Научная статья на тему 'Особенности «Образа я» профессиональных юристов'

Особенности «Образа я» профессиональных юристов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
404
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности «Образа я» профессиональных юристов»

Особенности «образа Я» профессиональных юристов

М. М. Абдуллаева

Изучение профессионального становления человека, включающее развитие и особенности «образа Я», является одним из приоритетных направлений в современной психологии. Особую значимость эта проблема приобретает в работе со специалистами, деятельность которых связана с обеспечением благополучия людей. В России такими специалистами являются юрист-консультанты, относящиеся к самым востребованным профессиональным группам. Это объясняется рядом существенных факторов. Во-первых, стали другими нормы права, регуляторы поведения граждан и их объединений, во-вторых, отношения субъектов правового общения наполнились новым содержанием и, соответственно, во многом изменилась их форма, в-третьих, ответственность лиц, участвующих в самых разных правовых отношениях, существенно изменилась (Основы..., 2006). Современный юрист-консультант должен иметь серьезную базовую подготовку по основным отраслям права: конституционного, административного, гражданского, семейного, международного, уголовного, экологического и т.д. а также ориентироваться в природе возникновения проблем, возникающих в жизни человека или организации, и, самое главное, знать, как их можно решить.

В связи с тем, что большинство людей обращается за помощью к профессионалам в сложных ситуациях, юрист-консультанты, являющиеся, по сути, профессионалами-универсала-

ми, должны мастерски владеть всеми составляющими своей профессии (коммуникативной, организационной, познавательной и т. п.), уметь действовать в условиях жесткой нехватки времени, быть стрессоустойчивыми. При этом юридический труд, разнообразный по характеру и сложный по исполнению, имеет ряд специфических черт, отличающих его от большинства других профессий, что постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста (Чуфаровский, 2008).

Профессиональные деформации и «образ Я»

Идея о том, что по мере накопления профессионального опыта меняется личность человека и его представления о себе, подтверждается многочисленными данными (Климов, 1988; Зеер, Сыманюк, 2005; Безносов, 2004). Так, Э. Ф. Зеер (2005) в контексте обсуждения негативного влияния профессии на человека говорит о «правой подозрительности» следователя, профессиональной «изворотливости» адвоката, актуальной агрессивности у оперативных работников. Такого рода «симптомы» отражают серьезную проблему, получившую название профессиональных деформаций, выражающихся в утрате положительного отношения к предмету своей деятельности и, как следствие, - потере соответствующей квалификации. Кроме того, следует учесть, что на деле мы имеем достаточно сложную соотнесенность естественного стремления человека к высотам

профессионализма, накоплению опыта, трудовым успехам и ограниченности его внутренних ресурсов и реальных возможностей. Одним из таких внутренних источников, обеспечивающих успех профессионализации, является сформированный образ себя. Становление специалиста, заключающееся в полноценном овладении профессией, кроме усвоения определенных когнитивных схем, способов манипулирования предметом своего труда, принятия профессиональных норм и ценностей, особенностей коммуникации и стиля общения социального окружения, закономерно сопровождается изменением представлений человека о себе, своих способностях и слабостях, интенсивным самоопределением и поиском собственного места в профессиональном мире.

При этом сколько ситуаций для проявления активности субъекта, столько может быть «образов Я». Множествен-ностьэтихобразовнеоднократнообсуж-далась в психологической литературе: «познающее-познаваемое» у У. Джемса (1991), «Я-как-есть»-«Я-глазами-других» у Дж. Мида (Mead, 1975), «социальное-персональное» (Бернс, 1986; Кон, 1984; Столин, 1983; Чеснокова, 1977), «социальное-духовное» (Соколова, 1989 и др.). Современные исследователи выделяют в структуре «образа Я» когнитивный («Я-концепция» или «образ Я», самокатегоризация), аффективный (эмоционально-ценностный аспект отношения к себе), поведенческий (принятие и процесс решения жизненно важных задач) компоненты (Жичкина, 2000; Савина, 2003).

Наиболее важным для становления специалиста является «образ Я» как субъекта профессиональной деятель-

ности (что в современной литературе связывается с понятием «профессиональная идентичность»). Формирование такого образа связано, с одной стороны, с тем, как коллеги и клиенты воспринимают и оценивают специалиста, а с другой - с самовосприятием и профессиональным самосознанием (Хамитова, 1999). По мере накопления профессионального опыта специалисты приобретают специфическое восприятие окружающего мира и себя в нем (Артемьева, 1999; Кукосян, 1979 и др). И эта совокупность акцентов отношений к себе и миру может быть описана по субъективным оценкам значимых объектов.

