Научная статья на тему 'Особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений'

Особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1456
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / НЕСКОЛЬКО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОСОБЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / SEVERAL ADMINISTRATIVE OFFENSES / FEATURES OF PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахтанина Н.А.

В настоящее время довольно остро стоит вопрос борьбы с преступностью, в том числе не остаются без внимания и административные правонарушения. В связи с тем, что их перечень достаточно широк и разнообразен, необходимо предпринимать все возможные меры, чтобы предупредить и пресечь совершение противоправных деяний. Предупреждение административных правонарушений занимает особое место среди элементов системы борьбы с ними. При этом оно считается явлением, сложившимся исторически, присущим в каких-либо формах любому государству на всех этапах его развития. В свою очередь, основной задачей любого государства выступает недопущение (сдерживание) количества преступлений и административных правонарушений, которые, в свою очередь, выступают целью административно-деликтного законодательства. В большинстве случаев мы сталкиваемся с совершением лицом единичного противоправного деяния, однако нередки случаи, когда лицо совершает два и более правонарушения до или после привлечения его к ответственности за первое. Соответственно, в зависимости от характера совершенных правонарушений существенно меняется административно-правовая оценка поведения субъекта, так как подобного рода ситуации свидетельствуют, как правило, об антисоциальной направленности помыслов лица, устойчивых противоправных взглядах и привычках и при всех прочих равных условиях представляют повышенную общественную опасность. Административные наказания за совершение нескольких правонарушений назначаются в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ. В статье отмечается, что повторность совершения однородного правонарушения, запрещенного административным законодательством, превращает простой вид административного правонарушения в квалифицированный и, соответственно, относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность. Таким образом, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, в отличие от уголовного законодательства, не предусмотрена возможность сложения административных наказаний (полного или частичного). Наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблематики назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPOINTMENT OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS FOR COMMISSION OF SEVERAL ADMINISTRATIVE OFFENSES

At the present time is quite acute question of the fight against crime, including not remain without attention and an administrative offense. Due to the fact that their list is quite wide and diverse, it is necessary to take all possible measures to prevent and suppress the Commission of illegal acts. Prevention of administrative offenses occupies a special place among the elements of the system of combating them. At the same time, it is considered a phenomenon that has developed historically, inherent in any forms of any state at all stages of its development. In turn, the main task of any state is to prevent (deter) the number of crimes and administrative offenses, which in turn are the purpose of administrative and tort legislation. In most cases, we are faced with a person committing a single wrongful act, But it is not uncommon for a person to commit two or more offenses before or after bringing him to justice for the first. Accordingly, depending on the nature of the committed offenses, the administrative and legal assessment of the behavior of the subject changes significantly, since such situations indicate, as a rule, the anti-social orientation of the person’s thoughts, stable illegal views and habits and, all other things being equal, represent an increased public danger. Administrative penalties for committing several offenses are appointed in accordance with Art. 4.4 of the administrative Code. The article notes that the repetition of the Commission of a homogeneous offense prohibited by administrative law, turns a simple type of administrative offense into a qualified one, and accordingly refers to the circumstances aggravating administrative responsibility. Thus, the Code of administrative offences of the Russian Federation, unlike criminal legislation, does not provide for the possibility of adding administrative penalties (full or partial). Punishment is imposed for each offense separately. In this article, the author made an attempt of scientific analysis and critical understanding of the problems of administrative penalties for several administrative offenses.

Текст научной работы на тему «Особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений»

я

ТРИБУНА МОЛОДОГО

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

FEATURES OF APPOINTMENT OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS FOR COMMISSION OF SEVERAL ADMINISTRATIVE OFFENSES

УДК 342.9

Н.А. АХТАНИНА,

адъюнкт

(Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, Орёл) akhtanina@inbox.ru

NATALIA A. AKHTANINA,

Postgraduate

(Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia)

Аннотация: в настоящее время довольно остро стоит вопрос борьбы с преступностью, в том числе не остаются без внимания и административные правонарушения. В связи с тем, что их перечень достаточно широк и разнообразен, необходимо предпринимать все возможные меры, чтобы предупредить и пресечь совершение противоправных деяний. Предупреждение административных правонарушений занимает особое место среди элементов системы борьбы с ними. При этом оно считается явлением, сложившимся исторически, присущим в каких-либо формах любому государству на всех этапах его развития. В свою очередь, основной задачей любого государства выступает недопущение (сдерживание) количества преступлений и административных правонарушений, которые, в свою очередь, выступают целью административно-деликтного законодательства. В большинстве случаев мы сталкиваемся с совершением лицом единичного противоправного деяния, однако нередки случаи, когда лицо совершает два и более правонарушения до или после привлечения его к ответственности за первое. Соответственно, в зависимости от характера совершенных правонарушений существенно меняется административно-правовая оценка поведения субъекта, так как подобного рода ситуации свидетельствуют, как правило, об антисоциальной направленности помыслов лица, устойчивых противоправных взглядах и привычках и при всех прочих равных условиях представляют повышенную общественную опасность.

