Научная статья на тему 'Особенности объемно-планировочной организации современных православных деревянных храмов и комплексов для малых населенных пунктов'

Особенности объемно-планировочной организации современных православных деревянных храмов и комплексов для малых населенных пунктов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деревянные православные храмы / православные комплексы / церковно-причтовый дом / малые населенные пункты / wooden Orthodox churches / orthodox complexes / church clergy house / small settlements

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Акчурина Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются особенности объемно-планировочной структуры современных православных деревянных храмов в малых населенных пунктах и памятников деревянного храмового зодчества, сохранившихся до наших дней, при этом указывается на ряд отличий в их планировочной структуре. В современных условиях церковная территория не позволяет, как правило, иметь все необходимые служебные помещения в отдельных зданиях — особенно это касается городских храмовых комплексов. Выходом в таком случае становится перевод необходимых служб в цокольный этаж храма. Отмечается, что требования ведомственных строительных норм (ВСН) «Здания, сооружения и комплексы храмов», действующие сегодня, очень схематично определяют состав храмовых комплексов в зависимости от величины населенного пункта, тогда как это представляется важным моментом для строительства в малых городах или отдельных городских районах. Например, в сельских условиях в состав комплекса обычно включается церковно-причтовый дом, что не отражено в ВСН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Planning Organization of Modern Wooden Orthodox Temples and Complexes for Small Settlements

The article deals with the planning structure of modern Orthodox wooden churches in small settlements and the monuments of wooden temple architecture which have survived up to now. There are revealed a number of differences in their planning structure. As a rule, in modern conditions church territory doesn’t allow to have all necessary service premises in separate buildings — especially it concerns urban temple complexes. The solution in this case is to transfer all necessary services to the first floor of the temple. In the article it is reported that the actual requirements of , define a structure of the temple complexes in the connection with the settlement’s size very schematically, whereas it is obviously significant for construction in the small cities or certain urban areas. For example, in rural conditions a temple complex usually includes a church clergy house, but that isn’t reflected in DCR.

Текст научной работы на тему «Особенности объемно-планировочной организации современных православных деревянных храмов и комплексов для малых населенных пунктов»

DOI 10.24411/9999-001А-2018-10057 УДК: 694.1.036:726.5

Н.С. Акчурина

Уральский государственный архитектурно-художественный университет (г. Екатеринбург)

akchurinans@mail.ru

Особенности объемно-планировочной организации современных православных деревянных храмов и комплексов для малых населенных пунктов

Аннотация

В статье рассматриваются особенности объемно-планировочной структуры современных православных деревянных храмов в малых населенных пунктах и памятников деревянного храмового зодчества, сохранившихся до наших дней, при этом указывается на ряд отличий в их планировочной структуре. В современных условиях церковная территория не позволяет, как правило, иметь все необходимые служебные помещения в отдельных зданиях — особенно это касается городских храмовых комплексов. Выходом в таком случае становится перевод необходимых служб в цокольный этаж храма. Отмечается, что требования ведомственных строительных норм (ВСН) «Здания, сооружения и комплексы храмов», действующие сегодня, очень схематично определяют состав храмовых комплексов в зависимости от величины населенного пункта, тогда как это представляется важным моментом для строительства в малых городах или отдельных городских районах. Например, в сельских условиях в состав комплекса обычно включается церковно-причтовый дом, что не отражено в ВСН.

Ключевые слова: деревянные православные храмы, православные комплексы, церковно-причтовый дом, малые населенные пункты

N.S. Akchurina

Ural State University of Architecture and Art (Yekaterinburg)

akchurinans@mail.ru

Features of the Planning Organization of Modern Wooden Orthodox Temples and Complexes for Small Settlements

Abstract

The article deals with the planning structure of modern Orthodox wooden churches in small settlements and the monuments of wooden temple architecture which have survived up to now. There are revealed a number of differences in their planning structure. As a rule, in modern conditions church territory doesn't allow to have all necessary service premises in separate buildings — especially it concerns urban temple complexes. The solution in this case is to transfer all necessary services to the first floor of the temple. In the article it is reported that the actual requirements of Department Construction Rules for Temples'Buildings, Constructions and Complexes, define a structure of the temple complexes in the connection with the settlement's size very schematically, whereas it is obviously significant for construction in the small cities or certain urban areas. For example, in rural conditions a temple complex usually includes a church clergy house, but that isn't reflected in DCR.

