Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ'

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / НАЛОГ / МЕСТОРОЖДЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / РОЯЛТИ / GAS INDUSTRY / TAX / DEPOSIT / TAX LEGISLATION / TAX ON FINANCIAL RESULT / TAX ON MINING / ROYALTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косова А.И.

В данной статье рассмотрены основные преимущества налогообложения газодобывающей отрасли в нашей стране, а также ее регулирование налоговым законодательством. Рассмотрены системы налогообложения в Великобритании и Норвегии и их взаимосвязь с российской системой налогообложения. Кроме того, проанализированы особенности налога на финансовый результат перед действующей системой налога на добычу полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAXATION IN THE GAS PRODUCTION INDUSTRY

In this article, the main advantages of taxation of the gas industry in our country, as well as its regulation by tax legislation, are considered. Tax systems in the UK and Norway and their relationship with the Russian taxation system are considered. In addition, the features of the tax on the financial result before the current tax system for mining operations have been analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ»

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn38/taxation/taxes/ndpi.

4. Монина А.В. Анализ налога на добычу полезных ископаемых / А.В. Монина // Инновационная экономика. - 2016. - 2 (7).

5. Шадский С.Н. Роль налога на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья в формировании бюджета Российской Федерации / С.Н. Шадский // Проблемы геологии и освоения недр. - 2013.

УДК 336.221.24

Косова А.И. студент 2 курса факультет «Финансомика» Тюменский государственный университет научный руководитель: Лазутина Д.В., к.э.н.

доцент Россия, г. Тюмень

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ

ОТРАСЛИ

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные преимущества налогообложения газодобывающей отрасли в нашей стране, а также ее регулирование налоговым законодательством. Рассмотрены системы налогообложения в Великобритании и Норвегии и их взаимосвязь с российской системой налогообложения. Кроме того, проанализированы особенности налога на финансовый результат перед действующей системой налога на добычу полезных ископаемых.

Ключевые слова: газодобывающая отрасль, налог, месторождение, налоговое законодательство, налог на финансовый результат, налог на добычу полезных ископаемых, роялти.

Kosova A.I. student

2 year, Faculty of Finance Tyumen State University Russia, Tyumen Scientific adviser: Lazutina D.V. candidate of economic sciences, associate professor FEATURES OF TAXATION IN THE GAS PRODUCTION

INDUSTRY

Annotation: In this article, the main advantages of taxation of the gas industry in our country, as well as its regulation by tax legislation, are considered. Tax systems in the UK and Norway and their relationship with the Russian taxation system are considered. In addition, the features of the tax on the financial result before the current tax system for mining operations have been analyzed.

Keywords: gas industry, tax, deposit, tax legislation, tax on financial result,

tax on mining, royalties.

Составной и важной частью промышленности Российской Федерации является добыча полезных ископаемых. Право государства на взимание платежей за пользование недрами основано на его исключительном праве на недра земли, которое еще в имперский период развития российской государственности получило название "горная регалия". Рентный характер данных платежей обусловлен их направленностью на изъятие дохода-излишка в виде горной ренты, получаемой в результате эксплуатации природных ресурсов недр, главным образом полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование осуществляется, как правило, на основании решения компетентных органов государственной власти или заключенного соглашения о разделе продукции и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на право пользования недрами.

Добыча полезных ископаемых - это отрасль, обеспечивающая экономику нашей страны основными ресурсами и важнейшая экспортоориентированная отрасль. Главная задача отрасли заключается в удовлетворении растущих потребностей российской экономики в сырьевых и топливно-энергетических ресурсах, при одновременном мониторинге экологической ситуации в стране.

Особенности налогообложения газодобывающей отрасли в нашей стране характеризуется неравномерностью налогового бремени. Вклад газодобывающих предприятий в ВВП страны составляет 10 процентов, в тоже время газодобывающая отрасль обеспечивает около 30% налоговых поступлений в бюджет.

Законодательное регулирование газодобывающей отрасли в вопросе размера ставок претерпевает изменения почти каждый год. В среднесрочной перспективе можно предусмотреть тенденцию к незначительному увеличению ставки при добыче нефти и газа. Указанное обстоятельство предусмотрено министерством финансов с целью повышения уровня экономического развития страны. Законодательные поправки являются частью налогового маневра. Данные действия обусловлены тем обстоятельством, что чрезмерно высокие ставки могут сократить инвестиции нефтегазодобывающих компаний в новые проекты и месторождения, что не выгодно для российской экономики [1,2].

Необходимо отметить, что в соответствии с основными направлениями налоговой политики было произведено исчисление величины НДПИ на основе специальной формулы, учитывающей определенные нюансы при нефте- и газодобыче, например степень выработанности месторождений газа. Помимо указанного, был установлен ряд налоговых преференций по основным видам налогов в отношении углеводородного сырья, добытого на морских месторождениях, для организаций, которые осуществляют разработку новых морских месторождений углеводородного сырья, в том

числе на Каспийском море.

В связи с ростом доли трудноизвлекаемых запасов стоит отметить необходимость введения льгот, которые позволят вовлечь в разработку указанные запасы, так как их освоение при отсутствии стимулов малоэффективно. Необходимо отметить, что продолжающееся реформирование налогового законодательства усложняет принятие решений компаниями касательно вопросов инвестирования новых регионов по нефтедобыче. Кроме того, стоит подчеркнуть игнорирование налоговым законодательством проблем газовой отрасли, а именно вопроса о стимулировании газодобычи на малых месторождениях, отработанных и находящихся в труднодоступных районах.

