Научная статья на тему 'Особенности обучения иностранному языку младших школьников'

Особенности обучения иностранному языку младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2632
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / TRAINING / PRIMARY SCHOOL STUDENT / EDUCATIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL FEATURES / LINGUISTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадонова Анастасия Владимировна

В статье рассматривается обучение иностранному языку младших школьников с точки зрения психоло-лингвистического аспекта. Рассмотренные основные особенности развития детей этого возраста. Учет возрастных особенностей один из основных педагогических принципов современной дидактики. Основываясь на нем, учителя устанавливают учебную нагрузку, определяют различные виды деятельности, наиболее подходящий распорядок дня, чередование труда и отдыха.The article deals with teaching a foreign language to primary school children from the point of view of psycholinguistic aspect. The main features of development of children of this age are considered. Taking into account age characteristics is one of the main pedagogical principles of modern didactics. Based on it, teachers set the educational load, determine different types of activities, the most appropriate daily routine, alternating work and rest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения иностранному языку младших школьников»

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

FEATURES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO PRIMARY

SCHOOL CHILDREN

УДК-80

Мадонова Анастасия Владимировна

Магистрант 2 курса МГУ им. Н.П. Огарева факультета иностранных языков,

Россия, г. Саранск

Madonova Anastasia Vladimirovna

nastya-madonova@yandex. ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается обучение иностранному языку младших школьников с точки зрения психоло-лингвистического аспекта. Рассмотренные основные особенности развития детей этого возраста. Учет возрастных особенностей - один из основных педагогических принципов современной дидактики. Основываясь на нем, учителя устанавливают учебную нагрузку, определяют различные виды деятельности, наиболее подходящий распорядок дня, чередование труда и отдыха.

ANNOTATION

The article deals with teaching a foreign language to primary school children from the point of view of psycholinguistic aspect. The main features of development of children of this age are considered. Taking into account age characteristics is one of the main pedagogical principles of modern didactics. Based on it, teachers set the educational load, determine different types of activities, the most appropriate daily routine, alternating work and rest.

Ключевые слова: обучение, младший школьник, учебная деятельность, психологические особенности, лингвистические особенности.

Keywords: training, primary school student, educational activity, psychological features, linguistic features

Первым, кто обратил внимание на возрастные особенности учащихся в учебно-воспитательной деятельности, был Я. А. Коменский. В своем труде «Великая дидактика» им был выдвинут и обоснован принцип природосообразности, который установил, что воспитание и развитие детей должны происходить в соответствии возрастным этапам развития [10].

Кроме того, Я.А. Коменский первым предложил и стройную систему школ, основываясь на возрастной периодизации развития человека от

рождения до зрелости, предложенной также самим Я. А. Коменским. Педагог отмечает, что до 7 лет ребенок воспитывается семьей, где особое внимание уделено физическому воспитанию, а дети обучаются посредством соответствующих их возрасту игр, сказок и рассказов. В возрасте с 7 до 14 лет учение становится основным занятием детей [10].

Под понятием «младший школьник» подразумевается ребенок в возрасте от 6 до 10 лет. На протяжении этого возрастного периода обучение в начальных классах - это ведущий вид деятельности ребенка. Приобретение нового социального статуса «ученик» накладывает отпечаток на его психику. Новая учебная деятельность воздействует на мышление ребенка, память, внимание и поведение.

По мере формирования учебной деятельности, выполняя учебные действия, дети подчиняются их требованиям, что постепенно приводит к появлению новых качеств психики, которых не было в дошкольном возрасте. Эффективная организация классных занятий возможна при условии, что все дети одновременно слушают учителя и выполняют все его указания. Благодаря этому ученики приучаются управлять своим вниманием и поведением, а как следствие это способствует развитию произвольности, особого качества психических процессов.

Выполняя различные задания, дети учатся находить верные пути их решения, выстраивают последовательность выполнения действий, выбирают необходимые средства реализации. Чем тщательнее ребенок планирует свою деятельность, тем лучше он будет контролировать решение фактических задач. Контроль, самоконтроль и оценка являются плодотворной почвой для формирования у младших школьников способностей планировать свои действия [1, с. 23].

Учебная деятельность требует, чтобы дети могли развернуто обосновывать свои высказывания и действия, основываясь на пример, приведенный учителем, а также самостоятельно. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, который позволяет анализировать полученный результат с учетом заданных целей и задач.

Произвольность, планирование и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Именно эти новообразования необходимы для нормального перехода в подростковый возраст и дальнейшего обучения в школе. Проблемы, возникающие при переходе в среднюю школу, связаны с несформированностью этих качеств [2].

Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Процесс восприятия у детей младшего

школьного возраста достаточно хорошо развиты до начала учебной деятельности, но они не могут производить систематический анализ свойств и качеств предметов. Самоорганизация школьника - это результат организации, созданной взрослыми, в особенности учителями. От поставленной учителем цели, ученик переходит к осознанному решению задач, которые он поставил сам. Небольшой процент детей способен самостоятельно прийти к рациональным способам решения поставленной задачи. Большинство детей нуждается в подробном объяснении и обучении, как в школе, так и дома [3].

