существенное влияние на повышение интереса будущих педагогов к применению в профессиональной деятельности игровых технологий. Это позволяет сделать положительные шаги в направлении качественного образования студентов и в развитии их инновационного мышления.
Библиографический список
Перспективы дальнейших изысканий данного направления - это разработка и внедрение в информационно-образовательное пространство образовательной организации дистанционного ресурса для создания дидактических игр на платформе с помощью компьютерного конструктора.
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2009.
2. Хейзинга Й. Homo Ludens. Москва: Айрис-пресс, 2003.
3. Мандель Б.Р Игрология. Феномен интеллектуальной игры в образовательном процессе. Москва: ИНФРА-М.
4. Zinoveva, L.V., Zinovev S.A. Role-playing video games in the space of psychocorrection and psychotherapy. Smalta. 2017; № 4: 17 - 19.
5. Legaki N., Xi N., Hamari J., Karpouzis K., Assimakopoulos V. The effect of challenge-based gamification on learning: An experiment in the context of statistics education. International Journal of Human Computer Studies. 2020: 144.
6. Paiva J.C., Leal J.P., Queiros R. Fostering programming practice through games. Information (Switzerland). 2020; № 11 (11): 1 - 20.
7. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий. Вопросы психологии. 2003; № 3: 80 - 88.
8. Верёвкина Л.Е. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики с помощью игровых технологий. Обучение и воспитание: методики и практика. 2014; № 16: 59 - 63.
References
1. Arsent'eva V.P. Igra - veduschij vid deyatel'nosti v doshkol'nom detstve. Moskva: Forum, 2009.
2. Hejzinga J. Homo Ludens. Moskva: Ajris-press, 2003.
3. Mandel' B.R. Igrologiya. Fenomen intellekiual'nojigry v obrazovatel'nomprocesse. Moskva: INFRA-M.
4. Zinoveva, L.V., Zinovev S.A. Role-playing video games in the space of psychocorrection and psychotherapy. Smalta. 2017; № 4: 17 - 19.
5. Legaki N., Xi N., Hamari J., Karpouzis K., Assimakopoulos V. The effect of challenge-based gamification on learning: An experiment in the context of statistics education. International Journal of Human Computer Studies. 2020: 144.
6. Paiva J.C., Leal J.P., Queiros R. Fostering programming practice through games. Information (Switzerland). 2020; № 11 (11): 1 - 20.
7. Vasil'eva I.A., Osipova E.M., Petrova N.N. Psihologicheskie aspekty primeneniya informacionnyh tehnologij. Voprosypsihologii. 2003; № 3: 80 - 88.
8. Verevkina L.E. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah matematiki s pomosch'yu igrovyh tehnologij. Obuchenie i vospitanie: metodikiiprakiika. 2014; № 16: 59 - 63.
Статья поступила в редакцию 07.03.22
УДК 378
Ovezova U.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Languages of the FGSN, RUDN University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Wagner M.-N.L., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Languages of the FGSN, RUDN University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF TEACHING ENGLISH-LANGUAGE PROFESSIONALLY ORIENTED DISCUSSION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION. The article is dedicated to the scientific and theoretical substantiation of the peculiarities of teaching English-language professionally oriented discussion of students in higher education. In modern realities, the requirements for preparing students with a high level of professionally oriented foreign language communicative competence are growing, and the methodology for teaching English professionally oriented discussion of university students remains insufficiently developed, which predetermines the relevance of the study. The article determines that a professionally oriented discussion is a form of collective-group interaction, which is based on the argumentation of various points of view in order to solve a specific problem of a professional nature. Three stages are distinguished in teaching English-language professionally oriented discussion of university students: organizational, actual conduct of the discussion and final.
Key words: higher school, professionally oriented discussion, system of exercises, student.
У.А. Оеезоеа. канд. ист. наук, доц., РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
М.-Н.Л. Вагнер, канд. ист. наук, доц., РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИСКУССИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена научно-теоретическому обоснованию особенностей обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии студентов в высшей школе. В современных реалиях растут требования к подготовке студентов с высоким уровнем профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности, и методика обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии студентов вузов остается недостаточно разработанной, что предопределяет актуальность исследования. В статье определено, что профессионально ориентированная дискуссия - это форма коллективно-группового взаимодействия, в основе которой лежит аргументация различных точек зрения с целью решения определенной проблемы профессионального характера. В обучении англоязычной профессионально ориентированной дискуссии студентов вузов было выделено три этапа: организационный; собственно ведения дискуссии; заключительный.
Ключевые слова: высшая школа, профессионально ориентированная дискуссия, система упражнений, студент.
