УДК 336.2 + 339.9
Б. И. Соколов, Лю Юйчжо
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КНР
Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать необходимость реформирования налогообложения сельскохозяйственного производства Китая с целью повышения его продуктивности и конкурентоспособности на мировом рынке, сокращения неравенства доходов жителей города и деревни.
Во взаимоотношениях между деревней и городом в КНР длительное время существовали значительные проблемы, связанные с неравномерностью социально-экономического развития. Развитие национальной экономики нуждалось в расширении сельско хозяй ственного рынка, что вызывало потребность в больших инвестициях. Вся национальная экономика переживала этап структурного регулирования, снижался темп роста крестьянских предприятий, падала их эффективность, что вызывало заметное сокращение возможностей использования рабочей силы в деревне.
С началом экономической реформы 1978 г. в Китае произошли существенные изменения в доходах крестьян. Так, чистые среднедушевые доходы крестьян увеличились с 686 юаней в 1978 г. до 4140 юаней в 2007 г. [1, с. 9]. Однако несмотря на то, что после принятия курса реформ в 1978 г. уровень жизни крестьян постепенно улучшается, по сравнению с городом рост среднедушевых доходов в деревне является не столь значительным. Фактически рост чистого дохода на душу населения в деревне стал наблюдаться лишь в первой половине 1990-х годов (рис. 1). Этот рост был достигнут благодаря дважды предпринятому повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и поощрению мобильности крестьян.
Рост доходов сельского населения не устранил макроэкономических диспропорций в развитии города и деревни — «ножницы» цен, недостаточное госфинансирование, высокое налогообложение. Так, с 50-х годов ХХ в. вплоть до 1978 г. в КНР в условиях традиционной плановой экономики существовали «ножницы» в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары, из-за чего крестьянство несло огромные экономические потери, но экономика страны за счет этого получала большие финансовые средства, которые
Борис Иванович СОКОЛОВ — д-р экон. наук, профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента Экономического факультета СПбГУ. В 1976 г. окончил Экономический факультет ЛГУ. В 1994 г. защитил докторскую диссертацию. Область научных интересов — методология экономической науки, теории финансов, денег и кредита. Автор более 150 научных работ.
Лю ЮЙЧЖО — аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента Экономического факультета СПбГУ. Сфера научных интересов — компаративный анализ систем налогообложения России и КНР.
© Б. И. Соколов, Лю Юйчжо, 2010
16 000
14 000
Л 12 000
н а 10 000
ю 8 000
д
о х 6 000
о Д 4 000
2 000
0
Годы
1978 1985 1990 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Примечания: Чистые среднедушевые доходы сельского населения (юань)
Среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его распоряжении (юань)
Рис 1. Доходы сельских и городских жителей КНР.
Источник: [1, с. 9].
использовались в целях индустриализации. Реформа 1978 г. по сути дела не привела к преодолению этой негативной для сельского хозяйства страны тенденции.
В итоге уже в конце 1990-х годов потенциал роста уровня жизни крестьян, заложенный в реструктуризации цен, был исчерпан, наступил сложный период — чистый доход не увеличивался по мере роста производства сельскохозяйственной продукции. И только в результате специальных мер налоговой политики, состоявших в уменьшении налоговой нагрузки на сельское население, его доходы показали устойчивый рост в 2004-2007 гг.
В целом разрыв в доходах между городом и деревней резко усилился в 1990-е годы и в настоящее время продолжает расти.
Существенными современными проблемами сельского хозяйства Китая являются недостаток финансирования, сравнительно низкий размер субсидий, идущих на сельское хозяйство из государственного бюджета. Несмотря на то, что общий объем финансовой поддержки государства неуклонно растет, существует постоянная тенденция к снижению доли отчислений на сельское хозяйство в государственном бюджете, что оказывает неблагоприятное влияние на стабильное развитие отрасли. Если в 1978 г. доля отчислений на сельское хозяйство в государственном бюджете составила 13,43%, то в 1985 г. она снизилась до 7,66%; в 1998 г. произошло ее повышение до 10,69%, а к 2007 г. — понижение до 6,8% (рис. 2). Также наблюдается сокращение субсидий сельскому хозяйству: если в 1978 г. они составляли 4,16% от ВВП Китая, то в 2007 г. — 1,5 % [2, с. 32].
й
и
к
е
л
с
и
V
т
о
л
о
Д
Рис. 2. Изменение доли отчислений на сельское хозяйство в государственном бюджете.
Источник: [1, с. 7].
Характеризуя налоговую нагрузку на крестьян, следует отметить, что помимо сельскохозяйственного налога крестьяне вынуждены платить различные административные сборы, штрафы и т. д. Согласно статистике Министерства сельского хозяйства, в 1991 г. административные сборы в сельском хозяйстве достигали 1 млрд 770 млн юаней, различные штрафы — 2 млрд 310 млн юаней, иные сборы — 400 млн юаней, другие социальные взносы — 3 млрд 810 млн (без учета сборов сельских администраций с крестьян и штрафы за нарушение закона о плановой рождаемости) [3, с. 27-29].
Таким образом, сельскохозяйственная система налогообложения не соответствует стратегии выравнивания социально-экономического развития деревни в КНР. Эффективность сельскохозяйственного производства и объем продукции не принимаются во внимание, так как налог взимается только с земли. В «Положении о налогообложении сельского хозяйства в КНР», принятом еще в 1958 г., которым был установлен сельскохозяйственный налог, говорится: «Сельскохозяйственный налог — это вид налога, взимаемый государством со всех организаций и физических лиц, занимающихся сельскохозяйственным производством, получающих доход с сельскохозяйственного производства» [4]. Характеризуя данный налог, следует отметить: 1) в качестве объекта налогообложения выступает общий доход с сельскохозяйственного производства; 2) основанием для расчета суммы налога является средний ежегодный объем производства; 3) система регионального регулирования налоговых ставок осуществляется под единым государственным контролем; 4) местные правительства имеют относительно много прав на самоуправление.
Согласно «Положению о сельскохозяйственном налогообложении» сельскохозяйственный налог рассчитывается исходя из статистически учтенного среднегодового объема производства, поэтому он является налогом на потенциальный производственный объем. Среднегодовой объем производства утверждается в соответствии с площадью и категорией земли. В связи с тем, что земля в Китае распределяется по числу людей, сельскохозяйственный налог фактически становится подушным налогом. На практике при взимании сельскохозяйственного налога применяется система налогообложения, в которой учитывается количество жителей деревни. В систему подсчета не входят нетрудоспособные пожилые люди и дети, а также крестьяне, работающие в городе, так как они не занимаются сельскохозяйственным производством и не имеют соответствующих доходов, поэтому не обязаны выплачивать сельскохозяйственный налог. В законе не прописаны права и обязанности налогоплательщиков и налоговых инспекций, не предусмотрены меры за нарушение норм и правил. При его расчете не учитывается себестоимость производства, нет системы компенсаций затрат на производство. После начала реформ и провозглашения политики открытости в 1978 г. налог превратился в своего рода подушную арендную плату.
КНР обладает обширной сельскохозяйственной территорией и огромным населением, однако уровень образования китайского крестьянства невысокий, не развито сознательное отношение к проблеме уплаты налогов, что приводит к низкой эффективности администрирования налогообложения сельского хозяйства. Согласно статистике Главного управления по налогообложению КНР, налоговые сборы в сельском хозяйстве в 2002 г. составили 49,4 млрд юаней, число работников сферы сельскохозяйственного налогообложения достигло 292 тыс. человек. Издержки администрирования сельскохозяйственного налога занимают в Китае самую большую долю среди всех видов налогообложения [5, с. 12].
Положение с сельскохозяйственным налогообложением усугубляется тем, что КНР, вступив во Всемирную торговую организацию, столкнулась с ожесточенной недобросовестной международной конкуренцией, существенным фактором которой является
значительная поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции со стороны развитых стран.
В современном мире все ведущие страны — производители сельскохозяйственной продукции оказывают материальную и финансовую поддержку своим фермерам. Например, в США в 2001 г. материальная поддержка составила 100-150 долл. на 1 га сельхозугодий, в странах Евросоюза — 300-350 долл. Это дает необоснованные преимущества при экспорте продукции в иные страны. Так, благодаря субсидиям, достигающим 3 млрд долл. в год, американские хлопкоробы смогли захватить до 40% мирового рынка этого продукта [6]. В то же время в Китае сельскохозяйственное производство не только не субсидируется, сельхозпроизводитель вынужден нести дополнительную нагрузку в виде сельскохозяйственного налога, который варьируется в пределах 100-150 долл. в расчете на 1 га сельхозугодий [7, с. 4].
