Научная статья на тему 'Особенности обучения информатике в школах республики Казахстан'

Особенности обучения информатике в школах республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2764
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ГОСУДАРСТВО / СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТАКСОНОМИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОГРАММА / ШКОЛА / УЧЕБНИК / РЕЗУЛЬТАТ / COMPUTER SCIENCE / STATE / STANDARD / EDUCATION / TAXONOMY / COMPETENCE / CURRICULUM / SCHOOL / TEXTBOOK / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бидайбеков Есен Ыкласович, Сагимбаева Айнур Есенгазыевна

В статье рассматривается развитие школьной информатики в Республике Казахстан. Проводится сравнительный анализ государственных стандартов среднего образования по информатике и определяется отличие нового стандарта нового содержания школьного образования по информатике. Представляется авторское видение обучения информатике в среднем образовании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бидайбеков Есен Ыкласович, Сагимбаева Айнур Есенгазыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF LEARNING COMPUTER SCIENCE IN KAZAKHSTAN SCHOOLS

The article considers the development of school computer science in the Republic of Kazakhstan. It provides a comparative analysis of the state standards of secondary education in computer science and defines the distinctive features of the new standard of school education in computer science with new content. Besides, the article presents the authors, vision of learning computer science in secondary education in the whole.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения информатике в школах республики Казахстан»

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

THE FEATURES OF LEARNING COMPUTER SCIENCE IN KAZAKHSTAN SCHOOLS

Е.Ы. Бидайбеков, А.Е. Сагимбаева E.Y. Bidaybekov, A.E. Sagimbaeva

Информатика, государство, стандарт, образование, таксономия, компетенция, программа, школа, учебник, результат.

В статье рассматривается развитие школьной информатики в Республике Казахстан. Проводится сравнительный анализ государственных стандартов среднего образования по информатике и определяется отличие нового стандарта нового содержания школьного образования по информатике. Представляется авторское видение обучения информатике в среднем образовании в целом.

За годы становления и совершенствования школьный курс информатики в Казахстане претерпел существенные изменения. Проанализировав периоды его становления, сегодня можно выделить четко определяемые этапы, на каждом из которых делался акцент на значении данной дисциплины для обучения, развития и воспитания учащихся, ее целей и отношений к процессам фундаментализа-ции образования, в развитии методических систем обучения информатике.

Ретроспективное изучение состояния школьного курса информатики, перспектив его развития позволили: во-первых, более полно представить, что в курсе информатики особую роль играют информационные процессы и информационная деятельность человека, во-вторых, раскрыть его методологическое и общекультурное значения, в-третьих, переосмыслить общеобразовательную значимость информационных технологий, и в-четвертых, обратить внимание на общеучебные и общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые у школьников.

Computer science, state, standard, education, taxonomy, competence, curriculum, school, textbook, result. The article considers the development of school computer science in the Republic of Kazakhstan. It provides a comparative analysis of the state standards of secondary education in computer science and defines the distinctive features of the new standard of school education in computer science with new content. Besides, the article presents the authors vision of learning computer science in secondary education in the whole.

Следует отметить, что в Казахстане достоверность поставленных целей и задач обучения предмету «Информатика» в государственных стандартах среднего образования 1998 и 2002 гг. более-менее соответствовала состоянию образовательного процесса тех времен и некоторые его основные положения были заимствованы из существующих стандартов [Бидайбеков, 2012].

На современном этапе развития методической системы обучения информатике в РК пришло понимание того, что, наряду с усилением общеобразовательной значимости, она также должна характеризоваться фундаментализа-цией школьной информатики. В связи с этим в дальнейшем необходимо вести поисковую работу по выделению фундаментальных основ школьной информатики, адаптации содержания учебного материала к возрасту учащихся и нормативам учебного времени, определению стержней построения курса, реализации внутри-предметных и межпредметных связей.

