Научная статья на тему 'Исторические аспекты налогообложения добытых полезных ископаемых'

Исторические аспекты налогообложения добытых полезных ископаемых Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1072
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / MINERALS / ДОБЫТЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / MINERALS EXTRACTED / ПРИЗНАКИ ДОБЫТЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / SIGNS OF MINED MINERALS / ЭТАПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / STAGES OF TAXATION OF SUBSOIL USE / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / TAX ON THE EXTRACTION OF MINERALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троянская Мария Александровна, Тюрина Юлия Габдрашитовна

Значение природно-ресурсного сектора для экономики России велико не только с точки зрения текущего наполнения бюджетов (известно, что их доходная база в большей степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов), но и для выполнения стратегических задач государства. Именно этим объясняется постоянный интерес к вопросам налогообложения добычи полезных ископаемых. Авторами на основе анализа понятий «полезное ископаемое» и «добытое полезное ископаемое» выделены характерные признаки добытых полезных ископаемых, состоящие из общих и специальных. Показано, что в целях обложения налогом на добычу полезных ископаемых термины «полезное ископаемое» и «добытое полезное ископаемое» рассматриваются как синонимичные. Уделено внимание классификациям добытых полезных ископаемых. Прослежен исторический процесс становления российской системы налогообложения недропользования от рентных платежей до целого спектра режимов налогообложения. Сделан акцент на исследовании изменения ставки налога на добычу полезных ископаемых в сопоставлении с ценой на нефть и курсом доллара за ряд лет. Результаты исследования позволят разработать направления совершенствования налогообложения недропользования, учитывающие накопленный исторический опыт в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF TAXATION OF EXTREME MINERAL RESOURCES

The significance of the natural resource sector for the Russian economy is great not only from the point of view of the current filling of budgets (it is known that their revenue base is formed to a greater extent by the extraction and export of raw materials), but also to fulfill the strategic tasks of the state. This explains the constant interest in the taxation of mining. The authors, based on the analysis of the terms “mineral” and “extracted minerals”, identify the characteristic features of minerals extracted, consisting of general and special minerals. It is shown that in order to impose a tax on the extraction of minerals, the terms “mineral” and “extracted mineral” are considered to be synonymous. Attention is paid to classifications of minerals recovered. The historical process of formation of the Russian system of taxation of subsoil use from rent payments to a whole range of taxation regimes is traced. The emphasis was placed on the study of the change in the rate of the mineral extraction tax in comparison with the price of oil and the dollar rate for a number of years. The results of the research will allow developing directions for improving taxation of subsoil use, taking into account the accumulated historical experience in this field.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты налогообложения добытых полезных ископаемых»

УДК 336.22, 336.025

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫТЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

© 2018

Троянская Мария Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов Тюрина Юлия Габдрашитовна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: u_turina@mail.ru)

Аннотация. Значение природно-ресурсного сектора для экономики России велико не только с точки зрения текущего наполнения бюджетов (известно, что их доходная база в большей степени формируется за счет добычи и экспорта сырьевых ресурсов), но и для выполнения стратегических задач государства. Именно этим объясняется постоянный интерес к вопросам налогообложения добычи полезных ископаемых. Авторами на основе анализа понятий «полезное ископаемое» и «добытое полезное ископаемое» выделены характерные признаки добытых полезных ископаемых, состоящие из общих и специальных. Показано, что в целях обложения налогом на добычу полезных ископаемых термины «полезное ископаемое» и «добытое полезное ископаемое» рассматриваются как синонимичные. Уделено внимание классификациям добытых полезных ископаемых. Прослежен исторический процесс становления российской системы налогообложения недропользования от рентных платежей до целого спектра режимов налогообложения. Сделан акцент на исследовании изменения ставки налога на добычу полезных ископаемых в сопоставлении с ценой на нефть и курсом доллара за ряд лет. Результаты исследования позволят разработать направления совершенствования налогообложения недропользования, учитывающие накопленный исторический опыт в этой области.

Ключевые слова: полезные ископаемые, добытые полезные ископаемые, признаки добытых полезных ископаемых, этапы налогообложения недропользования, налог на добычу полезных ископаемых.

