Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УСТАНОВЛЕНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРИСВОЕНИЯ ИЛИ РАСТРАТЫ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УСТАНОВЛЕНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРИСВОЕНИЯ ИЛИ РАСТРАТЫ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
присвоение или растрата / железнодорожный транспорт / обстоятельства / подлежащие установлению / методика расследования преступления / investigation or embezzlement / railway transport / circumstances to be established / methods of crime investigation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т Н. Борисовская

совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, является предметом доказывания. Круг таких обстоятельств может быть расширен и конкретизирован применительно к каждому виду преступлений. Теоретические основы уголовно-процессуального доказывания изучаются не только уголовно-процессуальной, но и криминалистической наукой и составляют содержание теории доказательств. Для решения следственных задач, получения достоверных и достаточных результатов деятельности обстоятельства, подлежащие доказыванию и установлению (выявлению), различаются как по содержанию, так и по методам, которые используются для их доказывания и выявления. В статье раскрываются и детализируются обстоятельства, подлежащие установлению (выявлению) при расследовании присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте, в целях получения необходимой достоверной и достаточной доказательственной информации, а также правовой оценки содеянного и эффективного расследования преступлений данной категории. Изученная совокупность обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании присвоения или растраты, совершенных на железнодорожном транспорте, имеет важное теоретическое и информационно-прикладное значение как неотъемлемый структурный элемент разрабатываемой частной криминалистической методики и системы научных знаний о преступной природе расследуемого деяния, его криминалистической характеристике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Т Н. Борисовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CIRCUMSTANCES TO BE ESTABLISHED DURING THE INVESTIGATION OF EMBEZZLEMENT OR MISAPPLICATION COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT

the totality of circumstances to be proved in a criminal case is the subject of proof. The range of such circumstances can be expanded and specified in relation to each type of crime. The theoretical foundations of criminal procedural evidence are studied not only by criminal procedural, but also by criminalistic science and constitute the content of the theory of evidence. In order to solve investigative tasks, obtain reliable and sufficient results of activities, the circumstances to be proved and established (revealed) differ both in content and in the methods used to prove and identify them. The article reveals and details the circumstances to be established (identified) during the investigation of embezzlement or embezzlement committed on railway transport in order to obtain the necessary reliable and sufficient evidentiary information, as well as a legal assessment of the deed and an effective investigation of crimes of this category. The studied set of circumstances to be established during the investigation of embezzlement or embezzlement committed on railway transport has important theoretical and information-applied significance as an integral structural element of the private forensic methodology being developed, and a system of scientific knowledge about the criminal nature of the act under investigation, its criminalistic characteristics

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УСТАНОВЛЕНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРИСВОЕНИЯ ИЛИ РАСТРАТЫ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ОСОБЕННОСТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УСТАНОВЛЕНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРИСВОЕНИЯ ИЛИ РАСТРАТЫ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

FEATURES OF THE CIRCUMSTANCES TO BE ESTABLISHED

DURING THE INVESTIGATION OF EMBEZZLEMENT OR MISAPPLICATION COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT

Аннотация: совокупность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, является предметом доказывания. Круг таких обстоятельств может быть расширен и конкретизирован применительно к каждому виду преступлений.

Теоретические основы уголовно-процессуального доказывания изучаются не только уголовно-процессуальной, но и криминалистической наукой и составляют содержание теории доказательств. Для решения следственных задач, получения достоверных и достаточных результатов деятельности обстоятельства, подлежащие доказыванию и установлению (выявлению), различаются как по содержанию, так и по методам, которые используются для их доказывания и выявления.

В статье раскрываются и детализируются обстоятельства, подлежащие установлению (выявлению) при расследовании присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте, в целях получения необходимой достоверной и достаточной доказательственной информации, а также правовой оценки содеянного и эффективного расследования преступлений данной категории.

Изученная совокупность обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании присвоения или растраты, совершенных на железнодорожном транспорте, имеет важное теоретическое и информационно-прикладное значение как неотъемлемый структурный элемент разрабатываемой частной криминалистической методики и системы научных знаний о преступной природе расследуемого деяния, его криминалистической характеристике.

Ключевые слова: присвоение или растрата, железнодорожный транспорт, обстоятельства, подлежащие установлению, методика расследования преступления.

Для цитирования: Борисовская Т.Н. Особенности обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 4. - C. 75-83.

Abstract: the totality of circumstances to be proved in a criminal case is the subject of proof. The range of such circumstances can be expanded and specified in relation to each type of crime.

The theoretical foundations of criminal procedural evidence are studied not only by criminal procedural, but also by criminalistic science and constitute the content of the theory of evidence. In order to solve investigative tasks, obtain reliable and sufficient results of activities, the circumstances to be proved and established (revealed) differ both in content and in the methods used to prove and identify them.