Произведя анализ основных показателей поступлений налогов, уплачиваемых за добычу полезных ископаемых, а также за использование земельных ресурсов, стоит отметить, что динамика поступлений не является однозначно положительной, более того, крайне нестабильна [6].

Стоит также отметить постоянное увеличение числа освоенных месторождений. Результатом указанного является рост количества добываемых полезных ископаемых. Более того, размер доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет для природного газа увеличился в 3 раза.

Современное налоговое законодательство, регулирующее деятельность газодобывающих предприятий претерпевает ряд изменений. Налоги на природные ресурсы имеют непростой механизм расчета, учитывающий ряд особенностей отрасли. Значимым аспектом для предприятий, развивающих свою деятельность в области газовой добычи, является то, что хозяйственная деятельность включает геолого-разведывательное направление.

В настоящий момент для целей налогообложения важно не количество средств, потраченных на разведку, а объем добычи. Поскольку налог взимается сразу, экономика любого проекта автоматически ухудшается, и он часто становится нерентабельным в связи с тем, что НДПИ не завязан на финансовый результат.

Необходимо отметить, что международный опыт говорит о том, что введение налога, связанного с финансовым результатом, взамен ранее действовавшей системы налогообложения обычно не приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет. Показательными примерами в этой области могут являться системы налогообложения в Великобритании и Норвегии.

Ранее налоговая система Великобритании основывалась на аналогичных принципах, что и действующая система налогообложения России. Английская система представляла собой сочетание налогообложения прибыли (корпоративный налог + дополнительный сбор, налог на нефтедобычу) и налогообложения объема добытой нефти (роялти). Касательно системы налогообложения Норвегии также можно сделать вывод о ее схожести с российской. Указанная система сочетает в себе

налогообложение прибыли (корпоративный налог + нефтегазовый налог), налогообложение объема добытой нефти (роялти + природоохранные налоги и сборы) [10].

Можно отметить так же опыт нефте- и газодобычи в Нидерландах. Указанная система налогообложения построена на принципах экономического подхода. Государство зачастую участвует в большинстве проектов по добыче газа с долей 40 - 50%. Основными видами налогов являются: специальный налог (общая ставка, в том числе на шельфе, составляет 50%) и налог на сверхприбыль от добычи газа (ставка 50%). Налог на добычу (роялти) не играет существенной роли в налоговой системе Нидерландов и составляет от 0 до 7% в зависимости от сложности месторождения [10].

Как отмечалось ранее, прибыль от роялти облагается налогом. Однако указанная прибыль обычно компенсируется расходами по роялти по лицензионному соглашению, таким образом, в Нидерландах налогом облагается только разница между ними. Процент, определяющий размер данной разницы, находится в зависимости от размера роялти. Роялти, выплачиваемые в Нидерландах, налогом у источника выплаты не облагаются.

К основному преимуществу налога на финансовый результат (далее также НФР) перед действующей системой НДПИ целесообразно отнести зависимость налоговой нагрузки от финансового результата. Предполагается, что указанное обстоятельство будет стимулировать увеличение объема добычи нефти и налоговых поступлений.

Кроме того, предполагается, что НФР, в отличие от заменяемого им НДПИ, будет делиться между федеральным бюджетом и региональными бюджетами. Следствием указанного обстоятельства будут являться как, с одной стороны, прямые потери федерального бюджета, так и дополнительные поступления в территориальные бюджеты.

Помимо преимуществ введения НФР, в рамках, проведенных 13 марта 2015 года парламентских слушаний были указаны и возможные недостатки предлагаемого налога. К ним среди прочих были отнесены сложности при выработке механизмов его администрирования.

Необходимо отметить, что большая дифференциация НДПИ для улучшения условий разработки некондиционных месторождений потенциально может увеличить поступления в бюджет РФ. Система НДПИ уже апробирована и показывает свою действенность на протяжении последних лет.

Предлагается считать целесообразным изначальное введение НФР в качестве альтернативы НДПИ на определенных месторождениях с участием четко оговоренных и выдвинутых на добровольной основе компаний. Россия относится к государствам с высокой долей сырьевого сектора экономики. Природные ресурсы оказывают огромное влияние на благосостояние нации, что обусловлено прежде всего их редкостью и истощаемостью и требует

проведения продуманной государственной политики в области их использования и налогообложения.

Использованные источники:

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

5. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации"

6. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

7. Богачева О.В. Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 1. С. 27 - 33.

8. Кравченко С. Налоговое будущее не за горами // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 8. С. 59 -67.

9. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействие теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. 2014. N 1. С. 81 -90.

10. Национальный нефтегазовый форум. Дайджест. Тема выпуска: Налог на финансовый результат. Июль 2015. С. 17.

11.Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.

12.Усов А.И., Щелкалин С.Ю., Тургенева В.В., Рябов А.А. Практика по работе с компаниями нефтегазовой отрасли КПМГ в России и СНГ. С каждого - по результату // Нефть России. 2015. N 1 - 2. С. 28 - 29.

13.Чернявская Н.В., Клейман А.В. Экологические налоги в зарубежных странах: вопросы применения // Международный бухгалтерский учет. 2015. N 30. С. 43.

14.Химичева Н.И. Налоги как основной источник бюджетов: актуальные вопросы правового реформирования // Налоги. 2014. N 1. С. 43 - 45.

15.Юдахина Е. О новой системе налогового контроля // Практическая бухгалтерия. 2015. N 1. С. 69 - 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.