Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ ХРАМОВ ГОРНОЗАВОДСКИХ ПОСЕЛКОВ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ ХРАМОВ ГОРНОЗАВОДСКИХ ПОСЕЛКОВ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
храм / православие / горный завод / Урал / престол / temple / Orthodoxy / mining plant / Ural / altar

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вострокнутов А.В.

В работе рассматриваются особенности освящения главных алтарей и дополнительных приделов храмов уральских горных заводов. Храм был важной частью горнозаводского пространства и жизни мастеровых и начальства. Анализируя особенности посвящения главных алтарей и дополнительных приделов в горнозаводских храмов Пермской губернии в границах современного Пермского края, мы можем сделать выводы об их включенности в жизнь горного завода (прослежена тенденция к сокращению числа новых освящений совпавшая с кризисом в горном деле в середине XIX в.), связи с заводовладельцами, правителями государства(освящения в честь небесных покровителей), а также о символическом значении событий священной истории или святых, в честь которых они были освящены. Выбор освящения алтарей и дополнительных приделов был связан с экономикой завода, поскольку часто совпадал с днями, когда работы на заводе останавливались (празднование Рождества и Святок, сенокос, Троица и т.д.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NAMING TEMPLES OF SETTLEMENTS OF THE PROVINCE

The paper discusses the features of the consecration of the main altars and additional chapels of the temples of the Ural mining plants. The temple was an important part of the mining space and the life of craftsmen and bosses. Analyzing the features of the dedication of the main altars and additional chapels in the mining temples of the Perm province within the borders of the modern Perm region, we can draw conclusions about their involvement in the life of the mining plant (the tendency to reduce the number of new consecrations coincided with the crisis in mining in the middle of the XIX century), the relationship with the plant owners, the rulers of the state (consecration in honor of the heavenly patrons), as well as the symbolic significance of the events of sacred history or saints in whose honor they were consecrated. The choice of consecration of altars and additional chapels was connected with the economy of the plant, since it often coincided with the days when work at the plant stopped (celebration of Christmas and Yuletide, haymaking, Trinity, etc.)

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ ХРАМОВ ГОРНОЗАВОДСКИХ ПОСЕЛКОВ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ»

УДК 908, 93/94, 913

DOI: 10.24412/2658-7637-2021-19-153-166

А.В. Вострокнутов ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ ХРАМОВ ГОРНОЗАВОДСКИХ ПОСЕЛКОВ ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ*

ФГАОУ ВО «Пермский национально-исследовательский университет», Пермь, РФ

В работе рассматриваются особенности освящения главных алтарей и дополнительных приделов храмов уральских горных заводов. Храм был важной частью горнозаводского пространства и жизни мастеровых и начальства. Анализируя особенности посвящения главных алтарей и дополнительных приделов в горнозаводских храмов Пермской губернии в границах современного Пермского края, мы можем сделать выводы об их включенности в жизнь горного завода (прослежена тенденция к сокращению числа новых освящений совпавшая с кризисом в горном деле в середине XIX в.), связи с заводовладельцами, правителями государства(освящения в честь небесных покровителей), а также о символическом значении событий священной истории или святых, в честь которых они были освящены. Выбор освящения алтарей и дополнительных приделов был связан с экономикой завода, поскольку часто совпадал с днями, когда работы на заводе останавливались (празднование Рождества и Святок, сенокос, Троица и т.д.)

Ключевые слова: храм, православие, горный завод, Урал, престол.

A.V. Vostroknutov FEATURES OF NAMING TEMPLES OF SETTLEMENTS OF THE PROVINCE

Federal Sate Autonomous Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research

University» (Perm State University), Perm, Russia

The paper discusses the features of the consecration of the main altars and additional chapels of the temples of the Ural mining plants. The temple was an important part of the mining space and the life of craftsmen and bosses. Analyzing the features of the dedication of the main altars and additional chapels in the mining temples of the Perm province within the borders of the modern Perm region, we can draw conclusions about their involvement in the life of the mining plant (the tendency to reduce the number of new consecrations coincided with the crisis in mining in the middle of the XIX century), the relationship with the plant owners, the rulers of the state (consecration in honor of the heavenly patrons), as well as the symbolic significance of the events of sacred history or saints in whose honor they were consecrated. The choice of consecration of altars and additional chapels was connected with the economy of the plant, since it often coincided with the days when work at the plant stopped (celebration of Christmas and Yuletide, haymaking, Trinity, etc.)

Keywords: temple, Orthodoxy, mining plant, Ural, altar.

XVIII век стал временем изменения и бурного развития России в разных направлениях - политическом, повседневном, культурном, военном, экономическом. Немаловажную роль в этих изменениях играли горные заводы, появившиеся незадолго до этого на Урале. Расцвет их пришелся на XVIII - XIX века.

Горные заводы были похожи по модели своего устройства. Каждый из них имел пять основных точек, которые формировали его пространство: пруд, плотина, заводские корпуса, заводская контора и храм. Заводской поселок строился по берегам пруда. Приписанные к заводу крестьяне становились новой категорией жителей Российской империи - мастеровыми. Прибывшие часто из удаленных губерний,

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №20-18-00269 «Горная промышленность и раннезаводская культура в языке, народной письменности и фольклоре»).

бывшие сельские жители приносили на промышленные предприятия свою духовную культуру. Важным местом в их мировоззрении занимало православие.

В отличие от сельской местности, горные заводы были самодостаточными в религиозном плане единицами. Если в сельской местности нормальным было наличие одного сельского храма на несколько деревень, то на заводах храмы были в каждом поселке, в ряде случаев при крупных заводах возводили по два и три храма. Также отдельная церковь строилась, если значительную часть населения составляли единоверцы.

В христианской традиции каждый храм имеет алтарь, либо главный алтарь и дополнительные приделы, каждый из которых освящается в честь Иисуса Христа, Богородицы, праздников, либо святых.

В данной работе мы проанализируем особенности посвящения главных алтарей заводских храмов и их дополнительных приделов.

