Научная статья на тему 'Особенности нематериальных благ и противодействия распространению сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию'

Особенности нематериальных благ и противодействия распространению сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
910
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА / ЧЕСТЬ / HONOR / ЗАЩИТА НАРУШЕННЫХ ПРАВ / DIGNITY / BUSINESS REPUTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буйкин А.Ю.

В статье рассмотрена история и применение понятий честь, достоинство и деловая репутация. Рассмотрены особенности правового понятия «диффамация» и приведены разъяснения высших судебных инстанций по его применению судами. Даны основные определения, выделены ключевые особенности правоприменительной практики по защите нарушенных прав в контексте развития глобальной сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Intangible Goodworks and Counterfeits to the Dissemination of Information Detaining Honor, Dignity and Business Reputation

The article considers the history of origin and modern use of the concepts of honor, dignity and business reputation in the legislation. The peculiarities of the legal concept of «defamation», and provides explanations of the higher courts on its application by the courts. The main definitions are given, the key features of the law enforcement practice on the protection of violated rights in the context of the development of the global Internet are highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности нематериальных благ и противодействия распространению сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В XXI ВЕКЕ

УДК 347.22.01

Буйкин А.Ю.

Московский Университет имени С.Ю. Витте (МИЭМП)

Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ФГАНУ ЦИТиС) г. Москва

ОСОБЕННОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ СВЕДЕНИЙ, ПОРОЧАЩИХ ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И ДЕЛОВУЮ РЕПУТАЦИЮ

В статье рассмотрена история и применение понятий честь, достоинство и деловая репутация. Рассмотрены особенности правового понятия «диффамация» и приведены разъяснения высших судебных инстанций по его применению судами. Даны основные определения, выделены ключевые особенности правоприменительной практики по защите нарушенных прав в контексте развития глобальной сети Интернет.

Ключевые слова: нематериальные блага, честь, достоинство, деловая репутация, интернет-СМИ, защита нарушенных прав.

Alexey Yu. Buikin

PECULIARITIES OF INTANGIBLE GOODWORKS AND COUNTERFEITS TO THE DISSEMINATION OF INFORMATION DETAINING HONOR, DIGNITY AND BUSINESS REPUTATION

The article considers the history of origin and modern use of the concepts of honor, dignity and business reputation in the legislation. The peculiarities of the legal concept of «defamation», and provides explanations of the higher courts on its application by the courts. The main definitions are given, the key features of the law enforcement practice on the protection of violated rights in the context of the development of the global Internet are highlighted.

Keywords: non-material benefits, honor, dignity, business reputation, online media, protection of violated rights

С

момента рождения человек наделяется нематериальными благами: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, - они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1 ст. 150 ГК РФ). Нематериальные блага «следуют» за человеком всю его жизнь, обладают уникальностью, характеризуют его как личность. Их утрата будет означать биологическую или социальную смерть.

Нематериальные блага обладают следующими признаками:

1). Лишены материального (имущественного) содержания, их нельзя оценить в денежном выражении, однако при этом они оцениваются как абсолютные, не размениваемые ценности, являются объектами гражданских прав.

2). Неразрывно связаны с личностью их носителя, что означает невозможность их отчуждения или иной передачи другим лицам.

3). Не регламентированы законодательством и ограничены одним требованием, суть которого в том, чтобы осуществление этих прав одним лицом не нарушало прав другого лица (ст.17 Конституции РФ).

В ГК РФ и прочих российских законах отсутствуют понятия «честь», «достоинство», «деловая репутация», что по мнению ряда цивилистов связано это с тем, что «моральное пространство гораздо шире правового».

Исторически установлено, что описание большей части из исследуемых в настоящей работе нематериальных благ и прообразов способов их защиты были известны человечеству ещё во времена античной древности. Однако, не только в Античной Греции и Древнем Риме, но в Древнерусском государстве уже были такие понятия как «честь» и «достоинство», которые соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом в их понимании древними людьми.

Анализ исследуемых нематериальных благ

Раскрытие темы настоящей работы невозможно без уяснения значений понятий «честь», «достоинство» и «деловая репутация». В Древнем Риме наличие у субъекта чести (existimatio) влияло на статус гражданского полноправия субъекта; честь принадлежала тому и лишь тому индивиду, который обладал правом гражданства, то есть субъекты, не бывшие римскими гражданами не наделялись с точки зрения права квиритов и честью. Идеал чести человека для античной Греции описан Аристотелем в его произведении «Никомахова этика», где, в частности, сказано, что человеком чести, «по праву гордым» являлся тот, кто считал себя достойным великого, будучи того достойным. Кроме того, человек чести должен иметь определенные физические данные, в частности, высокий рост, ведь «красота бывает в большом теле, а малорослые изящны и хорошо сложены, но не прекрасны». Человеку чести необходимо говорить спокойно, а также избегать резких движений. Кроме того, человек «по праву гордый» неспешен в движениях, «ибо не станет

