М1 класс М4 класс
Уровень адаптированности: А — удовлетворительный, Б — напряжение механизмов адаптации,
В — неудовлетворительный, Г — срыв адаптационных возможностей организма Рис. 3 — Распределение школьников, обучающихся в различных системах организации учебного дня, в зависимости от уровня биологической адаптации, %
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, показано, что количественная оценка здоровья детей на основании интегрального показателя индекса напряжения регуляторных систем механизмов адаптации является точным диагностическим критерием для оценки степени влияния факторов среды обитания на организм детского населения, так как доказаны изменения предлагаемого показателя количественной оценки здоровья детей при действии факторов антропогенной нагрузки, организации учебного процесса, программы обучения. Это диктует необходимость внедрения интегрального показателя, определяющего резервные возможности организма детей, в скрининговые показатели профилактических осмотров, а также его использования в качестве индикатора эффективности внедряемых профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детского населения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Проблемы гигиенической диагностики на современном этапе / Г. И. Сидоренко, М. П. Захарченко, В. Г. Маймулов, Е. Н. Кутепов. — Москва, 1995. — 195 с.
2. Баранов, А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 352 с.
3. Панков, Д. Д. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Д. Д. Панков, Е. С. Ковригина ; под ред. Д. Д. Панкова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 640 с.
4. Игишева, Л. Н. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях : методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев. — Кемерово, 2003. — 36 с.
546.76+547.3]-02:612.821.2-092.9
В. В. ТИХОНОВ, О. В. ШИРШОВ, А. А. ИСЕНГУЛОВА
ОСОБЕННОСТИ НАВИГАЦИОННОГО НАУЧЕНИЯ И ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ У КРЫС, ПЕРЕНЕСШИХ КОМБИНИРОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ БЕНЗОЛА И ХРОМА
Оренбургский государственный медицинский университет V. V. TIKHONOV, O. V. SHIRSHOV, A. A. ISENGULOVA
THE COMBINED EFFECT OF CHROMIUM AND BENZENE IN THE NAVIGATIONAL LEARNING, LONG-TERM SPATIAL MEMORY AND EXPLORATORY ACTIVITY OF RATS
Orenburg State Medical University
РЕЗЮМЕ. си на формирование пространственной карты, дол-
Изучали влияние длительного потребления воды говременную пространственную память в водном с повышенным содержанием бензола, хрома и их сме- лабиринте Морриса. Длительное действие бензола
приводит к ухудшению долговременной памяти, а при комбинированном воздействии с хромом ее не изменяет и не блокирует положительное влияние хрома на механизмы формирования пространственной карты.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БЕНЗОЛ, ХРОМ, ПАМЯТЬ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КАРТА.
SUMMARY.
Studied the effect of long-term consumption of water with a high content of benzene, chromium and mixtures thereof, the formation of the spatial map, in the long-term spatial memory Morris water maze. Long-term effects of benzene leads to long-term memory impairment, and the combined effect of chromium it does not change and does not block the positive effect of chromium on the mechanisms of formation of the spatial map.
KEY WORDS: BENZENE, CHROMIUM, MEMORY, THE SPATIAL MAP.
ВВЕДЕНИЕ.
Антропогенное загрязнение среды оказывает многофакторное влияние на организм. Совместное действие факторов техногенного загрязнения в условиях эксперимента позволяют изучить влияние среды на организм в условиях максимально приближенных к реальным. Центральная нервная система в наибольшей степени подвержена поражениям вредоносными факторами среды. Этим обусловлено использование в экологических исследованиях экспериментальных моделей поведения животных с целью изучения индуцированного загрязнения окружающей среды суммарных изменений функций нервной системы [2]. Ранее проведенные исследования установили потенцирующее влияние бензола на аккумулирование хрома в организме и более выраженные морфологические изменения в гипоталамусе на фоне их комбинированного воздействия [3].
ЦЕЛЬ настоящей работы состояла в изучении комбинированного воздействия хрома и бензола на навигационное научение, долговременную пространственную память.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.
