УДК 37.014.53
В.Ю. Борисов*
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
Статья посвящена вопросам стандартизации образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в процессе предоставления социально-педагогических услуг семьям и детям. Рассматриваются возможные направления стандартизации образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, определены структура, основное содержание и требования к стандарту образовательной деятельности для учреждений данного типа. Показаны возможности стандарта как организационнометодического ресурса в развитии образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, а также инструмента оценки ее качества.
Ключевые слова: образовательная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей, стандарт образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, социально-педагогические услуги.
Разработка и внедрение в деятельность образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания семьи и детей государственных стандартов является одним из важнейших направлений повышения качества предоставляемых гражданам услуг. Наличие современных государственных стандартов позволяет обеспечить организационно-методические условия работы учреждений социального обслуживания семьи и детей, регламентировать основные аспекты их взаимодействий с клиентами.
В настоящее время одной из задач, стоящих перед системой социального обслуживания семьи и детей, является повышение эффективности социально-реабилитационного процесса на основе интеграции разнообразных государственных и общественных структур, рационального использования финансовых, материальных, кадровых и организационных ресурсов, а также совершенствования процедур предоставления социально-педагогических услуг и развития образовательной деятельности специализированных учреждений [1, с. 99].
Учреждениям социального обслуживания семьи и детей присуща образовательная деятельность, кроме того, отдельные учреждения социального обслуживания семьи и детей имеют лицензии на осуществление различных видов образовательной деятельности. Однако в системе Национальных государственных стандартов социального обслуживания населения, а также в монографической и учебно-методической литературе не используется понятие «образовательная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей», что сужает возможности анализа проходящих в них образовательных процессов.
* © Борисов В.Ю., 2011
Борисов Владимир Юрьевич ([email protected]), кафедра педагогики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76.
Восполнить данный пробел предлагается через разработку стандарта образовательной деятельности, который позволит обеспечить «переход от спонтанной деятельности ряда учреждений социальной сферы, работающих с семьей, к заданной и предсказуемой деятельности различных этих учреждений, действующих на основе планируемого результата, научного моделирования, государственно-общественного регулирования» [5, с. 340].
Образовательная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей осуществляется через социально-педагогические услуги, направленные на оказание содействия и помощи клиенту в социальном становлении, адаптации к социокультурному окружению средствами образовательно-воспитательного характера. Это подтверждается Национальным стандартом социального обслуживания населения, описытающим общий порядок предоставления услуг, требования к условиям оказания услуг, содержание услуг, а также процедуры предоставления социальнопедагогических услуг семьям и детям [4].
В систему Национальный: государственный: социальныж стандартов входят следующие социально-педагогические услуги: социально-педагогическое консультирование; социально-педагогическая диагностика и обследование личности; педагогическая коррекция; организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов; обучение основам домоводства вытускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т. д.); организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков; организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарныгх учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.
Необходимость стандартизации образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей детерминирована рядом обьективныгх условий, сложившихся в современном российском обществе. Современной российской действительности свойственно заметное ослабление потенциала семьи в процессах воспитания молодежи, что обусловливает необходимость развития образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, ориентированной на удовлетворение потребностей семьи в приобретении навыжов, опыта и знаний в сфере воспитания детей; конструктивного урегулирования проблем детско-родительских отношений; усиления роли семьи в процессах социализации подрастающего поколения, оказания родителям различной специализированной помощи, направленной на «повышение их педагогической компетентности; способности справиться с возложенными на них обязанностями, понимание ими ответственности за воспитание ребенка, привлечение для этого соответствующих ресурсов» [3, с. 84].
Решение учреждениями социального обслуживания семьи и детей задачи по повышению уровня родительской компетентности сопряжено с потребностью в систематизации и классификации форм работы с родителями, к которым в том числе относятся активное социальное обучение (тренинг), индивидуальное и групповое консультирование.