Key words: wooden Orthodox churches, orthodox complexes, church clergy house, small settlements

Сравнительный анализ объемно-планировочной структуры православных деревянных храмов в историческом аспекте [Ополовников, 1983] делает очевидным отличие современных православных деревянных храмов от их исторических предшественников. Изменения эти касаются, конечно, не основной функции и построения пространств богослужебного назначения, тут все остается незыблемым. Но было бы странно, если на объемно-планировочной структуре совсем не сказалось бы влияние изменившихся внешних факторов — другие характеристики и требования градостроительного контекста

в современном мире, будь то в городе или в сельской местности, другие строительные материалы, другие требования к величине и использованию участка храмовой территории, наконец, другие экономические условия строительства и эксплуатации здания.

В старинных деревянных храмах ленточные фундаменты из блоков, позволяющие функциональное использование цокольного этажа, не применялись. Как некоторый исторический аналог такого пространственного решения можно рассмотреть решение с «верхним» и «нижним» приделами, когда цокольный этаж храма строился из камня, был от-

апливаемым и назывался «зимним храмом», а верхний деревянный объем, не отапливаемый, назывался «летним храмом» [Ащепков, 1950]. В этом была своя логика — деревянная неотапливаемая часть здания лучше сохранялась.

В современных городских условиях церковная территория не позволяет, как правило, иметь все необходимые служебные помещения в отдельных зданиях. Кроме того, затраченные на возведение ленточного фундамента серьезные средства просто жалко закапывать в землю, делая обратную засыпку. Поэтому в цоколе храма располагаются все вспомогательные служебные приходские помещения (рабочие кабинеты, церковная лавка, воскресная школа, трапезная, а иногда и небольшой крестильный храм).

Такое объемно-планировочное решение неизбежно сказывается на внешнем облике храма: появляются дополнительные входы в цокольный этаж, крыши над этими входами, в верхний храм ведут более сложные и высокие крыльца. И в этом случае приходится более сложными путями решать вопросы организации безбарьерной среды — доступа в храм для инвалидов-колясочников. Но такое решение добавляет высоты зданию храма, делает его более зна-

чительным в общем контексте застройки.

В современном деревянном храме, как правило, верхний храм уже не бывает исключительно «летним» по использованию — службы в нем идут круглогодично. И вопросы отопления при современных возможностях в деревянной части храма решаются наиболее приемлемыми для прихода способом.

Действующие ВСН «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» не предусматривают норм, определяющих наличие малого храмового комплекса в более мелких городских структурах, чем планировочный район. В то же время наличие храма в пешеходной доступности от дома могло бы решить многие проблемы той части населения, которая особо нуждается в этом — это маломобильные группы населения, престарелые люди. Очевидно, что существующие нормы нуждаются в корректировке, а сельские храмовые комплексы также следовало бы дифференцировать в зависимости от величины поселения.

Размещение храмов, примерный состав, основной и дополнительный набор зданий, сооружений и помещений богослужебного и вспомогательного назначения приведены в таблице [Свод правил..., 2000].

