Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ЦИКЛА ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ЦИКЛА ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные слушатели / образовательный процесс / вуз / математика / интерактивное обучение / принципы обучения / foreign students / training process / natural sciences / interactive training / training principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикина Татьяна Евгеньевна, Коларькова Оксана Геннадьевна

В статье поднимаются актуальные вопросы обучения дисциплинам естественно-научного цикла, в частности математике, иностранных студентов в вузе. Актуализированы особенности системы математического образования иностранцев, проблемы совершенствования качества подготовки в вузе и пути их решения с помощью современных технологий. Языковой барьер в совокупности с абстрактными математическими понятиями, изучаемыми в курсе учебной дисциплины «Математика», вызывает много непонимания и трудностей у иностранцев. В статье приводятся средства повышения эффективности процесса обучения математике. Рассмотрены возможности реализации интерактивного обучения иностранных слушателей математическим дисциплинам в Нижегородской академии МВД России. Важная роль отводится визуализации процесса обучения математике. В качестве учебно-методического обеспечения дисциплины "Математика" обоснованно предлагается использование электронных рабочих тетрадей с заданиями для входной, текущей и контрольной диагностики знаний учащихся. Выделены педагогические условия, которые в комплексе способствуют формированию общепрофессиональных и общекультурных компетенций у студентов-иностранцев. Авторы предлагают ряд принципов обучения иностранных слушателей, а также подчеркивается, что достижение эффективности в обучении иностранцев высшей математике является комплексной задачей и ее решение зависит от выбора способов взаимодействия учащихся и преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикина Татьяна Евгеньевна, Коларькова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon topical problems of teaching foreign students natural sciences, Maths in particular, in a higher school. The article actualizes specific features of mathematical education system in relation to foreigners; problems of training perfection in a higher school and ways of solving them when using contemporary technologies. Language barrier together with abstract mathematical terms when learning Maths can cause misunderstanding and difficulties. Some means of achieving the efficiency when teaching Maths are given in the article. Apart from, the article considers opportunities of teaching foreign students natural sciences in an interactive way in Nizhny Novgorod Academy of Russian MIA. The main role is given to visualization of training in Maths. The use of electronic workbook with tasks for input, interim and control diagnostics is reasonably offer edas training and methodological support in leaning “Maths”. Highlighted pedagogical conditions in combination contribute to the formation of foreign students’ general professional and cultural competences. The list of principles to train foreign students is also represented in the article. The authors note that efficiency achievement in teaching foreigners higher maths is a complex task and its solution mainly depends on ways of student-teacher interaction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНОГО ЦИКЛА ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ»

3. Шевелева, Т.Н. Коммуникативные барьеры как психолого-педагогическая проблема в инклюзивной школьной практике / Т.Н. Шевелева // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. -2023. - №8 (август). - ART 3278,-URL: http://emissia.org/offline/2023/3278.htm (дата обращения: 01.09.2023)

4. Якубенко, О.В. Медико-психолого-педагогическая коррекция клинических проявлений агрессивного поведения у школьников в условиях реализации инклюзивного обучения / О.В. Якубенко // Терапевт. - 2023. - № 8,- С. 17-22

5. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. -2003. -№ 5. - С. 100-106

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Чикина Татьяна Евгеньевна

Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Коларькова Оксана Геннадьевна

Российский государственный университет правосудия (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА ИНОСТРАННЫХ

СЛУШАТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье поднимаются актуальные вопросы обучения дисциплинам естественно-научного цикла, в частности математике, иностранных студентов в вузе. Актуализированы особенности системы математического образования иностранцев, проблемы совершенствования качества подготовки в вузе и пути их решения с помощью современных технологий. Языковой барьер в совокупности с абстрактными математическими понятиями, изучаемыми в курсе учебной дисциплины «Математика», вызывает много непонимания и трудностей у иностранцев. В статье приводятся средства повышения эффективности процесса обучения математике. Рассмотрены возможности реализации интерактивного обучения иностранных слушателей математическим дисциплинам в Нижегородской академии МВД России. Важная роль отводится визуализации процесса обучения математике. В качестве учебно-методического обеспечения дисциплины "Математика" обоснованно предлагается использование электронных рабочих тетрадей с заданиями для входной, текущей и контрольной диагностики знаний учащихся. Выделены педагогические условия, которые в комплексе способствуют формированию общепрофессиональных и общекультурных компетенций у студентов-иностранцев. Авторы предлагают ряд принципов обучения иностранных слушателей, а также подчеркивается, что достижение эффективности в обучении иностранцев высшей математике является комплексной задачей и ее решение зависит от выбора способов взаимодействия учащихся и преподавателя.

Ключевые слова: иностранные слушатели, образовательный процесс, вуз, математика, интерактивное обучение, принципы обучения.

Annotation. The article touches upon topical problems of teaching foreign students natural sciences, Maths in particular, in a higher school. Thearticleactualizesspecificfeaturesofmathematicaleducationsysteminrelationtoforeigners; problems of training perfection in a higher school and ways of solving them when using contemporary technologies. Language barrier together with abstract mathematical terms when learning Maths can cause misunderstanding and difficulties. Some means of achieving the efficiency when teaching Maths are given in the article. Apart from, the article considers opportunities of teaching foreign students natural sciences in an interactive way in Nizhny Novgorod Academy of Russian MIA. Themainroleisgiventovisualization of training in Maths. The use of electronic workbook with tasks for input, interim and control diagnostics is reasonably offeredas training and methodological support in leaning "Maths". Highlighted pedagogical conditions in combination contribute to the formation of foreign students' general professional and cultural competences. Thelistofprinciples to train foreign students is also represented in the article. TheauthorsnotethatefficiencyachievementinteachingforeignershigherMathsisacomplextask and its solution mainly depends on ways of student-teacher interaction.

Key words: foreign students, training process, natural sciences, interactive training, training principles.

Введение. С каждым годом большое количество иностранцев выражают желание получить высшее образование в России. Это обусловлено различными факторами, среди которых следующие: фундаментальный характер российского образования; высокий уровень обучения дисциплинам, в частности естественно-научным; огромный опыт работы с иностранной аудиторией студентов; невысокая оплата за обучение по сравнению с зарубежными вузами. Трудно поспорить, что «российское образование обладает качеством и доступностью, широким спектром предоставляемых им образовательных услуг, мощным интеллектуальным ресурсом, высоким научно-педагогическим потенциалом образовательных учреждений и профессионально-преподавательским составом» [2, С. 111].

В то же время стоит отметить, что обучение дисциплинам естественно-научного цикла, в частности математике, иностранных слушателей в Нижегородской академии МВД сопряжено со многими трудностями. Во-первых, это конечно же проблемы, связанные с языковым барьером, особенно у слушателей из Монголии. Во-вторых, школьная программа, по которой они обучались в родной стране зачастую во многом отличается от российских программ, поэтому многие слушатели приходят учиться без необходимого багажа знаний для дальнейшего изучения математики уже в вузе. Высшая математика даже русским учащимся, у которых нет проблем с языком, даётся достаточно тяжело, особенно на первом курсе. Это связано с высокой абстракцией изучаемых понятий и теорем, многообразием представления математических структур и другими аспектами, влияющими на учебно-профессиональную адаптацию, которые были нами освещены в статьях [6, 7].

Мы рассматриваем образование как процесс и результат деятельности самого обучаемого по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности [4, С. 20]. В связи с этим главной задачей любого образовательного учреждения является, прежде всего, создание максимально благоприятных условий, способствующих формированию самообразования и саморазвития личности, что помогает ей стать субъектом своей деятельности, выстраивающей свою индивидуальную траекторию в получении качественного образования на протяжении всей последующей жизни.

Учебно-методическое обеспечение, выбор педагогом методических подходов, средств и приемов во многом определяют эффективность обучения студентов в вузе.