Административные наказания за совершение нескольких правонарушений назначаются в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ. В статье отмечается, что повторность совершения однородного правонарушения, запрещенного административным законодательством, превращает простой вид административного правонарушения в квалифицированный и, соответственно, относится к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.

Таким образом, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, в отличие от уголовного законодательства, не предусмотрена возможность сложения административных наказаний (полного или частичного). Наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности.

В статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблематики назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

Ключевые слова: административное наказание, несколько административных правонарушений, особенности наказания.

Для цитирования: Ахтанина Н.А. Особенности назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 2. С. 73-76.

2020' 2

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Abstract: at the present time is quite acute question of the fight against crime, including not remain without attention and an administrative offense. Due to the fact that their list is quite wide and diverse, it is necessary to take all possible measures to prevent and suppress the Commission of illegal acts. Prevention of administrative offenses occupies a special place among the elements of the system of combating them. At the same time, it is considered a phenomenon that has developed historically, inherent in any forms of any state at all stages of its development. In turn, the main task of any state is to prevent (deter) the number of crimes and administrative offenses, which in turn are the purpose of administrative and tort legislation. In most cases, we are faced with a person committing a single wrongful act, But it is not uncommon for a person to commit two or more offenses before or after bringing him to justice for the first. Accordingly, depending on the nature of the committed offenses, the administrative and legal assessment of the behavior of the subject changes significantly, since such situations indicate, as a rule, the anti-social orientation of the person's thoughts, stable illegal views and habits and, all other things being equal, represent an increased public danger.

Administrative penalties for committing several offenses are appointed in accordance with Art. 4.4 of the administrative Code. The article notes that the repetition of the Commission of a homogeneous offense prohibited by administrative law, turns a simple type of administrative offense into a qualified one, and accordingly refers to the circumstances aggravating administrative responsibility.

Thus, the Code of administrative offences of the Russian Federation, unlike criminal legislation, does not provide for the possibility of adding administrative penalties (full or partial). Punishment is imposed for each offense separately. In this article, the author made an attempt of scientific analysis and critical understanding of the problems of administrative penalties for several administrative offenses.

Keywords: administrative punishment, several administrative offenses, features of punishment.

For citation: Akhtanina N.A. Features of appointment of administrative punishments for Commission of several administrative offenses // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 2. P. 73-76.

Выявление фактов административных правонарушений происходит путем составления процессуальных протоколов. Их могут оформлять должностные лица и уполномоченные службы. Закон допускает следующие варианты рассмотрения дел при выявлении сразу нескольких проступков [1, с. 175]:

- за каждое выявленное нарушение составляется отдельный протокол, за исключением случаев, когда рассмотрение дел подведомственно одному должностному лицу или органу;

- если нарушения подведомственны разным органам или должностным лицам, назначение наказания будет проходить по самостоятельным процедурам;

- если проступки были совершены в рамках одного действия (бездействия), основная мера наказания определяется по наиболее строгой санкции - при этом к нарушителю могут одновременно применяться несколько дополнительных видов санкций.

Таким образом, назначение наказания будет зависеть сразу от нескольких факторов. Прежде всего учитывается характер нарушения.

Разнородные поступки, в рассмотрении которых участвуют разные органы и ведомства, не могут быть объединены для установления санкций.

Например, нарушение правил торговли и Правил дорожного движения Российской Федерации1 не могут рассматриваться в рамках одного дела, даже если совершены гражданином в один день. Напротив, если в результате одного дорожного инцидента были нарушены несколько норм ПДД, назначение наказания происходит в рамках одного дела (если каждое нарушение относится к компетенции суда или службы ГИБДД) [3, с. 175].

Перечни нарушений, выявленных у граждан или юридических лиц, указываются в содержании протоколов. Одновременно фиксируется противоправное действие или бездействие, послужившее основанием для составления протокола. От этих сведений будет зависеть возможность применения ст. 4.4 КоАП РФ, которая устанавливает правила ответственности за несколько административных проступков [4, с. 222].

Специальные правила ответственности за совершение нескольких проступков зафиксированы в КоАП РФ. Если каждый из видов нарушений относится к полномочиям одного органа (например, суда), санкции будут назначаться следующим образом:

- для основного вида наказания используется состав КоАП РФ с более строгой санкцией (например, если обе статьи предусматривают

1 Далее - ПДД.