HISTORICAL ASPECTS OF TAXATION OF EXTREME MINERAL RESOURCES

© 2018

Troyanskaya Mariya Alexandrovna, candidate of economic sciences, associate professor

of the department of finance Tyurina Yuliya Gabdrashitovna, doctor of economic sciences, associate professor, head of the department of state and municipal management Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: e-mail: u_turina@mail.ru

Abstract. The significance of the natural resource sector for the Russian economy is great not only from the point of view of the current filling of budgets (it is known that their revenue base is formed to a greater extent by the extraction and export of raw materials), but also to fulfill the strategic tasks of the state. This explains the constant interest in the taxation of mining. The authors, based on the analysis of the terms "mineral" and "extracted minerals", identify the characteristic features of minerals extracted, consisting of general and special minerals. It is shown that in order to impose a tax on the extraction of minerals, the terms "mineral" and "extracted mineral" are considered to be synonymous. Attention is paid to classifications of minerals recovered. The historical process of formation of the Russian system of taxation of subsoil use from rent payments to a whole range of taxation regimes is traced. The emphasis was placed on the study of the change in the rate of the mineral extraction tax in comparison with the price of oil and the dollar rate for a number of years. The results of the research will allow developing directions for improving taxation of subsoil use, taking into account the accumulated historical experience in this field.

Keywords: minerals, minerals extracted, signs of mined minerals, stages of taxation of subsoil use, tax on the extraction of minerals.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Российская Федерация обладает богатой и разнообразной минерально-сырьевой базой. Экономическая политика, в частности налоговая, в свою очередь является важным инструментом, который влияет на добычу полезных ископаемых и их возобновляемость, устанавливая порядок разработки месторождений, применение технологий и т. д.

Общая направленность системы обложения добычи полезных ископаемых, включая обеспечение экологически безопасного стабильного развития на основе образования рентных взаимоотношений между государством и природопользователями, порядок определения последовательности воздействия налоговых стимулов, должна учитывать исторический опыт, тенденции и проблемы в развитии добывающей отрасли одновременно со стратегическими приоритетами экономической политики, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации на каждом витке развития экономики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Мониторинг теоретико-методологических подходов к вопросам налогообложения добытых полезных ископаемых в разнонаправленных аспектах своих исследований (например, определение понятий «полезное ископаемое»

и «добытое полезное ископаемое», вопросы классификации добытых полезных ископаемых, правовая природа налога на добычу полезных ископаемых, вопросы налогообложения добытых полезных ископаемых, проблемы совершенствования налогообложения при недропользовании) посвятили свои труды следующие ученые экономисты: Л.П. Павлова [1-2], Г.Р. Голованов [3-6], Ю.М. Лермонтов [7-9], М.М. Юмаев [10-11], В.В. Понкратов [12-14], А.С. Баландина [15-17]. Однако в работах недостаточно освещены вопросы налогообложения добычи полезных ископаемых с позиции исторического ракурса, что немаловажно, поскольку при принятии решений и реализации современной государственной экономической политики.

Формирование целей статьи (постановка задания). Выработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых должна учитывать накопленный исторический опыт в этой области. В связи с этим поставлена цель систематизации исторических этапов российского опыта налогообложения добычи полезных ископаемых, основанных на мониторинге публикаций, имеющихся по вопросам обложения природных ресурсов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Вопрос определения понятий «полезное ископаемое», «добытое полезное ископаемое» в литературе является

Троянская Мария Александровна, Тюрина Юлия Габдрашитовна ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫТЫХ ...

относительно не дискуссионным. Основное содержание указанных терминов раскрывается в законодательных источниках.

Так, в ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что «полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации» [18].

Из приведенного определения усматриваются основные характеристики добытых полезных ископаемых, представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Характерные признаки добытых полезных ископаемых

*Источник: составлено авторами

В целях обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) термины «полезное ископаемое» и «добытое полезное ископаемое» равнозначны. Хотя во всех сферах, не касающихся налогообложения, термин «полезное ископаемое» наделен более широкой смысловой нагрузкой, включающей в себя как добытые полезные ископаемые, так и ископаемые, находящиеся в земной коре.