При анализе храмовых посвящений в качестве источников мы использовали ряд метрических книг, хранящихся в Государственном архиве Пермского края (ГАПК), представленных в электронном виде на сайте http://pokolenia.permkrai.ru/funds/ (дата обращения 29.10.2021): сюда относится фонд № 37 (Пермская духовная консистория), № 192 (Спасская церковь Ведомства православного исповедания с. Нытва Оханского уезда Пермской губернии) и фонд № 719 (Коллекция метрических книг Пермской губернии). К архивным источникам относится и рукопись В.В. Киреева «Трудная дорога к храму», хранящаяся в Горнозаводском краеведческом музее им. М.П. Старостина (ГКМ). Также в качестве источников по датировке постройки храмов был использован «Адрес-календарь Пермской епархии за 1909 г.» [Адрес-календарь..., 1908]. Кроме этого в качестве источника использованы Пермские епархиальные ведомости (ПЕВ) за 1891 г. [ПЕВ, 1891].

Следует отметить, что из-за обилия датировок в тексте настоящей статьи мы приняли решение вынести ссылки на источники по ним в отдельные таблицы (см. таблицы 1-2), где указаны наименования храмов, дополнительных приделов, год постройки (в ряде случаев примерный) и название горного завода. Информация о времени постройки некоторых храмов, приведенная в Адрес-календаре, может быть скорректирована с учетом анализа метрических книг, т.к. составитель Адрес-календаря, разумеется, собирал информацию о церквях, существовавших на момент издания данного источника, т.е. - на начало XX в.

В ходе исследования были проанализированы наименования главных и дополнительных престолов у 61 храма в 39 горных заводах. Все заводы располагались на западном склоне Урала, т.е. на территории, которая сейчас входит в состав Пермского края. Ранее это были земли Соликамского, Пермского, Оханского, Осинского и западная часть Красноуфимского уездов Пермской губернии.

Стоит отметить, что промышленных предприятий здесь в период XVIII - XIX вв. функционировало больше. По данным Г.Н. Чагина [Города заводы, 2011, с. 9-10], на интересующей нас территории существовало до 60 горных заводов. Однако треть из них не вошли в настоящую работу по ряду причин: слишком короткий срок службы (например, Романовский завод) [Металлургические заводы., 2001, с. 34, 408], либо трудности определения местоположения (например, Кунгурский завод) [Металлургические заводы., 2001, с. 281], либо расположение завода в селении с уже сложившимся православным ландшафтом (например, Пыскорский завод, пущенный в с. Пыскор, где более чем за столетие до этого возник монастырь).

Таким образом, в исследование вошли только те горные заводы, которые, будучи пущенными в действие, функционировали достаточное количество времени для того, чтобы там, помимо основных заводских построек, также был возведен и храм. Временные рамки исследования - вторая половина XVIII - нач. XX вв., обусловлены

временем наивысшего расцвета и постепенного затухания деятельности горных заводов.

Обратимся непосредственно к особенностям наименований храмов.

Главные алтари (табл. 1)

Чаще всего, главные престолы храмов в горных заводах освящались в честь Святой Троицы (20 % или 12 случаев): Пожевской (1785), Кизел (метрические книги с 1800), Мотовилихинский (метрические книги с 1791), Архангело-Пашийский (1791), Юго-Камский (метрические книги с 1784), Полазненский (метрические книги с 1781), Лысьвинский (метрические книги с 1799), Кыновской (метрические книги с 1784), Молебский (метрические книги с 1796), Юго-Кнауфский (1833) и Ашапский (метрии-ческие книги с 1824). Также Святой Троице посвящен единоверческий храм в уже упоминавшемся Юго-Кнауфском заводе (1833). Традиция наиболее частого наименования главного престола заводских храмов в честь Святой Троицы укладывается во временной промежуток конца XVIII - первой трети XIX вв.

Следующим по частоте освящения следуют храмы, чьи главные престолы были освящены в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (15 % или 9 случаев: Егошихинский (1757), Бисеркий (метрические книги с 1800), Хохловский (метрические книги с 1848), Суксунский (1797), Тисовской (метрические книги с 1815), Павловский (метрические книги с 1845), Уинский (1836), Таманский (1779) заводы. Еще один Петропавловский храм был освящен как единоверческий в селении Бымовского завода (метрические книги с 1822 г.).

Заметим, что освящение главных престолов храмов в честь Петра и Павла находится во временном промежутке середины XVIII - первой трети XIX вв.

В случае с храмом в Павловском заводе, очевидно, стоит связать выбор освящения алтаря с небесным покровителем Павла Александровича Строганова, чья вдова, Софья Владимировна, была основательницей данного промышленного предприятия.

Популярность подобного посвящения храмов, на наш взгляд, может быть связана с тем, что день памяти Петра и Павла приходился на 29 июня по ст. стилю, время, когда начиналась сенокосная пора. Следовательно, остановка завода на престольный праздник и последующий сенокос была экономически выгодна.

В пяти случаях (8 %) мы встречаем Иоанно-Предтеченские храмы: в Кувинском (1858), Пожевском (1811), Курашимском (1765) и Хохловском (1853) заводах. Еще один храм с подобным посвящением был единоверческим и также находился на Курашимском заводе. Построен в 1832 г. Можно заметить, что 4 из 5 храмов с таким посвящением были построены в XIX в., практически в первой половине (последний в 1853 г.).

В этой связи интересно отметить здесь отличие храма в Курашимском заводе. Завод этот начал строится в сентябре 1739 г., а пущен был в 1742 г. [Металлургические заводы., 2011, с. 281]. Возможно, что идея строительства и посвящения храму Иоанну Предтече появилась у заводовладельца Г.П. Осокина в период короткого правления Иванна VI Антоновича, чьим небесным покровителем также был Иоанн Предтеча.

Наименование главного престола в память об Иоанне Предтече также выгодно для завода с экономической точки зрения - день его памяти, 24 июня ст. стиля, удобно расположен, и может быть приурочен к началу сенокосной поры. Таким образом, мы снова видим экономическую выгоду для завода от летнего престольного праздника.

В четырех случаях (7 %) главные престолы заводских храмов были освящены в честь Рождества Христова. Это Юговской (метрические книги с 1791), Суксунский (метрические книги с 1796), Тисовской (1855), Рождественский (метрические книги с 1780) заводы. Храмы освящались в честь Рождества Христова в конце XVIII в., а затем только в начале второй половины XIX вв. На период Рождества и святок заводы также останавливались, что, как и в случае с Троицким, Петропавловским и Предтечен-

ским посвящением, было экономически выгодно, т.к. связывало престольный праздник с нерабочими днями.

