ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ОВОДКОВА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
АННА ФРАНКОВНА МЯЛКИНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА ТРЕГУБОВА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается понятие и классификация материально-производственных запасов в соответствии с российскими и международными стандартами учета. В налоговом кодексе отсутствует понятие «материалы», которое содержится в нормативных актах по бухгалтерскому учету, однако имеется определение материальных расходов, которые по своей сути соответствуют понятию материальных запасов. В статье рассмотрен состав материальных расходов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Исследуются порядок и особенности организации налогового учета материальных расходов. При этом проанализированы положения различных нормативных актов, разъяснений Министерства финансов России и Федеральной налоговой службы России, а также правоприменительная практика. В частности, анализируется правомерность и порядок определения обоснованности включения в состав расходов при исчислении налога на прибыль затрат по приобретению упаковочных материалов, затрат, связанных с приобретением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, расходов на приобретение энергии для технологических целей, воды и других видов энергии, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов для служебных автомобилей, потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировкеМПЗ идр.
Исследуется порядок определения стоимости материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы в налоговом учете, а также рассмотрены методы списания организацией сырья и материалов в расходы для целей налогового учета и порядок их применения. Даны рекомендации по оформлению регистров налогового учета, накапливающих необходимую информацию о движении материально-производственных запасов - от поступления до списания их на затраты.
Ключевые слова: налоговый учет, материально-производственные запасы, материальные расходы.
Под материально-производственными запасами (МПЗ) организации понимается принадлежащее ей имущество, используемое в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг), либо используемое для управленческих нужд организации [1].
В зависимости от роли, играемой материально-производственными запасами в процессе производства продукции, работ и услуг, они подразделяются на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару и тарные материалы, технологические отходы, специальные приспособления, специальное обору-
дование, специальную одежду и др. Разделение материалов на основные и вспомогательные является условным и зачастую зависит только лишь от количества материалов, используемых для производства различных видов продукции.
Сырьем и основными материалами являются те предметы труда, которые используют для изготовления продукции, они составляют материальную (вещественную) основу продукта. При этом сырьем называют продукты добывающей промышленности (руда, уголь и т. п.) и сельского хозяйства (молоко, хлопок, зерно, скот и т. п.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (ткань, мука, сахар и т. п.).
Вспомогательными являются материалы, используемые для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств (например, лук, перец, прочие специи в колбасном производстве) или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (смазочные, обтирочные материалы и т. п.).
Покупные полуфабрикаты - это сырье и материалы, которые прошли определенные стадии обработки, но еще не являющиеся готовой продукцией. В изготовлении продукции их роль такова же, как и роль основных материалов, т. е. служат ее материальной основой.
Технологическими отходами называют остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, предусмотренные технологическим процессом, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходных материалов и сырья.
Отдельно из группы вспомогательных материалов в связи с особенностями их использования выделяют тару и тарные материалы, топливо и запасные части. Тарой и тарными материалами называют предметы, которые используются для упаковки, хранения и транспортировки различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
В специальную группу выделяют специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальную одежду, хотя они в основном являются средствами труда.
В соответствии со стандартом МСФО 2 «Запасы», запасы классифицируются следующим образом:
- товары, земельные участки и другое имущество, закупленные и предназначенные для перепродажи;
- готовая продукция, произведенная организацией;
- незавершенная продукция, выпущенная компанией и включающая сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе.
В соответствии со стандартом МСФО 2 «Запасы», в отличие от ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», к материально-производственным запасам относится незавершенное производство и недвижимость, предназначенная для перепродажи. В отличие от стандарта МСФО 2 ПБУ 5/01 не применяется в отно-
шении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации более чем 12 мес., или больше обычного операционного цикла [2].
В налоговом кодексе отсутствует понятие «материалы», которое содержится в нормативных актах по бухгалтерскому учету, однако имеется определение материальных расходов, которые по своей сути соответствуют понятию материальных запасов [3].
