Научная статья на тему 'Особенности обеспечения конкурентоспособности банков на основе развития информационно-сетевых технологий'

Особенности обеспечения конкурентоспособности банков на основе развития информационно-сетевых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БАНКИ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BANKS / GLOBAL COMPETITION / INFORMATION-NETWORK TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стец К. И.

В статье рассматривается новая концепция информационного управления финансовыми организациями, основанная на сетевой модели регулирования финансовым рынком, которая необходима в условиях усиления глобальной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of providing of banks competitiveness on the basis of development of information-network technologies

In article considers a new concept of information management by financial organizations, which is based on network model of regulation by the financial market which is necessary in the conditions of strengthening of a global competition.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения конкурентоспособности банков на основе развития информационно-сетевых технологий»

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СТЕЦ К.И.,

аспирант, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, 346500, Шахты, Ростовская обл., ул.Шевченко, 147

В статье рассматривается новая концепция информационного управления финансовыми организациями, основанная на сетевой модели регулирования финансовым рынком, которая необходима в условиях усиления глобальной конкуренции.

Ключевые слова: банки; глобальная конкуренция; информационно-сетевые технологии.

In article considers a new concept of information management by financial organizations, which is based on network model of regulation by the financial market which is necessary in the conditions of strengthening of a global competition.

Keywords: banks; global competition; information-network technologies.

Коды классификатора JEL: G21, L15.

В сетевой экономике модель устойчивого развития должна органично сочетаться с концептуальными основами Информационного Общества и реализуемыми механизмами информационной (сетевой) экономики. Переход к модели конкурентоспособного развития операторов рынка финансовых услуг — это не просто близкоориентированные процессы, а единый синергетический процесс взаимодействия экономических агентов глобального рынка.

Системные риски ликвидности финансовых институтов начинаются с возникновения информационных проблем, поэтому, установив информационные системы, способные концентрировать накопленные данные, финансовые организации получают мощную поддержку принятия управленческих решений. Вместе с тем, при довольно высоком общем уровне автоматизации производственных процессов в российских банках больше половины руководителей корпоративных информационных служб выражают недовольство тем, как именно они автоматизированы.

Интенсивный рост объемов информации, переработка которых необходима для обеспечения процессов информационного моделирования и поддержки принятия решений, требует использования новых технологий анализа и синтеза. В то же время обеспечить конкурентоспособную модель развития банка невозможно без создания технико-технологической базы, включая системы информационного моделирования и сетевого регулирования как важнейших механизмов активизации финансового, экономического, технологического и клиентского потенциала, а также необходимые для этого информационные ресурсы с модельной их интерпретацией.

Указанные факторы приобретают особую остроту при возникновении кризисных процессов и сокращении необходимых финансовых ресурсов для стабилизации и перехода к устойчивому развитию коммерческих банков. Поэтому требуются создание и практическая реализация организационных и информационных механизмов рационального управления направленным развитием банков как агентов сферы финансовых услуг. Эта задача должна решаться на основе эффективного использования информационных ресурсов и создания информационных механизмов практической реализации комплексного и системного подхода к обеспечению конкурентоспособности банков.

Традиционными инструментами сетевого управления и «интеллектуального» анализа стратегической информации в крупных коммерческих банках являются экспертные системы, которые состоят из базы знаний, средств вывода информации и подсистемы моделирования. В базе знаний хранятся определения объектов, информация об объектах, правила и процедуры.

© К.И. Стец, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

Средства вывода осуществляют анализ данных с помощью методов логического вывода и нечеткой логики на основе правил и процедур из базы знаний. Подсистема моделирования используется для информационной имитации объектов реального мира при формировании экспертной системы и для верификации поступающей информации при ее эксплуатации [1, с. 79, 278].

Наноэкономика предполагает формирование новых концепций управления организациями, основанных на сетевой модели регулирования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и системного подхода. В своей работе профессор О.Ю. Мамедов отмечает, что в условиях наноэкономики «уход конкуренции сделает бессмысленным поиск оптимальных финансовых институтов и монетарных инструментов» [2, с. 58].

В современном финансовом бизнесе выживают самые приспособленные и динамичные компании, при этом, чтобы сохранить устойчивость после глобального финансового кризиса, они вынуждены меняться. Информационные технологии стремительно меняют не только модель управления, но профиль современного финансового бизнеса. В условиях глобальных рисков самым ликвидным активом финансовой организации является информационно-финансовый капитал, а точнее накопленная информация о рисках взаимодействия с клиентами и контрагентами.

Сохранить и эффективно использовать информационный актив в условиях глобальной конкуренции сложно. Чем крупнее финансовая организация, тем значительнее генерируемые ею потоки дынных. Для того чтобы получить всесторонний обзор каждого клиента, требуются новые IT-решения. При этом, сколь бы сложной ни была закупленная система управления информацией, она далеко не всегда гарантирует конкурентные преимущества.

