Научная статья на тему 'Картина мира в пространстве психологических теорий'

Картина мира в пространстве психологических теорий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1829
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стырова О. В.

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к понятию картины мира. Определяется психологическое содержание феномена картины мира, и обозначаются содержательные и структурные компоненты субъективной картины мира личности. Акцент делается на теоретическом осмыслении картины мира в пространстве психологических концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Картина мира в пространстве психологических теорий»

ности. Особую роль рефлексия играет в преодолении последствий профессионального стресса и неудач в работе и, следовательно, в сохранении нервно-психического здоровья и позитивного отношения к работе.

Личность социального работника является важным и неотъемлемым элементом в структуре социальной работы. От этого, насколько эта личность профессионально пригодна и адаптирована, зависит эффективность социальной работы и всей социальной политики.

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатерин-бург,1995. - 213 с.

2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатерин-бург,1995. - 213 с.

3. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психологические методы описания профессии // Вопросы психологии. - М., 1965. - С. 127-133.

4. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГХ 1984. - 312 с.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М., 2005. - 239 с.

6. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. -М., 2004. -215 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1989. - 169 с.

8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - 105 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989 г. - Т. 1.

10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - Л.: ЛГХ 1987. - 215 с.

11. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности.

- Л., 1986. - 165 с.

12. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. - М., 2007.

- 233 с.

13. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995. - 584 с.

КАРТИНА МИРА В ПРОСТРАНСТВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ © Стырова О.В.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к понятию картины мира. Определяется психологическое содержание фено-

* Аспирант кафедры Психологии человека.

мена картины мира, и обозначаются содержательные и структурные компоненты субъективной картины мира личности. Акцент делается на теоретическом осмыслении картины мира в пространстве психологических концепций.

Картина мира - предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. Различные подходы к пониманию картины мира раскрывают его зависимость от различных внешних и внутренних переменных. Важно отметить терминологическую неопределенность феномена картины мира вследствие того, что разные авторы используют различные понятия для обозначения данной категории. Однако почти все исследователи отмечали наличие в картине мира нескольких ярусов - наиболее глубинный, представленный в виде ценностно-смысловых конструктов, основных категорий и понятий, формальный ярус - определяющий правила соединения смысловых конструктов, и операциональный ярус, определяющий поведение человека в соответствии со смыслами и формальными ограничениями. Также важно отметить, что в каждой картине мира существует ряд стабильных компонентов таких, как представление о пространстве и времени - неотъемлемых атрибутах нашей жизни, образ самого себя, образ будущего. Анализируя имеющуюся литературу по проблеме картины мира можно говорить о том, что существует несколько направлений в понимании психологической сущности феномена картины мира.

Картина мира как психологическая реальность. Термин «образ мира» впервые предложен в 1975 году А.Н. Леонтьевым. В своих работах он использует понятие образа мира, говоря об особенностях процесса восприятия. Леонтьев А.Н. отмечает: «Конечно, в результате работы органов чувств возникает картина мира» [3, с. 142]. Леонтьев А.Н. говорит о том, что человек как бы «вычерчивает» мир в своем восприятии. Согласно его представлениям, образ мира, созданной на основе некой действительности и ей принадлежащей, является амодальным, не зависящим от модальности, в которой этот мир представляется. «Я говорю «независимым» в том смысле, что он возможен на разных модальностях, как бы сотканный из разных «тканей», - пишет А.Н. Леонтьев [3, с. 147]. Таким образом, А.Н. Леонтьев обозначил такие особенности образа мира, как его амодальность, интегра-тивность и обобщенность, отмечая, что в основе субъективного образа мира лежит весь жизненный и социокультурный опыт человека. Образ мира постоянно дополняется и изменяется новой поступающей информацией, посредством чувственных образов, вследствие чего образ мира динамичен.