торопиться тот, кому мало, что важно, а герой считает важным очень немногое» Важную черту человека «по праву гордого», на взгляд Аристотеля, составляет и честь. Однако удовольствие герою приносят только почести, которые воздаются благородными людьми, то есть равными самому герою. Необходимо никому не позволять задевать себя, вместе с тем, незаслуженным бесчестьем позволяется пренебречь. Человек чести должен быть щедрым, и, в то же время, соблюдать меру между расточительностью и расчетливостью. Сам человек «по праву гордый» оказывает благодеяния, но избегает принимать их от других. За благо человек чести, воздаёт еще большим благом, а также помнит тех, кому он оказал услугу, а не тех, кто ему оказал, поскольку услуга унижает [1].

В древнерусском праве понятие чести сливалось с понятием служило-родового достоинства и изначально было одним из статусных элементов, присущих только представителям правящих сословий: родовой аристократии - бояр и военно-служилой аристократии - княжеской дружины. Так, Д.С. Лихачёв, анализируя нравы и нормы морали высших сословий Киевской Руси на примере известного литературного памятника русского средневековья - Слова о полку Игореве отмечает, что: «Феодализм выработал своеобразный кодекс морали — понятия о дружинной и княжеской чести и славе» [2].

Начиная с конца XVII- начала XVIII века в русском обществе вместе с появлением сословия дворян появляется и неписанный кодекс обязательных правил поведения этого сословия-дворянский этикет, который можно с полным правом именовать одним из истоков современной поведенческой культуры в уважающем себя обществе. Со времен Петра I последовательно утверждалась четкая организация дворян в интересах государства. Началом этого процесса явилось учреждение «Табели о рангах» [3], где были определены принципы деления социальных слоёв российского общества. Позднее Екатерина II, действуя в рамках провозглашенной во время её правления политики «просвещенного абсолютизма», всячески стремилась усилить политические и нравственные позиции дворянского сословия для чего понятию «честь дворянина» было уделено особое значение на законодательном уровне. Государство формировало представления о чести через такие законодательные акты, как «Манифест о даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству» 1762 года, «Грамота на права, вольности и преимущества благороднаго Российскаго Дворянства» 1762 года, «Устав благочиния или полицейский» 1782 года [3]. В более поздний период российского государства (XVIII - начало XX века), понятие честь (гражданская честь) становится неотъемлемым правовым элементом личности уже не только для дворян, но и для всех подданных Российской Империи, за исключением сословия крепостных крестьян, до момента отмены крепостного права. Однако, тот объём этого блага, которым закон наделял дворянина, и, как следствие, и объем правоспособности дворянина, значительно превосходил объём чести у представителя какогобы ни было иного сословия. Недаром, в сатирической пьесе великого русского писателя Н.В. Гоголя «Женитьба», мы находим диалог, ярко демонстрирующий устоявшееся в народе понимание разницы между правовым объёмом дворянской чести и чести купца, выраженное в предпочтении для героини пьесы женихов дворянского

сословия: «Фекла: А дворянин-то с аполетой пройдет навстречу, скажет: «Что ты, купчишка? свороти с дороги!» Или: «Покажи, купчишка, бархату самого лучшего!» А купец: «Извольте, батюшка!» — «А сними-ка, невежа, шляпу!» — вот что скажет дворянин» [4].

Известный российский цивилист Е.Н. Трубецкой в начале XX века отмечал, что: «Гражданская честь состоит в признании за человеком доброго имени, того достоинства, которое считается принадлежностью всякого гражданина, не запятнавшего себя никакими неблаговидными деяниями» [5]. Словарь В.И. Даля определяет честь как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое» [6]. В Словаре русского языка С.И. Ожегова честь определяется как «достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя». Там же, рассмотренное ниже в настоящей работе понятие «достоинство» определяется как «совокупность высоких моральных качеств» [7]. В конце XIX - начале XX века в периодической и художественной литературе, как и в обыденной жизни зачастую использовали такие понятия, как «вступить за честь» (поручиться за кого-либо), «клянусь за честь» (из клятвы).

