Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОТИРОВАНИЯ СЛАВНИКОВ «СМЫСЛ ОЧИСТИВШЕ» И «ЯКО ВЕНЦЕМ ПРЕСВЕТЛЫМ» В СТУДИЙСКУЮ ЭПОХУ'

ОСОБЕННОСТИ НОТИРОВАНИЯ СЛАВНИКОВ «СМЫСЛ ОЧИСТИВШЕ» И «ЯКО ВЕНЦЕМ ПРЕСВЕТЛЫМ» В СТУДИЙСКУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Богослужебная книжность Студийской эпохи / певческая книга Стихирарь Минейный / Богородичные службы / песнопения-славники / монодийные распевы / беспометная нотация / Liturgical literature / the Studio era / the singing book of the Stichera of the Mina / the Virgin services / hymns-slavniki / monody chants / careless notation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трубицина Юлия Юрьевна

Древнейшие славники из Богородичных служб византийского происхождения достаточно рано включаются в репертуар Минейных Стихирарей Студийской эпохи. В нотированных рукописях этого периода устанавливается прочная взаимосвязь двух из трех Богородичных праздников — Положения Пояса и Покрова Пресвятой Богородицы, песнопения которых с конца XIV в. включаются в репертуар службы Покрова. Данная статья посвящена изучению нотированных списков песнопений «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» в период распространения Студийского устава. Основными источниками исследования послужили Минейные Стихирари Студийской эпохи из фондов собраний Российской национальной библиотеки (РНБ), Библиотеки Академии наук (БАН), Российской государственной библиотеки (РГБ), Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Автором подробно рассматриваются особенности нотации, в качестве опорного материала послужили «основные редакции» песнопений. В связи с отсутствием возможности реконструкции первоисточника, а тем более расшифровки нотации Студийской эпохи, основным методом анализа является сопоставление мелодико-графических формул. В результате анализа наглядно продемонстрирована очевидная взаимосвязь между источниками, как более ранними, так и более поздними. Для удобства были составлены текстологические партитуры, фиксирующие «основную редакцию» каждого песнопения, в хронологической последовательности (от более ранних списков к более поздним).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SLAVNIK NOTATION “THE MEANING IS CLEANSED” AND «LIKE A CROWN OF LIGHT” IN THE STUDIO ERA

The oldest slavs from the Theotokos Services, which have Byzantine origin, are included early enough in the repertoire of the Mina Stichera of the Studio era. In the notated manuscripts of this period, a strong relationship is established between two of the three Mother of God feasts — the Position of the Belt and the Intercession of the Most Holy Theotokos, whose chants have been included in the repertoire of the Intercession service since the 15th century. This article is devoted to the study of the notated lists of hymns “Like the crown of the Most Holy” and “The Meaning is cleansed” during the period of dissemination of the Studio Charter. The main sources of research were the Mine Stichera of the Studio era from the collections of the Russian National Library (RNB), the Library of the Academy of Sciences (BAN), the Russian State Library (RSE), the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA). The author examines in detail the features of notation, the “main editions” of the chants served as a reference material. Due to the lack of the possibility of reconstructing the original source, and even more so of deciphering the notes of the Studio era, the main method of analysis is the comparison of melodic-graphic formulas. As a result of the analysis, the obvious relationship between the sources of both earlier and later ones is clearly demonstrated. For convenience, textual scores were compiled, fixing the “main edition” of each chant in chronological sequence (from earlier lists to later ones).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОТИРОВАНИЯ СЛАВНИКОВ «СМЫСЛ ОЧИСТИВШЕ» И «ЯКО ВЕНЦЕМ ПРЕСВЕТЛЫМ» В СТУДИЙСКУЮ ЭПОХУ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 36-50 БОТ: 10.15382Мш^202453.36-50

Трубицина Юлия Юрьевна, соискатель ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» Россия, г. Краснодар yulya.khodchenko@mail.ru https://orcid.org/0009-0002-8940-613X

Особенности нотирования славников «Смысл очистивше» и «Яко венцем пресветлым» в Студийскую эпоху

Аннотация. Древнейшие славники из Богородичных служб византийского происхождения достаточно рано включаются в репертуар Минейных Стихирарей Студийской эпохи. В нотированных рукописях этого периода устанавливается прочная взаимосвязь двух из трех Богородичных праздников — Положения Пояса и Покрова Пресвятой Богородицы, песнопения которых с конца XIV в. включаются в репертуар службы Покрова. Данная статья посвящена изучению нотированных списков песнопений «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» в период распространения Студийского устава. Основными источниками исследования послужили Минейные Стихирари Студийской эпохи из фондов собраний Российской национальной библиотеки (РНБ), Библиотеки Академии наук (БАН), Российской государственной библиотеки (РГБ), Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Автором подробно рассматриваются особенности нотации, в качестве опорного материала послужили «основные редакции» песнопений. В связи с отсутствием возможности реконструкции первоисточника, а тем более расшифровки нотации Студийской эпохи, основным методом анализа является сопоставление мелодико-графических формул. В результате анализа наглядно продемонстрирована очевидная взаимосвязь между источниками, как более ранними, так и более поздними. Для удобства были составлены текстологические партитуры, фиксирующие «основную редакцию» каждого песнопения, в хронологической последовательнсти (от более ранних списков к более поздним).