В процессе изучения государственных стандартов среднего образования 1998 и 2002 гг. выявлено, что соразмерность объема содер-

<С £

ti pq

0

ь

X

1 W m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h О Й

3

ш tS

О PL W

§

о §

X

«

о W :г s

ъ

I—

<с п

W

с

« s

д

H U

W M

жания образования в целом соответствует психофизиологическим особенностям учащегося: объем учебной нагрузки распределен следующим образом:

- на основной ступени (7, 8, 9 классы): по 1 часу в неделю, по 34 часа в учебном году, всего 102 часа;

- на старшей ступени в зависимости от направления обучения: общественно-гуманитарное направление - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году, всего 68 часов, естественно-математическое направление - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году, всего 68 часов.

Хотя, на наш взгляд, на старшей ступени объем учебной нагрузки можно было бы увеличить за счет школьного компонента, что не прти-воречило бы нормам общеобразовательной программы.

Ядро содержания учебного предмета «Информатика» составляют следующие взаимосвязанные содержательные линии общеобразовательного курса информатики: представление информации и информационные процессы, компьютеры, информационные технологии, алгоритмизация, формализация и моделирование, телекоммуникация и вопросы социальной информатики. Эти линии являются организующими стержнями содержания образовательной области информатики, ориентирами на доминирование предмета изучения, концентрами, вокруг которых необходимо выстраивать обучение, повышая уровень сложности в базовом и профильном курсах информатики. Это, безусловно, положительно сказалось на усилении фундаментальной значимости школьной информатики и, как следствие, на фундаментализации обучения этому учебному предмету.

Вместе с тем информатика - быстро развивающаяся и быстро реализующаяся в жизнь наука. Поэтому некоторые новые понятия этой научной отрасли уже могут стать основополагающими, например понятие параллельного вычисления, непосредственно связанное с развитием архитектуры компьютера, относящееся к ядру содержания предмета информатики. Естественно, целесообразно было бы включить на осно-

ве этого понятия курс «Элементы параллельных вычислений» в школьный стандарт образования по информатике как фундаментальный профильный предмет.

Сохранение дифференциации содержания образования по направлениям профильного обучения, а также минимального уровня подготовки, достижимость выставленных требований к уровню подготовки учащегося почти под силу учащимся.

Новые учебники и учебные пособия по информатике были ориентированы на общеобразовательные и фундаментальные аспекты школьной информатики и создавались в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образования по информатике». Хотя понимание сущности информатики как науки и учебного предмета, а также основной цели школьного курса информатики разными авторами было очень близко друг к другу, их концепции, содержание и глубина изложения школьного курса значительно отличались.

Проведенный анализ существующих школьных учебников по информатике показывает, что до сих пор отсутствует учебник, который можно было бы взять за основу рассмотрения всех тем непрерывного курса информатики средней школы. Выявленные недостатки, а именно несоответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся, избыточность или недостаточность учебной информации, отсутствие единообразия и согласованности терминов в рамках одного учебника, особенно на государственном языке, нарушения логики изложения учебного материала свидетельствуют о необходимости переработки, структурирования и систематизации учебной информации, установления разумного единообразия при отборе содержания учебника с целью дальнейшей фундаментализации обучения информатике в школе.

Следующий этап развития школьного курса «Информатика» связан с государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), принятым Постановлением Правительства Республики Казах-

стан № 1080 от 23 августа 2012 г. В нем содержание основного среднего образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». В образовательную область «Математика и информатика» входят предметы: «Математика», «Алгебра», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Информатика». Акцент сделан на урове-не подготовки обучающихся, который оценивается результатами обучения, это - личностные результаты, системно-деятельностные результаты и предметные результаты [Бидайбеков и др., 2015; Государственный..., 2012].

Личностные результаты отслеживаются в форме психолого-педагогического мониторинга уровня воспитанности, социализации и духовно-нравственного, творческого и физического развития обучающегося и фиксируются в его портфолио.

