Научная статья на тему 'Особенности направленности личности студентов-волонтеров'

Особенности направленности личности студентов-волонтеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
488
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСКАЯ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITIES / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ORIENTATION OF THE PERSONALITY / ДОМИНИРУЮЩАЯ ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / DOMINANT PERSONAL ORIENTATION / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / EMOTIONAL ORIENTATION OF THE PERSON / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинова Инна Михайловна, Краснова Светлана Николаевна

В статье представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования направленности личности студентов, занимающихся волонтёрской деятельностью и не участвующих в ней. Представлены данные, иллюстрирующие как общевозрастные, так и специфические особенности направленности личности студентов-волонтёров. Достоверно подтверждено преобладание у студентов-волонтёров гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией, высоких уровней развития коммуникативного, альтруистического и практического типов эмоциональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зинова Инна Михайловна, Краснова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONALITY ORIENTATION OF STUDENTS-VOLUNTEERS

The article presents a comparative analysis of the empirical study results of the personality orientation of students engaged in volunteer activities and not involved in it. The authors presented the data illustrating both age and specific features of the personality orientation of students-volunteers. The prevalence of humanistic orientation among volunteer students with altruistic accentuation, high level of development of communicative, altruistic and practical types of emotional orientation is confirmed.

Текст научной работы на тему «Особенности направленности личности студентов-волонтеров»

Питер, 2009.

7. Щербатых Ю.В. Психология стресса популярная энциклопедия. - М.: Изд-во. «Эксмо», 2008.

8. https://psyera.ru/ Методы арт терапии

9. http://www.nedug.ru/ пять основных принципов защиты от стресса Т.И. Грековой

10. https://studfiles.net// Общие подходы к нейтрализации стресса Д.Вольпе

Зинова И.М., Краснова С.Н.

особенности направленности личности студентов-волонтёров

На современном этапе развития российского общества волонтёрская (добровольческая) деятельность получает все большее распространение как социальное явление, обладающее огромным потенциалом воспитания, развития и социализации молодежи, как действенное средство решение социальных проблем и формирования гражданского общества.

Под добровольческой или волонтёрской деятельностью принято понимать широкий круг деятельности лица или группы лиц, направленный на оказание помощи в решении актуальных социальных, экономических, экологических, правовых, психолого-педагогических и иных проблем на безвозмездной основе и на благо широкой общественности.

В последние десятилетия феномен волонтёрства стал объектом пристального внимания исследователей и практиков из разных областей знания.

Особенно много зарубежных и отечественных исследований посвящено рассмотрению добровольческой деятельности как социального и педагогического феномена, как средства решения различных социально-педагогических задач (Е.В.Акимова, Ж.Г.Атаянц, Э.Д.Ахметгалеев, Е.В. Богданова, Л.В. Болотова, В.Г. Бочарова, Л.В. Вандышева, А.В. Волохов, Т.П. Гаврилова, И.Н. Григорьев, Н.В.Дементьева, С.Г.Екимова, Л. К. Иванова, С. Кенни, Л. С. Кириллова, Л. Ф.Козодаева, Л.П. Конвисарева, Р. Корнюэлль, В.А. Кудинов, Л.А. Кудринская, Р.М. Куличенко, Е.И Леонова, Н.В. Маковей, М.Р. Мирошкина, О.В. Митрохина, В.В. Митрофаненко, А.В. Моров, Н.С. Морова, Л.Е Никитина, Н.А. Новикова, Г.В. Оленина, Ю.В. Паршина,

О.в. решетников, И.Н. руклинская, Л.Е. Сикорская, Н.Ю. Слабжанин, С.в. Тетерский, И.И. Фришман, Л.в. Хулин, Н.в. черепанова, С.г. чухин и др.). Исследователи единодушно отмечают, что волонтёрство обладает богатыми возможностями социализации и воспитания молодого поколения.

