ФИНАНСЫ
УДК 336
Блажевич Олег Георгиевич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Жупанова Светлана Вадимовна,
магистр финансов,
Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.
Blazhevich Oleg Georgievich,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management,
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Zhupanova Svetlana Vadimovna,
Master of Finance,
Institute of Economics and Management, VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА
FEATURES OF ENSURING THE FINANCIAL SECURITY OF THE STATE
Первостепенной задачей любого современного государства является обеспечение стабильного функционирования страны и создание условий для ее социально-экономического развития. Все это достигается в том случае, когда создана надежная экономическая система, способная быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. В современных реалиях развитие любого государства происходит в жестко выстроенных условиях. Всеобщая трансформация и глобализация экономик мира вынуждает выстраивать такую систему, которая смогла бы успешно обеспечивать динамическое и эффективное развитие государства. Важная роль отводится обеспечению финансовой безопасности страны. Именно финансовая система является основой для реализации основных задач, стоящих перед любым современным государством.
В статье рассматриваются особенности финансовой безопасности с теоретической и практической точки зрения. Определено авторское понятие категории финансовой безопасности государства. Рассмотрены основные особенности процесса обеспечения финансовой безопасности. Предлагается методика оценки уровня финансовой безопасности государства.
Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая безопасность государства, принципы финансовой безопасности, методика оценки финансовой безопасности, методы анализа.
The primary task of any modern state is to ensure the stable functioning of the country and create conditions for its socioeconomic development. All this is achieved when a reliable economic system is created that can quickly adapt to constantly changing conditions. In modern realities, the development of any state takes place in rigidly structured conditions. The general transformation and globalization of the world's economies forces us to build a system that could successfully ensure the dynamic and effective development of the state. An important role is assigned to ensuring the financial security of the country. It is the financial system that is the driving mechanism in the implementation of the main tasks facing any modern state.
The article discusses the features of financial security from a theoretical and practical point of view. The author's concept of the category of financial security of the state is defined. The main features of the process of ensuring financial security are considered. A methodology for assessing the level of financial security of the state is proposed.
5
Keywords: financial security, financial security of the state, principles of financial security, methods of financial security assessment, methods of analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение надлежащего уровня финансовой безопасности государства является одной из первостепенных задач любого государства. Уровень финансовой безопасности является критерием оценки эффективности, рациональности и законности проводимых действий государства. Обеспечение финансовой безопасности является важной составляющей его независимости на мировой арене, а также способности противостоять различным угрозам. Все это создает условия для эффективного функционирования, что благоприятно отражается на уровне социально-экономического развития государства и его населения.
Вопросам исследования сущности и процесса обеспечения финансовой безопасности государства посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить: В.К. Сенчагова, В.П. Охапкина, Е. Олейникова, М.Е. Каратанова, Е.И. Воробьеву, М. Арсентьева, А.И. Барановского, В.В. Бурцева, О.А. Галочкину, О.Д. Василика, В.Ф. Гапонен-ко, В.М. Геец, К. Жан и П. Савон, С.В. Курякова, В.И. Мунтияна, Б.В. Губского и многих других. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является выявление особенностей процесса обеспечения финансовой безопасности государства, посредством определения основных теоретических и практических положений, а также совершенствование методики оценки уровня финансовой безопасности. РЕЗУЛЬТАТЫ
Углубленное исследование процесса обеспечения финансовой безопасности государства основывается на определённом понимании сущности и значения самого термина. Всеобщее изучение вопросов финансовой безопасности государства начинается в период перехода к рыночной экономике и бурного развития интеграционных процессов. Именно вследствие усиления торгово-экономических связей между странами возникла необходимость обеспечения высокого уровня финансовой безопасности. Данное обстоятельство связано с тем, что в этот период первостепенной задачей каждого государства является защита своих интересов на мировой арене и создание условий для эффективного функционирования социально-экономических процессов внутри страны.
Изучая научную литературу, мы пришли к выводу, что термин финансовой безопасности включает в себя совокупность различных методов и приемов, которые в совокупности направлены на достижение конкретно поставленной цели. На сегодняшний день разработано большое количество подходов к определению сущности финансовой безопасности государства, чаще всего рассматриваемой как многокомпонентная система. Однако в силу отсутствия четкого понимания сущности финансовой безопасности государства, сформировать единое определение анализируемой категории так и не удалось.
Разнообразие подходов к определению сущности финансовой безопасности государства вызывает споры среди ученых в различных областях. Так, финансовая безопасность рассматривается не только с точки зрения экономики, но и нашла отражение в социологии, философии, политологии. Также следует отметить, что в последнее время большое внимание определению сущности финансовой безопасности страны уделяют правоведы. В современной экономической литературе выделяют три основных подхода: ресурсно-функциональный, статический и нормативно-правовой подходы. Однако ввиду большого количества взглядов на данную категорию, возникает необходимость некоторой доработки и вычленения новых подходов. Так, проведенный анализ трактовок термина «финансовая безопасность государства» дает возможность, помимо имеющихся подходов, выделить следующие, которые, на наш взгляд, всесторонне характеризуют исследуемую категорию (рис. 1).
При определении сущности финансовой безопасности государства с позиции ресурсно-функционального подхода, важное значение отводится финансовой защищенности интересов государства как внутри страны, так и за ее пределами. В тоже время «под финансовой защищенностью понимается обеспеченность всех экономических субъектов финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения потребностей и выполнение, возложенных на них обязательств» [17].
6
Рис. 1. Подходы К определению сущности финансовой безопасности государства (Составлено на
основании [6, 7])
Финансовая безопасность с позиции нормативно-правового подхода, основывается на строгой привязке к законодательным и нормативным актам. Так, обеспечение финансовой безопасности государства неразрывно связано с созданием условий, в которых отсутствует возможность незаконного использования финансовых ресурсов государства. При соблюдении таких требований достигается наибольшая прозрачность финансовой системы, что снижает возможность злоупотребления финансовыми ресурсами.
