Научная статья на тему 'Особенности нормативного закрепления финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования'

Особенности нормативного закрепления финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ / КОНТРОЛЬНО СЧЕТНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНЕШНИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / LEGAL PERSONALITY / FINANCIAL LEGAL PERSONALITY / COUNTING BODY OF THE MUNICI PALITY / EXTERNAL MUNICIPAL FINANCIAL CONTROL / COMPETENCE / RIGHTS / RESPONSIBILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амарян Арсен Вартанович

Введение: в статье затрагиваются актуальные проблемы, касающиеся финансо вой правосубъектности контрольно-счетного органа для муниципальных образований, как субъекта финансового права. Цель: определить специфические черты финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования посред ством выявления особенностей ее нормативного закрепления. Методологическая основа: диалектический, формально-юридический, сравнительный методы. Резуль таты: выделены уровни нормативного закрепления финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования. Установлены особенности ее содержания. Определена роль Конституции РФ как базового акта, определяющего основы финансовой правосубъектности рассматриваемого органа. Выводы: норма тивное закрепление финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования имеет свои особенности. Они выражаются в уровне ее закрепления (в основном федеральном и местном), органе ее установления, основном содержании (способности иметь и реализовывать компетенцию в области осущест вления муниципального финансового контроля, а также права и обязанности в иных финансовых правоотношениях при наделении рассматриваемого органа статусом юридического лица).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NORMATIVE CONSOLIDATION OF FINANCIAL LEGAL PERSONALITY OF THE MUNICIPAL ENTITY COUNTING BODY

Background: the article touches upon the regulatory bases of consolidation of financial legal personality of the municipality counting body as a subject of financial law. Objective: to determine the specific features of financial legal personality of counting body of the municipality by means of identifying the features of its regulatory consolidation. Meth odology: dialectical, formal-legal, comparative. Results: the levels of regulatory consoli dation of financial legal personality of counting body of the municipality are highlighted. Features of its contents for every level of normative consolidation are established. The role of the Constitution of the Russian Federation as the basic act defining bases of financial legal personality of the considered body is defined. Conclusions: the regulatory consolida tion of the financial legal personality of the counting body of the municipal entity has its own characteristic features. They are expressed in the level of its consolidation (mainly Federal and local), the body of its establishment, its main content (the ability to have and implement competence in the field of municipal financial control, as well as the rights and responsibilities in other financial relationships in granting the considered body the status of a legal entity).

Текст научной работы на тему «Особенности нормативного закрепления финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования»

4. Попов A.M. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд. СПб.: Питер, 2006. 544 с.

5. Федосова Т.В. Бухгалтерский учет: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. 124 с.

References

1. Kondratyeva M.N. Economy of the Enterprise: a textbook for students of higher educational institutions. Ulyanovsk: UlGTU, 2008. 241 р.

2. Trofimov S.V. Formation of Taxable Profit of the Russian Enterprises in New Economic Conditions: Expectations and Reality //Taxes. 2016. No. 1. Р. 18-22.

3. Smith A. A Research about the Nature and the Reasons of Wealth of the People. M.: EKSMO, 2007. 960 p.

4. Popov A.I. Economic Theory: The textbook for higher education institutions. 4 publ. SPb.: Piter, 2006. 544 p.

5. Fedosova T.V. Accounting: Abstract of Lectures. Taganrog: TTI of SFU, 2007. 124 p.

УДК 347.73

А.В. Амарян

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение: в статье затрагиваются актуальные проблемы, касающиеся финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа для муниципальных образований, как субъекта финансового права. Цель: определить специфические черты финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования посредством выявления особенностей ее нормативного закрепления. Методологическая основа: диалектический, формально-юридический, сравнительный методы. Результаты: выделены уровни нормативного закрепления финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования. Установлены особенности ее содержания. Определена роль Конституции РФ как базового акта, определяющего основы финансовой правосубъектности рассматриваемого органа. Выводы: нормативное закрепление финансовой правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования имеет свои особенности. Они выражаются в уровне ее закрепления (в основном федеральном и местном), органе ее установления, основном содержании (способности иметь и реализовывать компетенцию в области осуществления муниципального финансового контроля, а также права и обязанности в иных финансовых правоотношениях при наделении рассматриваемого органа статусом юридического лица).

