Е.О. Родионов,
адъюнкт при кафедре военно-медицинского снабжения и фармации, [email protected] Ю.В. Мирошниченко,
д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой военно-медицинского снабжения и фармации, главный провизор Министерства обороны Российской Федерации С.А. Бунин,
д.фарм.н., доцент, заместитель начальника Военно-медицинской академии А.А. Ефремов,
старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории военно-научного сопровождения автоматизированных систем управления научно-исследовательского отдела медико-информационных технологий научно-исследовательского центра, [email protected] И.В. Трошко,
к.м.н., старший преподаватель кафедры организации и тактики медицинской службы,
О.З. Мустаев,
к.б.н., доцент кафедры военно-медицинского снабжения и фармации, [email protected] Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ИМУЩЕСТВОМ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ, ДИСЛОЦИРУЮЩИХСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 615.1
Родионов Е.О., Мирошниченко Ю.В., Бунин С.А, Ефремов A.A., Трошко И.В, Мустаев О.З. Особенности обеспечения медицинским имуществом воинских частей и соединений, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации (Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия)
Аннотация. Проведен анализ порядка обеспечения медицинским имуществом воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации. Выявлены особенности и сформулированы предложения по реализации своевременного и бесперебойного обеспечения медицинским имуществом воинских частей и соединений, выполняющих задачи за пределами РФ.
Ключевые слова: обеспечение медицинским имуществом, воинский пропуск, провоз материальных средств, организация транспортировки, нормативно-правовая база.
Введение
Воинские формирования Вооруженных Сил РФ (далее — ВС РФ), несущие службу за пределами страны, являются объектами повышенного внимания и требуют преимущественного обеспечения всеми видами материальных средств.
Особенности обеспечения медицинским имуществом (далее — МИ) воинских частей и соединений, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации (далее — воинских частей), обусловлены вынужденным
Е.О. Родионов, Ю.В. Мирошниченко, С.А. Бунин, A.A. Ефремов, И.В. Трошко, О.З. Мустаев, 2015 г.
пересечением государственной и таможенной границ Российской Федерации. Порядок провоза материальных средств через границу РФ регулируется законодательством участвующих в отношениях стран, а также нормативно-правовыми актами, определяющими особенности таможенного контроля и нахождения вооруженных формирований России на территории иностранных государств [1]. Кроме того, особенности мероприятий по провозу МИ для нужд Министерства обороны через границу РФ регулируются ведомственными документами. Однако, несмотря на широкий перечень руководящих документов, регламентирующих рассматриваемые вопросы, существуют определенные пробелы правового регулирования обеспечения воинских частей МИ.
Цель исследования
Провести анализ порядка обеспечения медицинским имуществом воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации.
Материалы и методы
Использованы методы правового анализа. Проанализированы нормативно-правовые акты и руководящие документы, регулирующие вопросы организации обеспечения медицинским имуществом воинских частей, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, а также порядок их исполнения на практике.
Результаты и их обсуждение
В ходе проведения анализа деятельности подразделений медицинского снабжения по обеспечению МИ воинских частей был выявлен ряд факторов, оказывающих негативное влияние на качество подвоза МИ. Наиболее значимыми из указанных факторов следует выделить:
— порядок оформления воинского пропуска (далее — ВП) для провоза МИ через границу РФ;
— неполное отражение в нормативно-правовой документации вопросов провоза МИ через границу РФ.
МИ как товар, перемещаемый через границу в интересах воинских частей РФ, дислоцированных за пределами территории страны, попадает под действие «специального таможенного режима», в соответствии с которым подлежит таможенному оформлению в порядке, определяемом Федеральной таможенной службой, по представлению в качестве таможенной декларации ВП [5].
Порядок оформления ВП для провоза материальных средств через границу РФ пришел на смену порядку оформления материальных пропусков в 2010 г. Материальные пропуска оформлялись воинскими частями, находящимися на территории РФ в небольшом отдалении от органов снабжения и наделенными соответствующими функциями, на вывоз имущества из РФ и самими воинскими частями, дислоцируемыми за пределами РФ, на ввоз имущества в РФ. Процедура оформления материальных пропусков занимала от нескольких минут до нескольких часов, не создавая продолжительного разрыва в мероприятиях подвоза МИ воинским частям.
Согласно установленному действующей нормативно-правовой базой порядку получения ВП, должностные лица, которым представлено право его выдачи (заместитель командующего военного округа по материально-техническому обеспечению), находятся на значительном удалении от воинской части, что существенно увеличивает время получения ВП.
