Научная статья на тему 'Нарушение порядка финансирования выборов: некоторые аспекты правоприменительной практики'

Нарушение порядка финансирования выборов: некоторые аспекты правоприменительной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
622
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / ВЫБОРЫ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / НАРУШЕНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ELECTION CAMPAIGN''S FINANCING / ELECTIONS / FINANCIAL RESOURCES / INFRINGEMENT / THE CRIMINAL LIABILITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вист Игорь Иванович

Рассматриваются отдельные вопросы нарушения порядка финансирования избирательной кампании, затрагиваются характерные признаки данного состава преступления, способствующие правильной квалификации противоправных действий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRINGEMENT OF A REGIME OF FINANCING OF ELECTIONS: SOME ASPECTS OF THE RIGHT TO APPLY PRACTICE

Individual questions of infringement of a regime of financing of election campaign are considered in article, characteristic signs of the given crime's structure, promoting correct qualification of illegal actions in the given sphere.

Текст научной работы на тему «Нарушение порядка финансирования выборов: некоторые аспекты правоприменительной практики»

УДК 343

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

INFRINGEMENT OF A REGIME OF FINANCING OF ELECTIONS: SOME ASPECTS OF THE RIGHT TO APPLY PRACTICE

И. И. ВИСТ (I. I. VIST)

Рассматриваются отдельные вопросы нарушения порядка финансирования избирательной кампании, затрагиваются характерные признаки данного состава преступления, способствующие правильной квалификации противоправных действий в данной сфере.

Ключевые слова: финансирование избирательной кампании, выборы, финансовые ресурсы,

нарушение, уголовная ответственность, коррупция.

Individual questions of infringement of a regime of financing of election campaign are considered in article, characteristic signs of the given crime's structure, promoting correct qualification of illegal actions in the given sphere.

Key words: election campaign's financing, elections, financial resources, infringement, the criminal liability, corruption.

В настоящее время нормы, регулирующие вопросы избирательного права недостаточно разработаны по причине того, что в диспозициях некоторых статей содержится лишь перечень действий, составляющих объективную сторону того или иного деяния. Ярким тому примером являются диспозиции статей, устанавливающих ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ), за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ), за фальсификацию избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ), за фальсификацию итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ). Несмотря на то, что данные нормы являются объектом исследования многих учёных [1], на наш взгляд, норма, устанавливающая ответственность за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объеди-

нения (ст. 141.1 УК РФ), недостаточно изучена и исследована с точки зрения наук криминального цикла. В связи с этим проблема привлечения к уголовной ответственности за данное деяние становится актуальной.

Любой вопрос, находящийся в плоскости осуществления выборных мероприятий, является сложным, трудозатратным процессом, требующим профессиональных навыков, привлечения определённых материальных ресурсов для внедрения соответствующей технической базы и взаимодействия со средствами массовой информации как главного источника информирования общественности. Привлечение таких материальных ресурсов, в первую очередь, необходимо для «раскрутки» лица, обладающего необходимым для того объёмом финансов, как кандидата, способного решить вопросы общественности. Безусловно, такие процессы не всегда происходят в соответствии с буквой закона, иногда мероприятия при их осуществлении не представляется возможным признать законными. Это в первую очередь касается вопросов финансирования избира-

© Вист И. И., 2012

тельной кампании. В таком случае уместно вести речь о злоупотреблениях как служебным, так и должностным положением. В связи с этим Е. Л. Логинов отмечает, что использование денежных средств в избирательной системе может осуществляться как путём ярко выраженных злоупотреблений, так и создания внешнего впечатления отсутствия таковых [2].

Анализируя материалы судебно-следственной практики, Е. Л. Логинов предлагает злоупотребления в данной сфере разделять на четыре группы:

1) использование финансовых ресурсов, полученных преступным путём, для финансирования выборных целей;

2) создание для определённых лиц максимально благоприятных возможностей, позволяющих им заработать или высвободить часть средств на процесс финансирования выборов;

3) использование средств, предназначенных на выборные мероприятия через систему незаконных финансовых операций;

4) принуждение чиновника к участию в финансировании или иной поддержке выборов, осуществляемое вышестоящими чиновниками или иными представителями власти [3].

На наш взгляд, данную классификацию можно считать оправданной в силу учёта в ней наиболее существенных аспектов нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидата. С другой стороны, признать данную классификацию не представляется возможным по причине того, что характер таких злоупотреблений разнороден. В связи с этим уместно вести речь об отсутствии критериев (основания), позволяющих классифицировать злоупотребления в сфере избирательного права.

Помимо прочего, в процесс финансирования избирательной кампании кандидата вовлекаются как политически заинтересованные лица, так и граждане, стремящиеся передать свои полномочия в руки лица надежного, способного надлежаще управлять и защищать их интересы. Безусловно, «избираемое» лицо стремится лоббировать интересы, в первую очередь, определённой избирательной кампании или её отдельных представителей, а лишь потом интересы общест-

ва. Становится очевидным, что такое лицо, обладающее необходимыми материальными ресурсами для вложения в избирательное дело, способно быть не мнимым участником будущих избирательных правоотношений, а реальным и полноценным субъектом, например, депутатского корпуса. Как видим, последствия таких общественно-опасных деяний рождают противоправные явления, совершаемые в области избирательных правоотношений, например: коррупция, взяточничество, а также злоупотребление должностными полномочиями. По большей части в таком процессе финансирования участвуют лица, непосредственно связанные с осуществлением государственных функций, а также руководители крупных бизнес-структур, обладающих необходимым материальным ресурсом. Так, по мнению доктора юридических наук, профессора А. С. Автономова, такие чиновники-лоббисты контролируют значительную часть финансов, кадров, средств массовой информации, а также принятие решений государственной важности [4].