Проблема образа мира получила развитие в трудах Е.Ю. Артемьевой, В.В. Петухова, С.Д. Смирнова. Так, Е.Ю. Артемьева отмечала, что создание «системной содержательной модели субъективного мира» является одной из актуальных и важных проблем психологической науки [1]. Петухов В.В., продолжая идеи А.Н. Леонтьева, говорит о различии мира обра-

зов и образа мира. Петухов В.В. вводит свое понятие - представление мира, психологическое содержание которого раскрывается в трех утверждениях: во-первых, представление мира должно быть; во-вторых, представление мира есть; в-третьих, представление мира может существовать как предмет науки, то есть доступно объективному исследованию. Также он отмечает, что представление мира отражает тот конкретно-исторический фон, в рамках которого человек совершает свою психическую активность. Так, В.В. Петухов отмечает, что человеку, как носителю сознания, присуще представление мира. Смирнов С. Д. пишет: «Образ мира является тем постоянным и никогда не исчезающим фоном, который предваряет любое чувственное впечатление и на основе которого последнее только и может приобрести статус составляющей чувственного образа внешнего объекта» [8, с. 61]. Петухов В.В. говорит о том, что существует чувство мира как эмоциональная форма психического отражения, представление мира как умственное представление и картина мира как социальное восприятие. При этом представление мира связано с практической «вовлеченностью» человека в мир, с общественными условиями его жизни, а также с его жизненной историей. Петухов В.В., а вслед за ним и С.Д. Смирнов, предложили различать ядерную и поверхностную структуру образа мира. Согласно В.В. Петухову, ядерную структуру представления мира составляют чувственные переживания, не имеющие предметной определенности [6].

Таким образом, картина мира представляет собой особую психологическую реальность, которая образуется при взаимодействии человека с миром - внешним и внутренним. При этом С.Д. Смирнов отмечал, что «не мир образов, а образ мира направляет и регулирует деятельность человека» [7].

Образ мира как когнитивная карта. Рассмотрение образа мира как отражение личного опыта субъекта происходит в рамках когнитивного подхода, в связи с проблемой восприятия, хранения и переработки информации в человеческом сознании Представители этого направления Е. Тол-ман и У Найссер говорят о развитии схем мира у человека [4]. При этом картина мира понимается как некая совокупность образов отдельных предметов, приводящая к возникновению у этой совокупности новых качеств, отсутствующих у составляющих её частей. То есть человек структурирует воспринимаемые объекты с помощью когнитивных карт. Впервые сам термин «когнитивная карта» предложил Е. Толман, определяющий его как активную ориентировочную схему. Согласно У Найссер, когнитивные карты могут выражаться как образы. Найссер У отмечает, что образы «не картинки в голове, но планы сбора информации из потенциально доступного окружения» [4]. Также представители этого направления отмечают, что когнитивные схемы существуют и относительно социального поведения, так как любое наше действие предполагает предвосхищение будущей ситуации.

Образ мира как система значении. Как уже отмечалось ранее термин «образ мира» впервые предложен А.Н. Леонтьевым, определяющим его

как сложное многоструктурное образование, обладающее системой значений и полем смысла. Он отмечает, что многомерный образ мира строится в сознании человека в качестве образа реальности. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, в образе мира можно выделить три слоя сознания: чувственные образы, значения и личностный смысл. Чувственные образы, составляющие первый слой сознания, составляют «фактуру образа мира» [3]. Они всегда модальны и конкретны. Значения, носителями которых выступают знаковые системы, выраженные в предметах культуры, нормах поведения, в ритуалах и традициях, а также в языке. Таким образом, в значении отражены общественно сформированные способы поведения и действия в мире и с миром. Личностные смыслы отражают то субъективное содержа -ние, которое индивид вкладывает в события, понятия, то «значение-для-ме-ня», которое отражает личное отношение человека к миру. Тем самым человек в личностном смысле фиксирует собственное отношение к предмету или явлению, выражая его в виде определенных эмоций. При этом важно отметить, что система смыслов - подвижная и изменчивая система, она постоянно развивается, изменяется под воздействием жизненных факторов. Таким образом, у каждой картины мира есть её смысловой центр, вокруг которого находятся компоненты, составляющие целостный образ мира.

