УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 187-191. УДК 343
ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ КАНДИДАТА
FEATURES OF OBJECT OF A CRIME AFTER INFRINGEMENT OF A REGIME OF FINANCING OF ELECTION CAMPAIGN CANDIDATE
И. И. ВИСТ (I. I. VIST)
Рассматриваются вопросы, связанные с правильным определением объекта преступления, способствующие правильной квалификации противоправных действий в данной сфере.
Ключевые слова: объект преступления; уголовная ответственность; избирательные права; коррупция; нарушение порядка финансирования.
The article is devoted to issues, connected with correct definition object of a crime, promoting correct qualification of illegal actions in the given sphere.
Key words: object of a crime; criminal amenability; suffrages; corruption; infringement of a regime of financing.
Применительно к составу преступления, предусматривающего ответственность за незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, мнения учёных в отношении определения объекта данного деяния разнообразны. В этой связи существуют различные точки зрения в отношении специфических свойств такого объекта посягательств. Так, М. А. Селезнев отмечает, что общим родовым объектом являются общественные отношения, связанные с реализацией политических прав граждан в области управления делами государства, непосредственно и через представителей, а также участие в местном самоуправлении. Непосредственным объектом выступает как установленный законом порядок финансирования избирательной кампании кандидата, так и «свободное волеизъявление граждан на выборах, участников референдума путём косвенного влияния на их сознание и волю вследствие заведомой по-
становки в неравные условия кандидатов, избирательных объединений, искусственного инициирования заданного направления в проведении референдума» [1]. Н. Ю. Турищева указывает, что деяния, предусмотренные ст. 141.1 УК РФ посягают как на избирательные права, так и на нормы избирательного процесса. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата посягает на установленные законом процедуры расходования средств избирательных фондов, на принцип равенства кандидатов, избирательных объединений при осуществлении технологии финансирования избирательной кампании. Таким образом, дополнительным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 141.1 УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации установленного порядка финансирования избирательной кампании, кампании референдума [2]. Иную точку
© Вист И. И., 2014
И. И. Вист
зрения предлагает А. С. Колышницын, определяя в качестве объекта посягательств финансовую составляющую принципа формального равенства его участников [3].
Таким образом, представляется возможным утверждать, что в отношении объекта данного преступления в науке не сложилось единого мнения, что вносит некую дезорганизацию при определении правильной квалификации данного вида преступления на практике. В этой связи справедливо утверждение В. Н. Кудрявцева, по мнению которого «из-за неполного и потому неправильного представления об объекте преступления нередко возникают ошибки при квалификации преступлений» [4].
На основании вышеизложенного мы полагаем, что объект преступления по ст. 141.1 УК РФ требует уточнения. Исходя из того, что учёными уголовного права выделяются различные области общественных отношений, на которые посягает данный вид преступления, на наш взгляд, их следует конкретизировать.
Важно заметить, что рассматриваемый объект преступления, имея собственное и определённое место в системе общей иерархии ценностей, подлежит обязательной защите и охране. Так, выстраивая иерархию таких ценностей, законодатель формирует порядок, расположение разделов, глав, статей в Уголовном кодексе. Согласно структуре УК РФ, родовым объектом преступлений в сфере нарушения избирательных прав граждан являются общественные отношения личности, связанные с нормальным их функционированием. Вместе с тем следует отметить, что ст. 141.1 УК РФ «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата» находится в гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» [5]. Таким образом, законодатель определяет, что при совершении данного преступного деяния виновный посягает на ценности, имеющие социальную значимость - на основные права и свободы человека и гражданина, - соблюдение которых свидетельствует о надлежащем уровне развития общества, правильной нравственно-моральной ориентации социума, а также о соответствующем уровне демократичности и тоталитарности общественного сознания.
В системе иерархии ценностей защита конституционных прав и свобод человека занимает одну из основных иерархических ступеней в системе общечеловеческих ценностей, наряду с жизнью, здоровьем, свободой, честью, достоинством личности, половой неприкосновенностью, а также половой свободой личности. Справедливо отмечается в литературе, что охрана таких ценностей представляет собой одну из приоритетных задач любой отрасли права по причине того, что наличие таких ценностей свидетельствует об уровне развития государства, а также о возможностях человека реализовать свои права как гражданина. Кроме того, не обеспечение должного уровня охраны таким объектам способствует нарастанию хаоса в обществе, вносит некую дезорганизацию в общество [6].