Описание «образов Я»

В нашем исследовании в качестве объектов оценивания юристам были предложены три «образа Я»: «Я-реаль-ное», «Я-идеальное», «Я-возможное». Выбор этих объектов был обусловлен следующими соображениями. «Я-ре-альное», как образ себя в настоящем, в большинстве случаев не совпадает с «Я-идеальным», с безупречным образом себя. Сопоставление «реального Я - идеального Я» в психологии традиционно обсуждается в двух аспектах, когда желание соответствовать собственному идеальному образу стимулирует личностный и профессиональный рост и когда становится источником внутри-личностного конфликта, приводящего к неудовлетворенности собой, своими достижениями, разрушающего личность.

Многие исследователи (в частности автор концепции социальной идентичности Дж. Тэджвел (Т^е1, 1974)), рассматривают «идеальное Я», как исходно внешнее и социальное, которое

потом становится внутренним. Такой же механизм развития мы обнаруживаем и в профессиональной идентичности. Это дает основание признать существование сходства «идеального Я» с профессиональной идентичностью по их происхождению. Также близость этих конструктов обнаруживается и в роли их детерминации адаптивной или нормативной активности. Однако «идеальное Я» отражает не столько актуальные, сколько прошлые социальные идентификации. Проекции «Я» в будущее связаны с понятием «возможных Я». Х. Маркус (Markus, 1991) рассматривал «возможные Я» как «посредники между мотивацией и Я-концепцией», что представляется удачным решением проблемы анализа ситуативного изменения профессиональной идентичности.

Поэтому близкой, но принципиально отличающейся от рассмотренной оппозиции «идеальное Я-реальное Я» является дихотомия «реальное Я-воз-можное Я», означающее лишь возможность развития по тому или иному пути в будущем при некоторых условиях, но не предполагающее обязательности и долженствования того или иного варианта развития. Включенность в «Я-концепцию» конструкта «возможное Я» как представления о том, каким человек мог бы стать, отличающегося от представления о том, каким человек хотел бы стать, была постулирована еще М. Розенбергом (Rosenberg, 1982). Детально «возможное Я» рассматривается в концепции Х. Маркуса (Markus, 1991) в контексте решения проблемы изменчивости-стабильности «Я» при введении понятия «рабочая Я-концеп-ция», определяемая как «Я-концепция в

данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия».

Психосемантическое исследование «образа Я» у юрист-консультантов

Известно, что одним из важных условий «благополучного» вхождения в профессию, обеспечивающего гармоничное развитие личности профессионала, является построение адекватного эмпирической реальности образа мира, расставляющего акценты значимости в мире предметов и отношений. Большинство исследователей, занимающихся проблемами профессионального становления, допускают выделение в обобщенном образе мира «мира своей профессии» как особой устойчивой категориальной сетки типизации и интерпретации профессиональных задач и проблем, как комплекса глубинных структур, отражающих пристрастное отношение человека к миру и определяющих стиль и способ поведения в жизненных и профессиональных ситуациях (Артемьева, 1999).

Одним из продуктивных способов изучения категориальных структур различных уровней является психосемантический метод, позволяющий по субъективным оценкам значимых объектов, реконструировать образ мира в целом (Абдуллаева, 1993; Артемьева, Вяткин, 1986). Самой известной в этой области является техника семантического дифференциала (СД), разработанная в 1952 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом. В методе СД оцениваемые объекты (в нашем случае различные «образы Я») оцениваются по биполярным шкалам, полюса которых заданы антонимичными прилагательными, например, «хороший

- плохой», «сильный - слабый». Респонденты оценивают выраженность этих качеств в оцениваемом объекте. Интересно, что благодаря механизму синестезии, обеспечивающем возможность метафорического описания объектов, в списке шкал СД присутствуют такие, как «шершавый - гладкий», «влажный

- сухой». Оценки различных «образов Я» по некоторым шкалам коррелируют между собой, и с помощью процедуры факторного анализа удается увидеть более широкие основания для их категоризации (Петренко, 2003).

Мы остановились на рассмотрении только одного аспекта профессиональной идентичности юрист-консультантов

- «Я-концепции» как когнитивной системы, функция которой заключается в построении позитивного самоотношения, обеспечивающего принятия себя как представителя своей профессиональной общности (Абдуллаева М. М., 2004). Программа изучения деятельности юриста включает анализ его представлений о себе как профессионале на разных этапах его становления. Мы учитывали, что юридическая специальность предполагает специфические профессиональные установки; особое восприятие профессионально значимых объектов и профессионального поведения по отношению к ним; систему мотивов и ценностных ориентаций, нормативно заданных в этой профессии, ведущей к глубинной перестройке личностных структур.