Российские цивилисты дореволюционного периода определяли честь одним из основных благ человека, наряду со свободой и жизнью, при этом правовое понятие «честь» выступало в трех главнейших формах: 1) как идеальное благо, которое закон защищает от посягательств неопределенного круга лиц и которое нераздельно связано с личностью; 2) как условие приобретения, обладания и пользования теми или иными правами, что безусловно находилось в зависимости от сословной принадлежности индивида, а также обладание «незапятнанной» честью; 3) как объект санкции, так как лишение индивида чести (с учетом специфики государственного устройства того периода) выступало синонимом современного правового понятия «поражение в правах» для осужденных за совершение преступлений.

Современное правовое понятие «честь», его использование законодателем, значительно отличается от понимания данного понятия законодателем Российской Империи. Честь относится к числу нравственных оценочных понятий, с помощью которых дается оценка поступков личности с точки зрения общественных интересов.

Достоинство определяется в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ как абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством, «ничто не может быть основанием для его умаления». По мнению А.А. Власова достоинство является совокупностью индивидуальных ценностей конкретного человека, заключающихся в его духовных, нравственных качествах, ценных с точки зрения потребностей общества [8]. Т.А. Хашем обращает внимание на то, что достоинство личности или человеческое достоинство сопряжено, в частности, с самоощущением и восприятием личностью себя «как представителя определенной социальной группы или общности, ценности самой этой общности (человеческое достоинство по признаку отношения к национальности, религии и (или) расе)» [9]. Различия между

близкими понятиями «честь» и «достоинство» заключаются в субъективной или объективной стороне подхода к оценке общественно значимых качеств индивида: если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих индивида субъектов - речь идёт о чести, а если самооценка индивида, то о достоинстве. В связи с изложенным возникает вопрос: «можно ли считать правомерным утверждение, высказанное в юридической литературе о том, что если характеризовать достоинство как внутреннюю оценку самим обладателем этого блага собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения, то не стоит ли считать бессмысленной формулировку «унижение достоинства»? Ведь если это нематериальное благо носит исключительно субъективный характер, то не логично ли утверждение и о том, что невозможно унижать ценность личности в её собственных глазах?» [10]. Переплетение и диалектичнось понятий «честь» и «достоинство» многократно отмечены историками языка, лингвистами и исследователями права, причём в ряде трудов оба понятия определяются одно через другое, нарушая при этом законы логики. Так, Н.А. Придворнов и А.В. Белявский отмечают, что «честь является моральной оценкой, признанием достоинства (деятельности, поведения) личности другими людьми, общественным мнением, то есть репутацией» [11]. Имеется в виду оценка: а) носящая устойчивый характер; б) касающаяся личности или отдельных ее сторон.

В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятия «унижение чести и достоинства», а также перечень действий, подпадающих под данное определение, что отражается в том числе на и качестве учебной литературы. Судебная практика показывает, что при рассмотрении исков о взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда, причиненного истцам публичными высказываниями в СМИ, судами оценивается не несли ли такие высказывания характер негативной оценки внешнего вида и физического состояния человека, при том что такие высказывания были сделаны без какой-либо связи с темой дискуссии в СМИ, в контексте которой они имели место; не содержали ли такие высказывания негативную оценку личности, основанную на физических недостатках человека, его мнимых или существующих физических или психических заболеваниях. При установлении судами указанных фактов суды признают такие высказывания грубыми, неэтичными и унижающими личное достоинство и, соответственно, подлежащими удовлетворению иски о взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда [12].

Деловая репутация

Исследуемая триада понятий дополняется понятием «репутация» или подкатегорией - «деловая репутация» как неотъемлемым элементом целостной личности. Большой юридический словарь определяет деловую репутацию как «оценку профессиональных качеств конкретного гражданина, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью, либо юридического лица: коммерческой и некоммерческой организации, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и др.» [13]. Впервые в современном гражданском законодательстве нашей страны это понятие упоминается в пункте 1 статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. До вступления

в силу указанного акта гражданско-правовой защите подлежали только честь и достоинство граждан и организаций на основании статьи 7 ГК РФ 1964 года, повторявшей норму статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 2 марта 1989 года № 2 «О применении в судебной практике статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик о защите чести и достоинства граждан и организаций» применительно к организациям использован подходящий термин «репутация». Понятие «деловая репутация» включено в ГК РФ с момента его принятия в 1994 году.

В литературе под репутацией (от лат. «гериШю» — обдумывание, размышление) понимают мнение окружающих о нравственном облике человека, основанное на его предшествующем поведении. Репутация не остается неизменной, как и люди и общество в целом. При этом деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще, так как в законодательстве понятие «деловой» применяется исключительно к предпринимательским отношениям. Именно в таком значении это слово законодатель включает в понятие «обычай делового оборота», встречающееся в статях 474, 478, 508, 510, 513, 722 и ряде других статей ГК РФ. Судебная практика ВС РФ исходит из того, что юридические лица обладают не честью и достоинством, а деловой репутацией. Такой вывод можно сделать из текста Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 №2 3, пункта 24 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 № 16, а также Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом ВС РФ от 16.03.2016 года.

