Научная статья на тему 'Особенности образа мира предпринимателей'

Особенности образа мира предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коновалова О. В.

В статье раскрывается содержание понятия «образ мира», рассмотрена структура, описаны результаты экспериментального исследования особенностей образа мира у предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности образа мира предпринимателей»

та в компании, как материального стимула, должно поддерживать организационную приверженность на высоком уровне.

Список литературы

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: «ЧеРо», 2005. - 336 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

5. Каган В.Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль. - М.: Смысл, 1999. - 96 с.

6. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях // Психология труда и организационная психология; Т. 1 / Пер. с нем. - Х.: Изд. «Гуманитарный центр», 2003. - 144 с.

7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988.

8. Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.

9. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. -М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2001. - 376 с.

10. МакДермотт Я., Ширкор Я. НЛП в бизнесе. Новый руководитель / Пер. с англ. Г. Власова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 192 с.

11. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 784 с.

12. Мескон М.Х., Альберт М., Хендоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008. - 672 с.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА МИРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

© Коновалова О.В.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье раскрывается содержание понятия «образ мира», рассмотрена структура, описаны результаты экспериментального исследования особенностей образа мира у предпринимателей.

♦ Доцент кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, доцент

Образ мира - сравнительно новое понятие в психологической науке, с разработкой которого связана одна из главных «точек роста» общей психологической теории деятельности, определение этого понятия является открытым, и его наполнение конкретным эмпирическим содержанием еще далеко не завершено [2].

То, как человек видит окружающее, как реальность отражается в его сознании чрезвычайно важно для понимания его внутреннего мира, психологического состояния и самой его личности, поскольку отражаясь в сознании человека, внешний мир не может не оказывать на него воздействия, формируя определенные психические образования.

Эта проблема в настоящее время является актуальной, так как дефиниция «образ мира» начинает приобретать статус одного из ключевых понятий.

Исследованием «образ мира» занимались Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Ю.К. Стрелков и другие. Смирнов С.Д. утверждает, что образ мира - отражение будущего, которое строится в отношении важных и значимых для человека событий, связанных с деятельностью субъекта и его потребностями. Предметное значение и эмоционально - личностный смысл строящегося образа мира заданны всем контекстам деятельности человека [5].

С позиции Е.Ю. Артемьевой образ мира рассматривается как система отношений человека к миру [1]. По мнению Р.С. Немова, образ мира - это понятие, с помощью которого иногда обозначается целостная картина мира, складывающаяся в сознании человека, в его восприятии и мышлении.

Как отмечает Р.С. Рубцов, образ мира - определенное видение мира, это «совокупность наиболее общих представлений о нем, главенствующая манера внешнего и внутреннего реагирования на него человека, а также специфика эмоциональных и интеллектуальных способов его освоения. Словом, образ мира - определенный способ материально духовной жизнедеятельности человека того или иного периода, его культурной истории» [3].

Таким образом, обобщив взгляды различных авторов важно отметить, что образ мира рассматривается как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе, своей деятельности. В этом понятии воплощена идея целостности и преемственности в зарождении, развитии и функционировании познавательной сферы личности.

Принципиально важным моментов при рассмотрении образа мира является определение компонентного состава и структура данного образования. Под структурой мы понимаем строение и внутреннюю форму ор-

ганизации системы, выступающих как единство устойчивых взаимосвязей ее элементов, а так же законов ее взаимосвязей.

Анализ литературы показал, что структурные компоненты образа мира выделялись в работах А.Н. Леонтьева, Е.Ю. Артемьевой, В.П. Зинченко, В.В. Петухова, С.Д. Смирнова.

Схема образа мира А.Н. Леонтьева имеет характер ядерной структуры по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде той или иной модально оформленной, субъективной картины мира (зрительной, слуховой и т.д.) [3].

Леонтьев А.Н. [3] в своей структуре образа мира выделял три образующих: чувственная ткань образа, личностный смысл и значение.

Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, свет, форма и т.д.), из которых строится образ. Благодаря чувствительному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а в не его сознания - как объективное «поле» и объект его «деятельности».

Смысл это. способ представленности субъекту значимости для него различных явлений действительности (в том числе его собственных деяний), особенности которого определяются свойствами и структурой порождающей его деятельности субъекта.

Значение фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется внутри определенного культурного пространства. Оно представляет собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира.

Артемьева Е.Ю. [1] в своей структуре образа мира приравнивает чувственную ткань образа к перцептивному миру .Перцептивный мир - это совокупность упорядоченных предметов, удаленных друг от друга, с их промежутками, предметов, меняющихся, движущихся.

Проблема взаимоотношений субъективного опыта и образа мира является центральной в исследованиях Е.Ю. Артемьева. Она утверждает, что такое интегральное образование, как образ мира, несёт в себе «следы своей предыстории психической жизни субъекта», а, следовательно должна существовать некоторая структура, способная организовать эти следы, быть реальным регулятором и строительным материалом образа мира, -структура объективного опыта. В эту структуру входят три слоя.

Первый, самый поверхностный слой - перцептивный мир. Он задается как множество упорядоченных относительно друг друга объектов, среди которых и тело субъекта. Перцептивный мир характеризуется значениями и смыслами.

Следующий слой - семантический рассматривается как многомерные субъективные отношения (хороший - плохой, сильный - слабый и т.д.). По природе «значений» ... слой несет в себе ... некую ценностную сверт-

ку. При описании членения субъективного опыта по слоям этот слой был назван ... «картиной мира».

Самый глубокий слой - слой амодальных структур, образующихся при обработке семантического слоя: можно предположить, что вначале разделение элементов существования с помощью адаптационных координат - противопоставления «опасный - неопасный» во главе иерархии, а затем уже происходит разбиение самих элементов на объекты, ситуации, явления.