В исследовании приняли участие 50 юристов с высшим профильным образованием (38 мужчин, 12 женщин) в возрасте от 25 до 47 лет (средний возраст по выборке - 31,7 лет) со стажем работы по своей специальности не

менее 5 лет (средний стаж работы по выборке - 10,6 лет). Ограничение испытуемых по стажу работы было неслучайным. Понятно, что время обретения профессиональной идентичности как обязательного условия принятия своей профессии - индивидуально, но практический опыт показывает: на это требуется не менее четырех лет. Кроме того, «синдром выгорания» - один из признаков потери идентичности может «проявиться» уже после пяти лет работы.

Испытуемым предлагалось оценить следующие объекты: «Я-реальное» (представление о том, какой я профессионал на самом деле), «Я-идеальное» (каким я хотел бы стать), «Я-возможное» (каким я могу стать). Объекты оценивались по 25-шкальному стандартному семантическому дифференциалу (СД) Ч. Осгуда (Osgood, 1957; русскоязычная версия Е.Ю.Артемьевой, 1999) с 3-балльной градацией выраженности каждого качества, которые включают и эмоционально-оценочное (хороший - плохой), и метафорическое (дорогой -дешевый, влажный - сухой), и физическое описания (легкий - тяжелый). Этот список, благодаря семантической «разноплановости» прилагательных, универсален как действующий механизм синестезии и подходит к описанию любого класса объектов (см. таблицу 1).

Для обработки данных, представляющих массив оценок трех объектов по 25 шкалам, помимо стандартной описательной статистики, был применен факторный анализ (по методу главных компонент с VARIMAX-вращением), ставший классической формой подачи материала, полученного с помощью СД. Цель этой процедуры - группировка, структурирование и компактная визуа-

Таблица 1

Стандартный бланк семантического дифференциала (СД)

Попарно сгруппированные прилагательные (характеристики, качества)

Степень выраженности качеств

Легкий 3 2 1 0 1 2 3 Тяжелый

Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный

Слабый 3 2 1 0 1 2 3 Сильный

Плохой 3 2 1 0 1 2 3 Хороший

Большой 3 2 1 0 1 2 3 Маленький

Темный 3 2 1 0 1 2 3 Светлый

Активный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный

Противный 3 2 1 0 1 2 3 Приятный

Горячий 3 2 1 0 1 2 3 Холодный

Хаотичный 3 2 1 0 1 2 3 Упорядоченный

Гладкий 3 2 1 0 1 2 3 Шершавый

Простой 3 2 1 0 1 2 3 Сложный

Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 Напряженный

Влажный 3 2 1 0 1 2 3 Сухой

Родной 3 2 1 0 1 2 3 Чужой

Мягкий 3 2 1 0 1 2 3 Твердый

Дорогой 3 2 1 0 1 2 3 Дешевый

Быстрый 3 2 1 0 1 2 3 Медленный

Злой 3 2 1 0 1 2 3 Добрый

Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый

Любимый 3 2 1 0 1 2 3 Ненавистный

Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Гнилой

Умный 3 2 1 0 1 2 3 Глупый

Острый 3 2 1 0 1 2 3 Тупой

Чистый 3 2 1 0 1 2 3 Грязный

лизация полученных данных, сопоставление факторных структур по каждому оцениваемому объекту. Важными для нас показателями данного анализа были: 1) величина факторной нагрузки каждой шкалы, вошедшей в фактор, и 2) процент описываемой, полученной факторной структурой, дисперсии (статистическая программа «SPSS 10,0» для Windows). Рассмотрим полученные результаты.

В результате факторного анализа оценок «Я-реальное» юристов было получено восьмифакторное решение.

Величина факторных нагрузок свидетельствует об относительной устойчивости вхождения шкалы в каждый из выделенных факторов, а величина общей описываемой дисперсии составляет 83,7%.

Первый фактор «Общая оценка объекта», объясняет 15,98%1 общей дисперсии. Составлен этот фактор такими шкалами, как «легкий - тяжелый» (0,979)2, «свежий - гнилой» (0,979), «расслабленный - напряженный» (0,551), «родной - чужой» (0,635). При этом «Я-реальное» описывается как

легкий, свежий, родной и скорее расслабленный.

Второй фактор «Физическая характеристика объекта» (13,6%) включает шкалы «темный - светлый» (-0,934), «горячий - холодный» (0,949), «острый

- тупой» (0,691), «чистый - грязный» (0,651). Интересно, что если «Я-реаль-ное» юристов темное, то скорее горячее, острое и чистое.