А.М. Эрделевский определяет деловую репутацию как «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании» [14]. М.Н. Малеина отмечает, что деловая репутация-понятие видовое, она представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, избирателей и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности [15].

Я.В. Склярова отмечает существование нескольких определений деловой репутации, среди которых: 1) «сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица»; 2) «сопровождающееся оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании»; 3) «набор качеств и оценок, с которыми лицо ассоциируется в глазах своих клиентов, потребителей, контрагентов, поклонников (для шоу-бизнеса), коллег по работе и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности» [16]. Признак «деловая», по мнению М. Л. Шелютто, сужает значение понятия «репутация», так как репутация юридического лица не всегда укладывается в рамки «деловой» [17].

В бухгалтерском учете деловая репутация учитывается как нематериальный актив, подлежащий стоимостной оценке. Согласно п. 43 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденному приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 года № 153н, деловая

репутация подразделяется на «положительную» (которую «следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта») и «отрицательную» (которую «следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.»).

В законодательстве Европейского союза отсутствует понятие «деловая репутация юридического лица» в том значении, как его понимает российский законодатель. В них все элементы, входящие в состав фирмы, разделены на материальные (здания, оборудование, товары и т.д.) и нематериальные (клиентура, товарные знаки и т. д.). В Великобритании нематериальные элементы организации объединены термином «goodwill», который появился в первой половине XV века в документах купцов, описывающих торговые операции. Начиная с 1880-х годов «гудвилл» становится объектом обсуждения оценщиков бизнеса, заметивших, что одно упоминание названия фирмы способно создать спрос на ее продукцию, в результате чего возникает дополнительная прибыль.

«Гудвилл» равен покупной стоимости компании минус справедливая рыночная стоимость чистых активов и обязательств с учетом стоимостной оценки по заданной методике расчета таких показателей, как: 1) фактическое положение компании на рынке, 2) установившиеся деловые связи компании, 3) сложившаяся клиентура компании, 4) интеллект и деловые качества сотрудников, 5) их образование, 6) квалификация и способности к организации рабочего процесса. Отдельно измеряются и указываются так называемые «гудвилл» местоположения бизнеса, товара, наименования компании, контрактов и прочие показатели.

Положительный «гудвилл» в консолидированной отчётности отдельной строкой не выделяется, а отрицательный бэдвилл (от англ. - badwill) списывается на прибыли и убытки вреда. Деловая репутация фирмы и индивидов, входящих в состав её органов управления, с каждым денежным или иным вложением в фирму, приобретают на рынке все большую ценностью, и потому нуждаются в защите со стороны закона. Всякая положительная оценка деловых качеств и профессиональной деятельности лица его клиентами и партнерами способствует формированию и возрастанию деловой репутации, а негативная оценка уменьшает деловую репутацию, либо вовсе уничтожает ее.

Отнесение российским законодателем деловой репутации к нематериальным благам, как объектам права, не подлежащим денежной оценке и не допускающим их передачу, на практике не препятствует ни тому, ни другому. Более того, в некоторых случаях и экономическая оценка, и возможность передачи деловой репутации прямо предусмотрены ГК РФ. Указанное следует, в частности, из ст. ст. 1042 ГК РФ «Вклады товарищей», согласно которой товарищ вправе вносить в общее дело не только деньги, иное имущество, знания, навыки и умения, но и деловую репутацию и деловые связи; при этом денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.

Диффамация: история и современное состояние правоприменительной практики

Анализ исследуемых нематериальных благах и способов их защиты будет неполным безупоминания понятия «диффамация» (лат. «diffamatio» - восстановление репутации, от «fama» - «репутация»), отсутствующего в действующем российском законодательстве. Между тем, законодательству Российской империи это понятие было известно. Словарь Брокгауза и Ефрона определяет диффамацию следующим образом: «оглашение о ком-либо позорящих честь фактов или сведений, независимо от того, согласно ли с истиной оглашаемое, или нет. Представляясь посягательством на честь, она в своем внешнем проявлении вполне совпадает с понятием клеветы. Существенным отличием последнего от диффамации является то, что при клевете преступный момент заключается в заведомой лживости оглашаемых фактов или сведений, позорящих оклеветаннаго» [18].

