УДК 336.22
Н.И. Морозко, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, 8-916-928-12-00, [email protected], (Россия, Москва, ВГНА Минфина РФ)
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В УПРАВЛЕНИИ МАЛЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Рассмотрены актуальные вопросы налоговой политики в области совершенствования методов налогового стимулирования развития малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, налоговая политика, совершенствование.
В современных условиях отмечается особая значимость малых организаций как проводников научно-технического прогресса и как предпринимательских структур, способных консолидировать конкурентные преимущества в определенных видах экономической деятельности. Актуальность проблемы повышения эффективности функционирования российского малого бизнеса в долгосрочном периоде определяется высоким вкладом малого предпринимательства в экономику развитых стран и пока отстающими соответствующими показателями в России. Установление механизмов налоговой системы, стимулирующих развитие малого бизнеса, являются важными задачами современной экономики. В этом направлении ведущую роль играет обоснованная налоговая политика организации.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который рассматривается как совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Инструментами налогового механизма являются планирование, регулирование, контроль.
Налоговое планирование является одним из функциональных направлений в системе управления финансами малых организаций. Налоговое планирование в системе налогообложения малого бизнеса должно обеспечивать сбалансированность финансового состояния и налоговой нагрузки в соответствии с достигнутым уровнем экономического роста малой организации.
Налоговая система России постоянно находится в состоянии модификации: меняются объекты налогообложения, ставки налогов, условия их взимания, налоговая база, порядок исчисления и уплаты налогов.
В мировой практике применяется два основных подхода к налогообложению малого предпринимательства [6].
Первый подход заключается в сохранении для малых организаций всех видов налогов, но предусматривает упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т. д.). Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основе ряда косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.
Первый подход применяется на практике в ряде развитых стран. Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.
В Российской Федерации действует несколько режимов налогообложения, относимых к субъектам малого предпринимательства:
1) общеустановленная система;
2) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;
3) единый налог на вмененный доход;
4) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Первый режим налогообложения, в наименьшей степени выделяющий субъектов малого предпринимательства среди остальных налогоплательщиков, основан на общеустановленной системе налогообложения. Данный режим заключается в сохранении всех видов налогов для малого предпринимательства, но предусматривает для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов.
Одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых организаций, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения, т. е. увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы. Данное положение направлено не только исключительно на малый бизнес, однако малые организации и индивидуальные предприниматели в большей степени выигрывают от применения прогрессивных ставок. Как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства могут применяться менее строгие требования по ведению налогового и бухгалтерского учета, а также может быть заметно упрощен порядок предоставления различной отчетности.
Режим налогообложения субъектов малого предпринимательства, основанный на общеустановленной системе, в большей степени, чем другие режимы соответствует принципу нейтральности. В то же время данный режим в меньшей степени направлен на использование совокупности различных инструментов стимулирования развития субъектов малого пред-
принимательства. Следовательно, менее эффективен при проведении целенаправленной политики в области регулирования роста и развития субъектов малого предпринимательства.
Однако нельзя не отметить преимущества данного режима налогообложения при достижении определенных целей в рамках какого-либо установленного периода. Так, для увеличения числа вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства огромную роль может сыграть введение налоговых каникул, для достижения роста инвестиций в НИОКР — установление специальных налоговых скидок. Общеустановленную систему налогообложения целесообразно применять для достижения определенных целей в краткосрочном периоде. Применение данного режима в долгосрочной перспективе приводит к усложнению общеустановленной системы в целом, не стимулирует малые организации на долгосрочные программы развития.
Вторым видом налогообложения субъектов малого предпринимательства является упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. При этом виде малые организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов. Данный режим предусматривает комплекс мер, направленных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых данной категорией налогоплательщиков. Применение упрощенного режима налогообложения в большей степени подразумевает под собой не столько упрощение порядка налогообложения, сколько упрощение отчетности. Обычно в рамках данного налогового режима субъектам малого предпринимательства предоставляется возможность максимального упрощения бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности. Эта категория организаций и индивидуальных предпринимателей может быть освобождена от необходимости ведения счетов бухгалтерского учета, заполнения ведомостей, журналов-ордеров, а также от составления бухгалтерского баланса. Упрощенный режим в ряде случаев предусматривает возможность уплаты налогов один раз в квартал, а не раз в месяц и так же, как и первый режим, освобождение от обязанности по уплате авансовых налоговых платежей. Объектом налогообложения и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:
а) доходы;
б) доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом право выбора объекта налогообложения кодекс оставляет за налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения [1].
Кроме того, в рамках данного режима субъекты малого предпринимательства могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в международной практике таким налогом является НДС).
Также возможна замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Но в таком случае применяются различные косвенные методы определения налоговых обязательств налогоплательщика.
Упрощенный режим позволяет данной категории налогоплательщиков получать значительную экономию за счет снижения налоговой нагрузки и, естественно, за счет сокращения управленческих расходов. Упрощенному режиму налогообложения присуще максимальное упрощение взаимоотношений субъектов малого предпринимательства с бюджетом и на этой основе создание у них заинтересованности в добровольном и объективном декларировании своих доходов.
Однако в качестве отрицательного момента применения упрощенного режима налогообложения можно выделить вероятность возникновения определенных потерь бюджетов, связанных с усложнением контроля за достоверностью исчисления и, как следствие, величины уплачиваемых налогов.
Третий вид режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства полностью основывается на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предполагает установление (вменение) отдельного уровня доходности для сфер предпринимательской деятельности, в которых затруднено осуществление налогового контроля.
Основой применения косвенных методов налогообложения являются различные способы определения размера вмененного дохода. Вмененный доход в данном случае употребляется в широком смысле, т. е. как налоговая база, для расчета которой используются косвенные методы, отличные от методов, основанных на общепринятом учете. Фактически налогообложение вмененного дохода подразумевает не непосредственный расчет налоговой базы исключительно исходя из данных бухгалтерского и налогового учета, а определение ее расчетной величины на основе косвенных признаков и различных физических показателей. Причем применение налога на вмененный доход целесообразно исключительно в том случае, когда эти косвенные признаки и физические показатели просты и для измерения, и для контроля со стороны налоговых органов.
При расчетах вмененного дохода необходимо руководствоваться принципом соответствия налоговой нагрузки доходу малой организации [1].
Применение режима косвенных методов налогообложения в первую очередь упрощает порядок расчета налоговых обязательств субъектов малого предпринимательства, делает более прозрачным механизм учета доходов и расходов. Замена обязанности по уплате ряда налогов уплатой единого налога на вмененный доход способствует снижению налоговой
нагрузки, связанной с возложенной на налогоплательщиков обязанностью уплачивать эти налоги.
Для государства введение режима косвенных методов налогообложения способствует минимизации потерь бюджетов, возникающих вследствие сокрытия (занижения) налогоплательщиками налогооблагаемой базы, а также необоснованного завышения затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, в ряде случаев косвенные методы налогообложения позволяют привлечь к уплате налога организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, т. е. таких налогоплательщиков, которые внушительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме. Но в то же время основным недостатком косвенных методов налогообложения является повышенная сложность расчета и экономического обоснования суммы вмененного дохода, устанавливаемой государством. Причем основная сложность заключается в необходимости установления отдельных значений вмененного дохода для достаточно мелких групп налогоплательщиков, что подразумевает под собой расчет и экономическое обоснование по каждой отдельной группе.
Применение налога на вмененный доход целесообразно исключительно в том случае, когда косвенные признаки и физические показатели, используемые для расчета суммы вмененного дохода, просты и для измерения, и для контроля со стороны налоговых органов. Единый налог на вмененный доход может быть универсальным инструментом налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства только в том случае, когда государство обладает достаточными ресурсами для разработки и обоснования методики расчета суммы вмененного дохода в отношении каждой, в достаточной степени отличной и в то же время небольшой группы налогоплательщиков.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II (с измен. и
доп.).
2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
4. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ.
5. О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ.
6. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 2. С. 23.
N.I. Morozko
Specialties of tax policy in management small business
In the article the pressing questions of tax policy in area of perfection of methods of tax stimulation of development of small business.
Key words: small business, of tax policy, of perfection.
УДК 336.126
Т.И. Калачева, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и менеджмент» (Россия, Тула, ФГБОУ ВПО ТулГУ)
ВКЛАД В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ НДС
Рассмотрены порядок, проблемы и преимущества различных вариантов учета восстановления НДС при передаче и получении имущества как вклада в уставный капитал.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, уставный капитал, финансовые вложения, восстановление НДС.
В бухгалтерском учете уставный капитал отражается в сумме, зарегистрированной в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Вклады могут быть в денежной и неденежной формах.
Неденежные вклады представляют собой вложения в виде ценных бумаг, основных средств, материально-производственных запасов и других вещей. Особенностью таких вкладов является то, что они вносятся в уставный капитал только после проведения участниками их денежной оценки, которая утверждается решением общего собрания участников, принимаемым всеми участниками общества единогласно. Согласованная учредителями стоимость вносимого имущества должна быть ориентирована на рыночные цены, сложившиеся в регионе. При этом в акционерном общест-