В тоже время согласно ст. 337 НК РФ, «полезным ископаемым не признается, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности».

Одновременно с этим п. 3 указанной статьи «полезным ископаемым признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ».

В научной литературе добытые полезные ископаемые принято классифицировать по различным основаниям. Наиболее популярное среди них - по типу месторождения ископаемого. По данному классификационному признаку выделяют:

- горючие (топливные) полезные ископаемые, такие как нефть, газ, торф и др.;

- металлические (рудные) полезные ископаемые, к примеру, медь, алюминий и др.;

- неметаллические (не рудные) полезные ископаемые, которые в свою очередь подразделяются на сырье горнорудное (асбест, известняк, слюда), сырье химическое (сера, апатит, калийные соли), строительные материалы (гипс, мрамор), камни самоцветные (драгоценные, полудрагоценные, поделочные), подземные и природные лечебные воды.

В п. 2 ст. 337 НК РФ законодатель ушел от какой-либо группировки добытых полезных ископаемых и просто предложил следующий их перечень: «горючие сланцы, уголь, торф, углеводородное сырье, .... сырье радиоактивных металлов».

Приведенный список не является исчерпывающим,

в силу того, что некоторые пункты содержат формулировку, упоминающую о других полезных ископаемых, не приведенных в перечне.

Это означает, что законодатель не в состоянии перечислить в НК РФ все имеющиеся виды добытых полезных ископаемых, а потому оставил возможность для их дополнения.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, понятие «добытые полезные ископаемые» содержит в себе множество аспектов, игнорирование которых может привести к возникновению ошибок при налогообложении.

Мировая практика демонстрирует довольно широкий набор инструментов, применяемых в сфере налогообложения природных ресурсов.

В процессе становления российская система налогообложения недропользования преодолела путь от обложения посредством рентных платежей до целого спектра режимов налогообложения.

Формирование элементов платного недропользования в России относят к началу XVII в.

Тогда налоговое законодательства, как таковое еще не существовало, а правовое регулирование добычи полезных ископаемых осуществлялось через нормы горного законодательства.

Для того, чтобы осуществлять добычу полезных ископаемых необходимо было получить специальную грамоту, которая выдавалась при условии оплаты в казну натурой установленного количества добываемых природных ресурсов.

В 1719 г. Берг-Привилегией Петра Великого была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере «десятой доли от прибытка» (валовой добычи полезных ископаемых). Указанным документом также устанавливался принцип горной регалии, который предполагал наделение привилегиями и жалованной грамотой, предоставлявшей право на разработку недр, тех, кто открывал месторождение природных ресурсов. Спустя год, такие права стали предоставляться и иностранным гражданам [19].

Определенным прорывом того времени стало установление ст. 11 Берг-Привилегий своеобразных налоговых каникул - «...1/10 на несколько лет отпустить ...» - при уплате горной подати. В случае убыточного производства законодатель освобождал от уплаты горной подати, «ежели при искании тех руд будет убыток больше прибыли» [20].

Отметим, что получение возможности не уплачивать горную подать зависело именно от финансового результата деятельности горнопромышленника, а не от определенных природных условий добычи, количественного и качественного состава полезного ископаемого.

Главные положения Берг-Привилегии были неизменными более 60 лет, они послужили основой для зарождения рентных отношений в России и сыграли важную роль в формировании инструментов рентных изъятий.

В дальнейшем развитие горного законодательства было связано с переходом от единообразного правового регулирования всех горных промыслов на создание особых условий при поиске и добыче полезных ископаемых на различных территориях империи и даже на разных месторождениях. Горные подати для отдельных отраслей постепенно заменялись общим промысловым налогом.

Таким образом, существовавшие до 1917 г. горные подати с частных горных предприятий были обусловлены «правом верховной собственности государства на недра» и следующим из этого получением прибыли от частных предприятий за добычу полезных ископаемых.

Вместе с этим форма получения этого дохода государством наиболее близка к налоговым платежам, поскольку установление горных податей происходило законом или актом, равнозначным ему по юридической силе, их оплата в казну государства совершалась под

страхом принуждения с целью удовлетворения необходимых потребностей общества.