Ключевые слова: правосубъектность, финансовая правосубъектность, контрольно-счетный орган муниципального образования, внешний муниципальный финансовый контроль, компетенция, права, обязанности.

© Амарян Арсен Вартанович, 2019

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: armyan4ik_89@mail.ru © Amaryan Arsen Vartanovich, 20l9

Post-graduate student of the Financial, banking and customs law department (Saratov State Law Academy) 227

A.V. Amaryan

FEATURES OF NORMATIVE CONSOLIDATION OF FINANCIAL LEGAL PERSONALITY OF THE MUNICIPAL ENTITY COUNTING BODY

Background: the article touches upon the regulatory bases of consolidation of financial legal personality of the municipality counting body as a subject of financial law. Objective: to determine the specific features of financial legal personality of counting body of the municipality by means of identifying the features of its regulatory consolidation. Methodology: dialectical, formal-legal, comparative. Results: the levels of regulatory consolidation of financial legal personality of counting body of the municipality are highlighted. Features of its contents for every level of normative consolidation are established. The role of the Constitution of the Russian Federation as the basic act defining bases of financial legal personality of the considered body is defined. Conclusions: the regulatory consolidation of the financial legal personality of the counting body of the municipal entity has its own characteristic features. They are expressed in the level of its consolidation (mainly Federal and local), the body of its establishment, its main content (the ability to have and implement competence in the field of municipal financial control, as well as the rights and responsibilities in other financial relationships in granting the considered body the status of a legal entity).

Key-words: legal personality, financial legal personality, counting body of the municipality, external municipal financial control, competence, rights, responsibilities.

л. Важнейшим юридическим свойством субъекта финансового права является

Н. финансовая правосубъектность. Данную правовую категорию в общем виде

И определяют как возможность или способность быть субъектом финансового пра-

| ва; то, что характеризует конкретный, нормативно закрепленный в финансово-

| правовых актах объем прав и обязанностей, которым обладает определенный

| субъект финансовых правоотношений [1, с. 16; 2, с. 8-9]. Несмотря на достаточно

I высокую степень разработанности в отраслевой литературе последних лет, данная

| проблематика применительно к отдельным видам субъектов финансового права

® сохраняет свою актуальность. В частности, определение специфики финансовой

£ правосубъектности контрольно-счетного органа муниципального образования

| (далее — КСО МО), как коллективного субъекта финансового права требует

5 обращения к особенностям ее нормативного закрепления и, соответственно,

0

£ к нормативно-правовым актам, которыми она устанавливается. | Правосубъектность субъекта публичного права, в том числе финансового,

| устанавливается исключительно публично-правовыми образованиями: Россий-

1 ской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями или их

I

§ совместной волей [3, с. 12]. Исходя из анализа действующего законодательства,

со

правосубъектность КСО МО как субъекта финансового права признается и устанавливается публично-правовыми образованиями разных уровней: федерального, регионального и местного.

На федеральном уровне финансовая правосубъектность КСО МО устанавливается на основе общих положений Конституции РФ посредством федеральных 228 законов: от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30 октября 2018 г.)1 (далее — Закон № 131-Ф3), от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изм. от 3 апреля 2017 г.)2 (далее — Закон № 6-ФЗ) и Бюджетным кодексом РФ3! другими федеральными законами. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, финансовая правосубъектность КСО МО может устанавливаться на региональном уровне посредством законов субъектов РФ. На местном уровне она устанавливается муниципальными образованиями посредством муниципальных нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Таким образом, финансовая правосубъектность КСО МО устанавливается только актами представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ является базовым актом, определяющим основы правового положения, в том числе правосубъектности, различных участников финансовой деятельности государства и муниципальных образований как субъектов финансового права. Это в полной мере касается и КСО МО. Несмотря на то, что понятие контрольно-счетного органа муниципального образования в Конституции РФ не упоминается, для уяснения конституционных основ его правосубъектности большое значение имеют ее гл. 8 «Местное самоуправление», а также некоторые иные ее положения. Так, ч. 2 ст. 130 определяет формы осуществления местного самоуправления, в т.ч. посредством деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление осуществляется силами КСО МО, который также является органом местного самоуправления; он входит в структуру этих органов, которая, в свою очередь, определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131).

