ОСОБЕННОСТИ ОБЛОЖЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ
Солодова С.В.
Кандидат наук,
доцент Волгоградского государственного университета
400062, Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Университетский, д. 100
Королева И.И.
студентка Волгоградского государственного университета,
400062, Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Университетский, д. 100
PECULIARITIES OF TAXATION OF PUBLIC INSTITUTIONS BY THE
INCOME TAX
Solodova S.V.
PhD., Associate Professor of Volgograd State University 400062, Volgograd Region, Volgograd, Prospect. Universitetskiy, 100
Koroleva Irina, Student of, Volgograd State University,
Volgograd , Russia
Аннотация
Налог на прибыль - один из главных источников пополнения доходной части бюджета. В данной статье рассмотрен наиболее специфичный и неоднозначный объект обложения с точки зрения налога на прибыль - государственные учреждения. Были выявлены особенности учета доходов и расходов при исчислении налога на прибыль.
Abstract
Income tax is one of the main sources of replenishment of the profitable part of the budget. This article describes the most specific and contradictory subject in terms of income tax - state organizations. The specifics of accounting for income and expenses in calculating income tax are revealed.
Ключевые слова: налог на прибыль, государственное учреждение, налоговый учет
Keywords: Profit tax, state institution, tax accounting
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в
целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.1
Государственные учреждения являются достаточно специфическим субъектом налогообложения. Эта специфичность в первую очередь связана с тем, что государственные учреждения являются организациями некоммерческого типа, созданная государством с целью реализации социально-культурных, управленческих и других функций некоммерческого характера. Таким образом, госучреждения не ставят перед собой в качестве основной цели получение прибыли. Тем, на мой взгляд, интереснее рассмотреть налогообложение государственных учреждений именно с точки зрения налога на прибыль.
Обратим внимание на то, что особенности налогообложения варьируются в зависимости от типа государственной организации. Так, государственные учреждения подразделяются на бюджетные, казенные и автономные учреждения.
Государственное бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, которое создается Российской Федерацией для выполнения работ, а также оказания услуг по реализации полномочий органов государственной власти.2 Как правило, такого рода учреждения создаются в сферах науки, здравоохранения, культуры, образования, социальной защиты, физической культуры, занятости населения и прочих сферах некоммерческого характера. Государство осуществляет финансирование их деятельности в форме субсидий, при этом учреждение обязуется выполнить государственное задание. Другие виды деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять только в том случае, если это служит для достижения поставленных перед ним государством целей, об этом говорит п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.
Не смотря на то, что государственные бюджетные учреждения имеют определенную специфику, НК РФ не предусматривает в налоговом учете таких организаций соблюдение каких - либо индивидуальных правил. В связи с отменой в 2011 году ст. 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляются в общем порядке.
Тем не менее, определенные особенности существуют. И в первую очередь они связаны с формированием налоговой базы, а точнее с классификацией и отнесением доходов государственных бюджетных учреждений к учитываемым или не учитываемым при ее определении. Как уже было сказано выше, финансовое обеспечение деятельности государственных
1 . Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : (часть вторая) от 5 августа 2000 г.. № 117-ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». -Режим доступа: \WWW/ URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
2 Федеральный закон о некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: \WWW/ URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
учреждений в рамках государственного задания осуществляется субсидированием из бюджета. Субсидии - есть основной доход государственных бюджетных учреждений. Налоговый кодекс, а конкретно ст.251 НК РФ гласит, что средства целевого финансирования, полученные в виде субсидий из бюджета РФ, не учитываются при определении налоговой базы. Важно отметить, что необходимым условием является ведение раздельного учета доходов в рамках целевого финансирования, в противном случае данные средства будут подлежать налогообложению. Также, по окончании налогового периода, организациям необходимо предоставить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных от государства средств.3
При оказании государственными бюджетными учреждениями услуг гражданам и юридическим лицам за плату исчисление и уплата налога будет осуществляться в соответствии с общими требованиями, предусмотренными гл. 25 НК РФ. На мой взгляд, важно отметить, что доходы, полученные от такого рода предпринимательской деятельности, не распределяются между участниками, а направляются на развитие бюджетного учреждения. Это связано с тем, что финансирование осуществляется согласно возможностям бюджета, а не потребностям бюджетных образований, первые из которых ограничены. Таким образом, доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности, могут инвестироваться лишь в основную уставную деятельность: на капитальное строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт и прочее. Выбор более рентабельных видов деятельности для бюджетных учреждений отсутствует.