К материальным расходам, в частности, относят следующие затраты налогоплательщика на приобретение:
- сырья и материалов, которые используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и являются их основой либо необходимым компонентом при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
- материалов, используемых при упаковке и иной подготовке произведенных и (или) реализуемых товаров, включая предпродажную подготовку;
- материалов, используемых для других производственных и хозяйственных нужд, в том числе для проведения испытаний, контроля, содержания, эксплуатации основных средств и иных подобных целей;
- инструментов, инвентаря, приспособлений, лабораторного оборудования, приборов и иного не амортизируемого имущества;
- спецодежды и прочих средств индивидуальной и коллективной защиты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
- топлива, энергии всех видов, воды, расходуемых для технологических целей, выработки, в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд, всех видов энергии, отопления зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на передачу энергии и ее трансформацию;
- работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также для выполнения таких работ, оказания услуг структурными подразделениями налогоплательщика.
Организуя налоговый учет материальных расходов, следует учитывать положения других нормативных актов, разъяснений Минфина Рос-
сии и ФНС России, а также правоприменительную практику.
Например, в подп. 2 п. 1 ст. 254 «Материальные расходы» НК РФ предусмотрено приобретение материалов для упаковки реализуемых товаров. По мнению налоговой инспекции, налогоплательщик неправомерно включил в состав расходов при исчислении налога на прибыль затраты по приобретению пакетов (дополнительной упаковки), так как они были впоследствии безвозмездно переданы на кассовых терминалах покупателям товаров налогоплательщика. Как указал суд, признавая позицию налоговой инспекции неправомерной, передача пакетов покупателям на кассовых терминалах не является безвозмездной, поскольку право на упаковку приобретенных товаров в полиэтиленовые пакеты на кассе покупатель получает в случае приобретения товаров, реализуемых налогоплательщиком. В основе передачи полиэтиленовых пакетов изначально лежит оплата покупателем стоимости приобретенного у налогоплательщика товара (постановление Федерального арбитражного суда (ФАС) Московской области от 21.01.2008 г. № КА-А40/13938-07-2).
При применении подп. 3 п. 1 указанной статьи в части затрат, связанных с приобретением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, не являющихся амортизируемым имуществом, они будут признаны в налоговом учете обоснованными только в том случае, если обязательное применение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работниками конкретной профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 191-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», работодателю необходимо обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами тем работникам, которые заняты на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Статьей 221 Трудового кодекса РФ установлено, что на работе с вредными условиями выдаются бесплатно по установленным нормам спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 № 541н утверждены «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».
Это же министерство утвердило «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты соответственно работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах и работникам сельского и водного хозяйств» (приказы от 16.07.2007 г. № 477 и от 18.08.2008 г. № 416).
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», с 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.
Если в результате оценки будет признано, что обеспечение работников спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты эффективно (о чем составляется протокол и выдается сертификат соответствия), то и расходы на их приобретение будут экономически обоснованными и признаны в налоговом учете. В этом случае в соответствующем приказе на все виды приобретенной одежды следует установить сроки носки, указать, что спецодежда используется в рабочее время и возвращается по истечении срока носки [4]. В коллективном договоре (трудовых договорах) обязанность организации выдавать спецодежду должна быть отражена со ссылкой на протокол оценки условий труда. Это позволит принять расходы согласно гл. 25 НК РФ, принять к вычету НДС и не удерживать НДФЛ с работников.
Материальные расходы на комплектующие изделия и (или) полуфабрикаты (подп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ) в налоговом учете признаются в соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ на дату их передачи в производство в части, приходящейся на произведенные товары (работы, услуги). Как следует из содержания п. 5 этой же статьи, «сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на фактическую стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца».