В экспериментах использовались 86 крыс Вистер. Крыс разделили на 4 группы, содержащиеся на стандартном пищевом рационе. Первая группа — контрольные крысы (n — 21) — получала воду. Вторая
Тихонов Владимир Владимирович — старший преподаватель кафедры нормальной физиологии; тел. +79328410940; е-шаИ: к_ [email protected]
Ширшов Олег Валерьевич — к. м. н., доцент кафедры нормальной физиологии; тел. +79225372965; е-шаИ: [email protected] Исенгулова Айнагуль Акимкереевна — к. м. н., доцент кафедры нормальной физиологии; тел. +79123459398; е-mail: [email protected]
группа — крысы (п — 22) — получала бензол (0,6 мл на килограмм массы в сутки). Третья группа — крысы (п — 22) — получала бихромат калия (20 г на килограмм массы в сутки). Четвертая группа — крысы (п — 21) — получала смесь бихромата калия (20 г на килограмм массы в сутки) и бензола (0,6 мл на килограмм массы в сутки) [3]. Исследование навигационного научения и долговременной пространственной памяти осуществлялось в водном лабиринте Морриса — круглом бассейне диаметром 133 см и высотой 63 см. Бассейн заполнялся водой до высоты 35 см, температура воды — 25±1° С. В центре одного из четырех секторов бассейна устанавливалась прозрачная плексигласовая площадка размером 10х15 см на глубине 1,0 см от поверхности воды. Бассейн располагался в большой комнате с четко выделяемыми визуальными ориентирами вне бассейна. Кроме того, на стенках бассейна размещались рисунки геометрических фигур (квадраты, треугольники, круги). Мониторинг и регистрация плавательной активности осуществлялась с помощью компьютерной видеосистемы.
С 40 по 43 день эксперимента проводился тест с невидимой платформой. Ежедневно животными выполнялись шесть заплывов, каждый из нового сектора. Если крыса в течение 90 секунд не находила скрытую площадку, ее помещали на нее. Во всех случаях после заплыва животное 30 секунд находилось на площадке. Эффективность научения оценивалась по времени выхода на скрытую площадку. На 44 день эксперимента (после 4 дней обучения) проводились два теста — без площадки и с видимой площадкой. В тесте без площадки оценивались пространственные предпочтения целевого сектора после удаления из него площадки. Регистрировалось среднее время пребывания в каждом секторе за 45 секунд в двух заплывах. По правильности выполнения теста после первоначального обучения оценивалась эффективность консолидации пространственной карты. В тесте с видимой площадкой ее поверхность находилась на полтора сантиметра выше уровня воды. Регистрировалось среднее время выхода на нее за 2 заплыва. Данный тест использовался для оценки выраженности мотивации на поиск площадки, а также изменений функций зрительной сенсорной системы и локомоторного аппарата. На 85 день эксперимента для оценки эффективности долговременной пространственной памяти проводился тест с открытой площадкой, расположенной на старом месте. С 86 по 89 день осуществлялось переучивание, скрытая площадка помещалась в новый сектор бассейна. Дальнейшая процедура научения была идентична ранее использованной. На 90 день эксперимента повторно проводились тесты без площадки и с видимой площадкой.