Анализ практики социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях граждан свидетельствует о проблемах во внутрисемейныж отношениях в приемныгх семьях, которые приводят к возврату детей, принятыгх на воспитание либо в учреждения социальной реабилитации несовершеннолетних, либо в сиротские учреждения системы образования. Данны1е проблемы порождены педагогической некомпетентностью и несостоятельностью приемныгх родителей, отсутствием у них элементарный представлений о возрастныгх, психологических, поведенческих особенностях вверенный им детей, имеющих большой негативный социальный
опыт и различные виды личностных дисфункций. Возникает потребность в специальной подготовке кандидатов в замещающие родители, исполняющих свои обязанности по воспитанию детей на возмездной и профессиональной основе, а также в формировании действенной системы социально-педагогического сопровождения усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
К настоящему времени накоплен определенный опыт по стандартизации педагогического сопровождения приемных семей и детей группы социального риска в системе образовательных учреждений Томской области. В частности, специалистами трех экспериментальных районов области Каргасокского, Шегарского, Кожевниковского и Национального фонда защиты детей от жестокого обращения были разработаны минимальные стандарты по оказанию следующих услуг: сопровождение детей из приемных и опекунских семей, детей группы риска, организация досуга для детей и подростков группы риска.
Внедрение социально-реабилитационных технологий в деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних обуславливает необходимость пересмотра структуры и содержания образовательной деятельности, обеспечивающей социализацию подростков, находящихся в социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних, по направлениям их занятости в рамках кружковой работы, присмотра, их профессиональной ориентации, приобретения трудовых и бытовых навыков. Также необходимо определить единые механизмы и процедуры использования ресурсов общественных организаций и объединений, волонтерского движения в придании разнообразия образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Создание стандарта образовательной деятельности предполагает прежде всего определение его структурной модели, содержащей основные элементы образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, средства ее мониторинга, а также социальные эффекты, достигаемые в процессе решения различных педагогических задач.
Структура стандарта образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, по аналогии с Национальными стандартами социального обслуживания, может быть представлена в следующем виде: 1) Область применения; 2) Содержание деятельности; 3) Результат деятельности; 4) Нормативные документы, регламентирующие деятельность; 5) Участники деятельности; 6) Учреждения, осуществляющие деятельность; 7) Материально-технические условия деятельности; 8) Алгоритмы деятельности; 9) Персонал, обеспечивающий деятельность; 10) Информирование о деятельности; 11) Система контроля за деятельностью.
Центральной составляющей стандарта может стать регламентация способов, условий и процедур создания нового типа инфраструктуры социально-педагогической помощи семьям и детям, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации; инфраструктура включает в себя разветвленные и разнообразные сетевые ресурсы на основе интегрированной автоматизированной информационной системы. Регламентация данного поля стандарта предполагает описание архитектуры аппаратно-программных средств автоматизированной информационной системы, протоколов взаимодействия участников информационного обмена, сервисных образовательных возможностей (электронные консультационные службы для родителей и детей, заочные дистанционные школы для замещающих родителей, ресурс «сетевой методист», просветительские тематические интернет-сайты). Необходимость разработки данного направления в стандарте образовательной деятельности обусловлена переводом ряда государственных социальных услуг для населения в электронную форму, позволяющую повысить мобильность при их предоставлении потребителю, а также обеспечить
снижение бюрократических издержек при их оказании. Современное информационное пространство, обеспечивающее педагогическое сопровождение семей и детей, является важнейшим институциональным ресурсом развития образовательной деятельности в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей [2].
В настоящее время в теории и практике социальной работы наблюдается недостаток в разработках, позволяющих определить степень участия профильных министерств и ведомств в реализации социально-реабилитационных программ семьям и детям, в части их образовательно-воспитательного содержания. В связи с этим стандарт образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей должен содержать параметры межведомственного взаимодействия по наполнению реабилитационных программ образовательно-просветительскими компонентами с использованием возможностей профильных министерств и ведомств, ресурсов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
В процессе демократизации общественной жизни в России активно формируются институты гражданского общества, представленные различными общественными организациями и объединениями, религиозными конфессиями, средствами массовой информации, добровольческими движениями. У многих общественных организаций и объединений в уставах закреплены положения по реализации проектов в сфере поддержки семьи и детей; в социальной концепции Русской православной церкви значительное место занимают вопросы укрепления духовно-нравственных семейных ценностей. Институты гражданского общества тесно взаимодействуют с учреждениями социального обслуживания семьи и детей, органами опеки и попечительства по решению проблем профилактики социального сиротства; социализации детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечению мерами социально-педагогической поддержи семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Российской Федерации плодотворно работает ряд авторитетных общественных организаций (например Российский детский фонд, Союз женщин России), которые принимают участие в реализации социально значимых проектов поддержки семьи, материнства и детства, в том числе социально-образовательных проектов, направленных на профилактику различных видов семейного неблагополучия, внутрисемейных девиаций и негативных социальных явлений.
