Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Образ будущего / подросток / оказавшийся в трудной жизненной ситуации / подросток поколения Z. / The image of the future / a teenager in a difficult life situation / a teenager of generation Z.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизаров C. Г.

В выполненном исследовании анализируются психологические особенности образа будущего подростков из неблагополучных семей, проходящих курс постреабилитации в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в связи с трудной жизненной ситуацией. Анализируются особенности образа будущего у данной категории юношей и девушек подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизаров C. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FUTURE IMAGE OF TEENAGERS IN HARD LIFE SITUATIONS (GENDER ASPECT)

The study analyzes the psychological characteristics of the image of the future of adolescents from disadvantaged families undergoing a post-rehabilitation course in a social rehabilitation center for minors in connection with a difficult life situation. The features of the image of the future in this category of young men and adolescent girls are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)»

УДК 37.032

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ,

ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

(ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ) 1

© 2021 С. Г. Елизаров

докт. психол. наук, профессор кафедры психологии e-mail: sergei_elizarov@mail. ru

Курский государственный университет

В выполненном исследовании анализируются психологические особенности образа будущего подростков из неблагополучных семей, проходящих курс постреабилитации в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в связи с трудной жизненной ситуацией. Анализируются особенности образа будущего у данной категории юношей и девушек подростков.

Ключевые слова: образ будущего, подросток, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, подросток поколения Z.

PECULIARITIES OF THE FUTURE IMAGE OF TEENAGERS IN HARD LIFE SITUATIONS (GENDER ASPECT)

© 2021 S. G. Elizarov

Doctor of Psychological Sciences, Professor at the Department of Psychology

e-mail: sergei_elizarov@mail.ru

Kursk State University

The study analyzes the psychological characteristics of the image of the future of adolescents from disadvantaged families undergoing a post-rehabilitation course in a social rehabilitation center for minors in connection with a difficult life situation. The features of the image of the future in this category of young men and adolescent girls are analyzed.

Keywords: the image of the future, a teenager in a difficult life situation, a teenager of generation Z.

Социально-политические и экономические перемены, происходящие в современной России, в последнее время осложненные ещё и ситуацией пандемии коронавируса, делают актуальной проблему изучения образа будущего у современных подростков, которых целый ряд зарубежных, а теперь и отечественных исследователей относят к «поколению Z» [Антопольская 2020].

Как известно, характерными особенностями подростка выступают формирование образа «Я», ценностная система, характер мировоззрения, а собственное будущее становится важным временным регулятором, на что обращал внимание еще Л.С. Выготский, считая чувство взрослости в качестве центрального новообразования

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект "Развитие субъектности подростков поколения Z в социально-обогащенной среде дополнительного образования" N° 20-013-00073 А.

возраста. Именно у подростка впервые возникает перспективное планирование своего будущего. Исследование образа будущего имеет значительное историческое прошлое и выступает как междисциплинарная проблема, разрабатываемая в философии, социологии, культурологии и других гуманитарных науках начиная с работ И. Канта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др., а в России - Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского и др. Зарубежными и отечественными психологами (Ш. Бюлер, Жане и др.; К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.) преимущественно анализируются такие факторы, которые определяют субъективную специфику восприятия времени, осознанного личностью. Одним из этих факторов выделяется «личностное время». Это «психотемпоральная организация личностью своего сознания и самосознания, поведения и деятельности в процессе осуществления человеком его способа жизни» [Михальскай 2014]. Оно отличается от «биологического времени» наличием автономности [Агофонова 2004]. Кроме того, «биологическое время», в отличие от времени личностного, выражается в том, что личность осознает свое прошлое, настоящее и будущее [Головаха 1984].

Существенное значение имеет также проблема образа. Образ формируется в динамичном и сложном процессе, который постепенно делает образ подобным реально воспринимаемому предмету, привлекая и имеющийся опыт индивида. Образ предмета обязательно должен соотноситься с предметами объективной действительности и вне предмета познания существовать не может, на что обращал внимание еще С.Л. Рубинштейн. Образ - результат взаимодействия индивида с окружающим его миром, выполняющий регулятивную функцию деятельности [Рубинштейн 1999]. Большинство исследователей считают, что образ будущего может быть представлен на разных уровнях отражения. Известная роль здесь принадлежит прошлому чувственному опыту личности и её познавательным процессам. Особо важной является связь самосознания, включающего в себя самопознание, саморегуляцию и самоотношение, и образа будущего. Посредством этих компонентов самосознания личность по-разному воспринимает себя, свой образ, и именно на этой основе формируются целостные образы себя, представление о себе и в конечном счете понимание себя, своего «Я» [Петрова 2011]. Соответственно, образ будущего личности - это итог работы его самосознания, который является определенным целостным представлением. При этом образ будущего состоит из субъективно вероятных достижений с возможными по прошествии времени реальными итогами. Это ожидания, базирующиеся как на имеющемся опыте прошлого, так и на реалиях настоящего.