В контексте сказанного очевидно, что видовым объектом рассматриваемого деяния являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Помимо определения видового объекта, важно отметить немаловажную роль непосредственного объекта преступления. Как отмечает М. А. Гельфер, непосредственный объект наиболее полно выражает сущность рассматриваемого преступления, его специфические признаки и потому принимается за основу при классификации отдельных преступлений внутри главы [7]. Действительно, основная роль при правильной квалификации преступлений в правоприменительной практике отдаётся непосредственному объекту, так как именно он в полной мере отражает характер конкретных общественных отношений.
В юридической литературе непосредственный объект преступления также имеет определённую классификацию, по которой он делится на основной, дополнительный и факультативный [8]. По мнению Н. И. Кор -жанского, под основным объектом преступления следует понимать общественные отношения, изменение которых составляет социальную сущность данного преступления и в целях охраны которых издана уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за его совершение [9]. К дополнительным объектам профессор Ю. А. Кра-
Особенности объекта преступления против порядка финансирования избирательной кампании..
сиков относит те общественные отношения, которые всегда претерпевают ущерб, которые также поставлены под охрану уголовно-правовой нормой, как и основной объект, но которые не составляют социальной сущности данного вида преступления. И наконец, к факультативным объектам относятся те общественные отношения, которые в результате преступного посягательства могут претерпевать изменения, но могут оставаться и без какого-либо причинения им ущерба [10].
Полагаем, что данная классификация в отношении ст. 141.1 УК РФ является оправданной в силу того, что объектный состав указанного преступления можно признать сложным. Это объясняется тем, что сфера общественных отношений, на которые посягает данное преступление, имеет разнородный характер.
Следует согласиться с мнением большинства учёных уголовного и избирательного права в определении ими непосредственного объекта, в качестве которого они выделяют общественные отношения в сфере установленного порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения. Как отмечает В. Н. Белоновский, непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие избирательным законодательством порядок финансирования выборов и проведения референдума [11]. Т. Н. Елисеева в качестве непосредственного объекта выделяет установленный порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения [12]. Однако некоторыми учёными данный непосредственный объект преступления определяется в качестве дополнительного, а не основного, что, на наш взгляд, является не совсем верным. Так, Чжоу Хэн указывает, что при совершении данного преступления виновный посягает на избирательные права граждан, где основным объектом такого преступления являются общественные отношения по поводу реализации избирательных прав граждан, а дополнительным - общественные отношения по поводу формирования органов государственной власти и органов местного самоуправлении, а также общественные отношения, направленные на обеспечение государственной избирательной системы [13].
На наш взгляд, с учётом сущностной характеристики понятия основного объекта преступления следует, что законодатель, создавая норму ст. 141.1 УК РФ, в первую очередь стремился поставить под защиту непосредственно сам порядок финансирования избирательной кампании кандидата, так как именно при его нарушении затрагиваются конституционные права и свободы граждан. По справедливому замечанию М. А. Гельфе -ра, при наличии двух или нескольких непосредственных объектов преступления один из них всё же является определяющим, против него в первую очередь направлено преступное посягательство [14]. Таким образом, следует определить основным непосредственным объектом данного посягательства не избирательные права и свободы граждан, а установленный законодательством порядок финансирования избирательной кампании кандидата.
Исходя из анализа трёхстепенной системы объектов, следует заметить, что, помимо конкретной направленности преступного деяния, субъект преступления также посягает и на иные общественные отношения, которые, как правило, остаются за рамками уголовно-правовой охраны и не учитываются при определении степени общественной опасности. Помимо нарушения установленного избирательным законодательством порядка финансирования, а также конституционных прав и свобод граждан, рассматриваемый состав преступления посягает и на общественные отношения, обеспечивающие нормальный порядок осуществления государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
В данном случае речь идёт о том, что, совершая преступление против порядка финансирования, субъект преступления одновременно нарушает и иные вышеназванные общественные отношения. Так, И. А. Дамм утверждает, что современный избирательный процесс представляет собой совокупность «грязных» избирательных мероприятий, в числе которых наряду с ангажированностью средств массовой информации, предвзятостью избирательных комиссий, существует незаконное финансирование избирательной кампании кандидата. В основе таких нару-
И. И. Вист
шений лежат продажность, подкуп, злоупотребление должностными и служебными положениями [15], что, в свою очередь, является олицетворением процесса внедрения явления коррупции в сферу избирательных правоотношений. По мнению С. В. Бородина, В. В. Лунеева, действующее российское федеральное конституционное и избирательное законодательство имеет массу криминогенных пробелов и положений, позволяющих региональным лидерам вести себя, как удельные князья, освобождающих высших должностных лиц категории «А» от какого-либо государственного контроля, способствующих организованной коррупции, использованию «грязных денег» на проведение избирательных кампаний, криминальному использованию административного ресурса на выборах различных уровней [16].