Статистический анализ полиметрических данных осуществляли, оценивая генеральные эффекты вредных веществ, во влиянии на длительность обучения (ANOVA). Для сравнения показателей поведения крыс контрольной и экспериментальных групп использовался Post hock анализ (LSD-тест). Различия считали значимыми при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Использование двухфакторного анализа ANOVA позволило выявить влияние ежедневных тренировок на время нахождения скрытой платформы у крыс, получавших 40 дней бихромат калия (фактор «обучения»: F (3,120) = 42,4; р<0,05) или бензол (фактор «обучения»: F (123) = 33,46; р<0,05). Их комбинация (фактор «обучения»: F (3,120) = 41,327; р<0,05). Фактор «вещество» у животных всех экспериментальных групп не указывал значимого воздействия на время нахождения скрытой площадки. Оценка взаимодействия между факторами «обучение» и «вещество» продемонстрировала изменения навигационного научения под воздействием хрома. Post hock анализ показал, что у крыс, получавших хром 40 дней, среднее время нахождения скрытой платформы было достоверно меньше, чем у контрольных животных (р=0,03). Взаимодействие между факторами «обучение» и «вещество» не выявлено у крыс, получавших бензол. Изменения главного эффекта фактора «обучение», характеризующее формирование навигационного научения под воздействием фактора «вещество», выявили у крыс, получавших с питьевой водой смесь бензола и бихромата калия (р=0,03). Однако LSD-тест не выявил достоверных различий между средним временем нахождения платформы у контрольных и экспериментальных животных. Продолжительность пребывания в целевом секторе (испытание без платформы, 44 день) у крыс, получавших смесь, была значительно больше, чем у контрольных (р=0,004). У животных остальных экспериментальных групп достоверных различий с контролем не обнаружено. При LSD-тесте установлено, что на 80 день эксперимента среднее время нахождения скрытой платформы, расположенной на старом месте, у крыс, получавших бензол и смесь, достоверно больше, чем у контрольных животных (р=0,002) и (р=0,042) соответственно. У крыс, получавших хром, достоверных различий не выявлено. Изменение в расположении скрытой площадки вызывало значительное увеличение времени ее нахождения во всех группах животных. Как показал двухфак-торный анализ для повторных наблюдений ANOVA, после изменения положения площадки ежедневные тренировки оказывали влияние на время нахождения скрытой площадки у крыс, получавших хром (фактор «обучения»: F (3,123) = 46,24; р<0,05), бензол (фактор «обучения»: F (3,123) = 56,23; р<0,05) или смесь (фактор
«обучения»: Б (3,120) = 41,47; р<0,05), при происходящей перестройке фактор «вещество» у животных всех экспериментальных групп не оказал влияния на время нахождения платформы.
Ни для одной из экспериментальных групп взаимодействие между факторами «обучение» и «вещество» в тесте с новым положением скрытой площадки не установлено. Продолжительность пребывания в целевом секторе в тесте без платформы на 90 день эксперимента (после переучивания) у крыс, получавших смесь, была значительно больше по сравнению с контрольными (Ь8Б-тест; р=0,033). У животных, получавших бензол или хром, среднее время пребывания в целевом секторе достоверно не отличалось от такового у животных контрольной группы. В испытаниях с видимой платформой, проводившихся на 45 и 85 дни эксперимента, существенных различий по среднему времени выхода на площадку между животными экспериментальных и контрольной групп не выявлено. Комбинированное воздействие этих веществ существенным образом меняет характер их влияния на исследовательскую активность по сравнению с каждым из веществ в отдельности. Представленные данные свидетельствуют, что крысы, длительное время получавшие хром, лучше обучаются. При этом на консолидацию, долговременное хранение информации и на динамику переучивания длительный прием хрома не влияет. Хром, обладая нейротоксическим эффектом [4, 6], также не может улучшать функции ЦНС [3]. Данные морфологических исследований показывают высокую активность синтеза и секреции в крупноклеточных ядрах гипоталамуса крыс, получавших хром [3]. Учитывая влияние гормонов нейрогипофиза на все этапы восприятия и хранения информации, можно предположить, что улучшение навигационного научения у крыс, получавших хром, связано с вызываемым им повышением секреторной активности нейрогипофиза [2]. Бензол — ксенобиотик с выраженным гемо-, иммуно- и генотоксическим эффектом [5]. Характер хронического нейротоксического влияния бензола остается малоизученным [5]. Согласно полученным результатам при хроническом воздействии бензола снижается эффективность долговременной памяти. Морфологические изменения, возникающие при длительном воздействии бензола, идентичны тем, что наблюдаются на фоне потребления хрома [1]. Однако наши данные демонстрируют принципиальное различие функциональной реализации эффектов бензола и хрома на уровне поведения. Видимо, влияние бензола и хрома на гипоталамо-гипофизарную систему имеет тонкие нейрохимические отличия, требующие дальнейшего изучения. При оценке комбинированного воздействия хрома и бензола следует отметить разнона-правленность изменений параметров пространствен-
ной памяти. С одной стороны, у животных, получавших смесь, повышается эффективность консолидации как при первичном обучении, так и при переучивании, с другой стороны, ухудшает способность длительно хранить информацию. Сопоставляя характер влияний на пространственную память бензола, хрома и их комбинации, можно предположить, что отрицательное действие бензола реализуется независимо от механизма положительного влияния хрома.