В российском праве термин «диффамация» встречается с 1865 года, после Цензурная реформы 1865 года, когда от предварительной цензуры были освобождены: в столицах—все оригинальные сочинения свыше 10 печатных листов и переводы свыше 20 листов; повсеместно — периодические издания, получившие от министра внутренних дел разрешение на выход без предварительной цензуры, а также издания академий, университетов и т.п. Статья 1039 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года была дополнена и предусматривала «за всякое оглашение в печати о частном или должностном лице, или обществе, или установлении такого обстоятельства, которое может повредить их чести, достоинству или доброму имени, виновный подвергается денежному взысканию не свыше 500 рублей и заключению в тюрьме от 2 месяцев до 1 года и 4 месяцев». По Уложению клевета и диффамация были уголовно наказуемые деяния, отличающиеся в частности тем, что диффамация может быть совершена путем печати, а клевета и другими способами. Клевета касалась исключительно частных лиц, а статья 1039 о диффамации относилась и к должностным лицам, государственным и общественным установлениям. В отношении должностных лиц допускалась защита против обвинения в диффамации указанием на истинность оглашенного в печати позорящего обстоятельства, касающегося служебной деятельности опозоренного лица. Однако, обвиняемый мог защищаться исключительно путём представления суду письменных доказательств. В процессуальном законодательстве была норма, носящая для суда рекомендательный характер и применявшаяся при доказанности оглашенных сведений о должностном лице. В подобных случаях суду рекомендовалось после оправдания обвиняемого от обвинения в диффамации, всё же тщательно проверить установленные обстоятельства дела на предмет наличия оскорбления в действиях обвиняемого.

В настоящее время термин «диффамация» используется в законодательстве стран как континентального, так и общего права (например, Закон о диффамации 1996 года в Великобритании или Ордонанс о диффамации 1960 года в Сингапуре). В государствах с общим правом - Великобритании и США сформировались разные приоритеты в выборе между правом на свободу слова и правом на защиту исследуемых нематериальных благ. Так в Великобритании в первую очередь

охраняются и защищаются честь и достоинство, что происходит порой в ущерб свободе слова. Законодательство США предоставляет более широкую защиту авторам диффамационных публикаций, особенно в случаях, когда суды располагают доказательствами об отсутствии умысла в совершении общественно опасного деяния. Американские суды в подобных случаях ссылаются на первую поправку к Конституции, декларирующую первостепенное значение свободы слова, в том числе в и в СМИ. Отмечены случаи, когда суды США даже отказывались выполнять постановления судов Великобритании на том основании, что они противоречат первой поправке к Конституции США [19].

В странах континентального права диффамация рассматривается либо как преступление против законодательства о печати (французская система), либо как частный случай клеветы (германская система). Законодательство ФРГ содержит определение трех видов диффамации: оскорбление, порочащее заявление и заведомо ложные измышления. Параграф 185 Уголовного кодекса ФРГ под оскорблением понимает выражение презрения или неодобрения при помощи слов или знаков. Указанный параграф предусматривает ответственность за высказывание и распространение сведений, нацеленных на унижение другого лица или на причинение вреда его репутации, а параграф 187 ответственность за намеренное причинение вреда репутации и кредитоспособности лица. Для гражданско-правовой защиты применяются такие санкции, как опубликование опровержения за счет ответчика, опубликование решения суда и денежное, возмещение в форме компенсации общих убытков (general damages).

Во Франции вопросы диффамации отражены в Акте о прессе 1881 года, различающем диффамацию как гражданско-правовой деликт и диффамацию как уголовное преступление. Разграничены два вида диффамации: оскорбление и клевета. Клевета предполагает голословное утверждение или обвинение в деяниях, порочащих честь, достоинство и репутацию лица. По статистике именно во Франции чаще, чем в других странах Европы, применяется уголовное наказание за диффамацию.

Ввиду общечеловеческой ценности объектов диффамации Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) также имеет многолетний опыт рассмотрения дел данной категории. ЕСПЧ выработаны принципы разрешения диффамационных споров, основанные, в том числе, на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписана в 1950 году, вступила в силу 3 сентября 1953 года). Важнейшим условием рассмотрения споров о диффамации является учёт судом соотношения права на свободу слова с одной стороны и права на защиту чести, достоинства и деловой репутации, с другой стороны. Так как законодательство Европейского союза декларирует приоритет защиты права на сторону свободы слова, то ЕСПЧ, особенно в тяжбах с участием публичных лиц, неоднократно отмечал, что условием существования гражданского общества является не только право на свободу слова для СМИ, но и право граждан на получение общественно значимой информации [19].