Ключевые слова. Богослужебная книжность Студийской эпохи, певческая книга Стихирарь Минейный, Богородичные службы, песнопения-славники, моно-дийные распевы, беспометная нотация

В период господства Студийского-Алексиевского устава происходит формирование не только корпуса Богослужебной книжности, этот период охарактеризован освоением опыта византийских «учителей», созданием самостоятельной не-вменной нотации, а также вознкновением целого ряда чинопоследований в честь памятей особо чтимых на Руси. Проблемам изучения нотированных рукописей,

Ю. Ю. Трубицина

© Трубицина Ю. Ю., 2024.

созданных в данный период, посвящено немалое количество исследований, раскрывающих полную картину становления корпуса русской богослужебной книжности и самостоятельной церковно-певческой традиции1. В рамках статьи рассмотрены песнопения в честь праздников, которые с конца XIV столетия становятся связующими для трех чинопоследований — Положения Ризы, Пояса и, впоследствии праздника Русской Православной Церкви, Покрова Пресвятой Богородицы2.

Основными источниками послужили рукописные памятники Студийской эпохи из основных собраний Российской национальной библиотеки (РНБ), Библиотеки Академии наук (БАН), Российской государственной библиотеки (РГБ), Российского государственного архива древних актов (РГАДА).

Рассмотрение музыкального материала песнопений в честь Ризы, Пояса и Покрова по рукописным источникам Студийской эпохи имеет очевидные особенности: следует учитывать, что этот период характеризован беспометной нотацией, не поддающейся расшифровке на пятилинейную нотацию. При атрибуции попевок использовались известные справочные работы и методы сравнительного анализа графических формул, разработанные отечественными учеными-медиевистами — В. М. Металлов «Осмогласие знаменного роспева»3, М. В. Бражников «Лица и фиты знаменного распева»4, Е. А. Григорьев «Пособие по изучению знаменного пения и чтения»5, З. М. Гусейнова «Комбинаторный анализ знаменной нотации XI—XIV веков»6.

1 Подробнее об этом см.: Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность. Система. История: в 2 т. Сергиев Посад, 1998. Т. 1. С. 167; Заболотная Н. В. Древнерусские певческие рукописи Студийской эпохи в их отношении к богослужебному уставу // Гимнология: материалы Международной научной конференции «Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи» (к 80-летию доктора Милоша Ве-лимировича) / сост.: Н. Герасимова-Персидская, И. Лозовая. Вып. 5. М., 2003. С. 104—108; Она же. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI—XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001. С. 30; Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI—XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994. C. 145-146.

2 По мнению ряда исследователей — Скабаллановича М. Н. (Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением / сост. М. Скабалланович. 2-е изд., испр. М., 2008), Серегиной Н. С. (Указ. соч. С. 145-146), Горской А. М. (Горская М. А. Древнерусская студийская Минея на октябрь как певческая книга. СПб., 2002. С. 66-67), Кириллина В. М. (Кириллин В. М. О книжности, образе жизни Древней Руси: Studia philological. М., 2013. С. 97) установление праздника связано с появлением первых гимнографических текстов в честь Покрова, а также с утверждением чинопоследования в списках Уставов. Авторы ссылаются на памятники, которые позволяют им датировать возникновение службы Покрову XIV веком: ГИМ, Син. № 328/383 (XIV в.), ГИМ, Син. № 431 (не ранее 1340 г.), РНБ, F. п. I. 73 (XIV в.), РГБ, ф. 113 № 3 (кон. XIV в.).

3 Металлов В. М., прот. Осмогласие знаменного роспева: Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М., 1899.

4 Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: исследование. Ленинград, 1984.

5 Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения: 2-е изд., доп. и пере-раб. / Рижская Гребенщиковская старообрядческая община. Рига, 2001.

6 Гусейнова З. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV веков. // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: сб. науч. трудов / сост.: С. П. Кравченко, А. Н. Кручини-на. Ленинград, 1987. С. 27-49.

Для удобства сопоставления списков мы обратимся к текстологическим партитурам, составленным нами для двух песнопений, связанных с разными датами, и рассмотрим их в хронологической последовательности: Ризоположение (2 июля) — партитура 1.1 — 1.2; Положение Пояса (31 августа) и Покров Пресвятой Богородицы (1 октября) — партитура 2.1 — 2.3.

Первоначально рассмотрим славник «Смысл очистивше», принадлежащий в Студийскую эпоху службе Ризоположения Пресвятой Богородицы по следующим шести спискам ХП-ХУ вв: БАН, 34.7.6; РНБ, Соф. № 384; РГБ, ф. 113 № 3; РГБ, ф. 304.1. № 439 (в партитуре — ТСЛ № 439); РНБ, Пог. № 45; РГБ, ф. 304.1 № 440 (в партитуре — ТСЛ № 440). Во всех списках он имеет ремарку об исполнении на 2-й глас.