Три храма (5 %) были освящены в честь Рождества Богородицы: на Добрянском (1769), Чермозском (1783/1829) и Мотовилихинском заводах (1894). Два из них - еще в конце XVIII в., а один - в конце XIX в.

Праздник Рождества Богородицы - первый двунадесятый праздник церковного года. Престольный заводской праздник, отмечаемый в это время, вполне укладывался в календарь заводской жизни, знаменуя не только новую череду церковных праздников, но и очередной производственный цикл. Кроме этого, в Чермозском заводе Лазаревых именины заводовладельца (память Иоакима и Анны, 9 сентября) следовали сразу за престольным заводским праздником - Рождества Богородицы (8 сентября). В этот день после литургии организовывался обед для почти 1400 человек. Празднование растягивалось на три дня. Судя по сообщению Н.Н. Новокрещенных, жившего в Чермозе больше 10 лет, работа на заводе в это время не велась. После Смерти Екима Лазаревича Лазарева празднование его именин сохранилось, но сместилось на престольный праздник, и угощение для жителей организовывали уже не 9, а 8 сентября [Новокрещенных, 1889, 52]

По два случая (по 3 %) освящения главных престолов связаны со Сретением (Бизярский (1843) и Всеволодо-Вильвенский (1862) заводы), Архангелом Михаилом (Юго-Кнауфский (метрические книги с 1776) и Очерский (метрические книги с 1796 г.) заводы), Николаем Чудотворцем (Мотовилихинский (1903) и Рождественский (единоверческий храм; 1904) заводы), Александром Невским (Бымовской (метрические книги с 1781) и Нытвенский (метрические книги с 1851) заводы). Еще два храма в Нытвенском (1873) и Юго-Камском заводах (1915) освящены во имя Всех Святых. По датировкам в первых трех случаях достаточно четко прослеживается временная связь в посвящениях: для Сретенских храмов это середина - начало второй половины XIX в.; для Архангельских - конец XVIII в.; для Никольских - начало XX в. В случае с Александро-Невскими храмами мы наблюдаем значительный временной разрыв.

Празднование Сретения (2 февраля ст. стиля) в народном календаре знаменовало поворот с зимы на весну [Черных, 2009, с. 221]. Таким образом, престольный праздник на заводе знаменовал собой еще и переход к новому циклу и подготовке к весенним работам. Поскольку завод не сельскохозяйственное предприятие, то весенние работы на нем, скорее всего, заключались в проверке плотины, учитывая грядущее половодье, проверке продукции, подготовленной для доставки на ярмарки и т.д.

Празднование дня памяти Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных приходится на 8 ноября ст. стиля. Отмечался за неделю до наступления Рождественского поста, что делало престольный заводской праздник особенным.

День памяти благоверного князя Александра Невского отмечается помимо 23 ноября (ст. стиля) еще и 30 августа (ст. стиля) - день перенесения его мощей в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга, совпадающий с днем заключения Ништадского мирного договора, выведшего Россию к Балтике.

В случае с Александро-Невским посвящением, на наш взгляд, также очевидна связь (по времени) с наследниками престола (в случае с Бымом - с будущим императором Александром I, а с Нытвой - с Александром II).

Посвящение главных алтарей Николаю Чудотворцу связано по времени с правлением императора Николая II. Примечательно, что дополнительные приделы в честь Николы Угодника освящались и в XVIII в. (о них речь пойдет ниже), но главные престолы на заводах ранее в честь этого святого не освящались.

Оставшиеся 18 храмов единичны в плане посвящения главных престолов. Они делятся на четыре группы в зависимости от своего посвящения.

Самая крупная группа состоит из 6 храмов, освященных в честь двунадесятых праздников. Сюда относятся Богоявленский храм в Майкорском (1807), Преображен-

156

ский в Александровском (метрические книги с 1807), Вознесенский в Суксунском (1850), Благовещенский единоверческий в Очерском (1906), Крестовоздвиженский в Шермеитском (1846) и Введенский в Кизеловском (метрические книги с 1802) заводах. Как можно отметить, данные посвящения полностью укладываются в период XIX -нач. XX вв.

Следующая группа из 8 храмов выделена по посвящению главного алтаря в честь святых. Перечислим их. Это храмы Василия Великого в Елизавето-Нердвинском (1796), Захарии и Елисаветы в Елизавето-Пожвинском (1884), Ксении Миласской в Чусовском (1890), Трех Святителей в Кусье-Александровском (метрические книги с 1838), пророка Ильи в Юговском (1818), Митрофана Воронежского в Добрянском (1836), Успения парведной Анны в Аннинском (метрические книги с 1776), Григория Богослова в Екатерино-Сюзьвинском (метрические книги с 1794) заводах. Также один храм в Лысьвинском заводе освящен в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1850). Мы видим, что единичные наименования храмов встречаются на протяжении всего интересующего нас временного периода.

День памяти Василия Великого приходится на 1 января ст. стиля, т.е. на период святок, когда работа на заводах останавливалась. Таким образом, престольный праздник на Васильев день для экономики завода был выгоден.

Ряд посвящений этих храмов носит, отчасти, персональный характер. Так, например, Ксениевская церковь в Чусовском заводе была построена в память о спасении царской семьи во время катастрофы у станции Борки Харьковской железной дороги 17 октября 1888 г. [ПЕВ, 1891, с. 37-38]. Выбор посвящения в данном случае связан с великой княгиней Ксенией Александровной. Аннинская церковь в одноименном заводе была освящена в честь небесной покровительницы либо жены хозяина завода графа И.Г. Чернышева Анны Александровны, либо в их дочери Анны Ивановны.

Григорьевская церковь в Ектатерино-Сюзьвинском заводе вполне могла быть освящена в честь небесного покровителя сына основателя завода - А.Н. Строганова.

Еще два храма связаны своим посвящением с Богородицей. Это храм Казанской иконы в Кусье-Алекснадровском (1843) и Покровский единоверческий храм в Молебском (1836) заводе. Что касается Казанской иконы Божией Матери, то дни ее празднования, 8 июля и 22 октября ст. стиля. Наиболее экономически выгодно для завода было июльское празднование, т.к. оно вполне совпадало с сенокосной порой.

