Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА: ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА: ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемные ситуации / мышление / стратегии поведения в конфликте / конфликт / одаренные обучающиеся / юношеский возраст / problem situations / thinking / behavior strategies in the conflict / conflict / gifted students / youth

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серафимович И.В., Салова А.И.

Статья посвящена рассмотрению особенностей проблемных ситуаций и выделению предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях у современного юношества. Установлено, что в выборке одаренных обучающихся в поздней юности уменьшается направленность на сотрудничество и увеличивается тенденция к компромиссу, а в выборке обучающихся без признаков одаренности усиливается выбор стратегии сотрудничества. Для группы одаренных обучающихся самыми представленными являются проблемные ситуации, связанные осмыслением и понимаем себя, для группы обучающихся без признаков одаренности – отношения со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF COMMUNICATION OF MODERN YOUTH: PROBLEM SITUATIONS AND BEHAVIOUR STRATEGIES IN THE CONFLICT

The article is devoted to the analysis of peculiarities of problem situations and the selection of preferable strategies of behavior in the conflict situations among modern young people. It has been determined that in different ages of youth and among different categories of students, compromise and collaboration are the most frequently used behavior strategies in the conflict situations. Moreover, in the group of gifted students in the late youth tendency to collaboration lessens and tendency to compromise grows, while in the group of non-gifted students the collaboration strategy becomes more preferable. For the group of gifted students the most frequent problem situations are the ones concerning comprehension and understanding oneself, for the group of students without any evidence of flair the most frequent problem situations are those that are connected to the peer relationships.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА: ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ»

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА: ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Серафимович И.В. (Ярославль, ИРО), Салова А.И. (Москва,МГУ)1 iserafimovi ch@yandex.ruany-salova@yandex .ru

Аннотация: статья посвящена рассмотрению особенностей проблемных ситуаций и выделению предпочитаемых стратегий поведения в конфликтных ситуациях у современного юношества. Установлено, что в выборке одаренных обучающихся в поздней юности уменьшается направленность на сотрудничество и увеличивается тенденция к компромиссу, а в выборке обучающихся без признаков одаренности усиливается выбор стратегии сотрудничества. Для группы одаренных обучающихся самыми представленными являются проблемные ситуации, связанные осмыслением и понимаем себя, для группы обучающихся без признаков одаренности - отношения со сверстниками.

Ключевые слова: проблемные ситуации, мышление, стратегии поведения в конфликте, конфликт, одаренные обучающиеся, юношеский возраст.

THE PECULIARITIES OF COMMUNICATION OF MODERN YOUTH: PROBLEM SITUATIONS AND BEHAVIOUR STRATEGIES IN THE CONFLICT SerafimovichI.V. (Yaroslavl, EDI), Salova A.I. (Moscow, Lomonosov MSU) iserafimovi ch@yandex.ru, any- salova@yandex .ru

Abstract: The article is devoted to the analysis of peculiarities of problem situations and the selection of preferable strategies of behavior in the conflict situations among modern young people. It has been determined that in different ages of youth and among different categories of students, compromise and collaboration are the most frequently used behavior strategies in the conflict situations. Moreover, in the group of gifted students in the late youth tendency to collaboration lessens and tendency to compromise grows, while in the group of non-gifted students the collaboration strategy becomes more preferable. For the group of gifted students the most frequent problem situations are the ones concerning comprehension and understanding oneself, for the group of students without any evidence of flair the most frequent problem situations are those that are connected to the peer relationships.

Keywords: problem situations, thinking, behavior strategies in the conflict, conflict, gifted students, youth.

Изменения в современной реальности так или иначе затрагивают характер взаимодействия и общения с окружением. В юношеском возрасте, как и в подростковом, сфера общения имеет большое значение для гармоничного развития личности, при этом, как отмечают ученые, есть и несколько противоположные направленности в юношеском возрасте при общении с другими людьми: с одной стороны, вследствие возрастания потребности в общении увеличивается широта, частота и глубина контактов, а с другой стороны, появляется потребность в индивидуализации и отдалении от контактов (Донцов, Донцов, Донцова, Пятаков, 2016; Карпова, Лабунская, Пашукова, 2017; Кон, 1979).

Фабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-013-00102а по теме «Разработка концепции профессионализации мышления субъекта»).

Согласно представлениям Г.М. Андреевой (Андреева, 2010) структура общения представляет собой комплекс, состоящий их трех частей: коммуникативной (включающей в себя обмен информацией), интерактивной (обмен действиями) и перцептивной (восприятие в процессе общения другого). Для нас стало важным рассмотреть одну из составляющих сторон общения - интерактивную, которая может быть интерпретирована как направленность на определенный формат взаимодействия с учетом собственных интересов и интересов другого, для чего мы выбрали изучение стратегий поведения в ситуации конфликтных отношений. Отметим, что достаточно часто в современной науке говорят о развивающей функции конфликта, предполагающей конструктивную направленность субъекта конфликтных отношений, высокий уровень развития и интеграции когнитивной и эмоциональной и сфер личности (Анцупов, Шипилов, 2000; Карпов, Кашапов, 2013).

Факторы, детерминирующие конструктивную направленность общения, могут быть разнообразными, вместе с тем, нам импонирует точка зрения А.А. Бодалева: «важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление человека» (Бодалев, 2002, с. 67). К.А. Абульханова-Славская (Абульханова-Славская, 1991) подчеркивает, что сам факт проблематизации говорит о творческом, преобразующем, конструктивном характере мышления для чего требуется достаточный интеллект и стремление к нестандартным решениям, поиску противоречий, познавательная мотивация, общая интеллигентность и личностная значимость этих проблем. С точки зрения С. Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 2020, с. 399), наличие проблемной ситуации позволяет говорить о представленности какой-либо задачи в сознании «неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того чтобы.. .разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию». При этом А.М. Матюшкин (Матюшкин, 1972, с. 193-194) добавляет, что в процессе такового решения проблемной ситуации за счет новообразований в личности происходит познание неизвестного. Опираясь на мнение А.А. Бодалева о важности «изучения различных общностей и .обобщения характера их бытия, особенностей познавательной и других сфер, обеспечивающих или, наоборот, затрудняющих общение.» (Бодалев, 2002, с. 52), мы решили рассмотреть стратегии поведения сопряжено с проблемными ситуациями, типичными для каждой группы, отражающими не только особенности взаимодействия с окружением, но и характеристики когнитивной сферы - мышления.

Причем на данном этапе изучения в контексте исследований социально-психологических аспектов одаренности (Кашапов, Серафимович, Баранова, 2021; Серафимович, Баранова, Баранов, 2020) свое внимание мы сконцентрировали на отличиях, в поведенческой и когнитивной сферах, которые имеются в разные периоды юношеского возраста внутри каждой из двух выборок: одаренных обучающихся и без признаков одаренности. Исследование проводилось как в очном, так и в он-лайн формате с помощью Google-форм.

В исследовании приняли участие всего 135 респондентов, из них: старшеклассники без признаков одарённости (n=42) и одаренные обучающиеся (n=27), а также студенты Ярославских вузов: без признаков одарённости (n=45) и одаренные студенты (n=21). Отбирались испытуемые для исследования на основании экспертной оценки по критериям наличия достижений в различных областях науки и творчества. В качестве методов исследования выступали: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (модификация Н.В. Гришиной) и метод описания проблемной ситуации (И.В.Серафимович, М.М. Кашапов).