При определении налоговой базы, так же как и коммерческие организации, государственные бюджетные учреждения уменьшают полученные в результате деятельности доходы на величину расходов, о чем говорит п. 1. ст. 252 НК РФ. Одним из специфических видов расходов для такого рода организаций является амортизация. Амортизация - это постепенное признание стоимости основных фондов или нематериальных активов в качестве расходов в течение определенного срока полезного использования. Для целей налогового учета амортизация начисляется ежемесячно. Объектами являются только признанные Налоговым кодексом РФ в качестве амортизируемого имущества основные средства и нематериальные активы. Согласно пп.1 п. 2 ст.256 НК РФ имущество бюджетных организаций не подлежит амортизации. Исключением является имущество, которое было приобретено в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Еще одним важным моментом при обложении государственных учреждений налогом на прибыль являются налоговые ставки. Основная нало-
3 Солодова С.В. Реформирование учета в государственных (муниципальных) учреждениях как результат изменения их правового и имущественного положения. Вестник ВолГУ, серия 3 экономика, экология. Научно-теоретический журнал, 2011 г., № 1 (18), С. 195 - 200
говая ставка по налогу на прибыль согласно п. 1 ст. 284 НК РФ составляет 20%. Государство берет на себя обеспечение населения общественными благами, создавая бюджетные учреждения, выполняющие определенные виды деятельности, к таким видам деятельности относится образовательная и медицинская. Проблеме обложения данных областей посвящена статья 284.1 НК РФ. Статья гласит, что осуществляющие медицинскую и образовательную деятельность учреждения имеют право применять нулевую процентную ставку, но при соблюдении ряда условий:
1) вид медицинской или образовательной деятельности входит в перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ;
2) лицензия на осуществление одного из данных видов деятельности;
3) доходы организации за налоговый период, полученный в результате осуществления данного вида деятельности должен составлять не менее 90 процентов от всего дохода, учитываемого при расчете налоговой базы;
4) особые требования к штату сотрудников.
Помимо образовательной и медицинской деятельности существуют также государственные организации, занимающиеся социальным обслуживанием граждан. Такие организации вправе применять ставку 0 процентов, но также при условии соблюдения определенных требований, указанных в ст.284.5. НК РФ, схожих по своей сути с вышеприведенными требованиями для медицинских и образовательных организаций. 4
Как уже было сказано в начале статьи, государственные учреждения существуют также в форме автономных и казенных учреждений. Казенное государственное учреждение находится в ведении государственного органа власти, оказывает государственные услуги, работы и исполняет государственные функции с целью реализации полномочий органов государственной власти. При этом финансовое обеспечение такого рода учреждения осуществляется за счет средств государственного бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение также как и бюджетное может осуществлять приносящую доход деятельность, но только в случае если это право указано в его учредительном документе. При этом доходы от оказания данных услуг будут являться неналоговыми доходами бюджета, о чем говорит ст.41 и ст. 57 БК РФ. Налоговый кодекс также указывает на то, что при определении налоговой базы, доходы полученные казенными учреждениями от оказания услуг, не учитываются в ее составе пп. 1 п. 33 ст. 251 НК РФ.
Государственным автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ,
4 Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : (часть вторая) от 5 августа 2000 г.. № 117-ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». -Режим доступа: \WWW/ URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ 74
оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). 5
С точки зрения налога на прибыль автономные и бюджетные учреждения фактически не отличаются. По большей части отличается правовой статус данных учреждений. Тем не менее, единственным, на мой взгляд, существенным отличием является то, что автономные учреждения в отличии от бюджетных имеют право распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенных на средства, полученные от приносящей доход деятельности.