Систематическая учебная деятельность способствует развитию у младших школьников воображения, важной психической способности. Большая часть информации, получаемой учениками, представлена в виде описаний, схем или картинок, и ученики должны воссоздавать образ действительности. Воссоздаваемые картины учениками 1 класса только приблизительно характеризуют реальный объект, детали отсутствуют. Во 2, а затем и в 3 классе описание становится более подробное, увеличивается количество характеристик и свойств объектов. Образы становятся более полными и конкретными, появляется взаимосвязь между предметами. Благодаря развитому воображению ученики могут писать изложение по рассказу, решат задачи, где условия представлены в виде абстракции или схемы [3].

В младшем школьном возрасте происходит активное развитие мышления. На первой стадии, в 1 -2 классе, мыслительная деятельность основывается на наглядно-действенном плане и основывается на предметах реальной действительности. Ученики делают умозаключения, опираясь не на логические аргументы, а прямо соотнося суждения с полученными сведениями, лежащими на поверхности. Эта особенность мышления младших школьников учитывается при применении принципа наглядности в обучении.

Вторая стадия развития мышления наступает к 3 классу. К этому времени учащиеся учатся классифицировать предметы по определенному признаку (например, «стол - имя существительное»). Кроме наглядных опор, ученики анализируют текст, разбивают его на части и выделяют основную мысль, что позволяет им составить более полную картину, основываясь не только на прямые факты. Классификация предметов и фактов развивает у школьников более сложные формы умственной деятельности и к концу 4 класса учащиеся могут делать обобщение изученного материала, посредством анализа и синтеза [4].

Учителя и родители отмечают, что младшие школьники очень любопытны, и они хотят знать устройство окружающих вещей. Развитие

современных технологий также оказывает влияние на познавательные потребности школьников. Дети становятся более требовательными к объяснениям, и школа дает детям объяснения причин и условий существования окружающих предметов. Постепенно наряду с конкретно-образным мышлением развиваются простейшие приемы отвлеченного мышления. Ученые психологи и педагоги убеждены, что умственные способности младших школьников намного шире, чем считалось ранее. В определенных условиях младшие школьники способны усваивать абстрактный материал, который раньше не входил в школьную учебную программу. Важным аспектом при этом являются условия, при которых становится возможным активно использовать познавательный потенциал учащихся, мастерство учителя и правильно выбранная методика. [5, с. 23]

Л.С. Выготский в своих работах также отмечал активное развитие интеллекта у детей младшего школьного возраста. С развитием мышления процесс восприятия и запоминания становится произвольным процессом. Мыслящий конкретными категориями, ребенок 7-8 лет постепенно приобретает навык обобщения и абстрагирования [6].

До перехода в среднюю школу ученики должны научиться рассуждать, анализировать, сопоставлять, выделять часть от целого и делать выводы. Младшие школьники проходят путь от анализа конкретных предметов и явлений до анализа связей и взаимоотношений между ними.

К концу младшего школьного возраста благодаря развитию теоретического мышления ученики становятся способны к рефлексии [7].

Преобладание сигнальной системы определяет лучшее развитие у младших школьников наглядно-образной памяти. Дети лучше запоминают предметы, лица, картинки, чем определения и объяснения. Запоминание происходит путем многократного повторения без осознания смысла. В процессе обучения ребенок начинает осознанно управлять своей памятью и роль смысловой наполненности и логики в процессе запоминания возрастает. Это объясняется тем, что младшие школьники еще плохо владеют речью и им проще заучить дословно, чем выразить мысль своими словами [5].

Волевое регулирование у младших школьников развито слабо. Ученики в этом возрасте способны концентрировать внимание только на том, что им интересно, вызывает эмоциональный отклик. Поэтому учебный материал должен отличаться наглядностью, простотой и красочностью.

Младшие школьники импульсивны, готовы быстро действовать без анализа всех обстоятельств, дети 7-8 лет не могут долго время двигаться к цели

или выполнять поставленную задачу по причине еще не развитой волевой регуляции [8, с. 43].

Дети в младшем школьном возрасте могут быть капризными и упрямыми, что является протестом против требований, которые предъявляет им школа. С развитием волевой регуляции дети начинают контролировать свои поступки.

К окончанию начальной школы дети меняют свое отношение к учебе. Если первокласснику был интересен процесс выполнения задания, то четвероклассник будет нацелен на достижение определенного результата. Возникающий интерес к результату учебного процесса формирует интерес и потребность приобретать знания, которые подкрепляются чувством удовлетворения от своих достижений., прогресса [9].