Возможность лоббирования собственных интересов законодатель усмотрел лишь в июле и отметил в Федеральном законе от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [5], закрепив в соответствующей норме УК РФ ответственность за незаконное финансирование избирательной кампании кандидата. Справедливо в этой связи отмечает М. М. Ка-кителашвили, что вновь введённая норма представляет собой разновидность преступлений коррупционной направленности, когда наблюдается коррумпированность как выборных должностных лиц, так и представителей депутатского корпуса, которая принимает катастрофический размах [6]. В связи с этим существуют мнения о легализации института лоббизма в Российской Федерации в рамках реализации «Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы», целью которого явилось бы «снижение экономической заинтересованности в совершении коррупционных преступлений со стороны лиц, занимающих государственные должности» [7].

Так, по мнению организатора Международной конференции «ОЯ-конгресс 2011:

эффективный диалог бизнеса и власти» П. А. Толстых, принятие данного законопроекта может способствовать формированию и надлежащему развитию правового поля, реализации соответствующих механизмов государственно-частного партнёрства. «В условиях отсутствия закона о лоббистской деятельности, - указывает П. А. Толстых, - достаточно трудно определить рамки и границы, за которыми цивилизованный лоббизм превращается в коррупцию» [8].

Сторонники иной точки зрения указывают на то, что негативное отношение к лоббизму связано с теми минусами, которые сопряжены с этой деятельностью, и прежде всего с возможностью коррумпированных структур проталкивать необходимые им решения, нормативные и законодательные акты с помощью неправовых форм и методов [9].

Помимо прочего, коррупция в избирательном процессе может проявляться в такой форме, как незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, кампании референдума, в виде незаконного оказания материальной (нематериальной) помощи для проведения избирательной кампании и использование данных денежных средств либо услуг выборным лицом. Финансирование избирательной кампании кандидата со стороны физических и юридических лиц, организованных преступных групп, преступных сообществ, террористических и экстремистских организаций является коррупционным лоббированием их интересов путём предоставления им выгод и преимуществ со стороны избранного лица, поэтому представляет собой общественно опасное явление. В криминологических исследованиях коррупция для организованных преступников, по мнению С. В. Дьякова, «средство обеспечения не только их корыстного, но и политического интереса, поскольку у них отмечается двойная мотивация: обеспечить сверхдоходы и власть ради их сохранения и приумножения» [10].

В Указании Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 450/85, МВД РФ № 3 от 28 декабря 2010 г. «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса, используемых при формировании статистической отчётности» [11] указывается, что состав преступления, предусмотрен-

ный ст. 141.1 УК РФ без наличия особых условий, признается преступлением корыстной направленности, т. е. для таких противоправных деяний характерно:

- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления только с прямым умыслом.

Исключением из них могут быть преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международноправовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

При дополнительном указании на совершение преступления по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершение данного деяния будет входить в статистическую отчётность перечня № 13 - преступления, которые могут быть совершены с использованием своего служебного положения из корыстной или иной лич-

ной заинтересованности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также преступлений, которые могут способствовать их совершению.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что финансирование выборов является процессом, осуществляемым между лицом, тесным образом взаимодействующим с государством, и непосредственно государством. В связи с этим практически невозможно установить факты нарушений порядка финансирования выборных мероприятий, а также вести речь о коррумпированности данных субъектов. Используя денежные средства в избирательном деле, данные субъекты способны реальным злоупотреблениям придать форму «законности исполнения должностных обязанностей, без каких-либо отступлений от своих прямых прав и обязанностей».

Как видим, существующее положение дел не способствует формированию всесторонней статистической картины незаконного финансирования избирательной кампании кандидата как противоправного явления по причине того, что границы такого деяния размыты, и затруднительным представляется проведение качественного анализа данного деяния. Тем временем действительность не ждёт реакции законодателя - выборы превращаются в особый вид «бизнеса», определённый сектор теневой экономики в избирательном процессе, способном задействовать и негативно отразиться на иных сферах жизнедеятельности, внося несогласованность в различного рода процессы окружающей действительности.

1. См., напр.: Турищева Н. Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2010 ; Колюшин Е. И. Финанси-

рование выборов: право и политика. - М. : РЦОИТ, 2002 ; Пищулин В. Г., Щербина И. С. Некоторые вопросы совершенствования норм уголовного законодательства, устанавливающих ответственность за нарушение избирательных права граждан и права на участие в референдуме // Право и образование. -2010. - № 12 ; и др.

2. Логинов Е. Л. Криминальные проблемы финансирования выборов // Закон и право. -2004. - № 4. - С. 13.

3. Там же.

4. Автономов А. С. Не корысти ради, но пользы для (Лоббирование как антикоррупционная технология) // Советник. - 2011. - № 9. -С. 19.

5. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 94 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. -№ 131. - 8 июля.

6. Какителашвили М. М. К вопросу об основаниях привлечения к уголовной ответственности за нарушения порядка финансирования избирательной кампании // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4. -С. 52.

7. Нетреба П. Средство от коррупции нашли

там, где потеряли // КоммерсантЪ. - 2012. -3 февраля [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.Kommersant.ru/doc/1864231 (дата

обращения: 4.02.2012).

8. Толстых П. А. вЯ-Конгресс как отражение «цивилизации России» // Советник. - 2011. -№ 9. - С. 50.

9. Пименов Н. А. Лоббизм: проблемы и пути решения // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 10. - С. 10.

10. Криминология / под общ. ред. А. И. Долговой

- М. : Норма : Инфра-М, 2010. - С. 806.

11. Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 450/85, МВД РФ № 3 от 28 декабря 2010 г. «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса, используемых при формировании статистической отчётности». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ официально не был опубликован (дата обращения: 18.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.