В современных реалиях растут требования к подготовке студентов с высоким уровнем профессионально ориентированной англоязычной коммуникативной компетентности, способным эффективно реализовать межкультурное общение. Одним из компонентов англоязычной коммуникативной компетентности является компетентность в говорении, которая обеспечивает эффективное устное общение с учетом языковых, речевых, социокультурных норм, ситуации и намерений. В соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком [1] студент должен уметь участвовать в диалоге с достаточной степенью непринужденности и спонтанности, так, чтобы происходило естественное взаимодействие с носителями языка; он должен уметь принимать активное участие в дискуссии в знакомых контекстах, излагая и защищая свою точку зрения.
Проблема формирования иноязычной компетентности в говорении студентов вузов исследована А.Л. Гуркиной [2], Г.П. Гавриличевой [3]. Изучением
интерактивного метода дискуссии на занятиях иностранным языком в вузе занимались И.П Морозова [4], З.И. Салиева [5], Е.Н. Лашина [6]. Несмотря на постоянное внимание ученых к отдельным аспектам проблемы обучения говорению студентов в высшей школе, на современном этапе недостаточно разработанной остается методика обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии, что обусловливает актуальность выбранной темы.
Цель статьи заключается в научно-теоретическом обосновании особенностей обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии студентов в высшей школе и разработке системы упражнений для формирования навыков у студентов ведения эффективной дискуссии на английском языке.
Задачи исследования:
- охарактеризовать дискуссию как активный метод обучения иностранному языку;
- выделить этапы ведения дискуссии на занятиях по иностранному языку и определить соответствующую им систему упражнений.
В работе использованы такие теоретические методы исследования, как изучение методических и лингвистических трудов ученых с целью определения теоретических предпосылок исследования; анализ и синтез для определения подходов и принципов, регулирующих процесс обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии, для выяснения особенностей обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии и интересов соискателей высшего образования.
На протяжении многих лет обучение говорению заключалось только в воспроизведении изученного материала.
Обучение иностранному языку происходило через развитие репродуктивных навыков - в основном грамматических и орфографических, что было неэффективным во время общения за пределами учебных заведений. Обучение ведению дискуссии является профессионально ориентированным и важным в коммуникативном поведении студента.
Сегодня учеными дискуссия трактуется как обсуждение определенной проблемы путем обмена мнениями при совпадении или расхождении позиций, точек зрения; как получение и передача информации во время общения и достижения взаимопонимания [7]. Дискуссия не только способствует воспитанию речевой культуры, но и побуждает студентов к поиску самостоятельного решения проблем, что, в свою очередь, является стимулом познавательной активности. Поскольку любой речевой акт осуществляется в контексте определенной ситуации в рамках одной из сфер деятельности, мы концентрируем внимание на дискуссиях, которые содержат проблемные ситуации - совокупность обстоятельств и отношений, которые отражаются в акте общения и придают ему значимость, процесс речевого взаимодействия двух или более участников общения; это особый вариант организации обсуждения проблемы, во время которого происходит сначала групповой обмен мнениями, а затем представитель от каждой группы участвует в публичной дискуссии. [8].
По нашему мнению, дискуссия - это коллективное обсуждение проблемной ситуации, во время которого участники прислушиваются к мнению каждого и в основном приходят к общему согласию по обсуждаемому вопросу. Организованная учебная дискуссия воспроизводит условия реальной речевой коммуникации и является одним из эффективных средств развития неподготовленной речи.
Н.В. Сидакова [9] выделяет два этапа ведения дискуссии: подготовительный (формирование дискуссионных умений полилогической речи для обсуждения аутентичных поэтических произведений) и основной (развитие дискуссионных умений полилогической речи для обсуждения). Е.Н. Лашина [6] также предлагает распределение обучения дискуссии на два этапа: текстовый и послетекстовый. Этапы отличаются умением создавать подготовленные высказывания на уровне фразы или неподготовленные монологические высказывания текстового уровня. И.П Морозова [4] выделяет три этапа: информационно-подготовительный (происходит формирование умений распознавать информацию на основе аудирования и чтения, представление собственной аргументации, оценки альтернативных предложений); ситуативно-дискуссионный (подготовка к дискуссии и проведение дискуссии; формирование навыков реплицирования и умения аргументации, группировка точек зрения, развитие умений дискуссии); констатирующе-интер-претационный (формирование выводов, проверки усвоения учебного материала, анализ дискуссии). М.В. Харламова [10] предлагает три основных этапа: начальный (представление участников группы; сообщение правил ведения и участия в дискуссии; сообщение темы и цели дискуссии); основной (происходит поддержка баланса участия всех участников, оглашаются и обсуждаются вопросы по теме дискуссии); заключительный (подведение итогов дискуссии, когда раскрыты все вопросы или дискуссия исчерпана).