Третий фактор (10,6%) включает в описаниях «Я-реальное» шкалы «простой - сложный» (0,857), «мягкий - твердый» (0,740), «противный - приятный» (0,563). Юристы описывают себя в настоящем скорее как сложных, твердых, но при этом приятных.

Четвертый фактор (9,8%) составлен шкалами, получившими одинаково высокую нагрузку (0,967), «радостный

- печальный» и «умный - тупой». «Я-ре-альное» юристов радостное и умное.

Пятый фактор «Силы» (9,7%) получил название по шкале, вошедшей в него с самой высокой нагрузкой «слабый - сильный» (0,866), дополненной шкалами «быстрый - медленный» (-0,657), «жизнерадостный - унылый» (-0,672). Если «Я-реальное» сильное, то жизнерадостное, быстрое.

Шестой фактор (9,3%) составлен шкалами «большой - маленький» (-0,716), «гладкий - шершавый» (0,611), с одной стороны, с другой, «влажный - сухой» (0,941). Если «Я-реальное» большое, гладкое, то сухое.

Седьмой фактор (7,7%), обозначенный нами как «Активность», включает шкалы «активный - пассивный» (0,848), «злой - добрый» (0, 587), «дорогой - дешевый» (0,560), «любимый

- ненавистный» (-0,456). Интересно, если «Я-реальное» ненавистное, то оно

у юристов пассивное, злое и дешевое.

Восьмой фактор (6,0%) составлен оппозицией шкал «плохой - хороший» (0,862), «хаотичный - упорядоченный» (-0,623). У юристов «Я реальное» если хорошее, то хаотичное.

В описаниях юристов «Я-идеаль-ное» также было получено восьмифак-торное решение, объясняющее 76,3% общей дисперсии.

Первый фактор (11,5%) у юристов

- это сочетание эмоционально-оценочных шкал, описывающих «Я-иде-альное», как «радостное - печальное» (0,789), «дорогое - дешевое» (0,814), «простое - сложное» (0,826), «любимое - ненавистное» (0,481). Идеальный юрист - радостный, дорогой, простой, любимый.

Второй фактор (11,5%) объединил шкалы «горячий - холодный» (0,900), «гладкий - шершавый» (-0,886), «острый - тупой» (0,747). «Я-идеальное» юристов если горячее и острое, то шершавое.

Третий фактор (9,9%) включает шкалы «большой - маленький» (0,778), «влажный - сухой» (0,750), «свежий -гнилой» (0,583). «Я-идеальное» большое, влажное и свежее.

Четвертый фактор (9,9%) составлен оппозицией шкал «плохой - хороший» (-0,830), «умный - тупой» (-0,550), с одной стороны, с другой - «быстрый -медленный» (0,667), «жизнерадостный

- унылый» (0,570). «Я-идеальное» если плохое и умное, то обязательно медленное и унылое.

Пятый фактор (9,7%) включает, с одной стороны, шкалу «злой - добрый» (0,900), с другой - «активный - пассивный» (-0,811). Если «Я-идеальное» юристов доброе, оно активное.

Шестой фактор (9,7%) включает шкалы «мягкий - твердый» (0,773), «родной - чужой» (0,692), «темный -светлый» (0,567), «противный - приятный» (0,566). «Я-идеальное» юристов может быть мягким, родным, темным и противным.

Седьмой фактор (7,7%) составлен оппозицией шкал «слабый - сильный» (-0,781), «хаотичный - упорядоченный» (0,612). Если «Я-идеальное» сильное, оно хаотичное.

Восьмой фактор (6,4%) представлен одной шкалой «легкий - тяжелый» (0,812). «Я-идеальное» юристами описывается как легкое.

Таким образом, «Я-идеальное» юристами эмоционально принимается, все описательные характеристики «силы», «напряженности», «сложности», «упорядоченности» сопровождаются положительной оценкой.

Рассмотрим факторную структуру, выделенную в описаниях «Я-возможное».

Первый фактор (14,02%) «Я возможное» юристов условно назван фактором эмоциональной оценки. Здесь самые высокие нагрузки получили шкалы «родной - чужой» (0,936), «любимый - ненавистный» (0,936), «умный - глупый» (0,711), «острый - тупой» (0,566). «Я-возможное» описывается как родное, любимое, умное, острое.

Второй фактор» (11,8%) составлен оппозицией шкал «простой - сложный» (0, 709), «активный - пассивный» (0,692), «жизнерадостный - унылый» (0,610), «расслабленный - напряженный» (0,561), с одной стороны, «большой - маленький» (-0,851), с другой. Если «Я-возможное» маленькое, то оно простое, активное, жизнерадостное, расслабленное.

Третий фактор (9,77%) включает шкалы «влажный - сухой» (0,832), «горячий - холодный» (0,704). Юристы описывают «Я-возможное» либо как сухое, холодное, либо как влажное и горячее.

