О.И. Алексеева
студентка В.В. Морозова
кандидат педагогических наук, доцент Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Особенности навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
со стертой дизартрией
Понятие «звукослоговая структура слова» у разных исследователей имеет свою специфику. Большинство ученых разделяют термин «звукослоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Данное разделение связанно с исследованиями такого ученого? как И.А. Сикорский [4], который условно классифицировал всех детей на «звуковых» и «слоговых».
Такое же разделение наблюдается в работах А.Н. Гвоздева [2]. В исследованиях Н.И. Жинкина [3] отмечается единство звуковой и слоговой структур. Во-первых, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Во-вторых, звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимная связь и зависимость звукового и слогового состава слова описана в изучении процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой [4].
Итак, в исследованиях ученых прослеживается тенденция перехода от раздробленного применения понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звукослоговая структура слова», которая является одним из важнейших показателей полноценного фонетического развития.
В настоящее время звукослоговая структура слова включает характеристику слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому изучение хода усвоения звукослоговой структуры слова рекомендуется рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.
В работах, связанных с исследованием особенностей звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией (З.Е. Агранович [1], Т.А. Титова [6], О.Д. Федосова [7] и др.) обнаруживается, что у детей отмечается недостаточная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речевая деятельность данного ребенка имеет следующие особенности:
- нечеткое, смазанное звукопроизношение;
- тихий, слабый голос, иногда резкий;
- нарушенный ритм дыхания;
- речевая деятельность теряет свою плавность;
- темп речи либо ускоренный либо замедленный.
8
Исходя из вышеизложенного, отметим что значимость данного вопроса для модернизации логопедической работы по коррекции звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.
Целью данного исследования стало выявление особенности навыка воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.
Для достижения данной цели был проведён констатирующий эксперимент, в котором принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
Методика диагностики включала в себя два раздела. Первый раздел - это исследование навыка воспроизведения звукослоговой структуры изолированного слова и состоял из пяти заданий. Второй раздел -изучение воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении.
Результаты исследования выявили следующие нарушения навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией:
- замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слов и предложений;
- искажения слоговой структуры слова при назывании картин, предложений, которые выражались в одной замене, перестановке, пропуске слога или буквы;
- грубые искажения слоговой структуры слов, предложений, в которых наблюдалось множество замен, перестановок или пропусков в одном слове.
В соответствии с полученными данными констатирующего эксперимента, были разработаны методические рекомендации по коррекции навыка воспроизведения звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также приведен разнообразный дидактический материал, который можно использовать в процессе работы.
Логопедическая работа по коррекции звукослоговой структуры слова должна включать в себя формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Кроме того, она предполагает соответствующий круг знаний об окружающем и соответствующий объем словарного запаса, вербальных умений и навыков, которые обязательно усваиваются детьми в данном возрасте.
Логопедическую работу можно разделить на два этапа: подготовительный и собственно коррекционный.
1. Подготовительный этап - работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель этого этапа: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, сформировать оптикопространственную ориентацию.
2. Собственно коррекционный этап - работа ведется на вербальном материале. Цель: непосредственная коррекция расстройства слоговой структуры слова у конкретного ребенка.
9
Работа по формированию звукослоговой структуры слов включается в структуру фронтальных и подгрупповых занятий как отдельный этап, а также проводится на индивидуальных занятиях:
• использование в работе игровых моментов и театрализаций;
• создание методических пособий и дидактического материала, помогающих в реализации поставленных задач (в т. ч. компьютерных игр-презентаций);
• тесное взаимодействие с другими специалистами ДОУ: воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физкультуре.
По заданию логопеда воспитатели проводят игры направленные на формирование звукослоговой структуры слов, закрепляют навыки фонематического анализа и звукопроизношения. На музыкальных занятиях формируется чувство ритма, ориентация в пространстве, координация движений. Физкультурные занятия также способствуют формированию пространственной ориентации и координации движений, укрепляют общий мышечный тонус.
Таким образом, коррекция звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией имеет первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 374 с.
3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Политиздат, 1982. - 250 с.
4. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1963. - 124 с.
5. Сикорский И.А. Развитие речи у детей. - Киев: Комиздат, 1999. - С. 28-36.
6. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 126 с.
7. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 28-34.
Л.В. Байловская, Т.В. Моисеева
учителя-логопеды В.А. Земскова
воспитатель
Детский сад комбинированного вида «Зелёный тополёк»,
г. Приморск, Ленинградская область
Вариативность реализации принципов построения развивающей среды в соответствии с образовательным стандартом для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время система дошкольного образования находится в переходном состоянии. Анализируя радикальные изменения, педагоги нашего ДОУ ищут пути реализации принципов построения развивающей среды.
Детство - это не этап подготовки к будущей жизни, а самоценный период наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических ка-
10