Еще один храм посвящен иконе Спаса Нерукотворного и располагался в Нытвенском заводе (метрические книги с 1781). Празднование дня иконы Спаса нерукотворного приходится на 16 августа ст. стиля. В народе это Третий спас. Данный праздник сразу следует за двунадесятым Успенским праздником, поэтому празднование его было экономически выгодно для завода.

Посвящение дополнительных приделов (таблица 2)

Среди дополнительных приделов, освященных в заводских храмах также можно выделить некоторые особенности.

Так, например, в четырех случаях дополнительные приделы были освящены в честь Николая Чудотворца: на Добрянском заводе в Рождество-Богородицкой церкви (1769), на Юговском заводе в Христорождественском соборе (1811), на Юго-Кнауфском заводе в Троицкой церкви (1833) и на Очерском заводе в Михайло-Архангельском храме (1841).

Интересно отметить, что дополнительные храмовые приделы посвящались этому святому чаще, чем главные алтари храмов. Вообще обращает на себя внимание редкость Никольских церквей в заводском пространстве, в то время как, например, по данным Адрес-календаря Пермской епархии за 1909 г. в интересующих нас уездах Никольские храмы, составляют примерно 10 % от общего числа церквей.

Три храмовых придела посвящены великомученице Екатерине: на Курашимском заводе в Предтеченской церкви (1765), на Егошихинском заводе в Петропавловской церкви (1757) и на Суксунском заводе в Вознесенском храме (1850).

Еще три дополнительных придела были посвящены Александру Невскому: на Пожевском заводе в Свято-Троицком храме (1865), на Елизавето-Нердвинском заводе в Васильевской церкви (1833) и на Александровском заводе в Преображенском храме (1828).

Посвящение дополнительных приделов в храмах, как и в случае с главными алтарями, скорее всего, связано с тем, что Александр Невский являлся небесным покровителем большинства императоров, правивших в XIX в.

Два храмовых придела посвящены князю Всеволоду Псковскому. Они были освящены в Свято-Троицком храме Пожевского завода (1785, 1865) и в Преображенском храме Александровского завода (1828). Посвящение данных приделов благоверному князю Всеволоду является благочестивой данью небесному покровителю хозяина и строителя данных церквей - Всеволода Андреевича Всеволожского. Престольный заводской праздник совпадал с именинами заводовладельца.

Еще два храмовых придела освящены в честь Архангела Михаила. Они относятся к Свято-Троицкому храму Архангело-Пашийского завода (1791) и к Свято-Троицкому храму Юго-Кнауфского завода (1833). В случае с Пашийским заводом, освящение Архангельского придела связано с основателем завода - Михаилом Михайловичем Голицыным, чьему небесному покровителю и посвящен данный придел.

Два дополнительных придела в Свято-Троицком храме Полезненского завода (1837) и в Свято-Троицком храме Кизеловского завода (1870) посвящены святому праведному Симеону Верхотурскому, одному из самых почитаемых уральских святых. Посвящение дополнительных престолов на Лазаревских заводах именно св. Симеону можно связать с именем зятя Христофора Екимовича Лазарева Семёна Давыдовича Абамелек-Лазарева, который встал во главе пермского имения после того, как его тесть отошел от дел.

Два дополнительных придела в Рождество-Богородицком храме в Чермозском заводе (1783/1829) и Свято-Троицком в Полазненском заводе (1837) имеют посвящение Иоанну Предтече. Связано это, очевидно, с первым хозяином Пермского имения Лазаревых Иваном Лазаревичем Лазаревым.

В остальных случаях наименования дополнительных приделов не дублируют друг друга. Но они также делятся на группы: посвященные двунадесятым праздникам, Богородице, святым, а также апостолам.

К приделам, освященным в честь двунадесятых праздников относятся Введенский в Свято-Троицком храме в Кизеловском заводе (1870), Рождество-Богородицкий в Свято-Троицком храме Ашапа (1829), Успенский и сретенский в Свято-Троицком храме Мотовилихинского завода (1828).

К Богородичным приделам относятся Покровский в Петропавловском храме Уинского завода (1836), и Казанский в Свято-Троицком храме Юго-Камского завода (1834).

Со святыми связаны следующие дополнительные приделы: праведного Лазаря в Рождество-Богородицком храме Чермозского завода (1829), великомученика Евстафия Плакиды в Петропавловском храме при Егошихинском заводе (1757), Флора и Лавра в Христорождественском храме Юговского завода (1811), Григория Богослова в Вознесенском храме Суксуна (1850), святителя Димитрия Ростовского в Спасском храме Нытвенского завода (1867), праведной Анны в этом же храме и придел равноапостольной княгини Ольги в Петропавловском храме Уинского завода (1836).

Также в одном случае дополнительный престол Свято-Троицкой церкви (1829) Ашапского завода был освящен в честь Петра и Павла.

Придел праведного Лазаря был освящен, скорее всего, в память небесного покровителя рода Лазаревых, хозяев Чермозского завода.

Появление Ольгинского придела, очевидно, можно связать с приобретением Уинского завода в 1859 г. Ольгой Никифоровной Рошефор [Неклюдов, 2009, с. 125].

Освящение дополнительных приделов, как можно заметить, часто носило персонифицированный характер и было связано с небесными покровителями хозяев заводов, либо их рода (как в случае с Лазаревыми).

Интересным вариантом служит придел Флора и Лавра, святых, почитаемых как покровителей лошадей, т.е. в чисто сельскохозяйственной традиции. Празднование дня их памяти на Юговском заводе 18 августа проходило с крестным ходом к столбу с иконой этих святых и окроплением лошадей [Памятная книжка., 1862, с. 9].

Среди перечисленных вариантов наименования приделов выделяются, пожалуй, только Митрофан Воронежский, храм в честь которого был освящен в Добрянском заводе в 1836 г., и святитель Димитрий Ростовский. Оба этих святых были канонизированы уже в имперский период (Димитрий в 1757 г., а Митрофан в 1832 г.).

