АВЮрин
Особенности нелегальной миграши В ЕС В контексе европейской политики
В современном обществе миграционные процессы стали достаточно распространенным и значимым с социально-экономической точки зрения явлением. В них ежегодно участвуют около 2—3% жителей земного шара. Кроме того, современная миграция стала более динамичным и сложным явлением, которое связано не только с социально-экономическими причинами. Желания и возможности людей перемещаться формирует целый конгломерат факторов — социально-экономических, политических, этнических, религиозных, экологических, демографических и иных.
В конце 1990-х годов численность иностранцев только в странах ЕС, по некотором данным, достигла 20 млн человек, а доля Европы в общем объеме мировых международных миграций увеличилась до 20%. Разумеется, в это число входят и мигранты по политическим и иным причинам, но основную массу «пришлых» людей составляли и составляют трудовые мигранты.
Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные демографы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое гастарбайтеры («гости-рабочие») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных) [1].
Мигранты в европейских странах распределены весьма избирательно. По некоторым данным [2], более 60% приехавших в Европу турок жи-
вут в Германии (именно турки — самая многочисленная группа иммигрантов-неевропейцев в странах ЕС). Алжирцы и тунисцы, как правило, выбирают Францию, албанцы же выезжают почти исключительно в Италию и Грецию, где составляют абсолютное большинство как легальных, так и нелегальных мигрантов. В Испании и Португалии традиционно много выходцев из стран Латинской Америки. Марокканцы распределены по всем европейским странам.
Несомненно, миграция населения — это один из важных источников формирования численности населения стран и континентов, который оказывает существенное воздействие на предложение рабочей силы на рынках труда, видоизменяет этническую и половозрастную структуру населения государств.
Кроме того, интеграционные процессы, транснационализация и глобализация мировой экономики требуют миграционный приток трудовых ресурсов, что в свою очередь вызывает необходимость формирования новой миграционной политики в отношении трудовых мигрантов во многих странах мира. Параллельно с этим резко возросла актуальность проблемы нелегальной миграции и использования мигрантов в качестве нелегальной рабочей силы.
По некоторым данным, значительная часть международных мигрантов сегодня не имеет постоянного вида на жительство (примерно 200 млн человек), тем самым обретая статус нелегальных мигрантов. В связи с этим данный вид миграции как в Европе, так и в целом по миру среди широкой общественности, политиков и исследователей связывают с большим количеством проблем для стран
приема. Во-первых, страны теряют контроль над их границами, во-вторых, перегруженность социальных систем от несанкционированного использования приводит к выталкиванию коренных работников с рынков труда и, в-третьих, неконтролируемо растет преступность. В результате современная обстановка в Европе выдвигает контроль за нелегальной миграцией одним из приоритетных направлений миграционной политики Европейского союза. Несомненно, что в данных условиях большое количество мер по ограничению миграции с различной степенью вмешательства, большие финансовые расходы, выделяемые для борьбы с нелегальной миграцией в Европе, достаточно обоснованы. Однако среди исследователей существуют определенные сомнения в действенности и эффективности предпринимаемых мер. В связи с этим существует настоятельная необходимость оценки миграционного контроля на европейском и национальном уровне.
Отметим, что состояние исследовательской базы нелегальной миграции в последние годы значительно улучшилось благодаря прежде всего значительному количеству различных исследований. Однако и сегодня существуют определенные пробелы в исследовании данного вида миграции. Как известно, нелегальное нахождение на территории страны может возникнуть, во-первых, в результате незаконного въезда (ввоза), во-вторых, чаще всего используется канал (правовой вход), когда человек остается на территории Европейского союза после того как истек срок туристической визы.