Законодательство РФ, также, как и ранее законодательство СССР, не содержит понятия «диффамация». Однако, Верховный Суд РФ в пункте 1 Постановления Пленума от 24 февраля 2005 года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее Постановление Пленума ВС РФ №2 3) определил что: «используемое ЕСПЧ в его постановлениях понятие диффамации тождественно понятию распространения не соответствующих действительности порочащих сведений, содержащемуся в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации». Постановление Пленума ВС РФ № 3 содержит разъяснение, касающиеся защиты нарушенных прав при распространении соответствующих действительности сведений: «Судам необходимо отграничивать дела о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ) от дел о защите других нематериальных благ, перечисленных в статье

150 этого Кодекса, нарушенных в связи с распространением о гражданине сведений, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией РФ и законами и распространение которых может причинить моральный вред даже в случае, когда эти сведения соответствуют действительности и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца. В частности, при разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (ст. 150,

151 ГК РФ). Исключение составляют случаи защиты общественных интересов на основании п. 5 ст. 49 Закона РФ «О СМИ». Эта норма корреспондирует со ст. 8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».

Если же имело место распространение не соответствующих действительности порочащих сведений о частной жизни истца, то ответчик может быть обязан опровергнуть эти сведения и компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации, на основании ст. 152 ГК РФ».

В п. 2 ст. 152 ГК РФ специально определен порядок опровержения распространённых СМИ порочащих сведений, который более подробно регламентирован в ст. 44 Закона РФ «О средствах массовой информации». Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Особенности защиты чести достоинства и деловой репутации при размещении сообщений в сети Интернет

Простота размещения в глобальной сети любого материала, доступность для пользователей специальных технологий формирования общественного мнения, дающих широкие возможности для развязывания информационной войны с конкурентами в бизнесе и политическими оппонентами, привлекает огромное множество людей сомнительной репутации. Последнее время мы стали свидетелями того, что Интернет является ареной для параллельных испытаний двух разнонаправленных видов технологий: с одной стороны, регулярно появляются всё новые и новые ресурсы и программы, собирающие информацию о пользователе: IP-адрес, имя, пол, возраст, место жительства, номер телефона и другие персональные данные. Причем, сбор такой информации ведётся не только в форме предложений о заполнении форм с вопросами на посещаемых сайтах, но и в форме отслеживания действий пользователя, когда персональные данные и иная информация собирается из запросов поисковыми программами (например, Google и Яндексом). С другой стороны, постоянно совершенствуются и программы, позволяющие пользователям маскировать свои данные. На сегодняшний день к актуальным методам анонимности можно отнести такие программы, как: прокси-сервер, анонимайзер, socks-протоколы, I2P («Проект Невидимый Интернет»), TOR - система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение, защищённое от прослушивания и многие иные программы.

Российский законодатель до сих пор не вполне готов к стремительному развитию глобальной сети. Так, в законодательстве отсутствует определение понятия «интернет-сайт» и до недавнего времени отсутствовало и нормативно закрепленное понятие «интернет-СМИ». Несколько лет назад инициативная группа, в ходе принятия очередных поправок в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ, предлагала определить понятие «интернет-сайт» в статье 1260 ГК РФ приблизительно следующем образом: «Интернет-сайтом является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет». Однако законопроект, содержащий указанные изменения в ГК РФ был отклонен ГД РФ [20]. В сложившихся условиях правовым ориентиром остаются разъяснения ВС РФ, изложенные в Постановлении Пленума от 24.02.2005 года № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», а также практика нижестоящих судов, которая пока остаётся неоднозначной и противоречивой.

Впервые термин интернет-СМИ был упомянут в Постановлении Пленума ВС РФ от 15.06.2010 года № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». В настоящее время в результате нескольких изменений в Закон «О СМИ» от 27 декабря 1991 года № 2124-I, в ст. 2 указанного Закона появилось понятие, аналогичное понятию интернет-СМИ -«сетевое издание» - «сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом». Таким образом, единственным признаком того, что сайт является СМИ,

служит его регистрация в качестве такового, на что прямо указано в ст. 8 Закона, в которой установлено, что «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве СМИ, СМИ не является». В ответах на обращения заинтересованных граждан и организаций Росохранкультура неоднократно высказывалась о том, что «интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы». Периодически попытки, предпринимаемые на различных государственных уровнях отдельными инициативными группами граждан, уровнять правовой статус СМИ и интернет-сайта пока не имеют успеха.

