической компетентности родителей.

Задачи:

- выявить уровень сформированности формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ;

- определение уровня педагогической компетентности родителей по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОБЗ.

Принципы организации работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОБЗ:

- семейно-центрированный принцип;

- принцип деятельности;

- принцип комплексности.

Направления коррекционно-развивающей и консультативной деятельности по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ

Ч <и ч

м Я

а

I

н и

0 X л Ч

Щ

н к <и

ч

1

о X л

ч

Щ

н я

К а <и ч о

и

Блоки:

- Части тела;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Навыки раздевания и одевания;

- Навыки приёма пищи.

«

ы

н

п и а н л е а

ь л р

^

м

е

Рч

Проведение психолого-педагогического обследования по выявлению уровня развития мелкой моторики, познавательного развития; уровня

сформированности навыков самообслуживания; уровня пед. компетентности

родителей.

Проведение коррекционно-развивающих занятий,

включающие задания на развитие:

- мелкой моторики;

- познавательной активности.

Проведение консультативных мероприятий с целью обучения семьи приемам и способам формирования навыков самообслуживания.

Этапы формирования навыков самообслуживания

Диагностическое

Коллекционно-лаyвивающее

Консультативное

-~~I-

1. Подготовительный

2. Тренировочный

3. Формирующий

4. Основной

5. Заключительный

1. Б основе целевого блока лежат цели, задачи и принципы

Повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОБЗ и педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей раннего возраста с ОБЗ

Рис. 1. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию навыковсамообслуживания удетейраннего возраста сОВЗ

традиции и ритуалы. ДeМeктoлкгвыдaвaккa>lсoмy ии ниxгa19ы, пр-т-мощи которых знаком их с умениями и знаниями по развитию навыков самообслуживания.

Результативный аздел включает повышение уровня педагогической компетентности родителей в области формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ и повышения уровня сформированности навыков самообслуживания ребенка раннего возраста с ОВЗ.

Таблица 1

Результаты работы по развитию и сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ

Уровень сформированности Развитие мелкой моторики Развитие познавательного развития Сформированность навыков самообслуживания

Э.П К.П Э.П К.П Э.П К.П.

Высокий уровень 0% 0% 0% 0% 0% 0%

Средний уровень 10% 20% 13,3% 16,6% 6,7% 10%

Низкий уровень 90% 80% 80% 80% 93,3% 90%

Отсутствует уровень - - 6,6% 3,3% - -

Таблица 2

Результаты диагностики уровня сформированности педагогической компетентности родителей

Компоненты педагогической компетентности Уровни сформированности компонентов и педагогической компетентности

Высокий Средний Низкий

Э.П К.П Э.П. К.П Э.П К.П.

Эмоционально-ценностный 4 4 2 3 4 3

Когнитивный 0 0 2 2 8 8

Коммуникативно-деятельностный 0 0 1 1 9 9

Общий коэффициент 13,3% 13,3% 16,7% 16,7% 70% 66,7%

В заключение можно отметить, что актуальность проблемы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ определяется назревшей необходимостью формирования навыков самообслуживания у детей

раннего возраста с ОВЗ и недостаточной разработанностью данного направления. Анализ результатов исследования уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ позволил выявить, что развитие мелкой моторики, познавательной активности и навыков самообслуживания находятся на низком уровне, так как все компоненты взаимообусловлены. Развитие мелкой моторики и познавательной активности направлено на усвоение и привитие навыков самообслуживания. Анализ результатов анкетирования

Библиографический список

показал, что родители имеют поверхностные представления о закономерностях формирования и развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ, о возрастных и индивидуальных особенностях своего ребенка. Вместе с тем отмечаем, что рассмотренная проблема коррекционно-развивающей работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ОВЗ не может быть решена в рамках одного исследования. Требуют дальнейшей разработки методические, организационные аспекты данной работы.

1. Буре РС., Година Г.Н. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. 144 с.

2. Щелованов Н.М., Шпитц Рене А., Коблинер Годфри В. Первый год жизни. Москва, 2000.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.

4. Питерси М., Трилор Р Этапы формирования у детей навыков самообслуживания. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста: методическое пособие. Санкт-Петербург: Каро, 2005.

5. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. Москва: ЭКСМО, 2013.

6. Яковлева М.Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении, кандидат педагогических наук. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.

7. Диагностика задержки психоречевого развития детей раннего возраста: информационно-методические материалы. Составители Л.П. Кузма, Ю.В. Подун. Краснодар, 2023. 44 с.