Четвертый фактор (9,3%) содержит шкалы «быстрый - медленный» (0,847), «дорогой - дешевый» (0,713), «радостный - печальный» (0,645). «Я-возмож-ное» может быть радостным, быстрым и дорогим.

Пятый фактор (8,36%) составлен шкалами «злой - добрый» (0,881), «темный - светлый» (0,672). «Я-воз-можное» юристами описывается либо как доброе и светлое, либо злое и темное.

Шестой фактор (8,2%) включает оппозицию шкал «плохой - хороший» (-0,871) и «противный - приятный» (0,593). Если «Я-возможное» плохое, то приятное. Это парадоксальное описание можно объяснить, например, «разведением» человеческих и профессиональных характеристик юриста. Возможно, если юрист хороший, то, как человек он может быть противным.

Седьмой фактор (7,81%) включает шкалы «слабый - сильный» (0,835), «чистый - грязный» (0,701), «гладкий - шершавый» (0,587). «Я-возможное» юристов может быть сильным, грязным, шершавым или слабым, чистым, гладким.

Восьмой фактор (7,5%) содержит только одну шкалу «мягкий - твердый» (0,943). «Я-возможное» описывается большинством юристов как твердое.

Девятый фактор (6,89%) включает оппозицию шкал «легкий - тяжелый» (-0,614), «свежий - гнилой» (-0,401), с одной стороны, и «хаотичный - упоря-

Таблица 2

Сводная таблица полученных факторных структур различных «Я» на группе юристов

Я-реальное | Я-идеальное | Я-возможное

Выделенные факторы в описаниях различных «Я» по шкалам семантического дифференциала

1 (15,9%)3 «легкий - тяжелый» (0,979)4, «свежий - гнилой» (0,979), «расслабленный - напряженный» (0,551), «родной - чужой» (0,635). 1 (11,5%) «радостное - печальное» (0,789), «дорогое - дешевое» (0,814), «простое - сложное» (0,826), «любимое -ненавистное» (0,481) 1 (14,0%) «родной - чужой» (0,936), «любимый - ненавистный» (0,936), «умный - глупый» (0,711), «острый - тупой» (0,566)

2 (13,6%) «горячий - холодный» (0,949), «темный -светлый» (-0,934), «острый - тупой» (0,691), «чистый - грязный» (0,651). 2 (11,5%) «горячий - холодный» (0,900), «гладкий - шершавый» (-0,886), «острый - тупой» (0,747) 2 (11,8%) «большой - маленький» (-0,851) «простой - сложный» (0, 709), «активный - пассивный» (0,692), «жизнерадостный - унылый» (0,610), «расслабленный - напряженный» (0,561)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 (10,6%) «простой - сложный» (0,857), «мягкий - твердый» (0,740), «противный - приятный» (0,563) 3 (9,9%) «большой - маленький» (0,778), «влажный - сухой» (0,750), «свежий - гнилой» (0,583) 3 (9,8%) «влажный - сухой» (0,832), «горячий - холодный» (0,704)

4 (9,8 %) «радостный - печальный» (0,967), «умный - глупый» (0,967) 4 (9,9%) «плохой - хороший (-0,830), «умный - глупый» (-0,550), «быстрый - медленный» (0,667), «жизнерадостный - унылый» (,570) 4 (9,3%) «быстрый - медленный» (0,847), «дорогой - дешевый» (0,713), «радостный - печальный» (0,645)

5 (9,7%) «слабый - сильный» (0,866), «быстрый - медленный» (-0,657), «жизнерадостный - унылый» (0,672) 5 (9,7%) «злой - добрый» (0,900), «активный - пассивный» (-0,811) 5 (8,4%) «злой - добрый» (0,881), «темный - светлый» (0,672)

6 (9,3%) «большой - маленький» (-0,716), «гладкий - шершавый» (-0,611), «влажный - сухой» (0,941) 6 (9,7%) «мягкий - твердый» (0,773), «родной - чужой» (0,692), «темный - светлый» (0,567),«противный - приятный» (0,566) 6 (8,2%) «плохой - хороший» (-0,871) «противный - приятный» (0,593)

7 (7,7%) «активный - пассивный» (0,848), «злой - добрый» (0, 587), «дорогой - дешевый» (0,560), «любимый -ненавистный» (-0,456) 7 (7,7%) «слабый - сильный» (-0,781),«хаотичный - упорядоченный» (,612) 7 (7,8%) «слабый - сильный» (0,835), «чистый - грязный» (0,701), «гладкий - шершавый» (0,587)

8 (6,0%) «плохой - хороший» (0,862), «хаотичный - упорядоченный» (-0,623) 8 (6,4%) «легкий - тяжелый» (0,812) 8 (7,5%) «мягкий - твердый» (0,943)

9 (6,9%) «легкий - тяжелый» (-0,614), «свежий - гнилой» (-0,401), «хаотичный - упорядоченный» (0,829)

7

Левый полюс шкал СД

[ | Идеальное Щ Реальное Ц Возможное

Рис.1. Средние оценки по шкалам СД в описаниях «Я» юристами.

