Особенности обращений граждан и юридических лиц в органы власти (на примере Аппарата губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области)
Спиридонова А.А.
В статье анализируются особенности и специфика обращения граждан в органы власти Иркутской области за 2018 год. Данный вопрос рассматривается на примере работы по обращениям граждан в Аппарате губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. В исследовании обозначаются основные сферы, тематика и контекст обращений.
Ключевые слова: обращения граждан, органы власти, Аппарат Губернатора, Правительство, Иркутская область, общественное недовольство, социальное воспроизводство, общественное развитие
Spiridonov A.A.
Features of appeals of citizens and legal entities to the authorities (on the example of the Office of the Governor of the Irkutsk Region and the Government of the Irkutsk Region)
The article analyzes the features and specifics of citizens' appeals to the authorities of the Irkutsk region for 2018. This issue is considered on the example of work on appeals of citizens in the Office of the Governor of the Irkutsk Region and the Government of the Irkutsk Region. The study identifies the main areas, topics and context of appeals. Key words: citizens' appeals, government bodies, Governor's Office, Government, Irkutsk Region, public discontent, social reproduction, social development
Работа с обращениями граждан - одно из центральных направлений деятельности Правительства Иркутской области (далее - Правительство области) которая регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным Законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственный органов и органов местного самоуправления», Федеральным Законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», Указом Губернатора Иркутской области от 4 февраля 2016 № 25-уг «Об утверждении Порядка организации работы с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области», Указом Губернатора Иркутской области от 4 февраля 2016 № 25-уг «Об утверждении Порядка организации работы с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области», Указом Губернатора Иркутской области от 10 мая 2016 г. N 106-уг «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» [2].
Координирующим и контролирующим центром в проведении мероприятий, направленных на реализацию от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в Правительстве области является отдел по работе с обращениями граждан управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по региональной политике [1].
Дополнительно информация о работе с обращениями граждан размещается в сети Ин-
Таблица 1 Виды обращений
№ Виды обращений Количество обращений
1. Письменные обращения 10247
2, Телефонная линия Губернатора Иркутской области 505
3. Телеграммы 5
4. Факсимильная связь 14
5. «Почтовый ящик» Губернатора Иркутской области 35
6. Электронная ПОЧТа (раздел «Интернет-приемная Губернатора Иркутской области») 3440
7. Устный прием граждан (письменные обращения) 107
ИТОГО: 14353
тернет на официальном Интернет-портале Иркутской области в порядке, установленном постановлением Правительства области от 21 января 2010 года № 3-пп «Об организации размещения информации о деятельности государственных органов Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области на официальном Интернет-портале Иркутской области и обеспечении доступа к указанной информации».
Обращения граждан, как известно, не носят обязательного характера для органов государственной и местной власти. Обращения граждан частного характера в государственные органы также не являются с юридической точки зрения формой участия граждан в управлении делами государства. Но это не снижает их общественной значимости, во-первых, потому, что они касаются повседневных проблем и забот граждан (жилье и его состояние, благоустройство, транспорт и т.д.), а решение задач повышения уровня и качества жизни населения является важнейшей, стратегической задачей всех органов государственной и местной власти.
Во-вторых, каждое обращение - это «сигнал» о нарушении прав и законных интересов граждан, неудовлетворительном решении их жизненных проблем и забот, а их общее число в муниципальном образовании может составлять многие тысячи, в субъекте РФ - десятки тысяч, по стране в целом - миллионы. Действие же «закона больших чисел» на уровне публично-территориальных образований «трансформирует» индивидуальные потребности в общественные, оказывающие существенное влияние на
решения и действия властей всех уровней. Таким образом, все обращения граждан в органы государственной и местной власти (как публичные, так и частные) представляют собой инструмент (от лат. ¡пэ^итеп^т - орудие) воздействия на решения и действия властей, значимость которого будет неуклонно возрастать по мере повышения уровня правосознания населения, а также совершенствования функционирования в России демократических институтов.
Формирование же современной системы работы с обращениями граждан, имеющей целью обеспечение эффективного социального взаимодействия власти и населения, повышение на этой основе эффективности государственного управления обусловливает необходимость дополнительного осуществления комплекса взаимосвязанных мер правового, организационно-управленческого, социального, технического и иного характера.
Обращения являются формой обратной связи граждан и юридических лиц с государственными органами и органами местного самоуправления. Анализ природы обращений позволяет лучше понимать и прогнозировать уровень и специфику социальной активности населения, его действительное отношение к властным институтам, реакции на наличие каких-либо нерешённых вопросов. Ежеквартально предоставляемые Президенту Российской Федерации и Губернатору Иркутской области отчеты о работе с обращениями граждан в Правительстве области свидетельствуют о незначительном снижении поступающих обращений, при этом тема-
Таблица 2
Тематика обращений
Тематика обращений Количество вопросов за 2018 шд
единиц %
Жилищно-коммунальная сфера 7218 30
Социальная сфера 8178 34
Экономика 5109 22
Государство, общество, политика 2621 11
Оборона. Безопасность. Законность 587 3
ИТОГО: 23713 100
тика обращений существенным образом не меняется, а количество поставленных вопросов в обращениях увеличивается.