В Минейных Стихирарях ХП-ХУ вв., исходя из особенностей нотирования, выявляются две редакции песнопения «Смысл очистивше». Все списки, кроме Погодин № 45, воспроизводят одну музыкальную редакцию славника, в которой есть незначительные вариантные разночтения. Эта редакция названа нами основной. О том, что Стихирарь из собрания Погодина № 45 содержит особые «переводы» песнопений, хорошо известно в отечественной медиевистике. Таким образом, список из этого Стихираря представляет иную, вторую редакцию славника, возникшую в Студийскую эпоху.

Обратимся к анализу графических формул основной редакции славника «Яко венцем пресветлым».

Устойчивые формулы:

1. Фиты. В распеве заявлены два фитных комплекса, которые во всех списках стабильно фиксируются на словах «красьну» и «причетъю». Графика первой фитой группы1 устойчива — «фита, два в челну, сложития, змии-ца» и лишь в списке ТСЛ № 440 происходит единичное включение нового элемента и перестановка невм: ^ «фита, крюк, сложития, два в челну, змиица». Графика второй фитной группы также совпадает во всех списках, кроме ТСЛ № 440 ^ «сложития со змеицей, фита, статья светлая». В последнем рукописном источнике в фитную формулу также добавляется «крюк».

2. Устойчивые графические обороты. Устойчивыми являются и так называемые кадансирующие обороты, места остановок в распеве: «кулизма» на слове «торъжествоуимъ» «оукраси»; «статьи», как одиночные, так и двойные, в заключении невменных последований на словах «владыко», «покрывати», «поганъ», «нашего», «господи», «твои» «твоея», «силою», «молитвами»; устойчивый комплекс — «палка — стрела — статья» и т. д.

7 Данный термин предложен З. М. Гусейновой и использован в контексте комбинаторного метода исследования беспометной нотации, а именно графических «фитных» формул. Исследователь поясняет — «"Фиты" дают нам образцы знамен, в состав которых входит подчас большое количество одиночных и составных невм» (Гусейнова З. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации Х1—Х1У веков // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: сб. науч. трудов / сост.: С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Ленинград, 1987. С. 41-42). Исходя из этого, З. М. Гусейнова относит знаковые комплексы, включающие «фиту», к сверхсложным знакам.

Перейдем к рассмотрению изменений на уровне отдельных знаков. Итак, какие варианты разночтений нам встретились?

Во-первых, это изменения, связанные с областью звучания внутри одного семейства. Например, на лексеме «съмыслъ» ранние списки (БАН 34.7.6, Соф. 384, ф. 113 № 3) фиксируют знак «стрелы», в XV в. к комплексу стрелы добавляется элемент «точка», и «стрела» становится «стрелой мрачной». Такие варианты, возникающие внутри знаков одного семейства, не редкость, а достаточно распространенное явление даже в памятниках XII в. Они вполне могли влиять на ритмическую характеристику и высоту звучания.

Во-вторых, замены невм из разных семейств — «крюка» на «статью светлую», «стопицы» на «палку светлую», «стопицы» на «параклит» и т. д. Сложно сказать, что стояло за этой графической вариантностью в памятниках Студийской эпохи, но, судя по нотации более позднего периода, такие изменения в корне не изменяли мелодическую линию распева. Поэтому их можно условно обозначить как «синонимичные».

Отметим, что в одном из «переходных» списков XV в. ТСЛ № 440 появляются редкие сочетания знамен: «стопица, палка светлая, полкулизмы, стрела, статья» ^ «стопица, палка, статья, статья, статья» (текст: «начинающее»); «палка светлая/крюк, статья со змиицей» ^ «статья со змиицей, чашка полная, стопица» (текст: «песнь»); «палка, стрела, статья» ^ «скамеица, статья закрытая, статья». Судя по графике распева, можно предположить эволюционные изменения в распеве стихиры на примере позднего списка ТСЛ № 440.

Таким образом, в Минейных Стихирарях XII—XV вв. устойчиво фигурирует редакция, обнаруженная в самых ранних списках Минейных Стихирарей XII в. Выявленные изменения в нотировании при сравнении списков связаны, на наш взгляд, с переизложением одного и того же музыкального материала. Однако в Минейном Стихираре XV в. наблюдается динамично набирающий обороты процесс переосмысления заявленного архетипа в рамках еще архаичной нотации.

Вторая редакция из «авторской рукописи» Пог. № 45, несмотря на многочисленные отличия в нотировании по отношению к первой редакции (в частности, появления еще одной фиты на лексеме «нашего»), имеет общность в расположении двух фит на тех же лексемах — «красьну» и «причетою», а также одинаковое разделение поэтического текста на колоны знаком «высокой точки». Это позволяет предполагать наличие для двух редакций общего первоисточника, вероятно, сложившегося в византийской традиции.

Славник «Яко венец пресветлый» рассмотрен нами по следующим спискам: БАН, 34.7.6; РНБ, Соф. № 384; РГАДА, ф. 381 № 145; РГБ, ф. 113 № 3; РГБ, ф. 304Л № 439 (в партитуре — ТСЛ № 439); РГБ. ф. 304Л № 440 (в партитуре — ТСЛ № 440). Он фигурирует в службах Положения Пояса и Покрова. Отметим, что во всех нотированных списках инципит песнопения следующий — «Яко венец пресветел». Во всех списках, кроме ТСЛ 440, славник имеет ремарку об исполнении на 2-й глас, в ТСЛ 440 указан глас 6-й. Перейдем к рассмотрению музыкального материала песнопения.