доченный» (0,829), с другой. Если «Я-возможное» легкое, свежее, то упорядоченное, и наоборот.

Итак, нами получены факторные структуры большой размерности (8-9 факторов) описаний юристами различных «Я» (см. таблицу 2). Эти результаты подчеркивают и необходимость увеличения выборки респондентов, и некоторую условность полученных оценок по шкалам, «навязанным» исследователем. Однако, нам важна не столько диагностическая «точность» этих данных, сколько констатация особенностей изучаемых объектов. На одной и той же выборке юристов, с помощью одного СД при оценке различных «Я» нами получены разные по смысловому наполнению факторы.

Первый фактор в описаниях всех оцениваемых объектов содержит их эмоциональную оценку. Во второй фактор в описаниях «Я-реального» и «Я-идеального» и третий фактор в «Я-воз-можном» с большой нагрузкой вошла шкала «горячий - холодный», дополненная в первых случаях шкалой «острый -тупой», возможно трактуемая как «актуальный». Четвертый фактор включает шкалу «умный - глупый», но если «Я-ре-альное» умное и радостное, то в «Я-иде-альном», если умный, то унылый. В «Я-возможном» эта шкала вошла в первый фактор и сочетается с положительными характеристиками (родной, любимый). Любопытным результатом является отношение юристов к шкале «хаотичный - упорядоченный». Во все описаниях

«Того, какой я сейчас» и «Того, каким я бы хотел быть» полюс «упорядоченный» сопровождается негативными «дополнениями». Так, если «Я-реаль-ное» упорядоченное, то плохое, если «Я-идеальное» упорядоченное, то слабое, при этом «Я-возможное» если упорядоченное, то легкое и свежее. Возможно, шкала «хаотичный - упорядоченный» трактуется юристами как «творческая, свободная - ограниченный, зажатый». Интересен 7 фактор, который можно условно обозначить как «негативная эмоциональная оценка активности» в описаниях «Я-реального». В описаниях «Я-идеального» он распадается на два отдельных фактора 1 и 5, при этом активность связывается с добротой. Возможно, в оценках «Я-реального» отражается рефлексия наших респондентов в целом недоброжелательного, хотя и очень уважительного отношения к деятельности юристов в обществе (так, профессиональные прозвища известных английских адвокатов «М-р Акула» и «М-р Челюсти») и желания изменить это отношение - в оценках «Я-идеаль-ного». Такое «пошкальное» рассмотрение выделенных факторов создает впечатление, что «Я-возможное» юристов - это некоторый упрощенный вариант профессионального развития. Так, если «Я-возможное» маленькое, то простое, активное жизнерадостное (фактор 2), если слабое, зато чистое и гладкое (фактор 7).

Подводя итоги, можно отметить, что факторный анализ данных позволил зафиксировать структуры отношений к оцениваемым объектам, рассмотреть содержание отдельных факторов как смысловые «склейки» некоторых шкал. Но, чтобы получить более конкретные и

очевидные различия в описаниях «Я» мы прибегли к использованию методического хода в анализе данных психосемантических исследований, предложенного Е.Ю. Артемьевой (1999). Она отказалась от построения факторных пространств и занялась доказательством существования семантических структур без прямого их описания.

Для начала мы сравнили средние оценки по шкалам СД, полученные различными «Я» (см. диаграмму). Рисунок распределения оценок и их средние значения по шкалам СД в описаниях «Я реальное» и «Я идеальное» практически совпадают, за исключением 2 шкал из 25. Следовательно, юристы в среднем по группе оценивают себя в настоящем практически как идеальных. «Я-идеаль-ное» юристов только более расслабленное и гладкое, чем «Я-реальное». Анализ разброса оценок по шкалам СД (min - 1 и max - 7) показывает, что в описаниях «Я-идеальное» оценки более категоричнее (1, 2 или 6, 7 баллов), чем в «Я-ре-альном» (1, 3 или 5, 7). Шкалы, в которых представлены оценки одного и того же объекта на обоих полюсах (оценки от 1 до 7), - «темный - светлый», «горячий - холодный», «гладкий - шершавый», «простой - сложный», «мягкий - твердый», т.е. по этим шкалам единодушие среди респондентов в описании «Я» не наблюдается (см. таблицу 3). Список шкал СД, по которым юристы оценивают «Я возможное» с разных полюсов значительно расширяется, по сравнению с другими «Я». Наше предположение о том, что «Я, каким могу стать» юристами рассматривается скорее как некоторое «отступление» от идеального развития, подтверждается. По некоторым шкалам получены статистически