Таблица 1

ВСН «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»

Вид комплекса Рекомендуемое размещение на селитебной территории Здания, сооружения, помещения

Богослужебного назначения Вспомогательного назначения

Основные (вмест.) Дополнительные Основные Дополнительные

Приходской комплекс Городской Центр планировочного района Храм (450 — 1500 чел.) Крещальня Часовня Церковно-при-чтовый дом Хоз. службы Церковная лавка Воскресная школа Гостиница Богадельня Медицинский пункт Жилые дома причта

Сельский Центр сельского поселения Храм (100 — 300 чел.) «Летний» храм Часовня Церковно-при-чтовый дом Хоз. службы Воскресная школа Гостиница Жилые дома причта

Очевидно, что существующие нормы не в полной мере соответствуют реальному положению дел. Не каждое сельское поселение может позволить себе храм вместимостью до 300 человек, да и не всегда нужен такой величины храм в селе при современной тенденции сокращения сельского населения. В то же время отсутствие храма в малых селах создает трудности жителям, не всегда имеющим возможность позволить себе поездку в соседнее село или в город. Поэтому вполне оправданным представляется тезис

Патриархии о необходимости иметь храм в пешеходной доступности, что будет вполне актуально как для сельских поселений, так и для городских районов, удаленных от центра.

С учетом корректировок по составу и размещению приходских комплексов в зависимости от величины поселения, на основании опыта реального проектирования и исследований, проведенных автором, приведенная выше таблица могла бы выглядеть следующим образом:

Таблица 2

Скорректированные строительные нормы для зданий, сооружений и комплексов православных храмов (по данным исследования автора)

Вид комплекса Рекомендуемое размещение на селитебной территории Здания, сооружения, помещения Примечания

Богослужебного назначения Вспомогательного назначения

Основные (вмест.) Дополнительные Основные Дополнительные

Приходской комплекс Городской (большой участок) Центр микрорайона Храм (300— 450 чел.) Крещальня Часовня Церковно-причтовый дом Церковная лавка Хоз. службы Воскресная школа Медицинский пункт Жилые дома причта (если позволяет участок) Развернутый состав приходского комплекса

Городской (ограниченный участок) Центр микрорайона Храм (200— 300 чел.) В уровне храма: воскресная школа, церковная лавка Развернутый состав приходского комплекса

В цокольном этаже здания храма: — крещальня — медпункт, трапезная, служебные помещения, хоз. службы

Сельский Центр сельского поселения (большого — 3—5 тыс. чел.) Храм (300 чел.) Крещальня Часовня Церковно-причтовый дом Церковная лавка Хоз. службы Воскресная школа Гостиница Жилые дома причта Службы на постоянной основе

Центр сельского поселения —(среднего 1—2 тыс. чел.) Храм (200 чел.) Часовня Церковно-причтовый дом Хоз. службы Воскресная школа Службы на постоянной основе

Центр сельского поселения (малого — 1 тыс. чел. и меньше) Храм (50— 100 чел.) Хоз. службы Службы по особому расписанию

Населенные пункты менее 500 чел. Часовня Службы по особому расписанию

В городских приходских комплексах состав, величина и размещение вспомогательных зданий и помещений будут напрямую зависеть от величины отведенного для строительства участка и величины прихода. В условиях ограниченного по размерам участка целесообразнее размещать все вспомогательные помещения в цокольном этаже здания самого храма.

Причинами широкого распространения деревянного храмового зодчества в современной России можно считать ряд аспектов — от экономических до технологических.

Как и в древности, строительство деревянного храма обходится в 3—4 раза дешевле такого же

по размеру каменного и осуществляется гораздо быстрее. Так же как и раньше, только большие города могут позволить себе возведение или реконструкцию большого каменного храма. На сегодняшний день в России мы имеем практически в каждом большом селе полуразрушенный каменный храм (и то, если его не снесли под корень в годы богоборчества), который в случае его восстановления потребует гигантских капитальных вложений. Порой эти храмы так велики, что об их реконструкции на селе не может быть и речи — у деревенского прихода нет и не может быть таких денег, которые требуются на конструктивное обследование и реконструкцию подобного храма. Бывают, конечно, счастливые ис-

ключения, когда уроженец какого-либо села, успешно работающий в большом бизнесе, не гонится за популярностью храмостроителя в крупном городе, а восстанавливает храм на своей малой Родине. Но каков процент православных удачливых бизнесменов по сравнению с бесчисленными селами, деревнями и деревеньками, лишившимися в годы богоборчества своих храмов и часовен? Кроме того, если говорить о возрождении православных традиций в России, то стоит вспомнить и о традиции до начала строительства каменного храма на храмовой территории строить храм деревянный, чтобы молитвой помогать строительству.