Необходимо отметить, что обеспечение МИ воинских частей имеет ряд особенностей, отличающих его от снабжения ВС РФ другими видами материальных средств [2]. Так, например, время, затраченное на проведение мероприятий по подготовке МИ к транспортировке (упаковка, пакетирование и маркировка), может превышать аналогичные показатели по подготовке других материальных средств в несколько раз. Наряду с этим, полная грузоподъемность транспорт-
№2
3015
Менеджер
ных средств используется только при перевозке сжатых медицинских газов. Однако универсальность порядка оформления ВП вынуждает организовывать процесс транспортировки МИ в воинские части в рамках общих правил, что в результате негативно отражается на обеспеченности МИ данных воинских формирований.
Транспортировка МИ для нужд Министерства обороны на уровне подразделений войскового звена медицинской службы характеризуется небольшим по весу и объему, но достаточным по номенклатуре количеством имущества. Для подвоза МИ в войсковом звене используется, как правило, большегрузный автомобильный транспорт (грузоподъемностью 7-10 т). При планировании перевозок большее внимание уделяется рациональному использованию транспортных средств, имеющему целью одновременный подвоз максимального количества имущества, что вызывает необходимость группировки и увеличения объема лекарственных средств и медицинских изделий и не всегда отвечает специфике и принципам работы органов снабжения МИ. Кроме того, данные обстоятельства приводят к отсутствию возможности корректировки календарного периода получения МИ. Так, например, не учитывается необходимость получения незапланированных лекарственных средств для осуществления медицинской службой профилактических мероприятий, связанных с проявлением сезонной вспышки заболеваемости в воинских частях.
Истребование ВП производится воинской частью на основании первичных учетных документов (нарядов, накладных). Данные по виду и объему перевозимых материальных средств из представленных документов заносятся в бланк ВП утвержденной формы с указанием веса и количества мест перевозимого имущества. Специфика выдачи МИ органами снабжения заключается в обоснованной возможности изменения номенклатурных позиций, планируемых к отпуску
лекарственных средств и медицинских изделий от фактически отпущенных. Таким образом может возникнуть разногласие между показателями заявленного по ВП МИ и фактически полученных лекарственных средств и медицинских изделий.
Процесс провоза материальных средств через таможенную границу РФ связан с проведением ряда продолжительных мероприятий по истребованию, получению, использованию ВП, а также документального оформления отчетности о его использовании. Оказание медицинской помощи на различных этапах медицинской эвакуации войскового звена зачастую связано с необходимостью осуществления оперативной централизованной или децентрализованной поставки конкретных наименований МИ. Основные принципы оформления ВП не позволяют удовлетворить данные требования в кратчайшие сроки, что сказывается на своевременности и соответственно качестве оказываемых мероприятий по оказанию медицинской помощи.
Для организации транспортировки МИ после получения ВП необходимо выполнить ряд вспомогательных мероприятий по оформлению документов на совершение марша, подготовку личного состава, оформление путевой документации (разрешение на прогон транспортного средства свыше 200 км, разрешение на выездной вооруженный караул, проверка транспортных средств инспекторами Военной автомобильной инспекции и др.). Все вышеуказанные мероприятия взаимосвязаны между собой и требуют дополнительного времени на их осуществление, тем самым увеличивая временной интервал получения МИ [3, 4].
ВП рассчитан на разовый провоз материальных средств через границу РФ и предназначен для предъявления в Государственный таможенный комитет РФ. Какого-либо извещения о приеме документа, его регистрации и исполнении при прохождении таможенных процедур не выдается, что создает трудности при составлении отчетности об использовании
ВП. Выходом из сложившейся ситуации может являться подтверждение факта использования ВП по представлению копии ВП, в которой руководитель воинской части указывает время и реквизиты первичных учетных документов провезенного груза (с приложением копий исполненных первичных учетных документов).
Положения действующей нормативно-правовой базы не в полной мере отображают все аспекты, связанные с порядком провоза МИ для обеспечения воинских частей. К примеру, руководящие документы не раскрывают особенности досмотра МИ при прохождении таможенных процедур с применением средств инспекционно-досмотрового комплекса, в основе которого лежит применение рентгеновского и гамма-излучения. Следует отметить, что некоторые лекарственные средства и медицинские изделия не должны подвергаться воздействию данных видов излучения ввиду риска изменения их качественного состояния, а их проверка с использованием таких комплексов может привести к потере фармакологических и функциональных свойств, а для некоторых и приобретению токсических свойств.
Общий объем документооборота в ходе организации получения и использования ВП представляет собой результат трудоемкого процесса, проводимого воинской частью и органами снабжения МИ. В зависимости от осуществляемых мероприятий этот процесс можно разделить на несколько этапов:
— истребование МИ;
— получение основания на получение МИ (первичные учетные документы);
— истребование ВП;
— получение ВП;
— получение МИ, использование ВП;
— отчет об использовании ВП.