Таким образом, для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства КНР требуется усиление государственной поддержки и защиты сельского хозяйства от недобросовестной конкуренции. При этом, чтобы избежать обвинений Китая в недобросовестной конкуренции со стороны участников ВТО, нужно предпринять меры по полной отмене сельскохозяйственного налога. Для этого имеются все основания. Из рис. 3 видно, что в 1950 г., когда в Китае начались экономические преобразования, налог обеспечивал поступление до 40% бюджетных доходов. С 1990 г. доля сельскохозяйственного налога в общих налоговых поступлениях государства составляет около 3%.
Рис. 3. Изменение сельскохозяйственных налоговых поступлений.
Источник: [1, с. 7].
На современном этапе сельскохозяйственный налог — это важнейший финансовый фактор, обусловливающий низкую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции в КНР. С учетом издержек администрирования полное упразднение сельскохозяйственного налога не окажет существенного влияния на налоговые поступления. Правительство КНР должно реформировать налоговую систему и упразднить сельскохозяйственный налог, что приведет к росту конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, выравниванию уровня жизни в городе и деревне, даст толчок для следующего этапа экономического развития КНР.
Некоторые меры в данном направлении предпринимаются. Так, в 2000 г. соответствии с планом «гармоничного развития города и деревни» Правительство КНР приняло новый курс, направленный на развитие сельского хозяйства. С 2003 г. в КНР активно решаются вопросы регулирования сельскохозяйственной структуры, увеличиваются крестьянские доходы за счет некоторого снижения налоговых ставок. В 2004 г. ставки в целом
понизились на 1%, были упразднены налоги на особую продукцию (кроме табачных листьев). Для стимулирования активности районов — основных производителей зерна в провинциях Цзилинь и Хэйлунцзян был проведён эксперимент по упразднению налогов, а в 11 провинциях — производителях зерна была снижена налоговая ставка на 3%; в других провинциях, административных районах и городах центрального подчинения налоговая ставка снизилась в целом на 1%. В приморских и других провинциях, в которых позволяли условия, в зависимости от финансовой ситуации проводилась экспериментальная реформа по упразднению сельскохозяйственных налогов [8].
С начала 2005 г. Правительство КНР постепенно приступило к расширению границ упразднения налогов. В уездах, в которых проводилась работа по поддержке бедных, начал осуществляться эксперимент по сокращению сельскохозяйственных налогов, в других регионах постепенно снижалась налоговая ставка. В районах освоения животноводства проводился эксперимент по упразднению налога на животноводство. Государственные предприятия по освоению целины и залежных земель проводили курс по снижению и упразднению сельскохозяйственных налогов на местном уровне. В уполномоченных регионах возможно самостоятельное проведение эксперимента по упразднению сельскохозяйственных налогов.
На 3-м пленуме 10-го созыва Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), состоявшемся 5 марта 2005 г., Госсовет отметил, что расходы Центрального финансового управления на сокращение всех налогов на животноводство составили 14 млрд юаней, которые были использованы в качестве компенсации за уменьшение доходов от взимания налогов. На 19-м пленуме 10-го созыва 29 декабря 2005 г. Постоянный комитет ВСНП принял «Решение об упразднении “Положения о сельскохозяйственном налоге КНР”». Согласно данному решению, «Положение о сельскохозяйственном налоге КНР», принятое 3 июня 1958 г. в ходе 96-го пленума первого созыва постоянного комитета ВСНП, с 1 января 2006 г. было отменено [9]. На самом деле упразднение налогов в 2006 г. коснулось только их отдельных видов. В частности, был отменен налог на сельскохозяйственную продукцию, использовавшуюся для нужд самих крестьян.
В настоящее время для того, чтобы постепенно приступить к выравниванию доходов населения Китая, необходимо унифицировать налоговую систему в городе и деревне. Об этом свидетельствует и международный опыт налогообложения. В большинстве развитых и развивающихся государств мира не существует отдельного сельскохозяйственного налога. При равных налоговых обязанностях в развитых государствах и в большинстве развивающихся государств специальный сельскохозяйственный налог не предусмотрен.
При установлении налогов на результаты производства преференции касаются продукции сельского хозяйства. Это отчетливо видно на примере НДС. В странах Западной Европы, в которых существует НДС на сельскохозяйственную продукцию, в Великобритании, Франции, Германии и Испании, он уплачивается по разным налоговым ставкам.