Следует учесть, что канонизация Митрофана Воронежского случилась незадолго до этого времени, и, возможно, посвящение ему храма было следствием этого события. Святитель Митрофан известен, помимо деятельности на церковном поприще, своей поддержкой Петра I в деле строительства флота на воронежских верфях. Поскольку флот - это одна из составляющих растущей мощи России в XVIII в., то освящение храма в честь святого - сподвижника Петра I в деле укрепления страны на заводе, производящем металл, необходимый для усиления страны, выглядит весьма символично и не случайно. Связь с флотом Добрянка поддерживала и в производственном плане - производя якоря.

Заводы с двумя и более храмами

В 15 случаях на заводах было построено по два и более храмов. Такая ситуация наблюдается на Пожевском, Рождественском, Очерском, Юговском, Юго-Кнауфском, Добрянском, Курашимском, Хохловском, Лысьвинском, Суксунском, Молебском, Тисовском, Бымовском и Нытвенском и Мотовилихинском заводах.

Разберем подробнее данную особенность. На Мотовилихинском заводе к началу XX в. функционировало уже три храма, но два из них были построены значительно позже прекращения работы на старом заводе, строились они уже при пушечных заводах.

В остальных случаях можно отметить, что вторые храмы в заводах строились по двум причинам. Первая, как кладбищенские: Иоанно-Предтеченский в Пожевском, Ильинский в Юговском, Митрофаньевский в Добрянском, Иоанно-Богословский в Лысьвинском, Петропавловский в Суксунском, Петропавловский в Хохловском и Всехсвятский храмы в Нытвенском заводах. Вторая причина - это единоверческие храмы: Иоанно-Предтеченский в Курашимском, Николаевский в Рождественском, Благовещенский в Очерском, Христорождественский в Юго-Кнауфском, Покровский в Молебском, Христорождественский в Тисовском и Петропавловский в Бымовском заводах.

В случае с Нытвенским заводам стоит отметить, что к началу XX в. храмов там было построено три. Последний по времени, Александро-Невский, был возведен при богадельне.

Таким образом, мы можем заключить, что возведение дополнительных храмов на заводах было вызвано практической необходимостью. В первом случае, они служили как кладбищенские храмы, в другом - как единоверческие. Единоверцы отправляли церковные службы по дониконовским богослужебным книгам, признавая иерархию православной церкви, но сохраняя старый обряд. Православным благословлялось обращаться к единоверческим священникам только в случае крайней необходимости, если не было возможности найти православного священника. Таким образом,

159

строительство единоверческого храма было необходимым в поселении даже при относительно небольшом количестве единоверцев.

Строительство в Нытве Александро-Невской церкви при богадельне также обусловлено непосредственной потребностью иметь домовой храм в данном учреждении. Постройка дополнительных церквей в Мотовилихе уже была связана с растущим числом мастеровых на пушечных заводах после закрытия горного завода.

Заключение

Мы можем видеть, что среди главных алтарей преобладают Троицкие, на втором месте - Петропавловские, на третьем - Предтеченские. Причем количество Троицких и Петропавловских алтарей больше, нежели всех остальных, наименования которых повторяются на разных заводах - 21 против 16.

Кроме этого в традиции наименования главного и дополнительных престолов в заводских храмов прослеживается тенденция посвящения их небесным покровителям заводовладельцев (Княже-Ольгинский, Лазаревский, Всеволодовские, Михайло-Архан-гельские, Симеоновские приделы) и правителей (Иоанно-Предтеченский в Курашиме, Екатерининские и Александро-Невские приделы), что подчеркивало связь заводской жизни с православием и посвящением заводского труда не только экономической выгоде.

Посвящение остальных храмов и храмовых приделов Богородице, иконам и святым также связано с общенародным их почитанием.

Проанализируем полученные данные со стороны частоты посвящения алтарей. По особенностям посвящения мы можем выделить, как уже говорилось, следующие группы храмовых алтарей: посвященные Спасителю, Богородице, святым, архангелу и двунадесятым праздникам.

Если обратить внимание на наименование главных алтарей, то мы можем увидеть относительный баланс между освящениями в честь святых и двунадесятых праздников с небольшим перевесом в сторону первых (13 вариантов освящения в честь святых против 10 вариантов в честь двунадесятых праздников). Вариаций других наименований гораздо меньше - 1 Спаса Нерукотворного, 2 Богородичных и 1 Архангельский.

В случае с наименованиями дополнительных приделов мы видим абсолютно другую картину - престолов, посвященным святым, подавляющее большинство по сравнению с другими вариантами: 13 против 3 двунадесятых, 3 Богородичных, 1 апостольского и 1 Архангельского.

В сравнении главных алтарей с дополнительными приделами выделяется прямая пропорциональность между посвящением престолов Богородице и архангелу Михаилу, и разница между количеством двунадесятых посвящений: будучи практически равными по частоте наименования главных престолов со святыми, они практически не встречаются среди дополнительных приделов.

Такая разница может быть объяснима с той позиции, что логичнее было назвать главный придел в честь двунадесятого праздника, нежели дополнительный. Данный тезис подтверждается фактом освящения дополнительных двунадесятых приделов только в храмах, главный алтарь которых был посвящен Троице: в Мотовилихинском (дополнительные Сретенский и Успенский приделы), Кизеловском (дополнительный Введенский придел) и Ашапском (дополнительный Рождество-Богородицкий придел) заводах.

Обратимся к анализу времени строительства вышеуказанных храмов (таблица 3). Мы можем отметить, что наиболее часто их строительство (вместе с наиболее повторяющимися посвящениями) приходится на вторую половину XVIII - первую половину XIX вв., причем именно в начале XIX в. к повторяющимся наименованиям главных престолов добавляются единичные наименования (и этих вариаций довольно много). Спад начинается во второй половине XIX в., очевидно вместе с кризисом

в горнозаводском деле. К началу XX в. мы наблюдаем минимальное строительство новых храмов.

В таблице 4 указан календарь празднования престольных праздников рассмотренных горных заводов. Все даты указаны по старому стилю. Не везде выяснено, на какой именно день приходился престольный праздник в заводе (например, в случае с Николаем Чудотворцем), поэтому указаны две даты. Однако мы можем заключить, что подавляющая масса выбора храмовых посвящений (и, следовательно, престольных заводских праздников) приходилась на летне-осенний период. Зимой только в декабре и январе наблюдается большая вариативность храмовых посвящений. А февраль, март и май предлагают только по одному варианту.