Устойчивые формулы:

1. Фиты. Каждый список неизменно фиксирует три фитных комплекса на трижды повторяющейся лексеме «радуйся». Однако в поздний список — ТСЛ № 440 — включается еще один, четвертый по счету фитный оборот на слове «ликъствоуеть».

2. Графика трех фит в ранних списках (Х11 в.) стабильна. Используется однотипная фитная группа из «статьи с рогом», «фиты» и «змиицы» или «статьи со змиицей», которая повторяется на каждом слове «радуйся». В списках Х1У—ХУ вв. происходит изменение фитных начертаний, они становятся вариативными в пределах одного списка. Например, в РГБ, ф. 113 № 3 две первые фиты состоят из «статьи с рогом», «фиты» и «статьи со змиицей», а последняя, третья фита — из «статьи простой», «фиты», «статьи светлой» и «змиицы». В ТСЛ 439 в последней фите добавляется в завершении начертания вместо «змиицы» новый знак — «хамила». Отличие в графике фит в пределах одного списка иллюстрирует наличие разных интонационных комплексов. Возможно, за одинаковой графикой фит в ранних списках также скрывались разные фитные роспевы.

3. Устойчивые графические обороты. Для всех списков характерно применение знаковых комплексов, маркирующих остановку в распеве, например: «чашка — крюк — палка — статья» на слове «пресветлым» или последовательность из трех статей на лексеме «превязася»; устойчиво фиксируется кулизма на словах «днесь», «честное», «совершению» и «притекающим», а также хамильный оборот на «ти», «славы» и «веселие».

В Минейных Стихирарях Студийской эпохи славник, исходя из особенностей нотирования, имеет одну устойчивую редакцию. В ней допустимы вариантные замены отдельных знамен внутри семейств, например: «палка» меняется на «палку воздернутую», «крюк мрачный» — на «крюк светлый», «стрела простая» — на «стрелу мрачную». В единичном случае происходит изменение в фит-ном комплексе — замена «змеицы» на «хамилу».

Смена музыкальной редакции песнопения происходит, ориентировочно, в 20-х гг. ХУ в. Один из списков — ТСЛ № 440 — отражает этап редактирования основной редакции богородичного песнопения. Обратим внимание, что изменения происходят в рамках еще архаичного типа нотирования — используются «крюковые стрелы», «голубчик борзый с палкой», характерные комплексы из двух статей в окончании строк и др. Существенным моментом является включение нового фитного комплекса на лексеме «ликъство-уеть», не фигурирующего ранее. Можно предположить, что именно в этот момент происходит переосмысление поэтического текста данного песнопения, возникают семантические сдвиги. Важно отметить, что изменения в распеве происходят при условии использования одного песнопения для двух служб — Пояса и Покрова. Возможно, именно с процессом переосмысления устойчивого архетипа славника связано его специфическое гласовое обозначение в этом списке — вместо 2-го гласа появляется ремарка, указывающая на 6-й глас.

В результате рассмотрения двух славников мы приходим к выводу, что распев каждого из них, сложившийся в XII в., в XV в. претерпевает изменения. Новое видение архаичных распевов двух песнопений происходит синхронно — не позднее 1-й четв. XV в., что отразил список ТСЛ № 440. Следует отметить влияние самой эпохи, диктовавшей тенденции к постоянному развитию. Помимо ключевых событий в истории государства и Церкви8 происходит переход на Иерусалимский Устав, интенсивно развивается система записи (знаменной нотации), появляются первые теоретические руководства, распевы славников также претерпевают реформирование. Насколько эти «новые» распевы оказались характерными для певческих рукописей Иерусалимской эпохи, покажет рассмотрение списков XVI и последующих веков.

8 XV век в истории России ознаменован процессом централизации государства, полным освобождением от татаро-монгольской зависимости, а также предпосылками к обособленности Русской митрополии и учреждению патриаршества.

Партитура 1.1 _ БАН 34.7.6 . Соф. 384 . ф. 113 №3 . ТСЛ №439 . Пог. №45 . ТСЛ №440

ЪЪМЬНЛ'А ОЧНСТНЕХШЕ Н оуМ2

и «. с. ё

СхМЫМЙ иЛНеТНБХШЕ н оумх

^^ I С. #

Сгмыслг илютнбяше н оума

ьймыш ипн(ТПБ2ШЕ н оумх

Приложение

СИ ДНГЕЛЫ Н МЫ . ТгрЯчЬСТБОуЕМХ .

А- ь-^ь- Ь О с' ? у ? '

. (2 днгелы н мы . тырачытвоунма

¿^ ©@ - г

, С2 ДНГЕЛЫ Н МЫ . ТОрЯчЬСТВУНМХ .

v - < ¿о

. 1% днгелы н мы . торжьетвоунмг .