Важным является и то, что образ будущего - это своеобразный отпечаток события или событий, которые по представлению человека возможны в его будущей жизни. Таким событием в том числе могут выступать и субъективно выделяемый человеком определенный временной этап между какими-то референтными для индивида событиями в будущем, и какое-то само будущее событие. Такой образ-представление формируется у человека на основе памяти и воображения. Он отражает ценностную структуру личности, а также ее фантазии и потребности в настоящем времени относительно своего будущего.

Как в отечественной, так и в зарубежной науке «образ будущего» как психологическая категория близок другим психологическим понятиям. В отечественной психологии образ будущего близок понятию «жизненный путь», по мнению К.А. Абульхановой-Славской, являющийся целостным и динамическим процессом, который она разделяет на элементы - «кванты», понимая под ними определенные жизненные события [Абульханова-Славская 2012]. Близким рассматриваемому нами понятию, несомненно, является и «временная перспектива». Как известно, данное понятие принадлежит К. Левину и выступает в качестве

некоторого числа значимых и связанных между собой целей жизни, ориентирующих человека на то, что будет с ним в будущем [Бочарова 2014]. Более того, согласно Л. Франку, «временная перспектива» может выступать и в качестве комплекса представлений человека одномоментно и о своём прошлом, и о своем будущем с позиций настоящего [Михальский 2014].

К настоящему времени данное понятие активно разрабатывается также в работах Ж. Нюттена, Е.И. Головахи, В.И. Ковалева, А.А. Кроника и др. Так, рассматривая «временную перспективу» в качестве мотивационного образования, Ж. Нюттен считает, что она зависит от некоторых временных объектов - детерминирующих и соответственно регулирующих поведение. Таким образом, представление о цели, опосредованное потребностью личности, зависит от будущего и необходимости временной коррекции поведения. При этом зависимость целей будущего от настоящего является определенным психологическим пространством, в котором потребности личности обрабатываются посредством когнитивных процессов в цели отдаленные и соответствующее поведение [Нюттен 2004].

Близким по значению понятию «временная перспектива» является также понятие «будущая временная перспектива», введенное в научный оборот Е.И. Головахой и А.А. Кроником и понимаемое как определенный временной порядок важных будущих событий в жизни человека [Головаха 1984].

К данной категории понятий относится также индивидуальная «временная трансспектива», введенная в научный оборот в работах В.И. Ковалёва. Под ней понимается важный психологический механизм, регулирующий субъективное время человека, а также образа желаемой им будущей жизни, представляемой как вполне реальной [Ковалёв 1988].

Будущее, подчеркивается многими исследователями, как одна из важнейших временных доминант особенно актуально для подросткового возраста. Это связывается с тем, что подросток уже способен и стремится к самостоятельному планированию и построению своей будущей жизни. Как правило, планы, связанные с будущим подростков, обычно носят характер мечты, но, несмотря на это, юношам и девушкам-подросткам уже присуще перспективное планирование своей будущей жизни, которое способно отделять план от мечты о своей будущей жизни. Такая способность подростков основана на их осознании своих настоящих и будущих потребностей, на оценке себя и своих возможностей. Важной в данном контексте является также мотивация подростков на осуществление своего жизненного пути, играющая исключительную роль как в профессиональном, так и в личностном самоопределении. При этом особое значение приобретает умение подростков соотносить свои жизненные и профессиональные цели с имеющимися в настоящем и возможными в близком или отдаленном будущем средствами достижения поставленных целей [Петрова 2011]. В этом проявляются важнейшие психологические особенности подросткового возраста как возраста переломного, критического, с доминированием нестабильности, смятения, но и энтузиазма, максимализма, поиска нового.