в данных работах изучаются разные аспекты добровольческой деятельности: педагогический потенциал волонтёрства, особенно в среде студенческой молодежи, педагогические условия подготовки детей и молодежи к волонтерской деятельности, направления работы детских и молодежных общественных организаций, социально-культурные и социально-педагогические условия формирования гражданской активности и нравственных качеств молодежи в процесс волонтерской деятельности. волонтёрство рассматривается как составляющая системы подготовки студентов высшей школы к профессиональной деятельности, формирования профессиональной направленности личности, как средство развития толерантности, социальной активности и социальной инициативности у детей и молодежи, гуманизма и духовности, профилактики девиантного поведения и т.п.

возрастает количество исследований, посвященных психологии волонтёрской деятельности. Так, изучались психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности (Е.С.Азарова, М.С. Яницкий, А.Б. Бархаев), моти-вация волонтёров (У.П. косова, Л.А. кудринская, Ю.в. Паршина), психологиче-ская готовность к волонтёрской деятельности (А.А. Шагурова), самореализация личности в добровольческой деятельности (А.Н. капустина, Н.А. Потапова), особенности личности волонтёра (Е.в. Гришунина, Е.Н. Пятакова; в.И. Долгова; Н.П. Куникина; И.Н. Логвинов, М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова) и другие психологические аспекты волонтёрства (Т.О. Арчакова; О.В. Гулевич, И.А. Шевелева, А.А. Фомичев; Е.А. Лебедева; В.С. Коннова, П.С. Мисник и др.).

Несмотря на большое количество работ, выполненных в данном направлении, проблема направленности личности студентов, занимающихся волонтёрской деятельностью, не была предметом самостоятельного исследования. Отдельные аспекты данной проблемы рассмотрены в работах Е.С. Азаровой, Л.Н. Антилого-вой, Л.И. Анцыферовой, О.В. Бубновской, Ю.С. Черкасовой, Л.Е. Никитиной, Н.А. Потаповой, Ю.П. Прокопьевой, М.М. Прокопьевой, Л.Е. Сикорской и др.

Исходя из вышеизложенного, мы решили продолжить имеющиеся исследования по проблеме направленности личности волонтёров, а именно: изучить типы направленности личности и ценностные ориентации студентов-волонтёров. Полученные данные могут быть полезны в реализации воспитательно-развивающего потенциала волонтёрства и привлечении студентов к непосредственному участию в добровольческой деятельности.

Направленность личности, несмотря на различие её трактовок в разных концептуальных подходах, выделяется в качестве ведущего компонента структуры личности, её системообразующего фактора, стержневого свойства, определяющего сознание и поведение человека, динамику его развития как социального и духовного существа, именно в этом свойстве выражаются цели, основополагаю-

щие ценности и мотивы личности, ее отношение к другим людям, к обществу, к самому себе (Б. Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и

др.).

Направленность всегда обусловлена социальным фактором, то есть формируется в процессе обучения и воспитания, и проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности: семейной, профессиональной, общественной и т.п. Направленность личности, по мнению отечественных психологов, является одним из основных новообразований юношеского возраста (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, Д.И. Фельдштейн). Именно в период юности происходит становление активной жизненной позиции, формируется «внутренняя позиция», самоопределение, формирование убеждений и ценностей.

По нашему мнению, волонтёрство как гуманная сфера деятельности способствует развитию различных форм направленности личности в юношеском возрасте: ценностных ориентаций, альтруистических мотивов, склонностей, интересов, мировоззрению, идеалов и убеждений личности. То есть, волонтёрство может выступать как средство и условие изменения, развития и преобразования направленности личности студента. А с другой стороны, некоторые особенности направленности личности сами могут выступать в качестве психологических детерминант поведения и побуждать студентов к участию в волонтёрской деятельности и проявлению себя в ней.

Целью нашего исследования стало изучение ценностных ориентаций и типов направленности личности студентов, занимающихся волонтёрской деятельностью в сравнении с данными феноменами у студентов, не участвующих в волонтёрстве.

В исследовании были задействованы 100 студентов Бирского филиала Башкирского государственного университета, из которых были сформированы две группы. Экспериментальную группу составили 50 студентов, занимающихся волонтёрской деятельностью более одного года, а контрольную группу -50 студентов, не занимающихся волонтёрской деятельностью. Изучение направленности личности студентов осуществлялось с помощью методик: «Методика определения доминирующей личностной направленности» (модифицированный О.В. Лишиным вариант разработанного И.Д. Егорычевой стандартизированного интервью), «Методика исследования эмоциональной направленности личности» (анкета Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для подтверждения выявленных различий в направленности личности между двумя выборками был использован непараметрический и-критерий Манна-Уитни.

По итогам эмпирического исследования были получены фактические данные, иллюстрирующие как общевозрастные, характерные для юношеского возраста, так и специфические особенности направленности личности студентов-волонтёров в сравнении со студентами, не занимающимся добровольческой деятельностью.

Изучение доминирующего типа направленности личности показало, что

большая часть всех исследуемых студентов имеет «гуманистическую направленность с альтруистической и индивидуалистической акцентуациями». А наименее представленными в обеих изучаемых группах оказались «эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией» (13% обычных студентов и 10% волонтёров), «гуманистическая направленность с неопределённой акцентуацией» (6% студентов и 3% студентов-волонтёров), «эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией» (4% студентов и 3% студентов-волонтёров).

Яркие отличия проявились в том, что почти у половины группы студентов-волонтёров доминирующим типом направленности личности стала «гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией» (49 % студентов), что говорит о выраженной потребности данных студентов отдавать, делиться, содействовать, помогать. Полученные нами данные согласуются с результатами ряда отечественных исследований. Так, Е.С. Азарова, М.С Яницкий в своей работе отмечают, что преобладание альтруистических ценностей у волонтёров прослеживается при изучении терминальных ценностей и в результатах диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере [1], [2] .

Ю.П. Прокопьева и М.М. Прокопьева в исследовании мотивации студентов-волонтёров выявили, что альтруизм, как бескорыстное желание служения людям, занимает наивысшую ступень наряду с мотивацией самореализации и получения новых навыков [3]. Л.Е. Сикорская при изучении ценностно-смысловых детерминант волонтёрской деятельности также выделяет ряд ценностных ориентаций, которые имеют альтруистическую направленность [4].

У студентов, не занимающихся волонтёрской деятельность, наиболее выраженной оказалась гуманистическая направленность с индивидуальной акцентуацией (62% студентов). Это значит, что наиболее ценным для данных студентов являются его собственные проблемы и интересы, взгляды, хотя и окружающие при этом не игнорируются, но их ценности ниже по сравнению с собственными. Стоит отметить, что данный тип присущ отчасти и студентам-волонтёрам, но его представленность в группе гораздо ниже (21 % студентов).

Эти данные соотносятся с результатами изучения направленности личности юношеского возраста, полученные Н.Ю. Спиридоновой в диссертационной работе. В ее исследовании было выявлено, что наиболее распространенный тип направленности личности у современных юношей и девушек - гуманистический с индивидуалистической акцентуацией [5].

С целью установления достоверных различий в типах направленности личности у студентов экспериментальной и контрольной групп применен непараметрический критерий Манна-Уитни. выявлено, что студенты экспериментальной группы достоверно превосходят студентов контрольной группы по преобладанию гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией (Шмп = 908). Можно предположить, что это связано с их участием в общественно полезных мероприятиях. По другим типам направленности личности между

группами испытуемых не выявлено статистически значимых различий.

Следующим аспектом нашего исследования стало изучение эмоциональной направленности личности студентов. Согласно Б.И. Додонову, эмоциональная направленность личности - это направленность на получение определенных эмоций; предпочтение, значимость тех или иных эмоций для человека, которые представляют для него определенную ценность [6]. Интересный факт отмечен в работе Т.О. Арчаковой, где по результатам исследования было выявлено, что для молодёжи важен эмоциональный аспект волонтёрской деятельности, то есть возможность получения положительных эмоций [7].

Проведенное нами исследование эмоциональной направленности личности (далее ЭНЛ) студентов показало, что ведущими в обеих группах являются коммуникативный, альтруистический и праксический типы направленности личности. Наименее представлена в обеих изучаемых группах студентов акизитивная эмоциональная направленность. Однако были выявлены отличия в степени выраженности данных типов у студентов экспериментальной и контрольной групп.

Все типы эмоциональной направленности личности мы распределили на три группы по степени представленности их у участников исследования - «преобладающие», «средне представленные», «наименее представленные» типы ЭНЛ.

Группу «преобладающие типы ЭНЛ» составили: коммуникативная (студенты - 6,1, волонтёры - 7,9), альтруистическая (студенты - 6,4, волонтёры - 8,2) и праксическая (студенты - 6,2, волонтёры - 8,1) типы эмоциональной направленности. Мы видим, что средние значения по всем трём типам ЭНЛ выше у студентов-волонтёров.

Большинство студентов-волонтёров имеют высокий уровень выраженности коммуникативной (63,3 %), альтруистической (57,6 %) и праксической (54,7 %) ЭНЛ. У студентов, не занимающихся добровольческой деятельностью, преобладает средний уровень коммуникативной (54,3 %), романтической (54,3 %) и праксической (50,0%) эмоциональной направленности.

В группу «средне представленные типы ЭНЛ» вошли романтическая (студенты - 6,2, волонтёры - 6,6), эстетическая (студенты - 5,5, волонтёры - 6,6), гедонистическая (студенты - 5,8, волонтёры - 6,1), гностическая (студенты - 5,8, волонтёры - 6,1), пугническая (студенты - 6,4, волонтёры - 5,7) и глорическая (студенты - 5,9, волонтёры - 5,7) ЭНЛ.

Данные типы направленности представлены средним уровнем выраженности и имеют следующие средние значения: романтические (студенты - 65,2 %, волонтёры - 63,3 %), эстетические (студенты - 64,6 %, волонтёры - 59,7 %), гедонистические (студенты - 61 %, волонтёры - 51,1 %), гностические (студенты -68,9 %, волонтёры - 64,7 %) и пугнические (студенты - 66,5 %, волонтёры - 63,3 %) переживания имеют большую ценность для обычных студентов, а глориче-ские - для волонтёров (студенты - 56,7%, волонтёры - 66,2 %).

Группу «наименее выраженные типы ЭНЛ» представила акизитивная

ЭНЛ, которая не является значимой для большинства испытуемых обеих групп (студенты - 3,7, волонтёры - 4,6) ЭНЛ.

Для половины студентов (52,4 %) и трети волонтёров (33,1 %) эмоциональная потребность в приобретении вещей, выходящих за пределы необходимости, в накопительстве выражена баллами от 0 до 3.

Вычисление и-критерия Манна-Уитни позволило выявить статистически значимые различия по трём типам эмоциональной направленности личности: коммуникативная (Шмп =904), альтруистическая(Шмп =934), праксическая (иэмп =928) между исследуемыми группами студентов. По остальным типам направленности достоверных различий не было выявлено. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что для студентов-волонтёров источником наиболее ценных эмоций являются: общение с другими людьми, помощь другим (альтруистическое поведение) и активная общественная деятельность.

Исследование ценностных ориентаций у студентов показало, что в структуре значимых терминальных ценностей в обеих группах доминируют: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «свобода», «материальный успех». Похожие данные получены в исследованиях О.В. Бубновской, Ю.С. Черкасовой, где наивысшие ранги получили такие жизненные сферы как: здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, свобода, любовь [8, 9].

У волонтёров, наряду с данными ценностями высокие ранги получили ценности признания окружающих, помощи и служения людям, чувства удовольствия.

Наиболее низкие ранги у всех испытуемых заняли ценности «красота природы и искусства», «продуктивная жизнь» и «творчество».

