Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое развитие / речевая задержка / неречевые процессы / патология / память / внимание / speech development / speech delay / non-speech processes / pathology / memory / attention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Р.Е., Абидова Г.К.

Статья посвящена описанию результатов проведенного исследования, направленного на изучение особенностей неречевых процессов на уровне организации высших психических функций у детей трех-четырех лет с задержкой речевого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NON-SPEECH PROCESSES IN THREETO FOURYEAROLD CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT

The article is devoted to the description of the results of the study, which was devoted to the study of the characteristics of non-speech processes at the level of the organization of higher mental functions in children of three to four years of age with delayed speech development.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

ОСОБЕННОСТИ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Барабанов Р.Е., Абидова Г. К. (Москва, МЕДСИ) ksp_kpr_14@mail.ru

Аннотация: статья посвящена описанию результатов проведенного исследования, направленного на изучение особенностей неречевых процессов на уровне организации высших психических функций у детей трех-четырех лет с задержкой речевого развития.

Ключевые слова: речевое развитие, речевая задержка, неречевые процессы, патология, память, внимание.

FEATURES OF NON-SPEECH PROCESSES IN THREE- TO FOUR-YEAR-OLD CHILDREN WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT Barabanov R.E., Abidova G.K. (Moscow, MEDSI) ksp_kpr_14@mail.ru

Abstract: the article is devoted to the description of the results of the study, which was devoted to the study of the characteristics of non-speech processes at the level of the organization of higher mental functions in children of three to four years of age with delayed speech development.

Keywords: speech development, speech delay, non-speech processes, pathology, memory, attention.

Исследования в области отечественной коррекционной педагогики свидетельствуют о том, что речевое развитие ребенка раннего возраста опосредует успешное развитие ряда неречевых процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, оптико-пространственной ориентации и др.

Цель исследования - определить характер неречевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Задачи исследования:

1. Экспериментально изучить состояние неречевых процессов;

2. Проанализировать результаты эксперимента.

Эксперимент проводился на базе ГБОУ детский сад №815 Западного административного округа города Москвы. В экспериментальной работе приняли участие 13 детей 34 лет, имеющие задержку речевого развития.

Экспериментальные материалы использованы на основе практических исследований: Л.С. Цветковой «Методика нейропсихологической диагностики детей», Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи».

Экспериментальные задания включали:

1.Обследование внимания:

Задание №1. Поиск заданной картинки среди ряда других

Задание №2. Связь слова со вниманием.

2. Обследование памяти:

По комплексу А.Р. Лурия.

3. Обследование слухоречевой памяти:

Задание. Повторение отдельных слов.

4. Обследование зрительно-предметной памяти:

Задание. Запоминание предметных картинок.

5. Обследование восприятия:

По комплексу Л.С. Цветковой.

6. Обследование зрительного гнозиса:

Задание №1. Выбор картинки по слову.

Задание №2. Называние предметов.

7. Обследование цветового гнозиса:

Задание. Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету.

8. Обследование оптико-пространственной ориентации:

A. задания, направленные на выявление особенностей сомато-пространственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.

Б. задания, направленные на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.

B. Задания, направленные на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.

Результаты экспериментальной работы таковы:

При обследовании внимания, памяти, восприятия были выявлены отклонения от нормы. У 23% детей нарушено внимание; у 38% - слуховая память; у 53% - зрительно-речевая память; 23% - цветовой гнозис. Зрительное восприятие в норме.

При обследовании оптико-пространственной ориентации выявлено, что задания группы «А», которая содержала 5 заданий, вызвали затруднения. Первые 3 задания дети выполнили правильно, что составило 100%. В 4 задании «Копирование несимметричных движений двух рук» - 85% детей допустили ошибки. В 5 задании «Копирование движений руки и ноги» - 38% детей выполнили неверно.

Задания группы «Б», содержали 2 задания, которые в первом случаи были выполнены в 100% точности, во втором 23% детей не справились с заданием.

Задания группы «В», содержали 3 задания. Первое задание «Построение линейного ряда в порядке (копирование)» вызвало затруднение у 62% детей, второе задание «Изображение графических знаков на чистом листе бумаги в заданных пространственных позициях» не выполнили 15%, а третье «Изображение графических знаков относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат» 38% детей допустили ошибки.

Литература

1. Барабанов Р.Е. Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Riga: VDM Publishing, 2019. 69 с.

2. Барабанов Р.Е. Основы медико-психологических знаний с клиникой патологий: учеб. пособие для высших учебных заведений. М., 2016. 232 с.

3. Барабанов Р.Е., Филиппова О.С. Организация логопедической помощи в рамках системы здравоохранения (обзор состояния на сегодняшний день) // Преемственность в образовании. 2020. № 27 (11). С. 239-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.