Научная статья на тему 'Особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости'

Особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
706
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЗАВИСИМОЕ (АДДИКТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ. ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лосинец Е. В., Афоньшина И. В.

В статье анализируется проблема зависимого поведения личности. Рассматривается феномен Интернет-аддикции. Изучены особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости. Предлагаются некоторые методы борьбы с компьютерной зависимостью, обозначены черты проблемы предупреждения данного вида аддикции в семье и образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости»

Список литературы

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2000. 560 с.

2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2007. 350 с.

Об авторе

В.А. Поздняков - канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуапзк§и@ mail.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.180

И.В. Афоньшина, Е.В. Лосинец

ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

В статье анализируется проблема зависимого поведения личности. Рассматривается феномен Интернет-аддикции. Изучены особенности направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости. Предлагаются некоторые методы борьбы с компьютерной зависимостью, обозначены черты проблемы предупреждения данного вида аддикции в семье и образовательных учреждениях. Ключевые слова: направленность личности, зависимое (аддиктивное) поведение, Интернет-зависимость. Интернет-аддикция, компьютерная зависимость

В настоящее время зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это один из видов девиации, затрагивающий сегодня многие семьи.

Зависимое (аддиктивное) поведение - одна из форм деструктивного поведения, выражающееся в стремлении уйти от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью химических веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или деятельностях, сопровождающихся интенсивными эмоциями, что дает индивидуальную иллюзию безопасности, восстановления равновесия. По мнению Сафоновой Л.В., выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленными разочарованиям, крушению идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких и т.д.. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что устанавливаются эмоциональные отношения не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. [5]

Зависимое поведение, как вид девиантного поведения личности, имеет множество подвидов, дифференцируемых по объекту аддикции. Теоретически это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

Змановская Е.В. выделяет следующие формы зависимого поведения в соответствии с перечисленными объектами:

- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость)

- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

- гэмблинг (игровая зависимость, азартные игры);

-сексуальная аддикция (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, экс-биционизм, некрофилия, садомазохизм);

-религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту). [3]

В эпоху информационных технологий, шагнувших во все сферы жизнедеятельности человека, особо актуальна проблема компьютерной зависимости.

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания, которые связаны с проведением длительного времени за компьютером.

В последнее десятилетие ученые разных направлений деятельности все чаще говорят о феномене Интернет-аддикции, содержание которого до сих пор не имеет единого понимания. Но все больше психологов, психиатров говорят о феномене Интернет-зависимости как о психическом расстройстве, требующем серьезного внимания и разработки новых методов и технологий по оказанию помощи детям и взрослым, предпочитающим виртуальный мир печалям и радостям реальной жизни.

Если медицина и психология уже накопили солидный опыт по преодолению физиологических зависимостей, то методы борьбы с компьютерной зависимостью находятся на стадии разработок. Поэтому сейчас особую актуальность приобрела проблема предупреждения данного вида аддикции. Так, детям до шести лет не рекомендуется проводить за компьютером более 10-15 минут в день; школьникам в возрасте от семи до двенадцати лет - более 30 минут, а подросткам до шестнадцати лет - больше одного часа. [6]

Психологи особую роль в решении этой проблемы отводят семье, отношениям родителей к детям. Исследования Бурыкиной М.Ю выявили связь между типом родительского отношения к ребёнку и уровнем его Интернет-аддикции.[1]

Родители допускают весьма распространенную ошибку, считая, что, время за работой с компьютером ограждает ребенка от плохого влияния улицы, интеллектуально развивает его. Но оказывается, что интеллект машины может порабощать неокрепшую психику личности с неразвитой нервной системой. Компьютер часто превращается в «интеллектуальный наркотик». Разжигая азарт, свойственный логике каждой игры, компьютер довольно быстро развивает у человека игровую зависимость.

Академик РАО, профессор факультета практической психологии НГУ, доктор педагогических наук Стариков И. выделяет внешние признаки болезненных компьютерных пристрастий:

человек длительное время проводит с компьютером и чрезмерно увлечен этим занятием;

- он теряется интерес к прежним увлечениям и занятиям в пользу компьютера;

- начинает систематически проявляться безразличное отношение к происходящим событиям, окружающим людям;

- зависимый индивид становится неразговорчивым, резко сокращает круг друзей, замыкается в себе, перестает поддерживать контакты и общаться с близкими и родными.

Учитывая, что неокрепшая психика молодой личности особенно легко поддается компьютерному влиянию, в ряде зарубежных стран уже в законодательном порядке закреплено положение о том, что в залы с игровыми автоматами разрешается допуск лиц только старше двадцати одного года. [6]

Поскольку отношение личности к себе и окружающему миру во многом определяется ее направленностью [4], поэтому целью проведённого нами исследования стало выявление особенностей направленности личности студентов с разным уровнем Интернет-зависимости. Анализ теоретической литературы показал, что специальных исследований по изучению социальной направленности пользователей сети немного.

В исследовании приняли участие студенты 1, 3 и 5 курсов физико-математического факультета БГУ, обучающиеся по специальности «информатика». Выборку составили 50 человек: 23 юноши, 27 девушек.

Предпосылкой исследования стало предположение о том, что у студентов, склонных к Интернет-аддикции, преобладает направленность на взаимодействие. В исследовании были использованы следующие методики:

1) тест «Коэффициент прогрессирования Интернет-зависимости (Кемберли

Янг);

2) методика определения социальной направленности (А.К. Осницкий).

На основе результатов тестирования студентов 1, 3 и 5 курсов, были выделены группы студентов с разным уровнем Интернет-зависимости (см. табл. 1).

Таблица 1. Распределение юношей и девушек по уровню Интернет-зависимости.

Уровни Интернет-зависимости

Кол-во Тяжелый случай Средний уровень Склонные Несклонные Не использующие

о м ж м ж м ж м ж м ж 1 м ж

к « % % % % 1%

1 7 8 - - - - 42,9 25 57,1 62,5 - 12,5

3 10 10 - - - - 40 - 50 30 10 70

5 6 9 - 11,1 33,3 - 16,7 22,2 50 66,7 - -

Исследование показало, что среди студентов первого и третьего курсов встречаются непользующиеся услугами Интернета и большинство из них -девушки, в то время как среди пятикурсников таковых не выявлено. Значительная часть студентов 1 и 3 курсов несклонны к Интернет-зависимости, а среди пятикурсников встречаются все виды зависимости. Обращает на себя внимание тот факт, что средний уровень Интер-нет-зависимости выявлен у юношей 5 курса, а наиболее выраженная зависимость - у девушки.

В ходе исследования социальной направленности по методике Осницкого А.К. были получены следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2. Распределение юношей и девушек

по видам социальной направленности.

Ку рс Кол-во Социальная направленность

Личная Общественная Деловая

Л в д Л в Д Л в Д

м Ж м Ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж

%

1 7 8 - 28.6 12.5 - - - 50 28.6 12. 5 - 2 5 - - 14. 2 - 28. 6 -

3 1 О 1 О - - - - - зо 50 20 Ю 3 О 1 О - 3 О

2 2 ,2

5 6 9 11 .1 - - - - 33 .3 33. 3 - - - - 33. 3

Условные обозначения

Виды направленности:

«Л» - личная направленность (личная сфера)

«В» - направленность на взаимодействие (сфера отношений)

«Д» - направленность на дело (сфера действий)

Полученные результаты говорят о том, что у девушек всех возрастных групп преобладает направленность на взаимодействие в личной сфере (у каждой второй девушки 1 и 3 курсов и каждой третьей выпускницы). Лишь среди учащихся 1 и 3 курсов есть студентки с направленностью в сфере действий и отношений (12,5%, 10% соответственно в сфере отношений и 25%, 10% соответственно в сфере действий).

Результаты распределения студентов с разным уровнем Интернет-зависимости по видам направленности представлены в таблице 3.

Таблица 3. Распределение студентов с разным уровнем Интернет-зависимости по видам направленности _ ______

Уровни Интернет-зависимости Кол-во Виды социальной направленности

Личная Общественная Деловая

Л В д Л в Д Л В Д

о/ /О о/ /О %

Тяжелый случай 1 - - - 100 - - - - -

Средний уровень 2 - - - 50 - - 50 - -

Склонные 12 - 8,3 - 8,3 41,7 - 8,3 8,3 25

несклонные 26 3,8 7,7 - 34,6 3,8 19,2 15,4 3,8 11,5

Не использующие 9 - - - 33,3 - 11,1 - - 55,6

Всего 50

Показательно то, что у подавляющего большинства студентов-пользователей Интернета, несклонных и склонных к зависимости, представлены все виды социальной направленности. При этом у склонных к Интернет-зависимости чаще проявлялась направленность на взаимодействие в сфере отношений (41,7 %), каждый четвертый го них направлен на дело в сфере действий. Направленность на дело в сфере действий преобладает также среди студентов факультета, которые не используют Интернет (55,6 %). Студенты, проявляющие стремление к взаимодействию в сфере отношений, все свои усилия направляют на благополучие группы, то есть такие личности ставят интересы группы выше интересов собственной активности. Деловая направленность проявляется в стремлении включаться в исследовательскую и преобразовательную деятельность людей, в стремлении к выполнению ранее начатых дел, к достижению ранее поставленных целей и задач, к выполнению ранее принятых обязательств.

Направленность на взаимодействие в личной сфере выражена практически у всех студентов, относящихся к тому или иному уровню Интернет-зависимости: у всех студентов с тяжелым уровнем (100 %), у каждого второго студента со средним уровнем, у каждого третьего несклонного к зависимости (34,6 %) и не использующего Интернет (33,3 %). Для этих студентов свойственны характеристики общественной направленности - стремление действовать в интересах других людей, своего коллектива (группы) или общества в целом, действовать вместе с другими - но в свою очередь, все эти устремления направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей.

Оценка достоверности выявленных различий была проведена с помощью <р-критерия Фишера. Получены следующие статистические результаты:

- значимо больше юношей, чем девушек на третьем курсе, склонных к Интернет-зависимости (фэ = 4, 82, р< 0,01);

- значительно чаще девушки 1 и 3 курсов проявляют несклонность к Интернет-зависимости по сравнению с юношами (соответственно <рэ = 2,58 и фэ = 4,72, р< 0,01).

- в группе респондентов, не склонных к зависимости значимо больше с выраженной социальной направленностью в личной сфере и в сфере действий (соответственно фэ = 1,93, р< 0,05; фэ = 2,59, р< 0,01).

- среди склонных к Интернет-зависимости больше студентов с направленностью на взаимодействие в сфере отношений (фэ = 2,89, р< 0,01);

- существуют статистически значимые различия между склонными к зависимости и не использующими Интернет. Среди склонных к зависимости чаще встречаются студенты с направленностью на взаимодействие в сфере отношений (фэ = 3,18, р< 0,01);

- значимы различия между студентами, несклонными к зависимости и не пользующимися услугами глобальной сети. Причем направленность на дело в личной сфере больше характерна для респондентов факультета, которые несклонны к Интернет-зависимости (фэ = 2,09, р< 0,05), а сфера действий, заинтересованность в решении деловых проблем характерна для студентов, не использующих Интернет (фэ = 2,56, р< 0,01);

Таким образом, проведенное исследование на данной выборке, позволяет говорить о том, что большинство студентов всех возрастных групп, относящихся к тому или иному уровню Интернет-зависимости, направлены на взаимодействие с другими людьми, но только с целью удовлетворения своих индивидуальных запросов. А вот пользователи сети, склонные к Интернет-аддикции, наоборот, направлены на взаимодействие в сфере отношений в глобальной сети и все их усилия будут сосредоточены на благополучии и сохранении Net-группы. Нам представляется важным включение в программу подготовки специалистов по информационным технологиям занятий, формирующих навыки психологической защиты против Интернет-аддикции.

The article analyses the problem of addictive behaviour. The Phenomenon of Internet addiction is discussed in the articlc. The authors study the peculiarities of personal aims of students with different levels of Internet addiction, suggest a number of methods of combatting computer addiction and describe features and problems of preventing this kind of addiction in the family and in educational institutions. The key words: personal aims, addictive behaviour, Internet addiction, computer addiction.

Список литературы

1. Бурыкипа М.Ю. Родительское отношение к подросткам, имеющим компьютерную зависимость // Вестник МПСИ. Психология и педагогика. 2008. №2.

2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2002.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М: «Академия», 2003. 288 с.

4. Оспицкии А. К. Психология самостоятельности. 1986.

5. Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. М.: «Академия», 2006. 224 с.

6. Всеукраинский общественно-политический журнал «Имена» (электронный вариант), http://www.imena.mk.ua/2007/other-09_psyhologiya

Об авторе

ИВ. Афоньшина - ст. преп., Брянский государственный университет им. академика И Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

Е.В. Лосинец •■- лаборант, Брянский государственный университет им. академика И Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.