Статический подход к определению сущности финансовой безопасности государства основывается на оценке основных структурных элементов. К основным структурным элементам финансовой безопасности следует отнести следующие «системы: финансовую, денежно-кредитную, валютную, банковскую, бюджетную, налоговую, инвестиционную, таможенно-тарифную и фондовую системы» [4]. При этом уровень финансовой безопасности определяется исходя из сбалансированности и устойчивости каждого элемента. Эффективное функционирование каждого структурного элемента способствует поддержанию благоприятного уровня финансовой безопасности, и, следовательно, оказывает влияние на развитие национальной экономической системы.
В ходе исследования нами были выделены такие подходы как: качественный, количественный и комплексный.
«С точки зрения качественного подхода финансовая безопасность государства характеризуется различными признаками, свойствами и особенностями финансовой сферы, определяющих ее своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений и процессов. Финансовая безопасность характеризуется эффективностью, независимостью, конкурентоспособностью, устойчивостью финансовой среды» [4].
«Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов в финансовой сфере по степени развития или интенсивности присущих ей свойств, выражаемых в величинах и числах» [8]. С точки зрения данного подхода финансовая безопасность характеризуется рядом показателей. Данные показатели дают оценку финансовой безопасности с различных сторон, что делает данный подход более универсальным. Следует отметить, что для каждого показателя установлены определенные нормативные значения, соблюдение которых, свидетельствует об эффективности функционирования той или иной системы. Удовлетворительный уровень финансовой безопасности государства характеризуется «сбалансированностью имеющихся финансов, достаточной ликвидностью активов и наличием необходимых денежных, валютных, золотых и других резервов» [14].
7
Комплексный подход объединяет в себе черты сразу несколько подходов, что позволяет характеризовать финансовую безопасность государства с различных сторон и учитывать всю сложность и многогранность данного понятия. «Среди характерных черт можно выделить: защищенность и стабильность финансовой системы, ее устойчивость к угрозам, сбалансированность и эффективность всех составляющих, контроль за законностью и т. д.» [2].
Обобщая вышесказанное и основываясь на результатах проведённого анализа, можно предложить собственное определение понятия «финансовая безопасность государства». Так, под финансовой безопасностью государства будем понимать такое состояние защищенности и целостности финансовой системы, выраженное через систему критериев и показателей, характеризующих достаточность, сбалансированность и законность финансовых ресурсов, в соответствии с национальными интересами, необходимыми для такого функционирования всех участников системы, при котором достигается независимость, эффективность и конкурентоспособность финансовой системы государства, а также устойчивость к внешним и внутренним угрозам.
Важным моментом при рассмотрении финансовой безопасности государства является изучение специфики процесса ее обеспечения. Так обеспечение финансовой безопасности происходит в процессе реализации финансовой политики с использованием большого спектра механизмов и инструментов.
Согласно выдержкам из научного доклада Российской академии наук (РАН), обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации можно представить как «деятельность государства и всего общества (в лице уполномоченных и представительных органов), направленную на защиту стратегических национальных приоритетов, ценностей и интересов посредством обеспечения финансовой устойчивости, характеризующейся сбалансированностью публичных финансов, наличием необходимых денежных, валютных, золотых и т. д. резервов в целях достижения национальной идеи и социальной гармонии» [13].
В связи с вышесказанным можно выделить основную цель обеспечения финансовой безопасности государства—создание условий для безопасного и эффективного функционирования финансовой системы и всех взаимосвязанных с ней элементов в рамках реализации национальной стратегии развития.
Основываясь на результатах проведенного анализа сущности финансовой безопасности государства, можно выделить основные характерные признаки (рис. 2).
л и
£
о 12
о о
а а о
со
11В
К
е
Обеспечивает необходимыми для эффективного функционирования финансовыми ресурсами всех участников финансовой системы
V
V
V
Направлена на независимость и эффективность финансовой системы, а также на социально-экономическое развитие страны
Формирует основу для сохранения сбалансированности и устойчивости всех звеньев финансовой системы
Рис. 2. Признаки финансовой безопасности государства (Составлено на основании [12])
8
Отвечает целям и задачам в рамках проводимой национальной финансово-экономической политики ч___/
Характеризуется способностью противостоять внешним и внутренним угрозам в финансовой сфере
Осуществляется при соответствующем контроле за законным формированием и использованием финансовых ресурсов
Изучив признаки, приведенные на рисунке 2, можно сделать вывод о том, что эти признаки необходимо учитывать при решении задач обеспечения финансовой безопасности государства.
Изучение теоретических основ процесса обеспечения финансовой безопасности государства, невозможно без выявления базисных элементов — объекта, предмета, субъектов и принципов построения.
Так, объектом финансовой безопасности государства является финансовая система, представляющая собой сложный, многоуровневый и многокомпонентный механизм. При этом следует отметить, что финансовая система создается в целях поддержания и улучшения уровня социально-экономического развития государства.
Определение субъектов финансовой безопасности является важным процессом при обеспечении прозрачности и законности финансовой системы. Среди основных субъектов финансовой безопасности стоит выделить государство, различные финансовые институты, регионы, население, а также мировые сообщества. Следует отметить, что государство обеспечивает функционирование всей финансовой системы, выступая в качестве законодательной, исполнительной и судебной власти.