Таблица 3

Средние и разброс оценок различных «Я» по шкалам СД

Я реальное Я идеальное Я возможное

№ Шкалы СД Среднее Среднее Среднее Значимые

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 111П1 тах тт тах тт тах различия

1 Легкий -тяжелый 1 2 1,4 1 2 1,48 1 7 3,88 (р<0,01)

2 Радостный -печальный 1 2 1,48 1 2 1,4 1 6 4,0 (р<0,05)

3 Слабый -сильный 6 7 6,64 6 7 6,8 2 7 5,72 (р<0,01)

4 Плохой -хороший 6 7 6,8 6 7 6,64 6 7 6,72

5 Большой -маленький 1 3 1,4 1 2 1,36 1 7 4,04

6 Темный -светлый 1 7 3,44 1 7 4,12 1 7 3,96

7 Активный -пассивный 1 2 1,36 1 3 1,4 1 4 2,24

8 Противный - приятный 6 7 6,64 6 7 6,64 4 7 5,64

9 Горячий -холодный 1 7 4,48 1 7 4,48 1 7 4,8 (р<0,05)

10 Хаотичный - упорядоченный 6 7 6,68 6 7 6,68 5 7 6,36

11 Гладкий -шершавый 1 7 4,12 1 7 3,44 3 6 4,44

12 Простой -сложный 1 7 4,08 1 7 4,32 1 7 3,64

13 Расслабленный -напряженный 1 7 4,32 1 2 1,36 2 6 4,32

14 Влажный -сухой 5 7 6,4 6 7 6,6 1 7 4,4

15 Родной - чужой 1 2 1,28 1 2 1,2 1 2 1,48

16 Мягкий -твердый 1 7 4,6 1 7 4,08 2 7 5,48

17 Дорогой -дешевый 1 2 1,2 1 2 1,28 1 6 3,36

18 Быстрый -медленный 1 2 1,2 1 2 1,16 1 5 2,76 (р<0,05)

19 Злой - добрый 6 7 6,6 5 7 6,4 2 7 4,68 (р<0,05)

20 Жизнерадостный - унылый 1 2 1,16 1 2 1,2 2 7 4,44 (р<0,05)

21 Любимый -ненавистный 1 2 1,08 1 2 1,04 1 2 1,48

22 Свежий -гнилой 1 2 1,4 1 2 1,2 1 2 1,32

23 Умный - глупый 1 2 1,48 1 2 1,08 1 2 1,52

24 Острый - тупой 1 4 2,56 1 4 2,56 1 2 1,32

25 Чистый -грязный 1 2 1,04 1 2 1,24 1 4 2,32

значимые различия между оценками «Я идеальное» и «Я возможное»5. Набор шкал, по которым юристы описывали «Я идеальное» и «Я реальное» одним полюсом, в описаниях «Я возможного» представлены обоими полюсами. Так, «Я возможное» может быть легким или тяжелым (р<0,01)6, радостным или печальным (р<0,05), слабым или сильным (р<0,01), противным или приятным, дорогим или дешевым (р<0,05), быстрым или медленным, жизнерадостным или унылым, злым или добрым (р<0,05). При этом «Я возможное» описывается юристами как любимое, умное, родное (min - 1 и max - 2) и скорее чистое (min - 1 и max - 4 баллов по шкале).

На наш взгляд, исследование са-мокатегоризаций как «упрощенного» варианта, «практического конструкта» идентичности профессионалов в целях выявления в этих описаниях специфического, того, что мы можем ожидать от каждого отдельного профессионала в профилях «Я», позволяет дополнить материал, относящийся к особенностям профессионального мира юристов. При наличии в арсенале психологов описания «образов Я» профессионалов на каждом этапе, от ученичества до наставничества, от уровня профессиональной зависимости до уверенности и интеграции, индивидуальные профили могли бы стать косвенными показателями особенностей профессионального развития.