8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори». Москва: Издательство «Национальное образование», 2014.

9. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста: практическое пособие. Москва: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: учебное пособие для воспитателей детского сада и родителей. Москва: Просвещение, 1997.

11. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2009.

12. Грюнцбург Х.С. Социальная компетентность и умственная неполноценность. Лондон, 1973.

13. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

References

1. Bure R.S., Godina G.N. Uchite detejtrudit'sya: posobie dlya vospitatelya detskogo sada. M.: Prosveschenie, 1983. 144 s.

2. Schelovanov N.M., Shpitc Rene A., Kobliner Godfri V. Pervyj god zhizni. Moskva, 2000.

3. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.

4. Pitersi M., Trilor R. 'Etapy formirovaniya u detej navykov samoobsluzhivaniya. Diagnosticheskoe obsledovanie detejrannegoimladshegodoshkol'nogo vozrasta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Karo, 2005.

5. Tkachenko T.A. Melkaya motorika. Gimnastika dlya pal'chikov. Moskva: 'EKSMO, 2013.

6. Yakovleva M.G. Psihologo-pedagogicheskie usloviya organizacii pomoschi detyam s zaderzhkoj psihomotornogo razvitiya v obrazovatel'nom uchrezhdenii, kandidat pedagogicheskih nauk. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

7. Diagnostika zaderzhki psihorechevogo razvitiya detej rannego vozrasta: informacionno-metodicheskie materialy. Sostaviteli L.P. Kuzma, Yu.V. Podun. Krasnodar, 2023. 44 s.

8. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Detskij sad po sisteme Montessori». Moskva: Izdatel'stvo «Nacional'noe obrazovanie», 2014.

9. Smirnova E.O., Galiguzova L.N., Mescheryakova S.Yu. Pervye shagi. Programma vospitaniya i razvitiya detej rannego vozrasta: prakticheskoe posobie. Moskva: Mozaika-Sintez, 2007.

10. Uruntaeva G.A., Afon'kina Yu.A. Kak priobschit' malysha k gigiene i samoobsluzhivaniyu: uchebnoe posobie dlya vospitatelej detskogo sada i roditelej. Moskva: Prosveschenie, 1997.

11. Selina V.V. Razvitie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej detej rannego vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2009.

12. Gryuncburg H.S. Social'naya kompetentnost' i umstvennaya nepolnocennost'. London, 1973.

13. Minina A.V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej v vospitanii samostoyatel'nosti detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

Статья поступила в редакцию 26.06.24

УДК 373.5

Babenko M.G, Cand. of Sciences (Philology), Маi Stаte Pеdagogicаl University (Barnaul, Russia), E-mail: bmg74@mail.ru

Khramova T.Yu., Cand. of Sciences (Philology), Afai Stаte Pеdagogicаl University (Barnaul, Russia), E-mail: tatyana26@rambler.ru

FEATURES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE READING TO SCHOOLCHILDREN WITH CLIP THINKING. The article examines the phenomenon of clip thinking as one of the main characteristics of the modern generation. It is highlighted that there is still no clear unambiguous scientific definition of this phenomenon and the development of methods for its study is required. The attention is focused on both positive and negative sides of this type of thinking. The authors have made an attempt to reveal the methodology for organizing the educational process precisely based on the features of clip thinking not eliminating them. The fact is emphasized that the emergence of clip thinking is quite natural and traditional teaching methods should not be imposed on modern schoolchildren. Methods of cooperative learning are proposed that help level out the signs of clipped thinking and develop the skills of conceptual foreign language reading. The article demonstrates the ways of using information communication technologies to motivate students with this type of thinking.

Key words: clip thinking, conceptual thinking, teaching conceptual foreign language reading, cooperative learning, information communication technologies

М.Г. Бабенко, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: bmg74@mail.ru

Т.Ю. Храмова, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: tatyana261@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ

В статье рассматривается явление клипового мышления как основная характеристика современного поколения. Отмечается, что пока нет четкого однозначного научного определения феномена клипового мышления, и требуется разработка методик для его изучения. Внимание акцентируется как на положительных, так и негативных признаках данного типа мышления. Авторами предпринята попытка раскрыть методику организации учебного процесса, базируясь именно на особенностях клипового мышления, а не устраняя их. Подчеркивается тот факт, что появление клипового мышления вполне закономерно и что не следует навязывать современным молодым людям традиционные методы обучения. Предложены приемы технологии сотрудничества, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.