Задача оптимального управления конкурентоспособным развитием имеет ряд принципиальных отличий от традиционных оптимизационных задач, что вынуждает рассматривать указанную выше задачу как новую на рынке финансовых услуг. Это обусловливается следующими причинами:

1. Оптимизационные задачи разработок технических и производственных систем преследуют, как правило, локальные цели, которые выражаются в категориях априорно заданных технических требований и могут не соответствовать (а иногда и противоречить) целям устойчивого развития финансовокредитных институтов. В результате это приводит к разнотипности создаваемых технических систем, их несовместимости и т.п. При оптимальном проектировании функциональных элементов информационного управления решаемая целевая задача должна формулироваться в показателях качественного развития банка как компонента национальной финансовой системы.

2. Системное проектирование и управление конкурентоспособным развитием финансово-кредитных институтов банка предполагает создание и практическое использование интегрированных баз предметных областей знаний и банков объектно-ориентированных информационных данных, а также многоотраслевых интеллектуализированных вычислительных сетей и автоматизированных методов информационного моделирования сложных объектов принятия решений, что не обеспечивается существующими информационными технологиями. Поэтому появляется необходимость в разработке новых информационных технологий обеспечения сервис-ориентированной концепции кооперативного управления развитием коммерческого банка.

Практическое решение задач кооперативного управления развитием функциональных элементов сервис-ориентированной концепции возможно только на основе самого широкого использования современной и перспективной вычислительной техники и новых информационных технологий.

В частности, функциональным сопряжением в единый комплекс информационного моделирования сложных объектов принятия решений на основе средств «искусственного» интеллекта специализированных систем автоматизированного проектирования (CAD), средств автоматизированных инженерных разработок (CAE), средств обмена информационными данными, автоматизированного планирования технологического процесса (САРР), систем экономического моделирования (РЕ) и автоматизированных систем поддержки принятия решений (CPPR).

Решению этой задачи способствует происходящая в последние годы интенсификация роста технических возможностей компьютерной техники. В частности, интенсивное развитие получили архитектуры хранилища данных (data warehouse), средства оперативной аналитической обработки данных (OLAP — Online Analytical Processing), информационные системы руководителя (Executive Information System), средства поддержки принятия решений (Decision Support System), средства обработки геологической информации (data mining), в том числе с использованием нейроподобных сетей.

Информационные системы руководителей (EIS) являются проблемно—и предметно-ориентированной надстройкой над информационным хранилищем. Они обладают средствами для углубленной многомерной детализации данных, расширенными возможностями для их визуализации, анализа и моделирования. Системы поддержки принятия решений (DSS) предназначены для обеспечения расширенного доступа к данным, их анализа и преобразования в значимую информацию, т. е. в знания, предоставляемые пользователям. При использовании технологий Интернет пользователь может работать через свой терминал с системой поддержки принятия решений через WWW-сервер, что позволяет существенно снизить требования к скорости передачи данных в сети и мощности пользовательского компьютера.

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВ НА ОСНОВЕ... 117

Одним из новых направлений анализа данных является использование нейроподобных сетей, которые представляют собой многослойную сетевую структуру, состоящую из простейших элементов анализа данных («нейронами»), связанных между собой сложной системой соединений и объединений. Входной слой получает исходные данные, а выходной слой выдает значения прогнозируемых переменных. Перед началом работы нейронная сеть проходит период обучения на основе анализа значительного количества примеров входных данных, для каждого из которых известна требуемая реакция сети.

Если сеть неадекватно реагирует на очередной пример, то внутренняя структура сети модифицируется с целью минимизации возникающей ошибки. Это позволяет существенно снизить чувствительность системы к полноте и достоверности исходных данных и обеспечить автоматизацию процессов ввода и первичной обработки данных.

Среди средств для создания современных экспертных систем реального времени следует отметить программы G2, RT Works, COMDALE/C, COGSYS, ILOG Rules. Для статистического анализа информации существует значительное количество программных продуктов, но наибольшее распространение получили пакеты SAS (Система обработки данных, ориентированная на обеспечение анализа информации в масштабе крупной корпорации) и SPSS (Программный продукт, ориентированный на использование в сфере деятельности социологических служб для проведения стат. исследований).

Информационные ресурсы в современных условиях приобретают роль важнейшего возобновляемого и неисчерпаемого ресурса, способного обеспечить ускорение темпов развития коммерческих банков.

По сферам функционального использования информационных ресурсов и технологий в конкурентоустойчивого развития могут быть выделены следующие основные области:

• обеспечение функций общения, телекоммуникаций, образования, оказание информационных услуг и т.п.;

• информационное обеспечение функций наблюдения, контроля и оперативного управления в раз-

личных сферах производственной, экономической, финансовой и других видов деятельности;

• информационное обеспечение функций развития, включая процессы принятия управленческих решений.

Преимуществ универсальной системы электронных коммуникаций банка является возможность перераспределения выгод при аутсорсинге сервисных услуг. В результате потребители аутсорсинговых сервисных услуг — получают значительные преимущества от применения ИТ на стороне подрядчиков (в частности, за счет роста качества услуг), а выгоды самих сервисных компаний при этом менее значительны.