По некоторым данным, в Италии 75% нелегальных мигрантов въехали
в страну через правовой вход, 15% — через сухопутные границы и 10% — через морские границы [3]. Несомненно, что могут возникнуть различные комбинации незаконного и правового въезда, проживания и трудоустройства. В то же время возможны многочисленные переходы между законным и незаконным нахождением на территории государства. Например, человек может въехать в страну незаконно, а получить статус законного проживания, применяя возможность предоставления убежища. Некоторые нелегальные мигранты находят маршрут получения легального статуса пребывания на территории страны через брак или различного рода регуляционные программы. Несомненно, все зависит от страны и времени нахождения на ее территории.
Государства-члены ЕС, благодаря различию в географическом положении, в разной степени сталкиваются с проблемами незаконного пересечения границ. Так, государства-члены ЕС на юге и востоке (Испания, Польша и т.д.) граничат с наиболее бедными государствами, не входящими в ЕС, и несут ответственность за охрану как сухопутных, так и морских рубежей Евросоюза. Страны ЕС, которые лежат в центре Европы, имеют границы внутренние; на данных границах действуют мобильные подразделения контроля, которые осуществляют проверку граждан с целью выявления нелегального пребывания на территории стран Шенгенского соглашения и дальнейшей депортации в соседние страны Евросоюза. В таких государствах, как Германия, данные контрольно-пропускные пункты расположены в аэропорту. Что касается Соединенного Королевства, которое не присоединилось к Шенгенскому
соглашению, то условия проверок на границе здесь традиционно строгие.
Нелегальные мигранты избегают контактов с правительственными учреждениями, так как они всегда находятся под угрозой депортации, лишения свободы, наложения штрафов или уголовного наказания. Приблизительные оценки масштабов нелегальной миграции в ЕС колеблются между 4 и 7 млн человек. Исходя из общих показателей иммиграции, самой популярной среди членов ЕС страной иммиграции остается Германия, за которой следуют Великобритания, Швеция, Нидерланды, Франция, Бельгия и Италия. Иммиграция в другие страны — члены ЕС заметно ниже. На четыре основных «адресата» иммиграционных потоков — Германию (9,8% от всего населения, более 10% экономически активного населения), Францию (соответственно 6,4% и 6,7%), Великобританию (3,3% и 3,4%) и Италию (2,5% и 2,1%) — приходится 3/4 объема поступающих иммиграционных ресурсов. Можно предположить, что к государствам с наибольшим количеством нелегальных мигрантов в ЕС можно отнести Германию (для нее цифры по нелегальным мигрантам варьируют от 100 тыс. до 1 млн человек), Францию, Италию, Грецию, Польшу и Соединенное Королевство [4].
Лидирующие позиции среди нелегальных иммигрантов в страны Европейского союза занимают выходцы из государств Магриба (38%), и прежде всего марокканцы. При этом 25% нелегальных иммигрантов прибывают из стран Латинской Америки, 12% — из стран Тропической Африки. Таким образом, с большим отрывом лидирует южное направление. Только 8% от всего объема нелегальных иммигран-
тов приходится на китайцев и жителей восточноевропейских стран.
Направление миграционных потоков, плотность распространения мигрантов по регионам и странам ЕС испытывают значительную зависимость от исторических традиций, колониального прошлого и уровня экономического благосостояния стран приема. Так, значительная доля в миграционных потоках, направляющихся в Испанию и Португалию, приходится на выходцев из стран Латинской Америки. В Великобританию приезжает большое количество выходцев из Азии, особенно из бывших колоний, в то время как во Франции более важную роль играют иммигранты из Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Вьетнам, Лаос), а также из Ливана и Турции. В Италии около 20% от всех иммигрантов приходится на выходцев с африканского континента, а также еще около 20% — на иммигрантов из стран Центральной и Восточной Европы.
Несмотря на невозможность точной оценки нелегальной миграции в ЕС, можно использовать некоторые другие показатели с целью анализа ее тенденций. Общемировая тенденция такова, что с 1980-х годов наблюдается резкий рост нелегальной миграции, хотя отдельные страны испытывают обратную тенденцию. Например, Германия сегодня относиться к государствам, где, по некоторым оценкам, нелегальная миграция сокращается
[5].
На сокращение масштабов нелегальной миграции существенно повлияло вступление в ЕС новых государств, так как это привело к сокращению незаконного проживания на территории ЕС мигрантов из присоединившихся государств. Отметим,
что большее количество нелегальных мигрантов сегодня проживает в новых государствах ЕС, которые вошли в Европейский союз совсем недавно.
Основными мотивами нелегальных мигрантов для переезда являются в первую очередь экономические (низкий уровень дохода), а также имеющиеся исторические или текущие связи в стране прибытия, кроме того к мотивам переезда относят образовательные возможности, семейные связи, любовь, желание путешествовать, поиск защиты от преследований или страх возвращения в зоны конфликтов и войн. Среди нелегальных мигрантов значительную часть представляют молодые люди 25—35 лет [6. Р. 107—112].
В настоящее время нелегальные мигранты в Европе чаще всего заняты на неофициальных рынках труда [7]. Рабочие места они чаще всего находят в сфере услуг, которые малопривлекательны для коренных жителей [8. Р. 1—26]. В зависимости от страны и региона ключевыми секторами, где находят себя нелегальные мигранты, являются сельское хозяйство, строительство, домашняя прислуга и т.п.
Среди государств — членов ЕС способы миграционного контроля над нелегальными мигрантами различны. Параметры для управления миграцией в ЕС формирует практика проверки всех граждан. Строгость в регистрации создает более легкие и дешевые способы управления миграцией населения в целом. Например, в скандинавских странах каждый гражданин «от колыбели и до гроба» наделен идентификационным номером. В Англии нет регистров, и только с 2004 г. было постепенно введено обязательное удостоверение личности. В Южной Европе существует меньше контроля, чем в странах Северной Европы.
Несомненно, что масштабы нелегального проживания в стране зависят от характера и масштабов предыдущих иммиграций. Например, в Северной и Западной Европе во второй половине XX в. был зафиксирован высокий уровень иммиграции за счет колониальных иммиграций или иммиграций по различным программам набора трудовых мигрантов. Таким образом, здесь вырисовывается существенный плацдарм для будущих нелегальных мигрантов. Напротив, у стран Балтии, например, отсутствует такой опыт привлечения иммигрантов, что, несомненно, не обеспечивает определенного фундамента для нелегальной миграции. Нынешняя политика приема мигрантов в ЕС определяется правовыми альтернативами для иммигрантов. В данном контексте нет смысла для незаконной иммиграции, так как можно вполне законно въехать в страну легально, например, трудящимися мигрантами или членами их семей с целью получения статуса постоянного жителя. В этом смысле Соединенное Королевство является более открытым для трудовой миграции, предлагая больше правовых альтернатив, чем, например, Германия. Кроме того, временные программы (сезонная занятость и т.п.), дают возможность большему количеству людей работать легально в таких секторах, как сельское хозяйство и туризм. Тем не менее существует определенная опасность перехода из легального состояния в нелегальное, когда иммигранты по истечению срока действия визы продолжают работать.
Возможность проверки незаконного проживания через инспекции труда или полицию также различны в государствах ЕС. Во многих странах ЕС полиция имеет полномочия для
проведения выборочных проверок без конкретных причин. Частота и интенсивность проверок на предприятиях среди сотрудников также отличаются. Обычно легче обнаружить мигрантов, которые нарушают правила проживания, чем нарушающих трудовое законодательство работодателей. В первом случае необходимо уточнить состояние вида на жительство, тогда как для работодателя необходимо доказать степень правонарушения трудовых отношений [9].
Переход нелегального мигранта на легальное положение возможен с помощью программ легализации, которые очень популярны в Европе. Однако существуют некоторые ограничения и для этих программ. Например, в Италии, Испании и Греции программы по легализации проходили неоднократно — нелегальные мигранты должны были зарегистрироваться до определенной даты и получить вид на жительство, однако с определенными требованиями. Франция, Бельгия и Нидерланды также предлагали программы легализации нелегальных мигрантов, правда без предоставления вида на жительство и с условием длительного пребывания на территории государства. В других странах, таких, как Германия, программы по легализации нелегальных мигрантов не проводились вообще.