The article reveals and details the circumstances to be established (identified) during the investigation of embezzlement or embezzlement committed on railway transport in order to obtain the necessary reliable and sufficient evidentiary information, as well as a legal assessment of the deed and an effective investigation of crimes of this category.

The studied set of circumstances to be established during the investigation of embezzlement or embezzlement committed on railway transport has important theoretical and information-applied significance as an integral structural element of the private forensic methodology being developed, and a system of scientific knowledge about the criminal nature of the act under investigation, its criminalistic characteristics.

УДК 343.9

Т.Н. БОРИСОВСКАЯ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) borisovskaya_88@mail.ru

TATIANA N. BORISOVSKAYA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Keywords: investigation or embezzlement, railway transport, circumstances to be established, methods of crime investigation.

For citation: Borisovskaya T.N. Features of the circumstances to be established during the investigation of embezzlement or misapplication committed on railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. -2024. - № 4. - P. 75-83.

Описание условий и порядка расследования присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте, будет далеко не полным без отражения в контексте диспозиции уголовно-правовой нормы ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), криминалистической характеристики данного преступления и требований ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), системы обстоятельств, подлежащих установлению.

Объясняется отмеченное содержанием криминалистических методик и их практическим применением, когда в процессе расследования по уголовному делу у следователя возникает необходимость в выяснении существенных данных, связанных с особенностями предмета доказывания.

Очевидная универсальность предмета доказывания, предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством, конкретизируется под цели расследования отдельных видов преступлений с помощью криминалистических методик путем включения в их структуры важного и значимого элемента -«обстоятельства, подлежащие установлению»1, при правильном использовании которых (в рамках поисково-познавательной деятельности) достигается повышение эффективности расследования.

Приведенные тезисы подтверждаются выводами ведущих криминалистов, специалистов в области криминалистической методики расследования преступлений И.Н. Якимова (1929), Р.С. Белкина (1968), С.П. Митричева (l973), И.Ф. Пантелеева (1975), А.Н. Колесниченко (1976), В.А. Образцова (1984), Н.П. Яблокова (2002), Л.В. Бертовского (2005), А.В. Шмонина (2010), Ю.П. Гармаева (2018) и др.

1 В теории уголовного процесса система обстоятельств, выражающих свойства и связи исследуемого события, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, называется предметом доказывания. Однако не все устанавливаемые с помощью доказательств обстоятельства входят в предмет доказывания. В этой связи возникает необходимость в установлении ряда таких вспомогательных факторов, которые не включаются в обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, а служат лишь средством для установления обстоятельств, составляющих по данному делу предмет доказывания (см.: Теория доказательств в советском уголовном процессе / отв. ред. Н.В. Жогин. - 2-е изд, испр. и дополн. - Москва: Юридическая литература, 1973. - С. 140-141).

И.Н. Якимов, раскрывая методику расследования преступлений, в независимости от их вида предложил в ходе расследования опираться на использование косвенных доказательств (улик) [1].

Р.С. Белкин и Г.Г. Зуйков в структуре каждой методики расследования выделяют составную часть - «определение обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании данного вида преступлений на основе его уголовно-правовой характеристики, и задач органов расследования по борьбе с ним» [2].

А.В. Варданян по этому поводу отмечает: «...не вызывает сомнения вывод о том, что обстоятельства, подлежащие доказыванию (установлению), имеют статус самостоятельного элемента частной криминалистической методики... < ... > мы убеждены, что особенности обстоятельств, подлежащих доказыванию по преступлению определенной группы, как элемент частной криминалистической методики не подменяет собой криминалистическую характеристику преступлений, а сосуществует вместе в ней в единой структуре частной криминалистической методики расследования» [3].

И.А. Возгрин относит к специальным принципам построения методик расследования преступлений обстоятельства, устанавливаемые по уголовным делам. По его мнению, они влияют на систему криминалистической характеристики и играют важную роль при определении направлений и программ расследования: «Чаще всего в качестве специальных принципов выступают общий подход к раскрытию однородных преступлений, общность обстоятельств, подлежащих установлению при их расследовании, комплексность данных частных криминалистических методик расследования и др.» [4]. Поддерживается такой подход и современными учеными-криминалистами.

Также нельзя не согласиться и с позицией А.В. Шмонина, предметно исследовавшего структурное содержание частных криминалистических методик и справедливо заметившего, что «нет и не может быть единой структуры методики расследования (частной криминалистической методики)» [5]. Однако утвердившиеся начала их построения, служебная роль как системы научных рекомендаций по расследова-

нию, необходимость поиска и познания в ходе расследования доказательственных и вспомогательных фактов обуславливают наличие в системе общих положений частных криминалистических методик отдельного, самостоятельного элемента обстоятельств, подлежащих установлению.