Таким образом, анализируя особенности посвящения главных алтарей и дополнительных приделов в горнозаводские храмы Пермской губернии в границах современного Пермского края, мы можем сделать выводы об их включенности в жизнь горного завода, связи с заводовладельцами, правителями государства, а также о символическом значении событий священной истории или святых, в честь которых они были освящены.

Также, судя по всему, выбор освящения алтарей и дополнительных приделов был связан с экономикой завода, поскольку часто совпадало с днями, когда завод останавливался (празднование Рождества и Святок, сенокос, Троица и т.д.)

Дальнейший более глубокий анализ храмовых посвящений на территории всей Пермской губернии, на наш взгляд, даст более объективную картину развития православного ландшафта Горнозаводского Урала.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архивные источники:

1. Проект Государственного архива Пермского края «Поколения Пермского края» [Электронный ресурс] - иКЬ:Ьйр://роко1еша.реткга1.ги/:

2. ГАПК Ф. 37. [Бизярский завод, Христорождественская церковь, метрическая книга] Оп. 3. Д. 6

3. ГАПК Ф. 37. [Бисерский (Бисер) завод, Петропавловская церковь, метрическая книга за 1800 г.] Оп. 1. Д. 11а

4. ГАПК Ф. 37. [Кусье-Александровский завод, Трёх-Святительская церковь, метрическая книга за 1838 г.] Оп. 1. Д. 77

5. ГАПК Ф. 37. [Метрическая книга Анно-успенской церкви Аннинского завода Кунгурского уезда Пермской провинции Казанской губернии за 1776 г.] Оп. 3. Д. 119

6. ГАПК Ф. 37. [Бизярский (Бизяр) завод, Христо-Рождественская церковь, метрическая книга за 1782 г.] О. 1. Д. 475

7. ГАПК. Ф. 531. [Батанов Владимир Михайлович. История Добрянского завода (1752 - 1916). Гл. IV. Первые десятилетия капиталистической эпохи]. О. Р-1. Д. 4.

8. ГАПК. Ф. 37. [Юго-Камский завод, Свято-Троицкая церковь, метрическая книга за 1784 г.] Оп. 1. Д. 26

9. ГАПК. Ф. 37. [Хохловское (Хохловка) с., Иоанно-Предтеченская церковь, метрическая книга за 1853 г.] Оп. 2. Д. 128.

10. ГАПК. Ф. 37 [Метрические книги Петропавловского собора и Рождество-Богородицкой церкви г. Перми, Благовещенского собора и церквей г. Кунгура, церквей заводов Пермской округи, сел и острожков Пермской и Кунгурской округи Пермского наместничества.] Оп. 1. Д. 2б.

11. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги Свято-Троицкого собора, Богоявленской, Преображенской, Спасской церквей г. Соликамска, церквей заводов и сел Соликамского уезда.]. Оп. 2. Д. 255

12. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги церквей Курашимского, Мотовилихинского, Паший-ского, Юговского, Югокамского заводов и сел Верхнемуллинского, Калино (Калинского), Камасино, Насадского, Сылвинского и др. Пермской округи Пермского наместничества]. Оп. 1. Д. 3

13. ГАПК. Ф. 37. [Полазненский (Полазна) завод, Свято-Троицкая церковь, метрическая книга за 1781 г.]. Оп. 1 Д. 8

14. ГАПК. Ф. 37. [Кыновский (Кын) завод, Свято-Троицкая церковь, метрическая книга за 1784 г.]. Оп. 1. Д. 1.

15. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги Успенского собора г. Осы, церквей [Аннинского], Бикбардинского, Камбарского и Югокнауфского (Юго-Кнауфского) заводов, сел Крылова, Сайгатки и др. Осинского уезда.]. Оп. 3. Д. 74.

16. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги Свято-Троицкого собора, Богоявленской, Воскресенской, Преображенской, Спасской церквей г. Соликамска, церквей Александровского, Кызелов-ского (Кизеловского), Пожевского, Пыскорского, Чермосского (Чермозского) заводов и сел Соликамског]. Оп. 2. Д. 259.

17. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги церквей Рождественского (Рожественского) и Хохловского заводов, церквей сел Беляевского, Бердышевского, Бубинского, Пихтовского (Елесинского), Сепычевского, Сосновского, Табарского, Чистопереволочного и Шлыковского Оханского уезда.]. Оп. 2. Д. 91

18. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги Успенской церкви г. Оханска, церквей Верх-Очерского, Нытвенского и Павловского заводов, церквей сел Григорьевского, Дальнодубровского, Дворецкого, Карагайского, Новопаинского, Очерского и Шерьинского Оханского уезда.]. Оп. 2. Д. 78

19. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги Спасской старообрядческой (единоверческой) церкви г. Екатеринбурга за 1822 г., единоверческих церквей заводов и сел Пермского, Екатеринбургского, Кунгурского, Осинского, Оханского и Соликамского уездов.]. Оп. 4. Д. 2.

20. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги Христорождественской церкви Ножевского (Рождественского) завода Оханского уезда (округи) Пермской губернии (наместничества) (за 1780, 1783-1790, 1792-1804 гг.).]. Оп. 2 Д. 208

21. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги единоверческой Успенской церкви г. Перми, единоверческих церквей заводов и сел Красноуфимского, Кунгурского, Осинского, Оханского, Пермского и Соликамского уездов.]. Оп. 2. Д. 343

22. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги церквей Верх-Очерского, Екатерино-Сюзьвенского, Нытвенского и Рождественского заводов Оханской округи (уезда), церквей сел Оханской и Обвенской округ Пермского наместничества (губернии) за 1794, 1796, 1797 гг.]. Оп. 2. Д. 10

23. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги церквей Юговского Осокинского завода, сел Веслянки [Веслянского], Опачевки [Опачевского], Старого посада [Троицкого], Суды [Судинского], Ясыла [Покрово-Ясыльского] и острожков Кунгурского уезда Пермской провинции Казанской губернии.]. Оп. 1. Д. 481

24. ГАПК Ф. 192. [Нытвенский (Нытва) завод, Спасская церковь, метрическая книга за 1781 г.]. Оп. 1. Д. 3

25. ГАПК Ф. 719 [Нытвенский (Нытва) завод, Алексанро-Невская церковь, метрическая нкига за 1851 г.]. Оп. 9. Д. 1443

26. ГАПК. Ф. 37. [Метрические книги церквей Аннинского, Бизярского, Бымовского, Юговского Осокина (Югокнауфского) заводов за 1781 г., сел и острожков Кунгурского уезда Пермской провинции Казанской губернии за 1777, 1781 гг.] Оп. 3. Д. 304

27. ГАПК. Ф. 37 [Метрические книги Богоявленской, Воскресенской, Преображенской, Спасской церквей и Свято-Троицкого собора г. Соликамска, церквей Кызеловского (Кизелов-ского) и Пожевского заводов, церквей сел Соликамского уезда. Том 1]. Оп. 2. Д. 244

28. Горнозаводской краеведческий музей им. М.П. Старостина: ГКМ [Киреев В.В. Трудная дорога к храму. 10 с.]

