Научная статья на тему 'Особенности обоснования архитектурно-конструктивного типа пассажирского судна для круиза «Золотое кольцо»'

Особенности обоснования архитектурно-конструктивного типа пассажирского судна для круиза «Золотое кольцо» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Королёва А. А.

Выполнен анализ туристического речного маршрута Нижний Новгород - Москва - Нижний Новгород, называемого «Золотое кольцо». Обосновываются характеристики пассажирского судна, для эксплуатации на линии, обеспечивающие высокий комфорт поездки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION FEATURES OF ARCHITECTURALLY-CONSTRUCTIVE TYPE OF THE PASSENGER SHIP FOR «THE GOLD RING» CRUISE

The analysis of a tourist river route Nizhniy Novgorod — Moscow - Nizhniy Novgorod, named «The Gold ring» is made. Passenger ship characteristic for operation on the lines providing high comfort of a trip are proved.

Текст научной работы на тему «Особенности обоснования архитектурно-конструктивного типа пассажирского судна для круиза «Золотое кольцо»»

УДК 629.125.8

А. А. Королёва, студент, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОСОБЕННОСТИ ОБОСНОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОГО ТИПА ПАССАЖИРСКОГО СУДНА ДЛЯ КРУИЗА «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО»

Выполнен анализ туристического речного маршрута Нижний Новгород - Москва - Нижний

Новгород, называемого «Золотое капыр». Обосновываются характеристики пассажирского

судна, для эксплуатации на линии, обеспечивающие высокий комфорт поездки.

На территории Российской Федерации имеется огромное количество интересных достопримечательностей. Они являются хорошей основой для развития туристического бизнеса. Анализ туристических маршрутов показывает, что популярностью пользуются как автомобильные, так и речные путешествия. Среди речных маршрутов туристов особым спросом пользуются путешествия на теплоходе по маршруту Нижний Новгород -Москва - Нижний Новгород, который часто называют «Золотое кольцо». Этот маршрут проходит в верхнем течении рек Ока и Волга, через канал имени Москвы. На его пути расположены Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Углич, Москва, Рязань и другие города, хранящие уникальные памятники русской культуры и истории.

Для организации туристических маршрутов на этой линии требуется проектирование и постройка пассажирского судна, обеспечивающего высокий комфорт поездки и обладающего максимальным комплексом разнообразных дополнительных услуг.

Но на пути развития туристического бизнеса на этой линии необходимо решить ряд серьезных проблем. Первая состоит в отсутствии развитой туристской инфраструктуры (необорудованность причалов, обмеление русла Оки, нет оборудованных зеленых стоянок). Вторая - высокая степень изношенности судов, большие затраты на техническое переоборудование и реконструкцию круизных судов. Колесные пароходы, ходившие ранее по этой популярной «кругосветке», уже списаны. А новые суда современной постройки (типа «Сергей Есенин» пр. (^065), малопригодны для этой линии, т. к. их осадка и габариты не позволяют проходить отдельные перекаты р. Ока, а также под столичными мостами. Все отмеченное существенно осложняет функционирование туристического судоходства на маршруте «Золотое кольцо».

Таким образом, не вызывает сомнения актуальность разработки туристического судна, отвечающего современным запросам потребителей, которое было бы способно работать в сложившихся непростых условиях плавания.

Решение задачи по разработке такого судна невозможно осуществить без применения принципиально новых конструктивных решений.

Первое решение обусловлено условиями эксплуатации. Поскольку перекаты р. Ока существенно ограничивают осадку, то на судне следует применить движитель-но-рулевой комплекс (ДРК) новой конструкции с использованием гребных колёс. С точки зрения гидродинамики для работы на мелководье наиболее эффективным является гребное колесо. Колесный движитель обладает замечательным качеством: при возрастании сопротивления движению и при падении скорости резко увеличивается удельный упор, приходящийся на единицу мощности. Зависимость относительного тягового усилия от скорости движения судна (состава) показанная для гребного колеса, винта и водомета на графике (рис. 1. с. 497 из книги Алферьев М. Я. Судовые движители, 1938 г.), позволяет прийти к выводу, что в режиме маневра, возросшего со-

противления движению (встречный ветер, мелководье), в режиме торможения, колесное судно имеет несомненные преимущества перед винтовым.

Конструкция колёсного ДРК обеспечивает изменение величины и направления вектора тяги путём изменения соотношения числа оборотов и направления вращения гребных колёс. Максимальный момент, разворачивающий судно, может быть достигнут при вращении гребных колёс на максимальных оборотах в противоположном направлении. Управляемость судна на переднем и заднем ходу будет идентична.

Битовая форма плиц при вращении колёс в разные стороны обеспечивает рулевую силу, соизмеримую с упором ДРК. Если плицы не имеют разворота (а = 0°), то боковая составляющая упора отсутствует, и управляемость судна, в отличие от предлагаемой конструкции КДРК, не может быть обеспечена без традиционного рулевого устройства.

При маневрировании на малых скоростях данный ДРК особенно эффективен, так как удельная тяга на каждом колесе может быть очень высокой.