В связи с тем, что правовое регулирование Интернета не является однородным в отношении сайтов, зарегистрированных как СМИ и в отношении всех прочих сайтов, различаются и способы защиты нарушенных прав. Так, согласно п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 3 надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации могут быть не только авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, но и лица, распространившие их. При этом тем же пунктом установлено, что «если оспариваемые сведения были распространены в СМИ, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего СМИ». Из указанного выше можно сделать вывод, что, для лица, права которого нарушены, проще требовать опровержения или удаления порочащих сведений при разбирательствах с интернет-ресурсом, зарегистрированным как СМИ, чем с сайтом, являющимся электронным блогом или форумом. Сделанный вывод согласуется с выводами ВС РФ, сделанными в Постановлением ВС РФ № 16, в котором суд провел четкое разграничение между сайтами, зарегистрированными как СМИ и прочими интернет-ресурсами. В п. 23 Постановления ВС РФ № 16 суд отметил, что «Если на сайте сети Интернет, зарегистрированном в качестве СМИ, комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования, то в отношении содержания этих комментариев следует применять правила, установленные в ч. 2 ст. 24 и п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона «О СМИ» для авторских произведений, идущих в эфир без предварительной записи». При этом, хотя из положений п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона «О СМИ» следует, что редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, это не снимает с интернет-ресурса, зарегистрированного как СМИ, ответственности за публикацию комментариев, содержание которых нарушает российское законодательство, в том случае, если после обращения надзорного ведомства редакция не отреагирует на претензию о злоупотреблении свободой массовой информации».

Роскомнадзор Приказом от 06.07.2010 года № 420 «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет», четко регламентировал процедуру направления обращений с жалобами на интернет-СМИ. В указанном Приказе установлен срок продолжительностью одни рабочие сутки, в течение которого интернет-СМИ для освобождения от

ответственности необходимо удалить или отредактировать нарушающий закон комментарий.

Вместе с тем, обращающимся за судебной защитой, следует принимать во внимание, что согласно ст. 3 ГК РФ, данными, идентифицирующими гражданина, являются его имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и отчество. Однако, если иск заявлен на основании сообщения на форуме или в комментариях к статье, размещенной на сайте, в которых указанные сведения о настоящем имени автора порочащего сообщения отсутствуют, суды часто делают выводы о недоказанности факта распространения сведений именно заявленным ответчиком. При отсутствии доказательств принадлежности ответчику авторства материалов суды отказывают в удовлетворении заявленных требования (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.05.2008 года делу № А43-25060/2007-23-680, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2009 г. по делу № 07АП-7049/08).

Кроме того, следует различать утверждения о фактах и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые в соответствии со ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, не являются предметом судебной защиты. В п. 9 постановления Пленума ВС РФ № 3, со ссылками на упомянутые законодательные акты, указано на необходимость различать: 1) утверждения о фактах («соответствие действительности которых можно проверить»); 2) оценочные суждения, мнения, убеждения («которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности»).

Ввиду отсутствия ясных законодательных критериев, позволяющих разграничить понятия «утверждение о фактах» и «оценочное мнение», считаем, что законодателю следует подробно обозначить их сущность в законе, с учетом сложившейся судебной практики ЕСПЧ. Фактом, то есть обстоятельством, имеющим значения для правовой оценки действий лица, можно считать лишь то событие или действие, которое быть проверено или установлено законным образом. Оценочные суждения, выступая выражением личной оценки или личного мнения их автора -конкретного лица, в отличии от фактов, не подлежат проверке на предмет соответствия их действительности (умелый-неумелый, грамотный-неграмотный, образованный-необразованный, умный-неумный, профессиональный-непрофессиональный). Суждения, мнения и взгляды безусловно допустимо оспаривать, например, основываясь на тех или иных критериях, однако нельзя опровергнуть. Вследствие этого оценочные суждения в отношении конкретного лица не приравниваются к порочащим сведениям и не предполагают их опровержения, но и не исключают ответа на них со стороны заинтересованного лица. Российские суды в решениях по подобным делам, предлагают истцам воспользоваться правом, предоставленным пунктом 3 ст. 152 ГК РФ и ст. 46 Закона о СМИ на ответ, комментарий, реплику в том же средстве массовой с иной (своей) оценкой событий (определение ВАС РФ от 23.12.2009 года № ВАС-17363/09 по делу № А56-14384/2008, Постановление Второго ААС от 11.12.2017 года по делу № 02АП-8592/17, Постановление Первого

ААС от 28.01.2016 года по делу № 01АП-8544/15).