Литература

1. Адрес-календарь Пермской епархии за 1909 г. - Пермь: Электро-тип. В.А. Чердынцева, 1908. - 321 с.

2. Города-заводы / колл. авторов под ред. Г.Н. Чагина. - Пермь: Книжный мир, 2011. - 584 с.

3. Костина В.А. Пермь Великая православная. Судьбы духовенства и монашества, храмов и часовен Земли Пермской. XIV - XX вв. - Пермь, 2020. - 480 с.

4. Металлургические заводы Урала XVII - XX вв. Энциклопедия. - Екатеринбург: Академкнига. 2001. - 536 с.

5. Неклюдов Е.Г. «Прошу Церковь Господню дать уголок внутри неё.» // Уральский исторический вестник. - 2009. № 1(22). - С. 125-129

6. Новокрещенных Н.Н. Чермозский завод. Его прошлое, настоящее и летопись событий. -СПб, 1889. - 164 с.

7. Памятная книжка Пермской губернии на 1863г. Год Первый. - Пермь: Губернская типография, 1862.

8. Пермские епархиальные ведомости. -1891. № 3. Отдел официальный. - С. 37-38

9. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Часть III. Словарь хрононимов. -Пермь: Изд-во «Пушка», 2009. - 280 с.

10. Шумилов Е.Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. - Пермь, 2003. - 71 с.

Сведения об авторе

Вострокнутов Артем Викторович, кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории теоретической и прикладной фольклористики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национально-исследовательский университет» (ПГНИУ).

Vostroknutov Artem Victorovich, candidate of Historical Sciences, Researcher at the Laboratory of Theoretical and Applied Folklore Studies Federal Sate Autonomous Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» (Perm State University).

Таблица 1. Посвящение главных алтарей горнозаводских храмов

Название храма Завод (год постройки храма, либо с какого года метрические книги) Ссылка на источник. Номера архивных дел приведены по номерам в списке литературы

Иоанна Предтечи Кувинский (1858); Пожевской (1811); Курашимский (1765); Круашимский (един., 1832); Хохловский (1853) [Адрес каленарь..., 1908, с. 109]; [там же, с. 97]; [там же, с. 61, 74]; [8], [Адрес-календарь., 1908, с. 72]

Богоявленский Майкорский (1807) [Адрес каленарь., 1908, с. 95]

Захарии и Елизаветы Елизавето-Пожвинский (1884) [Адрес каленарь., 1908, с. 100]

Василия Великого Елизавето-Нердвинский (1796) [9], [ Адрес каленарь., 1908, с. 97]

Троицкий Пожевской (с 1785); Кизеловский (с 1800/1870); Мотовилихинский (с 1791/1828); Архангело-Пашийский (1791); Юго-Камский (с 1784/1834); Полазненский (с 1781/1837); Лысьвенский (с 1799); Кыновской (с 1784); Молебский (с 1796/1806); Юго-Кнауфский (1833); Юго-Кнауф-ский (един., 1833); Ашапский (с 1824/1829) [Шумилов, 2003, 70]; [10], [Адрес каленарь., 1908, с. 95]; [12], [Адрес каленарь., 1908, с. 56]; [27]; [7],[Адрес каленарь., 1908, с. 59]; [12], [Адрес каленарь., 1908, с. 69]; [Адрес каленарь., 1908, с. 65]; [13], [Адрес каленарь., 1908, с. 88]; [9], [Адрес каленарь., 1908, с. 150]; [Адрес каленарь., 1908, с. 137]; [Адрес каленарь., 1908, с. 77]; [14], [Адрес каленарь., 1908, с. 134]

Рождество-Богородицкая Чермозский (с 1783); Мотовилихинский (1894); Добрянский (1769) [Города-заводы., 2011, с. 195]; [Адрес каленарь., 1908, с. 56]; [Города-заводы., 2011, с. 297]

Ксениевская Чусовской (1890) [Адрес каленарь., 1908, с. 57]

Преображенский Александровский (с 1807/1828) [15], [Адрес каленарь., 1908, с. 95]

Сретенский Всеволодо-Вильвенский (1862); Бизярский (1843) [Адрес каленарь., 1908, с. 94]; [там же, с. 137]

Петра и Павла Егошихинский (1757); Бисерский (с 1800); Хохловский (с 1848); Суксунский (1797); Тисовской (с 1815); Павловский (с 1845/1862); Уинский (1836); Таманский (1800/1912); Бымовской (един., [Адрес каленарь., 1908, с. 52]; [2], [Адрес каленарь., 1908, с. 66]; [16]; [Адрес каленарь., 1908, с. 150]; [17], [Адрес каленарь., 1908, с. 113]; [Адрес каленарь., 1908, с. 134]; [10], [Адрес каленарь.,

Название храма Завод (год постройки храма, либо с какого года метрические книги) Ссылка на источник. Номера архивных дел приведены по номерам в списке литературы

с 1822/1867) 1908, с. 134]; [18], [Адрес каленарь..., 1908, с. 77]

Николаевский Мотовилихинский (1903); Рождественский (един., 1904) [Адрес каленарь., 1908, с. 56]; [Адрес-каленарь., 1908, с. 144]

Трех святителей Кусье-Александровский (с 1838) [3]

Казанской иконы Кусье-Александровский (1843) [Адрес-каленарь., 1908, с. 64]

Христорождественский Юговской (с 1791/1811); Суксунский (с 1796); Тисовской (1855); Рождественский (с 1780/1898) [3], [9], [Адрес-каленарь., 1908, с. 160], [19], [Адрес-календарь., 1908, с. 117]

Покровский единоверческий Молебский (1836) [20]

Пророка Ильи Юговской (1818) [Костина, 2020, с. 328]

Всех Святых Нытвенский (1873); Юго-Камский (1915) [Шумилов, 2003, с. 33]; [там же, с. 46]

Митрофана Воронежского Добрянский (1836) [ Адрес-календарь., 1908, с. 69]

Вознесенский Суксунский (1850) [Адрес-календарь., 1908, с. 150]

Архангела Михаила Очерский (с 1796); Юго-Кнауфский (с 1776) [21]; [22]

Благовещенский единоверческий Очерский (1906) [Адрес-календарь., 1908, с. 76]

Спаса Нерукотворного Нытвенский (с 1781) [23]

Александра Невского Нытвенский (с 1851); Бымовской (с 1781) [24], [25]

Крестовоздвижения Шермеитский (1846) [Адрес-календарь., 1908, с. 130]

Успения прав. Анны Аннинский (с 1776) [4]

Григория Богослова Екатерино-Сюзьвинский (с 1794) [21]

Введенская Кизеловский (с 1802) [26]

Иоанно-Богослова Лысьвинский (1850) Шумилов, 2003, с. 33

Таблица 2. Посвящение дополнительных приделов в храмах горных заводов

Наименование Заводы (год, либо год раннего документа) Ссылка на источник. Номера

дополнительного придела архивных дел приведены по номерам в списке литературы

Всеволода Псковского Пожевской (1785, 1865); Александровский (1807, 1828) [Адрес-календарь., 1908, с. 93]; [Там же]

Александра Невского Пожва (1785, 1865); Елизавето-Нердва (с 1796); Александровский (1807, 1828) [Адрес-календарь., 1908, с. 93]; [Там же, с. 97]; [там же, с. 93]

Праведного Лазаря Чермозский (1829) [Адрес-календарь., 1908, с. 96]

Введения во храм Кизеловский (1870) [Адрес-календарь., 1908, с. 95]

Симеона Верхотурского Полазненский (1837); Кизеловский (1870) [Адрес-календарь., 1908, с. 69]; [Там же, с. 95]

Иоанна Предтечи Полазненский (1837); Чермозский (1829) [Адрес-календарь., 1908, с. 69]; [Там же, с. 96]

Екатерины Курашимский (1765); Суксунский (1850); Егошихинский (1757) [Адрес-календарь., 1908, с. 61]; [Там же, с. 150]; [Там же, с. 52]

Евстафия Егошихинский (1757) [Адрес-календарь., 1908, с. 52]

Сретения Мотовилихинский (1828) [Адрес-календарь., 1908, с. 56]

Успения Богородицы Мотовилихинский (1828) [Адрес-календарь., 1908, с. 56]

Архангела Михаила Пашийский (1791); Юго-Кнауфский (1833) [27], [Адрес-календарь., 1908, с. 137]

Флора и Лавра Юговской (1811) [Адрес-календарь., 1908, с. 57]

Николая Чудотворца Юговской (1811); Добрянский (1769); Очерский (1841); Юго-Кнауфский (1833) [Адрес-календарь., 1908, с. 56]; [Города-заводы., 2011, с. 97], [Адрес-календарь., 1908, с. 137]

Казанской иконы Юго-Камский (1834) [Адрес-календарь., 1908, с. 59]

Григория Богослова Суксунский (1850) [Адрес-календарь., 1908, с. 150]

Праведной Анны Нытвенский (1867) [Адрес-календарь., 1908, с. 120]

Димитрия, митрополита Ростовского Нытвенский (1867) [Адрес-календарь., 1908, с. 120]

Княгини Ольги Уинский(1836) [Адрес-календарь., 1908, с. 134]

Покровский Уинский(1836) [Адрес-календарь., 1908, с. 134]

Рождества Богородицы Ашапский (1829) [Адрес-календарь., 1908, с. 134]

Петра и Павла Ашапский (1829) [Адрес-календарь., 1908, с. 134]

Таблица 3. Распределение строительства горнозаводских храмов по времени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительная таблица наименований главных алтарей горнозаводских храмов (количество)

вторая половина XVIII Первая половина XIX Вторая половина XIX Начало XX в.

Свято-троицкие (12) Христорождественский (1) Николая Чудотвореца (2)

Петро-Павловские (9) Рождества Богородицы (1) Благовещения (1)

Иоанна Претечи (5) Захарии и Елизаветы (1)

Всех Святых (2)

Христорождественские (4) Сретения (2)

Рождества Богородицы (2) Богоявления (1) Вознесения (1)

Архангела Михаила (2) Преображения (1) Александро-Невский (1)

Александро-Невский (1) Крестовоздвиженский (1) Ксении Миласской (1)

Василия Великого (1) Введенский (1) Иоанна Богослова (1)

Успения Праведной Анны (1) Трех Святителей (1)

Григория Богослова (1) Илья Пророк

Спаса Нерукотворного (1) Митрофана Воронежского (1)

Казанской иконы (1)

Покровский (1)

Таблица 4. Распределение праздников, которым были посвящены главные алтари заводских храмов и дополнительные приделы в календаре (ст. стиль)

Зима Весна

Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

Николай Чудотворец (6) Богоявление (6) Сретенье (2) Благовещение (25) Николай Чудотворец (9)

Симеон Верхотурский (18) Ксения Милаской (24)

Рождество Христово (25) Григорий Богослов (25)

Василий Великий Трех Святителей (30)

Лето Осень

Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

Рождество Иоанна Предтечи (24)) Казанская (8) Преображение (6) Захарии и Елисаветы (5) Покров (1) Архангел Михаил (8)

Петра и Павла (29) кн. Ольга (11) Успение (15) Рождество Богородицы (8) Лазарь (14) Введение (21)

Вознесение Илья Пророк (20) Спас Неуркотвор-ный (16) Симеон Верхотурский (12) Казанская (22) Алекснадр Невский (23)

Троица Успение прав. Анны (25) Алекснадр Невский (30) Крестовоздвиже ние (14) Димитрий Ростовский (28) Митрофан Воронежски й (23)

Всех святых Флор и Лавра (31) Евстафий Плакида (20)

Иоанн Богослов (26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.