Особой группой несовершеннолетних подросткового возраста, относящейся к «поколению Z», являются подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Под трудной жизненной ситуацией мы понимаем такую, которая субъективно воспринимается подростком как трудная для него лично, либо ситуацию, являющуюся объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность такого подростка [Елизаров 2019]. Несмотря на то что такого рода ситуации встречаются у подростков кратковременно и бывает достаточно разового вмешательства для изменения подобной ситуации к лучшему, из подобного рода нерешённых ситуаций может возникнуть

социально опасное положение, которое требует уже комплекса мер для преодоления возникших у подростка проблем.

В современной России, помимо традиционных причин возникновения таких ситуаций (например, алкоголизм, безработица, положение мигранта, насилие в семье, безнадзорность, нарушение детско-родительских отношений), существенную роль стала играть ситуация социальной депривации и изоляции, связанная с эпидемией коронавируса.

В связи с этим представляется актуальным изучение гендерных особенностей образа будущего у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данное исследование было реализовано в рамках масштабного проекта изучения развития субъектности подростков поколения Z в социально-обогащенной среде дополнительного образования [Антопольская 2020]. В качестве объекта исследования выступали подростковые группы (92 подростка, из них 40 юношей и 52 девушки), проходившие курс комплексной постреабилитации в Курском областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних [Елизаров 2019]. Все исследованные подростки вовлечены в деятельность различных творческих объединений дополнительного образования, действующих как в самом социально-реабилитационном центре, так и в близлежащем Центре детского творчества г. Курска. Исследование проводилось в марте-апреле 2021 г. В качестве методического инструментария мы использовали методику «Неоконченные предложения» (модифицированный вариант) [Агафонова 2004].

Проведенный нами гендерный анализ полученных данных (см. табл.) показал, что для исследованных девушек-подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, характерно наличие страхов, связанных с возможным насилием по отношению к себе, в том числе и страх перед непониманием со стороны родственников и близких, перед возможными агрессивными действиями извне, возможностью смерти, возможностью стать инвалидом. В то же время у данной категории респондентов присутствует выраженное желание сохранения мира, в том числе мира для своей малой Родины и страны в целом. Для подростков-девушек также характерен низкий уровень опасения перед ситуациями неопределенности, желание изменить свою жизнь, увидеть что-то новое, ранее неизвестное. Недостаточно значимым оказалось стремление стать независимым от семейной опеки, желание самоактуализации. Для нас оказалась неожиданной невысокая значимость для данной категории респондентов таких ценностей, как любовь счастье и дружба. Характерной особенностью также оказалось слабая выраженность стремления к духовности и самосовершенствованию. Невыраженным зафиксировано и стремление к личностному росту и к обретению собственной семьи.

Особенности образа будущего у девушек и юношей-подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Высказывания Подростки-девушки Подростки-юноши

Общие представления о будущем

Фантазии, мечты, иллюзии 27,8 35,9

Активность для достижения целей, преодоления преград 29,5 32

То же, что и сейчас 0,03 10,3

Нечто отдаленное, привлекательное 10,8 6,6

Нечто неизбежное 0,13 3,5

Эмоции и чувства, связанные с будущим

Заинтересованность 2,7 12,7

Тревожность, беспокойство, страх 24,4 26,4

Радость, оптимизм 43,2 46,9

Тревожащие события, связанные с будущим

Насилие, терроризм, война 13,9 3,1

Болезнь, смерть своя и близких родственников 37,3 17

Пристраститься к алкоголю, наркотикам, попасть в колонию, тюрьму 8,4 11,2

Не суметь стать настоящим человеком, личностью 8,5 10,1

Страх агрессии по отношению к себе, боязнь непонимания близких 2,8 0,01

Остаться необразованным, ничего не добиться в жизни или потерять все достигнутое 28,9 19,8

Страх перед неопределенностью будущего, опасение перемен в жизни 0,7 3,9

Цели, ценностные ориентации

Обрести счастье в жизни, любовь, уважение других 25,8 32,4

Самосовершенствование 23,1 7,1

Успех в жизни 62,9 24,1

Благополучие в семье, благополучие своей малой Родины, благополучие страны 9,4 1,7