()2Л12СЛ2 ОЧНСТНВЙШЕ н

• с. /I с и и и с' ,, ^г о: £ ? N 0ул\2 . ДНГЬЛЫ Н МЫ . ТЯрЖЬСТВУЕМЗ ,

Ч ь С с

Сймыпга ючнстнвшн н

0уМ2

¿^-¿^г- С- \ <0> е- \ ¿о ? (К ДГГЕЛЫ Н МЫ . ТОрЯЖЕСГВоуНМЙ

. БАН 34.7.6 . Соф. 384 . ф. 113 №3 . ТСЛ №439 - Пог. №45 . ТСЛ №440

^ о О (, с. * с. О С. ?/ С \

Сб'ЪтЬЛО ндчнндиц1£ . ддБыдьскоук п'Ь[нь ОТрОКОБНЦН невесте .

С- с С- <- С. (. с и и &? С <- \

Св'ЪтЬЛО ндчнндкц1е . ДДБЫДЫКОуК пНЬнЬ штроковнцн . невесте .

<- ь? £. V с. с с. о \ а" ь-^с \' ?

Сб'ЪтЬЛО НДЧННДКЦШ . ДДЕЫДЬСКУП П>ЪсНЬ ШТрОКОБНЦН Н£Б"£(т"Ь .

О ь С С ¡, С- с О С ¿>-"1. 4- V

Сб^ТЬЛО НДЧННДГОЦК . ддвыдьскоум И'ЬнЬ СитрОКОБНЦН НЕБ^СГ^ .

^ и <• V- 6- с. С ^ I. ь с

Светло НЛЧННЛМШЕ . ДДБЫДЫКГИ ГтЪнЬ отроковнци НЕВЕСТЕ

с- £ \ I? и а с о с с

с t ^ с. V

Св'ЪтЬЛО ндчннди1|]£ . ддвыдыкоум гсешь отроковнцн неб'ЬеТ'Ь

Партитура 1. - БАН 34.7.6

. Соф. 384

. ф. 113 №3

. ТСЛ №439

. Пог. №45

. ТСЛ №440

BbcfyfZ ЦЕСДрА ЭДНСТД ЕОГД НДШЕГО . BZCKpbCHH господи

У-ь—с- с. t-iv 4.1— £•

Bbffyç цссдрА эднстд когд ндшего BhcfyfZ цьсдрл эднстд когд ндшсго

о:"^«- etfV £ i^"" <r"£ ^ ; BhcfyfZ цЕсдрА эднетд ЕОГД НДШЕГО

вгскрьснн господи . . вхскрьснн ГОСПОДИ

b^J-iTt'^Z------ S"

вгскрьснн господи .

у. С £. i-^V i ■' t £. 6. ^

Bbcfyz цьсдрА донстд ЕОГД НДШЕГО

^ /О <7* С О С-вискрьсни ГОСПОДИ

е^е- bJ^w«:у t- ° i

Bbcfc^Z ЦЕСДрА ЭДНСТД ЕОГД НДШЕГО . BZCKpECHH ГОСПОДИ

t-

БАН 34.7.6 Соф. 384 ф. 113 №3 ТСЛ №439 Пог. №45 ТСЛ №440

¿^^^с, и с и. г 7: \t-~~

ГЛДГОЛЮ1|1Е вг ПОКОИ твои . ты и ковьчсгг СВАТЫНА ТВОЕМ .

ь £. е- —X«- «. <—о: \ I-—

ГЛДГОЛК)1|1Е Н'А ПОКОИ ТВОИ . ТЫ И КОВЬЧЕГО СВАТЫНА ТВОЕМ .

¿- \>-\ с с. го^"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГЛДГОЛКНр вг ПОКОИ ТВОИ . ТЫ И КОВЬЧЕГг СВАТЫНА ТВОЕМ .

ГЛДГОЛМЦ1Е вг ПОКОИ ТВОИ . ТЫ И КОВЬЧЕГг СВАТЫНА ТВОЕМ .

£.•• с. с. с (. с £. с- V- а' г с-

ГЛДГОЛМ1|1Е вг ПОКОИ ТВОИ . I ТЫ КОВЬЧЕГЗ СТЫНА ТВОЕМ .

—L> <■* It^-j.o- ^ I г- 9: о '

ГЛДГОЛМЦ1Н BZ ПОКОИ ТВОИ . ТЫ И KHBOTZ СВАТЫНН ТВОЕМ

_ БАН 34.7.6 . Соф. 384 . ф. 113 №3 . ТСЛ №439 . Пог. №45 _ ТСЛ №440

MKO EO ПОЛДТО^ крдсьиоу . СНГС вукрдси . И прнчьтям . грддву СЕОЕМОу

i- о 4- t «- i- ' N tots^ i^t. t- Il fô\ f1^—L

MKO EO полдтоу крдсьноу . СИИ «укрдсн . H ПрИЧЬТЕК . грддоу ТВОЕ/ИОу

07 i. t. IIV и

MKO EO полдтг крдсьноу . сим «укрдсн . н прнчьтгю . грддоу ТВОЕМУ

t с, fc t t krf^f}? = i. V

MKO EO полдтоу крдсьноу . сим оукрдсн . H ПрНЧЕТгМ . грддоу ТВОЕ/ИОу

1 t „ «. t J-*?,'

tZ^t- ¿ГГ"^ t Î>- о с 1 v-

MKO полдтоу крдсьну . сим оукрдсн и прнчьтгн . грддоу СВОЕЛЛОу

MKO EO полдтоу крдсьноу . CHK оукрдсн . H ПрИЧЕТгН . грддоу СВОЕМОу

Партитура 1.3 . БАН 34.7.6 . Соф. 384 _ ф. 113 №3 . ТСЛ №439 . Пог. №45 . ТСЛ №440

О <, с. <, о 9 с сУ^и (,«С

БЛДДЫКО . С ТрОНТН Н ПОКрЫБДТН . 0Т2 («уПОСТДТЬНЫН^Х ПОГДН2

С ь- «-

^ О С. С'

<- с "—v ' ; БЛДДЫКО . стронтн н покрывдтн . ШТ2 (ОуПО£ТДТЬНЫН^а погднг .