Диагностика степени сформиро-ванности «профессиональной идентичности» с помощью психосемантических методов позволит подойти к решению проблем профессионального отбора и грамотной расстановки кадров с учетом индивидуальных особенностей. От-

бор только по уровню знаний, формальным характеристикам профессионала (образование, стаж, предыдущие места работы и т.п.) не гарантирует «результативности» человека на новом рабочем месте, но, если бы мы могли диагностировать, например, структуру сформировавшейся идентичности, соответствующую требованиям профессии, то проблема отбора и подбора персонала, возможно, решалась бы более продуктивно. Психосемантические методы в силу своей «проективности» позволяют проникать через психологические защиты и зафиксировать атрибутирующее отношение к оцениваемым объектам. Близость оценок «Я реальное» и «Я идеальное» у юристов возможно является необходимым условием успешного осуществления их профессиональной деятельности, которая характеризуется повышенной ответственностью, высокой ценой ошибки, эмоционально нагруженным социальным общением. Уверенность в том, что «Я, какой есть» близок к Идеалу, позволяет принимать решения в ситуациях жесткой нехватки времени, стрессовых нагрузок и т.д. При этом конструкт «Я возможное» задает возможные перспективы, которые юристами учитываются. «Я, каким могу стать» может быть успешным или неудачником, но при этом юристы описывают его как родного, умного и любимого. Т.е. в отношении возможного будущего юристы надеются реализоваться в другой сфере, например, в области личных отношений. Возможно, в таком описании «Я возможного» отражается феномен профессионального маргинализма как полярный по отношению к профессиональной идентичности и психологически проявляющийся «в ее

утрате, равнодушии к профессиональным обязанностям и нормам, замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды» (Ермолаева, 2001, с. 69). Таким образом, профессиональная идентичность как объект психологического анализа - это многомерное образование, различающееся по степени сложности и организованности, и подходы к ее изучению различны.

Практическая значимость такого рода исследований заключается в обосновании программ психологической поддержки специалистов (Антонова Н. В., 1996; Шнейдер Л. Б., 2001 и др.). Особенности профессиональной идентичности акцентируют внимание на проблемах специалиста, обусловленных профессиональной средой: необходимостью принимать самостоятельные решения при большей свободе выбора, полноценно решать профессиональные задачи, отвечать требованиям самоопределения в системе социальных ролей, осознавать свои особенности и способности с точки зрения соответствия своему профессиональному статусу, приобретать определенную независимость от влияния оценок внешнего окружения.

1 Далее процент описываемой фактором дисперсии будет дан в скобках.

2 В скобках указаны полученные нагрузки по шкалам.

3 В скобках указан процент объясняемой дисперсии 88.

4 В скобках указаны полученные нагрузки по шкалам 9.

5 Был использован и-критерий Манна-Уитни, адекватный для малых выборок.

6 Уровень значимых различий.

Литература:

1. Абдуллаева М. М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков. Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1993.

2. Абдуллаева М. М. Психосемантический подход к профессиональной идентичности личности // Психологический журнал. - 2004. - № 2. -С. 86-95.

3. Антонова Н. В. Идентичность педагога и особенности его общения: Автореф. дисс. ... канд.пси-хол.наук. М., 1996.

4. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

5. Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессий // Вопросы психологии. - 1986. - №3.

6. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.- СПб: Речь, 2004. - 272 с.

7. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

8. Джемс У. Психология. М., 1991.

9. Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая)// Психол.журн. 2001. Т. 22. № 4. С. 51-59.

10. Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дисс. ... канд.психол.наук., М., 2000.

11. Зеер Э. Ф. Психология профессий.-М., 2005.- 336 с.

12. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. - М., Екатеринбург, 2005. - 240 с.

13. Климов Е. А. Введение в психологию труда. -М., 1988.

14. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

15. Кукосян О. Г. Профессиональные особенности первого впечатления //Психология общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979.

16. Основы права /Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2006.- 429 с.

17. Петренко В. Ф. Основы психосемантики.-СПб.: Питер, 2005.- 479 с.

18. Савина О. О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология): Автореф. дисс. ... канд.психол.наук. М., 2003.

19. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.

20. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

21. Хамитова И. Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта // Семейная пси-

хология и семейная терапия. 1999. № 3. С. 8498.

22. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

23. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. В вопросах и ответах: учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 256 с.

24. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореф. дисс....д-ра психол.наук. М., 2001.

25. Markus H. R., Kitayama Sh. Culture and the self: implications for cognition, emotion and motivation // Psychological review. 1991. V. 98. № 2. P. 224253.

26. Mead G. H. Mind, self and society / Ed. by C. W. Morris. Chicago: University of Chicago press, 1975.

27. Osgood Ch. et al. The measurement of meaning. Urbana, 1957.

28. Rosenberg M., Kaplan H. (eds.). Social psychology of the self-concept. Arlington Heights, 1982.

29. Tajfel H. Social identity and intergroup behavior // Social science information. 1974. № 13 (2). P. 65-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.