Актуальность проблемы совершенствования процесса обучения дисциплинам естественно-научного цикла в вузе, в частности математике, иностранных студентов обусловлена противоречием между востребованностью русского образования у представителей других стран и существующими проблемами и трудностями в названном процессе у иностранцев.

Целью нашей статьи является рассмотрение особенностей обучения дисциплинам естественно-научного цикла иностранных слушателей (студентов) в вузе на примере учебной дисциплины "Математика" и определение путей и способов, позволяющих комплексно решать задачу повышения качества преподавания указанных дисциплин при проведении занятий у иностранцев.

Изложение основного материала статьи. Опыт преподавания дисциплин естественно-научногоцикла в вузе, в частности математики, показывает, что обучающимся, особенно иностранным слушателям,не всегда легко усвоить необходимый учебный материал. Следует отметить, что математические дисциплины отличаются от гуманитарных тем, что они обладают высокой степенью абстракции теорем и определений понятий, сложностью их восприятия, многообразием формул и сложных вычислений, необходимых для решения задач.

Кроме этого, языковой барьер, различия в системах образования разных стран и организации учебного процесса являются значительными факторами, усложняющими освоение учебного материала иностранными студентами.

Язык математики является универсальным, поскольку он включает в себя общепринятые определенные символы, которые применяются одинаково везде. В этой связи педагогу необходимо дать понять иностранным обучающимся, что математический язык такой же схожий, как и у них на родине. На базе математических основ изучаются и другие дисциплины, такие как: экономические, технические и др. Более успешному освоению учебного материала по дисциплинам естественно-научного цикла способствует постоянное употребление уже знакомых выражений, формул, символов, методов решения, что значительно помогает запомнить новые слова, термины, способы построения фраз на русском языке.

При организации учебного процесса по естественно-научным дисциплинам, в частности высшей математике, необходимо опираться на принципы обучения. Наиболее важным из дидактических принципов при работе с иностранной аудиторией, с нашей точки зрения, является принцип визуализации информации, который позволяет значительно снизить влияние языкового барьера и, тем самым, повысить доступность обучения.

В ходе проведения практических занятий по высшей математике важно объяснить обучающимся ход решения. Очень важным помощником в этом выступает визуализация изучаемого материала, помогающая изложить суть изучаемого предмета с помощью особого языка, например, языка математических формул. В современном мире видео становится привычной формой представления любой информации. Чем ближе учебный материал к привычному формату представления информации, тем проще он усваивается.

Принцип визуализации логично дополняет, на наш взгляд, принцип интерактивности. Данный принцип предполагает применение на учебных занятиях различных интерактивных технологий. Интерактивное обучение способствует повышению эффективности образовательного процесса и формированию необходимых общепрофессиональных компетенций, указанных в рабочей программе учебной дисциплины [3, С. 31-361. Несомненно, использование принципа интерактивности оптимизирует процесс обучения, вовлекая всех обучающихся в процесс совместной познавательной деятельности. Такая деятельность с применением интерактивных технологий развивает коммуникативные качества студентов, а также мотивирует их к изучению учебной дисциплины.Это может быть дискуссия, работа в малых группах, интерактивные лекции, применение компьютерного моделирования и т.д.

Как отмечает Н.Я. Безбородова, эффективно организованная образовательная среда напрямую зависит от понимания представленной информации и ее структурированности [1, С. 110].

Применение в современной системе образования нового технического оборудования, электронных носителей информации или мультимедийных систем позволяет преподносить его учащимся в наглядном и доступном виде, что существенно повышает интерес к процессу обучения и способствует самообразованию и личностному росту каждого студента, в том числе и студентов-иностранцев.

Обучение иностранных студентам дисциплинам естественно-научного цикла, высшей математике в частности, основанное на вышеперечисленных принципах, будет результативным при соблюдении следующих трех групп профессионально-педагогических условий, выделенных нами в ходе педагогического эксперимента.