«- «•* и V- £-<-(. <- с-—^ \

БЛДДЫКО . стронтн Н покрывдтн . ШТ2 1ГПО^(ТДТь|нЫН^2 П0ГДН2

'— I ? с. I, С с. о 9 •' ^ *"* ? г- с С. £■»—^

БЛДДЫКО . (тронтн н покрывдтн . ютя мупоетдтьнынр П0ГДН2 .

о: с <г—с е. 1>~с. с. с -л"* с. с с. ы с-

БЛДДЫКО . стронтн н покрывдтн . ОТЯ СУПОСТДТЬНЫ^г ПОГДН2 .

Г У О е- «^Я^-^З

блддыко . (тронтн н покрывдтн . ота соупостлтьньн^з погш\

. БАН 34.7.6 . Соф. 384 . ф. 113 №3 _ ТСЛ №439 . Пог. №45 . ТСЛ №440

и С '-"С ^ Г кр^пякон енлом . тога люлнтвдлш .

С, '--4. 5 ""у" «-<<Г' £ ? ? +

кр'впоком енлом . тога МОЛНТБДМН , кр'Ьпгком енлом . тога молнтвдмн .

«- «>"2 ^"^Г ^ < ■+

кр"£пыком енлом . тога люлнтвдлш

<>-"с. v- «- о

кр^пяком енлом н тога люлнтвдлш .

кр'кпгком енлом . тога люлнтвдлш

t- c.

t et

. БАН 34.7.6 . Соф. 384 _ф. 381 №145 . ф. 113 №3 _ ТСЛ №439 . ТСЛ №440

\C) fc t- L, \ S

о: «^"ь. с. U

пречнстдга ЕОГОрОДНЦЕ .

<>: <- «- и о О'-

пречттдА ЕОГОрОДНЦЕ .

с Г. t^"

пр^мнстдга ЕОГОрОДНЦЕ .

и о: ^

пречнстдга Богородице .

о: с-

пречнстд/а Богородице .

^ * 1■ о ?

пречнстдга ЕОГОрОДНЦЕ .

. Б AH 34.7.6 . Соф. 384 -ф. 381 №145 . ф. ИЗ №3 . ТСЛ №439 . ТСЛ №440

ПО/ätZ ТБОН (БАТЫН . цьркы ЕОЯчНИ ПрЕБАЗДСА .

r^t ». ,<rr \ » г. \ ^ ? ?

riOAtZ ТБОН CBATZH . ЦЬрКЫ EOfKHfä ПрЕБАЗДШ .

î. ь \ & С

nomcz ТБОН tEATZ . ЦЬрКЫ ЕОЯчНга Пр^БАЗДСА .

о: и t- t. с- ^ ^ ь - а г ^ ' ^ -1

П0кр0Б0/иг tbohmz cbatuhmz . цьркы Богкнга [прншд'Есга]

у. ts- ^ V it ; f «- I<--/3; s ^ ""

noratz тбон fBAThiH . церкы божни прЕЕАздсА . nomcz тбон сбатын . церкви божнм превАздсл

Партитура 2

- БАН 34.7.6 . Соф. 384 ,ф. 381 №145 . ф. 113 №3 . ТСЛ №439 . ТСЛ №440

с. с. ^ с с н свьтнтьса

с ь о- с. с Н СВ'ЬтН'ГЫА

с. с I н свьтнтьса

С* с

Н (Б'Ьтнтьш

с. О ь и Н СБЕТНТЬСА

I е<^<. с н св'етнтьса

с. г, и е- \ я-Оек?. рДДОуГСфНСА дьньсь .

С <- о \ ^

(>ДДвуК1Ц1НСА дьныь ,

' ' о @ ;ог> г рДДОуКЦСНСА дьньсь .

с % о у V

и тднно лнкгствоуеть . блддычнце вгпнм^н тн

о I. I. с. с- -СО У \ <Г

и <- 1 \

н тднно лнкшткоуггь . блддычнце кхпнш|1Н ти

ги з; 1 =

\ с. * \ = = ?»*•

н тднно лнкгстввувть . клдды шцс вгпнт^Е тн

с (¿) \* •'г иА- '--]'■ -и I' ' ¿"о с \* г =

прдддьнХмц1Е дьньсь . н ^лд5н>ц1ес|а| лнкхствгкть . блддычнце кхпик|||н.

|1ДД0уК11|тА ДЬНЬСЬ .

и с- у рддвумцснсА дьньсь

о '-1-е' о: V £ с^о У- <- <- г г ""

н тднно лнкгствоуЕТь . блддычнце вгпнкцен тн .