В качестве предмета финансовой безопасности в научной литературе принято выделять деятельность субъектов, направленную на обеспечение финансовой безопасности посредством реализации определенных функций и задач. Обеспечение финансовой безопасности на уровне государства достигается с помощью различных государственных органов. Так, в современных условиях, когда на финансовую безопасность Российской Федерации оказывают воздействие различные угрозы, возрастает роль эффективности деятельности уполномоченных органов, которые обеспечивают стабильность и безопасность государства.
Процесс обеспечения финансовой безопасности государства базируется на основе взаимодействия трех главных компонентов: нормативно-правовой базы, институциональной и инструментальной основы.
Далее рассмотрим более подробно каждый из элементов. Так первостепенным компонентом обеспечения финансовой безопасности является нормативно-правовая база, регламентирующая процесс обеспечения, регулирования и контроля финансовой безопасности государства.
Среди основных законодательных актов следует отметить Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы, распоряжения и послания Президента, акты правительства, а также акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федеральной налоговой службы Российской Федерации и т. д.). В качестве информационной базы обеспечения финансовой безопасности государства в современных условиях выделяют также международные правовые акты, договора и соглашения, в которых Российская Федерация выступает одной из сторон.
Вторым важным элементом является институциональная основа, представляющая собой совокупность органов государственной власти, реализующих мероприятия в рамках обеспечения финансовой безопасности государства. «В общем виде система органов, обеспечивающих финансовую безопасность состоит из двух уровней: федерального и регионального» [15]. Однако в связи с тем, что обеспечение финансовой безопасности государства является сложным процессом, институциональную основу можно представить следующим образом (рис. 3).
Следует отметить, что представленная иерархия органов отражает больше федеральный уровень, однако, эффективность обеспечения финансовой безопасности государства достигается только в том случае, когда она обеспечена на всех уровнях (региональном, местном).
Третьим элементом является инструментальная база, то есть совокупность инструментов, методов, приемов и критериев, направленных не только на обеспечение финансовой безопасности, но и на оценку ее уровня и способов воздействия на нее.
Финансовая безопасность государства должна быть обеспечена как внутри страны, так и на международном уровне. Обеспечение финансовой безопасности государства на международном уровне предполагает создание условий ее независимости, конкурентоспособности и стабильности по отношению к внешним угрозам. В условиях всемирной глобализации и трансформации эконо-
9
/fee 3. Структура органов, обеспечивающих финансовую безопасность Российской Федерации (Составлено на основании [14])
мик обостряется вопрос обеспечения финансовой безопасности на всех уровнях деятельности государства.
Внутренняя финансовая безопасность государства достигается за счет создания благоприятных условий, которые заключаются в совершенствовании нормативно-правовой базы, устойчивостью к структурным изменениям экономики, снижением уровня теневой экономики и реализацией мер, направленных на повышение уровня деловой и инвестиционной активности внутри страны.
Обобщая вышесказанное можно выделить основные факторы, которые свидетельствуют об уровне финансовой безопасности государства:
10
• уровень финансовой независимости от внешних источников финансовых ресурсов (зарубежных государств, международных организаций, иностранных инвесторов);
• уровень законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по обеспечению финансовой безопасности, а также акты, обеспечивающие функционирование финансовой системы государства;
• характер финансово-кредитной политики, проводимой в стране;
• уровень политической, экономической и социальной стабильности.
Создание эффективного механизма обеспечения финансовой безопасности является сложной задачей. Это вызвано тем, что обеспечение безопасности в рамках отдельных структурных элементов различно. Так, функционирование структурных элементов финансовой безопасности регламентируется деятельностью различных органов, чьи функции различаются в зависимости от системы и возложенных на них полномочий. Однако несмотря на это, обеспечение финансовой безопасности государства должно базироваться на соблюдении общих принципов (рис. 4).
Рис. 4. Принципы обеспечения финансовой безопасности государства (Составлено на основании [16])
Важным принципом обеспечения финансовой безопасности является законность. От того насколько деятельность уполномоченных органов, а также субъектов финансовой безопасности отвечает действующим законам и нормативно-правовым актам напрямую зависит уровень финансовой безопасности. В последние годы основной угрозой финансовой безопасности государства остается коррумпированность, наличие теневой экономики, отмывание средств, полученных преступным путем. Исходя из этого, важной задачей современной Российской Федерации является повышение уровня соблюдения действующего законодательства.
Соблюдение принципов многомерности и комплексности позволит создать такую систему обеспечения финансовой безопасности, которая будет способна прогнозировать риски во всех областях своего взаимодействия, тем самым снижать возможные негативные последствия, что существенно скажется на уровне устойчивости государства.
Построение любой системы, в том числе и системы обеспечения финансовой безопасности, должно строиться на соблюдении принципа управляемости, который позволяет осуществлять необходимое регулирование во времени и пространстве. Данный принцип особенно важен в современных условиях, где постоянно происходят трансформации не только внутри страны, но и за ее пределами.
11
Создание системы финансовой безопасности, отвечающей всем принципам, является основой для обеспечения высокого уровня результативности.
«Традиционно в экономической литературе рассматривают финансовую безопасность как состояние защищенности бюджетной, налоговой, валютной, долговой, банковской систем, а также инвестиционной безопасности и безопасности страхового и фондового рынков» [8].
Существуют подходы, в которых некоторые структурные элементы финансовой безопасности принято группировать. Так, например, В.К. Сенчагов утверждает, что стержневое звено финансовой безопасности, от которого зависит устойчивость финансовой системы региона, «прежде всего бюджетно-налоговая сфера, являющаяся основой функционирования любого государства» [14]. Как видно автор совмещает в единый блок бюджетную и налоговую безопасности. По мнению автора, бюджетно-налоговая безопасность не может быть рассмотрена по отдельности, так как все компоненты как бюджетной, так и налоговой безопасности неразрывно связаны между собой.