З.И. Салиева [5] говорит о четырех стадиях в структуре организации дискуссии - обмена мнениями: организация дискуссии (объявление темы, определение цели, разделение студентов на группы, выбор представителя группы, установление регламента дискуссии), преддискуссия/экспозиция (постановка проблемного задания, описание проблемной ситуации, обмен мнениями о проблемной ситуации в подгруппах, определение общей точки зрения путем аргументации), собственно дискуссия (аргументация представителя каждой подгруппы, представление путей решения проблемной ситуации), анализ дискуссии (сопоставление целей дискуссии с полученными результатами и выводами, оценка результатов, выявление их позитивных и негативных аспектов, оценка работы студентов, подведение итогов).
Понятие «профессионально ориентированный» предполагает изучение иностранного языка с учетом особенностей будущей профессии или специальности. Профессионально ориентированная дискуссия - это форма коллективно-группового взаимодействия, основой которой является аргументация различных точек зрения, а ее целью - решение определенной проблемы, и основывается на особенностях будущей профессии. На практических занятиях преподаватель создает условия, подобные реальной дискуссии, то есть в учебных условиях можно говорить об учебной дискуссии, которая является моделью совместной познавательной деятельности участников в условиях предметно-логического конфликта, который стимулирует деятельность и нацелен на решение поставленной проблемы.
По нашему мнению, в обучении англоязычной профессионально ориентированной дискуссии студентов вузов следует выделить три этапа: организационный этап, собственно ведения дискуссии, завершающий этап.
Организационный этап начинается с определения цели дискуссии, которая указывает на то, для чего необходима дискуссия, чему следует обучать в ее процессе, какие результаты ожидаются. Далее раскрывается содержание ее темы, что является предметом обсуждения, что, в свою очередь, определяет круг идей, на которых фокусируется внимание собеседников. Четко определенный и интересный для студентов предмет обсуждения или тема является одним из главных признаков дискуссии, который вызывает заинтересованность коммуникантов [2]. Удачно выбранная тема также является залогом активного обмена мнениями и должна быть максимально приближена к жизненным ориентациям студентов, их интересам, обучению, отражать актуальные проблемы современности. Для выбора темы дискуссии - обмена мнениями мы предлагаем использовать метод мозгового штурма - один из наиболее известных методов поиска оригинального решения разнообразных задач, создания новых идей. Используя метод мозгового штурма, преподаватель предлагает студентам варианты тем для дискуссии, при этом каждый студент имеет право высказывать свои идеи по определению темы, постановке проблемы. Все предложения, идеи записывает на доске ведущий, после чего голосованием избирается лучшая тема.
Основой ведения собственно дискуссии является проблемное задание, ситуация - речевая упражнение, в котором неизвестен один из его компонентов, то есть известно, о чем говорить, для чего, но неизвестно, как и какими средствами общения формулировать мысль. После предъявления проблемной ситуации происходит обмен мнениями относительно вариантов ее решения в группах с целью определения общей точки зрения. При этом студенты обосновывают свою точку зрения путем аргументации - важной структурной части рассуждения и получают новую информацию; это интеллектуально-коммуникативный процесс, направленный на обоснование, доказательство той или иной точки зрения в пределах проблемной ситуации во время дискуссии, а также по убеждению собеседника.
Иногда дискуссию отождествляют со спором или полемикой, которым присущи конфликтность и борьба мнений, однако, в отличие от последних, дискуссия характеризуется своей целеустремленностью и стремлением к компромиссу [11].
Завершающий этап предусматривает анализ, сопоставление цели дискуссии с полученными выводами, оценку результатов, выявление их положительных и отрицательных сторон, оценивание работы студентов и выводы.
По нашему мнению, для формирования навыков эффективного ведения профессионально ориентированной дискуссии на английском языке на практических занятиях нужно на каждом этапе ведения дискуссии использовать систему упражнений.
На первом этапе должно быть предусмотрено выполнение упражнений с целью формирования умений начинать диалог поддерживать беседу, определять цель дискуссии, прогнозировать содержание дискуссии. На этом этапе выполняются управляемые рецептивно-репродуктивные и условно-коммуникативные упражнения на имитацию, ответы на вопросы, на запрос определенной информации, а также сообщение информации.