Важнейшую основу правосубъектности КСО МО составляют конституционные нормы о самостоятельности органов местного самоуправления в решении таких вопросов местного значения, как управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета (ч. 1 ст. 132). Это обусловлено тем, что местный бюджет и муниципальная собственность выступают предметом проверки КСО МО (в данном случае эта организация выступает как орган внешнего муниципального финансового контроля). Данный контроль представляет собой разновидность парламентского контроля, который основан на принципе разделения властей (ст. 10) и модели формирования на федеральном уровне соответствующим представительным органом власти (Федеральным Собранием) специального органа финансового контроля — Счетной палаты РФ (ч. 5 ст. 101).

Федеральное законодательство определяет предназначение, основное содержание и пределы правосубъектности и, в целом, правового статуса КСО МО как субъекта финансового права. В частности, КСО МО предназначен для осуществления внешнего муниципального финансового контроля (ст. 38 Закона № 131-ФЗ, ст. 3 Закона № 6-ФЗ), что предопределяет его статус как финансово-кредитного органа или органа специальной компетенции в области финансовой деятельности муниципального образования. Неотъемлемой частью последней является

1 См.: Собр. законодательства РФ. 2003. № 40, ст. 3822; Российская газета. 2018. 2 нояб.

2 См.: Собр. законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 903; 2017. № 15, ст. 2139.

3 См.: Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 11 октября 2018 г.) //

Собр. законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3823; 2018. № 42, ст. 6369. 229

финансовый контроль, который проводится по всем указанным направлениям, что обусловлено его контрольной функцией.

Законом № 131-ФЗ устанавливается правовой статус КСО, как органа местного самоуправления, входящего в структуру органов местного самоуправления (п. 1 ст. 34). Наличие рассматриваемого органа в этой структуре не является обязательным (п. 2 ст. 34), поскольку образование КСО МО в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля является лишь правом представительного органа муниципального образования (п. 1 ст. 38).

Что касается порядка организации и деятельности КСО МО, то они более подробно определяются Законом № 6-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ). В частности, Законом № 6-ФЗ устанавливаются общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований как постоянно действующих органов внешнего муниципального финансового контроля, подотчетных представительным органам муниципальных образований (ст. 1, пп. 2 и 3 ст. 3).

БК РФ определяет статус КСО МО, являющийся органом муниципального финансового контроля, как участник бюджетного процесса и устанавливает его полномочия (ст. ст. 152 и 157), которые осуществляются с соблюдением положений, предусмотренных Законом № 6-ФЗ. Такие полномочия связаны, например, с осуществлением аудита эффективности использования бюджетных средств; экспертизы проектов решений о местном бюджете, иных нормативных правовых актов в бюджетной сфере; экспертизы муниципальных программ; анализа и мониторинга бюджетного процесса. Ст. 264.4 БК РФ закрепляет оба щие полномочия КСО МО по внешней проверке годового отчета об исполнении ? местного бюджета. Главой 26 БК РФ устанавливаются основы муниципального я финансового контроля: виды, объекты и методы, а также полномочия КСО МО как органа внешнего муниципального финансового контроля (ст. 265, 266.1, 1 267.1, 268.1).

1 Кроме того, КСО МО обладает, предусмотренными БК РФ бюджетными полного

| мочиями как главный распорядитель бюджетных средств (ст. 158), получатель | бюджетных средств (ст. 162), главный администратор доходов бюджета (ст. 160.1). | В случае если КСО МО действует на правах юридического лица — муниципаль-

2 ного казенного учреждения, на него распространяются положения ст. 161 БК ° РФ, определяющие финансово-правовое положение казенного учреждения. Для I характеристики содержания финансовой правосубъектности КСО МО предла-| гается использовать сложившийся в финансово-правовой литературе подход, е применяемый в отношении правосубъектности государственных учреждений 1 как субъектов финансового права [4, с. 15]. В связи с этим существенным при° знаком, характеризующим содержание финансовой правосубъектности КСО

го

МО как муниципального учреждения в системе субъектов финансового права, 1 следует признать финансирование его расходов из местного бюджета. Вследствие | этого, у него, как у муниципального учреждения, возникают субъективные права и юридические обязанности на получение и использование средств местного бюджета.