Дети младше школьного возраста легкомысленны и наивны, но постепенно они утрачивают детскую непосредственность, и у них развивается другая логика мышления. Известный американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход на ним» пишет: «После 6 лет ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать. Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере, при других людях. Ребенок холодно относится к другим людям, кроме тех, кого он считает «замечательными людьми». Он не хочет, чтобы его любили как собственность или как «очаровательное дитя». Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали. Стремясь избавиться от родительской зависимости, он все чаще обращается за идеями и знаниями к взрослым людям вне семьи, которым он доверяет. То, чему учили его родители не забыто, более того, их принципы добра и зла засели так глубоко в его душе, что он считает их своими идеями. Но он сердится, когда родители напоминают ему, что он должен делать, так как сам знает и хочет, чтобы его считали сознательным».

Учеба для младшего школьника - значимая деятельность. Приобретая новые знания, ребенок приобретает другой социальный статус, интересы, меняется привычный уклад жизни. В этот период жизни у детей возрастает физическая выносливость, работоспособность, но и утомляемость остается высокой. От высокой эмоциональной наполненности уроков и мероприятий дети быстро устают.

Ребенок начинает интересоваться тем, что его окружает, реальной жизнью, и покидает иллюзорный мир, в котором раньше жил. Его начинает привлекать не только то, что присутствует в его личном опыте. Происходит расширение кругозора. Непосредственно детские реакции проявляются чаще

во внешкольной обстановке, когда дети чувствуют непринужденно, и могут свободно удовлетворить свое любопытство. Дети любят все новое, они замечают все вокруг, но при этом их внимание скачет. Они склонны рассказывать обо всем, с многочисленными подробностями, которые плохо понятны слушающим. Но в восприятии некоторых чувств и эмоций у детей этого возраста может происходить искажение реальности [11, с. 93].

Младший школьный возраст - это время формирования моральный ценностей и норм. В это время дети проявляют сочувствие и жалость, готовы прийти на помощь в одной ситуации, но затем, в сходной ситуации они могут не проявить этих чувств и проявить равнодушие. Это объясняется тем, что нравственные устои еще не устоялись в сознании ребенка. Собственные переживания подсказывают детям, что хорошо, а что плохо.

Ребенок младшего школьного возраста послушен, готов следовать тем нормам, которые предъявляют взрослые. Он еще не способен формировать свои моральные представления и охотно перенимает то, что ему интересно и эмоционально окрашено. Дети проявляют повышенное внимание к нравственной стороне поступков других, дают критическую оценку и начинают требовать соответствующего поведения от других [11, с. 33].

Младший школьный возраст - это самый ответственный этап развития ребенка школьного детства. Именно в этом возрасте у ребенка формируются необходимые задатки, которые помогают развиваться ребенку в дальнейшем. Первостепенная задача взрослых - это создание благоприятных условий для развития возможностей детей.

Литература

13. Александровская Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении - М.: Прессиздат, 2010 -189 с.

14. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. - 2010. - № 5.- С.45-51

15. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.- С.56-67

16. Буя Т. А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С.40-43

17. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.

18. Волочков А. А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. -С.10.

19. Гагай В. В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. - 2004. - № 6. - C.2-5

20. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: Альма, 2006. - 196 с.

21. Захарова А. В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2004. - № 4.- С. 78-85

22. Коменский Я. А. Великая дидактика - М.: Книга по Требованию, 2012 -321 с.

23. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. - М.: Улей, 2010. - 101 с.

Literature

1. Alexandrovskaya E. M. Personal characteristics of primary school children experiencing learning difficulties-Moscow: Pressizdat, 2010 -189 p.

2. Amonashvili sh. a. Development of cognitive activity of students in primary school // Question of psychology. - 2010. - № 5. - P. 45-51

3. Andrushchenko T. Yu., karabekova N. V. Correction of mental development of a Junior school student at the initial stage of training // Question of psychology. - 2005. - № 1. - P. 56-67

4. Buya T. A. Game in esthetic education of the younger schoolboy / / Elementary school. - 2001. - № 2. - P. 40-43

5. Venger A. L., Zukerman G. A. Psychological examination of primary school children. - Moscow: Vlados-Press, 2005. - 159 p.

6. Volochkov A. A., Vyatkin B. A. Individual style of educational activity in primary school age // Question of psychology. - 2006. - № 5. - P. 10.

7. Gagai V. V. the Role of educational tasks in the development of creative thinking of younger students // Elementary school. - 2004. - № 6. - C. 2-5

8. Gamezo M. V., Gerasimova V. S., Orlova L. M. Senior preschooler and Junior schoolboy: psychodiagnostics and correction of development. - Moscow: Alma, 2006. - 196 p.

9. Zakharova A.V., Andrushchenko T. Yu. Research of self-esteem of younger schoolchildren in educational activities // Question of psychology. - 2004. - № 4. - P. 78-85

10. J. A. Comenius the Great didactic, M.: Book on Demand, 2012 - 321 p.

11. Petrunek V. P., Taran L. N. Junior schoolboy. - Moscow: Uley, 2010. - 101 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.