Можно сказать, что в настоящий момент обложение налогом на прибыль государственных учреждений производится в большей степени по общим принципам, это касается в основном автономных и бюджетных учреждений. Что, на мой взгляд, не совсем рационально. В налоговую базу включаются доходы от предпринимательской деятельности, которые используются для развития данного учреждения, для наиболее успешного достижения целей поставленных самим государством. Что существенно снижает мотивацию к осуществлению предпринимательской деятельности. По моему мнению, государство должно предоставлять некоторые льготы по налогу на прибыль бюджетных учреждений. Это может быть понижение налоговой ставки. Такие мероприятия в свою очередь расширят возможности госучреждений в области их развития и решения социальных задач.
В то же время справедливым является начисление амортизации основных фондов, приобретенных в результате ведения данной деятельности. Государственное учреждение может сократить свою налоговую базу за ее счет. А также применение нулевой налоговой ставки для учреждений, осуществляющих медицинскую и образовательную деятельность.
Для формирования подробной информации по расчету налога на прибыль государственные организации также ведут налоговый учет. Данные учета должны подтверждаться первичными учетными документами, такими как справка бухгалтера, аналитические регистры налогового учета и т.д. Также государственные учреждения обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль по месту нахождения, в порядке, установленном НК РФ, вне зависимости от наличия обязанности по
5 Федеральный закон «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]: от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016) ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: \WWW/ URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/
уплате налога. Формат декларации на прибыль для государственных организаций аналогичен формату деклараций для коммерческих организаций. 6
По причине отсутствия в налоговом учете государственных организаций специфических особенностей в процессе расчета налога на прибыль возникают определенные проблемы. Для их избегания целесообразно вести раздельный учет доходов входящих и не входящих в налоговую базу. Проводить разграничение между средствами целевого финансирования и доходами от предпринимательской деятельности. Для медицинских и образовательных учреждений возникает необходимость своевременно предоставлять в налоговый орган документы, подтверждающие применение нулевой процентной ставки. Что касается амортизации, необходимо вести учет основных фондов, приобретенных за счет средств полученных от предпринимательской деятельности.
Таким образом, государственные учреждения должны учитывать особенности их обложения налогом на прибыль при этом самостоятельно реа-лизовывать меры по учету данных особенностей в процессе исчисления и уплаты налогов.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : (часть вторая) от 5 августа 2000 г.. № 117-ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: \WWW/ URL: http : //consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
2. Солодова С.В. Реформирование учета в государственных (муниципальных) учреждениях как результат изменения их правового и имущественного положения. Вестник ВолГУ, серия 3 экономика, экология. Научно-теоретический журнал, 2011 г., № 1 (18), С. 195 - 200
3. <Письмо> Минфина России [Электронный ресурс]: от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: \WWW/ URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_LAW_115329/
6 <Письмо> Минфина России [Электронный ресурс]: от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: \WWW/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_LAW_115329/ 76
4. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» [Электронный ресурс]: от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016) ФЗ - Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: \WWW/ URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Головин Артем Алексеевич,
к-т. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западного государственного университета, 305040, РФ, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Тимченко Мария Владимировна, бакалавр 3-го курса, Юго-Западного государственного университета, 305040, РФ, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Котельникова Ольга Романовна бакалавр 3-го курса, Юго-Западного государственного университета, 305040, РФ, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Аннотация. В статье проводится анализ состояния интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Дана оценка действий Европейского союза, Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств на территории бывшего Советского Союза. Определены проблемы и перспективы развития экономической интеграции.
Annotations. The analysis of the state of the integration processes in the Post-Soviet states was conducted in the article. The evaluation of the actions of the European Union, the Eurasian Economic Union and the Commonwealth of Independent states on the territory of the former Soviet union is given. The problems and the prospectives of the economic integration were identified in the article.
Ключевые слова: экономическая интеграция, постсоветское пространство, перспективы развития, ЕАЭС, ЕС, СНГ.
Keywords: economic integration, The Post-Soviet States, the perspective of the development, The EEU, The EU, The CIS.
Экономическая интеграция является одной из сторон общемирового тренда - глобализации. Экономическая интеграция, как процесс, представлена пятью стадиями: зоной свободной торговли, таможенным союзом, общим рынком, экономическим союзом, а также заключительной стадией экономическим и валютным союзом.
Факторами, обуславливающими возникновение интеграционных процессов, являются: