Научная статья на тему 'Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития'

Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4195
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задержка психического развития / эмоционально-волевая сфера / подростки. / mental retardation / emotional-volitional sphere / adolescents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамухаметова Зульфия Рашитовна

В статье описаны результаты исследования, проведенного с целью изучения клинической структуры нарушений эмоционально-волевой сферы у группы подростков с установленным диагнозом задержка психического развития (ЗПР), учащихся одной из коррекционных школ г. Тюмени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL-MILITARY SPHERE VIOLATIONS OF ADOLESCENTS WITH MENTAL DEVELOPMENT PROBLEMS

The article describes the results conducted to study the clinical structure of the emotional-volitional sphere disorders in a group of adolescents with an established diagnosis of mental development problems students in one of the correctional schools in Tyumen.

Текст научной работы на тему «Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы подростков с задержкой психического развития»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Шамухаметова Зульфия Рашитовна.

Россия, г. Тюмень, ГБУЗ ТО «ОКБ № 2» детская поликлиника, логопед, Shamuhametova@yandex.ru.

Аннотация. В статье описаны результаты исследования, проведенного с целью изучения клинической структуры нарушений эмоционально-волевой сферы у группы подростков с установленным диагнозом задержка психического развития (ЗПР), учащихся одной из коррекционных школ г. Тюмени.

Ключевые слова: задержка психического развития, эмоционально -волевая сфера, подростки.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL-MILITARY SPHERE VIOLATIONS OF

ADOLESCENTS WITH MENTAL DEVELOPMENT PROBLEMS

Shamuhametova Zulfiya Rashitovna.

Russia, Tyumen, «Regional Clinic Hospital № 2» Children's Clinic, Speech Therapist, Shamuhametova@yandex.ru.

Abstract. The article describes the results conducted to study the clinical structure of the emotional-volitional sphere disorders in a group of adolescents with an established diagnosis of mental development problems students in one of the correctional schools in Tyumen.

Key words: mental retardation, emotional-volitional sphere, adolescents.

Актуальность заявленной проблемы такова, что распространенность состояний психического недоразвития, многократно превышает все прочие виды нервно-психической патологии в детском возрасте. Распространенность задержек психического развития среди детского населения составляет 8-10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития ребенка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др. Характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т. п. Особенно ярко проявляется в начале школьного обучения. В отличие от олигофрении задержка психического развития носит временный характер и корригируется в условиях специального обучения [1].

Одной из важных характеристик личности ребёнка с ЗПР является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У детей с ЗПР наличие в эмоциональной сфере грубых изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств ребёнка с ЗПР, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, дети с ЗПР на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Развитие психики - это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1].

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

Н.Л. Коломинский отмечает, что «ребенок с задержкой психического развития пассивен в игре, она для него не становится, как для нормального школьника, моделью приобретения социального опыта» [2].

Это объясняется тем, что у таких детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка с ЗПР не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

Для эмоциональной сферы ребёнка с ЗПР характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» [1]. То есть, переживания детей с ЗПР примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Кроме того, у детей с ЗПР часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий. Слабость мысли, интеллекта и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Массовые обследования неуспевающих учащихся общеобразовательных школ показали, что около половины составляют дети с ЗПР. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще - в различных формах нарушения поведения.

По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы, приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.

Таким образом, нарушение эмоциональной-волевой сферы у детей с задержкой умственного развития является важным критерием в постановке диагноза и в подходе к коррекции больных. Необходимо понимать, что не только отставание умственной деятельности определяет патогенез и клинические проявления заболевания, но и задержка развития таких сфер как эмоции и воля также есть важное звено в течении болезни.

Целью проведенного исследования было изучить клиническую структуру нарушений эмоционально-волевой сферы у подростков с ЗПР.

Объект исследования: группа детей с подтвержденным диагнозом ЗПР из 12 человек, возрастом от 12-15 лет, состоящая 6 девочек и 6 мальчиков. Учащиеся коррекционного класса, в одной из школ г. Тюмени.

В результате наблюдения за подростками было выявлено, что дети по поведению очень четко делятся на 2 группы: крайне активных и мало активных. У всех была замечена быстрая смена настроения, заинтересованности и внимания, легкая внушаемость.

Результаты диагностики с помощью теста на выявление агрессивности Б. Басса и Р. Дарки показали, что высокий уровень агрессивности имеют 16% протестированных подростков, средний 75% и низкий 8%.(рис. 1).

Уровень агрессивности 8% 16%

Высокий уровень Средний уровень

75%

Рис. 1. Результаты изучения уровня агрессивности

75% детей проявляют агрессию в виде бранных и обидных слов, 50% используют физическую силу в конфликте, 33% вымещают агрессию на окружающие предметы, 8% ощущают чувство неприязни и отвращения в конфликтной ситуации и 16% внешне не проявляют ярких эмоций, переносят всю ситуацию внутри (рис. 2). Большинство подростков имеют хорошую адаптивность к конфликтным ситуациям. Исследуемые с высоким уровнем агрессивности, в семье имеют неблагоприятную психо-социальную среду. Дети с низким уровнем агрессии заметно отстают в эмоциональном развитии от сверстников.

16%

33%

Проявление агрессии

75%

Вербальная агрессия Физическая агрессия Предметная агрессия Внутрення агрессия

50%

Рис. 2. Результаты изучения проявлений агрессии подростками

Диагностика с помощью проективного теста «Несуществующее животное» показала, что 33% исследуемых проявляют явную агрессивность в своих рисунках (изображали зубы, когти, шипы и агрессивное описание), 16% -эмоциональную лабильность, 16% - тревожность, остальные 45% - низкую творческую направленность (изображали существующих животных). То есть, большинство подростков выражают агрессивность в рисунках, так как в реальной жизни часто сдерживают ее (рис.3).

Проявлений эмоций на рисунках

■ Агрессивность

■ Эмоциональная лабильность

■ Тревожность

■ Низкая творческая направленность

Рис. 3. Результаты изучения проявлений эмоций на рисунках

Кроме того результаты исследования показали, что большинство подростков, то есть 75% показали эмоциональное отставание от сверстников (рис. 4).

■ эмоциональное оставание

■ нормальное эмоциональное развитие

Рис. 4. Результаты изучения отставания подростков от сверстников

При диагностике с использованием цветового теста Люшера у всех испытуемых было выявлено сниженное настроение или легкая депрессия, 25% находятся в стрессовом состоянии, 25% испытывают тревогу, остальные 50% ощущают неудовлетворенность (рис. 5). Депрессивные состояния связаны с легкой внушаемостью и в силу этого сильным влиянием внешних факторов.

Настроение подростков

■ Стрессовое состояние

■ Тревога

■ Неудовлетворенность

Рис. 5. Результаты изучения настроения подростков

В ходе беседы с детьми выяснились основные фобии. Самой распространённой является боязнь потерять близких людей, ею страдают 50% детей. Утонуть боятся 29% ребенка, 14% боятся темноты, по 7% боятся грызунов, страшных историй, Бога, взросления. Один ребенок сказал, что у него нет страхов и выражал полное отсутствие интереса к беседе и ко всему происходящему (рис. 6). Боязнь потерять близких людей связана с неблагоприятной психосоциальной средой внутри семьи большинства подростков. Аквафобия связана с неустойчивым эмоциональным фонов. Страх перед темнотой обусловлен боязнью перед всем неизвестным и сильной внушаемостью (в темноте бояться приведений).

■ Боязнь потерять близких

■ Боязнь утонуть

■ Боязнь темноты

■ Прочее

Рис. 6. Результаты изучения страхов

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

В подростковом возрасте дети уже должны начинать самоопределяться, концентрироваться на собственных интересах, иметь собственное мнение. У исследуемых детей данные аспекты развиты слабо, были выявлены легкая внушаемость, присутствие страхов, низкая дифференцировка эмоций, уровень которой соответствует младшему школьному возрасту. Уровень агрессивности у основной массы детей и ее проявление соответствует их возрасту. Депрессивные состояния связаны с легкой внушаемостью и, в силу этого, сильным влиянием внешних факторов. Страхи связаны со стрессовыми состояниями, которым дети легко подвержены.

То есть, развитие эмоционально-волевой сферы у детей ЗПР идет дисгармонично. Из беседы с педагогом удалось выяснить, что у части детей отставание этой сферы преобладает над проявлениями сниженного интеллекта.

Библиографический список.

1. Артеменко О.Н., Перепелица С.Ю. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития. Москва: Просвещение, 2012. - 273 с.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. Москва: Наука, 1976.

285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.