Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ'

ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
нетрадиционное рисование / дошкольный возраст / дети / non-traditional drawing / preschool age / children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Д.В.

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES IN KINDERGARTEN

Origins of children's abilities and talents are at their fingertips. From the fingers, figuratively speaking, there are the thinnest threads — streams that feed the source of creative thought. In other words, the more skill there is in a child's hand, the smarter the child is.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

УДК 37

Козлова Д.В.

воспитатель МДОБУ ДСКВ №61 «Медвежий Стан» (Ленинградская область, Россия)

ОСОБЕННОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация: истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Ключевые слова: нетрадиционное рисование, дошкольный возраст, дети.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность.

Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки, даже не имея никаких художественных навыков. Ребенок получает от таких занятий не только удовольствие, в этих играх он знакомится с цветом, свойствами красок.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить

свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Применяя нетрадиционные техники рисования педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развития воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначерезультата можно и не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности

детей в процессе изобразительной деятельности. Например, кляксография, ниткография, рисование мыльными пузырями, разрисовка камешков, листьев, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, рисование солью.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два - три цвета («Одуванчики», «Виноград», «Цыплёнок», «Укрась ёлочку» и др.).

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Очень любят дети рисовать отпечатками листьев. Особый интерес вызывает превращения листика в какие-нибудь предметы. Мир фантазий ребёнка безграничен. Обычные отпечатки превращаются в рыбок, божьих коровок, птиц, балерин. Листья собираются детьми на прогулке. Каждый имеет возможность выбрать понравившийся листочек.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к

деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие,

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми,

живая, эмоциональная речь воспитателя.

В результате использование нетрадиционных техник рисования даёт огромный толчок детскому воображению и фантазированию.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт -рисунок, а развитие личности - уверенной в себе и в своих способностях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть

1.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2017;

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. . - М.:ИД «Цветной мир», 2018

Kozlova D.V.

Kindergarten "Bear Camp" (Leningrad region, Russia)

FEATURES OF NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES IN KINDERGARTEN

Abstract: origins of children's abilities and talents are at their fingertips. From the fingers, figuratively speaking, there are the thinnest threads — streams that feed the source of creative thought. In other words, the more skill there is in a child's hand, the smarter the child is.

Keywords: non-traditional drawing, preschool age, children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.