Таким образом, анализ вышеуказанных полномочий МО КСО показывает, что он выполняет на территории муниципального образования, в пределах своей компетенции, функции в области местных финансов, главной из которых 230 является внешний муниципальный финансовый контроль, область действия

его контрольных полномочий связана с местным бюджетом и муниципальной собственностью.

Правосубъектность КСО МО, образованного на правах юридического лица, как коллективного субъекта финансового права, не обусловленная его властными полномочиями, установлена Налоговым кодексом РФ4 (далее — НК РФ) в отношении его обязанностей как налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента. Финансовая правосубъектность КСО МО в отношении обязанности по уплате налогов и производных от нее обязанностей, закрепленных ст. 23 НК РФ, определена наличием имущества, закрепленного за собственником на праве оперативного управления и выступающим объектом налогообложения. В этом случае данный орган может выступать плательщиком налога на имущество организаций, земельного и (или) транспортного налогов.

КСО МО, действующий на правах юридического лица, производя денежные выплаты входящим в его состав должностным лицам и работникам аппарата, выступает налоговым агентом и плательщиком страховых взносов. Финансовая правосубъектность КСО МО как налогового агента проявляется в отношении его обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в бюджетную систему РФ, иных обязанностей, предусмотренных п. 3 ст. 24 и другими статьями НК РФ, а также тех же прав, что имеют налогоплательщики (ст. 21 и др. НК РФ). КСО МО как плательщик страховых взносов обладает теми же правами и обязанностями, что и налогоплательщики. Финансовая правосубъектность КСО МО в отношении обязанности по уплате страховых взносов и производных от нее обязанностей, определена объектом обложения данными платежами выплатами и иными вознагра^кдениями, ш которые выплачиваются работникам данного органа, подлежащим обязатель- и ному социальному страхованию (п. 1 ст. 420 НК РФ). а

В некоторых случаях, установленных федеральными законами, финансовая о правосубъектность КСО МО может устанавливаться законами субъектов РФ. о Например, порядок организации и деятельности КСО внутригородского муни- о

с

ципального образования городов федерального значения определяется законом а субъекта РФ — города федерального значения (п. 10 ст. 3 Закона № 6-ФЗ). |

е

В дополнение к федеральному законодательству и с учетом его требований о

уставом муниципального образования и (или) муниципальными нормативны- р

ми правовыми актами представительного органа муниципального образования |

устанавливаются положения, уточняющие и расширяющие финансовую право- к

субъектность КСО МО: а

о наличии КСО МО в структуре органов местного самоуправления (пп. 1, 2 |

ст. 34 Закона № 131-Ф3); Ц

о порядке организации и деятельности КСО МО (п. 2 ст. 38 Закона № 131-ФЗ); №

о наделении правами юридического лица (п. 8 ст. 3 Закона № 6-ФЗ); 2

о создании в КСО МО коллегиального органа (п. 10 ст. 5 Закона № 6-ФЗ); )

о дополнительных полномочиях в сфере внешнего муниципального финансо- | вого контроля, не предусмотренные федеральными законами, законами субъекта РФ (подп. 11 п. 2 ст. 9 Закона № 6-ФЗ);

4 См.: Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) // Собр. законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3824; 2018. № 32, ст. 5095. 231

о порядке направления КСО МО запросов в подконтрольные органы и организации (п. 2 ст. 15 Закона № 6-ФЗ);

о предоставлении аудиторам КСО МО права подписывать представление от имени данного органа (п. 2 ст. 16 Закона № 6-ФЗ);

об особенностях бюджетных полномочий КСО МО как участника бюджетного процесса — органа внешнего муниципального финансового контроля, главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета (п. 4 ст. 152, пп. 10 п. 1 ст. 158, абз. 8 п. 1 ст. 160.1, пп. 7 п. 1 ст. 162 БК РФ);

о порядке осуществления КСО МО внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета (абз. 3 п. 2 ст. 264.4 БК РФ);

о порядке осуществления полномочий КСО МО по внешнему муниципальному финансовому контролю (п. 3 ст. 268.1 БК РФ).

Таким образом, КСО МО является коллективным субъектом финансового права, поскольку наделен соответствующей финансовой правосубъектностью. Под последней предлагается понимать определенную финансово-правовыми нормами, способность быть участником финансовых правоотношений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и решению вопросов местного значения в области финансовой деятельности муниципального образования, таким образом обладая соответствующей компетенцией, посредством реализации прав и исполнению обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством, при наделении его статусом юридического лица.

Нормативное закрепление финансовой правосубъектности КСО МО имеет свои особенности. Во-первых, она устанавливается публично-правовыми образованиями разных уровней: федерального, регионального и местного. При этом большинство полномочий, а также прав и обязанностей, составляющих содержание финансовой правосубъектности КСО, устанавливается в основном на федеральном уровне. В то же время РФ допускает ее установление на местном уровне (в области организации и осуществления муниципального финансового контроля, осуществления отдельных бюджетных полномочий как участника муниципального бюджетного процесса), а в некоторых случаях — на региональном уровне. Во-вторых, финансовая правосубъектность КСО МО устанавливается только актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, что обусловлено его статусом как органа внешнего муниципального финансового контроля. В-третьих, наличие правосубъектности КСО МО в финансовых правоотношениях, не связанных с осуществлением внешнего муниципального финансового контроля, зависит от наделения его правами юридического лица, что находит закрепление в положении о данном органе.

Библиографический список

1. Древаль Л.Н. Субъекты российского финансового права: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 61 с.

2. Писарева Е.Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов / под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011. 216 с.

К.О. Семенов • Об основных правовых принципах взаимодействия налоговых и таможенных органов Российской Федерации

3. Бит-Шабо И.В. Бюджетные учреждения как субъекты финансового права: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 23 с.

4. Писарева Е.Г. Государственные учреждения в системе субъектов финансового права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. 59 с.

References

1. Dreval L.N. Subjects of Russian Financial Law: Theoretical and Legal Research: extended abstract of diss. ... doc. of law. M., 2009. 61 p.

2. Pisareva E.G. Legal Status of Public Institutions in the Field of Finance / ed. N.I. Chlmicheva. M.: Yurlitinform, 2011. 216 p.

3. Bit-Shabo I.V. Budgetary Institutions as Subjects of Financial Law: extended abstract of diss. ... cand. of law. Saratov, 2004. 23 p.

4. Pisareva E.G. State Institutions in the System of Subjects of Financial Law: extended abstract of diss. ... doc. of law. Saratov, 2011. 59 p.

УДК 347.73

К.О. Семенов

ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: несмотря на довольно продолжительный процесс осуществления взаимодействия между налоговыми и таможенными органами в Российской Федерации, данная проблема не нашла своего отражения в юридической науке и в законодательстве. Цель: исследование и формулирование основных принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов. Методологическая основа: для достижения поставленной автором цели использовались общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, анализа, синтеза, индукции, дедукции, комплексный, системный, а также формально-логический, нормативно-логический методы юриспруденции. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно объективного существования правовых принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов как субъектов финансового права и их финансово-правовой природы; выделены основные принципы взаимодействия налоговых и таможенных органов РФ. Вывод: взаимодействие налоговых и таможенных органов РФ основано на ряде правовых принципов, устанавливающих основы их совместной финансовой деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие, налоговые органы, таможенные органы, принципы взаимодействия, принципы права, финансовый контроль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Семенов Кирилл Олегович, 2019

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: fsk.leader@yandex.ru © Semenov Kirill Olegovich, 2019

Postgraduate student, Financial, banking and customs law department (Saratov State Law Academy) 233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.