Первая группа - организационно-методические условия, задающие совокупность требований к формированию и оценке общепрофессиональных компетенций студентов (слушателей) в вузе. Они включают необходимое методическое обеспечение, в частности специально созданные рабочие тетради, используемые как на печатной основе, так и в электронном формате на занятиях и при самоподготовке, включающие задания для входной, текущей и контрольной диагностики, систему упражнений, удовлетворяющих общедидактическим принципам (последовательности, наглядности и т.д.) и принципу адаптивности (поэтапное решение комбинированной задачи) [5, С. 359].

Вторая группа - содержательно-деятельностные условия, характеризующие процесс организации учебно-профессиональной деятельности студентов (слушателей) в вузе. Они включают использование различных интерактивных технологий на учебных занятиях, а также учет основных этапов проведения занятия. В структуре занятия мы выделяем следующие этапы: входная диагностика; обсуждение результатов и постановка учебных задач; самостоятельная работа студентов по решению типовых задач, представленных на специальных бланках (в рабочей тетради); диагностика на «выходе» из темы; индивидуальная работа преподавателя с отдельными студентами (курсантами, слушателями) в условиях самостоятельной работы группы.

Третья группа - технологически-инструментальные условия, отвечающие за информационно-методическое обеспечение образовательной и оценочной деятельности. Они предполагают создание в вузе специальной инфраструктуры, включающей банки данных и знаний, аппаратно-программные средства и технологии сбора, хранения, обработки и передачи информации, электронный учебно-методический комплекс.

Выводы. Таким образом, достижение результативности в обучении иностранных слушателей (студентов) математике и в целом естественно-научным дисциплинам представляет собой комплексную задачу, успешное решение которой зависит во многом от способов взаимодействия всех участников образовательного процесса, выполнения выделенных групп профессионально-педагогических условий (организационно-методические, содержательно-деятельностные и технологически-инструментальные) и учета общедидактических принципов обучения наряду с принципами вариативности и интерактивности обучения.Образовательный процесс на всех этапах своего развития базируется на фундаментальных принципах, которые являются несомненно важными, но с течением времени повышение эффективности этого процесса требует внедрения инновационных технологий в том числе и при обучении студентов-иностранцев естественно-научным дисциплинам.

Литература:

1. Безбородова, Н.Я. Влияние компьютерных технологий на когнитивные процессы школьников / Н.Я. Безбородова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - T. 3. - № 2. - C. 109-113

2. Коларькова, О.Г. Адаптационный аспект профессионального самоопределения студентов-иностранцев в условиях педагогического вуза / О.Г. Коларькова, Ф.В. Повшедная // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2008. - №5. - С. 111-114

3.Кочетова, И.В. Интерактивное обучение как фактор совершенствования современного высшего образования / И.В. Кочетова, О.Н. Шалина, И.В. Егорченко // Гуманитарные науки образование: Научный журнал. - 2017. - № 3. -С. 31-36

4. Управление качеством образования / М.М. Поташник [и др.]; под ред. М.М. Поташника. - Москва, 2000. - 448 с.

5. Чикина, Т.Е. Система упражнений для практических занятий по математике как компонент учебно-профессиональной адаптации первокурсников / Т.Е. Чикина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 6. - С. 359.

6. Чикина, Т.Е. Технологический подход к обучению математике иностранных слушателей / Т.Е. Чикина, О.Г. Коларькова//Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-3. -С. 351-354

7. Чикина, Т.Е. Учебно-профессиональный аспект адаптации к изучению дисциплин естественнонаучного цикла в условиях дистанционного обучения / Т.Е. Чикина // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 85-5. - С. 44-47

Педагогика

УДК 377.031, 378.046.2

преподаватель Чистов Андрей Александрович

Ликино-Дулевский политехнический колледж - филиал Государственного образовательного учреждения высшего образования

Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г.о. Орехово-Зуево)