Сравнение средних значений по стратегиям поведения в конфликте с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок показало, что при сравнении группы обучающихся без признаков одаренности, сотрудничество у студентов значимо чаще используется, нежели у школьников (t= 1,758, р < 0,1). На основании научных данных об изменениях в конце юношеского возраста можно отметить: поскольку новым качеством наполняются особенности общения со значимыми другими, то это вероятно и определяет большую направленность на реализацию достаточно сложной стратегии. Сравнение групп

одаренных обучающихся показывает, что у школьников выше стратегия сотрудничество (t= 1,865, р < 0,1), а у студентов - компромисс (t= -1,903, р < 0,1). Вполне возможно, что поведение одаренных и проявление их способностей требует в более раннем возрасте консолидацию усилий со взрослыми и направленность на поиск выгодных условий для каждой стороны в ситуации конфликта, возможно творческие способности позволяют более быстро находить эти взаимовыгодные варианты и использовать их на практике. Вместе с тем, к студенческому возрасту сотрудничество как более сложная стратегия уступает ведущее место компромиссу, предполагающему готовность частично отказаться от своих убеждений, чтобы принять решение, одинаково удовлетворяющее обе стороны.

Данные позволяют говорить, что структура поведения в конфликте в пору юности ранней и поздней имеет больше сходств, чем отличий. Это согласуется с исследованиями ученых, в частности командой российских исследователей показано, что социальные изменения на одни сферы не оказывают значимого воздействия (сфера близких отношений), а на другие, в частности сферу профессиональной деятельности, трансформируют в соответствии с современными стандартами и требованиями (Костромина, Гришина, Москви-чёва, Зиновьева, 2021).

Анализ когнитивной сферы мышления, с одной стороны, предполагал выделение типичных проблемных ситуаций. Выделены такие группы проблемных ситуаций: со сверстниками, с самим собой, с педагогами, в семье, со значимыми близкими. В выборке «обучающиеся без признаков выраженной одаренности» у старшеклассников преобладает тип проблемных ситуаций «с ровесниками» (25%), что объясняется, скорей всего, превалированием ценности общения и освоения в социуме. У студентов «с ровесниками» уходит на второй план (26%), на первый же - встаёт «с педагогами» (32%). Вполне возможно, это имеет причиной нацеленность на получение знаний, что согласуется с закономерностями возрастной психологии о преобладающем типе деятельности - учебно-профессиональной. В выборке «одаренные обучающиеся» можно заметить, представлена группа проблемных ситуаций с близкими людьми (19%), которой не наблюдается у другой выборки и наиболее часто встречающийся тип проблемных ситуаций и старшеклассников, и студентов - с самим собой (27/35%). Следствием развития гипотетико-дедуктивного мышления можно считать развитие метапознания, которое включает в себя способность размышлять, формировать стратегии и планировать. Согласно данным возрастной психологии (Кон, 1979), в юности появляется самое значительное новообразование возраста — рефлексивное «Я». Собственные мотивы и эмоциональные переживания становятся в этом возрасте предметом анализа. Полученные результаты требуют, несомненно, дальнейшей верификации и продолжения исследования мышления как когнитивного ресурса личности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 299 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010, 364 с.

3. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.

4. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.

5. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В., Пятаков Е.О. Социально-психологические эффекты общения, их влияние на взаимодействие людей, воздействие их на коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. Т. 13. 2016. № 4. С. 57-70. URL: https://psyjoumals.ru/vestnik_psyobr/2016/n4/Dontsov_Dontsov_et_al.shtml (дата обращения: 11.10.2021).

6. Кашапов М.М., Серафимович И.В., Баранова Ю.Г. Социально-психологический аспект академической одаренности современных младших школьников // Ярославский педагогический вестник. Т. 121. 2021. № 4. С. 137-149.

7. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

8. Костромина С.Н., Гришина Н.В.,Москвичёва Н.Л., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодёжи: изменения и традиции // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1 (103). С. 79-98.

9. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 168 с.

10. Психология конструктивной конфликтности личности:монография / под ред. А.В. Карпова, М.М. Кашапова. Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. 336 с.

11. Психология общения: школа академика А.А. Бодалева:монография / под ред. Н.Л. Карповой, В.А. Лабунской, Т.И. Пашуковой. М.: Психологический институт Российской академии образования РШБА, 2017. 448 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002, 720 с.

13. Серафимович И.В., Баранова Ю.Г., Баранов Д.В. Социально-психологические аспекты сопровождения потенциально одаренных обучающихся // Ярославский психологический вестник. 2020.№2 (47). С. 79-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.