При организации налогового учета в части расходов на приобретение энергии для технологических целей (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) следует учитывать, что расходы будут признаны обоснованными при наличии договора с энерго-снабжающей организацией, заключенного в соот-
ветствии со ст. 539-548 ГК РФ, либо иного документа, например, счета, предъявленного налогоплательщику, отражающего поставку энергии. Аналогично организуется порядок учета расходов на приобретение воды и других видов энергии. Кроме того, расходы всех видов энергии должны быть обоснованы технологическим процессом (технологическими картами). В случае перерасхода энергии (электроэнергии), превышения норм потребления воды, не обусловленных технологическим процессом, затраты будут считаться экономически неоправданными и в налоговом учете признаваться не будут.
В отношении налогового учета расходов на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) для служебных автомобилей необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 г. № АМ-23-Р (далее - Методические рекомендации). В соответствии с п. 1 данного документа, обязанность применения норм расхода топлива распространяется не только на автотранспортные предприятия, но и на иные субъекты предпринимательской деятельности (организации и индивидуальных предпринимателей) вне зависимости от формы собственности, которые эксплуатируют автомобильную технику, а также специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. При этом п. 3 Методических рекомендаций предусматривает то, что они предназначены, в том числе и для расчетов по налогообложению предприятий.
Минфин России изложил свою позицию по этому вопросу в ряде писем. Так, в письме «Об определении для целей налогового учета по налогу на прибыль обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива для служебного автомобиля» от 04.09.2007 г. № 03-03-06/1/640 сказано, что определяя обоснованность произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автотранспорта для целей налогового учета, нужно учитывать нормы, установленные Минтрансом России. В отношении автомобилей, для которых не утвержден лимит расхода топлива и смазочных материалов, необходимо руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, которая предоставляется изготовителем автомобиля.
Помимо этого, для того чтобы не возникали проблемы с включением затрат на ГСМ в состав расходов, предприятие должно обязательно иметь путевые листы, оформленные в установленном
порядке, содержащие всю необходимую информацию о работе служебного транспорта, включая информацию о расходе ГСМ. Форма путевого листа легковых автомобилей (форма № 3) утверждена постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» от 28.11.1997 г. № 78. Порядок заполнения путевых листов и обязательные реквизиты утверждены приказом Минтранса России «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008 г. № 152.
У налогового учета расходов на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, есть свои особенности. До тех пор, пока объект не сдан, все прямые расходы в налоговом учете накапливают и учитывают как незавершенное строительство. Косвенные расходы списывают в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены, согласно норме ст. 318 НК РФ.
Расходы на оплату работ, выполняемых субподрядными организациями, принято относить к косвенным расходам. Предприятие должно учесть их в налоговом учете в том отчетном (налоговом) периоде, в котором будет подписан акт приемки выполненных работ, даже в том случае, если объект еще не сдан, согласно положениям п. 2 ст. 272 НК РФ. Прямые же расходы можно списать только после сдачи объекта [5].
Затраты по оплате услуг производственного характера сторонними организациями при наличии в штате налогоплательщика аналогичного структурного подразделения признаются в налоговом учете, если функции структурного подразделения не дублируют оказанные сторонней организацией услуги.
Что касается права применения подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ относительно содержания объектов природоохранного назначения, в налоговом учете признаются расходы в виде платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента только в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
В налоговом учете стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ), которые включаются в материальные расходы, образуется с учетом всех расходов, непосредственно связанных с приобретением конкретных ценностей. Таковыми могут быть расходы на оплату услуг сторонних организаций за доставку ценностей на место, указанное покупа-
телем, оплата транспортно-экспедиционного обслуживания (услуги экспедитора, пломбировка контейнеров, досмотр грузов и т. п.), услуг таможенных терминалов (предоставление стоянки занятому перевозкой ценностей автотранспорту, обработка документации, сохранение ценностей и т. п.), а также оплата услуг ветеринарного контроля, сертификации, экспертизы поступающих ценностей, если данные действия необходимы для оценки выполнения своих обязательств по договору поставщиком.
Суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченные при ввозе импортируемых сырья и материалов, относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ таможенные пошлины и сборы можно учесть в стоимости приобретения материальных ценностей, если это предусмотрено учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год.
В соответствии с письмом МНС России от 02.08.2002 г. № 02-5-10/98-Я231, если предприятие несет вышеперечисленные расходы в связи с приобретением нескольких видов МПЗ, то в налоговом учете сумму затрат необходимо распределить между материальными ценностями для формирования их стоимости пропорционально обоснованному организацией критерию.
В налоговом учете выделяют три вида расходов, непосредственно связанных с приобретением МПЗ, но при этом не увеличивающих их стоимости. Это проценты по долговым обязательствам, привлекаемым для покупки МПЗ, а также суммовые и курсовые разницы. Данные затраты при налогообложении прибыли учитывают в составе внереализационных расходов (п. 1 подп. 2, 5, 5.1 ст. 265 НК РФ).
Организуя налоговый учет излишков МПЗ, выявленных при инвентаризации, а также после разборки, демонтажа, ремонта основных средств, их рыночную стоимость, учтенную как внереализационный доход, в случае их списания в производство в полном объеме признают в расходах, уменьшающих налоговую базу.
Налоговый учет принятой от поставщика тары с МПЗ (п. 3 ст. 254 НК РФ) зависит от ее вида. Тару, подлежащую возврату поставщику в соответствии с условиями договора, не включают в общую сумму расходов на приобретение материалов и учитывают обособленно по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары включают в стоимость запасов.
Используя в качестве сырья, комплектующих, полуфабрикатов, запасных частей и других мате-
риальных расходов продукцию собственного производства, ее оценку в налоговом учете производят по стоимости прямых затрат, определенных в соответствии с положениями ст. 319 НК РФ.
В соответствии п. 6 ст. 254 НК РФ, сумму материальных расходов уменьшают на стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые образовались в процессе их переработки в готовую продукцию, утратили частично или полностью потребительские свойства исходного сырья и материалов.
Возвратные отходы в налоговом учете учитывают следующими способами:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если данные отходы представляется возможным использовать для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
- по цене реализации, если отходы реализуют «на сторону».
К материальным расходам в налоговом учете в соответствии с подп. 2 п. 7ст. 254 НК РФ приравнивают потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Потери сырья и материалов сверх норм естественной убыли не относят к материальным расходам и не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 06.06.2005 г № 58-ФЗ, до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные соответствующими федеральными органами исполнительной власти ранее. Действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. Поэтому, налогоплательщики в настоящее время вправе применять неотмененные нормы естественной убыли. Данные разъяснения содержит ряд писем Минфина России.
При этом арбитражная практика по данному вопросу совпадает с позицией Минфина России: отсутствие норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, не является препятствием для применения норм естественной убыли, действовавших ранее
(см., например, постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2006 г. № А68-АП-544/12-05).
В состав естественной убыли не включаются потери от брака и технологические потери, а также потери МПЗ при их транспортировке и хранении, вызванные нарушением требований технических условий, стандартов, правил технической эксплуатации и повреждением тары.
Технологические потери вызваны эксплуатационными характеристиками оборудования, которое используется в производстве товаров и при их транспортировке. Налоговым кодексом РФ не установлено каких-либо ограничений при списании таких потерь. Также как и любые другие расходы, их необходимо обосновать и документально подтвердить. Для технологических потерь обоснованием являются нормативы для каждого вида сырья и материалов, используемых в производстве. В компетенцию законодательных органов не входит разработка и утверждение нормативов таких потерь.
Чаще всего разработкой нормативов технологических отходов для конкретных видов сырья и материалов, используемых в производстве, занимаются технологи предприятия. При этом они основываются на технологических особенностях производственного цикла данной организации, а также транспортировки [6].