Также следует отметить, что ряд исследователей «(М.А. Бородкин, Л.А. Коршунов, Т.В. Маркина) в качестве главной составляющей финансовой безопасности также выделяют налогово-бюджетную сферу» [9].
Существуют подходы, которые «рассматривают в комплексе валютную и часть денежно-кредитной безопасности (безопасность валютно-денежной системы), финансовую безопасность банковской системы и часть денежно-кредитной безопасности (безопасность кредитно-банковской системы)» [12]. В рамках данной работы нами определены шесть основных структурных элемента финансовой безопасности государства, которые представлены на рисунке 5.
Безопасность каждого структурного элемента образует целостную систему финансовой безопасности государства. Следовательно, говорить о финансовой безопасности государства в целом можно только в том случае, если достигнута безопасность всех ее структурных элементов. «Недостаточно устойчивое функционирование одного из звеньев или участников любой системы способно вызвать серьезные нарушения и деформацию во всей финансовой системе и экономической деятельности государства» [5].
Для определения уровня финансовой безопасности Российской Федерации нет четко регламентированного и законодательно установленного перечня методов, критериев и показателей для проведения оценки. Это обосновывается тем, что существует огромное многообразие факторов, которые формируют угрозы и риски в функционировании финансовой системы. В связи с этим возникает необходимость выбора такой методики, которая смогла бы максимально объективно оценить финансовую безопасность государства. На сегодняшний день существует большое количество различных методик и подходов к оценке безопасности государства. Некоторые из них используются при оценке финансовой безопасности, другие же — нет.
Так можно отметить методику оценки безопасности, предложенную Э.А. Уткиным и А.Ф. Денисовым, которая заключается в оценке вероятности наступления отдельных негативных событий и вероятной величине ущерба. Данная методика часто используется при оценке экономической безопасности муниципального образования или предприятия. Однако, оценка финансовой безопасности с помощью данной методики не проводится. Данное обстоятельство связано с тем, что на финансовую систему как региона, так и государства оказывают влияние различные факторы, что не представляется возможным оценить в полной мере. Таким образом, возникают большие погрешности и неточности, что не дает объективной оценки.
Одной из наиболее популярных методик оценки безопасности, является балльная оценка. Так, приверженцем данного метода является С.П. Волков, который при оценке безопасности определяет ряд показателей, по которым в дальнейшем проводится балльная оценка. Преимуществом данной модели является простота использования. Однако существенным минусом данной модели является не только то, что перечень показателей достаточно ограничен, но и то, что оценка финансовой безопасности складывается исходя из фактических значений показателей, а их места распределяются среди аналогичных показателей за ряд лет, без учета их весового значения. По мнению С.П. Волкова данные показатели, как правило, характеризуют в большей степени социально-экономическое состояние.
12
Инвестиционная безопасность
"К.
<Л
т л н о
о §
к
о
^
«
о к
уровень инвестиций, удовлетворяющий потребности экономики в капитальных вложениях, оптимального соотношения между размерами иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу, поддержания положительного национального платежного баланса
м
Валютная
9
( \ Денежно- кредитная -
1
Безопасность банковской системы
степень обеспеченности государства валютными средствами, достаточными для соблюдения положительного сальдо платежного баланса, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности нац денежной единицы
состояние денежно-кредитной системы, которая характеризуется стабильностью денежной единицы, доступностью кредитных ресурсов и таким уровнем инфляции, которая обеспечивает экономический рост и повышение реальных доходов населения
обеспечение эффективного использования ресурсного потенциала банковских учреждений, предупреждении внутренних и внешних угроз банковской системе, создании условий ее стабильного и эффективного функционирования
Рис. 5. Структура компонентов финансовой безопасности государства (Составлено на основании [10, 16])
Наиболее широкая методика выдвинута Центром Института экономики РАН под руководством В.К. Сенчагова, в которой определены 150 показателей, являющихся индикаторами финансовой и экономической безопасности, которые охватывают различные сферы социально-экономического развития общества. При всей своей комплексности, данная система показателей имеет определенные недостатки. «Во-первых, проведение оценки с помощью данных показателей является достаточно громоздкой, что в свою очередь может привести к допущению ошибок. Во-
13
вторых, данные показатели в большей степени направлены на определение экономической безопасности, нежили финансовой» [9].
М.С. Сюпова и Н.А. Бондаренко считают, что оценка уровня безопасности должна основываться на создании общей информационной совокупности базы данных. При этом комплексная оценка должна опираться на систему индикаторов, отражающих ключевые аспекты состояния той или иной сферы. Такой подход позволит более оперативно выявлять наиболее существенные угрозы, что позволит своевременно принимать решения, направленные на предотвращение или устранение существующих угроз.
Проведённый анализ показал, что не все методики оценки безопасности могут быть применимы в отношении оценки финансовой безопасности государства. Как правило, приведенные выше методики используются для оценки экономической безопасности, а финансовая часть вопроса рассматривается весьма сжато. В связи с этим возникает необходимость разработки методики оценки финансовой безопасности государства, в рамках которой финансовая безопасность выступала бы как самостоятельный компонент национальной безопасности государства.
В целях оценки финансовой безопасности государства в рамках данной работы нами будут рассмотрены экономические методы, представленные на рисунке 6.
Интегральная методика оценки
Заключается в выборе определенных показателей, характеризующих финансовую безопасность, и в сравнении их фактических значений с пороговыми. Затем определяется интегральный показатель финансовой безопасности.
Рис. 6 Экономические методы оценки финансовой безопасности государства (Составлено I вании [16, 18, 19])
14
Многие авторы придерживаются мнения о необходимости определения интегрального показателя финансовой безопасности государства. Так как именно интегральная методика оценки обеспечивает комплексный подход к оценке финансовой безопасности. Немаловажным моментом является то, что на основе проведенных расчетов можно выявить потенциальные угрозы и своевременно принять решение об их устранении. Однако на сегодня не существует единого общепризнанного способа его расчета, в связи с чем возникают сложности при выборе индикаторов для оценки, а также определении их пороговых значений.