На основном этапе все упражнения направлены на развитие у студентов следующих умений: понимание содержания текстов, обсуждение профессиональной проблематики по содержанию текстов, умение выразить мнение относительно данной ситуации, противопоставлять свою точку зрения другим. Упражнения имитируют общение, приближенное к тому, что есть в реальной жизни. На этом этапе используют рецептивно-продуктивные, продуктивные коммуникативные упражнения, управляемые/частично управляемые упражнения, предусматривающие групповое взаимодействие (работа в парах, микрогруппах, группах и общей группой).
На завершающем этапе целью выполнения упражнений является формирование и развитие умений высказывать свое мнение и будущие намерения, выражение согласия или несогласия, подведение итогов дискуссии, формирование и развитие умений рефлексии/рассуждения, а также формирование и развитие умений выражать свое отношение к проведению дискуссии. Упражнения этой группы являются минимально управляемыми.
Изучение дискуссии эффективно, когда она основана на материалах профессионально ориентированных текстов. Ведение таких дискуссий предоставляет студентам возможность использовать знания предмета, апеллирует к их предыдущему или настоящему опыту, а также проектирует и моделирует профессиональные умения студентов на использование в будущем [11].
Упражнения на организационном этапе ведения профессионально ориентированной дискуссии направлены на запрос информации (просьба сообщить о факте в целом или указать источник информации, детализировать сообщения, уточнить обстоятельства, указать на связь фактов с новой или известной информацией). Такие упражнения формируют умение начинать диалог, поддерживать разговор и предусматривают использование готовых речевых клише, например, Am I right to understand that ...?, I'd like to know about...
Упражнения основного этапа направлены на обеспечение связности речевого взаимодействия, логического перехода от одних высказываний к другим, от одной темы к другой, привлечение участников общения к дискуссии (выражение мнения, согласия или несогласия; реплики, которые дополняют и расширяют содержание высказываний, вопросы уточняющего характера; эмо-
циональные реакции, фразы, выражающие приоритеты). Упражнения второй группы формируют умение анализировать информацию текста, аргументировать свое мнение, давать советы и реагировать на них, выражать намерения через ответы на вопросы, могут использоваться такие речевые клише, как I would be grateful if you..., One way of dealing with this would be ... Next time I very much hope that...
На завершающем этапе упражнения направлены на принятие итогового решения проблемы. Такие упражнения формируют умение подводить итоги дискуссии, рассуждать, выразить свое отношение к проведению дискуссии, могут использоваться обобщающие фразы, приводящие к компромиссу, согласию: let's come to a conclusion..., To sum up..., In addition., In conclusion..., In general... After all I mean...
Эффективными дискуссионными технологиями, которые используются на всех этапах обучения дискуссии, могут быть следующие дискуссионные приемы:
- «шумные группы» (Buzz Groups): студентов делим условно на группы, все группы студентов одновременно обсуждают один вопрос; в ходе обсуждения возникает шум (жужжание), как в ходе интенсивной дискуссии в реальной жизни;
- «один - вдвоем - все вместе» (Think-Pair-Share): всем студентам предлагается 1 вопрос для обдумывания индивидуально, дальше студенты объединяются по двое, обмениваются идеями в парах, и каждая пара студентов представляет результаты совместного обсуждения и обмена мыслями со всей группой студентов;
- «круглый стол»: студентам предлагаются вопросы для обсуждения; затем студенты обмениваются мнениями в рамках группы; преподаватель может выступать в роли участника одной из групп или наблюдать и контролировать все группы по очереди;
- «два - четыре - все вместе» (Pyramid Discussion): студенты работают в парах, обсуждая предложенную тему или проблему; далее две пары объединяются во время обсуждения той же проблемы, и каждые четыре студента представляют результаты обсуждения в общей группе. Использование дискуссионных приемов имеет целью формирование и развитие навыков диалогической речи, учиться сотрудничать в паре, в большой и малой группах.
Библиографический список
Профессионально ориентированная компетентность в говорении на английском языке студентов высшей школы - это способность в соответствии с ситуацией общения пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации при реализации профессиональных задач; это аргументированность, последовательность и полемичность высказываний, неразрывно связанные со спонтанным применением лексических единиц и грамматических структур. Эффективная реализация профессионально ориентированной речи на английском языке требует от современного студента сформированности навыков эффективного ведения дискуссии.
Дискуссия как одно из средств повышения эффективности обучения англоязычного общения развивает умение дифференцированного подхода к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели; формирует аналитический подход к оценке субъективных и объективных факторов проблемы; позволяет приобрести знания, необходимые для решения профессиональных задач.