При установлении налога на имущество осуществляется его дифференциация. Например, при налогообложении имущества в США земли делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные; в Германии — на земли, предназначенные для сельскохозяйственного производства, и строительные территории. Во Франции, Германии, Испании и других странах Европейского союза льготное налогообложение сельского хозяйства проявляется в подоходном налоге, посредством снижения которого стимулируется развитие сельского хозяйства. Например, во Франции проводится льготный курс в отношении сельскохозяйственных кредитных банков, кооперативов и объединений, что выражается в снижении подоходных налогов; в Испании действует 25%-ная льгота на налоговую ставку
для сельхозкооперативов, одновременно утверждены многочисленные льготы с целью поощрения активности сельскохозяйственных производителей; в Германии был утвержден ряд налоговых сокращений для кооперативов и предприятий, занятых лесоводством.
В некоторых развивающихся государствах существуют специальные налоговые режимы для сельхозпроизводителей, благодаря чему налоговая нагрузка на крестьянство невелика. В качестве примера можно привести Индию, в налоговой системе которой основным является оборотный налог на потребителей. К специальным налогам в сельском хозяйстве относятся: налог на землю, налог на пользование сельскохозяйственными угодьями, налог на доход от сельскохозяйственной деятельности и др. Однако ставки по этим налогам достаточно низкие и занимают незначительную долю в общей сумме собираемых налогов, к тому же в Индии 90% крестьян относятся к категории «мелких землепользователей», а согласно специальному положению, эта часть крестьян вообще освобождается от уплаты налогов [10, с. 10].
Если же правительства и вводят значительные сельскохозяйственные налоги, то они преследуют определенные политико-экономические цели. Например, в Бразилии существует только один сельскохозяйственный налог — налог на землю, целью сбора которого является ограничение монополий и излишней концентрации земель и тем самым — стимулирование разумного и эффективного использования земельных ресурсов.
Таким образом, согласно международному опыту, в условиях унификации налоговой системы города и деревни все государства обращают внимание на защиту своего сельского хозяйства, утверждая льготные налоговые ставки и существенно снижая налоги для сельхозпроизводителей.
Учитывая экономическую ситуацию, сложившуюся в стране, положительный международный опыт следует применить и в КНР. В процессе унификации налоговых систем деревни и города правительству следует устанавливать льготное налогообложение для крестьянства с таким расчетом, чтобы стимулировать развитие и распространение новых сельскохозяйственных технологий, профессиональное обучение крестьян, увеличивать инвестиционные возможности сельского хозяйства, оптимизировать экспортно-импортные операции с сельхозпродукцией.
1. Статистический ежегодник Китая 2008. М.: Изд-во Банка Китая, 2008.
2. Zhang Xiaowei. The analysis of factors affecting the development of social harmony // Modern Business. 2008. N 5.
3. Li Binglong. China’s Policy choice of Fiscal Expenditure in Agriculture // Henan Xuekan. 2002. N 22.
4. «Положение о налогообложении сельского хозяйства в КНР». URL http://zh.wikipedia.org/wiki/ %E4%B8%AD%E5%9B%BD%E5%86%9C%E4%B8%9A%E7%A8%8E (дата обращения: 05.05.2009).
5. Jin Keming. System Innovation Is the Linchpin in Preventing the Rebound of Farmers’ Burden // Journal of Henan Finance & Taxation College. 2004. N 18.
6. URL: http://www.foodsmarket.info/news/content.php?id_news=985&id_groups=3 (дата обращения: 05.05.2009).
7. Hua Tang. Watches Chinese agricultural tax reform from the American agricultural tax the system // Tax Journal. 2006. N 6.
8. Замечания ЦК КПК и Госсовета КНР о мерах по повышению доходов крестьян: документ ЦК № 1 от 2004 г. URL: http://news.xinhuanet.com/newscenter/2004-02/08/content_1303644.htm (дата обращения: 05.05.2009).
9. Решение об упразднении «Положения о сельскохозяйственном налоге КНР». URL. http://www.gov. cn/test/2006-03/06/content_219801.htm (дата обращения: 05. 05 2009).
10. Wang Zhaocai, Bo Zhihua. Comparative Analysis of Foreign Tax System // Review of Economic Research. 2004. N 2.
Статья поступила в редакцию 6 мая 2010 г.