Еще одним распространённым методом оценки уровня финансовой безопасности является графический метод. Графический метод относят к методу агрегирования данных на этапе их первичного описательного анализа. Главным преимуществом данного метода является то, что он является самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. Как правило, графический метод используется как дополнение к другим методам (например, индикативному, интегральному и т.д.). Также следует отметить, что с помощью данного метода невозможно определение суммарного интегрального показателя, который зависит от степени и доли влияния различных факторов.
Как уже отмечалось ранее, метод балльной оценки также используется при определении уровня финансовой безопасности. Он позволяет ранжировать показатели финансовой безопасности от наилучшего значения до наихудшего, при этом ранжирование происходит в динамике. Существенным недостатком данного метода является то, что он не является комплексным методом оценки, а итоговые результаты оценки складывается исходя из фактических значений показателей и их места среди аналогичных показателей за ряд лет, без учета их весового значения.
«Учитывая сложности с получением информации, а также с расчетом критических пороговых значений показателей, большое распространение при оценке финансовой безопасности на практике получил метод экспертных оценок» [1]. Достоинством данного метода является то, что проводится не только количественная, но и качественная характеристика финансовой безопасности. Однако следует учитывать, что оценка уровня финансовой безопасности во многом зависит от знаний и опыта эксперта, проводящего исследование, что в свою очередь говорит о том, что в оценке присутствует субъективизм.
К наиболее эффективному методу стратегического анализа относится SWOT-анализ. Методика оценки финансовой безопасности государства с использованием SWOT-анализа направлена на исследование особенностей сильных и слабых сторон финансовой системы, а также изучение различных факторов, оказывающих негативное или позитивное воздействие. Следует отметить, что при оценке данным методом присутствует субъективизм, как и при балльной системе оценки. Также следует отметить, что большой массив информации, требующий обработки, приводит к тому, что какие-то из факторов можно не учесть.
Проанализировав различные методы оценки финансовой безопасности государства, следует сделать вывод о том, что выбор того или иного метода зависит исключительно от целей и задач оценки, специфики государства, имеющихся данных и других факторов.
Наиболее полную оценку уровня финансовой безопасности можно получить только при проведении комплексной оценки. «Комплексная оценка представляет собой сочетание нескольких методов оценки, по результатам которых делается соответствующий вывод об уровне финансовой безопасности страны» [9]. Следует отметить, что именно комплексный подход способен учесть различные аспекты и факторы финансовой системы, что в свою очередь дает возможность получить наиболее точную оценку. В данном исследовании нами была разработана методика комплексной оценки финансовой безопасности государства (рис. 7).
Первоначальным этапом оценки финансовой безопасности государства, является постановка цели и исходя из этого определение первостепенных задач. В рамках данной работы, основной целью исследования является определение уровня финансовой безопасности Российской Федерации. Достижение поставленной цели будет достигаться за счет реализации со 2 по 4 этапы методики, представленной на рисунке 7. Можно сказать, что именно данные этапы являются основными задачами при оценке финансовой безопасности государства.
15
7 этап —► Выявление потенциальных угроз финансовой безопасности государства
* Составление матрицы 8^0Т-анализа Определение влияния сильных и слабых сторон Итоговая оценка методом SWOT-анализа
8 этап —» Разработка превентивных мер защиты от внешних и внутренних угроз финансовой безопасности государства
Рис. 7. Методика оценки финансовой безопасности государства (Составлено авторами)
«Выбор структурных элементов, в рамках которых будет проведен анализ, поиск и обработка информационной базы, а также принятие решений о методах и инструментах, являются важным моментом на пути к получению достоверной и комплексной оценки уровня финансовой безопасности государства» [3 ]. Исходя из этого, дальнейшая методика может быть адаптирована под определенную ситуацию и условия. В данном случае комплексная оценка будет строиться на количественном и качественном анализе всех структурных элементов финансовой безопасности Российской Федерации на основе официальных статистических данных.
16
Следующим этапом является проведение анализа по всем структурным элементам финансовой безопасности. «Изначально анализ базируется на определении и расчете показателей, характеризующих тот или иной структурный элемент. Выбор показателей, необходимых для оценки уровня финансовой безопасности государства, является достаточно сложным процессом, так как законодательно регламентированного перечня индикаторов нет, в связи с чем каждый исследователь сам выбирает для себя данный перечень» [9]. На сегодняшний день есть большое количество различных подходов к определению индикаторов финансовой безопасности страны.
Каранина Е.В. предлагает «проанализировать ситуацию с финансовой безопасностью и добавить к ним следующие параметры: стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы; исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей; «прозрачность» финансовых потоков; долю денежных расчетов в общем объеме оборота; несанкционированную утечку финансового капитала за рубеж; скорость обращения денежной массы и величину денежной массы в обращении» [2].
Развивая данный подход, Сенчагов В.К. разрабатывает группировку индикаторов финансовой безопасности по 6 критериям: «макрофинансовые, ценовые, состояние финансовых рынков, индикаторы банковской деятельности, сбережения и инвестиции, валютный рынок и курс национальной валюты» [14].
Используя функциональный подход представленных классификаций, ученый МиркинЯ.М. указывает на исключительную важность таких индикаторов как «монетизация экономики, структура денежной массы, долларизация/евроизация российской экономики, инфляция, валютный курс, зависимость экономики от внешнего финансирования по счету капитала, насыщенность экономики финансовыми услугами, норма накопления, доходность финансовых активов и прочее» [4].