Нормативы технологических потерь утверждают внутренними распорядительными документами, не имеющими унифицированных форм. Такими документами могут являться смета технологического процесса, технологическая карта и др. Их утверждают лица, уполномоченные руководством предприятия. В процессе разработки вышеуказанных нормативов используют исследования и расчеты технологических служб организации, отраслевые нормативные акты, иные лимиты, регламентирующие технологический процесс. Эти же документы могут использоваться при обосновании технологических потерь при производстве и транспортировке в случае, если предприятием не составляются технологические карты или иные подобные документы.
Технологические потери учитывают в налоговом учете при уменьшении налоговой базы в составе оценки стоимости материалов, переданных в производство. Налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения определяется состав прямых расходов. Поэтому налогоплательщик по своему выбору может отнести технологические потери к прямым или косвенным расходам. На практике достаточно сложным является выделение технологических потерь
из состава материалов до того, как их отпустили в производство. Отсюда целесообразным является признание технологических потерь в налоговом учете, также как и материалов, в качестве прямых расходов.
При рассмотрении возможности отнесения на убытки для целей налогообложения прибыли разницы между ценой реализации и ценой приобретения материалов, которые невозможно использовать при производстве продукции вследствие их устаревания, можно сделать вывод о том, что данная операция является правомерной. Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ определяет, что расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Сама по себе операция по реализации устаревших материалов по ценам ниже цен приобретения не соответствует целям деятельности коммерческих организаций [7]. Но, несмотря на это, такую операцию фактически можно признать операцией, связанной с деятельностью, направленной на получение прибыли, так как изначально организацией при приобретении материалов для производства товаров предполагалось получение дохода от реализации продукции, изготовленной из этих материалов (письмо УФНС России по г. Москве «Об учете в целях налогообложения прибыли разницы между ценой реализации и ценой приобретения материалов» от 02.08.2012 г. № 16-15/070063).
Списание организацией сырья и материалов в расходы для целей налогового учета осуществляется одним из четырех методов (п. 8 ст. 254 НК РФ):
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
- по стоимости единицы запасов.
Налогоплательщиком выбранный способ закрепляется в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Следует заметить, что материальные ценности в бухгалтерском учете не оцениваются способом ЛИФО, поэтому для максимального сближения бухгалтерского и налогового учета придется отказаться от метода ЛИФО и в налоговом учете. В соответствии со ст. 313 НК РФ, организации необходимо последовательно применять от одно-
го налогового периода к другому выбранный метод оценки сырья и материалов. Изменение используемого способа оценки запасов возможно только с начала нового налогового периода. Налогоплательщикам разрешается применять разные методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, с тем условием, что такой порядок должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина «О порядке применения методов оценки материально-производственных запасов для целей налогового учета» от 29.11.2013 г. № 03-0306/1/51819).
Осуществляя налоговый учет материальных расходов организации, необходимо оформлять регистры налогового учета, накапливающие необходимую информацию о движении МПЗ - от поступления до списания их на затраты.
Фактическую себестоимость МПЗ отражают в регистре учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав, а также в регистре-расчете «Формирование стоимости объекта учета».
Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав заполняют, основываясь на первичных документах, в которых отражены затраты, связанные с получением материалов. Такими документами могут являться, например, договора, накладные, счета-фактуры и т. д. Регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета» заполняют, исходя из данных вышеупомянутого регистра.
В последующем организация в зависимости от принятой ей учетной политики оформляет один из следующих регистров:
- в случае, если материалы списывают методом средней себестоимости, то заполняют регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости;
- если материалы списывают методом ФИ-ФО (ЛИФО), то заполняют регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
Затем в сводном регистре-расчете стоимости партий сырья (материалов), списанных в отчетном периоде, отражают фактическую себестоимость списанных материалов. Если предприятие продало материалы на сторону (передало безвозмездно, либо в качестве вклада в уставный капитал), то в дополнение оформляются регистр учета стоимости реализованного имущества и регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. Данные регистры заполняются на основе накладных и договоров (при отпуске материалов
на сторону), первичных документов на отпуск материалов (требований-накладных, лимитно-заборных карт), а также сведений из регистров налогового учета формирования фактической стоимости материалов.