Подтверждение тому - мнение известного методолога расследования преступлений И.М. Лузгина [6] и других авторитетных ученых, как криминалистов, так и процессуалистов (Н.П. Яблокова, В.А. Образцова, Н.А. Якубович); некоторые опубликованные научные работы в форме дискурса; частные криминалистические методики, одной из которых является и разрабатываемая нами частная криминалистическая методика расследования присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте.

В рамках проводимого исследования, руководствуясь исторически сложившейся се-мичленной римской формулой выяснения истины при расследовании любого преступления путем получения ответов на вопросы: что? где? когда? каким образом? кто? с помощью кого? почему?, используемой в криминалистике, но усовершенствованной П.И. Тарасовым-Родионовым за счет увеличения количества вопросов с семи до девяти и представления их с позиции системно-деятельностного подхода, попытаемся определить:

1. Что: какое общественно опасное деяние совершено?

2. Где: место совершения преступления.

3. Когда: время совершения преступления.

4. Против кого было направлено общественно опасное деяние: кто является потерпевшим?

5. Чем: при помощи каких средств совершено преступление?

6. Как: при каких обстоятельствах было совершено преступление?

7. Зачем: умышленно или по неосторожности было совершено преступление, и в первом случае - по каким мотивам?

8. Кто совершил преступление?

9. Почему: какие причины способствовали или сделали возможным совершение преступления?

Покажем специфику круга обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании выбранного нами для научного анализа вида преступлений.

Для этого вопросы указанной формулы сгруппируем по элементам состава преступления, интерпретировав их через призму уголовно-процессуального перечня обстоятельств, подлежа-

щих установлению; уголовно-правовых признаков состава преступления, квалифицируемого по ст. 160 УК РФ; основных криминалистически значимых признаков исследуемой преступной деятельности; анализа судебно-следственной практики; областей используемых в поисково-познавательной деятельности практического и научного знания (в сфере экономики, железнодорожного транспорта и пр.).

На их основе опишем особенности ключевых обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании выбранного вида преступлений - присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте.

Объясняя выбранный подход, заметим, что критерия систематизации обстоятельств, подлежащих установлению исходя из принципа группировки по отдельным элементам состава преступления, придерживаются далеко не все криминалисты. Однако заслуживает внимания и поддержки справедливое возражение на этот счет А.Г. Филиппова, отмечающего, что представление именно подобным образом обстоятельств, подлежащих установлению, «...это не простое механическое сочетание элементов предмета доказывания и диспозиций соответствующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Это категории, относящиеся, соответственно, к наукам уголовного процесса и уголовного права, в криминалистике обогащаются и в силу этого приобретают новое качество».

Преимущество данного подхода заключается в том, что перечень, сгруппированный по отдельным элементам состава преступления, в предписанной последовательности и в форме криминалистического характера методических рекомендаций способен передать специфику и взаимосвязь всего круга обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании данного вида преступлений, одновременно обеспечив сравнительную простоту практического применения. А потому, считаем, что именно он, с учетом стоящих задач в процессе расследования присвоения или растраты на железнодорожном транспорте, будет способствовать выбору наиболее эффективного алгоритма действий следователя в возникающих ситуациях расследования, правильной квалификации содеянного по установленным признакам.

В ходе предварительного расследования присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте, обстоятельства, подлежащие установлению, характеризуются особенностями:

1. Объекта (предмета) преступного посягательства. Имущество, общественные отноше-

ния, интересы, блага, то, на что направлено преступное посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления специфичны, имеют прямое отношение к сфере железнодорожного транспорта.

2. Объективной стороны преступного посягательства. Место, время, способ совершения деяния, сопутствующие и способствовавшие им обстоятельства, последствия, причинная связь между деянием и последствиями находятся под влиянием производственных, технологических, экономических процессов, происходящих на объектах железнодорожного транспорта.

3. Субъекта посягательства. Лицо, совершившее посягательство, данные, характеризующие его личность, детерминируются служебным (профессиональным) отношением его к сфере железнодорожного транспорта.

4. Субъективной стороны посягательства. Вина лица, совершившего преступление, ее форма, мотив и цель в целом соответствуют описываемым в специальной литературе характеристикам преступлений в сфере экономики, но с учетом понимания особенностей ее корыстной цели (специфичность имущества, к возможности владения, пользования и распоряжения которого стремится преступник).

Обобщая изложенное в криминалистических целях, отметим, что в наиболее общем виде к числу рассматриваемых обстоятельств мы относим действия, детерминированные местом, способом, временем, иными обстоятельствами его совершения, которые и рассмотрим далее на основе анализа материалов уголовных дел.

Такой подход обеспечит наиболее наглядное представление криминалистического поиска и познания особенностей обстоятельств, подлежащих установлению по делам данной категории в виде типовой информационной системы категориального криминалистического научного продукта.

1. Особенности установления обстоятельств, характеризующие объект преступного посягательства, связанного с присвоением или растратой на железнодорожном транспорте, основываются на знании элемента криминалистической характеристики данного вида преступлений «предмет присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте». С учетом его положений выяснению будут подлежать следующие имеющие процессуальное и криминалистическое значение обстоятельства, характеризующие отдельные стороны предмета присвоения или растраты, т.е. похищенного имущества железнодорожной транспортной организации:

1.1. Производственно-экономические (денежные средства, материальные ценности); качественные характеристики (форма, структура, состав, внешний вид, особые признаки, касающиеся отношения предмета к определенному виду производственных процессов на железнодорожном транспорте); источник хищения (основной капитал, в том числе основные средства, нематериальные активы и пр.; оборотный капитал, в том числе сырье и материалы, товары, готовая продукция, денежные средства в кассе, на расчетных счетах, подотчетные и пр.); количественные (в натуральных и стоимостных единицах измерения предмета) характеристики похищенного имущества.

В основе поисково-познавательной деятельности, направленной на установление данной группы обстоятельств, лежат знания производственных процессов в сфере экономики железнодорожного транспорта. Например, обстоятельства, характеризующие предмет присвоения гр-м Ф., заместителем начальника Вагонного участка «Псков» чужого имущества, вверенного ему, с использованием служебного положения: подотчетные денежные средства, находящиеся на расчетном счете Северо-Западного филиала АО «ФПК», на общую сумму 179 041 рубль 46 копеек2.

1.2. Правовые и экономические (учетные) основания наличия/отсутствия, перемещения/выбытия имущества в организации (гражданско-правовые договоры, платежные документы, документы на перемещение, прием-передачу имущества и пр.).

Выяснение подобных обстоятельств предполагает знание гражданского права и бухгалтерского учета. Например, хищение денежных средств осуществлялось путем необоснованного изъятия с расчетного счета Северо-Западного филиала АО «ФПК» под видом покупки товарно-материальных ценностей с сокрытием совершаемого деяния путем предоставления фиктивных документов - фискальных чеков, подтверждающих приобретение материальных ценностей и их поступление в распоряжение Вагонного участка «Псков», последующее составление авансовых отчетов, последующего перенесения информации из авансовых отчетов в бухгалтерскую программу «ЕКАСУФР», составлением приходных ордеров, фиктивным оприходованием по данным документам на складе3.

2 Уголовное дело № 1-157/2023 [Электронный ресурс] // Архив Псковского городского суда Псковской области. - URL: https://pskovskygor--psk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo

3 Уголовное дело № 1-157/2023 [Электронный ресурс] // Архив Псковского городского суда Псковской области. - URL:

https://sudact.ru/

1.3. Проводимые мероприятия (ревизия, инвентаризация, внутренний аудит, технический аудит, оперативно-разыскная деятельность органа дознания), документы, которыми это подтверждается (акт ревизии, акт инвентаризации, аудиторское заключение, рапорт об обнаружении признаков преступления). Обеспечивается знанием основных форм и методов производственного и финансового контроля в организациях железнодорожного транспорта. Например, познание обстоятельств о предмете присвоения были обеспечены актом инвентаризации складских, производственных помещений и территорий Вагонного участка «Псков», заключением судеб-но-бухгалтерской экспертизы4.

2. Обстоятельства, характеризующие объективную сторону преступного посягательства, связанного с хищением путем присвоения или растраты на железнодорожном транспорте, и, в частности, специфику места, времени, способ совершения деяния, сопутствующие и способствовавшие им обстоятельства. Исходя из этого, в процессе расследования рассматриваемого преступления необходимо установить:

2.1. Место, где непосредственно совершено хищение; место (служебные помещения) подготовки к его осуществлению; места, где можно обнаружить следы-последствия преступления либо ориентирующую информацию; задержание лица после обнаружения в его действиях признаков совершенного преступления.

2.2. Время возникновения преступного умысла; время реализации единого преступного умысла (подготовка к совершению преступления, реализация преступного замысла) в виде конкретных дат или определенных временных периодов; дата назначения на должность в соответствии с приказом; дата договора о материальной ответственности.

2.3. Данные о способе совершения преступления, отраженные в следах-последствиях присвоения или растраты; данные об использованных средствах и орудиях; информация об особенностях поведения преступника, детерминированные объективными (условия служебной деятельности, в т.ч. влияющие на формирование мотива преступления, в которых реализуются действия преступника) и субъективными факторами (профессиональное образование, опыт, навыки и др.).

Присвоение или растрата на железнодорожном транспорте всегда характеризуются действиями, связанными с тщательной подготовкой к реализации преступного замысла. В этой связи необходимо выяснить вопросы,

4 Там же.

связанные с обстоятельствами, способствовавшими этой подготовке. Например, о способах познания производственных и учетных особенностей процессов, в рамках которых планируется совершение хищения путем присвоения или растраты, о подборе соучастников преступления, распределении ролей, о приискании орудий и инструментов совершения преступления.

Постановку конкретных вопросов, связанных с обстоятельствами способа совершения преступления, представляется оптимальным формулировать исходя из установления способа присвоения и способа растраты, на основании критерия разграничения - диспозиции ст. 160 УК РФ.

Так, согласно данной статье, хищение путем присвоения - это активные действия, выражающиеся в противоправном безвозмездном изъятии вверенного виновному имущества, и обращение его в свою пользу или пользу других лиц путем установления над ним незаконного владения. Соответственно, при совершении присвоения будет присутствовать определенная совокупность действий, знание которых, как и в проанализированном уголовном деле, обеспечит формулирование типичных вопросов в определенном ключе.

Например, в период времени не позднее 29.01.2021, гр-м. Ф., заместителем начальника Вагонного участка «Псков», осведомленным об отсутствии ведомственного контроля над его действиями по расходованию подотчетных денежных средств, а также в связи со сложившимися доверительными отношениями между ним и руководством железнодорожной транспортной организации был разработан преступный план, согласно которому Ф., обладая информацией о наличии денежных средств на вышеуказанном расчетном счете Северо-Западного филиала АО «ФПК», предназначенных для приобретения товарно-материальных ценностей, решил путем присвоения совершать хищения данных денежных средств, необоснованно изымая их с указанного выше расчетного счета, при этом не намереваясь совершать каких-либо действий по фактической покупке товарно-материальных ценностей с последующим укрытием совершенного преступления путем предоставления фиктивных документов - фискальных чеков, подтверждающих приобретение материальных ценностей и их поступление в распоряжение Вагонного участка «Псков» Северо-Западного филиала АО «ФПК»5.

5 Уголовное дело № 1-157/2023 [Электронный ресурс]

// Архив Псковского городского суда Псковской области. -

URL: https://sudact.ru/

В свою очередь, при хищении путем растраты вверенное виновному имущество незаконно и безвозмездно истрачивается, расходуется, продается, потребляется или отчуждается иным способом. Соответственно, перечисленная совокупность действий должна быть направлена на установление аналогичных приводимым в примере обстоятельств. Так, в начале апреля 2023 года, точные дата и время не установлены, у гр-на С., являющегося начальником эксплуатационного участка Дновской дистанции пути Октябрьской железной дороги, возник преступный умысел, направленный на расходование имущества железнодорожной транспортной организации - новых деревянных железнодорожных шпал. Реализуя свой преступный умысел он, введя в заблуждение о правомерности своих действий главного бухгалтера организации, продал за денежное вознаграждение вверенное ему чужое имущество - 26 новых деревянных железнодорожных шпал с места хранения, расположенного на пакгаузе организации, которые вывез на тракторе МТЗ-82, принадлежащем данной организации, под управлением тракториста-машиниста гр-на С., осведомленного о преступных намерениях последнего6.

2.4. Специфические особенности, обусловленные использованием для его совершения средств и орудий. Проведенный анализ су-дебно-следственной практики, анкетирование следователей показал, что в качестве наиболее распространенных орудий и средств совершения преступлений используются: персональные компьютеры и оргтехника; мобильные средства связи; запоминающие устройства; автомобильный транспорт, специальная техника; специальное оборудование, инструменты, приспособления и пр. (например, путевой инструмент, используемый при хищении деталей верхнего строения пути7; шланги резиновые, бочки, емкости для хищения наливных грузов8; клещи-кусачки или тросорезы, применяемые при вскрытии пломб и запорно-пломбировоч-ное устройство и т.п.).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что при совершении присвоения или

6 Уголовное дело № 1-46/2023 [Электронный ресурс] // Архив Дновского районного суда Псковской области. - URL: https://sudact.ru/

7 Уголовное дело № 1-168/2020 [Электронный ресурс] // Архив Хасанского районного суда (Приморского края). -URL: https://sudact.ru/

8 Уголовное дело № 1-48/2021 [Электронный ресурс] // Архив Серовского районного суда Свердловской области. - URL: https://sudact.ru/

растраты на железнодорожном транспорте преступники могут использовать различные средства и орудия, разновидность которых детерминирована особенностями обстоятельств совершения преступления, в том числе спецификой обстановки преступления, предмета хищения, личности преступника.

2.5. Особенности следов-последствий совершения преступления:

а) идеальные следы, детали которых связаны с производственными и технологическими процессами (операциями) в отрасли железнодорожного транспорта (на предприятии);

б) материальные, в том числе следы-предметы (например, уголь в кузове грузового автомобиля марки «КАМАЗ»9 ), следы-документы (акты на списание материальных ценностей с заведомо ложными сведениями10), следы-вещества (топливо11);

в) цифровые следы, содержащиеся в электронных, цифровых устройствах, средствах связи (например, в программе «1С», где хранятся все данные о приобретенных предприятием товарно-материальных ценностей12).

Установлению отмеченных обстоятельств способствует знание следующих элементов криминалистической характеристики присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте: «способ приготовления, совершения и сокрытия присвоения или растраты на железнодорожном транспорте», «следы-последствия присвоения или растраты на железнодорожном транспорте», «обстановка совершения присвоения или растраты на железнодорожном транспорте».

3. Обстоятельства, характеризующие субъект преступного посягательства, связанного с присвоением или растратой на железнодорожном транспорте. Они представляют собой систему признаков, разрабатываемых в уголовном праве, криминологии и криминалистике, используемых для организации и тактики проведения следственных, процессуальных действий, оперативно-разыскных и иных мероприятий. В основе системы этих данных лежат нравственно-пси-

9 Уголовное дело № 1-65/2018 [Электронный ресурс] // Архив Октябрьского городского суда Самарская области. - URL: https://sudact.ru/

10 Уголовное дело № 1-164/2018 [Электронный ресурс] // Архив Гудермесскского городского суда Чеченской Республики. - URL: https://sudact.ru/

11 Уголовное дело № 1-165/2021 [Электронный ресурс] // Архив Ковровского городского суда Владимирской области. -URL: https://sudact.ru/

12 Уголовное дело № 1-322/2023 [Электронный ресурс] // Архив Сорветского районного суда г. Волгограда Волго-

градской области. - URL: https://sudact.ru/

хологические и интеллектуальные признаки. Их установлению будет способствовать знание структурного элемента криминалистической характеристики присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте, «личности преступника» и криминологических особенностей преступности на транспорте, а их использование позволит определить круг подозреваемых при раскрытии и расследовании данного вида хищений, даст ориентир в установлении криминогенной «группы риска», т.е. лиц, от которых возможно ожидать присвоения или растраты, с целью успешного проведения превенции данных преступлений.

3.1. Перечень обстоятельств: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место регистрации и место фактического проживания, образование, семейное положение, место работы, образ жизни, служебные и личные связи, источники доходов, материальное положение, наличие судимости.

Например, гр-н С.Д.С., родился дд.мм.гг. в *, гражданин Российской Федерации, зарегистрирован и проживает по адресу: *, со средним профессиональным образованием, состоит в браке, имеет на иждивении *, работает в *, военнообязанный, ранее не судим13.

3.2. Должностное, служебное положение лица: руководитель железнодорожной транспортной организации либо его подразделения, материально ответственное лицо; приказ о назначении на должность; должностная инструкция; договор о материальной ответственности, опыт работы (предыдущие места) и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, приказом Дновской дистанции пути № *-к от дд.мм.гг. «О переводе работника на другую работу» гр-н С.Д.С. назначен на должность начальника эксплуатационного участка № * (I группа) Дновской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД». Согласно п. 16 главы V Должностной инструкции начальника эксплуатационного участка № * (I группа) Дновской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», гр-н С.Д.С. несет ответственность за учет, хранение, расход материально-технических средств. Является материально ответственным лицом. На основании договора о полной индивидуальной материальной ответственности № * от дд.мм.гг. начальник эксплуатационно-

13 Уголовное дело № 1-46/2023 [Электронный ресурс] // Архив Дновского районного суда Псковской области. -URL: https://sudact.ru/

го участка № * (I группа) Дновской дистанции пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» гр-н С.Д.С. принял на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенных ему материальных ценностей14.

4. Обстоятельства, характеризующие субъективную сторону преступления присвоения или растраты на железнодорожном транспорте. Их установление целесообразно строить на положениях криминологических характеристик преступлений на железнодорожном транспорте:

4.1. Мотивация совершения преступления. Определяется на основе положений криминологической науки: корыстная или иная личная заинтересованность, интересы иных лиц и пр. [10].

4.2. Осознавало ли лицо, что в результате его действий будет причинен (может быть причинен) ущерб организации железнодорожного транспорта, отрасли экономики, государству, извлечен преступный доход. Если не осознавало, то чем объясняет содеянное.