На наш взгляд, наиболее всесторонняя система индикаторов финансовой безопасности, которая отражает критические точки финансовой системы и финансовых отношений Российской Федерации, должна состоять из индикаторов, представленных на рисунке 8.
Интегральный показатель методом суммирования определяется путем сложения всех значений нормированных (сопоставимых) показателей за год и деленных на их количество. Далее проводится сравнение с нормативным значением, которое в данном случае будет равно 1.
После расчета индикаторов по каждой группе структурных элементов, наступает этап сопоставления полученных результатов с пороговыми значениями. Помимо этого, необходимо проанализировать динамические ряды индикаторов путем сравнения их темпов роста за продолжительный период. Как правило, пороговые значения не регламентируются, а определяются экспертным путем с учетом сложившихся тенденций на глобальном финансовом рынке, а также особенностей финансовой инфраструктуры отдельно взятой страны.
После получения фактических значений индикаторов проводится нормирование данных индикаторов. Согласно Е.С. Митякову, под нормированием следует понимать «преобразование исходных данных в реальные индикаторы финансовой безопасности с учетом их размерностей» [11]. Необходимость проведения данного этапа обосновывается наличием большого массива информации и множества индикаторов финансовой безопасности, которые имеют различную размерность.
После приведения всех индикаторов в сопоставимый вид рассчитывается интегральный показатель по каждому структурному элементу финансовой безопасности государства. Расчет интегрального показателя может проводиться с использованием метода сложения и графического метода.
Расчет интегрального показателя графическим методом базируется на определении площади многоугольника, который также строится с использованием показателей, приведенных в сопоставимый вид.
«Площади многоугольников рассчитываются с использованием следующей формулы:
8 = ^-хэт^^х(к) хк2 + к2 хк3 +к3 хк4 +... + кп_] хкп +кп хк^ (1)
где в — площадь многоугольника финансовой безопасности структурного элемента финансовой безопасности или финансовой безопасности государства; к — выбранные индикаторы для оценки финансовой безопасности; п — количество выбранных для анализа индикаторов» [19].
17
ИНДИКАТОРЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВ ОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Уровень покрытия расходов доходами.
2. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения.
3. Отношение дефицита (профицита) консолидированного бюджета к ВВП.
4. Доля трансфертов из государств енного бюдже та в В ВП.
5. Показатель собираемости налогов.
6. Показатель качества выполнения налоговых обязательств.
7. Налоговое бремя.
8. Коэффициент оборачиваемости налоговой задолженности.
9. Коэффициент сокрытия (занижения) налогов.
10. Коэффициент результативности выездных налоговых проверок.
11. Коэффициент выявленных ошибок при заполнении налоговых деклараций.
12. Доля налоговых доходов в совокупных доходах.
13. Отношение налоговых поступлений к ВВ П.
14. Доля трансфертов из государственного бюджета к доходам федерального бюджета.
ИНДИКАТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Норматив достаточности капитала банков.
2. Отношение совокупных активов банковской системы к ВВП.
3. Отношение собственного капитала банков к ВВП.
4. Рентабельность собственного капитала банков.
5. Рентабельность активов банков.
6. Доля нерезидентов в совокупных активах банковской системы.
7. Коэффициент покрытия резервами по ссудам выданных банками.
8. Темп роста совокупных активов банков.
ИНДИКАТОРЫ ДОЛГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Отношение общего объема государственного долга к ВВП.
2. Отношение внешнего государственного долга к ВВП.
3. Отношение внутреннего государственного долга к ВВП.
4. Отношение внутреннего долга к налоговым поступлениям.
5. Отношение государственного внешнего долга на конец года к годо вому объему экспорта.
6. Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг.
7. Доля расходов по обслуживанию и погашению государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета.
ИНДИКАТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ИНДИКАТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВАЛЮТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
1. Уровень монетизации.
2. Доля наличности в ВВП.
3. Уровень инфляции в год.
4. Прирост денежной массы.
5. Отношение объема золотовалютного запаса к ВВП.
6. Темп изменения индекса официального курса национальной валюты к доллару США.
7. Отношение объемов депозитов в иностранной валюте к общим объемам депозитов (уровень долларизации).
8. Среднегодовые темпы прироста ВВП.
9. Чистый ввоз (вывоз) капитала к объему экспорта.
1. Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП.
2. Отношение темпов роста инвестиций в основной капитал к темпам роста ВВП.
3. Коэффициент роста инвестиций в общем объеме расходов бюджета.
4. Доля прямых иностранных инвестиций к ВВП.
5. Доля реализованной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.
6. Доля расходов на научные исследования в ВВП.
7. Коэффициент износа основных фондов.
8. Коэффициент обновления основных фондов.
9. Темп роста инвестиций в основной капитал.
ИНДИКАТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАХОВОГО И ФОНДОВОГО РЫНКОВ
1. Уровень проникновения страхования.
2. Уровень страховых выплат.
3. Доля премий, принадлежащих перестраховщикам-нерезидентам.
4. Доля участия иностранных инвестиций в уставном капитале российских страховых компаний.
5. Доля капитализации в ВВП.
6. Соотношение агрегата М2 к капитализации.
7. Доля нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг.
8. Темп роста совокупных активов страхового рынка.
9. Коэффициент роста капитализации фондового рынка.
Рис. 8. Система индикаторов финансовой безопасности государства (Составлено на основании [3, 8, 13, 19])
На основании полученных значений могут быть сделаны выводы относительно уровня финансовой безопасности государства в целом и каждой системы в отдельности, а также динамики их уровня.