Длительное потребление воды с повышенным содержанием хрома оказывает положительное влияние на навигационное научение. Хроническое нейротокси-ческое действие бензола характеризуется нарушением долговременного хранения информации, при комбинированном его воздействии с хромом не изменяется и не блокирует реализацию положительного влияния последнего на процесс навигационного научения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зигель, Х. Некоторые вопросы токсичности ионов металлов / Х. Зигель, А. Зигель. — М. : Мир,
1993, — 368 с.
2. Кокаева, Ф. Ф. Поведенческий мониторинг: Концепция и методы / Ф. Ф. Кокаева. — М. : Витас-К, 2005. — 72 с.
3. Утенин, В. В. Гигиеническая характеристика хрома и бензола и морфофункциональные аспекты их воздействия на организм в условиях эксперимента : автореф. дис. ... канд. мед. наук / В. В. Уте-нин. — Оренбург, 2002.
4. Edelman, G. The remembered Present: A Biological Theary of Consciousness / G. Edelman. — Basic Books. 1989.
5. Khanam, R. Effect of chronic chromium picolinate in animal models of anxiety and memory / Khanam R., Pillai K. K. // Fundam. Clin. Pharmacol. — 2007. — Vol. 21. — P. 531-534.
6. Quinteros, F. A. In vivo and in vitro effects of chromium VI on anterior pituitary hormone release and cell viability / Quinteros F. A., Poliandri A. H., Machiavelli 1.1. [et al.]. // Toxicol Appl. Pharmacol. — 2007. — Vol. 218. — N. 1. — P. 79-87.
МОРФОЛОГИЯ
УДК: 616.756.26-089.844:612.76
А. В. ЧЕРНЫХ, Е. И. ЗАКУРДАЕВ, М. П. ЗАКУРДАЕВА
К ВОПРОСУ О ВАРИАНТНОЙ АНАТОМИИ МЕЖРЕБЕРНЫХ НЕРВОВ В ЧРЕВНОЙ ОБЛАСТИ ПЕРЕДНЕЙ БРЮШНОЙ СТЕНКИ
Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко A. V. CHERNYH, E. I. ZAKURDAEV, M. P. ZAKURDAEVA
TO THE QUESTION OF VARIANT ANATOMY OF THE INTERCOSTAL NERVES IN MESOGASTRIC REGION OF ANTERIOR ABDOMINAL WALL
Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko
РЕЗЮМЕ.
В данном исследовании в чревной области передней брюшной стенки было выявлено от 1 до 4 пар межреберных нервов. У лиц женского пола достоверно чаще встречалось 2 пары межреберных нервов (71%), тогда как у лиц мужского пола статистически значимых различий не установлено. Межреберные нервы проникали в прямые мышцы живота чаще всего через их наружные края (52%), несколько реже — со стороны их задней поверх-
Черных Александр Васильевич — д. м. н., профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии с топографической анатомией; тел. 8 (473) 253-10-70; e-mail: [email protected] Закурдаев Евгений Иванович — к. м. н., ассистент кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией; тел. 8 (951) 56643-61; e-mail: [email protected]
Закурдаева Марина Петровна — студентка лечебного факультета; тел. 8 (951) 868-83-39; e-mail: [email protected]
ности (39%). У лиц мужского пола значительно чаще наблюдался боковой вариант проникновения межреберных нервов в прямые мышцы живота (60%), а у лиц женского пола статистически значимых различий не выявлено. Для снижения риска интраоперационной травматиза-ции межреберных нервов определены уровни их проникновения в толщу прямых мышц живота. Установлено, что расстояние от нижнего края реберной дуги до точки проникновения межреберных нервов в прямые мышцы живота достоверно больше у лиц женского пола. Расстояние от наружного края прямой мышцы живота до точки проникновения межреберных нервов в мышечную толщу значительно больше у лиц мужского пола.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПУПОЧНАЯ ГРЫЖА, ЗАДНЯЯ СЕПАРАЦИОННАЯ ГЕРНИОПЛАСТИКА, МЕЖРЕБЕРНЫЕ НЕРВЫ, ХРОНИЧЕСКИЙ БОЛЕВОЙ СИНДРОМ.