Научная статья на тему 'Особенности налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых крупнейших золотодобытчиков России'

Особенности налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых крупнейших золотодобытчиков России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2923
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ЗОЛОТО ЛИГАТУРНОЕ / ПОЛУПРОДУКТ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩИЙ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моченёва К.В.

В статье рассматривается налог на добычу полезных ископаемых в Российской Федерации в разрезе элементов налогообложения. Особое внимание уделено объекту налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в золотодобывающей промышленности России, так как в ней существует определенная специфика. Правильное определение объекта налогообложения, его верная классификация существенно влияют на собираемость налога на добычу полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых крупнейших золотодобытчиков России»

УДК 658.15

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КРУПНЕЙШИХ ЗОЛОТОДОБЫТЧИКОВ РОССИИ

К. В. МОЧЕНЁВА,

старший государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок E-mail: kirra2004@mail. ru Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5

В статье рассматривается налог на добычу полезных ископаемых в Российской Федерации в разрезе элементов налогообложения. Особое внимание уделено объекту налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в золотодобывающей промышленности России, так как в ней существует определенная специфика. Правильное определение объекта налогообложения, его верная классификация существенно влияют на собираемость налога на добычу полезных ископаемых.

Ключевые слова: налог, налог на добычу полезных ископаемых, золото лигатурное, полупродукт золотосодержащий, объект налогообложения, налоговая ставка, налоговая база, налоговый период.

В целях финансового обеспечения деятельности государства для осуществления возложенных на него функций правительство законодательно устанавливает налоги и сборы. Налоговые поступления доходной части государственного бюджета России от налогообложения добычи полезных ископаемых по-прежнему занимают существенную долю в бюджете (табл. 1).

Из анализа структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет России можно сделать вывод о том, что поступления от уплаты

НДПИ составляют около 1/5 части от общей суммы уплаченных налогов (см. табл. 1, рис. 1).

Из анализа структуры поступлений НДПИ в бюджет следует, что немаловажную роль играют поступления от добычи золота на территории Российской Федерации (табл. 2).

На основании данных, отраженных в табл. 2, можно сделать вывод о том, что количество добываемого золота в 2010 г. по сравнению с показателями 2008 г. увеличилось на 11,92 %. В 2011 г. количество добытого золота по сравнению с 2010 г. увеличилось на 10,65 %. При этом сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, выросла на 88,41 %, что обусловлено как увеличением количества добываемого золота, так и в большей степени ростом цены на золото вследствие благоприятной экономической ситуации на рынке золота, повлекшее за собой увеличение стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Информация о поступлении НДПИ в бюджет в отношении золота в динамике представлено на рис. 2.

Рассмотрим данный налог в разрезе законодательно установленных элементов налогообложения.

Таблица 1

Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2008—2011 гг., млрд руб.*

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Всего налоговых поступлений 7 948,9 6 288,3 7 695,8 13 059,2

Налог на прибыль организаций 2 513,0 1 264,4 1 774,4 7 493,7

Налог на доходы физических лиц 1 665,6 1 665,0 1 789,6 3 251,8

Налог на добавленную стоимость 998,4 1 176,6 1 328,7 920, 2

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 1 708,0 1 053,8 1 406,3 2 182,1

Доля НДПИ в налоговых поступлениях, %о 21,49 16,76 18,27 16,71

* По данным Росстата.

Таблица 2

Данные, характеризующие поступления НДПИ при добыче золота в динамике за 2008—2011 гг., тыс. руб.*

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Количество добытых полезных ископаемых (золото), т 172 506 194 556 193 061 213 616

Стоимость добытого полезного ископаемого (золото) 110 604 277 181 083 591 219 466 926 251 562 905

Сумма налога, уплаченная в бюджет (золото) 6 630 338 10 942 764 13 165 433 15 255 150

Доля в общей сумме налога (золото), % 0,41 0,99 0,92 0,97

Налогообложение добычи полезных ископаемых регламентируется гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статус пользователя недр организация или индивидуальный предприниматель приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр или вступления в силу соглашения о разделе продукции (предоставление участка недр в пользование на условиях раздела продукции также оформляется лицензией на право пользования недрами).

Право на пользование недрами возникает по основаниям, перечень которых приведен в ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Основным видом оснований возникновения право пользования недрами и самым распространенным является решение конкурсной или аукционной

* По данным ФНС России.