Картина мира как интегральная характеристика жизнедеятельности человека. Многими исследователями отмечает более широкое понимание картины мира, заключающееся в её представленности на всех уровнях психической жизни человека. Артемьева Е.Ю., говоря о субъективном представлении мира, отмечает, что оно является интегральным образованием, несущим в себе следы психической жизни человека. Таким образом, она пишет о том, что образ мира выступает в качестве «интегратора» следов активности субъекта с объективной действительностью. Рубинштейн С. Л. выдвинул идею субъектности, согласно которой человек рассматривается им как субъект жизни, в своем собственном существовании и в отношении к миру и другому человеку. При этом он подчеркивает единство человека и мира. Рубинштейн С.Л. говорит о жизненном пути как неком целом, включающим определенные этапы, каждый из которых может стать значимым, поворотным в судьбе человека вследствие его активности. Таким образом, человек благодаря своей субъектности, может радикально изменить свой жизненный путь. В связи с этим, важной является характеристика субъектности, данная В.Н. Панферовым: «Субъектная активность человека проявляется в произвольности его действий, поступков, поведения, деятельности, а также в субъективности психических образов и личного отношения к миру вещей и людей, к самому себе» [5, с. 15]. Человек включается во взаимоотношения с миром, с одной стороны, являясь его частью, а с другой - выступает как преобразующий его субъект. Ананьев Б.Г. также рассматривает проблему жизненного пути человека, говоря о том, что развитие личности следует рассматривать в процессе жизнедеятельно-

сти человека, а именно в процессе различных событий и последующих жизненных выборов. События выступают в качестве основной «единицы» жизни человека, в связи с которыми происходят изменения в направлении развития всей личности, перестройка образа мира, его содержательного наполнения. Жизненный выбор представляется переломным моментом, вписывающим человека в определенный социальный контекст, способствующим возникновению новых форм активностей человека и социальной ответственности. Таким образом, личность, проявляя инициативу и ответственность, организует свой жизненный путь, используя определенный индивидуальный способ структурирования собственной жизни и выстраивая тем самым субъективную картину мира. Для отражения субъективной стороны субъектного потенциала человека Е.Ю. Коржова предлагает ввести понятие «внутренняя картина жизнедеятельности» в качестве исследования отношения человека к своему бытию на разных уровнях. «Во взаимодействии человека с жизненной ситуацией происходит её субъективная «переработка», приводящая к изменению не только «сиюминутного субъекта», но и всего целостного образа его бытия», - утверждает Е.Ю. Коржова [2, с. 50]. Также она отмечает, что формирование образа бытия происходит на всех уровнях психической организации человека: ощущения, восприятия, представления, эмоционального переживания и отношения, «охватывая» при этом все уровни жизнедеятельности человека - соматический, личностный и социальный. Таким образом, формирование и изменение образа мира происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, в процессе познания человеком объективной реальности, осмысления критических, важных событий в своей жизни.

Проблема картины мира в психологической науке рассматривается в контексте когнитивных процессов, в контексте системы значений и поле смысла, в качестве интегральной характеристики жизни человека, в контексте жизненного пути личности во взаимодействии с миром. В большинстве теорий картина мира понимается как целостная система субъективных представлений человека о мире. Таким образом, картина мира - субъективная реальность, которая взаимосвязана с объективным бытием человека.

Список литературы:

1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1987. - 32 с.

2. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «СОЮЗ», 2002. - 334 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. -М.: Смысл, 2000. - 509 с.

4. Найссер У Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. - Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - 224 с.

5. Панферов В.Н. Психология человека: учебное пособие. - 2-е издание. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2002. - 253 с.

6. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета, Серия 14. Психология. - 1984 - № 4.

- С. 13-20

7. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1981. - № 2. - С. 15-29.

8. Смирнов С.Д. Образ мира как предмет психологического познания.

- Тезисы научных сообщений советский психологов к VI Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. - Ч. 1. - С. 60-62.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ © Табачук Ю.В.*

Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт им. Тараса Шевченко, Украина, г. Кременец

В статье раскрываються некоторые психологические аспекты формирования религиозности у современных младших школьников.

Постановка проблемы. Для стран СНГ, как и для других государств, в условиях многочисленных кризисов важной целью является гармоническое развитие высокодуховной личности на основе общечеловеческих ценностей. В связи с этим школа сегодняшнего дня ищет пути использования воспитательного потенциала прошлого, решает задачу сохранения и приумножение достижений предыдущих поколений, в том числе, этических ценностей христианства [2]. Современные отношения между образованием и религией, школой и церковью определяются дискуссионными вопросами относительно религиозного воспитания детей и молодежи. Их решение обусловливает потребность основательных психолого-педагогических исследований ради теоретического осмысления с дальнейшим практическим применением в воспитании подрастающего поколения.

Вопросы религиозного воспитания в школе вызывают интерес в первую очередь потому, что именно в школе ребенок активно развивается как личность. Соответствующий период есть тем этапом в жизни каждого, когда активно формируется социальное «Я» человека: дети начинают соз-

* Асистент кафедры Теории и методики дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.