Следует отметить, что большая часть сервисной индустрии вообще не была охвачена официальной статистикой, а во многих других случаях (например, в сферах здравоохранения, государственного управления, некоторых финансовых услуг) производительность, выраженная как соотношение выпуска и затрат, не может быть эффективно подсчитана и искусственно принимается равной единице. В тех случаях, когда вышеупомянутых ошибок измерения можно было избежать, а затраты на ИТ были достаточно высоки, и в сервисных отраслях, по мнению некоторых исследователей, наблюдался значительный прирост производительности труда.

Кроме того, исследователи указывают на то, что производительность труда, а также показатели типа ROE не всегда могут быть мерой экономического результата. Во многих отраслях высокая конкуренция снижает норму прибыли, и необходимость постоянного инвестирования в новые технологии — это зачастую единственная возможность выживания в высококонкурентной среде. Таким образом, высокие затраты на ИТ могут сочетаться с относительно низкой рентабельностью.

Высокий уровень конкуренции и быстрое техническое развитие приводят к тому, что финансовые услуги, например, становятся все более качественными, а их стоимость не растет адекватными темпами или снижается.

Слабая отдача от ИТ может быть связана не только с трудностями найма новых работников нужной квалификации, но и с трудностями увольнения избыточного персонала. Рассмотрим условный пример. Предположим, что компания внедряет электронную систему обработки клиентских заказов.

Существенного роста производительности труда (не в узкотехнологическом смысле, а с точки зрения экономического результата) от такой системы теоретически можно ждать в двух случаях:

1) если до внедрения электронной системы компания не справлялась с потоком клиентских заказов и система позволит обработать дополнительные заказы с минимальными трудозатратами;

2) если установка электронной системы позволит сократить часть персонала, занятого обработкой заказов.

Первая возможность актуальна в основном для низкоконкурентных рынков (если высокая концентрация обусловлена высокими барьерами входа, а не узостью рынка). Однако монополисты менее склонны к технологическим инновациям (особенно если спрос превышает предложение). Другой вариант — активный рост клиентской базы на новых рынках. В этом случае электронная система выступает альтернативой найму новых сотрудников.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

Вторая возможность (сокращение персонала) реализуется в случае достаточной гибкости рынка труда (в частности, отсутствия жесткого законодательного регулирования) и обычно с некоторой задержкой (часто сокращения происходят только в крайних случаях, в периоды рецессии).

Таким образом, можно сделать вывод, что применение ИТ в большей степени повышает производительность в финансовом секторе, но необходимым условием для этого является готовность к сокращению персонала. Кроме того, изменение производительности труда, связанное с проникновением ИТ и сокращением числа занятых, происходит не плавно, а дискретно, в моменты экономических спадов и потрясений, что и создает сложности для обоснования статистической связи ИТ и производительности.

Наиболее значительные успехи по использованию информационных ресурсов на рынке финансовых услуг достигнуты в сфере обеспечения функций общения с клиентом. Результатом чего явилось создание многочисленных технических средств извлечения, обработки, хранения, отображения информации и телекоммуникационных сетей, примером чему служит создание системы Интернет-банкинг. В сервисной экономике происходит интенсификация использования информационных ресурсов в сфере наблюдения, контроля и оперативного управления в интересах обеспечения эффективного функционирования производственных, экономических, финансовых, технических систем, проведения научных исследований, мониторинга.

Для современного этапа практического использования информационных ресурсов в сфере финансовых услуг характерна недостаточная координация в организации процессов развития национальных информационных ресурсов. Как результат — разобщение формируемых информационных массивов, баз и банков данных по различным ведомствам.

Используемые информационные технологии и спецификации данных в своем большинстве несовместимы, взаимный обмен информационными данными на регулярной основе не производится, и использование информации ограничивается, как правило, решением узковедомственных задач. Поэтому требуется разработка единой методологии выбора исходных информационных данных и интегрированных методов информационного геолого-технико-экономического моделирования сложных инвестиционных проектов.

Крупные банки и финансовые корпорации ежегодно тратят десятки и сотни миллионов долларов на развитие ИКТ. Тем не менее, управляемость данными находится в неудовлетворительном состоянии. Это связано с тем, что различные структуры финансовых институтов используют разные информационные решения, в результате хранящиеся в них записи невозможно согласовать между собой. Сходные проблемы, и даже в большей степени, испытывают российские интегрированные бизнес-группы, если у них нет интегрированной информационной системы управления. Видовое разнообразие программ заметно увеличивало расходы на информационную инфраструктуру: каждая из программ требует отдельной поддержки, сопровождения и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симонов П.В. Информационные системы обслуживания. М.: Наука. 2009; Ракитов А. И. Философия компьютерной революции в сфере услуг. М.: ВИМИ., 2010.

2. Мамедов О.Ю. Взорвет ли наноиндустриализация современную экономику? // Философия хозяйства. 2010. № 5 (71).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.