Представляется целесообразным провести классификацию реализуемых общественными организациями проектов социально-образовательной направленности, определить их образовательный потенциал и конкретное содержание. Анализ позволит закрепить в стандарте образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей типовые образовательные продукты, используемые общественными организациями и пригодные для применения в социально-реабилитационном процессе, а также возможные формы взаимодействия с ними учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Одним их важнейших требований к стандарту образовательной деятельности является наличие индикаторов, показателей результативности образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, которые должны стать инструментом статистического мониторинга, измерителем качества предоставляемых клиентам социально-педагогических услуг и уровня организации образовательной деятельности в системе учреждений. Показатели результативности должны обладать следующими свойствами: измеримость статистическими средствами, разносторонность в оценке различных образовательных явлений, возможность количественными значениями интерпретировать закономерности и качественные характеристики происходящих процессов, точность и объективность в достижении промежуточных и конечных результатов образовательной деятельности. Кроме того, показатели результативности
образовательной деятельности должны быть соотнесены с видовым разнообразием функционирующих в настоящее время учреждений социального обслуживания семьи и детей (центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних; центры диагностики и консультирования; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; социальные гостиницы для женщин, оказавшихся в социально опасном положении; комплексные центры социального обслуживания населения; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центры психолого-педагогиче-ской помощи населению).
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» обязанность разработки государственных социальных стандартов возложена на региональные органы исполнительной власти. Согласно ст. 6 данного Федерального закона, социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Таким образом, разработка стандарта образовательной деятельности становится актуальной задачей, вызванной объективными потребностями в повышении реабилитационного потенциала учреждений социального обслуживания семьи и детей, требованиями развития социальной сферы Самарской области в целом. Разработка и внедрение в практику стандарта образовательной деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, сформированного с учетом особенностей социальноэкономического развития региона, может оказать содействие в предоставлении населению на более высоком уровне социально-педагогических услуг, способствовать согласованию деятельности всех участников социально-реабилитационного процесса, а также объективно оценивать результаты оказываемых воздействий на клиентов службы семьи.
Библиографический список
1. Борисов В.Ю. Генезис образовательной деятельности учреждений социальной сферы в России: историко-педагогический аспект // Гуманизация пространства детства: международный диалог / Humanization of child-hood area: international dialogue: материалы международной науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Российского общества Януша Корчака. 5—12 июля 2011 г. / July, 5—11.2011. Казань — Самара — Саратов — Волгоград — Казань. Самарская секция: 6 июля 2011 года / ред. Т.А. Чичканова, Н.С. Искрин. Самара: Центр деловых коммуникаций «F1»; Изд-во «Инсома-Пресс», 2011. 526 с.
2. Борисов В.Ю. Информатизация образовательной деятельности учреждений социальной сферы // Методист. 2011. № 6. С. 27—30.
3. Горячев М.Д. Социальная опека над ребенком. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. 152 с.
4. Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (ГОСТ Р 52495-2005, утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст.).
5. Сабитова Г.В. Институализация социально-педагогической поддержки семей с детьми // Вестник Чувашского государственного университета. 2008. № 1. С. 337— 343.
V.Y. Borisov*
STANDARTIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF AGENCIES OF SOCIAL SERVICES TO FAMILY AND CHILDREN
The present article is concerned with the questions of standardization of educational activities of agencies of social services while they are delivering social and educational services to families and children. The author is considering possible directions for the standardization of educational activities of agencies of social services which are delivering their services to families and children; specifies the structure, content and requirements to the regional educational standard for the services of the mentioned type. The article contains the features of standard as organizational and methodological resource in the process of development of educational activities of agencies of social services, and also the possibility of using it as the assessment tool of its quality.
Key words: educational activities of agencies of social services; standard of educational activity of agencies of social services to families and children; social and educational services.
* Borisov Vladimir Yurievich ([email protected]), the Dept. of Pedagogy, Samara branch of the Moscow City Teachers’ Training University, Samara, 443081, Russian Federation.