Особенно актуально это сегодня, когда интерес к деревянному строительству возрождается с новой силой, появляются новые технологии обработки древесины, новые возможности использования такого интересного строительного материала, как дерево.

Дерево — живой строительный материал, многообразный и непредсказуемый, представляющий богатейшую палитру по своим физическим свойствам, конструктивным характеристикам, цвету. В зависимости от породы, происхождения, распила и обработки свойства древесины могут сильно меняться.

О естественной цветовой палитре древесины, с древних времен использовавшейся в храмовом строительстве, можно написать самостоятельную работу. В связи с тем что современные возможности строительной индустрии предоставляют в области деревянного домостроения широчайшую цветовую палитру разнообразных пропиток и покрытий, сочетающих в себе антисептические качества и цветовую обработку, в рамках этой статьи хотелось бы только отметить, что традиционно для сруба используют более долговечную древесину хвойных пород с палитрой от светло-желтого до красновато-коричневого цветов, которая со временем набирает глубину тона. Для деревянных главок мастера как в старое время, так и сейчас выбирают осину, которая не боится влаги, не коробится и не трескается, а со временем от атмосферного воздействия приобретает серебристый цвет. Главки из древесины кедра от такого воздействия станут медно-красными. Но осина при работе в таких условиях долговечнее.

Справедливости ради нужно отметить, что на сегодняшний день для строительства малых храмов все чаще используются и другие современные строительные материалы (пеноблок или бризолит с последующей штукатуркой стен). Правда, в этом случае архитектурные детали храмовых зданий приобретают чисто украшательский характер — применяется фасадный декор заводского изготовления.

Цель обращения к данной проблеме — совершенствование представлений об архитектуре деревянного храма и его вспомогательных помещений для современных малых храмовых комплексов, предна-

значенных для строительства в селах и малых городах. Еще один аспект этой проблемы — создание научной основы для формирования более полной нормативной базы в архитектуре, касающейся именно этого типа зданий. На основе изученных данных составлена классификация типов культовых зданий и комплексов для небольших населенных пунктов.

Сегодня, когда от современного храмостроителя требуется не только создание достойной храмовой архитектуры, но и творческий поиск путей возрождения и развития русской храмовой архитектуры, уже не подлежит сомнению, что без неразрывной связи с национальными традициями немыслимо было бы появление таких шедевров храмовой архитектуры на Руси, как жемчужина русского деревянного зодчества — Преображенский храм на острове Кижи, всего Кижского музейного комплекса, множества больших и малых храмов Русского Севера, и многих других ныне существующих или, к сожалению, утраченных храмов [Шевелев, 1973]. Как немыслимо и сейчас создание новой храмовой архитектуры в отрыве от традиций и исторического опыта.

Статья написана по материалам масштабного исследования, в котором изучен отечественный опыт деревянного храмостроения в исторической ретроспективе и современный опыт деревянного храмо-строения; рассмотрены современные технологии работы с деревянными конструкциями и особенности возведения деревянных храмов, проанализированы функциональные особенности деревянных храмов и возможности интерпретации приемов деревянного зодчества в новых условиях городской среды; проанализированы потребности храмовых подворий в помещениях некультового назначения и возможности их размещения как в здании храма, так и в отдельно стоящем здании; выявлены основные типы культовых зданий для малых жилых образований; составлена их классификация в зависимости от функционального состава.

По результатам исследования разработаны проектные предложения и ряд из них внедрены в строительство.

Список литературы

1. Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество. — М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950. — 104 с.

2. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. — М.: Искусство, 1983. — 287 с.

3. Свод правил 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов». — М.: Госстрой России, 2000. — 34 с.

4. Шевелев И.Ш. Логика архитектурной гармонии. — М.: Стройиздат, 1973. — 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.