57,38

Налог на Налог на Налог на прибыль доходы добавленную организаций физических лиц стоимость

Источник: по данным Росстата.

Налог на добычу полезных ископаемых

Рис. 1. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2011 г., %

15 255 150

16 000 000

14 000 000

12 000 000

10 000 000

8 000 000

6 000 000

4 000 000

2 000 000

0

10 942 764

13 165 433

-Г—

6 630 338

Щ]

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Рис. 2. Сумма налога, уплаченная в бюджет (золото), тыс. руб.

комиссии о предоставлении права пользования участком недр.

Недра предоставляются в пользование для различных видов работ, как связанных с разработкой месторождения полезных ископаемых (поиск, оценка, разведка и добыча полезных ископаемых), так и не связанных:

^ общее геологическое изучение недр, в том числе научно-исследовательские работы, ведение мониторинга состояния недр; ^ строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ^ образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение; ^ сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно Закону РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с до-

бычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Как правило, лицензия выдается сроком на 20—35 лет и включает в себя, помимо добычи полезного ископаемого, стадии, предшествующие добыче, а именно: поиск, оценку, разведку и геологическое изучение.

Одним из вопросов определения статуса налогоплательщика НДПИ является вопрос о том, будет ли пользователем недр и, соответственно, налогоплательщиком лицо, которое добывает полезные ископаемые, но не имеет лицензии, выданной в установленном порядке. В качестве аргумента в пользу признания такого лица налогоплательщиком приводится то, что содержание действий данного лица по добыче полезного ископаемого по специальному разрешению не отличается от его добычи без разрешения. Следуя данной логике, это лицо пользуется недрами и в любом случае должно уплачивать НДПИ.

Вместе с тем собственно право пользования недрами, реализуемое пользователем недрами, возникает по основаниям, изложенным в Законе РФ «О недрах». Кроме того, по этим основаниям законом установлено исключительное право пользователя недрами, получившего горный отвод, осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Необходимость наличия лицензии для признания лица налогоплательщиком НДПИ подтверждается нормами гл. 26 НК РФ, закрепленными в ст. 335 НК РФ, из которой следует, что основанием для постановки на учет налогоплательщиков НДПИ являются сведения о выдаче лицензии на право пользования недрами.

Таким образом, лицо, которое осуществляет деятельность по добыче полезного ископаемого без лицензии, в силу Закона РФ «О недрах» и НК РФ не может быть признано пользователем недр и, соответственно, налогоплательщиком НДПИ.

В то же время деятельность без лицензии признается самовольным пользованием недрами и является нарушением законодательства РФ о недрах.

Важным вопросом в налогообложении НДПИ является определение объекта налогообложения.

Объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством. Российской Федерации.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, стандарту вида экономической деятельности, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации.

Для золотодобывающей промышленности полезным ископаемым признаются концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, т. е. извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.

Однако НК РФ предусмотрены случаи, когда полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий. Данные технологии должны быть отнесены к специальным видам добычных работ (в частности подземная газификация и выщелачивание, дренажная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).

Конечной продукцией технологического цикла золотодобывающих предприятий является золото лигатурное. Государственный стандарт Российской

Федерации, стандарт вида экономической деятельности, региональный стандарт, международный стандарт на данный вид золотосодержащего сырья не разработан ввиду того, что содержание золота по разрабатываемым месторождениям значительно варьируется, поэтому законодательством Российской Федерации предусмотрена разработка технических условий предприятия. Это подтверждает Государственный стандарт Российской Федерации «Металлы драгоценные. Термины и определения ГОСТ Р 52793-2007», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.12.2007 № 388-ст, в котором стандартизированы лишь термины в области драгоценных металлов.

Золотодобытчиками разработаны технические условия на готовую продукцию «Золото в слитках. Технические условия», «Золото и сплавы на его основе. Марки», «Золото лигатурное».

При этом полный технологический цикл производства конечной продукции — золота лигатурного включает в себя не только добычу, но также гидрометаллургию, электролиз и плавку. Таким образом, готовая продукция образуется с применением, помимо добычных, работ по переработке добытого полезного ископаемого.

В соответствии с нормами ст. 337 НК РФ все виды полезных ископаемых должны удовлетворять следующим условиям:

1. Являться продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащейся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

2. Являться продукцией, первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту (техническим условиям) предприятия.

