Научная статья на тему 'Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей'

Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1663
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов В. Ю.

Статья посвящена особенностям образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Определены типичные свойства, присущие образовательной деятельности, реализуемой учреждениями социального обслуживания семьи и детей, по сравнению с образовательными учреждениями, а также цели, содержание, результаты и социальные эффекты, достигаемые в процессе ее осуществления. Выделены типы образовательной деятельности, характерные для определенных видов учреждений социального обслуживания семьи и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL SERVICES AGENCIES

The article is concerned with the features of educational activities of social services agencies which are examined through the examples of different types of agencies of social services to children and families. The article defines the typical properties which are peculiar to the educational activities provided by social services agencies in comparison to the activities of educational institutions. The article discusses the aims, the content, the results and the social effects which are achieved in the process of delivering the educational activities by social services agencies. The types of educational activities which are distinctive of specific types of agencies of social services to children and families are given here definition.

Текст научной работы на тему «Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.014.53

В.Ю. Борисов*

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

Статья посвящена особенностям образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Определены типичные свойства, присущие образовательной деятельности, реализуемой учреждениями социального обслуживания семьи и детей, по сравнению с образовательными учреждениями, а также цели, содержание, результаты и социальные эффекты, достигаемые в процессе ее осуществления. Выделены типы образовательной деятельности, характерные для определенных видов учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Ключевые слова: образовательная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей, виды учреждений социального обслуживания семьи и детей, социально-педагогические услуги, социально-реабилитационный процесс.

В течение последних 20 лет в России происходит процесс активного становления сети учреждений нового типа, учреждений социального обслуживания семьи и детей, прошедших успешную отраслевую интеграцию в отечественную систему социального обслуживания населения. В принятом в 1995 г. Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения» определено, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [5, ст. 1]. В 2003 г. был утвержден Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» [3], закрепивший виды социальных услуг, предоставление которых обеспечивается в сфере социального обслуживания населения.

* © Борисов В.Ю., 2012

Борисов Владимир Юрьевич ([email protected]), кафедра педагогики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76.

С этого времени в деятельность учреждений социальной сферы начинают входить такие понятия, как «социальная поддержка», «социальная реабилитация», «социальная адаптация», «социальные услуги», включившие в себя определенный образовательный компонент в силу его гуманитарных и гуманистических характеристик. Практическая деятельность учреждений социальной сферы придала поддержке, реабилитации и адаптации клиентов значительное педагогическое содержание и смысл.

В последние годы в системе учреждений социальной сферы динамично развиваются учреждения социального обслуживания семьи и детей (центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры диагностики и консультирования, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.), которые становятся существенным ресурсом, обеспечивающим снижение негативных социальных явлений в сфере семейных и родительско-детских отношений. В решении педагогических проблем клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей все большее распространение получают разнообразные формы и виды образовательной деятельности, предлагаемые как способ выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации для конкретного ребенка, взрослого или семьи.

Повышение качества предоставляемых социальных услуг семьям и детям является одной из задач внутриотраслевой модернизации и направлением совершенствования деятельности учреждений социальной сферы. Одним из ресурсов, позволяющим повысить качество предоставляемых услуг семьям и детям, может служить образовательная деятельность, которая организуется специализированным учреждением социального обслуживания и которую можно рассматривать с позиции «социальных возможностей образования, образовательных возможностей социума» [4, с. 90].

Разработка программы развития образовательной деятельности учреждений социальной сферы становится необходимым шагом в повышении социально-реабилитационного потенциала учреждений данного типа, а также может способствовать появлению новых методов и технологий «работы со случаем». В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, определяемые тем или иным видом специализированных учреждений, на примере нижеприведенной таблицы (табл. 1).

Образовательная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей осуществляется через социально-педагогические услуги, направленные на оказание содействия и помощи клиенту в социальном становлении, адаптации к социокультурной среде средствами образовательно-воспитательного характера. Перечень социально-педагогических услуг закреплен в Национальном государственном социальном стандарте и включает в себя следующие услуги: социально-педагогическое консультирование; социально-педагогическую диагностику и обследование личности; педагогическую коррекцию; организацию и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов; обучение основам домоводства выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т. д.); организацию профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков; организацию обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе [3, п. 4.4.].

Анализ практической деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей при предоставлении социально-педагогических услуг показывает наличие особенностей образовательной деятельности, соотнесенных с конкретным видом специализированного учреждения.

