Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ'

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная деятельность / дети с аутизмом.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зухарь Виолетта Ивановна, Лихачева Кристина Николаевна, Савина Аксана Петровна

в статье рассматривается процесс развития коммуникативной деятельности у детей с аутизмом. Выделяются главные направления работы при развитии коммуникативной деятельности у детей с аутизмом: развитие невербальных компонентов коммуникации, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, развитие сенсорно-перцептивной деятельности с использованием различных поверхностей при помощи легких массажных движений, развитие базовых видов чувствительности, развитие речи, которые позитивно отразились на коммуникативном поведении ребенка с РАС. Описывается один из новых методов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом, фольклорная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зухарь Виолетта Ивановна, Лихачева Кристина Николаевна, Савина Аксана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С

АУТИЗМОМ

1 2 3

Зухарь В.И. , Лихачева К.Н. , Савина А.П.

1Зухарь Виолетта Ивановна - воспитатель;

2Лихачева Кристина Николаевна - учитель-логопед;

3Савина Аксана Петровна - тьютор, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается процесс развития коммуникативной деятельности у детей с аутизмом. Выделяются главные направления работы при развитии коммуникативной деятельности у детей с аутизмом: - развитие невербальных компонентов коммуникации, - развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, - развитие сенсорно-перцептивной деятельности с использованием различных поверхностей при помощи легких массажных движений, -развитие базовых видов чувствительности, развитие речи, которые позитивно отразились на коммуникативном поведении ребенка с РАС.

Описывается один из новых методов, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом, - фольклорная деятельность. Ключевые слова: коммуникативная деятельность, дети с аутизмом.

УДК 373.2

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. При аутизме наблюдается снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.

Коммуникативная деятельность, как отметила М.И. Лисина — это взаимодействие двух и более людей, имеющее направление на решение и объединение их труда, с целью которого происходит процесс налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее коммуникативную и эмоциональной сфер.

В настоящее время в разработке методов психологического сопровождения детей с ОВЗ все большее значение имеет проблематика коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная группа расстройств характеризуется различными нарушениями общения и социальных взаимодействий, а также стереотипным поведением и крайне узким кругом интересов.

Успешность социальной адаптации и развития коммуникативной деятельности ребенка с РАС тесно связана с возможностью координации действий родителей и всех специалистов.

Выделим главные направления работы при развитии коммуникативной деятельности у детей с аутизмом:

- Развитие невербальных компонентов коммуникации, выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих; расширение рамок коммуникации с окружающими; преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля.

- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

- Развитие сенсорно-перцептивной деятельности с использованием различных поверхностей при помощи легких массажных движений.

- Развитие базовых видов чувствительности, развитие речи позитивно отразилось на коммуникативном поведении ребенка с РАС.

Необходимым условием эффективной коррекции коммуникативных нарушений у детей с РАС является обучение коммуникативного поведения с помощью хороводных детских игры, развития базовых видов чувствительности и развития речи.

Представляются сложности в развитии коммуникативных навыков, проявление которых характеризуется недоразвитой или полностью отсутствующей разговорной и письменной речи, избеганием собеседника, неспособностью поддержания разговора и его инициации, напряженностью во время коммуникации, являются одним из препятствий успешной адаптации.

Но не существует конкретного метода, который был бы эффективен для развития коммуникации. В наше время наука находится на стадии исследования и поиска данных методов. Есть исследователи, которые видят возможность адаптации детей с ранним детским аутизмом при помощи каких-либо творческих занятий, искусства.

По мнению исследователей, театральная деятельность имеет широкий спектр творческих возможностей, которые могли бы помочь ребенку понять, к чему у него есть способности, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим, сейчас исследователи занимаются разработкой различных методов коррекции навыков коммуникации у детей с РДА. Одним из таких методов является

фольклорная деятельность-техника, способствующая развитию коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом.

Театральная деятельность в своем многообразии различных техник и подходов к определению и совершенствованию способностей, способствует развитию коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом. Помогает в формировании принятия собеседника ребенком, повышается интерес к общению, напряженность снижается.

Список литературы

1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенкав возрасте от 0 до 1,5 // Дефектология, 2005. № 5. С. 76-84.

2. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации Текст. / М. Ю. Веденина // Сообщение 1 Дефектология, 2007. № 2. С. 31-40.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии Текст: в 6 т. // Собр. соч., М.: Педагогика, 2003. Т. 4. С. 243—385.

4. Гилберт К., Питере Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие:Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. 2009

5. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Детский аутизм. Хрестоматия:Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед., психол. и мед. уч. заведений / Сост. Л.М. Шипицина. Изд. 2-е, перераб. и дополн. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2011. 368 с.

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг ММ.Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 2007. 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.