Предлагаемый тип ДРК по сравнению с существующими движителями обладает низкой потребляемой мощностью, это делает его выгодным еще и в экологическом аспекте.

Второе решение обусловлено следующим. Компоновку судна следует подчинить задаче обеспечения максимального удобства для пассажиров. Этот вопрос, в сочетании с задачей разместить на судне максимально возможное количество пассажиров, сводится к применению новой планировки кают. В новых решениях планировки экономия реализуется не в уменьшении комфортабельности каюты, а за счет более рационального использования площади каюты. В частности использование двухместных кают, оснащенных трансформирующейся мебелью и многофункциональным санузлом (по площади каюты соответствуют европейскому стандарту 10,5м2). Такие каюты сочетают в себе функциональность и простор, а отделка современными материалами обеспечивает привлекательный вид интерьера.

Обеспечение низкого уровня шума достигается за счет максимального удаления основных источников шума от жмых помещений. Ими, как правило, являются главные двигатели. Благодаря размещению машинного отделения в кормовой части корпуса шумовое воздействие на жилые помещения существенно снижается.

В носовой части в фальшборте предлагается выполнить аппарель, обеспечивающую удобный сход пассажирам при подходе носом к необорудованному берегу. Это существенно расширит функциональные возможности судна.

Отличительной особенностью нового судна является обеспечение надводного габарита 8,6м для прохода под московскими мостами. Это ограничение дает возможность разместить пассажиров на трех ярусах надстройки. При этом все конструкции выше палубы солярия (сигнальная мачта, леерное ограждение, дымовая труба) следует выполнить заваливающимися.

Таким образом, формируется новый тип судна, обладающий следующими преимуществами:

- судно способно проходить по рекам с ограниченными глубинами и извилистым фарватером, под мостами в Москве;

- применение нового ДРК с использованием гребных колес, позволяет повысить управляемость, маневренность и устойчивость на курсе;

- комфортабельность и современное оборудование кают, низкий уровень шума обеспечивает высокий уровень проживания пассажиров;

- благодаря носовому аппарельному устройству обеспечивается удобная высадка пассажиров на необорудованный берег, судно может швартоваться к берегу без причальных сооружений и обеспечивать «зеленые» стоянки;

- меньшая экологическая нагрузка на окружающую среду, благодаря низкой потребляемой мощности колесного ДРК делает судно более конкурентоспособным.

SUBSTANTIATION FEATURES OF ARCHITECTURALLY-CONSTRUCTIVE TYPE OF THE PASSENGER SHIP FOR «THE GOLD RING» CRUISE

A. A. Korolyova

The analysis of a tourist river route Nizhniy Novgorod — Moscow - Nizhniy Novgorod, named «The Gold ring» is made. Passenger ship characteristic for operation on the lines providing high comfort of a trip are proved.

УДК 629.122/. 123.001.2

Ю. А. Кочнев, аспирант, ВГАВТ.

603950, Нижний. Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ И ХАРАКТЕРИСТИК «МАЛЫХ» ТАНКЕРОВ НА НАЧАЛЬНЫХ СТАДИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проанализированы элементы и характеристики современных танкеров малой грузоподъёмности. Получены статистические зависимости для их нахождения на начальном этапе проектирования.

Мировая потребность в нефти и нефтепродуктах увеличивается ежегодно, для России, являющейся экспортёром углеводородов задача их доставки актуальна. В последние годы были построены ряд танкеров, но в основном для иностранных судовладельцев. Существующий Российский танкерный флот достаточно физически и морально устарел и требует обновления.

По данным на 2004 год в эксплуатации находилось 145 танкеров внутреннего плавания грузоподъёмностью 5000 т и средним возрастом 28 лет и всего 5 судов моложе 20 лет. Танкеров с грузоподъёмностью 600 т- 121, их средний возраст 37,2 года [1] Численность нефтеналивных судов смешанного плавания с классом Российского Речного Регистра по данным 2008 года- 195. Средний возраст составляет от 30 до 34 лет [2].

Постоянно ужесточающиеся требования международных конвенций и различных классификационных обществ, в области защиты окружающей среды и иных требований к судам, в конечном счёте, приведут к тому, что старым отечественным судам заход в иностранные порты будет запрещён.

В то же время безперевалочная перевозка нефтегрузов из внутренних Российских портов в порты Европы позволит сократить расходы по доставке грузов и тем самым увеличить прибыль судовладельцев. Но суда смешанного (река-море) плавания имеют ряд особенностей, прежде всего это ограничения по главным размерениям, связанное с прохождением гидросооружений на внутренних водных путях. Поэтому выбрать длину, ширину, осадку судна оптимальными с точки зрения компоновочных решений и минимальных эксплуатационных расходов крайне необходимо. Часто в борьбе за наибольшую грузоподъёмность размеры судна в плане выбираются исходя из габаритов судового хода максимальными, что вряд ли положительно скажется на его технико-экономических показателях. В связи с этим вопрос о выборе элементов и характеристик новых наливных судов смешанного плавания открыт и очень важен уже на начальных стадиях проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.