у г £. £- 1^1, 5." II с. @)

. н тднно лнкгствоуетв . блддычнце вопни^е ть .

. БАН 34.7.6 - Соф. 384 ,ф. 381 №145 . ф. 113 №3 . ТСЛ №439 . ТСЛ №440

рддоунс«. . рддоунсм .

¿--г О/

рддоунсл . оув

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рДДГНСА . рДДОуША .

с- с

НуВАЗЕННЕ

С С "-"о % оуВАЗЕННЕ

о У ННЕ

\Wi\Z ¿- С-^Л^, ? ->оо чьстьное . н в'Ьньче кожига елдвы .

чьстьное . н б'еньць еожна слдвы .

ЧЬСТЬНОЕ . н бе'ЪнЬЧЕ кожна СЛДВЫ .

чьстьные . н ве'ЬнЧЕ еожыд слдвы .

Кгос^с ¿. е' у. \ ^ г 5

ЧЕСТЬНОЕ . Н Б'ЪнЬЧЕ КОЖН1Д СЛДВЫ .

рДДОуНСА . «уВАЗЕННЕ ЧЕСТЬНОЕ . Н бе>ЕНЬЧЕ КОЖНА слдвы .

оуВАЗЕННЕ оуВАЗЕННЕ

. БАН 34.7.6 - Соф. 384 _ф. 381 №145 . ф. 113 №3 . ТСЛ №439 . ТСЛ №440

сс'е^и ?. с х'г'ыяг ¿- у. \ гтто рДДОуЖА . ЕДННД С.икд (гВЬрШЕННК . Н В'ЪчЬНОЕ ВЕСЕЛИЕ .

«.¿'г^и у. <- \cof\f ¿~у.>^&уЛ У^о ■?->■*> рДДОуНСА . ЕДННД МДКД (гБЬрШЕННН . И Б^ЧЬНОЕ ВЕ1ЕЛНЕ .

¿-V. г2 ^'/с | гогл 5 уУЫ^А пи

рДДОуША . ЕДННД (гВЬрШЕННК . Н В^ЧЬНОЕ ВЕСЕЛИЕ .

¿6-е сс^^о^^г. »''Г "С?: ;»£>

рДД«уН1А ■ ЕДННД [(ЛДВЫ (ОВЕрШЕННе] . Н Б"4чЬНОЕ ВЕСЕЛЬЕ .

си'г^и у. С с'

рДДОуША . ЕДННД (ЛДЕД (гБЕрШЕННЮ . Н Б'ЬчьНОЕ БЕ1ЕЛНЕ .

рДДОуША . ЕДННД (ЛДВЫ (гВЕрШЕННМ . Н В'ЬчЬНОЕ ВЕСЕЛНЕ .

- БАН 34.7.6 . Соф. 384 ,ф. 381 №145 . ф. 113 №3 . ТСЛ №439 . ТСЛ №440

рДДОуША . КХ ТЕЕЕ ПрНТ^КДт|1НН/И2 . ПрН1ТДНИ1|1Е Н НЗЕДВЛЕННЕ . Н (2ГШЕННЕ НДШЕ .

<■ ^^ у.С^ (, <. с. г /•

рДДОуША . кг ТЕЕЕ ПрНТ^КДПфШШг . ПрН(ТДНН1||Е НЗЕДВЛЕННЕ . Н [гЛДСЕННЕ НДШЕ.

¿- ? б5? 4. о о: \

рДДОуША . кг ТЕЕЕ ПрНТ^|!ДК||1ННД12 .

£ 1^""«. - « с. „ ь £

рДДГН(А. оуПоуБДНЬЕ К2 ТОЕ^ ЛрИЕ'ЬгДПЦММг . Н ПрН(ТДННЦ1С Н НЗЕДВЛЕННЕ . Н (2ПД[СННЕ.

¿-с. С. о У- X си4 с ¿.[^-^-ух- я1

рЛД0уН1А . кг ТЕЕЕ ПрНТ-ЬкДК^ННМг . ПрН(ТДНН1|1Е Н НЗЕДВЛЕННЕ . Н (2ГШЕННЕ НДШЕ.

- Ь и УЛ'^Оу.*<>-~с<. с с г/

рДДОуНСА . кг ТОЕ"Ь прнт^кди^нн.иг . прнстдннци Н НЗЕДВЛЕННЕ . Н <гПД(ЕННЕ НДШЕ.

[* \у у- V « - ^

Список литературы

Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: исследование. Ленинград: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1984. 302 с.

Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность. Система. История: в 2 т. / Московская духовная академия. Сергиев Посад, 1998. Т. 1. 592 с.

Горская М. А. Древнерусская студийская Минея на октябрь как певческая книга: дипл. работа. СПб: СПбГК, 2002. 148 с.

Григорьев Е. Пособие по изучению церковного пения и чтения: 2-е изд., доп. и перераб. / Рижская Гребенщиковская старообрядческая община. Рига, 2001. 318 с.

Гусейнова З. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI—XIV веков. // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: сб. науч. трудов / сост.: С. П. Кравченко, А. Н. Кручинина. Ленинград: ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, ГМПИ им. Гнеси-ных, 1987. С. 27-49.

