Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра / общение.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лихачева Кристина Николаевна, Тищенко Полина Сергеевна, Савина Аксана Петровна

в статье рассматриваются особенности у детей с расстройствами аутистического спектра, описаны сложности и трудности, с которыми сталкиваются дети с РАС в развитии коммуникации и установлении социальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лихачева Кристина Николаевна, Тищенко Полина Сергеевна, Савина Аксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Лихачева К.Н. 1, Тищенко П.С. 2, Савина А.П. 3

1 Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед;

2Тищенко Полина Сергеевна - тьютор;

3Савина Аксана Петровна - тьютор, МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №27, п. Разумное, Белгородского района, Белгородской области.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности у детей с расстройствами аутистического спектра, описаны сложности и трудности, с которыми сталкиваются дети с РАС в развитии коммуникации и установлении социальных связей. Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, общение.

УДК 373.2

Желание общаться неразрывно связано с развитием общественных отношений, в которых дети с РАС испытывают значительные трудности. У ребенка с расстройством аутистического спектра нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы его взяли.

Основной признак расстройства аутистического спектра — неконтактность ребенка — проявляется обычно рано, уже на первом году жизни. Способность к коммуникации и установлению социальных связей у детей с РАС нарушается в разной степени, в зависимости от тяжести самого расстройства и от того микросоциального контекста, в котором они находятся. Большинство аутичных детей на активную коммуникативную инициативу взрослого, особенно незнакомого, реагируют избеганием, прячутся, отворачиваются или зажмуривают глаза, закрывают лицо или уши ладонями — запускается привычная для каждого ребенка протестная реакция вплоть до сильнейшего возбуждения и истерики.

При тяжелых формах расстройства аутистического спектра ребенок вообще не способен проявлять социальную активность и выглядит абсолютно отрешенным от окружающей его жизни. В раннем возрасте такой ребенок производит впечатление глухого. Он не откликается на свое имя, не смотрит в глаза. У него отсутствует живая мимика, он игнорирует присутствие людей рядом с собой.

У многих детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются сложности при общении, поскольку нарушено понимание речи, т.е. страдают экспрессивная и рецептивная коммуникации. Поэтому у детей с РАС, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Немалая часть аутичных детей вообще не пользуется речью. Вместо речи ребенок использует вокализации, сигнализирующие о комфорте или дискомфорте, которые родители нередко называют «пением» или «мычанием».

Анализ навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра будет неполным без рассмотрения навыков социализации и игры. Социальные навыки и, как составляющая их часть, игровые навыки являются наиважнейшими навыками, которые аутичные дети должны приобрести. Без этих навыков ребенок с РАС не сможет иметь друзей и общения, научиться заниматься функциональной деятельностью и способен оказаться в ограниченной среде, страдая от скуки, изоляции и депрессии.

Список литературы

1. Башина В.М. Аутизм в детском возрасте.-М., 1999.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма.- М., 1991.

3. Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Ред.: Писаренко Л. А. Издательство: Теревинф, 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.