для студентов экспериментальной группы приоритетными инструментальными ценностями являются: дружелюбие» (88%), «честность» (84%), «патриотизм» (83%), «совесть» (82%), «мужественность» (80%), «ответственность» (72%), «порядочность» (53%), «бескорыстие» (53%), «милосердие» (44%) и «толерантность» (43%).

У студентов контрольной группы наблюдается следующая иерархия ценностей: «дружелюбие» (90%), «патриотизм» (85%), «мужественность» (83%), «честность» (85%), «совесть» (80%), «ответственность» (70%), «порядочность» (50%), «бескорыстие» (50%), «милосердие» (45%) и «толерантность» (40%).

Вычисление и-критерия Манна-Уитни не выявило статистически значимых различий в терминальных и инструментальных ценностях между изучаемыми группами студентов.

Таким образом, проведенный анализ эмпирического исследования направленности личности студентов позволил сделать нижеследующие обобщения.

1. Общетипичными для студентов обеих изучаемых групп являются: доминирование гуманистической направленности с альтруистической и индивидуалистической акцентуациями; высокие показатели коммуникативной, альтруистической и праксической эмоциональной направленности личности; преобладание

таких ценностных ориентаций, как «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «свобода», «материальный успех». Можно сказать, что указанные особенности направленности личности являются характерными для юношеского возраста.

2. Студенты-волонтёры отличаются от студентов, не занимающихся добровольческой деятельностью достоверно выраженным преобладанием гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией (у студентов - не волонтеров наиболее представлена гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией) и более высоким уровнем выраженности коммуникативного, альтруистического и праксического типов эмоциональной направленности.

Полученные данные, с одной стороны, могут говорить о том, что в во-лонтёрство идут студенты с определенными типами направленности личности, имеющие определенную структуру эмоциональной направленности. С другой стороны, волонтёрская работа сама может выступать как фактор формирования направленности личности студентов - будущих профессионалов, определяющих дальнейшее развитие нашей страны.

Исследовательскую работу планируется продолжить и осуществить более детальный анализ направленности личности студентов - волонтёров, определить, что в направленности личности волонтёров является изначально заданным, а что приобретается под влиянием добровольческой деятельности. Также с целью подтверждения данных планируется проведение исследования на выборке с большим количеством студентов. Отдельной задачей выделяем разработку рекомендаций с учётом полученных данных по психолого-педагогическому сопровождению студентов как на этапе отбора и вовлечения в волонтёрскую работу, так в процессе её осуществления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. С. Азарова; Кемер. гос. унив-т. Кемерово, 2008. 20 с.

2. Азарова Е.С, Яницкий М.С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120-126.

3. Прокопьева Ю. П., Прокопьева, М. М. Мотивация волонтерской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 31-34. URL: http://e-koncept.ru/2017/770019.htm.

4. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: автореф. дис.... д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Л. Е. Сикорская; Елецкий гос. унив-т имени И. А. Бунина. Елец,

2011. 42 с.

5. Спиридонова Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Н.Ю. Спиридонова. Москва, 2011. 206 с.

6. Арчакова Т.О. Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества URL: http://psypress.ru/articles/24798.shtml.

7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.

8. Бубновская О.В. Исследование взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций студентов // Система ценностей современного общества. Новосибирск, 2012. № 25. С. 168-173.

9. Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере центар волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 228-233. URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13287

современные технологии обучения

Кизилов А. С.

проект «форт» как система межкультурных коммуникаций

Важным и, можно сказать, решающим фактором в воспитании у граждан патриотического стержня является фактическое достижение реальных результатов в вопросах возрождения исторических знаковых мест непосредственно в их родном городе. Именно фактическое, а не медийное воплощение былых чаяний жителей города вызывает у людей чувство искренней гордости за свою Родину. Сочи - один из наиболее многонациональных городов Российской Федерации, и воспитание у горожан и тем более у подрастающего поколения чувства межэтнической консолидации является залогом дальнейшего развития нашего региона.

В процессе изменения этнодемографической структуры населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.