3. Не являться продукцией, полученной при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющегося продукцией обрабатывающей промышленности.

4. Являться продукцией, полученной из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными

видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на право пользования недрами к специальным видам добычных работ.

Таким образом, при классификации объекта налогообложения НДПИ важно четко определить, что является добытым полезным ископаемым в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, отделив процесс добычи от процесса переработки полезного ископаемого и получения готовой продукции золотодобывающей промышленности.

Согласно основным этапам производственных процессов добытое полезное ископаемое, являющееся объектом налогообложения, возникает гораздо раньше, чем будет произведено золото лигатурное. Полупродукт золотосодержащий соответствует требованиям ст. 337 НК РФ и возникает лишь единожды в производственном процессе после стадии отделения рудоподготовки, готовый к дальнейшей переработке.

Также необходимо учесть п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N° 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости: «при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого... Данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке».

Таким образом, для золотодобывающей промышленности добытым полезным ископаемым будет признаваться не золото лигатурное, а полупродукт золотосодержащий.

Вследствие неверного определения объекта налогообложения НДПИ налоговая база и, соответственно, сумма налога будут исчислены в заниженных размерах, что повлечет за собой поступление налоговых доходов в бюджет России от НДПИ крупнейшими золотодобытчиками России в меньших размерах.

Необходимо отметить, что правильная квалификация объекта налогообложения, примененная одним из крупнейших золотодобытчиков России, привела к увеличению поступлений по НДПИ за налоговый период более чем в 2 раза.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).

Существуют два типа налоговой базы: количество добытого полезного ископаемого и стоимость добытого полезного ископаемого.

В виде количества налоговая база определяется по полезным ископаемым, составляющим в масштабах Российской Федерации наибольший экономический потенциал и по которым трансфертное ценообразование могло бы существенно повлиять на величину налогового обязательства, таких как нефть, газ горючий природный и попутный газ. В отношении остальных видов полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытого полезного ископаемого и определяется перемножением двух элементов: количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Количество добытого полезного ископаемого определяется одним из двух методов: прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным

о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Косвенный метод применяется только в случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно.

Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого, исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытого полезного ископаемого, как отмечалось ранее, определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, уменьшенной на величину расходов по доставке и расходов на аффинаж драгоценных металлов, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Пример 1. Горнодобывающая организация добыла по данным товарного баланса по золоту в налоговом периоде 1 500 000 г золотосодержащего полупродукта, в котором по данным анализа содержится 1 350 000 г химически чистого золота. В налоговом периоде аффинированное золото реализовано в количестве 1 480 000 г на сумму 2 447 920 000руб. (без налога на добавленную стоимость (НДС)), расходы на аффинаж составили 5 194 800 руб., расходы на доставку золота до покупателя — 12 000 000 руб.

Стоимость единицы химически чистого металла, используемая в целях налогообложения, равна 1 642,38 руб. за 1 г [(2 447 920 000 руб. — —5 194 800руб. — 12 000 000руб.): 1 480 000 г].

Доля содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом (полупродукте) составляет 0,9 (1 350 000 г:1 500 000 г).

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого с учетом доли содержания золота в концентрате равна 1 478,14 руб. (1 642,38 руб. х 0,9).

В случае отсутствия у налогоплательщика НДПИ реализации добытого полезного иско-

паемого налогоплательщик применяет цену, установленную при реализации в ближайшем из предыдущих налоговых периодов.

Налоговым периодом НДПИ признается календарный месяц.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 % (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.

Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» регламентирован порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, возникающих при их добыче.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации).

Необходимо отметить, что в целях определения количества полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по общеустановленной ставке, к потерям в пределах нормативных относятся потери, возникающие исключительно при добыче полезного ископаемого. Потери, возникающие в процессе переработки добытой золотосодержащей руды, не могут быть отнесены к нормативным потерям.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.

При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

В случае, если на момент наступления срока уплаты НДПИ по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в установленном порядке, а по вновь разрабатываемым месторождениям — нормативы потерь, установленные техническим проектом.

В отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, НК РФ установлена налоговая ставка в размере 6,0 %.

Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Пример 2. Исходные данные — см. пример 1. Налоговая база (стоимость концентрата золотосодержащего) составит 2 217 210 000 руб. (1 500 000г х 1 478,14руб.).

Сумма НДПИ, подлежащая уплате в бюджет, составит 133 032 600 руб. (2 217 210 000 руб. х 6 %).

Сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством. Российской Федерации.

Налогоплательщики НДПИ, имеющие статус крупнейших, отчитываются в налоговую инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Сумма НДПИ, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Таблица 3

Структура НДПИ в разрезе элементов налога

Элемент налога Содержание элемента

Налогоплательщик Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся недропользователями

Объект налогообложения Полезное ископаемое, в отношении которого должны выполняться следующие условия: ■ являться продукцией горнодобывающей промышленности; ■ являться продукцией, по своему качеству соответствующей государственному стандарту, а в случае его отсутствия — стандарту организации. Оба эти условия должны выполняться в совокупности. Для золотодобывающей промышленности таким полезным ископаемым является полупродукт золотосодержащий

Налоговая ставка В отношении золота установлена ставка в размере 6 %

Налоговый период Календарный месяц

Налоговая база Произведение количества полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы, как правило, определяется как отношение сложившейся за налоговый период выручки от реализации полезного ископаемого, уменьшенной на величину транспортных расходов и расходов на аффинаж, к количеству добытого полезного ископаемого

Налоговая льгота либо ставка налога 0 % Налоговых льгот по НДПИ НК РФ не установлено. Ставка в размере 0 % применяется в отношении потерь полезного ископаемого при добыче в пределах утвержденных в установленном порядке нормативов потерь, а для вновь разрабатываемых месторождений — нормативов потерь, утвержденных техническим проектом

Сроки представления налоговой декларации и уплаты налога в бюджет Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, для целей определения подлежащей уплате суммы НДПИ за налоговый период важно правильно классифицировать объект налогообложения. Для золотодобывающей промышленности таким объектом выступает полупродукт золотосодержащий, который в технологическом процессе золотодобывающих предприятий возникает гораздо раньше получения золота лигатурного. Определение объекта налогообложения как полупродукта золотосодержащего существенно улучшит показатели собираемости НДПИ в золотодобывающей промышленности.

В целях более наглядного отражения рассмотренного материала в табл. 3 представлен НДПИ В разрезе элементов, учитывая специфику золотодобывающей промышленности.

Рассмотрим пример исчисления НДПИ, подлежащего уплаты в бюджет по итогам налогового периода.

Пример 3. Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей» на основании лицензии № КЕМ 12345 ТЭ разрабатывает коренное золоторудное месторождение золота на участке недр.

В сентябре 2012г. было добыто 1 200 5 74г золотосодержащего полупродукта с долей содержания золота 0,8. Списано с учета 3 521 г руды с содержанием золота 0,341.

В налоговом периоде было реализовано 896 720г золота по цене 1 654,31 руб. за 1 г (без НДС). Расходы на аффинаж составили 3,51 руб. за 1 г. Затраты по доставке золота до покупателя— 3 000 000 руб.

В отношении золота установлен норматив потерь в размере 0,21 % в месяц. Фактические потери полезного ископаемого при его добыче составили 1 030 г.

Определим налоговую базу по НДПИ за октябрь 2012 г.

Отметим, что потери полезного ископаемого при добыче облагаются по налоговой ставке 0 %%. Рассчитаем нормативные потери полезного ископаемого за октябрь 2012 г. Потери полупродукта золотосодержащего составили 2 521 г (1 200 5 74г х 0,21 %). Таким образом, потери в размере 1 030 г облагаются по ставке 0 %.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого с учетом доли содержания золота в концентрате — 1 323,45 руб. (1 654,31 руб. х 0,8).

Налоговая база по НДПИ за октябрь 2012г. составит 1 588 899 660руб. (1 200 574г х 1 323,45 руб.).

Сумма налога за октябрь 2012г. составила 95 333 980 руб. (1 588 899 660 руб. х 6 %%).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О недрах: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1.

3. Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения: постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.

4. Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности: постановление Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

5.ПавловаЛ.П.,ЮмаевМ.М. Налогообложение добычи полезных ископаемых. М.: Щит-М, 2007.

6. URL: http://www. gks. ru.

7. URL: http://www. nalog. ru.

Вниманию менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов и студентов!

Журнал «Дайджест-Финансы»

ISSN 2073-8005

Выпускается с 1996 года. Журнал реферируется ВИНИТИ РАИ. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИИЦ).

Формат A4, объем 76 - 84 с. Периодичность - 1 раз в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

33384 71221 40787

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.