В этой связи движение документов при получении МИ воинской частью представляет собой сложный и многоэтапный процесс, требующий временных и трудовых затрат на его реализацию.
Таким образом, возможным путем решения вышеизложенных проблемных вопросов является внесение изменений и дополнений в нормативно-правовую базу по следующим направлениям:
1. Введение отдельного порядка получения ВП для провоза МИ воинскими частями.
2. Возможность получения отдельных ВП для раздельного провоза небольших партий лекарственных средств и медицинских изделий независимо от загрузки транспорта.
3. Определение порядка досмотра МИ с учетом особенностей лекарственных средств и медицинских изделий без использования технологий, изменяющих их свойства и технические характеристики.
4. Определение требований к оформлению отчета об использовании ВП с указанием порядка визирования и заверения.
Заключение
Для осуществления качественного и бесперебойного обеспечения МИ воинских частей, дислоцирующихся за пределами РФ, необходимо учитывать особенности организации получения и транспортировки лекарственных средств и медицинских изделий. Внесение корректировок и дополнений в нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок перемещения в интересах Министерства обороны МИ через границу РФ, позволит в должной мере осуществлять своевременное и бесперебойное обеспечение МИ воинских частей и соединений, выполняющих задачи за пределами РФ. ^_
Литература
1. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия «Об объединенной Российской военной базе на территории Республики Южная Осетия» (г. Москва, 1 апреля 2007 г.).
2. Закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
№2 Менеджер
3015 здравоохранения /
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2007 г. №527 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. №449 «О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов».
5. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. №714 «О требованиях и условиях помещения товаров под специальный таможенный режим перемещения товаров между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории».
UDC 615.1
Rodionov E.O., Miroshnichenko Y.V., Bunin S.A., Efremov A.A., Troshko I.V., Mustaev O.Z. The characteristics of supplying junctions and military units stationed outside the Russian Federation with medical property
(Russian military medical academy of S.M. Kirov, Saint-Petersburg, Russia)
Abstract. It was carried out the analysis of the characteristics of supplying junctions and military units stationed outside the Russian Federation with medical property. There were made some proposals for the implementation of timely and uninterrupted supply with medical property military units performing tasks outside the Russian Federation. Keywords: supplying with medical property, military permit, transportation of tangible assets, organization of transportation, legal framework.
Здравоохранение-SOI 5
МИНЗДРАВ РОССИИ: В 2015 ГОДУ ДОХОДЫ ФОНДА ОМС ВОЗРАСТУТ НА 32% ПО СРАВНЕНИЮ С 2014 ГОДОМ
□ бщий объем доходов бюджета Фонда ОМС утвержден на 2015 год в сумме 1632,3 млрд. рублей, на 2016 год — 1706,5 млрд. рублей, на 2017 год — 1804,1 млрд. рублей. Только за 2015 год по сравнению с 2014 годом доходы возрастут на 392,2 млрд. рублей, или на 32%, а в плановый период еще на 172 млрд. рублей (на 11%).
С 2013 года за счет субвенций территориальные программы ОМС в рамках базовой программы ОМС впервые сбалансированы на всей территории Российской Федерации. Рост субвенции в 2015 году по сравнению с 2014 годом составит 240 млрд. рублей, или 20,4%, а ее размер достигнет 1414,2 млрд. рублей. На 2016 год субвенция утверждена в размере 1494,0 млрд. рублей (на 6% больше предыдущего года), в 2017 году — 1667,6 млрд. рублей (на 12% больше). Значительно увеличиваются подушевые нормативы финансирования базовой программы, которые составят в 2015 году 8260,7 рубля, что на 18,7% выше предыдущего года, в 2016 году — 8727,2 рубля (рост на 5,6%), в 2017 году — 9741,2 рубля (рост на 12%). Скорая медицинская помощь с 2015 года будет осуществляться полностью за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС по нормативу 1710,1 рубля за один вызов, что на 202,7 рубля, или на 13,5% превышает уровень 2014 года.
Стоимость одного случая госпитализации в 2015 году составит 22 233,1 рубля, что выше 2014 года на 16%. Увеличится стоимость пациенто-дня в условиях дневного стационара на 6,4% по сравнению с 2014 годом, что позволит обеспечить оказание специализированной медицинской помощи, ранее оказываемой в стационарных условиях.
С 2015 года в систему обязательного медицинского страхования полноценно войдет высокотехнологичная медицинская помощь. На ее оплату в этом году, кроме средств в рамках базовой программы ОМС, будет направлено дополнительно 82,1 млрд. рублей, рост по сравнению в предыдущим годом на 60% (51,3 млрд. рублей), в 2016 году — 99,5 млрд. рублей (рост на 21,2%), в 2017 году — 103,5 млрд. рублей (рост на 4%).
Источник: официальный сайт Минздрава России