Относительно судебных споров, касающихся размещения порочащих сведений на интернет-ресурсе, не зарегистрированном как СМИ, следует отметить, что, часто владельцы интернет-сайтов, используют форму так называемых пользовательских соглашений, с помощью которых пытаются уйти от ответственности за публикуемые на ресурсе материалы, что, однако, противоречит закону. Если владельцев интернет-ресурсов не удаётся найти, то закон допускает предъявление иска к лицам, разместившим порочащие сведения, но при условии, что имеются хоть какие-нибудь данные, позволяющие идентифицировать авторов порочащих сообщений. Однако, в подавляющем большинстве случаев такие сведения размещаются лицами, намеренно скрывающими свою личность, а чтобы установить и доказать факт распространения сведений конкретными гражданами, требуется проведение технически сложных и дорогостоящих процедур: просмотра протоколов доступа, проверки учетных записей провайдеров доступа, определения телефонных номеров и их владельцев, просмотра содержимого серверов, установления владельцев серверов, зачастую проживающих за границей.

Заключение

Проведенное исследование показало, что наиболее сложными и актуальными являются проблемы, возникающие в связи с противодействием нарушению исследуемых прав в сети Интернет, где законодательство явно не успевает за развитием информационных технологий. Автор считает необходимым при применении и совершенствовании действующего законодательства учёт следующих предложений:

- с привлечением широкого круга технических специалистов разработать и принять специализированный нормативный акт по защите чести и достоинства человека в сети Интернет, в котором должны быть отражены все особенности информационных ресурсов в глобальной сети;

- законодательно дать определения таких понятий как: «честь», «достоинство», «деловая репутация», «интернет-сайт»;

- с учетом устоявшейся практики ЕСПЧ по защите нарушенных прав, ввиду разглашения порочащих сведений в сети Интернет, возродить в законодательстве правовое понятие «диффамация»;

- законодательно проработать механизм удаления порочащих сведений со страниц интернет-сайта, указанный в п. 5 ст. 152 ГК РФ;

- создать эффективный механизм привлечения к ответственности за размещение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан и юридических лиц на интернет-сайтах, не зарегистрированных как СМИ;

- законодательно разрешить вопросы об определении надлежащего ответчика в спорах о распространении порочащих сведений.

Источники

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014.

Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.).

Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Постановление Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.09.1999 № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. № 11).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями. Конвенция вступила в силу 03.09.1953. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 05.05.1998 (СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163).

Закон СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик».

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 2 марта 1989 года № 2 «О применении в судебной практике статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик о защите чести и достоинства граждан и организаций».

Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом ВС РФ от 16.03.2016 года

Письмо Росохранкультуры от 26.02.2007 № 07-07.

1. Аристотель. Политика. М.: Знание, 1990. С. 116.

2. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978. С. 117, 118 — 126.

3. Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. 15, С. 344-355, С. 486-493, Т. 22, С. 344-414.

4. Гоголь Н.В. Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действияхНиколай ГогольЖенитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях (пьеса), М.: Молодая гвардия, 1977. С. 27.

5. Афанасьев Р.Н. Судебный порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации//Юрист 2005 № 2.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. СПб.-М.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. -710 с.

Литература

7. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.: Толковый словарь русского языка 2006 г.; М.: ИТИ Технологии.

8. Власов А.А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 510 с.

9. Хашем Т. А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ: Автореф. дис. к. ю. н. М., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Борисова А.М. Защита деловой репутации//Домашний адвокат 2008 №

11. Изместьева-Кунц А.А. Диффамация и способы защиты от нее в дореволюционном гражданском праве // Российский судья. - 2010. - № 1.

12. Абдрахманова Е.Ю. О компенсации нематериального вреда юридическому лицу при защите его деловой репутации // Электронный журнал арбитражного суда Свердловской области. - 2009. - № 1.

13. Большой юридический словарь под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: Инфра-М., 2006 - 863 с.

14. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. / А.М. Эрделевский - М.: Издательская группа ФОРУМ-ИНФРА-М, 1997. - С. 233.

15. Малеина М.Н. Нематериальные блага и перспективы их развития // Закон. 1995. № 10. С. 104.

16. Склярова Я.В. Возмещение убытков как способ защиты деловой репутации // Убытки и практика их возмещения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2006.

17. Шелютто М.П. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц // Журнал российского права. - 1997. - №12. - С. 33-42

18. Энциклопедический словарь Брогкауза и Ефрона: в 82 т. / под ред. Арсентьева К.К. и Петрушевскго Е.Е.. -Т. 20: Демиургия - Домициан. - репринт. М.: ТЕРРА, 1991. - С. 687.

19. Свинцова М.В. противодействие диффамации по российскому гражданскому законодательству. - М.: Юстицинформ, 2013.

20. Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», опубликован 07.02.2012 г. на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ - http://www. arbitr.ru/press-centr/news/44088.html).

21. Бабаева, А. Е. Интернет: воздействие на личность: учебник / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова. — М.: Можайск-Терра, 2012. — 265 с.

2. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.