Отдельные формы работы с обращений граждан отражены в работе автора и коллег (Спиридоновой А.А., Сорокинйо А.Ю. [7,8,9], Румянцевой В.Г., Им В.В. [6]) вопросы общественного недовольства и связанные с этим формы и особенности обращения в органы власти как физических, так и юридических лиц отражены в работах Полюшкевич О.А. [3,4]. Отдельно Полюшкевич О.А. рассмотрены вопросы формирования и развития социального капитала государственных служащих [5], которые напрямую влияют на качество предоставления государственных услуг.
Всего за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года зарегистрировано 14353 (количество вопросов 23713) обращения, поступивших на имя Губернатора Иркутской области и в адрес Правительства Иркутской области, а также из Администрации Президента Российской Федерации и других органов исполнительной государственной власти Российской Федерации.
Из 14353 обращений, зарегистрированных в отделе по работе с обращениями граждан, 5870 поступило из Администрации Президента Российской Федерации.
Из общего количества обращений (14353) 517 коллективных обращений.
В течение 2018 года были зарегистрированы акции (аналогичные обращения двух и более авторов по одному и тому же вопросу) по темам:
- сохранение и поддержка курорта «Русь».
- по вопросу закрытия Фонда микрокредитования;
- жители дома №26, пер. Пулковский, г. Иркутска о проведении капитального ремонта кровли (замена шифера);
- предложение рассмотреть кандидатуру исполнительного директора Некоммерческой организации «Благотворительный фонд поддержки гражданских инициатив «Новый Город» Квасова Александра Александровича на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.
- бездействия администрации Ангарского городского округа и министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в части ремонта разбитой дороги по старому московскому тракту от п. Мегета до г. Ангарска.
- садоводам СОНТ «Дружба» г. Братска отказано в приватизации, либо аренде земли.
За 2018 год Губернатором Иркутской области и членами Правительства Иркутской области было проведено 28 личных приемов граждан, на которых принято 95 жителей Иркутской области.
Согласовано 7 графиков личного приема граждан в Правительстве Иркутской области. Графики регулярно размещаются на официальном сайте Правительства Иркутской области, направляются в муниципальные образования Иркутской области и публикуются в газете «Областная». Дополнительно график размещается на сайтах исполнительных органов государственной власти Иркутской области.
За 2018 год совместно с исполнительными органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления было организовано и проведено 2 личных приема граждан Губернатором Иркутской области (по поручению Президента РФ, в приемной
Президента РФ по Иркутской области), где было принято 3 жителя Иркутской области.
В 2018 году сотрудниками управления было рассмотрено и подготовлено 1780 ответов на обращения граждан.
Предложения, просьбы граждан, содержащиеся в обращениях, поступающие в муниципальные образования, учитываются при формировании и корректировке целевых программ, планов мероприятий, при разработке нормативных документов, реализуемых на территории муниципалитетов. Без обратной связи невозможен успешный процесс подготовки, принятия и реализации обоснованных управленческих решений, законодательных и нормативных правовых актов, соответствующих реальным условиям жизни. Именно обращения граждан позволяют правильно оценивать ситуацию и своевременно вносить продиктованные жизнью коррективы и решения органов законодательной и исполнительной власти.
Правительство Иркутской области совместно с территориальными управлениями федеральных органов Государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области непрерывно совершенствуют формы и методы работы с обращениями граждан, уровень защиты их конституционных прав и законных интересов.
Повышение качества правового регулирования рассмотрения обращений граждан - необходимое условие успешного решения задачи повышения эффективности взаимодействия населения и власти. Изложенное ранее свидетельствует, что в России за последние годы проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы работы с обращениями граждан.
Литература
1. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010): принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 21 апр. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 26 апр. 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
2. Нормативная правовая база по работе с обращениями граждан и организаций [электронный ресурс] URL: http://irkobl.ru/feedback/zakon-
o-poryadke-rassmotreniya-obrashcheniy (дата доступа 06.04.19)
3. Полюшкевич О.А. Общественное недовольство в социальном воспроизводстве // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений Материалы III международной научно-практической интернет-конференции: в 2-х частях. 2018. С. 63-68.
4. Полюшкевич О.А. Общественное недовольство в социальных и естественных рамках / / Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018. № 9. С. 182-187.
5. Полюшкевич О.А. Социальный капитал государственных служащих// Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы материалы IV Всероссийской научно-практической конференции ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск. 2018. С. 319-322.
6. Румянцева В.Г., Им В.В. Институт обращений в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2008. № 14. С. 2-4.
7. Спиридонова А.А. Недовольство органами власти и ресурсы консолидации: анализ обращения граждан в Аппарат Губернатора и Правительства Иркутской области // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы сборник научных трудов. ФГБОУ ВО «ИГУ» ; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич. Иркутск, 2019. С. 62-65.
8. Спиридонова А.А. Обращение в органы власти как форма социальной активности граждан // Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен материалы IX Всероссийской научной интернет-конференции. Иркутский государственный университет; Институт социальных наук. 2017. С. 15-18.
9. Сорокина Е.Ю., Спиридонова А.А. Работа с обращениями граждан как форма обратной связи граждан и юридических лиц с государственными органами и органами местного самоуправления Иркутской области // Социокультурная динамика Иркутской области в ХХ - начале XXI века материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 432-437.