Заболотная Н. В. Древнерусские певческие рукописи Студийской эпохи в их отношении к богослужебному уставу // Гимнология: материалы Международной научной конференции «Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи» (к 80-летию доктора Милоша Велимировича) / сост.: Н. Герасимова-Персидская, И. Лозовая. Вып. 5. М., 2003. С. 100-115.

Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI-XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. 249 с.

Кириллин В. М. О книжности, образе жизни Древней Руси: Studia philological. М.: ЯСК, 2013. 294 с.

Металлов В. М., прот. Осмогласие знаменного роспева: Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. М.: Синод. тип., 1899. 92 с.

Металлов В. М. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский: По историческим, археологическим и палеографическим данным. Изд. 2-е. М., 1912. 349 с.

Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб.: РИИИ, 1994. 468 с.

Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением / сост. М. Скабалланович. 2-е изд., испр. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. 815 с.

Шварц Е. М. Новгородские рукописи: Кодикологическое исследование рукописей Со-фийско-Новгородского собрания Государственной публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. М.; Ленинград: Институт истории СССР, 1989. 199 с.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Yuliya Trubitsina, applicant for for the degree of candidate of art history

of "Krasnodar State Institute of Culture" Krasnodar, Russia yulya.khodchenko@mail.ru

2024. Vol. 53. P. 36-50

DOI: 10.15382/sturV202453.36-50

ORCID: 0009-0002-8940-613Х

Features of the Slavnik Notation "The Meaning is Cleansed" and «Like a Crown of Light" in the Studio Era

Abstract: The oldest slavs from the Theotokos Services, which have Byzantine origin, are included early enough in the repertoire of the Mina Stichera of the Studio era. In the notated manuscripts ofthis perio d, a strong relationship is established between two ofthe three Mother of God feasts — the Position of the Belt and the Intercession of the Most Holy Theotokos, whose chants have been included in the repertoire of the Intercession service since the 15th century. This article is devoted to the study of the notated lists of hymns "Like the crown of the Most Holy" and "The Meaning is cleansed" during the period of dissemination of the Studio Charter. The main sources of research were the Mine Stichera of the Studio era from the collections of the Russian National Library (RNB), the Library of the Academy of Sciences (BAN), the Russian State Library (RSE), the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA). The author examines in detail the features of notation, the "main editions" of the chants served as a reference material. Due to the lack of the possibility of reconstructing the original source, and even more so of deciphering the notes of the Studio era, the main method of analysis is the comparison of melodic-graphic formulas. As a result of the analysis, the obvious relationship between the sources of both earlier and later ones is clearly demonstrated. For convenience, textual scores were compiled, fixing the "main edition" of each chant in chronological sequence (from earlier lists to later ones).

Keywords: Liturgical literature, the Studio era, the singing book of the Stichera of the Mina, the Virgin services, hymns-slavniki, monody chants, careless notation.

Brazhnikov M. V. (1984) Licza i fity'znamennogo raspeva. Issledovanie. Leningrad (in Russian).

Gardner I. A. (1998) Bogosluzhebnoe penie russkoj pravoslavnoj tcerkvi. Sushhnost'. Sistema. Istoriya: v 2 tomax. Moscow (in Russian).

Grigofev E. (2001) Posobie po izucheniyu cerkovnogo peniya i chteniya : 2-e izd., dopolnennoe i pererabotannoe. Riga (in Russian).

Gusejnova Z. M. (1987) "Kombinatorny'j analiz znamennoj notacii XI—XIV vekov" in Problemy' deshifrovki drevnerusskix notacij: sbornik nauchnyx trudov, pp. 27—49. Leningrad (in Russian).

Kirillin V. M. (2013) O knizhnosti, obraze zhizni Drevnej Rusi: Studia philological. Moscow (in Russian).

Yu. Trubitsina

References

Seregina N. S. (1994) Pesnopeniya russkim svyatym. Po materialam rukopisnojpevcheskoj knigi 11—19 vv. «Stixirar'mesyachnyj». Sankt-Peterburg (in Russian).

Shvarcz E. M. Novgorodskie rukopisi: Kodikologicheskoe issledovanie rukopisej Sofijsko-Novgor. sobraniya Gos. publ. b-ki im. M. E. Saltykova-Shhedrina. Moscow — Leningrad (in Russian).

Tolkovyj Tipikon: ob"yasnitel'noe izlozhenie Tipikona s istoricheskim vvedeniem (2008). Moscow (in Russian).

Zabolotnaya N. V. (2001) Cerkovno-pevcheskie rukopisi Drevnej Rusi 11—14vekov: osnovny'e tipy' knig v istoriko-funkcional'nom aspekte. Moscow (in Russian).

Zabolotnaya N. V. (2003) "Drevnerusskie pevcheskie rukopisi Studijskoj e'poxi v ix otnoshenii k bogosluzhebnomu ustavu" in Gimnologiya: materialy' Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Vizantiya i Vostochnaya Evropa. Liturgicheskie i muzy'kal'ny'e svyazi» (k 80-letiyu doktora Milosha Velimirovicha). Vol. 5, pp. 100 — 115. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 06.12.2023

The article was submitted 06.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.