Например, сменный мастер участка Пункта технического обслуживания тепловозов Сервисного локомотивного депо «Волгоград» гр-н А. совершил растрату, осознавая противоправность и общественную опасность своих действий, предвидя и желая наступления общественно опасных последствий, из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения15. Или, действуя с единым преступным умыслом, ФИО2, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения имущественного ущерба Северо-Западному филиалу АО «ФПК» и желая этого, находясь при исполнении своих должностных обязанностей и используя свое служебное положение...16.

Основываясь на анализе теоретических источников и практики расследования указанной категории преступлений, следует сделать вывод о том, что перечень обстоятельств, подлежащих установлению по делам о присвоении или растрате, совершаемых на железнодорожном транспорте, в целях их включения в

14 Уголовное дело № 1-46/2023 [Электронный ресурс] // Архив Дновского районного суда Псковской области. -URL: https://sudact.ru/

15 Уголовное дело № 1-322/2023 [Электронный ресурс] // Архив Советского районного суда г. Волгограда. - URL: https://sudact.ru/

16 Уголовное дело № 1-157/2023 [Электронный ресурс] // Архив Псковского городского суда Псковской области. -URL: https://sudact.ru/

частную криминалистическую методику можно объединить в систему, состоящую из четырех групп:

Первая группа обстоятельств - факт присвоения (растраты); сведения о железнодорожной транспортной организации; сведения о личности преступника; способ, место и время совершения преступления.

Вторая группа обстоятельств - факты, подтверждающие виновность субъекта преступления, форму его вины и мотивы противоправного деяния, а также обстоятельства, влияющие на характер и степень виновности указанного субъекта.

Третья группа обстоятельств - факты и обстоятельства, последовавшие за совершением преступления: факт наступления последствий в результате преступных действий и их характер; наличие причинной связи между действиями и их последствиями.

Четвертая группа обстоятельств - обстоятельства, способствовавшие совершению присвоения или растраты, обеспечивающие разработку профилактических мер по недопущению совершения рассматриваемого вида преступлений.

Обобщая изложенное, отметим, что элементы представленных обстоятельств, подлежащих установлению, основываются на уголовно-правовой и криминалистической характеристиках рассмотренного вида преступлений. Знание отмеченных особенностей позволяет правильно определить направления и задачи расследования, разработать эффективные криминалистические рекомендации (в виде криминалистических алгоритмов и программ), направленные на эффективное и всестороннее расследование присвоения или растраты, совершаемых на железнодорожном транспорте.

Литература

1. Якимов И.Н. Криминалистика: уголовная тактика. - Москва: изд-во Народного комиссариата внутренних дел РСФСР -1929. - 312 с.

2. Белкин Р.С., Зуйков Г.Г. Криминалистика: учебник для юридических вузов. - Москва: Высшая школа МВД СССР, 1968. - 488 с.

3. Варданян А.В. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях в сфере земельных правоотношений, как элемент частной криминалистической методики расследования указанных деяний // Юристъ-Правоведъ. -2013. - № 4 (59). - С. 37-39.

4. Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений: курс лекций. Ч. 3. -Санкт-Петербург, 1993.

5. Шмонин А.В. Методология криминалистической методики: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2010. - 415 с.

6. ЛузгинИ.М. Расследование как процесс познания: учебное пособие. - Москва: Высшая школа МВД СССР, 1969. - 176 с.

7. Тарасов-Родионов П.И. Пределы и содержание предварительного следствия // Советская криминалистика на службе следствия: сборник работ по методике расследования преступлений. - Москва: Госюриздат, 1951. Вып. 1.

8. Филиппов А.Г. Содержание и структура криминалистической методики / Проблемы криминалистики: избранные статьи. - Москва: Юрлитинформ, 2007. С. 64.

9. Борисов А.В. Криминологическая теория транспортной безопасности Российской Федерации. - Москва: Юрлитинформ, 2023. - 184 с.

10. Московцев А.Ф., Копылов А.В. Криминогенные детерминанты экономической преступности: вопросы теории и практики // Всероссийский криминологический журнал. - 2014. - № 4. - С. 162-174.

11. Шаталов А.С. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве: учебно-методическое пособие. - Москва: Директ-Медиа, 2016. - 127 с.

12. Чиненов Е.В. Расследование преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры: учебно-практическое пособие. - Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, 2023. - 200 с.

13. Павлин Д.С. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, в структуре частных криминалистических методик // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - № 3 (86). - С. 227-232.

14. Прудников В.В. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании должностных преступлений // Законность. - 2000. - № 9. - С. 13-14.