Системно-деятельностные результаты определяются достижениями обучающегося по предметным олимпиадам, курсам по выбору, выполнению творческих учебных проектов, а также другим видам исследовательской деятельности и фиксируются в его портфолио.

Предметные результаты отражаются в знаниевой и деятельностной подготовке обучающихся по освоению базового содержания среднего образования [Бидайбеков и др., 2015].

С момента появления идеи перехода на 12-летнее образование в РК, которая была предложена президентом страны еще в 2000 г., последовательно претворены новые модели обучения. К примеру, с 2004 г. в 104 школах республики был организован эксперимент, в ходе которого отработаны система обучения с 6 лет, практико-ориентированное обучение, раннее обучение английскому языку, введение информатики с начальной школы, введение интегрированных предметов, профильное обучение, переход на 5-дневную неделю и другие. Содержание и методика обучения курса школьной информатики были тесно связаны с указанными внедрениями в обновленном стандарте образования.

В соответствии с приказом МОН РК от 3 апреля 2015 г. № 159 «О пилотном внедрении обновленного содержания образования» в 2015-2016 учебном году в первых классах тридцати пилотных школ из 16 регионов страны начата апробация Государственного общеобязательного стандарта начального образования. А в следующем 2016-2017 учебном году уже все первоклассники будут заниматься по учебникам обновленного содержания.

Целью апробации являются интеграция в мировое образовательное пространство, ориентация национальной системы образования на стандарты мировой образовательной практики с учетом сохранения лучших традиций и стандартов отечественного образования.

В чем же конкретно основное отличие нового стандарта нового содержания школьного образования и наскольно оно «задело» курс информатики в школе?

Во-первых, новые учебные программы будут основаны на компетентностном подходе. Они формируют компетенции, которые заложены в основе функциональной грамотности, необходимой для успешной социализации.

По известной в мировой педагогике Таксономии целей обучения Бенджамина Блума существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только 2 из 6 уровней познания -«знать» и «понимать». Новый же стандарт позволит достигнуть остальные 4 уровня познания: «применять», «анализировать», «синтезировать» и «оценивать».

Во-вторых, при проектировании содержания предметов использованы принцип спираль-ности, сквозные темы. Принцип спиральности позволит наращивать знания и умения учащихся постепенно - по темам и классам, переходя от простого к сложному. Он удобен для изучения, доступен и понятен как учащимся, так и педагогам. Принцип спиральности обеспечивает преемственность в изложении учебного материала и интеграцию предметов для более целостного восприятия окружающего мира.

В-третьих, обновленное содержание базируется на ожидаемых результатах, которые опре-

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

деляются по образовательным областям. Ожидаемые результаты позволяют оценивать работу учащегося, его достижения. Кроме того, работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы), который известен учащимся заранее. Четкая формулировка ожидаемых результатов позволит объективно оценить учебные достижения учащихся, определить индивидуальную траекторию развития каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей, а также повысить их мотивацию на развитие умений и навыков в обучении, улучшить качество образовательного процесса.

Таким образом, будут введены новые формы мониторинга результатов обучения, система критериального оценивания.

В-четвертых, вводятся новые предметы. В начальной школе - это «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» (с 3 класса), наполнится новым содержанием предмет «Познание мира».

Предмет «Информационно-коммуникационные технологии» будет направлен на формирование практических навыков использования компьютерных технологий - учащиеся с 3 класса будут применять простейшие методы работы с таблицами, схемами, графиками и диаграммами. Изучение данного предмета позволит на ранних этапах обучения свободно ориентироваться в информационной среде и осуществлять переход от школьной программы «накопления» полезных знаний к овладению навыками самообразования, необходимыми для эффективного продолжения образования на протяжении всей жизни.

Содержание программы по предмету «ИКТ» состоит из разделов обучения. Разделы разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения для классов, в виде ожидаемых результатов: навыка или умения, знания или понимания. Цели обучения позволяют учителю планировать работу и оценивать достижения учащихся, также информировать их о следующих этапах обучения.