18
Шестым этапом методики оценки финансовой безопасности государства является расчет сводного интегрального показателя, который базируется на данных, полученных при расчете интегрального показателя на пятом этапе методики. На основании полученных данных можно сделать вывод об уровне финансовой безопасности государства, так как проведенный анализ является комплексной оценкой. Исходя из этого, на седьмом этапе методики определяются основные дестабилизирующие факторы, путем проведения SWOT-анализа и выявления сильных и слабых сторон финансовой сферы.
Заключительным этапом является разработка рекомендаций по предотвращению и нейтрализации угроз, негативно влияющих на уровень финансовой безопасности. Также данные рекомендации должны быть направлены на укрепление финансово-кредитной сферы государства.
Таким образом, проведение оценки финансовой безопасности государства дает возможность выявлять и воздействовать на угрозы в финансовой сфере. Однако оценка уровня финансовой безопасности страны базируется на определенной методике с использованием различных индикаторов, инструментов и методов, которые на сегодняшний день не регламентируются на государственном уровне. В связи с этим возникает необходимость разработать такую систему индикаторов и критериев, которая смогла бы своевременно сигнализировать о наличии угроз в той или иной системе, а субъектам федерации предоставить возможность дополнять систему специфическими индикаторами, отвечающими особенностям функционирования региона. Только комплексная, всесторонняя и своевременная оценка финансовой безопасности страны способна благоприятно повлиять на финансово-экономической ситуации в стране, что позволит на должном уровне реализовывать национальные интересы государства. ВЫВОДЫ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В современных реалиях, когда высокая значимость отводится политическим, социальным, экономическим и технологическим изменениям, возрастает необходимость обеспечения высокого уровня финансовой безопасности государства.
Уровень финансовой безопасности государства является индикатором его эффективности и способности противостоять внешним и внутренним угрозам. Следовательно, обеспечение достаточного уровня финансовой безопасности является важной задачей на пути к созданию сильного и независимого государства. При этом, обеспечение надлежащего уровня финансовой безопасности государства достигается только в том случае, когда одновременно задействованы финансовые, социальные, общеполитические и общеэкономические меры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агамалян В.С. Угрозы финансовой безопасности России / В.С. Агамалян // Мир политики и социологии. — 2019. — №> 6. — С. 128-132.
2. Акматалиева, А.С. Современная концепция финансовой безопасности Российской Федерации: текущее состояние и оценка индикаторов / А.С. Акматалиева, Ж.Б. Яковлева. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2020. — N° 23 (313). — С. 349-352. — Режим доступа: moluch.ru/archive/313/71237/ (дата обращения: 18.06.2022).
3. Алексеев, Д.Д. Тенденции и перспективы развития банковской системы России / Д.Д. Алексеев [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — №2 25 (129). — С. 227-230. — Режим доступа: moluch.ru/archive/ 129/35651/ (дата обращения: 18.06.2022).
4. Белозеров И.П. Теоретические основы безопасности в сфере государственных заимствований / И.П. Белозеров // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2019. — №2 4. — С. 83-87.
5. Воробьева Е.И. Финансовая безопасность национальной экономики / Е.И. Воробьева, Ю.М. Дененберг // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — №2 1 (54). — С. 5-15.
6. Вороков А.Л. Методы и инструменты обеспечение финансовой безопасности коммерческих банков / А.Л. Вороков, Н.В. Гайдук [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) — Краснодар: КубГАУ, 2016. — №> 06 (90). — С. 677-691. — Режим доступа: ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/06.pdf (дата обращения: 18.06.2022).
7. Ермилина Д.А. Особенности финансирования инвестиций в основной капитал российской экономики / Д.А. Ермилина // Проблемы экономики. — 2012. — №2 5. — С. 63-70.
19
8. Ермошенко Н.Н. Финансовая безопасность государства: национальные интересы, реальные угрозы, стратегия обеспечения: монография / Н.Н. Ермошенко. — К. : КНТЭУ 2018. — 309 с.
9. Жупанова С.В. Методы оценки уровня финансовой безопасности государства / С.В. Жупанова // Развитие современной науки и образования: актуальные вопросы, достижения и инновации // Сборник трудов III Международной научно-практической конференции (17 июня 2022г., г. Пенза, РФ). — Пенза, 2022.
10. Изварина Н.Ю. Обеспечение финансовой безопасности государства условиях экономического кризиса / Н.Ю. Изварина, К.В. Климина [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 6-1. — Режим доступа: cyberleninka.ru/articleMobespechenie-finansovoy-bezopasnosti (дата обращения: 18.06.2022).
11. Павлуцких М.В., Палий Д.В. Методика интегральной оценки финансовой безопасности на примере дорожно-строительной организации / М.В. Павлуцких, Д.В. Палий // Разработка стратегии социальной и экономической безопасности государства: материалы III Всероссийской заочной научно-практической конференции (01 февраля 2017 г). — Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2017. — С. 186-190.
12. Пучкова М.В. Показатели финансовой безопасности государства / М.В. Пучкова, О.И. Костина // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. — 2016. — № 8. — С. 116-118.
13. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 512 с.
14. Сенчагов В.К. Финансовая безопасность страны: бюджет, курс валюты, отток капитала / В.К. Сенчагов // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 5: К 20-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. — М.: Известия, 2012. — С. 267-277.
15. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 [Электронный ресурс] / Система Гарант — Режим доступа: www.garant.ru/ products/ (дата обращения: 18.06.2022).
16. Шарков Н.Н. Формирование индикативной системы оценки уровня финансовой безопасности России с учетом состояния финансовой инфраструктуры / Н.Н. Шарков // Тренды и управление. — 2017. — № 2. —
C. 110-131.
17. Шеховцова Ю.А. Методика оценки инвестиционной безопасности государства / Ю.А. Шеховцова [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 9. — С. 280-286. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=20679972 (дата обращения: 18.06.2022).
18. Экономическая и финансовая безопасность: учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. — М.: Экзамен, 2004. — 768 с.