ТРИБУНА

2020' 2

штраф, применяется состав с более высоким размером санкции);

- если один из составов КоАП РФ содержит наказание в виде предупреждения, будет применяться статья, в которой отсутствует указанная мера воздействия;

- сложение размеров штрафа или иных мер воздействия не допускается - если наибольшая санкция допускает штраф в сумме 3 000 руб., суд или должностное лицо не могут произвольно увеличить размер взыскания;

- при вынесении постановления суд либо иной орган должны указать полный перечень нарушений по КоАП РФ, даже если была назначена только одна санкция.

Перечисленные правила распространяются и на случаи назначения административного ареста. КоАП РФ допускает применять указанную санкцию на срок, не превышающий 15 суток (в исключительных случаях срок ареста может составлять до 30 суток). Если за каждый из проступков допускается назначение ареста, сложение сроков не допускается - нарушителю грозит не более 15/30 суток ограничения свободы. Обоснование выбора санкции будет указано в судебном акте.

В зависимости от состава основных санкций могут применяться сразу несколько дополнительных мер воздействия. Например, помимо штрафа на несколько правонарушений, суд может одновременно назначить лишение специального права и дисквалификацию. Использовать можно только те дополнительные санкции, которые прямо указаны в содержании статьи Особенной части КоАП РФ.

Если дела рассматриваются разными органами или должностными лицами, может происходить превышение максимальных размеров наказания. Например, арест может назначаться по двум разнородным статьям Особенной части КоАП РФ (нарушение ПДД и несоблюдение правил проведения митингов). Арест за такие нарушения может составить 15 суток (по первому составу) и 30 суток (по второму проступку). В такой ситуации нарушителю предстоит отбывать оба наказания по разным судебным постановлениям [2, с. 167].

Существуют определенные суждения в части влияния личности виновного на общественную опасность деяния, нельзя признать бесспорным довод о том, что общественная опасность деяния не зависит от количества его совершения.

Так, совершая первое деяние с признаками административного правонарушения, виновный посягает на конкретные общественные отношения, защищаемые административно-правовыми нормами. При совершении повторного деяния в период времени, когда лицо считается подвергнутым судом административному наказанию, виновный, наряду с непосредственным объектом своих противоправных действий, посягает также на общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения правонарушений судебным решением, на основании которого имеет специальную административную наказанность [5, с. 192].

Таким образом, повторность деяния может менять его юридическую природу ввиду наличия в повторном деянии дополнительного объекта преступного посягательства, которым в данном случае выступают общественные отношения, охраняющие интересы правосудия.

Согласно ст. 4.3 КоАП РФ повторность совершения административного деяния может выступать квалифицирующим признаком административного правонарушения либо выступает обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При применении административной преюдиции повторность деяния с признаками административного правонарушения служит основанием для его криминализации.

Предупреждение совершения преступлений лицом, подвергнутым административному наказанию, путем установления уголовной ответственности за повторные деяния с признаками административных правонарушений соответствует задачам уголовного закона, установленным в ст. 2 УК РФ. Вместе с тем находим, что излишняя строгость наказания за преступления, содержащие административную преюдицию, будет противоречить отраслевому принципу справедливости (ст. 6 УК РФ).

Литература

1. Административный процесс / В.В. Волкова [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. 175 с.

2. Губарева Т.И. Административный процесс: учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2015. 167 с.

3. КисинВ.Р., ПопугаевЮ.И. Этапы реализации административной ответственности и проблемы правового регулирования // Административное право и процесс. 2015. № 8. С. 25-32.

4. Декриминализация преступлений в сфере экономической деятельности: административная преюдиция в действии: монография / М.А. Лапина [и др.]. - Москва: Юстиция, 2016. 222 с.

5. Одоев О.С. Административная преюдиция в уголовном праве России и государств СНГ: монография. - Москва: Юриспруденция, 2018. 192 с.

480130315332

2020' 2

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

References

1. Administrativnyi protsess / V.V. Volkova [i dr.]. - Moskva: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2013. 175 s.

2. Gubareva T.I. Administrativnyi protsess: uchebnoe posobie. - Moskva: INFRA-M, 2015. 167 s.

3. Kisin V.R., Popugaev Yu.I. Etapy realizatsii administrativnoi otvetstvennosti i problemy pravovogo regulirovaniya // Administrativnoe pravo i protsess. 2015. № 8. S. 25-32.

4. Dekriminalizatsiya prestuplenii v sfere ekonomicheskoi deyatel'nosti: administrativnaya preyuditsiya v deistvii: monografiya / M.A. Lapina [i dr.]. - Moskva: Yustitsiya, 2016. 222 s.

5. Odoev O.S. Administrativnaya preyuditsiya v ugolovnom prave Rossii i gosudarstv SNG: monografiya. - Moskva: Yurisprudentsiya, 2018. 192 s.

(статья сдана в редакцию 24.04.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.