Европейской комиссией в декабре 2005 г. обоснован общий подход к миграции населения, который нацеливает на последовательную политику в этой области и затрагивает самые разнообразные аспекты как миграционной политики в целом, так и связанных с нею областей, таких, как внешние сношения, развитие и занятость, а также вопросы справедливости, свободы и безопасности. Данный подход
предполагает, во-первых, выработку дополнительных действенных мер по борьбе с нелегальной миграцией в связи с продолжающимся интересом к иммиграции, которая будет при необходимости достигнута незаконным путем, тем самым создавая так называемое «давление миграции» на страну приема. Во-вторых, в связи со старением и сокращением численности населения в ЕС. Государства-члены союза зависимы от иммиграции, которая должна создать условия для динамики и конкурентоспособности европейского экономического пространства. Поэтому необходима активная политика иммиграции и интеграции, которая будет поощряться за счет европейских инициатив. Кроме того, следует сосредоточиться прежде всего на контроле нелегальной миграции, что предполагает более тесное сотрудничество со странами происхождения и транзита нелегальных мигрантов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в целом европейская миграционная политика носит характер ограничения и контроля над иммиграцией. В 2002 г. кабинетом министров был принят план действий, который предусматривал управление нелегальной миграцией и торговлей людьми. Прежде всего он включал разработку единой визы и политики возврата, улучшение обмена информацией и координацию контрольных органов (Европейскую полицию), а также ужесточение санкций за нелегальное пребывание на территории государств и торговлю людьми. С тех пор вопросы активизации миграционного контроля прослеживаются во всех документах, принимаемых в ЕС. Например, создание так называемых электронных границ, при которых иммигранты и эмигранты будут
зарегистрированы автоматически по электронным биометрическим данным. Данная система уже введена во многих государствах Европейского союза, что облегчает обмен информацией между контролирующими органами. Кроме того, с 2005 г. начала свою деятельность Европейская полиция ФРОНТЕКС.
В целом можно сказать, что в миграционной политике ЕС предложения по расширению и ужесточению миграционного контроля превалируют над предложениями, направленными на либерализацию миграционной политики.
ЕС выделяет значительные средства для решения миграционных вопросов. Так, в рамках программы «Солидарность и управление миграцией» союз выделил из своего бюджета 4 млрд евро на период 2007—2013 гг. Значительные расходы сегодня требуют такие сферы, как стандартизация и расширение пограничного контроля, а также инспектирование рынка труда в рамках ЕС, что, как предполагается, заметно сократит нелегальную иммиграцию.
Однако, согласно теоретическим и эмпирическим исследованиям, существуют сомнения в эффективности принимаемых мер. Расширение пограничного контроля повышает риск и стоимость незаконного въезда в страну. С одной стороны, это будет сдерживать потенциальных незаконных мигрантов, а с другой — тот факт, что граница «на замке» («запретный плод всегда сладок»), создаст еще больший соблазн для потенциальных незаконных мигрантов, которые хотят безбедно жить. В то же время ужесточение пограничного контроля снижает стимул для мигрантов, которые хотят вернуться на родину.
Что касается расширения инспекции по рынкам труда в рамках национальных границ, этот факт, несомненно, приведет к ограничению возможностей для иммигрантов, которые не имеют легального статуса. Однако представляется сомнительным, подходят ли предлагаемые инструменты для достижения данной цели (снижение нелегальной иммиграции). По нашему мнению, реальные проблемы сегодня связаны с соблюдением правил предоставления работы мигрантам, другими словами — с работодателями.