Образ мира как система отношений человека с миром является также и отображением мира, точность и адекватность которого определяются активным отношением, деятельностью, осуществляемой человеком в мире. Слои образа мира, глубинные и поверхностные, с разной степенью конкретности фиксируют окружающие предметы и способы действий с ними. Содержание разных слоёв образы мира могут не совпадать, даже противоречить друг другу. Этим определяется сложность структуры данного явления. Изменчивость содержаний слоёв определяется их близостью к периферии, к миру предметов. Образ мира открыт, с одной стороны, во внешний мир, с другой - в мир внутренний, где рождаются цели и потребности, формируются программы действий, где живут мысли и воспоминания. Такой образ исходит из прошлого и устремлён в будущее. Образ мира строится спонтанно, но участие субъекта также нельзя отвергать: он строит собственный образ мира, организуя его в соответствии с целями и планами действий. Деятельность представлений предметов на разных уровнях образа мира определяется тем, насколько точны и подробны схемы преобразований предметов [1].

Зинченко В.П. предлагает двухслойную структуру. Он отмечает, что чувственная ткань и биодинамическая ткань образуют бытийный уровень, в то время как значение и смысл входят в рефлексивный слой.

Смирнов С.Д., Петухов В.В. различают ядерные и поверхностные структуры. Они отмечали, что образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно оформленной картины мира. Поверхностные структуры могут оформляться не только чувственно, но и рационально [5].

Петухов В.В. [4] указывает, что ядерные структуры можно определить как фундаментальные опорные существования человека в качестве сознательного существа, отражающее его действительные связи с миром и не зависящие от рефлексии по их поводу. Адекватность образа мира определяется единством ядерных структур, с одной стороны, и структур поверхностных - с другой.

Исследование особенностей образа мира, возникающих у человека под влиянием профессионального обучения и профессиональной деятельно-

сти и влияющих на отражение в его сознании мира и на отношения с людьми, является актуальным и обусловило выбор нашего исследования.-

Целью исследования являлось изучение особенностей образа мира предпринимателей. Объект исследования - образ мира. Предмет исследования - особенности образа мира у предпринимателей.

Исследование проводилось в г. Катайске, Курганской области. Выборка составила 52 человека. В ходе экспериментальной работы мы использовали методику «Образ мира профессионала», и «Психология жизненных ситуаций», разработанную Е.Ю. Коржовой, А.Ф. Бурлачуном.

В ходе исследования образа мира, с помощью методики «Образ мира профессионала», предложенной Е.А. Климовым были выявлены следующие результаты. Предпринимателями было описано 185 событий. Из них сумма социальной составляющей образа мира равна 129 событий, а сумма природной составляющей - 56 событий.

Анализ конкретных событий социальной составляющей показал, что предпринимателей интересуют события, связанные непосредственно с их жизнью (27,9 %); события, связанные с жизнью профессионального коллектива (26,5 %); события, связанные с их контактной группой (25,5 %); события, связанные с жизнью своего народа (20,1 %).

Интерпретируя природную составляющую образа мира, было выявлено, что предприниматели больше внимания уделяют событиям, связанные с природой на Земле (35,7 %); 33,9 % испытуемых указывают на события, связанные с существованием планеты и ее природных регионов и 31,4 % -указывают на события, связанные с существованием околоземного пространства и мироздания.

В ходе анализа данных, полученных по методике «Психология жизненных ситуаций», нами было установлено, что в соответствии с количественными показателями можно выделить следующие параметры: продуктивность восприятия образов жизненного пути, оценку событий испытуемым (значимость для него тех ил иных жизненных событий, среднее время ретроспекции и антиципации), а также дать содержательную характеристику событий (тип и вид значимых событий). Рассмотрим подробно каждый из параметров.

Продуктивность восприятия образом жизненного пути определяется по количеству названных событий. Предпринимателями в бланке для ответов было отмечено 123 события.

Интерпретируя время ретроспекции и антиципации событий нами установлено, что среднее время ретроспекции равняется 1,9 месяцев, а среднее время антиципации событий - 0,9 месяцев. Это свидетельствует о том, что чем удаленнее события в прошлом, тем больше степень их реализации.

В группе событий личностно - психологического типа 43 % предпринимателей отметили события типа - юбилей у папы, встреча друзей, поездка на юг, следовательно, у них высока сосредоточенность на себе, на своем внутреннем мире; 39 % предпринимателей выделили события, связанные с изменением социальной среды (вступление в брак, получение второго высшего образования, рост по службе, смена места жительства и работы) и 18 % - выделили биологические события (рождение ребенка, несчастный случай с мужем). Для опрошенных не являются значимыми события, связанные с изменением физической среды.

Конкретизация содержания событий по их виду подтверждает, что 18 % предпринимателей много внимания уделяют событиям, связанными с материальным положением, учебой и повышением квалификации (покупка квартиры, поступление в институт); 17 % - событиям, связанными с детьми (рождение детей); 12 % - событиям, связанными с вступлением в брак (венчание); 9 % - событиям, связанными с обществом и межличностными отношениями (новые знакомства, встреча с друзьями); 5 % - событиям, связанными со здоровьем и работой (увольнение, смена работы) и 2 % -событиям, связанными с родительской семьей (юбилей у папы).

Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены следующие характеристики образа мира предпринимателей: было установлено, что их значительно чаще интересует социальная составляющая образа мира, чем природная. Наибольшее значение они уделяют личностно -психологическим событиям и событиям, связанным с изменением социальной среды. Большую значимость имеют события, связанные с материальным положением, учебой, повышением квалификации, детьми и браком.

Список литературы:

1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. - М., 1980.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

3. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1979. - № 2.

4. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1984. - № 2.

5. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1981. - № 2 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.