Странствия по миру, стране, перемена места жительства, путешествия 24,2 3,7

Самостоятельность как независимость 0,12 0

Будущая семья

Любящая, счастливая, дружная 44,8 27,9

Указание на количество членов семьи 21,1 12,9

Без вредных привычек 6,1 2,9

Семьи скорее всего или точно не будет 5,8 2,9

Будущее здоровье

Хорошее 9,4 1,7

Планы на ближайший год

Новый социальный статус в семье, среди друзей и т.д. 0 0

Планы на ближайшие пять лет

Работа, профессиональная карьера 8,9 11,2

Личностный рост 3,2 12,4

Материальные ценности (квартира, дом, автомобиль и т.п.) 5,9 7,6

Отношения с лицами противоположного пола, общение 0,17 3,6

Планы на ближайшие десять лет

Работа, профессиональная карьера 0,4 7,1

Личностный рост 0,12 8,3

Материальные ценности (квартира, дом, автомобиль и т.п.) 12,1 17,4

Представления о будущей старости

Передача опыта молодежи 9,2 5,9

Быть ворчливым, неуравновешенным, занудным 0,9 0,67

Не уверен, что доживу до старости 8,8 4,1

Комфортная, обеспеченная старость 5,4 0,16

Для юношей-подростков (см. табл.), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, характерно представление своего будущего как достаточно туманного либо очень похожего на реальное их настоящее. Респонденты-юноши меньше, чем девушки, опасаются болезней и возможной смерти своей и своих родственников и близких. Также слабо выраженными у них являются опасения агрессии по отношению к себе. Непонимание взрослых и несправедливость со стороны ближайшего социального окружения не вызывают у них серьезной тревоги, как и возможность ухудшения состояния своего здоровья и здоровья своих близких (в том числе и ситуация, связанная с эпидемией коронавируса). Для них характерен низкий уровень тревоги и беспокойства за возможную социальную состоятельность как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

Для подростков-юношей слабо выраженным, так же как и у респондентов-девушек, оказалось стремление к личностному росту и самосовершенствованию. Близкие результаты к результатам респондентов-девушек у юношей оказались в стремлении к достижениям, к обретению независимости, свободы и самостоятельности.

Характеризуя отдаленные планы данной категории респондентов, следует отметить отсутствие желания обретения духовных ценностей при достаточно выраженном желании иметь дорогие материальные ценности (красивый дом, дорогостоящий автомобиль иностранного производства и т.д.).

Характеризуя будущую старость, подростки-юноши, как и девушки, считают, что в это еще далекое от них время они скорее всего будут просто жить, как все обычные люди.

Таким образом, проведенное исследование показало, что образ будущего у исследованных нами подростков поколения Z, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, независимо от их гендерной принадлежности, в целом имеет ряд особенностей, к которым можно отнести несформированность образа будущего, его нереалистичность, а также фрагментарность, множественность и преобладание негативного образа. Юношам и девушкам подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации присуще наличие ряда особенностей в характере образа будущего. Это в первую очередь касается несформированности и нереалистичности образа будущего у исследованных подростков-юношей, а также эмоциональных и когнитивных представлений о своем будущем у исследованных подростков-девушек.

Библиографический список

Абульханова-Славская К.А. Субъект и субъектность: проблема определения качества // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / отв. ред.: А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. Ч. 1. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 49-62.

Агафонова Е.Б. Особенности образа будущего у подростков из неполных семей различного типа личности: автореф... дис. канд. психол. наук. Красноярск, 2004. 21 с.

Антопольская Т.А., Балашов О.Л., Силаков А.С. Становление субъектности подростков в информационной среде дополнительного образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-subektnosti-podrostkov-v-informatsionnoy-srede-dopolnitelnogo-obrazovaniya/pdf (дата обращения: 13.09.2021).

Бочарова Е.Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. №1. С. 57-63.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 272 с.

Елизаров С.Г., Нарыкова И.Н., Орлова О.И. Подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации: возможности постреабилитационного сопровождения // Вестник практической психологии образования, 2019 № 2 (2) С. 68-75. URL: https://psyjournals.ru/files/112058/bppe_2019_n2_Elizarov_Narykova_Orlova.pdf (дата обращения: 23.08.2021)

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.

Михальский А.В. Психология конструирования будущего М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. 192 с.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 607 с.

Петрова В.Н. Динамика образа будущего в подростковом возрасте // Сибирский психологический журнал. Томск, 2011. №41. С. 36-41.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.