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. В статье рассмотрены различные вопросы, связанные с развитием сетевого взаимодействия при подготовке будущий специалистов к работе в условиях дошкольного образования. Тезисно представлены результаты изучения теоретического и прикладного материала по теме исследования. Охарактеризован основной инструментарий и базовые компоненты исследования. Приведены результаты констатирующего этапа исследования в группах обучающихся, проведенного в сентябре 2022 года на базе «Государственного гуманитарно-технологического университета» по специальности: 44.03.05 «Дошкольное образование. Начальное образование» и на базе Гуманитарно-педагогического колледжа по специальности: 44.02.01 «Дошкольное образование. В исследовании приняли участие 24 и 25 педагогов профессионального колледжа и двух групп факультета начального образования вуза по 25 и 27 обучающихся первых курсов. Возраст испытуемых - 15-17 и 17-19 лет. Результаты на констатирующем этапе показали преимущественно низкую и среднюю готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности. В статье представлена специфика проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы и особенности работы образовательных организаций на различных ступенях образования. По результатам констатирующего этапа кратко охарактеризованы основные направления организации сетевого взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования. Представлены рассуждения об основных преимуществах сетевого взаимодействия как эффективной формы сотрудничества образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, высшее образование, среднее профессиональное образование, педагог, дошкольное образование, учреждение, организация, профессиональная подготовка, результаты исследования, констатирующий этап.

Annotation. The article deals with various issues related to the development of networking in the preparation of future specialists for work in preschool education. Abstract presents the results of the study of theoretical and applied material on the research topic. The main tools and basic components of the study are characterized. The results of the ascertaining stage of the study in groups of students, conducted in September 2022 on the basis of the "State Humanitarian and Technological University" in the specialty: 44.03.05 "Preschool education. Primary Education" and on the basis of the Humanitarian Pedagogical College, specialty: 44.02.01 "Preschool education. The study involved 24 and 25 teachers of a professional college and two groups of the faculty of elementary education of the university, 25 and 27 first-year students each. The age of the subjects was 15-17 and 17-19 years old. The results at the ascertaining stage showed predominantly low and medium readiness of future specialists to carry out professional activities. The article presents the specifics of the ascertaining stage of experimental work and the features of the work of educational organizations at various levels of education. Based on the results of the ascertaining stage, the main directions of organizing network interaction between institutions of higher and secondary vocational education are briefly characterized. Arguments are presented about the main advantages of networking as an effective form of cooperation between educational institutions of secondary vocational and higher education.

Key words: networking, higher education, secondary vocational education, teacher, preschool education, institution, organization, professional training, research results, ascertaining stage.

Введение. Сетевое взаимодействие образовательных организаций различных ступеней, направленное на профессиональную подготовку педагогов, необходимо для более эффективного построения образовательного процесса.

Внедрение системы сетевого взаимодействия, отраженной в определенной модели [5], является спорным вопросом, рассматриваемым с позиций педагогики, психологии, социологии. В данной связи организация и непосредственное проведение различных исследований, являются наиболее актуальными направлениями развития сетевого взаимодействия в педагогической сфере.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая сетевое взаимодействие как совместный процесс, включающий профессиональную подготовку, овладение набором определенных компетенций, направленных на профилизацию образования, следует подчеркнуть особую значимость данного вида взаимодействия в педагогической сфере. Развитие сетевого взаимодействия существенно влияет на раннюю профессиональную ориентацию будущих педагогов. Сетевое взаимодействие вуза и учреждения среднего профессионального образования целесообразно рассматривать как наиболее эффективный, направленный на освоение совокупностей необходимых профессиональных компетенций, процесс. Существенным фактом для развития сетевого взаимодействия является также и то, что его развитию на достаточном уровне необходима организация партнерских отношений на основе равноправия.

В рамках развития системы подготовки профессионально-педагогических кадров различных направлений в условиях инновационной деятельности вуза данная тема разрабатывается Е.А. Гнатышиной, Л.П. Алексеевой, А.В. Савченковым [1], технологии формирования «гибких навыков» (Soft Skills) в учреждениях среднего и высшего специального образования исследуются А.В. Захарчук [2], сетевое взаимодействие как фактор успешной профессиональной социализации молодых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.