А. Н. Предеин, Е. В. Карпова отмечают, что в ходе организации и проведения финансирования избирательных кампаний возникают случаи, связанные со злоупотреблением должностным или служебным положением, т. е. с использованием так называемого «административного ресурса» [17]. Согласно логике таких суждений незаконное финансирование избирательной кампании кандидата является преступлением с коррупционной составляющей, имеющим элементы политической конкуренции при осуществлении избирательных правоотношений. Подтверждением сказанного является включение Гене -ральной прокуратурой Российской Федерации ст. 141.1 УК РФ в перечень преступлений коррупционной направленности [18]. Таким образом, в результате совершения преступления против порядка финансирования избирательной кампании кандидата нарушаются не только конституционные права и свободы граждан, но и сфера общественных отношений, обеспечивающих нормальный порядок осуществления государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что предложенные в юридической литературе определения объекта преступления против нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидата имеют различное толкование, которое так или иначе характеризует рассматриваемый состав пре-
ступления, но не позволяет исчерпывающе определить его.
Между тем полагаем, что в настоящее время преступления, совершаемые по ст. 141.1 УК РФ, посягают на установленный законодательством порядок финансирования избирательной кампании кандидата, на конституционные права и свободы граждан, а также могут затрагивать интересы государственной власти и местного самоуправления. При этом основным непосредственным объектом данного посягательства является установленный избирательным законодательством порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, в качестве дополнительного непосредственного объекта выступают избирательные права граждан, а факультативным непосредственным объектом будут общественные отношения в сфере обеспечения нормального порядка осуществления государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
1. Комментарий к УК РФ: расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судеб-но-следственной практики / под ред. Н. А. Овчинникова. - М. : Экзамен, 2007. -С. 331.
2. Турищева Н. Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2010. - С. 100.
3. Колышницын А. С. Преступления против избирательных прав граждан и права на участие в референдуме : дис. ... канд. юрид. наук. -Рязань, 2004. - С. 76-77.
4. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. - М. : Юристъ, 2006. - С. 133.
5. Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.
6. Полный курс уголовного права : в 5 т. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Коробеева. -Т. 2: Преступления против личности. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2008. - С. 576.
7. Гельфер М. А. Советское уголовное право. -М., 1960. - С. 11.
8. Полный курс уголовного права : в 5 т. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Коробеева. -Т. 1: Преступление и наказание. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2008. - С. 351.
9. Коржанский Н. И. Объект посягательства и квалификация преступлений. - Волгоград, 1976. - С. 30.
Особенности объекта преступления против порядка финансирования избирательной кампании.
10. Уголовное право России : в 2 т. / под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. - Т. 1: Общая часть. - М. : Норма, 2008. - С. 140-141.
11. Белоновский В. Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность : монография / под ред. проф. А. С. Прудникова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2005. - С. 330.
12. Елисеева Т. Н. Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. -
С. 91.
13. Чжоу Хэн. Преступления против избирательных прав в уголовном законодательстве Китая и России (сравнительно-правовое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2010. - С. 9.
14. Гельфер М. А. Указ. соч. - С. 12.
15. Дамм И. А. Коррупция в российском избирательном процессе: понятие и противодействие : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Красноярск, 2006. - С. 3.
16. Бородин С. В., Лунеев В. В. О криминологической экспертизе законов и иных нормативных актов // Государство и право. - 2002. -№ 6. - С. 41.
17. Предеин А. Н., Карпова Е. В. Финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений : монография. - Магнитогорск : ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. - С. 73.
18. О введении в действие перечней статей Уго -ловного кодекса, используемых при формировании статистической отчётности : указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 52-11, МВД России № 2 от 15 февраля 2012 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».