Таблица 1

Особенности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей

1. Центры социальной помощи семье и детям

Цели образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности, программы, обеспечивающие образовательную деятельность Результаты образовательной деятельности

Профилактика негативных социальных явлений в сфере родительско-детских отношений и в подростковой среде 1. Реализация обучающих программ, направленных на повышение родительской компетентности в воспитании детей и гармонизации родительско-детских отношений 2. Реализация обучающих просветительских программ для подростков, направленных на формирование основ здорового образа жизни 3. Обеспечение специальной подготовки замещающих родителей, исполняющих свои обязанности по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, на профессиональной основе Фнижение уровня семейных девиаций и негативных явлений в подростковой среде. Повышение уровня педагогической компетентности замещающих родителей

2. Фоциально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних

Обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательными средствами 1. Фоздание условий для получения несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, образования соответствующего уровня 2. Обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в системе кружковой работы и внешкольной деятельности по интересам 3. Проведение профориентационной работы и формирование трудовых и бытовых навыков 4. Осуществление постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками интернатных учреждений системы образования Преодоление трудной жизненной ситуации, в которой оказался несовершеннолетний

3. Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение реализации индивидуальных программ реабилитации образовательными средствами для детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Обучение детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания и поведения в быту 2. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья основам медико-психологических и медико-социальных знаний 3. Формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях 4. Создание условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования соответствующего уровня по специальным программам Повышение уровня социально-бытовой адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе

4. Центры диагностики и консультирования

Повышение уровня родительской компетенции в вопросах развития детей раннего возраста 1. Реализация обучающих программ для родителей по вопросам перинатальной культуры и перинатального воспитания 2. Проведение консультирования родителей по вопросам развития ребенка раннего возраста 3. Обучение родителей методам преодоления проблемного поведения детей раннего возраста Снижение нарушений и отклонений в развитии детей раннего возраста

Для центров социальной помощи семье и детям характерна направленность образовательной деятельности по отношению к широкому кругу клиентов. Различные социально-педагогические и образовательные программы, реализуемые специалистами центров «Семья», направлены как на работу с различными уже имеющимися

семейными девиациями, так и на профилактику различных негативных социальных явлений, которые могут возникнуть в будущем. Значительный набор просветительских профилактических программ с выходом на достаточно большой круг граждан отличает центры «Семья» от других учреждений социального обслуживания при реализации ими образовательной деятельности.

Отличительной особенностью образовательной деятельности центров социальной помощи семье и детям является реализация данными учреждениями обучающих программ в сфере формирования основ здорового образа жизни, направленных на профилактику различных негативных явлений в подростковой среде (ранних подростковых беременностей, наркомании, токсикомании и алкоголизма).

Второй отличительной чертой выступает предоставление большого спектра образовательных услуг семьям, воспитывающим детей. В частности, реализуются различные обучающие программы для семей, в которых требуется коррекция и гармонизация детско-родительских отношений, в семьях, где родители испытывают трудности в воспитании детей, наблюдается нехватка педагогической компетентности родителей. Также для семейных пар, ожидающих рождения ребенка (подготовка к партнерским родам); для женщин, ожидающих рождения ребенка (подготовка к мягким родам); для семей, воспитывающих детей ранних возрастов (для мам с младенцами, для родителей с детьми от 1 до 3 лет, от 3 до 4 лет, от 4 до 7 лет), предлагаются следующие программы: «Гармония», «Сознательное родительство», «Ладушки», «Я расту». Все программы внутренне объединены единой целью и направлены на возрождение и укрепление отечественных традиций семейной и родительской культуры. Для данного направления образовательной деятельности характерна взаимосвязь «педагогического просвещения и педагогического самообразования при получении родителями педагогических знаний и использовании их в практике семейного воспитания» [1, с. 69].

Третьей особенностью данного типа учреждений является осуществление на их базе специальной подготовки замещающих родителей, исполняющих свои обязанности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на возмездной и профессиональной основе, а также реализация ими системы социально-педагогического сопровождения усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Подготовка и сопровождение замещающих родителей становится в последние годы новым направлением непрерывного образования [2].

Особенность образовательной деятельности, организуемой в социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних, заключается в ее направленности на узкий круг потребителей, а именно несовершеннолетних (чаще всего подростков), находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, вызванной прежде всего семейным неблагополучием. Чаще всего это ситуации, когда родители не исполняют обязанности по воспитанию и образованию своих детей, пренебрегают нуждами ребенка, допускают проявления насилия в отношении него. Социализация подростков, находящихся в социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних, обеспечивается по направлениям их занятости в системе кружковой работы и внешкольной деятельности, содействия в получении образования, присмотра, профессиональной ориентации, приобретения трудовых и бытовых навыков.

