ОСОБЕННОСТИ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Барабанов Р.Е., Абидова Г. К. (Москва, МЕДСИ) ksp_kpr_14@mail.ru
Аннотация: статья посвящена описанию результатов проведенного исследования, направленного на изучение особенностей неречевых процессов на уровне организации высших психических функций у детей трех-четырех лет с задержкой речевого развития.
Ключевые слова: речевое развитие, речевая задержка, неречевые процессы, патология, память, внимание.
FEATURES OF NON-SPEECH PROCESSES IN THREE- TO FOUR-YEAR-OLD CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT Barabanov R.E., Abidova G.K. (Moscow, MEDSI) ksp_kpr_14@mail.ru
Abstract: the article is devoted to the description of the results of the study, which was devoted to the study of the characteristics of non-speech processes at the level of the organization of higher mental functions in children of three to four years of age with delayed speech development.
Keywords: speech development, speech delay, non-speech processes, pathology, memory, attention.
Исследования в области отечественной коррекционной педагогики свидетельствуют о том, что речевое развитие ребенка раннего возраста опосредует успешное развитие ряда неречевых процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, оптико-пространственной ориентации и др.
Цель исследования - определить характер неречевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Задачи исследования:
1. Экспериментально изучить состояние неречевых процессов;
2. Проанализировать результаты эксперимента.
Эксперимент проводился на базе ГБОУ детский сад №815 Западного административного округа города Москвы. В экспериментальной работе приняли участие 13 детей 34 лет, имеющие задержку речевого развития.
Экспериментальные материалы использованы на основе практических исследований: Л.С. Цветковой «Методика нейропсихологической диагностики детей», Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи».
Экспериментальные задания включали:
1.Обследование внимания:
Задание №1. Поиск заданной картинки среди ряда других
Задание №2. Связь слова со вниманием.
2. Обследование памяти:
По комплексу А.Р. Лурия.
3. Обследование слухоречевой памяти:
Задание. Повторение отдельных слов.
4. Обследование зрительно-предметной памяти:
Задание. Запоминание предметных картинок.
5. Обследование восприятия:
По комплексу Л.С. Цветковой.
6. Обследование зрительного гнозиса:
Задание №1. Выбор картинки по слову.
Задание №2. Называние предметов.
7. Обследование цветового гнозиса:
Задание. Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету.
8. Обследование оптико-пространственной ориентации:
A. задания, направленные на выявление особенностей сомато-пространственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.
Б. задания, направленные на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.
B. Задания, направленные на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Результаты экспериментальной работы таковы:
При обследовании внимания, памяти, восприятия были выявлены отклонения от нормы. У 23% детей нарушено внимание; у 38% - слуховая память; у 53% - зрительно-речевая память; 23% - цветовой гнозис. Зрительное восприятие в норме.
При обследовании оптико-пространственной ориентации выявлено, что задания группы «А», которая содержала 5 заданий, вызвали затруднения. Первые 3 задания дети выполнили правильно, что составило 100%. В 4 задании «Копирование несимметричных движений двух рук» - 85% детей допустили ошибки. В 5 задании «Копирование движений руки и ноги» - 38% детей выполнили неверно.
Задания группы «Б», содержали 2 задания, которые в первом случаи были выполнены в 100% точности, во втором 23% детей не справились с заданием.
Задания группы «В», содержали 3 задания. Первое задание «Построение линейного ряда в порядке (копирование)» вызвало затруднение у 62% детей, второе задание «Изображение графических знаков на чистом листе бумаги в заданных пространственных позициях» не выполнили 15%, а третье «Изображение графических знаков относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат» 38% детей допустили ошибки.
Литература
1. Барабанов Р.Е. Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Riga: VDM Publishing, 2019. 69 с.
2. Барабанов Р.Е. Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий: учеб. пособие для высших учебных заведений. М., 2016. 232 с.
3. Барабанов Р.Е., Филиппова О.С. Организация логопедической помощи в рамках системы здравоохранения (обзор состояния на сегодняшний день) // Преемственность в образовании. 2020. № 27 (11). С. 239-259.