Научная статья на тему 'Особенности нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России'

Особенности нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
995
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагайдак Альбина Юрьевна, Савченко Наталия Казимировна

В статье рассматриваются актуальные вопросы и особенности нравственного воспитания сотрудников полиции на этапе реформирования системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагайдак Альбина Юрьевна, Савченко Наталия Казимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России»

УДК 37.013

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

А.Ю. Сагайдак* Н.К. Савченко**

В статье рассматриваются актуальные вопросы и особенности нравственного воспитания сотрудников полиции на этапе реформирования системы МВД России.

Ключевые слова: нравственное воспитание сотрудников; профессиональная этика;

реформирование.

FEATURES OF MORAL EDUCATION OF STAFF IN THE REFORM OF MIA RUSSIA

A.Y. Sagaidak N.K. Savchenko

The article deals with topical issues and especially the moral education of police officers at the stage of reform of the Russian Interior Ministry.

Keywords: moral education staff; professional ethics; reform.

На современном этапе развития российского правового государства и общества большое значение приобретают вопросы воспитания его граждан. Особое внимание при этом уделяется нравственной составляющей.

В условиях реформирования системы МВД России актуальным остаются исследование вопросов сущности и содержания нравственного воспитания, будущих сотрудников полиции. При этом главная роль принадлежит определению путей и педагогических условий его совершенствования, как существенного элемента системы профессиональной подготовки сотрудников в целом.

Пространство нравственных отношений исключительно обширно. Оно охватывает все сферы социальной деятельности. При этом предполагается, что человек всегда должен стремиться вести себя в соответствии с нравственными идеалами.

Для ряда профессий нравственное воспитание имеет принципиальное значение, являясь определяющим для формирования морального и профессионального облика их представителей.

Определенная значимость в этом отводится роли этики, как науки о морали, изучающей особенности применения общих принципов и норм в определённых профессиональных группах. Для сотрудников системы МВД России они имеют особое профессиональное значение.

Профессиональная этика представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества, например юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в профессиональной деятельности, юридическая

* Сагайдак Альбина Юрьевна, старший преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. E-mail: a-sagaidakk@mail.ru

** Савченко Наталия Казимировна, заместитель начальника курса факультета подготовки финансово-экономических кадров Санкт-Петербургского университета МВД России.

93 Современная наука № 1 (4) 2011

этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия данной профессии. Они в конечном итоге определяют отношение человека к своему профессиональному долгу и к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии.

В условиях реформирования системы МВД России исключительное значение приобретают вопросы приведения профессиональной деятельности сотрудников в соответствие с правовыми и нравственными требованиями, утверждение профессиональной морали, кодекса чести для оценки ее эффективности, формирования здорового морально-психологического климата в подразделениях, всемерного роста духовно-нравственного потенциала личного состава.

В различных литературных источниках выделяется ряд признаков, определяющих конкретные профессиональные сферы, в том числе и в системе МВД России, в которых следование этическим нормам особенно важно. Среди них можно выделить: непосредственную коммуникацию с гражданами и воздействие на них; творческий характер деятельности, позволяющий оказывать воздействие наличность в интересах ее изменения и другое.

Профессиональная этика, являясь составной частью общей этики, имеет и качественную специфику. В частности профессиональный долг, честь, совесть, ответственность являются основой нравственных отношений в системе МВД России.

Основными принципами деятельности сотрудников системы МВД России является соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество.

Основываясь на этих положениях можно выделить оценочные показатели каждого сотрудника. К ним относятся, например, оценка результатов его работы, контроль со стороны общественности, общественное мнения и другие.

Именно последнее является одним из основных критериев официальной нравственной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Об этом говориться в статье 9 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года, всту-

пившего в законную силу с 1 марта 2011 года [7].

Цели и задачи деятельности полиции не определяются каждым сотрудником произвольно, а устанавливаются правовыми актами, носят нормативный характер. Так, например, статья 2 Закона РФ «О полиции» предусматривает: защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; обеспечение правопорядка в общественных местах; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в различных областях [7].

Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета кадров, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства, моральных качеств и нравственного поведения.

Сотрудники системы МВД России, осуществляя свои функции и применяя ту или иную правовую норму, вместе с тем должны обладать способностью к максимальной нравственной ориентации. Это необходимо потому, что выбор наиболее приемлемого в нравственном отношении варианта своих действий осуществляется ими на определенном уровне осознания своих служебных задач и целей, и в известной степени характер выбора зависит от этого осознания.

В соответствии с законом, главное предназначение полиции заключается: в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; в противодействии преступности; охране общественного порядка, собственности и в обеспечения общественной безопасности государства. Поэтому важно, чтобы результаты нравственной составляющей ее деятельности были положительно оценены со стороны всех субъектов правоотношений.

Сотрудники органов внутренних дел организуют свою профессиональную деятельность на основе действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Своеобразным сводом профессионально-этических норм, нравственных ценностей для сотрудника является «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», разработанный на основе положений

Конституции Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации [6].

Его содержанием являются нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения функций профессиональной деятельности.

Основными целями кодекса является: установление нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника; формирование единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения; регулирование профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности; воспитание высоконравственной личности сотрудника, соответствующей моральным нормам и принципам.

Профессиональная мораль сотрудников системы МВД России, как было отмечено, носит нормативный характер, она имеет правовую основу, которая

Литература

1. Бородавко Л.Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Теоретические основы и практика организации: Монография. - СПб: СПбУ МВД России, 2005 — 218 с.

2. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и ее влияние наличность (проблемы профдеформации): Учебное пособие-СПб.: СПбВВКУ ВВ МВД России, 1996 — 166 с.

3. Витольник Г.А. Воспитание профессиональной чести слушателей вузов МВД России: Автореф. дисс.... канд.пед.наук. - СПб.,1997 - 21 с.

4. Гейжан Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: дис...д-ра пед. наук. - Спб.,1995. — 251 с.

5. Ефремов О.Ю., Солнцев В.О. Нравственное воспитание обучающихся в вузах силовых ведомств в процессе профессиональной подготовки, СПбУ государственной противопожарной службы силовых ведомств России, СПб 2010.

6. Приказ МВД РФ № 1138 от 24.12.08 г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

7. Федеральный закон «О полиции»: тексте изм. и доп. на 2011 год - М.: Эксмо, 2011 - 80 с. (Актуальное законодательство: библиотечка «Российская газета»),

8. Хальзов В.И. Профессионализм деятельности сотрудников ОВД // Качество профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ОВД // Материалы научно-практической конференции/под редакцией Н.Ф.Кваши и В.И.Хальзова - СПб., 1996,- С.6 - 13.

9. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. - 639 с.

10. Яцевич С.П. Социальная психология в правоохранительной деятельности: Курс лекций под ред. А.Г. Шестакова. - СПб, 2000 - 250 с.

отражает цели, принципы и средства деятельности, представленными законодательными актами, регулирующими ее деятельность и содержащими нормы профессиональной морали.

Необходимо отметить что, несмотря на всё более высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников, в ходе их нравственного воспитания, в средствах массовой информации отмечены недостатки, негативно влияющие на совершенствование деятельности системы МВД России.

Это может быть вызвано отсутствием системности в воспитательной работе, недостаточным уровнем психолого-педагогической подготовки должностных лиц, неэффективным использованием современныхтехнологийорганизации воспитательной работы.

Именно поэтому нравственное воспитание должно являться непрерывным процессом в ходе всей профессиональной деятельности сотрудников.

В настоящее время ведется активный поиск педагогических условий и технологий, эффективно влияющих на процесс воспитания нравственной личности сотрудника органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.