Кроме того, среди направлений работы социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних можно выделить деятельность по осуществлению постинтернатной адаптации и социально-педагогическому сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками интернатных учреждений системы образования. Данная категория клиентов, как подрост-

ков, так и лиц, достигших совершеннолетия, нуждается в услугах специализированных учреждений, направленных на их социальную адаптацию и формирование навыков для дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Необходимо отметить, что многим выпускникам детских домов и интернатных учреждений свойственны черты иждивенчества, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики (не умение планировать свой бюджет, распределять финансовые средства на удовлетворение текущих и будущих потребностей), отсутствие навыков ведения домашнего хозяйства и бытового самообслуживания. Особые трудности они испытывают в общении с незнакомыми людьми, где требуется умение строить личностные отношения. Выпускники данных учреждений оказываются неготовыми к выбору профессии и планированию жизненного пути. Выпускники детских домов и интернатных учреждений, как правило, имеют не достаточно четкое представление о своих гражданских правах и полагающихся им льготах и гарантиях, не умеют ими пользоваться, не знают, куда им обратиться за юридической поддержкой в случае нарушения их прав. У них отсутствуют элементарные навыки самостоятельного посещения медицинских и социальных учреждений, получения справок, открытия счетов в кредитных учреждениях, оплаты коммунальных услуг и др. Также в силу имеющегося негативного предыдущего опыта взаимоотношений в своих биологических семьях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют искаженные представления об особенностях семейной жизни (взаимоотношениях супругов, родителей и детей, ближнего и дальнего круга родственников и др.).

В связи с вышеназванными проблемами данная категория клиентов нуждается в повышении социальной компетентности, которая обеспечивается специализированными учреждениями для несовершеннолетних на основе реализации образовательных программ различных направленностей.

В организационном плане, реализация данных образовательных программ в процессе постинтернатной адаптации и социально-педагогического сопровождения клиентов осуществляется на базе структурных подразделений социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних, функционирующих в виде «социальных гостиниц», «отделений постинтернатной адаптации и социального патронажа». Основными образовательными задачами данных структурных подразделений являются: формирование социально-экономических и бытовых навыков, в том числе навыков самообслуживания; повышение уровня правовой и юридической грамотности; развитие навыков конструктивного общения и личной коммуникабельности; формирование представлений о позитивных моделях семейной жизни; формирование представлений о здоровом образе жизни и навыков личной гигиены.

Образовательные программы, используемые в процессе постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений, строятся по модульному принципу, что позволяет комбинировать содержательные блоки в зависимости от возраста и степени социальной дезадаптации несовершеннолетнего, разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации.

По кругу специальных потребителей социально-педагогических услуг, имеющих особые нужды, можно выделить реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В данных учреждениях, в отличие от социально-реабилитационных центров и приютов для несовершеннолетних, образовательной деятельностью охвачены как дети, так и их родители (законные представители).

Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в данных учреждениях предлагаются следующие виды услуг: осуществление обучения родителей основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для про-

ведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях; проведение консультирования родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья; содействие в получении общего образования и определение формы получения образования на основе рекомендации медико-педагогической комиссии. В данном случае «педагогическая компетентность родителей является частью семейного благополучия» [1, с. 68].

Детям с ограниченными возможностями здоровья в данных учреждениях предлагаются следующие виды услуг: проведение мероприятий по организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, открытие соответствующих клубов и кружков; проведение профориентационной работы и трудотерапии детей и подростков, организация в необходимых случаях их профессионального обучения; обучение детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации.

Центры диагностики и консультирования специализируются на оказании комплексной социально-педагогической помощи семье на ранних этапах воспитания детей (от рождения до трех лет). Комплексная помощь включает: психологическую и педагогическую коррекцию и обязательное динамическое обследование уровня развития и состояния нервно-психического развития детей.

В целях реализации социально-педагогической помощи по раннему сопровождению ребенка и его семьи специалистами центров диагностики и консультирования реализуются следующие направления образовательной деятельности: проведение программ обучения в вопросах перинатальной культуры и перинатального воспитания, по вопросам воспитания, развития и обучения детей, питания детей раннего возраста, формирования материнской привязанности; консультирование родителей по вопросам развития ребенка раннего возраста; проведение коррекционно-развивающих занятий в системе «специалист — ребенок — родитель» с использованием элементов арттерапии, ароматерапии и телесно-ориентированной терапии; разработка индивидуальных рекомендаций родителям (лицам их замещающим) организационного и социально-медицинского, психолого-педагогического характера.

Таким образом, можно выделить ряд особенностей и типичных свойств, присущих образовательной деятельности, реализуемой учреждениями социального обслуживания семьи и детей, по сравнению с образовательными учреждениями.

Во-первых, учреждения социального обслуживания семьи и детей обеспечивают процесс социализации, включающий в себя обучение, воспитание и развитие клиентов по различным направлениям жизнедеятельности. Но, в отличие от учреждений образования, участниками данного процесса выступают клиенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Для клиентов учреждений социальной сферы результатом образовательной деятельности будет выступать их социальная реабилитация, а не достижение установленных государством образовательных уровней.

Во-вторых, социально-реабилитационный эффект достигается с использованием разнообразных педагогических средств воздействия (организация обучения клиентов по специальным образовательным программам, проведение индивидуальной диагностики и консультирования, тренингов и групповых терапий и др.). Критерием результативности образовательной деятельности в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей является социально-реабилитационная эффективность. Образовательная деятельность выступает здесь в качестве одного из инструментов социально-реабилитационного процесса, имеет прикладной узконаправленный характер. Она определяется прежде всего набором тех или иных реабилитационных задач в

конкретных, зачастую нетипичных жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются клиенты службы семьи, и позволяет обеспечить их реабилитацию педагогическими средствами. Образовательную деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей характеризует социализирующий эффект, достигаемый в процессе преодоления трудной жизненной ситуации клиентов.

В-третьих, образовательная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей направлена на конкретного типа потребителя, определяемого по комплексу проблем, которые не могут быть преодолены собственными ресурсами, а также по возрастной страте.

Таким образом, исходя из особенностей деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, можно выделить два характерных для них типа образовательной деятельности (см. табл. 2).

Таблица 2

Типы образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей

Тип образовательной деятельности Наименование специализированных учреждений Достигаемые социальные эффекты в процессе образовательной деятельности

Интегративный Социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних Социальная поддержка Социальная реабилитация Социальная адаптация

Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Просветительский Центры социальной помощи семье и детям Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей и снижение уровня семейных девиаций

Центры диагностики и консультирования

Первый тип образовательной деятельности можно условно назвать «интегратив-ным». Интегративный тип образовательной деятельности присущ реабилитационным учреждениям, функционирующим для узкого круга клиентов, имеющих особые нужды (дети с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасном положении), который направлен на получение таких социальных эффектов, как социально-педагогическая поддержка, реабилитация и адаптация детей и подростков. Данный тип образовательной деятельности присущ социально-реабилитационным центрам и приютам для несовершеннолетних, а также реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим депривилегированным группам детского населения успешную интеграцию в общество и восстановление нормальных процессов жизнедеятельности.

Учреждениям, функционирующим для удовлетворения педагогических потребностей семей, воспитывающих детей, присущ просветительский тип образовательной деятельности, направленный на максимально широкий круг клиентов. В реализации этой образовательной деятельности принимают участие разнообразные общественные институты (общественные организации и объединения, органы власти, волонтеры, средства массовой информации и др.). Данный тип образовательной деятельности свойствен центрам социальной помощи семье и детям, а также центрам диагностики и консультирования. Он направлен на получение таких социальных эффектов, как повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей и снижение уровня семейных девиаций.

Библиографический список

1. Анненкова Н.В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2009. Вып. 91. С. 64-70.

2. Лобанова М.Ю. Подготовка и сопровождение приемных родителей: новое направление непрерывного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2009. № 1. С. 158-163.

3. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (ГОСТ Р 52143-2003, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 327-ст.).

4. Соколова Н.А. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка» // Социальная педагогика. 2009. № 5. С. 89-96.

5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

V.Y. Borisov*

FEATURES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL SERVICES AGENCIES

The article is concerned with the features of educational activities of social services agencies which are examined through the examples of different types of agencies of social services to children and families. The article defines the typical properties which are peculiar to the educational activities provided by social services agencies in comparison to the activities of educational institutions. The article discusses the aims, the content, the results and the social effects which are achieved in the process of delivering the educational activities by social services agencies. The types of educational activities which are distinctive of specific types of agencies of social services to children and families are given here definition.

Key words: educational activities of social services agencies; types of agencies of social services to children and families; social and educational services; social and rehabilitation process.

* Borisov Vladimir Yurievich ([email protected]), the Dept. of Pedagogy, Samara branch of the Moscow City Teacher Training University, Samara, 443081, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.