15. Миллер В.И. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании превышения должностных полномочий, как элемент частной криминалистической методики расследуемого деяния // Новый юридический вестник. - 2022. - № 4 (37). -С. 36-38.

16. Лебедева К.А. Содержание признака корыстной цели в присвоении или растрате чужого имущества // Вестник Уральского юридического института. - 2024. - № 1 (103). - С. 112-119.

17. Грибунов О.П., Малыхина Е.А. Особенности личности преступника при расследовании хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2016. - № 1-2. -С. 138-145.

18. Варыгин А.Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 3. - С. 62-66.

References

1. YakimovI.N. Kriminalistika: ugolovnaya taktika. - Moskva: izd-vo Narodnogo komissariata vnutrennih del RSFSR. - 1929. - 312 s.

2. Belkin R.S., Zujkov G.G. Kriminalistika: uchebnik dlya yuridicheskih vuzov. - Moskva: Vysshaya shkola MVD SSSR, 1968. - 488 s.

3. Vardanyan A.V. Obstoyatel'stva, podlezhashchie ustanovleniyu po delam o prestupleniyah v sfere zemel'nyh pravootnoshenij, kak element chastnoj kriminalisticheskoj metodiki rassledovaniya ukazannyh deyanij // Yurist»-Pravoved». - 2013. - № 4 (59). - S. 37-39.

4. Vozgrin I.A. Nauchnye osnovy kriminalisticheskoj metodiki rassledovaniya prestuplenij: kurs lekcij. Ch. 3. - Sankt-Peterburg, 1993.

5. ShmoninA.V. Metodologiya kriminalisticheskoj metodiki: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2010. - 415 s.

6. Luzgin I.M. Rassledovanie kak process poznaniya: uchebnoe posobie. - Moskva: Vysshaya shkola MVD SSSR, 1969. - 176 s.

7. Tarasov-RodionovP.I. Predely i soderzhanie predvaritel'nogo sledstviya // Sovetskaya kriminalistika na sluzhbe sledstviya: sbornik rabot po metodike rassledovaniya prestuplenij. - Moskva: Gosyurizdat, 1951. Vyp. 1.

8. Filippov A.G. Soderzhanie i struktura kriminalisticheskoj metodiki / Problemy kriminalistiki: izbrannye stat'i. - Moskva: Yurlitinform, 2007. S. 64.

9. BorisovA.V. Kriminologicheskaya teoriya transportnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. - Moskva: Yurlitinform, 2023. - 184 s.

10. Moskovcev A.F., Kopylov A.V. Kriminogennye determinanty ekonomicheskoj prestupnosti: voprosy teorii i praktiki // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2014. - № 4. - S. 162-174.

11. Shatalov A.S. Dokazatel'stva i dokazyvanie v ugolovnom sudoproizvodstve: uchebno-metodicheskoe posobie. - Moskva: DirektMedia, 2016. - 127 s.

12. Chinenov E.V. Rassledovanie prestuplenij v sfere ekonomiki, sovershaemyh na zheleznodorozhnom transporte i ob»ektah transportnoj infrastruktury: uchebno-prakticheskoe posobie. - Belgorod: Belgorodskij yuridicheskij institut MVD Rossii imeni I.D. Putilina, 2023. - 200 s.

13. Pavlin D.S. Obstoyatel'stva, podlezhashchie dokazyvaniyu, v strukture chastnyh kriminalisticheskih metodik // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. - 2012. - № 3 (86). - S. 227-232.

14. Prudnikov V.V. Obstoyatel'stva, podlezhashchie ustanovleniyu pri rassledovanii dolzhnostnyh prestuplenij // Zakonnost'. - 2000. -№ 9. - S. 13-14.

15. Miller V.I. Obstoyatel'stva, podlezhashchie ustanovleniyu pri rassledovanii prevysheniya dolzhnostnyh polnomochij, kak element chastnoj kriminalisticheskoj metodiki rassleduemogo deyaniya // Novyj yuridicheskij vestnik. - 2022. - № 4 (37). - S. 36-38.

16. Lebedeva K.A. Soderzhanie priznaka korystnoj celi v prisvoenii ili rastrate chuzhogo imushchestva // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta. - 2024. - № 1 (103). - S. 112-119.

17. Gribunov O.P., Malyhina E.A. Osobennosti lichnosti prestupnika pri rassledovanii hishchenij komplektuyushchih detalej ob»ektov zheleznodorozhnogo transporta // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. - 2016. - № 1-2. - S. 138-145.

18. Varygin A.N. Osobennosti prestupnosti na zheleznodorozhnom transporte // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2017. -№ 3. - S. 62-66.

(статья сдана в редакцию 01.10.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.