19. Reutov V.E. The Method of Assessing the State's Financial Security Level / VE. Reutov, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, L.M. Borsch, O.A. Gabrielyan, N.A. Khlybova, O.A. Guk // International Journal of Engineering & Technology. — 2018. — 7 (3.14). — 404-411.
SPISOKLITERATURY
1. Agamalyan V.S. Ugrozy finansovoy bezopasnosti Rossii / VS. Agamalyan // Mir politiki i sotsiologii. — 2019. — № 6. — S. 128-132.
2. Akmataliyeva, A.S. Sovremennaya kontseptsiya finansovoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: tekushcheye sostoyaniye i otsenka indikatorov / A.S. Akmataliyeva, Zh.B. Yakovleva. [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. — 2020. — № 23 (313). — S. 349-352. — Rezhim dostupa: moluch.ru/archive/313/71237/ (data obrashcheniya: 18.06.2022).
3. Alekseyev, D.D. Tendentsii i perspektivy razvitiya bankovskoy sistemy Rossii / D.D. Alekseyev [Elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. — 2016. — № 25 (129). — S. 227-230. — Rezhim dostupa: moluch.ru/archive/129/ 35651/ (data obrashcheniya: 18.06.2022).
4. Belozerov I.P. Teoreticheskiye osnovy bezopasnosti v sfere gosudarstvennykh zaimstvovaniy / I.P. Belozerov // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». — 2019. — № 4. — S. 83-87.
5. Vorobyоva E.I. Finansovaya bezopasnost' natsional'noy ekonomiki / E.I. Vorobyоva, Yu.M. Denenberg // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 1 (54). — S. 5-15.
6. Vorokov A.L. Metody i instrumenty obespecheniye finansovoy bezopasnosti kommercheskikh bankov / A.L. Vorokov, N.V. Gayduk [Elektronnyy resurs] // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyy zhurnal KubGAU) — Krasnodar: KubGAU, 2016. — № 06 (90). — S. 677-691. — Rezhim dostupa: ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/06.pdf (data obrashcheniya: 18.06.2022).
7. Yermilina D.A. Osobennosti finansirovaniya investitsiy v osnovnoy kapital rossiyskoy ekonomiki /
D.A. Yermilina // Problemy ekonomiki. — 2012. — № 5. — S. 63-70.
8. Yermoshenko N.N. Finansovaya bezopasnost' gosudarstva: natsional'nyye interesy, real'nyye ugrozy, strategiya obespecheniya: monografiya / N.N. Yermoshenko. — K.: KNTEU, 2018. — 309 s.
20
9. Zhupanova S.V. Metody otsenki urovnya finansovoy bezopasnosti gosudarstva / S.V. Zhupanova // Razvitiye sovremennoy nauki i obrazovaniya: aktual'nyye voprosy, dostizheniya i innovatsii // Sbornik trudov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 iyunya 2022g., g. Penza, RF). — Penza, 2022.
10. Izvarina N.Yu. Obespecheniye finansovoy bezopasnosti gosudarstva usloviyakh ekonomicheskogo krizisa / N.Yu. Izvarina, K.V Klimina [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2021. — № 6-1. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-finansovoy-bezopasnosti (data obrashcheniya: 18.06.2022).
11. Pavlutskikh M.V, Paliy D.V Metodika integral'noy otsenki finansovoy bezopasnosti na primere dorozhno-stroitel'noy organizatsii / M.V. Pavlutskikh, D.V. Paliy // Razrabotka strategii sotsial'noy i ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva: materialy III Vserossiyskoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (01 fevralya 2017 g). — Kurgan: Izd-vo Kurganskoy GSKHA, 2017. — S. 186-190.
12. Puchkova M.V Pokazateli finansovoy bezopasnosti gosudarstva / M.V Puchkova, O.I. Kostina // Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma Srednerusskiy universitet. Seriya: Ekonomika i upravleniye. — 2016. — № 8. — S. 116-118.
13. Rayzberg B.A. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar' / B.A. Rayzberg, L.SH. Lozovskiy, Ye.B. Starodubtseva. — 6-ye izd., pererab. i dop. — M.: INFRA-M, 2017. — 512 s.
14. Senchagov VK. Finansovaya bezopasnost' strany: byudzhet, kurs valyuty, ottok kapitala / V.K. Senchagov / / Nauchnyye problemy natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Vyp. 5: K 20-letiyu obrazovaniya Soveta Bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. — M.: Izvestiya, 2012. — S. 267-277.
15. O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 [Elektronnyy resurs] / Sistema Garant — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ (data obrashcheniya: 18.06.2022).
16. Sharkov N.N. Formirovaniye indikativnoy sistemy otsenki urovnya finansovoy bezopasnosti Rossii s uchetom sostoyaniya finansovoy infrastruktury / N.N. Sharkov // Trendy i upravleniye. — 2017. — № 2. — S. 110-131.
17. Shekhovtsova Yu.A. Metodika otsenki investitsionnoy bezopasnosti gosudarstva / Yu.A. Shekhovtsova [Elektronnyy resurs] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2013. — № 9. — S. 280-286. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=20679972 (data obrashcheniya: 18.06.2022).
18. Ekonomicheskaya i finansovaya bezopasnost': uchebnik / Pod red. Ye.A. Oleynikova. — M.: Ekzamen, 2004. — 768 s.
19. Reutov VE. The Method of Assessing the State's Financial Security Level / V.E. Reutov, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, L.M. Borsch, O.A. Gabrielyan, N.A. Khlybova, O.A. Guk // International Journal of Engineering & Technology. — 2018. — 7 (3.14). — 404-411.
Статья поступила в редакцию 27 июня 2022 года Статья одобрена к печати 15 июля 2022 года
21