Что касается объема учебной нагрузки по

информатике в целом, то он остался на прежнем

[

уровне: с 5 по 9 класс - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году, в профильных 10-11 классах - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

Обновление содержания образования предполагает отход от традиционной организации учебного процесса, когда, прежде всего, определялось содержание образования, отражаемое в учебных программах (при этом каждый из разработчиков старался охватить как можно больше теоретического материала), и базируется на ожидаемых результатах, которые определяются по образовательным областям и отражают дея-тельностный аспект, т.е. учащиеся «знают», «понимают», «применяют», «анализируют», «синтезируют», «оценивают». Вместе с тем особое внимание при изучении информатики следует обратить на практическую деятельность, к примеру метод проектов, так как он способствует повышению интереса непосредственно к курсу информатики. Использование проектных технологий не только повышает качество обучения по информатике, но и реализует межпредметные связи и повышает эффективность изучения учебных предметов, по которым готовится проект.

В заключение можно выделить следующие моменты.

1. Развитие методической системы обучения информатике для РК должно характеризоваться, наряду с усилением общеобразовательной значимости, фундаментализацией обучения школьной информатике.

2. При разработке стандартов начального, базового и профильного образования по информатике необходимо соблюдение целостности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Несмотря на существование учебников по информатике для раннего обучения, необходимо еще раз пересмотреть их в соответствии новому стандарту начального общего образования, определить содержание обучения информатике в начальной школе в рамках учебного модуля «Информатика». Следует особо отметить обучение информатике с учетом соблюдения дидактического принципа культуросообраз-ности, что будет способствовать формированию национального самосознания школьников, осознанию самобытности нации, пониманию ее ме-

ста в мировом культурном сообществе наций и народов.

4. Необходимо строго следить за систематизацией имеющихся и формированием новых терминов по школьной информатике. Целесообразно иметь во всех стандартах и учебниках глоссарий. Это относится не только к разрабатываемому стандарту, но и ко всем разрабатывающимся впредь стандартам.

5. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы в настоящее время разработано достаточно много программ профильных и элективных курсов по информатике и основанных на них учебников. В рамках этих разработок, как правило, основной упор делается лишь на углубление знаний в области информационных технологий, обеспечение прикладных профильных курсов информатики, направленных на подготовку к практической деятельности. Необходима дальнейшая разработка фундаментальных профильных курсов по информатике.

6. Очень важным, на наш взгляд, является переименование в новых стандартах названия курса «Информатика» на «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», которое точно и четко характеризует суть этого курса.

7. Необходимо изучить и использовать различные теоретико-методологические подходы и

методы при разработке образовательных стандартов в мировом масштабе.

8. Работы в области фундаментализации обучения информатике, формирования подходов к информатизации образования и создания систем подготовки педагогов в области информатизации образования должны быть взаимосвязаны.

Таким образом, в условиях информатизации образования подготовка будущих учителей информатики также требует нового определенного подхода.

Библиографический список

1. Бидайбеков Е.Ы. Вопросы подготовки будущих педагогов в области информатизации образования в Казахстане // Информатизация образования: история, состояние, перспективы: сб. матер. межд. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. С. 38-46.

2. Бидайбеков Е.Ы., Камалова Г.Б., Бостанов Б.Г. Геометрия и алгоритмы Аль-Фараби в современном образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4. С. 17-22.

3. Государственный общеобязательный стандарт образования соответствующих уровней образования: Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http:// nao.kz/loader/fromorg/2/22 (дата обращения: 03.02.2016).

<С £

d pq

0

ь

X

1

w

Р2 Е-

U

CL

<

О ^

О о ^ h о я

3

ш tS

О PL W

§

о §

х

%

«

о w :г s

ь

L

<с п w с

«

S Д

H U

w

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.