До 1930-х годов изъятие ренты в СССР происходило в виде арендных платежей, размер которых варьировался в зависимости от рентообразующих факторов и территории, в которой велись работы по добыче ископаемых. Кроме арендной платы взимался также «разведочный сбор», возмещающий геологоразведочные расходы, и «погектарная плата», позволяющая изъять собственно земельную ренту [21].

После 1930 г. с введением налога с оборота, все прямые изъятия ренты в добывающей промышленности были отменены.

Использование этого механизма происходило преимущественно там, где рентные доходы ресурсодобывающих производств посредством системы оптовых и розничных цен обретали форму доходов сфер деятельности, которые выпускают конечную продукцию, следовательно, значительный размер ренты изымался через налог с оборота, т.е. в перерабатывающих и обрабатывающих отраслях промышленности.

Принципиальные изменения в системе обложения добычи полезных ископаемых были введены реформой А.Н. Косыгина в 1965 г., когда различные виды деятельности в сфере нефти и газа стали облагаться дополнительными рентными платежами.

При расчете указанных платежей учитывался норматив рентабельности предприятий, и игнорировались такие показатели, как объем запасов и их местоположение.

Вновь введенные рентные платежи, в отличие от предыдущих, не подлежали включению в себестоимость продукции, а уплачивались из прибыли при применении постоянной ставки с каждой тонны нефти и кубометра газа.

Это обеспечило рост поступлений в бюджет, которые по оценкам экономистов, достигли 80% от суммы налога с оборота.

Вместе с тем следует отметить, что наличие рентных платежей и налогов в сфере природопользования не давали никакого эффекта в условиях централизованной экономики: ни экономического, ни стимулирующего, ни социального, ни фискального.

С наступлением 1990-х гг. существующие проблемы еще более усугубились. Посредством «ваучеризации» и акционирования организации добывающего производства были отданы от государства в руки частного бизнеса.

Значительно сократилось число рентообразующих отраслей, снизилась практически в 2 раза добыча природных ресурсов. В этих условиях рента, которая раньше государством в полном объеме оставлялась себе, стала присваиваться частными компаниями.

В Российской Федерации платное недропользование было введено законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», который установил основные виды налогов при использовании недр (исключение акцизы на минеральное сырье).

Обложение природных ресурсов было представлено системой, включающей следующие платежи: плату за право пользования недрами при добыче полезных ископаемых; целевые отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть, в т. ч. газовый конденсат, и природный газ.

Следует отметить, что указанные налоги, за исключением акцизов, были для налогоплательщиков не сильно обременительными и не играли достаточной для государства фискальной роли.

Связано это было с недостатками законодательства, которые давали возможность устанавливать трансфертные внутрифирменные цены на нефть, добытую на устье скважины, значительно ниже цен фактической реализации.

Кроме того допускалось внесение платежей не только в денежном выражении, но и в натуральной форме

в виде добытых полезных ископаемых. Усугубляла положение разноплановость правового регулирования: основные элементы налогообложения природопользования вводились межведомственными инструкциями, ставки отдельных платежей регламентировались лицензионными соглашениями, т. е. устанавливались исполнительными органами власти вместе с налогоплательщиком.

После дефолта 1998 г., благодаря которому обогатились добывающие компании, государство сменило политику в отношении природных ресурсов и взимания рентных платежей.

Спустя год на природные ресурсы государство ввело вывозные таможенные пошлины, ставка которых была увязана с мировой ценой на нефть.

С 1 января 2001 г. регулирование ставок, порядка исчисления и уплаты акцизов на углеводородное сырье стало осуществляться введенной в действие главой 22 НК РФ «Акцизы».

Далее упразднили плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дифференцированные акцизы на нефть и газ, а с 1 января 2002 г. вступила в силу глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».

Введение нового федерального налога преследовало цель:

- совершенствования и упрощения системы налогообложения использования природных ресурсов, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в данной сфере;

- экономического принуждения пользователей природных ресурсов к их бережному и экономному применению;

- увеличения доходных поступлений в бюджет.

В настоящее время доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых по нормативам отчислений поступают в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

А доля НДПИ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РФ составляет более 30 %. Причем, что такая структура установилась не сразу. В 2002-2003 гг. удельный вес НДПИ среди всех налоговых доходов составлял всего 9 %.

В последующем налог постепенно нарастил свой фискальный потенциал, за 15 лет сумма поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ выросла в 4 раза с учетом инфляции.

В главу 26 НК РФ ежегодно вносятся те или иные изменения.

Расширяются и сужаются льготы по налогу, уточняется круг плательщиков и порядок их постановки на учет, объект налогообложения и т.д. [22].

Наиболее часто подвергаются корректировке налоговые ставки. В качестве примера рассмотрим изменение ставок НДПИ на нефть за период 2002-2017 гг., представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика ставки НДПИ на нефть за период 2002-2017 гг.

Период (на L января) Стоииость дояп./бар Курс доллара, руб. уровню 200^?!"% НДПИ. руб. Ставка ВДПИ. руб. НДПИ на нгфть к уровню 2002 г.. %

2002 19.82 30.7605 340 490.416

2003 29.77 31.8116 150 340 934.388 191

2004 29.17 28.9253 147 347 843,21 172

2005 40.02 27.9355 202 419 1392.16 284

2006 59.1 S 28.4137 299 419 2288.913 467

2007 49.79 26.4751 251 419 1733.654 354

2008 S9.il 24.5014 452 419 3170.699 647

2009 42.28 31.5232 213 419 1380.521 281

2010 75,7 29 94?S 382 419 2918 :■ S4 595

2011 94.13 30.0855 475 419 3821.825 779

2012 109.8 31.5162 554 446 5105.496 1041

2013 112.2 30.258 566 470 5296.195 1080

2014 Юб.73 33 454 538 493 5798.37 1182

2015 46,14 6I.S7~3 233 766 5655.071 1153

2016 28.53 144 857 3390.292 691

2017 53.03 59,9583 268 919 8028.844 1637

*Источник: составлено авторами по источнику [22] Кроме того изменился сам механизм расчета налога

Троянская Мария Александровна, Тюрина Юлия Габдрашитовна ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫТЫХ ...

при добыче нефти.

С 2007 г. практически ежегодно вводились новые коэффициенты, нацеленные на снижение нагрузки на недропользователей, среди них: коэффициент выра-ботанности запасов; коэффициент запасов; коэффициент, характеризующий сложность извлечения нефти (вид продуктивных отложений, проницаемость залежи, предельная эффективная нефтенасыщенная толщина пласта); коэффициент, применяемый при добыче труд-ноизвлекаемой нефти; коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти; коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть; специальный коэффициент, введенный с 2017 г. и устанавливаемый законодательством в фиксированной величине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом развитие налогообложения добычи полезных ископаемых не останавливается. Согласно официальным источникам, в среднесрочной перспективе планируется развитие налоговой системы в таком русле, чтобы снизить зависимость бюджета от поступлений НДПИ, вплоть до введения нового налога на добавленный доход.

Выводы исследования. Результаты исследования показали, что в Российской Федерации система налогообложения недропользования прошла долгий путь развития: от простого рентного обложения до целого спектра налоговых режимов.

Решающую роль в формировании инструментов рентных изъятий в нашей стране сыграла Берг-Привилегия Петра Великого 1719 г. Установленные ею основы взимания горной подати применялись в Российской империи вплоть до 1917 г.

В советский период рентные платежи взимались в виде арендной платы, разведочного сбора, погектарной платы, но в условиях централизованной экономики они не давали никакого эффекта.

В переходный период многообразие платежей в сфере добычи полезных ископаемых было представлено платой за право на пользование недрами при добыче полезных ископаемых; целевыми отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизами на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ. Наличие системных и правовых недостатков не позволило в полной мере реализовать возложенные на эти платежи функции.

Лишь только принятие НК РФ вывело налогообложение добычи полезных ископаемых в России на принципиально новый уровень. Существующий механизм налогообложения добычи полезных ископаемых в России в соответствии с главой 26 НК РФ направлен на решение двух основных задач: обеспечение значительных и стабильных поступлений в государственный бюджет и стимулирование инвестиционной активности в данном секторе экономики.

С первой задачей, благодаря методам и инструментам, обеспечивающим простоту администрирования и прогнозируемость величины доходов, НДПИ справляется. Реализация второй задачи подвергается многосторонней критике.

Несмотря на то, что в последние годы в НК РФ внесено множество поправок, нацеленных на преодоление сдерживающих факторов (важнейшими среди них стали корректировка налоговых ставок, введение коэффициента, учитывающего особенности добычи углеводородных ресурсов, расширение льгот и преференций для недропользователей, ведущих свою деятельность на приоритетных территориях развития), проблемы в этой сфере все еще остаются.

При разработке мер по совершенствованию, следует учитывать, что только рациональное сочетание интересов недропользователей и государства позволит достичь желаемых результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Павлова Л.П., Канатаев Д.Ю. Проблемы совершенствования системы налогообложения при недро-

пользовании (на примере нефтедобывающей отрасли) // Финансы. 2002. № 6. С. 31.

2. Павлова Л.П., Юмаев М.М. Новый режим налогообложения на добычу полезных ископаемых // Финансы. 2013. № 5. С. 38-42.

3. Голованов Г. О некоторых вопросах правового регулирования исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых // Хозяйство и право. 2007. № 7. С. 82-88.

4. Голованов Г.Р. Характеристика содержания понятия «полезное ископаемое» (для целей определения объекта налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых) // Финансовое право. 2007. № 1. С. 6-13.

5. Голованов Г.Р. Правовая природа НДПИ // Налоговый вестник. 2008. № 5. С. 100-104.

6. Голованов Г.Р. К вопросу о функциях налога на добычу полезных ископаемых // Право и экономика. 2009. № 9. С. 55-61.

7. Лермонтов Ю.М. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при исчислении НДПИ // Аудитор. 2008. № 9. С. 22-29.

8. Лермонтов Ю.М. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых // Все для бухгалтера. 2008. № 9. С. 56-64.

9. Лермонтов Ю.М. Обложение НДПИ // Аудит и налогообложение. 2008. № 1. С. 36-39.

10. Юмаев М.М. Налогообложение добычи полезных ископаемых: от дифференциации к новой концепции // Налоговая политика и практика. 2011. № 11. С. 60-64.

11. Юмаев М.М. О развитии налогообложения добычи твердых полезных ископаемых // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009. № 6. С. 14-19.

12. Понкратов В.В. Налогообложение добычи углеводородного сырья в России: проблемы и перспективы развития // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-1 (33). С. 228-234.

13. Понкратов В.В. Налоговые инструменты изъятия природной ренты при добыче нефти и газа // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 28-32.

14. Понкратов В.В. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых по природному газу с учетом состояния минерально-сырьевой базы отрасли // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 8. С.

79-85.

15. Баландина А.С. Современные тенденции формирования налоговых платежей для нефтегазового сектора РФ // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2017. № 2 (82). С.

80-88.

16. Баландина А.С. Подходы к дифференциации налогообложения нефтегазового сектора экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 3. С. 44-47.

17. Гринкевич Л.С., Баландина А.С. Теоретико-методические подходы к реформированию системы налогообложения газодобывающих организаций в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 3. С. 103108.

18. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www. consultant.ru

19. Сафина Е.С. Развитие рентных платежей в России // Финансы и кредит. 2011. № 3 (435). С. 52-58.

20. Голованов Г.Р. История развития законодательства о налогообложении недропользования в России // Журнал российского права. 2007. № 9 (129). С. 132-141.

21. Овчаров А. В. Актуальные проблемы реформирования механизма государственного регулирования рентных отношений // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 6-9.

22. Баландина А.С. Сравнительный анализ налога

на дополнительный доход, налога на финансовый результат и налога на добычу полезных ископаемых при разработке нефтегазовых месторождений // Сибирская финансовая школа. 2017. № 3 (122). С. 46-49.

Статья поступила в редакцию 13.04.2018 Статья принята к публикации 25.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.