Литература
1. Меркулова Е. Ю. [и др]. Бухгалтерский учет: учебник. Тамбов, 2013.
2. Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. К вопросу о процедуре разработки МСФО и введении их в российскую учетную систему // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11. С. 163-169.
3. Турбина Н. М., Косенкова Ю. Ю. Направления совершенствования налогового администрирования по региональным и местным налогам // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5(051). С. 196-199.
4. Сутягин В. Ю. Практические аспекты оценки стоимости капитала российских компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. Москва, № 36 (174) 17 сентября 2013. С. 24-34.
5. Дорожкина Н. И., Федорова А. Ю. Роль и значение стратегического планирования в успешном развитии российских предприятий // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. № 2.
6. Турбина Н. М., Федорова А. Ю. Развитие налогового регулирования финансовой базы местных бюджетов // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 5.
7. Чернышова О. Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2. С. 235-239.
References
1. Merkulova Ye. Yu. [i dr]. Bukhgalterskiy uchet: uchebnik. Tambov, 2013.
2. Myalkina A. F., Ovodkova T. A. K voprosu o protsedure razrabotki MSFO i vvedenii ikh v rossiyskuyu uchetnuyu sistemu // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 11. S. 163-169.
3. Turbina N. M., Kosenkova Yu. Yu. Napravleniya sovershenstvovaniya nalogovogo administrirovanoya po regional'nym I mestnym nalogam // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 5(051). S. 196-199.
4. Sutyagin V. Yu. Prakticheskiye aspekty otsenki stoimosti kapitala rossiyskikh kompaniy // Finansovaya analitika: problem i resheniya. Moskva, № 36 (174) 17 sentyabrya 2013. S. 24-34.
5. Dorozhkina N. I., Fedorova A. Yu. Rol' i zhacheniye strategicheskogo planirovaniya v uspeshnom razvitii rossiyskykh predpriyatiy // Aktual'niye innovatsionniye issledovaniya: nauka i praktika. 2010. № 2.
6. Turbina N. M., Fedorova A. Yu. Razvitiye nalogovogo regulirovaniya finansovoy bazy mestnykh byudzhetov // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2014. № 5.
7. Chernyshova O. N. Osnovniye podkhody k Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. 2011. sovershenstvovaniyu nalogooblazheniya v Rossii // № 1-2. S. 235-239.
* * *
FEATURES OF TAX ACCOUNTING OF MATERIAL AND PRODUCTION STOCKS
TATYANA ALEKSANDROVNA OVODKOVA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ANNA FRANKOVNA MYALKINA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
VALENTINA MIKHAYLOVNA TREGUBOVA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors considered the concept and classification of material and production stocks according to the Russian and international standards of the account. In the tax code there is no concept «materials» which contains in regulations on accounting, however there is a definition of material expenses which in essence correspond to concept of material stocks. In article authors considered the structure of material expenses according to the Tax Code of the Russian Federation, investigated an order and features of the organization of tax accounting of material expenses. They analyzed provisions of various regulations, explanations of the Ministry of Finance of the Russian Federation and Federal Tax Service of Russia, and also law-enforcement practice. In particular, authors analyzed legitimacy and an order of determination of validity of inclusion in structure of expenses at calculation of a profit tax of expenses on acquisition of packing materials, the expenses connected with acquisition of overalls, special footwear and other means of individual protection, expenses on energy acquisition for the technological purposes, water and other types of energy, expenses on acquisition of fuels and lubricants for official cars, losses from shortage and (or) damage at storage and inventories transportation, etc. Authors investigated the order of determination of cost of the material and production stocks included in material expenses in tax accounting, and also considered methods of write-off by the organization of raw materials and materials in expenses for tax accounting and an order of their application. They made recommendations about registration of registers of the tax accounting accumulating necessary information on movement of material and production stocks - from receipt before their write-off on expenses.
Key words: tax accounting, material and production stocks, material expenses.