Навыки эффективного ведения дискуссии формируются системой репродуктивных некоммуникативных, рецептивных коммуникативных, рецептивно-репродуктивных, условно-коммуникативных и продуктивных коммуникативных упражнений на каждом из этапов ведения профессионально ориентированной дискуссии на английском языке. Все приемы, используемые в процессе дискуссии, формируют и развивают навыки говорения в парах, затем в группах и в общей группе; критическое мышление и умение убеждать; чувство уверенности.
Новизна исследования состоит в определении системы упражнений, соответствующей выделенным этапам ведения дискуссии на занятиях по иностранному языку.
Научная и практическая значимость исследования заключаются в возможности использования результатов исследования при формировании профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетентности.
Перспектива дальнейших исследований заключается в практической разработке комплекса упражнений, а также подборе приемов и технологий для каждого этапа обучения студентов различных направлений обучения с целью эффективного ведения профессионально ориентированной дискуссии на английском языке.
1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Москва Издательство МГЛУ 2003.
2. Гуркина А.Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку. Молодой ученый. 2015; № 12: 726 - 729.
3. Гавриличева Г.П. К вопросу о развитии иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов посредством интерактивных методов обучения. Молодой ученый. 2015; № 15.2: 19 - 21.
4. Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов. Иностранные языки. Теория и практика. 2010; № 1: 25 - 35.
5. Салиева З.И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка. Педагогика высшей школы. 2016: 63 - 65.
6. Лашина Е.Н. Дискуссия как метод обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2016: 61 - 63.
7. Ивин А.А. Теория аргументации: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2000.
8. Забирова В.Х., Коптякова Е.Е. Учебная дискуссия как форма взаимодействия на уроках иностранного языка. Педагогический журнал. 2020; Т. 10, № 5А: 281 - 287.
9. Сидакова Н.В. Групповая дискуссия - универсальный метод повышения степени креативности в обучении иностранному языку. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; Т. 6, № 3 (20): 234 - 238.
10. Харламова М.В. Методические аспекты успешного проведения дискуссии на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2007; № 12: 23 - 27.
11. Галанова О.А. Информационные основы речевой деятельности при обучении дискутированию на иностранном языке. Образование и наука. 2007; № 4 (46): 70 - 76.
References
1. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, ocenka. Moskva Izdatel'stvo MGLU, 2003.
2. Gurkina A.L. Razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii kak osnovnaya cel' obucheniya inostrannomu yazyku. Molodojuchenyj. 2015; № 12: 726 - 729.
3. Gavrilicheva G.P. K voprosu o razvitii inoyazychnoj professional'noj kommunikativnoj kompetencii studentov posredstvom interaktivnyh metodov obucheniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 15.2: 19 - 21.
4. Morozova I.G. Ispol'zovanie diskussii na zanyatiyah inostrannogo yazyka v ramkah problemnogo obucheniya pri podgotovke sovremennyh specialistov. Inostrannye yazyki. Teoriya i praktika. 2010; № 1: 25 - 35.
5. Salieva Z.I. Diskussiya kak odin iz metodov formirovaniya navyka govoreniya na urokah anglijskogo yazyka. Pedagogika vysshejshkoly. 2016: 63 - 65.
6. Lashina E.N. Diskussiya kak metod obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 61 - 63.
7. Ivin A.A. Teoriya argumentacii: uchebnoe posobie. Moskva: Gardariki, 2000.
8. Zabirova V.H., Koptyakova E.E. Uchebnaya diskussiya kak forma vzaimodejstviya na urokah inostrannogo yazyka. Pedagogicheskij zhurnal. 2020; T. 10, № 5A: 281 - 287.
9. Sidakova N.V. Gruppovaya diskussiya - universal'nyj metod povysheniya stepeni kreativnosti v obuchenii inostrannomu yazyku. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2017; T. 6, № 3 (20): 234 - 238.
10. Harlamova M.V. Metodicheskie aspekty uspeshnogo provedeniya diskussii na uroke inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2007; № 12: 23 - 27.
11. Galanova O.A. Informacionnye osnovy rechevoj deyatel'nosti pri obuchenii diskutirovaniyu na inostrannom yazyke. Obrazovanie inauka. 2007; № 4 (46): 70 - 76.
Статья поступила в редакцию 20.02.22
УДК 376.112.4
Paletskaia T.V., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Ogoltsova E.G., Cand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia); senior lecturer, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
ADAPTATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN CONDITIONS OF INCLUSION. The paper presents substantiation of the relevance of the problem of adaptation of younger schoolchildren with mental retardation in terms of inclusion. The authors characterize the content of the concepts of "adaptation", "school adaptation", "inclusive culture", and consider directions that reflect the organization of the psychological and pedagogical conditions to help students adapt in