Так, в мае 2007 г. Европейской комиссией было представлено предложение по директиве [10], которая содержит общеевропейские правила для работодателей, которые предоставляют работу нелегальным мигрантам из третьих стран. Работодатели частных компаний и домашних хозяйств обязаны проверять статус проживания иммигрантов. Они должны иметь возможность создания копий вида на жительство или какие-либо другие разрешения. Компании также обязаны уведомлять органы управления о приеме на работу иммигрантов. Те, кто не соблюдает эти обязательства, должны выплачивать денежные штрафы и налоги, а также обязаны оплатить расходы по возвращению работника на родину. Кроме того, работодатели могут быть привлечены к уголовной ответственности. Предлагаемая директива направлена на ограничение возможностей трудоустройства нелегальных мигрантов и тем самым на сдерживание нелегальной иммиграции.
В целом, оценивая миграционную политику ЕС, необходимо отметить, что на протяжении десятилетий европейская миграционная политика строилась по принципу «европеизация миграционной политики» — т.е.
наиболее значительными будут миграционные потоки внутри самой Европы — из страны в страну, однако на самом деле основные миграционные потоки сегодня в страны ЕС направлены извне. Кроме того, предполагалось, что в периоды экономических спадов коренное население будет постепенно вытеснять мигрантов с низкопрестижной работы. Этого тоже не случилось. Определенные сферы деятельности прочно закрепились в общественном сознании французов и других коренных европейцев как предназначенные для мигрантов, и коренные жители Европы не идут туда работать ни при каких обстоятельствах [11].
«Политика развития» стран-доноров рабочей силы, при помощи которой ЕС хотел сгладить приток мигрантов, оказалась несостоятельной, так как для таких стран денежные переводы от мигрантов являются основным каналом притока денежных средств в страну. Так, например, только за 2007 г. мигрантами было отправлено из Европы в родные края порядка 14 млрд евро.
Несомненно, что приведенные выше факты говорят о несостоятельности современной миграционной политики ЕС. Для наиболее эффективного функционирования государства — члены ЕС должны гармонизировать свою миграционную политику. Европейскому союзу необходимо придать более обширные полномочия в сфере контроля за передвижением людей по территории союза, создать единый механизм реагирования на угрозы иммиграции. Миграционной политике также следует быть более равновесной, в полной мере использующей все возможности, предоставляемые как пограничным контролем, так и превентивной политикой со-
трудничества в отношении стран исхода иммигрантов. В данном случае вполне возможно, что миграционная политика ЕС будет более эффектив-
ной, что благоприятно отразится на будущем экономическом и социальном развитии ЕС, а также его роли в мировом сообществе [12].
Литература
1. Максаковский В.П. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения // Географическая картина мира. Рукопись.
2. http ://www. demographia.ru/articles_N / index.html?idR=44&curPage=4
3. Европейская миграционная сеть (2005). http://emn.sarenet.es
4. http://www.hwwi.org/Irregular_Migration. 2409.0.HTML?&L=0
5. http://www.Forum-illegalitaet.de/Mate-rialien/04_Expertise
6. Cyrus, N. Representing Undocumented Migrant Workers in Industrial Tribunals: Stimulating NGO Experiences from Germany // M. LeVoy et al. (Eds.), Undocumented Migrant Workers in Europe. Brussels: HIVA, 2004.
7. LeVoy, M. and Verbruggen, N. Ten Ways To Protect Undocumented Migrant Workers. Brussels: PICUM, 2005.
8. Leerkes, A., Engbersen G., et al. (2007): Shadow Places: Patterns of Spatial Concentration and Incorporation of Irregular Immigrants in the Netherlands // Urban Studies. 2007. No. 44 (8).
9. Jordan, B., Strath, B., Triandafyllidou, A. Journal of Ethnic and Migration Studies. Special Issue: From guardians to managers: Immigration policy implementation in Europe. 2003. Vol. 29. No. 2.
10. http: //ec. europa. eu/prelex/detail_dossier_ real.cfm?CL=de&DosId=195730.
11. http://www.demographia.ru/articles_N/ index.html?idR=44&curPage=4
12. http://www.delrus.ec.europa.eu/em/57/ eu03s53.htm